Проверяемые согласные в корне слова новостной

Проверяемые согласные в корне слова

Многие слова русского языка имеют в своём морфемном составе, а именно – в корне, согласную, правописание которой у вызывает сомнения. В зависимости от того, можно ли его проверить, выделяют две орфограммы – проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова.

Непроверяемые согласные – это те, правописание которых можно узнать только с помощью орфографического словаря. Как правило, это слова иноязычного происхождения. Например: аптека, рюкзак, экзамен, бардак, дисбаланс, ветчина, рикша и др.

Проверяемые согласные – такие слова, верное написание которых можно проверить с помощью стандартных правил. Рассмотрим эту орфограмму подробнее.

Для того, чтобы определить, какой согласный должен писаться в корне, нужно найти однокоренное слово (ряд слов) или словоформу, в которых согласная будет произноситься отчётливо. Этот способ поможет избежать ошибок на письме.

дуб – дуба (дубовый, дубок), хлеб – хлеба, голубь – голубок (голубиный), круг – круги.

Перечислим случаи, в которых согласный будет звучать чётко:

  • если он стоит перед гласным: зуб – зубы;
  • если согласный предшествует непарным сонорным звонким согласным (р, н, м, л): сквозь – сквозной.

Приведём ещё несколько способов, с помощью которых удастся подобрать правильную согласную букву:

  1. Изменить число имени существительного (пруд – пруды, луг – луга).
  2. Изменить падежную форму имени существительного (Бог – Бога, краб – краба).
  3. Полную форму имени прилагательного заменить краткой (узкий – узок, вязкий – вязок).
  4. Найти однокоренное слово, которое имеет в своём составе уменьшительно-ласкательный суффикс (дождь – дождик, трубка – трубочка, гриб – грибочек).
  5. Заменить имя существительное формой глагола (косьба – косит, ковка – ковать).

Обратите внимание! Существительное «свадьба» пишется с согласной «д» в корне (проверочное – «свадебный», а не «сватать»). Лексему «изморось» нужно писать с «с» (проверочное – «моросить»), а в слове «изморозь» – «з» (проверочное – «морозить»).

Иногда бывает, что при изменении лексемы или подборе однокоренного слова появляется другая согласная. Такое явление называется чередованием согласных. Оно свойственно многим словам и связано с историческими процессами в русском языке.

друг – друзья (дружба), выход – выхожу, варяг – варяжский, труд – тружусь, приезд – приезжать, снег – снежок и др.

Кроме того, существуют лексемы, в корень которых включена непроизносимая согласная (в устной речи она не произносится). Проверить её можно только путём подбора однокоренных слов или словоформ, но она также относится к группе проверяемых согласных в корне слова.

хрустнуть – хрустеть, вестник – весть, агентство – агент, яростный – ярость и т.д.

Случается и так, что в некоторых лексемах пишут дополнительную согласную, которая, по правилам, не должна ни писаться, ни произноситься. Перед тем, как писать эти слова, нужно подобрать к ним родственные лексемы. Этот способ докажет, что в их корне нет непроизносимого согласного. Однако некоторые слова невозможно проверить, поэтому их правописание рекомендуется запомнить.

Приведём примеры для лучшего запоминания: опасный – опасно, искусный – искусен, ужасный – ужасен, косный – косен.

Таким образом, правил, которые помогут проверить согласную в корне, немного. Их следует выучить, чтобы писать грамотно. Также нужно быть внимательными, чтобы не пропустить исключения, которыми богат русский язык.

Орфограмма № 3.Проверяемые согласные в корне слова.

№3. Проверяемые согласные в корне слова.

ПРАВИЛО.

Чтобы проверить согласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы данная согласная звучала чётко.

Подсказка.

· Чётко согласный звучит если стоит перед гласным:

дуб — дубы.

· Чётко звучит согласный (то есть стоит в сильной позиции), если находится перед непарными звонкими сонорными согласными: М,Н,Л,Р.

Сквозь – сквозной, дуб – дубрава.

Рекомендации, как можно проверить согласные в корне.

· Полное прилагательное поставьте в краткую форму: чуткий- чуток.

· Существительное замените глаголом: ходьба – ходить.

· Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом: лодка-лодочка.

· Измените число существительного: круг-круги.

· Измените падеж имени существительного: враг – врага.

· Имейте в виду, что часто происходит чередование согласных в корне: бедняжка – бедняга (можно бедняжечка), приезжать – приезд.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Ковка – ковать (проверили, подобрав однокоренное слово, в котором проверяемый согласный стоит перед гласным).

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Красивый лу…

Красивого луга (проверили, изменив форму слова, поставив его в родительный падеж).

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Вя…кий

Вязок (проверили, поставив согласный перед гласным, подобрав краткую форму).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Правила правописания проверяемых согласных в корнях слов

Проверяемые согласные в корне слова

В русском языке есть согласные, которые отличают парность по глухости — звонкости. На письме это разные буквы, но в речи в некоторых словах они звучат одинаково, либо являются взаимозаменяемыми. Например, это такие парные согласные как [д] — [т], [ж] — [ш], [б] — [п], [в] — [ф], [з] — [с], [г] — [к]. Они встречаются при произношении слов: род, короб, плод, плов, молодежь, шапка, сказка и др.

Для проверки правописания согласного в корне слова подбираем однокоренное или такую форму слова, где эта согласная слышится четко, ясно и не вызывает сомнений.

Отличия проверяемых согласных от непроверяемых

Не все согласные можно проверить. Слова с непроверяемыми согласными в корне слова необходимо запомнить. Они часто встречаются на диктантах на орфографию, в контрольных работах по русскому языку.

Предлагаем запомнить словарные слова: вокзал, футбол, анекдот, аптека, космонавт, экзамен, здесь, сдоба, спортсмен.

Правило проверки проверяемой согласной в корне слова

Как проверить согласную в корне слова:

  • можно изменить форму слова или подобрать однокоренное так, чтобы после согласной стояла гласная: ходьба — ходить, краб — крабовый, труд — перетрудиться, коробка — коробочка;
  • также проверить написание буквы можно подобрав слово, где после орфограммы будет стоять сонорные р, л, н, в, м: зубки — зубной, кровь — кровный, мороз — морозный.

Чередования согласных в корне слова

В русском языке насчитывается порядка двадцати примеров корней с чередующимися согласными. Выученная орфограмма поможет верно сделать морфологический разбор, подобрать однокоренное слово и улучшит знания о лексике русского языка.

Корень с чередующимися согласными Примеры
к//ч клок — клочок, звук — звучать
ц//ч яйцо — яичко, птица — птичка
к//ц//ч лик — лицо — личный, рыбак — рыбацкий — рыбачит
г//ж флаг — флажок, круг — кружок
г//ж//з подруга — подружка — друзья
г//ж//ч стригу — стрижка — стричь
х//ш пух — пушинка, горох — горошина
с//ш покрасить — покрашу, высокий — вышка
з//ж мазь — помазать — помажу, морозить — мороженое
ск//ст//щ отпускать — отпустит — отпущу
т//ч ответ — ответить — отвечать
т//ч//щ свет — свечка — освещать
д//ж//жд ходить — хожу — хождение
б//бл любовь — любит — люблю, гребля — гребет
п//пл покупка — купит — куплю
в//вл ловля — ловить — ловлю
ф//фл разграфить — разграфленный
м//мл дрема — дремать — дремлю
д//с веду — вести
т//с плету — плести

Примеры упражнений для 5 класса

Выполните задание: спишите слова, вставляя одну из указанных букв. Выделите орфограммы.

Б или П? Коро. ка, скри…ка, ли…кий, а…тека.

В или Ф? Выши…ка, коро…ка, шка…чик, морко…ка.

Г или К? Во…зал, пиро…, бубли…, бере….

Д или Т? Ло. ка, хо…ьба, запла…ка, закла…ка.

Ж или Ш? Кни…ка, мы…ка, поду…ка, сторо….

З или С? Дер…кий, про…ьба, ска…ка, бере…ка.

Ответы к заданию:

  1. Коробка, скрипка, липкий, аптека.
  2. Вышивка, коровка, шкафчик, морковка.
  3. Вокзал, пирог, бублик, берег.
  4. Лодка, ходьба, заплатка, закладка.
  5. Книжка, мышка, подушка, сторож.
  6. Дерзкий, просьба, сказка, березка.

Перед вами пары одинаково произносимых слов. Выпишите их и придумайте к ним несколько однокоренных слов, а также по одному предложению с каждым из этих слов. Подчеркните в них орфограммы: молот, плод, луг, род, молод, лук, плот, рот.

Пруд — прудок, запруда, прудить.

Прут — прутик, прутья, прутковый.

Этим летом мы часто ловили рыбу и купались в пруду за деревней.

Красивая новая изгородь из прутьев радовала бабушку каждый день.

Ответы к заданию:

Молод — молодость, молодиться, молодой, молодежь.

Молот — молоток, молотить, молоточек.

Герой известного литературного произведения был молод и очень красив.

Ударив молотом по металлической конструкции, он дал старт новому большому проекту.

Плод — плодиться, приплод, плодовое.

Плот — плотик, плотина.

В этом году яблоня дала необычайно много плодов.

Помню, дедушка учил в детстве, как строить плот.

Луг — луговой, лужок.

Лук — луковка, луковица, луковичка, луковый.

Этим утром пастух особенно спешил погнать коров и овец на луг: начиналось лето.

Украшением любого стола может стать яркий зеленый лук с грядки.

Род — родиться, родовой, родные, родители, родственники.

Рот — роток, ротик, ротовой.

На днях в соборе обвенчались представители знатного рода.

Рот его скривился, когда в комнату вошли без спроса.

источники:

http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1418-orfogramma-3-proveryaemye-soglasnye-v-korne-slova

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/5/pravila-pravopisaniya-proveryaemyh-soglasnyh-v-kornyah-slov

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Орфограммы.

№3. Проверяемые согласные в корне слова.

ПРАВИЛО.

Чтобы проверить согласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы данная согласная звучала чётко.

Подсказка.

·        Чётко согласный звучит если стоит перед гласным:

дуб — дубы.

·        Чётко звучит согласный (то есть стоит в сильной позиции), если находится перед непарными звонкими сонорными согласными: М,Н,Л,Р.

Сквозь – сквозной, дуб – дубрава.

Рекомендации, как можно проверить согласные в корне.

·        Полное прилагательное поставьте в краткую форму: чуткий- чуток.

·        Существительное замените глаголом: ходьба – ходить.

·        Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом: лодка-лодочка.

·        Измените число существительного: круг-круги.

·        Измените падеж имени существительного: враг – врага.

·        Имейте в виду, что часто происходит чередование согласных в корне: бедняжка – бедняга (можно бедняжечка), приезжать – приезд.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Ко..ка

Ковка – ковать (проверили, подобрав однокоренное слово, в котором проверяемый согласный стоит перед гласным).

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Красивый лу…

Красивого луга (проверили, изменив форму слова, поставив его в родительный падеж).

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Вя…кий

Вязок (проверили, поставив согласный перед гласным, подобрав краткую форму).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

E-mail

В русском языке не только гласные буквы в словах нужно проверять. Сложные согласные тоже требуют знания правил.

Орфограмма — это напи­са­ние сло­ва с помо­щью пра­ви­ла орфо­гра­фии или в соот­вет­ствии с тра­ди­ци­ей рус­ско­го языка.

В статье мы разберем правописание звонких и глухих согласных в корне слова, правописание удвоенных согласных, а еще правописание непроизносимых согласных.

Ещё больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Правописание согласных в корне слова в некоторых случаях мы пишем правильно даже без знания правил. Например: мир, стол, дом, сон, мох. Звонкие и глухие согласные в этих словах непарные и всегда пишутся одинаково. Ведь на их месте нет выбора букв, а значит нет и орфограмм.

А вот с правописанием парных согласных глухих и звонких звуков в корне слова дело обстоит сложнее.

 
Парные звонкие и глухие согласные звуки всегда надо проверять, потому что на их месте могут стоять разные буквы. Например: обед, свет, кошки, ложки.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Проверить правописание парных согласных звонких и глухих звуков можно разными способами.

Изменение формы слова

Чтобы проверить сомнительный парный согласный звук в слове, надо изменить его форму или подобрать такое однокоренное слово, чтобы за проверяемым согласным был гласный звук или стояли согласные л, м, н, р. Например: смазка — смазать, молотьба — молотить, гриб — грибы, грибной. 

В слове свадьба надо писать букву д, хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется  т. В слове лестница надо писать букву с, хотя в однокоренном слове лезу пишется з. В слове отверстие тоже пишется  с, хотя в однокоренном слове отверзать стоит буква з.

Чередование согласных

Для проверки согласных в слове иногда можно использовать чередование звуков: г-ж, ц-ч. Например: коврижка, пичужка (образованы от слов коврига, пичуга, с чередованием  г-ж); скворечник (образовано от слова скворец, с чередованием ц -ч).

Для вашего удобства мы собрали корни с чередующимися согласными в одну таблицу.

Правописание согласных в корне слова, таблица

Корень с чередующимися согласными  Примеры
к-ч клок — клочок, звук — звучать
ц-ч яйцо — яичко, птица — птичка
к-ц-ч лик — лицо — личный, рыбак — рыбацкий — рыбачит
г-ж флаг — флажок, круг — кружок
г-ж-з подруга — подружка — друзья
г-ж-ч стригу — стрижка — стричь
х-ш пух — пушинка, горох — горошина
с-ш покрасить — покрашу, высокий — вышка
з-ж мазь — помазать — помажу, морозить — мороженое
ск-ст-щ отпускать — отпустит — отпущу
т-ч ответ — ответить — отвечать
т-ч-щ свет — свечка — освещать
д-ж-жд ходить — хожу — хождение
б-бл любовь — любит — люблю, гребля — гребет
п-пл покупка — купит — куплю
в-вл ловля — ловить — ловлю
ф-фл разграфить — разграфленный
м-мл дрема — дремать — дремлю
д-с веду — вести
т-с плету — плести

Иногда некоторые слова с одним и тем же значением имеют два варианта написания. В них нельзя ориентироваться на чередование согласных звуков. Например: галоша —  калоша, дискутировать — дискуссировать, синтаксический — синтактический, апокалипсический — апокалиптический.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Чередование согласных

Правописание непроверяемых согласных звонких и глухих звуков в корне слова

В некоторых иноязычных словах правописание сомнительного гласного звука нельзя проверить однокоренным словом. Например: в слове абстракция нужно писать звук к, хотя в однокоренном слове абстрагироваться надо писать букву г.

Правописание таких слов нужно смотреть в словаре. Например: асбест, варежка, вокзал, ягдташ.

Правописание удвоенных согласных в корне слова

Правописание двойных согласных в корне и на стыке приставки и корня зависит от самих согласных.

Двойное ж в корне слова

Двойное ж надо писать в корнях слов: вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник. В однокоренных с ними словах тоже нужно писать жж: дрожжевой, жужжание, можжевёловый, а еще в некоторых формах глагола жечь и производных от него словах: жжешь, жжет, жженый, выжженный, возжженный, жжение, жженка.

Двойное с в корне слова

Двойное с нужно писать в словах ссуда, ссора и в однокоренных с ними словах: поссориться, перессориться. 

Двойное с еще нужно писать в словах с корнем -росс-. Например: Россия, россияне, российский, великоросс, малороссиянин.

Двойные согласные в сложных словах

Двойные согласные надо писать в сложносокращенных словах, если одна часть заканчивается, а вторая часть начинается на одну и ту же букву. Например: главврач, госсектор, поссовет, роддом.

Если в таких словах первая часть оканчивается на две одинаковые согласные, то одна из них опускается. Например: грампластинка, групорг, конармеец.

Двойные согласные на стыке корня и приставки

В словах, в которых приставка заканчивается, а корень начинается с одной буквы, надо писать двойные согласные. Например: беззаветный, бессердечие, воззвание, восстание, подделать, раззадорить, рассказ.

В таких словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова. Например: рассориться (рас+ссориться ), колонный (от колонна: колонн+ный ), ванная (от ванна: ванн+ная ), пятитонный (от тонна: пяти+тонн+ный ), одесский (от Одесса: одесс+ский ), прусский (от Пруссия: прусс+ский ), донбасский (от Донбасс: донбасс+ский )

Двойные согласные в иноязычных словах

Написание слов иноязычного происхождения с двойными согласными надо смотреть в орфографическом словаре. Например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация,  аппендицит, аппликация, аппретура, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам,  дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, каллиграфия, кассация, клемма , коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция,  параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, стрептококк, теннис, терраса.

Двойные согласные в именах

В некоторых именах нужно писать двойные согласные. Эти имена не подчиняются правилам, их надо запомнить. Например: Аполлон, Виссарион, Геннадий, Ипполит, Кирилл, Филипп, Алла, Анна, Аполлинария, Белла, Генриетта, Инна, Римма.

Если такие имена употреблены в уменьшительной или фамильярной форме, то двойные согласные не пишутся. Например: Алла — Алка, Стелла — Стелка, Эмма — Эмка, Жанна — Жанка, Инна — Инка, Римма — Римка, Васса — Васка, Мирра — Мирка, Мариэтта — Мариэтка, Савва — Савка, Кирилл — Кирилка, Филипп — Филипка.

Двойные согласные в сложных словах, которые пишутся через дефис

Если в сложных словах первое слово нужно писать через дефис и в нем есть двойные согласные, то удвоенные буквы сохраняются. Например: масс-культура, пресс-форма, пресс-центр, экспресс-анализ.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова 

В некоторых словах есть непроизносимые сочетания букв: здн, ндск, нтск, стл, стн, рдц, лнц. Чтобы знать правописание непроизносимых согласных, надо изменить форму этого слова или подобрать однокоренные слова. Например: грустный (грустен, грустить); гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть); свиснуть (свисать). 

Надо помнить, что в ряде слов в соче­та­нии соглас­ных сн нет непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка. Не надо писать соглас­ный т в сле­ду­ю­щих словах: без­глас­ный, вкус­ный, гнус­ный, интри­ган­ский, искус­ный, искус­ни­ца, инте­рес­ный, живо­пис­ный, небес­ный, кос­ный (в зна­че­нии «отста­лый»), кудес­ник, опас­ный, сло­вес­ный, сло­вес­ность, ужас­ный, ровес­ник, чудесный.

Надо запомнить правописание согласных в следующих словах: блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя  стекло).

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Чтобы проверить непонятные согласные в корне слова, надо подобрать к нему проверочное слово. Например: пруд — пруды, молотьба — молотить, узкий — узок, прут — прута.

Чтобы было проще подобрать проверочное слово, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например: лодка — лодочка.
  2. Поставьте слово во множественное число. Например: круг — круги.
  3. ​​​​​​​Измените падеж слова. Например: враг — врага.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Интересуетесь правилами русского языка? На сайте вы найдете полезные статьи на эту тему. Например, можете прочитать о правописание сложных слов, правописании частиц или о употреблении ь и ъ знаков.

Теперь вы знаете все правила правописания согласных в корне слова. А если у вас еще остались вопросы, обращайтесь в студенческий сервис.

Интересно узнать, когда появились правила в русском языке. Действующие правила русского правописания были утверждены в 1956 году. Это первый и единственный в истории русского языка полный общеобязательный свод правил орфографии и пунктуации. До 1956 года подобного свода не было. На что тогда ориентировались при написании слов? До 1956 года толком и не было правил в привычном понимании. Единых и устоявшихся, без разнобоя и противоречий. Наиболее авторитетным справочником дореволюционной России считалось «Русское правописание» Я. К. Грота. Современные филологи называют Грота «дореволюционным Розенталем». Сейчас эта книга перешла в общественное достояние.

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова 

Правила и примеры правописания

Проверяемые согласные.

Правило 1.

Написание согласных в слове можно проверить, подобрав родственное слово или изменив это же слово так, чтобы за согласным следовал гласный звук или л, м, н, р.

Примеры:
Просьба – просить, сказка — сказать, грудь – грудной, труд – трудом, кровь – кровный, помог – помогли.

Правило 2.

При стечении нескольких согласных в слове один из них может не произноситься. Для проверки нужно подобрать родственное слово, в котором непроизносимый согласный звучит отчётливо.

Примеры:
Честный – честен, сердце – сердец, вестник – вести,
но: ужасный – ужас, чудесный – чудесен, опасный – опасен, вкусный – вкусен.

Непроверяемые согласные.

Некоторые слова нельзя проверить, их следует запомнить: асфальт, лестница, вокзал, ровесник, сверстник, чувство и др.

В помощь школьнику

Упражнение: раздел морфология, раздел состав слов, слов 161

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…
Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше?

М. Ю. Лермонтов, Герой нашего времени.

Подчеркни:
Морфология:
– окончания имён существительных (5);
– суффиксы имён прилагательных (6);
– личные окончания глаголов (7).
Состав слов:
– сложные слова (5).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:

[б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].

Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.

Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.

Для запоминания ребенку очень поможет умение пользоваться лентой букв и звуков.

6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.

лента букв и звуков для начальной



Правило «Парные согласные в корне слова»



шарады для детей

Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].

Например: плод — плоды, травка — трава.



парные согласные в корне слова правило

шарады для детейКак проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), свеж (каков?) — свежий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок,  кружка — кружечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.), ходьба (сущ.) — ходит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: автобус, вокзал, завтра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.



Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»



Карточка 1

  1. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.

2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.

Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.

Гри.., су.., хле.., скри.., кло.., ду.., Архи.., зу.., гер…

2 класс: тексты для списывания



Карточка 2

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.

Ле.., шка.., жира.., обу..ь, Кие.., клю.., шар.., телегра.., клю.., рука…

2 класс: тексты для списывания



Карточка 3

  1. Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру.., мя..кий хле…

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.

Моро.., арбу.., интере.., но.., ма..ь, подно.., гру.., свя..ь, голо.., зале….

2 класс: тексты для списывания



Карточка 4

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Сколь..кий лё.., у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё.., ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру.., кре..кие оре..ки.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.

Бере.., кула.., моря.., ночле.., червя.., кру.., творо.., синя.., тан.., утю.., дру..

2 класс: тексты для списывания



Карточка 5

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё.., лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.

Каранда.., пейза.., глу..ь, ё.., ланды.., бро..ь, мор.., гара.., камы.., ду.., у.., сторо.. .

2 класс: тексты для списывания



Карточка 6

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре.., оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.

Заво.., бра.., кро.., огоро.., дроз.., сала.., неф..ь, тру.., го.., трос..ь, радос..ь.

2 класс: тексты для списывания



Карточка 7

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 8

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 9

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 10

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Репорта…

Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.

2 класс: тексты для списывания



Карточка 11

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро.., а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.



Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»


Наш луг

Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Найди с тексте все имена существительные.
    2 класс: тексты для списывания


Зима

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Родной край

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной край. (23 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Зимний наряд

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу и подпиши части речи.2 класс: тексты для списывания


Весна пришла

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Найди в тексте имена прилагательные.
  3. Во 2-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Подводная охота

Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу и подпиши части речи.2 класс: тексты для списывания


Рыбки

В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
    2 класс: тексты для списывания


Бурундук

Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И. Литинецкому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста имена существительные во множественном числе.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Репка

Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 4-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


На катке

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Сделай фонетический разбор слова лёд.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Тетерев

Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Дом

Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Каток

Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.
  3. Выполни звуко-буквенный разбор слова мороз.2 класс: тексты для списывания

Раскраски на тему «Парные согласные»

парные согласные в корне слова 2 класс

парные согласные в корне слова 2 класс

Еще полезные статьи для 2 класса:

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе

Диктанты с грамматическими заданиями для 2 класса

Тексты для списывания 2 класс

Изложения 2 класс

Карточки с заданиями для 2 класса

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЮ:

Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс» 

Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Данное пособие содержит:

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.Учимся списывать текст без ошибокУчимся списывать текст без ошибок


Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-Ым классом.

Списывание 3 класс

Списывание 3 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Понравилась статья? Поделить с друзьями: