Проверяемые парные по звонкости глухости согласные в корне слова примеры 2 класс

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:

[б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].

Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.

Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.

Для запоминания ребенку очень поможет умение пользоваться лентой букв и звуков.

6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.

лента букв и звуков для начальной



Правило «Парные согласные в корне слова»



шарады для детей

Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].

Например: плод — плоды, травка — трава.



парные согласные в корне слова правило

шарады для детейКак проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), свеж (каков?) — свежий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок,  кружка — кружечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.), ходьба (сущ.) — ходит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: автобус, вокзал, завтра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.



Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»



Карточка 1

  1. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.

2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.

Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.

Гри.., су.., хле.., скри.., кло.., ду.., Архи.., зу.., гер…

2 класс: тексты для списывания



Карточка 2

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.

Ле.., шка.., жира.., обу..ь, Кие.., клю.., шар.., телегра.., клю.., рука…

2 класс: тексты для списывания



Карточка 3

  1. Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру.., мя..кий хле…

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.

Моро.., арбу.., интере.., но.., ма..ь, подно.., гру.., свя..ь, голо.., зале….

2 класс: тексты для списывания



Карточка 4

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Сколь..кий лё.., у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё.., ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру.., кре..кие оре..ки.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.

Бере.., кула.., моря.., ночле.., червя.., кру.., творо.., синя.., тан.., утю.., дру..

2 класс: тексты для списывания



Карточка 5

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё.., лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.

Каранда.., пейза.., глу..ь, ё.., ланды.., бро..ь, мор.., гара.., камы.., ду.., у.., сторо.. .

2 класс: тексты для списывания



Карточка 6

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре.., оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.

Заво.., бра.., кро.., огоро.., дроз.., сала.., неф..ь, тру.., го.., трос..ь, радос..ь.

2 класс: тексты для списывания



Карточка 7

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 8

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 9

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 10

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Репорта…

Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.

2 класс: тексты для списывания



Карточка 11

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро.., а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.



Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»


Наш луг

Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Найди с тексте все имена существительные.
    2 класс: тексты для списывания


Зима

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Родной край

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной край. (23 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Зимний наряд

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу и подпиши части речи.2 класс: тексты для списывания


Весна пришла

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Найди в тексте имена прилагательные.
  3. Во 2-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Подводная охота

Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу и подпиши части речи.2 класс: тексты для списывания


Рыбки

В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
    2 класс: тексты для списывания


Бурундук

Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И. Литинецкому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста имена существительные во множественном числе.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Репка

Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 4-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


На катке

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Сделай фонетический разбор слова лёд.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Тетерев

Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Дом

Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Каток

Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.
  3. Выполни звуко-буквенный разбор слова мороз.2 класс: тексты для списывания

Раскраски на тему «Парные согласные»

парные согласные в корне слова 2 класс

парные согласные в корне слова 2 класс

Еще полезные статьи для 2 класса:

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе

Диктанты с грамматическими заданиями для 2 класса

Тексты для списывания 2 класс

Изложения 2 класс

Карточки с заданиями для 2 класса

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЮ:

Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс» 

Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Данное пособие содержит:

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.Учимся списывать текст без ошибокУчимся списывать текст без ошибок


Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-Ым классом.

Списывание 3 класс

Списывание 3 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Русский язык

Урок 10: Парные глухие и звонкие

Парные глухие и звонкие согласные в корне слова

Сегодня на уроке ты познакомишься с еще одной важной орфограммой, которая встречается во многих словах. Будь внимателен, и тогда тебе удастся быстро ее запомнить и научиться применять.

План урока:

Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука

Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными

Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Посмотри на картинку обложки урока. На какие пары можно разделить все эти буквы?

glukhie zvonkie

Верно. Все буквы можно разделить по цвету на пары по глухости-звонкости. Они обозначают 11 пар звуков:

1 glukhie zvonkie

Такие пары звуков часто путают нас: в некоторых словах слышится одна буква, а пишется другая.

Понаблюдай за группами слов. В каких из них произношение не совпадает с написанием?

2 glukhie zvonkie

Проверь себя:

3 glukhie zvonkie

4 glukhie zvonkie

Давай потренируемся.

Из предложенных слов в скобках выбери то, которым можно проверить пропущенный парный согласный.

5 glukhie zvonkie

6 glukhie zvonkie

Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука

Вернись к словам предыдущего задания. Что общего ты замечаешь?

Верно, после каждого парного согласного звука в этих словах стоит гласный звук. Но не только он помогает проверить написание.

Прочитай, какими способами можно проверять эту орфограмму.

7 glukhie zvonkie

Потренируемся.

Вставь пропущенные буквы, а в скобки впиши проверочное слово.

8 glukhie zvonkie
Источник

Проверь себя:

9 glukhie zvonkie

10 glukhie zvonkie

Теперь посмотри на группы слов. Найди те, которыми нельзя проверить парный согласный.

11 glukhie zvonkie

Проверь себя:

12 glukhie zvonkie

Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными

Прочитай стихотворение. Назови, какие слова здесь рифмуются.

13 glukhie zvonkie

Верно, рифмуются слова: алея – аллея, пруда – навсегда.

Почему слова алея и аллея пишутся по-разному?

Конечно, это два разных слова, они имеют разные значения.

14 glukhie zvonkie

15 glukhie zvonkie

В слове аллея пишутся две буквы л, это орфограмма, которую нужно запомнить.

Таких слов довольно много, чем дальше ты будешь изучать русский язык, тем больше таких слов узнаешь.

Главное правило, которое связано с удвоенными согласными:

16 glukhie zvonkie

Раздели слова с удвоенной согласной для переноса по правилу.

17 glukhie zvonkie

Проверь себя:

18 glukhie zvonkie

Прочитай слова с удвоенной согласной. Найди среди них те, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

19 glukhie zvonkie

Проверь себя:

20 glukhie zvonkie

Почему эти слова нельзя перенести?

Верно, эти слова не перенести, потому что они состоят из одного слога и оставлять одну букву на строке нельзя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Выбери вариант, в котором все согласные парные:

Вопрос: 2

Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?

Вопрос: 3

В каком слове нет парного согласного в корне слова?

Вопрос: 4

Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:

2дли_а, дли_ый, телерга_а

3ко_ектив, осе_ий, кра_ный

Вопрос: 5

В каком ряду все слова перенесены верно?

1рас-свет, грам-м, ап-петит

2бас-сейн, с-сора, один-надцать

3рус-ский, дрож-жи, клас-с

4сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Ваши ответы:

1 вопрос:

Выбери вариант, в котором все согласные парные:

1) б, ж, р, п, з

2) г, т, в, ж, с
3) ш, щ, ж, ц, ч
4) с, т, д, ф, у

2 вопрос:

Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?

1) Соседский

2) Соседи
3) Соседка

3 вопрос:

В каком слове нет парного согласного в корне слова?

1) Луг

2) Лошадка
3) Домик
4) Ошибка

4 вопрос:

Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:

1) ко_екция, шо_е, ра_каз

2) дли_а, дли_ый, телерга_а
3) ко_ектив, осе_ий, кра_ный
4) а_ея, су_ота, ого_од

5 вопрос:

В каком ряду все слова перенесены верно?

1) рас-свет, грам-м, ап-петит

2) бас-сейн, с-сора, один-надцать
3) рус-ский, дрож-жи, клас-с
4) сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Посмотреть ответы

Правильные ответы:

1 вопрос: г, т, в, ж, с

2 вопрос: Соседи

3 вопрос: Домик

4 вопрос: ко_екция, шо_е, ра_каз

5 вопрос: сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Примеры слов с парными согласными

Согласные в середине слова и в конце могут заменяться парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Приведем примеры слов с парными согласными в корне и в конце слов.

В русской фонетике существуют звонкие и глухие согласные, которые составляют пары между собой:

  • [б], [б’] — [п], [п’]
  • [в], [в’] — [ф], [ф’]
  • [г], [г’] — [к], [к’]
  • [д], [д’] — [т], [т’]
  • [з], [з’] — [с], [с’]
  • [ж] — [ш].

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:

  • шар — жар;
  • кол — гол;
  • дом — том;
  • бар — пар;
  • засор — зазор;
  • жалость — шалость.

В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.


Определение

Звонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их парные мягкие звуки, оказавшись перед глухими и на конце слова, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется оглушением.


Например:

  • и́зредка [и з р’ и т к а]
  • сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].

Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», «(мимо) сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:

  • [с а т]
  • [с а д а]
  • [с а д’ и к].

Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.

Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.


Определение

Глухие согласные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], оказавшись перед звонкими, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется озвончением.


Например:

  • про́сьба [п р о з’ б а];
  • вокза́л [в а г з а л].

Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными «л», «м», «н», «р», «в».

Например:

[б] — [п]

  • коробка — коробочка, коробейник;
  • пробка — пробочка;

[в] — [ф]

  • морковка — много морковок, морковный;
  • ловкий, ловкость — он ловок;
  • булавка —  булавочка;
  • травка — трава, травинка;
  • канавка — канава;

[д] — [т]

  • складка — складочка, складывать;
  • поездка — поездить, ездок;
  • грядка — гряда, грядочка;
  • будка — будочка;
  • лодка — лодочка;
  • ягодка — ягода, ягодник;
  • тетрадка — тетрадочка;
  • площадка — площадочка;

[ж]- [ш]

  • дорожка — дороженька;
  • сторожка — сторожить;
  • подружка — подруженька;
  • ложка — ложечка;
  • книжка — книжечка;

[з] — [с]

  • указка — указочка;
  • салазки — нет салазок;
  • сказка — сказочка, сказание;
  • березка — березонька;
  • обрезка — обрезать.

Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.

Август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг, космонавт, рюкзак, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др.

Парные согласные

Примеры слов с парными согласными в конце слова

  • зуб — зубы;
  • морковь — вкус моркови;
  • много коров — корова;
  • ночлег — нет ночлега;
  • друг — у друга;
  • монолог — запись монолога;
  • тетрадь — тетради;
  • жёлудь — желудёвый;
  • площадь — на площади;
  • холод — холодина;
  • свод — своды;
  • образ — образа;
  • сказ — сказитель;
  • изморозь — морозить;
  • изморось — моросит.

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 112

Дидактический  материал  по  теме :                                                          «Парный  согласный  в  корне  слова»    (2 – 3 класс).

Цель: формирование умения  осмысленно  выбирать  парную  согласную  в  корне         слова  пользуясь  алгоритмом.

Задачи:

  • развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов;
  • отрабатывать  способы  проверки парных  согласных в корне
  • формировать умение видеть орфограмму;
  • развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание,
  • развивать  память, внимание, мышление,  самоконтроль  учащихся.
  1. Карточка – тренинг   «Сомнительная  согласная»

   В – I.    Вставь  пропущенную  орфограмму, устно  подобрав  проверочные  слова.

     Сапо…ки,  про…ка,  гря…ка, оса…ки,  бука…ка,  ука…ка,  карто…ка,   пиро…ки,  закла…ка,   про…ьба,  коро…кий,   ша…ка,   ре…ьба,   дер…кий,   голо…ка, площа…ка,   сто…ки,   перево…ка,    ска…ка,   ло…ка,   заря…ка,   кле…ка,   гри…ки,   берё…ка,   ни…кий,   шу…ка,   мя…кий.

Карточка – тренинг   «Сомнительная  согласная»

   В – II.   Вставь  пропущенную  орфограмму, устно  подобрав  проверочные      слова.

   Тро…ка,   кно…ка,   ры…ка,   яго…ка,   но…ка,   ро…ки,   ло…ка,   закла…ка,   була…ка,   вы…шая,   ша…ка,   про…ка,   но…ка,   лё…кий,   ка…ка,   пря…ка,   ко…ка,  ло…ка,   ду…ка,   сла…кий,  га…кий,   гру…ка,   блу…ка,   ло…кий,  ули…ка,   ни…кий,   тра…ка,   ги…кий, сли…ки.

  1. Карточка – тренинг   «Сомнительная  согласная»

      В – I.      Вставь  пропущенную  орфограмму, устно  подобрав  проверочные  слова.

     Ло…,   зо…,   ястре…,   кра…,   лоша…ь,   су…,   укро…,   зу…,  бро…ь,   гри…,   лебе…ь,   гвоз…ь,   ле…,   утю…,   са…,   моро…,   ё…,   сне…,   го…,   поез…,   ма…ь,   сосе…,   ро…ь,   овра…,   бере…,   стри…   .

   Карточка – тренинг   «Сомнительная  согласная»

  В – II.    Вставь  пропущенную  орфограмму,  устно  подобрав  проверочные      слова.

      Ду…,   стол…,   гер…,   клю…,   тру…,   гра…,   ря…,   лё…,   бага…,   пля…,   мор…,   верблю…,   уло…,   гла…,   фла…,    голу…ь,   медве…ь,   тетра…ь,   рука…,   пиро…,   какту…,   кру…,   сугро…,   ланды…    .

  1. Карточка – тренинг   «Сомнительная  согласная»

      В – I.      Вставь  пропущенную  букву,  подбери  и  запиши  проверочное  слово,  подчеркни  орфограмму.

Бро..(ф,в)ка      —      _______________________,

желе..(з,с)ка     —      _______________________,

бу..(т,д)ка         —      _______________________,

ще..(б,п)ка        —      _______________________,

кни..(ш,ж)ка     —      _______________________,

газе..(д,т)ка      —      ________________________,

сли..(в,ф)ка      —      ________________________,

ле..(п,б)ка         —      ________________________,

ре..(с,з)кий        —     ________________________,

сала..(с,з)ки       —     ________________________,

пиро…(ш,ж)ки  —     ________________________,

ча…(ш,ж)ка      —     ________________________,

заря..(д,т)ка       —     ________________________,

пово..(с,з)ка       —    ________________________,

лу..(ш,ж)ки        —   _________________________.

Арбу..(с,з)         —    _________________________,

бо..(п,б)             —    _________________________,

бере..(г,к)         —     _________________________,

востор..(к,г)     —     _________________________,

архи..(в,ф)       —     _________________________,

пару..(з,с)        —     _________________________,

тор..(к,г)         —      _________________________,

овра..(к,г)       —      _________________________,

фарту..(к,г)     —      _________________________,

пля..(ш,ж)      —      _________________________,

стри..(ш,ж)    —      _________________________,

подста..(ф,в)ка — _________________________,

верё..(ф,в)ка    —  _________________________,

пуго..(в,ф)ка   —  _________________________,

коро..(ф,в)ка  —   _________________________,

гря..(с,з)ь       —   _________________________,

зака..(с,з)       —   __________________________.

   Карточка – тренинг   «Сомнительная  согласная»

      В – II .      Вставь  пропущенную  букву,  подбери  и  запиши  проверочное  слово,  подчеркни  орфограмму.

Гри..(п,б)ки      —    ___________________________,

ша..(б,п)ка        —    ___________________________,

фла..(ш,ж)ки    —     ___________________________,

коре..(ж,ш)ки   —    ___________________________,

стру..(ш,ж)ка   —     ___________________________,

рома..(ш,ж)ка  —     ___________________________,

 пры..(ш,ж)ки  —     ___________________________,

улы..(п,б)ка     —     ___________________________,

скри..(п,б)ка    —     ___________________________,

ре..(б,п)ка        —     ___________________________,

мер..(с,з)кий    —     ___________________________,

пого..(т,д)ка    —     ____________________________,

гла..(д,т)кий    —     ____________________________,

ро..(п,б)кий     —     ____________________________,

тру..(п,б)ка      —    _____________________________.

Отря..(т,д)       —    _____________________________,

прору..(п,б)ь   —   _____________________________,

доро..(к,г)       —    _____________________________,

горо..(т,д)       —    _____________________________,

наро..(т,д)       —    _____________________________,

лу..(г,к)           —    _____________________________,

гру..(с,з)         —    _____________________________,

заво..(т,д)       —    _____________________________,

обе..(д,т)        —    _____________________________,

мор..(ж,ш)     —    _____________________________,

морко..(ф,в)ь —    _____________________________,

парово..(с,з)  —    _____________________________,

прика..(з,с)    —    _____________________________,

расска..(з,с)   —    _____________________________,  

марки..(с,з)   —     _____________________________,

адре..(з,с)     —     _____________________________,  

тормо..(з,с)   —    _____________________________.

  1. Карточка – тренинг  «Распредели  слова»

      В – I.      Вставь  пропущенные  орфограммы и  подчеркни  их,  раздели  слова  на  две  группы:  в  первую  запиши  слова  с  парным  согласным  в  середине  слова,  во  вторую – с  безударной  гласной  в  корне  слова.

             Луко..ка,   но..ти,   т..мнеть,   сторо…ка,   ст…кло,   жи…кий,   ша…ка,   в…ршина,   вр…дить,   варе…ка,   уд…влять,   нахо…ка,    св…тить,   вр…дить,   ука…ка,   гн…здо,   тетра…ка,   зага…ка,   гр…знуля,   п…тно,   зама…ка.

__________________________                    _____________________________

__________________________                    _____________________________

__________________________                    _____________________________

__________________________                    _____________________________

__________________________                    _____________________________

__________________________                    _____________________________

__________________________                    _____________________________

__________________________                    ______________________________

__________________________                    ______________________________

__________________________                    ______________________________

__________________________                    ______________________________

Карточка – тренинг  «Распредели  слова»

      В – II .      Вставь  пропущенные  орфограммы и  подчеркни  их,  раздели  слова  на  две  группы:  в  первую  запиши  слова  с  парным  согласным  в  середине  слова,  во  вторую – с  безударной  гласной  в  корне  слова.

       Берё…ка,   доро…ка,   по…вился,   в…зать,   опу…ка,   т…жёлый,   ду…ки,   ре…ьба,   навр…дить,   селё…ка,   прод…вать,   л…нивый,   фура…ка,   т…лпа,   б…ец,   з…бкий,   хо…ьба,   блу…ка,   тра…ка,   хв…лить.

__________________________                    _____________________________

__________________________                    _____________________________

__________________________                    _____________________________

__________________________                    _____________________________

__________________________                    _____________________________

__________________________                    _____________________________

__________________________                    _____________________________

__________________________                    ______________________________

__________________________                    ______________________________

__________________________                    ______________________________

__________________________                    ______________________________

  1. Карточка – тренинг  «Подбери  слова»
  • Запиши  слова   по   образцу,  подчеркни  орфограммы

        Рубить  дрова      —  рубка  дров

        Покупать  игрушки    —     ___________________________________________

        упаковать  вещи        —       ___________________________________________

        диктовать  слова        —     ___________________________________________

        смазать  колёса          —      ___________________________________________

        пересадить  растения  —    ___________________________________________

        погрузить   багаж       —     ___________________________________________

        рубить  дрова             —      ___________________________________________

        поливать   огород      —      ___________________________________________

        доставить  груз          —      ___________________________________________

  • Подбери  слова   с  противоположным  значением,  подчеркни в  словах  орфограммы:

далёкий       ________________________

высокий      ________________________

горький       ________________________

широкий     ________________________

твёрдый      ________________________

плавный      ________________________

густой         ________________________

трудный      ________________________

смелый       _________________________

стар            _________________________

  • Запиши  слова  так,  чтобы  они  обозначали  один  предмет.

      Брови,  геологи,  клювы,  шкафы,  чижи,  ландыши,  чертежи,  ковши,  крабы,  обеды,  кактусы,  грузы,  жирафы,  ерши,  рукава,  сорняки,  голуби, глаза,  соседи,  утюги,  дожди,  морозы,  лебеди,  сугробы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Карточка  —  тренинг  
  • Вставь  пропущенные  орфограммы.  

     1.  Краси..   и  причудли..  зимний  лес! Всё  покрыл  пушистый  сне..  . Словно   в  белой  шу..ке  стоит  могучий  ду..  . А  красавица  ёлочка  спряталась  в  сугро..  . Замёрзла  прору..ь.  Тишина  и  красота  вокру.. !

     2. Вдруг  налетел   ре..кий  ветер.  Закачались   ги..кие   веточки. Молодые  берё..ки задрожали  от  ветра.  На  доро..ки  сада  упали  первые  капли дождя.  Внезапно пошёл сне.. .

      3. Стоит  моро..  .  Мы  идём  в  лес.  Под  ногами  хрустит  сне..  . Слышно  как  звучит  каждый  ша..  . Вот  пискнула  птичка. Это  клёс..  . Клю..  у  кл..ста  как  клещи. Им  птица  добывает  пищу.

     4. Вот  и  моро..  . Идёт  густой  сне..  . Весь  наш  са..   стал  белым.  Доро..ки  тоже  замело. У  крыльца  большой  сугро..  . Ребяти..ки  радостно  б..гут  на  пру..  . Береги  но..  в  большой  моро..  !

      5.  Очень  краси..   з..лёный   наря..   леса. На  лапах  елей  л..жит  ша..ками  сне.. .Тонкие  ветки  берё..  покрыл  снежный  пух. На  п..ляне  ст..ит  ду.. . Он  весь  в  сн..гу.

     6.В  субботу  р..бята  пошли  в  похо.. . Ст..яла  чудесная  пого..ка. Ярко  св..тило  солнышко.  Набегал  лё..кий  в..терок. Вот  у..кий  спуск.  Группа  р..бят  пошла  в  обхо.. . Вдруг  ни..кие  тучи  закрыли  небо. Повалил  хлопьями  сне.. . Замело  все  доро..ки  и  тр..пинки. Р..бята  посп..шили  д..мой.

  • Вставь  пропущенные  орфограммы, в скобках  запиши  проверочное  слово .
  1. Садово..  (______________________)  посадил молодые саженцы.                                Геоло..  (___________________)  открыл  новое  месторождение  руды.                 Рыболо..  (__________________) шёл  довольный  уловом.                                        Лесору.. (______________________)  повалил  огромное  дерево.

      2 . Сне..( _____________)  укутал  д..ревья.  Ду.. (_____________)  ст..ит  в  мохнатой  ша..ке (______________). На  ветках  берё.. (_________________)   белый  шар..            ( ________________). Молодая  ёлочка  спряталась  в  сугро.. (___________________). Не  страшен  д..ревьям  моро.. (_____________________)  и  холо..(__________________).

       3 .       Старый  дру.. (_________________)  лучше  новых  двух.                                 Баба  с  кашкой, а де.. (__________)  с  ло..кой (____________________).

Свой  гла..(______________)  —  алма.. (_____________________),  чужой -стёклышко.

Жадность  покою  лютый  вра.. (_____________________).

Не  твой  во..(______________),  не  тебе  его  ве..ти (___________________).

      4.  По  одё..ке (________________)  не  суди,  а по  делам  гляди.

Каковы  дру..ки (_________________),  таковы  и  пиро..ки (___________________).

К  гре..цу(_________________)  и  бере.. (_______________________)  подплывает.

Сладок  мё.. (___________),  да  не  по  две  ло..ки (_______________)  в  рот.

Дол.. (_______________)  платежом  красен.

      5 . Мастер  мастеру  не  ука.. (_____________________).

Был  бы  дру.. (____________),  найдётся  и  досу.. (_______________________).

Лоша..ь (___________________)  любит  овё.. (____________),  а земля  наво..(________________).

     6 . Будет  хле.. (________________), будет  и  обе..(_______________).  

Ле..ко (__________________)  чужими  руками  жар  загребать.

Мир  да  ла.. (______________)  —  большой  кла.. (___________________).

  1. Карточка  тренинг

      В – I.      Вставь  пропущенные  буквы, устно  подобрав  проверочные  слова,   спиши  словосочетания.

Зоркий  гла….-_____________________________________________

цветочный  лу…-___________________________________________

горький  лу…-______________________________________________

съедобный  гри….-__________________________________________

трескучий  моро…-__________________________________________

сплочённый  наро….-_________________________________________

чистая  тетра….ь-____________________________________________

сизый  голу….ь-______________________________________________

тяжёлый  гру…..-_____________________________________________

верный  дру…..-_______________________________________________

могучий  ду….-________________________________________________

маленький  жёлу….ь-___________________________________________

большой  заво…-_______________________________________________

голубые  незабу…ки  —  __________________________________________

у…кая  доро…ка  —  _____________________________________________

больной  зу…  —  ________________________________________________

сла…кая  морко…ь  —  ____________________________________________

          мя…кий  хле…  —  ________________________________________________

в  маленьком  овра…ке  —  _________________________________________

лё…кий  пух  —  __________________________________________________

В – II.      Вставь  пропущенные  буквы, устно  подобрав  проверочные  слова,   спиши  словосочетания.

Больная ла…ка  -___________________________________________

чайная ло….ка  -___________________________________________

волшебная ска….ка  -_______________________________________

интересная кни….ка  -_______________________________________

белая берё…ка  -____________________________________________

любимая ча…ка  -___________________________________________

болтливая подру….ка  -______________________________________

мя…кая поду….ка  -__________________________________________

длинный  рука…-  __________________________________________

берестяной  коро…  —  _______________________________________

изогнутая  бро…ь  —  ________________________________________

крутой  вира…  —  ___________________________________________

третий  ря…  —  _____________________________________________

          морская  гла…ь  —  __________________________________________

букет  ро…  —  ______________________________________________

передовой  отря…  —  _______________________________________

песчаный  пля…  —  _________________________________________

отличный  уло…  —  _________________________________________

клетчатый  пле…  —  _________________________________________

тонкий  лё…  —  _____________________________________________

у..кая  но..ка   —  ____________________________________________

Парные согласные в корне слова


Парные согласные в корне слова

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 209.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 209.

В данной статье рассмотрим парные согласные в корне слова, рассмотрим случаи правописания согласных в конце слова или в середине слова, а также приведем конкретные примеры (2 класс).

Орфограмма

Правописание парных по звонкости/глухости согласных звуков ([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш]) в корне слова является орфограммой, так как в зависимости от положения в слове все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться.

На конце слова

Парная согласная на конце слова всегда оглушается. На конце слова произносятся следующие звуки: [п], [ф], [к], [т], [с], [ш].

На конце слова произносятся глухие согласные звуки, даже если само слово написано с буквой, обозначающей звонкий согласный звук.

Например: в слове «дуб» произносится парный глухой согласный звук [п], так как согласный звук находится в конце слова.

В середине слова

Если парный согласный звук стоит в середине, нужно посмотреть, какой идет звук за ним. Если последующий звук глухой, то парный согласный оглушается; если последующий звук звонкий, то парный согласный озвончается.

Например: в слове «лодка» произносится парный глухой согласный звук [т], так как он находится перед глухим согласным звуком [к]).

Проверка

Так как из-за оглушения или озвончения парных согласных звуков часто происходит так, что буквы и звуки не совпадают, в корне слова легко сделать ошибку. Поэтому при написании слова спорные согласные нужно проверять.

Слова с парными согласными в корне проверяются с помощью следующего правила: чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости/глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или сонорным согласным звуком.

Те буквы, которые находятся в сильной позиции (перед гласным или сонорным согласным), проверять не нужно.

Если проверочное слово к спорным словам подобрать нельзя, то написание парного согласного нужно посмотреть в словаре, так как эти слова являются словарными.

Заключение

Что мы узнали?

Правописание парных по звонкости/глухости согласных в корне слова является орфограммой, так как в зависимости от положения в слове все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться. Парная согласная на конце слова всегда оглушается. Если парный согласный звук стоит в середине, нужно посмотреть, какой идет звук за ним. Если последующий звук глухой, то парный согласный оглушается; если последующий звук звонкий, то парный согласный озвончается. Слова с парными согласными в корне проверяются с помощью следующего правила: чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости/глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или сонорным согласным звуком.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Руслан Аширов

    5/5

  • Людмила Фомичева

    5/5

  • Татьяна Кулькова

    5/5

  • Мухаббат Кодирова

    4/5

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 209.


А какая ваша оценка?

Понравилась статья? Поделить с друзьями: