Проверяемые парные по звонкости глухости согласные в корне слова 3 класс правило

ПАРНЫЕ  СОГЛАСНЫЕ

по  звонкости и глухости:

б – п,   в – ф,   г – к,   з – с,   д – т,   ж – ш

Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или буквы Н, М, Л, Р, Й.

Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

СПОСОБЫ  ПРОВЕРКИ  ПАРНЫХ  СОГЛАСНЫХ

в КОНЦЕ слова

в СЕРЕДИНЕ слова

1. изменить форму слова

    луг — луга

1. подставить слово  «НЕТ»

    трубка – нет трубок

2. подставить слово «НЕТ»

    огород – нет огорода

2. назвать ласково

    кружка — кружечка

3. назвать ласково

     глаз – глазик

3. подобрать однокоренное

    слово

    грибки — грибной

4. подобрать однокоренное

    слово

    морковь – морковный

    дуб – дубрава

    ошибка — ошиблись

ПАРНЫЕ  СОГЛАСНЫЕ

по  звонкости и глухости:

б – п,   в – ф,   г – к,   з – с,   д – т,   ж – ш

Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или буквы Н, М, Л, Р, Й.

Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

СПОСОБЫ  ПРОВЕРКИ  ПАРНЫХ  СОГЛАСНЫХ

в КОНЦЕ слова

в СЕРЕДИНЕ слова

1. изменить форму слова

    луг — луга

1. подставить слово  «НЕТ»

    трубка – нет трубок

2. подставить слово «НЕТ»

    огород – нет огорода

2. назвать ласково

    кружка — кружечка

3. назвать ласково

     глаз – глазик

3. подобрать однокоренное

    слово

    грибки — грибной

4. подобрать однокоренное

    слово

    морковь – морковный

    дуб – дубрава

    ошибка — ошиблись

Русский язык

Урок 10: Парные глухие и звонкие

Парные глухие и звонкие согласные в корне слова

Сегодня на уроке ты познакомишься с еще одной важной орфограммой, которая встречается во многих словах. Будь внимателен, и тогда тебе удастся быстро ее запомнить и научиться применять.

План урока:

Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука

Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными

Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Посмотри на картинку обложки урока. На какие пары можно разделить все эти буквы?

glukhie zvonkie

Верно. Все буквы можно разделить по цвету на пары по глухости-звонкости. Они обозначают 11 пар звуков:

1 glukhie zvonkie

Такие пары звуков часто путают нас: в некоторых словах слышится одна буква, а пишется другая.

Понаблюдай за группами слов. В каких из них произношение не совпадает с написанием?

2 glukhie zvonkie

Проверь себя:

3 glukhie zvonkie

4 glukhie zvonkie

Давай потренируемся.

Из предложенных слов в скобках выбери то, которым можно проверить пропущенный парный согласный.

5 glukhie zvonkie

6 glukhie zvonkie

Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука

Вернись к словам предыдущего задания. Что общего ты замечаешь?

Верно, после каждого парного согласного звука в этих словах стоит гласный звук. Но не только он помогает проверить написание.

Прочитай, какими способами можно проверять эту орфограмму.

7 glukhie zvonkie

Потренируемся.

Вставь пропущенные буквы, а в скобки впиши проверочное слово.

8 glukhie zvonkie
Источник

Проверь себя:

9 glukhie zvonkie

10 glukhie zvonkie

Теперь посмотри на группы слов. Найди те, которыми нельзя проверить парный согласный.

11 glukhie zvonkie

Проверь себя:

12 glukhie zvonkie

Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными

Прочитай стихотворение. Назови, какие слова здесь рифмуются.

13 glukhie zvonkie

Верно, рифмуются слова: алея – аллея, пруда – навсегда.

Почему слова алея и аллея пишутся по-разному?

Конечно, это два разных слова, они имеют разные значения.

14 glukhie zvonkie

15 glukhie zvonkie

В слове аллея пишутся две буквы л, это орфограмма, которую нужно запомнить.

Таких слов довольно много, чем дальше ты будешь изучать русский язык, тем больше таких слов узнаешь.

Главное правило, которое связано с удвоенными согласными:

16 glukhie zvonkie

Раздели слова с удвоенной согласной для переноса по правилу.

17 glukhie zvonkie

Проверь себя:

18 glukhie zvonkie

Прочитай слова с удвоенной согласной. Найди среди них те, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

19 glukhie zvonkie

Проверь себя:

20 glukhie zvonkie

Почему эти слова нельзя перенести?

Верно, эти слова не перенести, потому что они состоят из одного слога и оставлять одну букву на строке нельзя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Выбери вариант, в котором все согласные парные:

Вопрос: 2

Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?

Вопрос: 3

В каком слове нет парного согласного в корне слова?

Вопрос: 4

Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:

2дли_а, дли_ый, телерга_а

3ко_ектив, осе_ий, кра_ный

Вопрос: 5

В каком ряду все слова перенесены верно?

1рас-свет, грам-м, ап-петит

2бас-сейн, с-сора, один-надцать

3рус-ский, дрож-жи, клас-с

4сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Ваши ответы:

1 вопрос:

Выбери вариант, в котором все согласные парные:

1) б, ж, р, п, з

2) г, т, в, ж, с
3) ш, щ, ж, ц, ч
4) с, т, д, ф, у

2 вопрос:

Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?

1) Соседский

2) Соседи
3) Соседка

3 вопрос:

В каком слове нет парного согласного в корне слова?

1) Луг

2) Лошадка
3) Домик
4) Ошибка

4 вопрос:

Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:

1) ко_екция, шо_е, ра_каз

2) дли_а, дли_ый, телерга_а
3) ко_ектив, осе_ий, кра_ный
4) а_ея, су_ота, ого_од

5 вопрос:

В каком ряду все слова перенесены верно?

1) рас-свет, грам-м, ап-петит

2) бас-сейн, с-сора, один-надцать
3) рус-ский, дрож-жи, клас-с
4) сум-ма, пас-сажир, тен-нис

Посмотреть ответы

Правильные ответы:

1 вопрос: г, т, в, ж, с

2 вопрос: Соседи

3 вопрос: Домик

4 вопрос: ко_екция, шо_е, ра_каз

5 вопрос: сум-ма, пас-сажир, тен-нис

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить, какой согласный (парный по звонкости/глухости) нужно писать в корне слова, следует подобрать проверочное родственное слово или изменить само слово так, чтобы звук стал слышен отчетливо.

Для этого проверяемая согласная может стоять:

  • Перед гласной буквой: соседка – соседушка
  • Перед согласными л, н, р, м: мороз — морозный

Ты можешь изменить проверяемое слово:

1. Поставив его в другую падежную форму:

Друг – нет друга, мороз – нет мороза

2. Или представить слово во множественном числе:

Глаз – глаза́, берег – берега

Если изменение слова не дает услышать проверяемую согласную четко, можешь попробовать подобрать однокоренное (родственное) слово:

Подушка – подушечка, сказка – сказать, близко – близок.

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 102,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 51,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Страница 63,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 215,
Климанова, Макеева, Учебник

Страница 56,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 106,
Полякова, Учебник

Упражнение 107,
Полякова, Учебник

Упражнение 42,
Чуракова, Учебник

Упражнение 45,
Чуракова, Учебник

Упражнение 49,
Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 221,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 135,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 170,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 87,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 242,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 6,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 3,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 8,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 164,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 199,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 59,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 217,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 42,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 54,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 105,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 132,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 214,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 87,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 262,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 19,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 22,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 144,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 197,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 30,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 205,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 206,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 269,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 479,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 601,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 40,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 151,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 251,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 258,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 8,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 38,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 52,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 448,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 238,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 261,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 333,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 441,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 45,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 46,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 38,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 8,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 32-33,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение Практикум стр. 26,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Практикум стр. 110,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 215,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Практикум стр. 146,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 297,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 156,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 221,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 326,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 358,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 382,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 131,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 279,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 115,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 169,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 314,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 98,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 112,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Практикум стр. 126,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 313,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Русский язык. 3 класс

Урок 40

Тема. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Цель:

научиться отличать орфограмму «Правописание звонких и глухих согласных в корне» от других известных орфограмм.

Задачи:

узнать правило проверки написания слов со звонким и глухим согласным в корне;

научиться правильно писать слова со звонким и глухим согласным в корне.

На уроке

мы узнаем:

правило проверки написания слов со звонким и глухим согласным в корне;

мы научимся:

находить орфограмму, намечать способы проверки данной орфограммы;

мы сможем:

правильно писать слова со звонким и глухим согласным в корне.

Необходимо запомнить

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять: ду[п]ки – дубок, лу[к] – луковый или луга, гара[ш] – гаражи.

Для того чтобы узнать, какая буква пишется, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным: грибки, серп, скрипка, ветка, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: грибок, серпик, скрипочка, веточка, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.

Тезаурус

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н].

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 74–78.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Рассмотрите рисунки. Из каких произведений героини этих сказок? Что обозначают их имена? Как правильно написать имена главных героинь?

       

Белоснежка          Золушка

На рисунках изображены главные героини зарубежных сказок «Белоснежка и семь гномов», «Золушка»: Белоснежка и Золушка. Сказка «Золушка» принадлежит перу французского писателя Шарля Перро, а сказка «Белоснежка и семь гномов» – под авторством немецких писателей братьев Гримм. Имя Белоснежка образовано от 2 слов: белый снег. Проверочным к имени Белоснежка являться слово снежный. А написание слова Золушка нужно запомнить, т.к. суффикс –ушк уменьшительно-ласкательный.

Вспомните! Некоторые глухие и звонкие согласные образуют пары. Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.

Согласные твердые парные по глухости-звонкости

Согласные мягкие парные по глухости-звонкости

[б]

[п]

[б’]

[п’]

[в]

[ф]

[в’]

[ф’]

[г]

[к]

[г’]

[к’]

[д]

[т]

[д’]

[т’]

[з]

[с]

[з’]

[с’]

[ж]

[ш]

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять: ду[п]ки – дубок, лу[к] – луковый или луга, гара[ш] – гаражи.

Для того чтобы узнать, какая буква пишется, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным: грибки, серп, скрипка, ветка, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: грибок, серпик, скрипочка, веточка, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.  

Чтобы подобрать проверочное слово надо:

  • или изменить слово: глаз – глаза, островки – островок, дубки – дубок;
  • или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звуком: сказка – сказочка, сказочный, холод – холодок, холодный.

В проверочном и проверяемом словах согласный звук обозначается одной и той же буквой.

Помните!

Слова гриб и грибы, берёзка и берёзки – это формы одного и того же слова.

Слова гриб и грибок, берёзка и берёзовый – это однокоренные слова.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Орфограмма.

Прочитай словосочетания. Вставь пропущенные буквы.

Ме…кий стрелок, ре…кая удача, ре…кий свисток, сколь…кий пол, убедительная про…ьба, ро…кий малы…, яркий наря…, милые де…ки, лесная сторо…ка, ги…кий пру… .

Подсказка: Прописать

Правильный ответ: неверный ответ выделяется цветом.

Меткий стрелок, редкая удача, резкий свисток, скользкий пол, убедительная просьба, робкий малыш, яркий наряд, милые детки, лесная сторожка, гибкий прут.

Задание. Две группы.

Разделите слова на две группы.

Ро…кий, ры…ка, тру…ка, заку…ка, улы…ка, оха…ка, тро…ка, кре…кий,

Подсказка: неверный ответ выделяется цветом.

Правильный ответ:

Б

П

робкий

крепкий

улыбка

тропка

рыбка

закупка

трубка

охапка

Парные согласные звуки — это шумные согласные, которые образуют пары по признакам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, что такое парные согласные в русском языке, какие пары согласных различают в зависимости от их фонетических особенностей. Приведем таблицу и примеры парных согласных в конце и середине слов.

Звуки речи

Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.

Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.

Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:

[в], [п], [к], [с], [т], [б] и пр.

Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.

Что такое парные согласные?

Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают

  • звонкие согласные
  • глухие согласные

Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

Определение

Звонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.

И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:

[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.

Определение

Глухие согласные — это шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.

Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.

Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.

Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.

Парные согласные

И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.

Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:

  • пар — бар;
  • кол — гол;
  • тоска — доска;
  • жар — шар.

Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.

Парные звонких и глухие согласные

Понаблюдаем:

  • ворон [в] — верёвка [в’]
  • долина [д] — дерево [д’]
  • гомон [г] — герб [г’]
  • сок [с] — село́ [с’].

Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:

  • жёлудь [ж о л у т’]
  • прожо́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
  • шо́рох [ш о р а х]
  • шёлк [ш о л к].

Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.

Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.

Парные согласные в конце и середине слова

Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:

  • краб [п]
  • покров [ф]
  • сапог [к]
  • город [т]
  • молодёжь [ш]
  • отказ [с].

Определение

Оглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.

В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:

  • коробка [п]
  • колдовство [ф]
  • коврижка [ш]
  • догадка [т].

Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:

  • отклик («к» или «г»)
  • ералаш («ш» или «ж»)
  • голос («с» или «з»).

Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:

  • просьба [з’]
  • отбить [д]
  • сгрузить [з].

Определение

Озвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.

Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.

Как проверить парные согласные в слове?

В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.

Правило

В слове пишется та буква, которая выступает в форме этого слова или в родственном слове, если за согласным стоит гласная буква или «л», «м», «н», «р», «в».

Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:

1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:

  • краб — крабы;
  • покров — покровы;
  • сапог — сапоги;
  • город — города;
  • отказ — отказы;
  • голос — голоса;
  • отклик — отклики.

У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.

2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:

  • молодёжь — много молодёжи;
  • ералаш — нет ералаша;
  • коробка — много коробок;
  • коврижка — нет коврижек.

После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.

3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:

  • пляж — пляжный;
  • складка -складывать;
  • ошибка — ошибочка, ошибочный;
  • лапка — лапа, лапочка;
  • повозка — возить;
  • рубашка — рубашечный.

Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:

  • анекдот
  • вокзал
  • бутсы
  • зигзаг
  • космонавт
  • муфта
  • рюкзак
  • футбол

и пр.

Видеоурок

Понравилась статья? Поделить с друзьями: