Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:
[б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].
Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.
Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.
Для запоминания ребенку очень поможет умение пользоваться лентой букв и звуков.
6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.
Правило «Парные согласные в корне слова»
Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].
Например: плод — плоды, травка — трава.
Как проверить парные согласные в корне?
При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), свеж (каков?) — свежий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: сапожки — сапожок, кружка — кружечка, когти — коготок.
- взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.), ходьба (сущ.) — ходит (гл.).
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: автобус, вокзал, завтра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»
Карточка 1
- Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.
2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.
Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.
Гри.., су.., хле.., скри.., кло.., ду.., Архи.., зу.., гер…
Карточка 2
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.
Ле.., шка.., жира.., обу..ь, Кие.., клю.., шар.., телегра.., клю.., рука…
Карточка 3
- Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.
Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру.., мя..кий хле…
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.
Моро.., арбу.., интере.., но.., ма..ь, подно.., гру.., свя..ь, голо.., зале….
Карточка 4
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Сколь..кий лё.., у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё.., ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру.., кре..кие оре..ки.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.
Бере.., кула.., моря.., ночле.., червя.., кру.., творо.., синя.., тан.., утю.., дру..
Карточка 5
- Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё.., лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.
Каранда.., пейза.., глу..ь, ё.., ланды.., бро..ь, мор.., гара.., камы.., ду.., у.., сторо.. .
Карточка 6
- Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре.., оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.
Заво.., бра.., кро.., огоро.., дроз.., сала.., неф..ь, тру.., го.., трос..ь, радос..ь.
Карточка 7
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!
Карточка 8
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!
Карточка 9
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!
Карточка 10
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Репорта…
Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.
Карточка 11
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро.., а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.
Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»
Наш луг
Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Найди с тексте все имена существительные.
Зима
Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Родной край
У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной край. (23 слова)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 4-м предложении выдели основу.
Зимний наряд
Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Во 2-м предложении выдели основу и подпиши части речи.
Весна пришла
Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Найди в тексте имена прилагательные.
- Во 2-м предложении выдели основу.
Подводная охота
Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу и подпиши части речи.
Рыбки
В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
Бурундук
Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И. Литинецкому)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Выпиши из текста имена существительные во множественном числе.
- В 1-м предложении выдели основу.
Репка
Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Подчеркни в тексте словарные слова.
- В 4-м предложении выдели основу.
На катке
Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Сделай фонетический разбор слова лёд.
- В 1-м предложении выдели основу.
Тетерев
Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Дом
Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Подчеркни в тексте словарные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Каток
Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
- Выполни звуко-буквенный разбор слова мороз.
Раскраски на тему «Парные согласные»
Еще полезные статьи для 2 класса:
Тексты для проверки техники чтения во 2 классе
Диктанты с грамматическими заданиями для 2 класса
Тексты для списывания 2 класс
Изложения 2 класс
Карточки с заданиями для 2 класса
ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЮ:
Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.
Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс»
Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-Ым классом.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Урок
по русскому языку в 3 классе
«Правописание слов с парными глухими и
звонкими согласными и безударными гласными в корне»
Подготовила
учитель
начальных классов
Кузьмина
К.В.
2019
г.
Цели:
Методы
ведения урока: деятельностный.
Формы
организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,
парная.
Средства
обучения: карточки для индивидуальной, парной работы, тест,
Дидактическая
цель: создать условия для систематизации знаний и способов
действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и
звонкими согласными в корне».
Предметные
задачи урока:
-развивать умение
проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую
букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать
последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные
задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и
формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать
последовательность действий;
— оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной оценки;
— планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера
сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои
мысли в устной форме;
-слушать и понимать
речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и
следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться
в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать,
сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Личностные
задачи урока:
— уметь проводить
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые
результаты
Дети
учатся:
— понимать
и принимать учебную задачу;
— проверять парные
звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
— сопоставлять произношение
и написание слов;
— подбирать проверочное
слово;
— находить примеры
слов на изученную орфограмму;
— отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения,
характеризующие эти результаты:
— принимать
учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое
и проверочное слово;
— владеть разными
способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;
Ход урока:
I. 1.Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый,
Мы урок начать готовы!
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
2.Сообщение темы и задач урока
II. Актуализация опорных знаний.
1.
Изучение какой
темы мы закончили?
(Правописание безударных гласных в корне слова)
-Как можно проверить, написание безударной гласной в корне слова?
(Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы
безударная стала ударной.)
2. Орфографическая минутка.
-Давайте проверим, как вы усвоили эту тему.
Списать, вставить пропущенные безударные гласные, выделить корень.
(На доске) Св .
сток, г . лубка, д . рквья, ч . рвяк, зв . нить, д . ржать, св . зать, др .
жать, б . льной, в . шневый, кл . новый, в . твистый.
— Взаимопроверка (обмен тетрадями).
— Назовите глаголы, прилагательные.
— Устно составьте предложение со словом «Ветвистый», назовите грамматическую
основу.
III. Изучение нового материала.
На
доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
— Что записано на
доске? (Буквы)
— Какая буква лишняя и
почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
— Какие это согласные?
(звонкие – глухие, парные)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда
звенит.
Нижний — тихо говорит.
Запишите согласные
парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы,
обозначающие глухой звук. (Проверка.)
Работа у доски.
Давайте попробуем
выяснить, что же нужно сделать, чтобы правильно писать эти парные согласные в
корне слова.
Тра . ка – травы, травинка,
Морко . ка – морковочка
шка . – шкафы
арбу . – арбузы, арбузик,
сне . – снега, снеговик,
тру . – труды, трудиться.
— Как вы проверяли написание парной согласной?
— Кто мне скажет чему
мы сегодня будем учиться на уроке?
Чтение правила в
учебнике. Заучивание правила.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Физминутка
Отгадайте загадку.
( читает ученик)
Весь я сделан из
железа,
У меня ни ног ,ни рук.
Я по шляпку в доску
влезу.
А по мне всё стук да
стук. (Гвоздь)
— К какой части речи
относится это слово? (имя сущ.)
— Какая орфограмма в
этом слове? (Парный согласный в корне слова)
—
Где в слове находиться парный согласный? (В корне слова и на конце
слова)
-Сколько способов
проверки вы знаете?
— Назовите способы
проверки парного согласного?
1. Надо изменить слово,
чтобы после согласного стоял гласный звук.
2. Надо подобрать
однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
3. Надо подобрать
однокоренное слово, чтобы после согласного стоял
звук [ л ], [ м ], [ н
], [ р ], [ в ].)
-Назовите
проверочные слова. (гвозди, пригвоздить, гвоздище)
-Запишем слово гвоздь
вместе с проверочными словами под диктовку и разберём по составу (1
ученик у доски)
-Выделите орфограмму.
— Какая орфограмма в
этом слове? (Парный согласный в корне слова. Безударная гласная в корне
слова)
-Выделите орфограмму
Самостоятельная работа с учебником.
Физкультминутка.
VI.
Обобщение и систематизация знаний.
а) Игра «Зоркий
глаз»
-Сейчас проведём игру
«Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной
согласной в корне слова?
Карточки
Нужно обвести кружком
верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по
вариантам.
1 вариант Ска(с,
з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка,
кана(ф, в)ка,
мя(к, г)кий, игру(ж,
ш)ка, улы(б, п)ка.
2 вариант Серё(ш,
ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з,
с)ка,
сторо(ш, ж)ка, ко(г,
к)ти, лё(г, к)ий.
(Выборочно спросить
проверочные слова)
б) Работа
в парах
— Ребята, на столах у
вас карточки. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова
пишутся с парной согласной буквой В. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки
вверх домиком.
Карточка:
1.
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
2.
Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
3.
Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.
Проверяем.
1. Тра( в )ка,
морко( в )ка,
жира( ф ).
2. Шка( ф ),
ту( ф )ли, подгото( в )ка.
3. Зимо( в )ка,
ло( в )кий, о(в )ца.
-У кого также? Почему?
Докажите.
-Значит, в каком ряду
во всех словах пишется буква В? (третьем)
—Встаньте пары, которые выполнили работу верно
в) Применение
учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
1) Прочитайте
текст (читает ученик).
Республика
Марий Эл — красивый экологически чистый край. Климат в Марий Эл с длинной
холодной зимой и тёплым летом. Осенью возможны ранние заморозки и снег. Весна
прохладная.
Определите тему текста.
-Какая основная мысль
текста?
-Как можно назвать
текст?
-Вам нужно списать
текст и подчеркнуть слова с парными согласными в корне, подобрав устно
проверочное слово.
Проверка (называете
слово с парной согласной и устно проверочное слово)
-Кто не сделал ни одной
ошибки, поднимите руку? — В написании каких слов ошиблись?
— Укажите над словами с
парной согласной части речи.
2) Карточка
К
данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните
парную согласную.
Загадать — …………………..
Разведать -………………….
Поливать -………………….
Посадить -…………………..
Погрузить -………………….
V. Итог урока.
— Чему учились
на уроке?
(Проверять написание парных согласных)
— Как это сделать?
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
VI. Домашнее задание.
Выполнить упр. 208 на с. 111,
выучить правило на с. 111
1
вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с,
з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,
мя(к,
г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
2
вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка,
обу(ф,
в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,
сторо(ш,
ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.
1.Тра(
)ка, морко( )ка, жира( ).
2.Шка(
), ту( )ли, подгото( )ка.
3.Зимо(
)ка, ло( )кий, о( )ца.
Карточка
К
данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните
парную согласную.
Загадать — …………………..
Разведать -………………….
Поливать -………………….
Посадить -…………………..
Погрузить -………………….
Карточка
К
данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните
парную согласную.
Загадать — …………………..
Разведать -………………….
Поливать -………………….
Посадить -…………………..
Погрузить -………………….
Нажмите «Поделиться», чтобы увидеть ваши результаты!
Просто скажите нам, кто вы, чтобы увидеть ваши результаты!
Проверяемые парные по звонкости — глухости согласные в корне слова %%score%% из %%total%% правильно
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Для того, чтобы проверить, какой согласный (парный по звонкости/глухости) нужно писать в корне слова, следует подобрать проверочное родственное слово или изменить само слово так, чтобы звук стал слышен отчетливо.
Для этого проверяемая согласная может стоять:
- Перед гласной буквой: соседка – соседушка
- Перед согласными л, н, р, м: мороз — морозный
Ты можешь изменить проверяемое слово:
1. Поставив его в другую падежную форму:
Друг – нет друга, мороз – нет мороза
2. Или представить слово во множественном числе:
Глаз – глаза́, берег – берега
Если изменение слова не дает услышать проверяемую согласную четко, можешь попробовать подобрать однокоренное (родственное) слово:
Подушка – подушечка, сказка – сказать, близко – близок.
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 99,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 103,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 50,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 215,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 216,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 105,
Полякова, Учебник
Упражнение 41,
Чуракова, Учебник
Упражнение 43,
Чуракова, Учебник
Упражнение 46,
Чуракова, Учебник
Упражнение 44,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 48,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 135,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 79,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 98,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 137,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 82,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 215,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 184,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 8,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 218,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 143,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 15,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 66,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 145,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 143,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 8,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 105,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 153,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 87,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 39,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 47,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 179,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 61,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 162,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 30,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 180,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 195,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 206,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 77,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 151,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 269,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 476,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 65,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 109,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 65,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 145,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 329,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 535,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 100,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 172,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 311,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 575,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 541,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 113,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение Практикум стр.18,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 429,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Практикум стр. 72,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 455,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 30,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 299,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 13,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 18,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 127,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 168,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 242,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 326,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 369,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 422,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 131,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 154,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 193,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 363,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 413,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 416,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 98,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Повторение стр. 152-155,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 313,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 317,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Конспект урока по орфографии
Тема: Правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова.
УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Цели: формировать умение обнаруживать орфограмму буквы проверяемых парных согласных в корне слова с опорой на признаки; уточнить и расширить знания способов проверки, совершенствовать умение подбирать проверочные слова, создать условия для развития умения работать в паре.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
- выделение признаков орфограммы «правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова»;
- выделение способов проверки орфограммы «правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова».
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать учителя и других учеников;
- умение работать в паре.
Регулятивные:
- умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче.
Личностные:
- положительная мотивация к изучению нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания.
Бб, Фф, Сс, Тт, Зз, Пп, Вв, Жж, Дд, Шш
— Прочитайте буквы. Как их можно сгруппировать? (обозначающие звонкие согласные звуки и глухие).
— Составьте пары по звонкости- глухости. Какой пары не хватает? (г-к).
Напишите красиво буквы парами.
III. Актуализация знаний. Уточнение признаков орфограммы.
1) Наблюдение над языковым материалом. Постановка учебной задачи.
— Послушайте слова. Какой звук вы слышите на конце слова и перед звуком (к)?
Столб- сноп – (п)
ягодка- прятки – (т)
— Одинаково ли будут обозначены эти звуки буквами? (да, нет).
— Давайте посмотрим, как записаны эти слова. (Запись на доске).
Выделим в словах корень. В какой части слова находятся буквы парных согласных? (в корне).
Являются ли буквы парных согласных орфограммой? Докажите. (Да, т.к. они могут быть обозначены разными буквами, т.е. нужно выбрать).
2) Соберем признаки орфограммы в таблицу.
Слышу парные по звонкости- глухости звуки на конце слова или перед парным по звонкости- глухости согласным . |
Вижу в слове буквы, которые обозначают парные по звонкости –глухости согласные |
Проверяю, находятся ли звуки или буквы в корне слова |
— Чему будем учиться на уроке? (Находить и проверять слова с орфограммой «парные согласные в корне слова»).
3) Упражнение в обнаружении орфограммы в словах.
— Прочитайте слова. В каких словах есть орфограмма «буква парных согласных в корне слова»? Подчеркните буквы, требующие проверки.
Дождь, сон, клуб, голубь, сказка, книжка, день, морозный, закладка.
IV. Работа над словами с непроверяемым написанием.
— Запишите слова в два столбика, вставьте пропущенные буквы.
Об…д, ч…рный, ч…тверг, ж…лтый.
— Назовите признак разбиения. Сколько их может быть? (два: вопрос, наличие орфограммы «буква парных согласных»).
V. Анализ способов проверки.
— Прочитайте пары слов. Какое слово будет проверочным, а какое проверяемым. Почему? (в проверочном слове после парного согласного идет гласный).
Морозы – мороз
Сказать – сказка
— Как нужно подбирать проверочное слово? (изменить слово или подобрать однокоренное).
— Дайте характеристику звука (н) – согласный, звонкий, непарный.
Прочитайте пару слов:
Книжный – книжка
— Как еще можно подобрать проверочное слово? (подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного стоял звонкий н ).
V. Работа с правилом. Составление алгоритма.
Работа в паре.
— Прочитайте правило на стр.46. Пользуясь правилом, дополните алгоритм.
1) Произношу слово и слышу _________________________________________ на ___________ или в середине слова перед ____________________________.
2) Выясняю, в ____________ ли находится этот согласный звук.
3) Изменяю слово или ________________________________ так, чтобы после согласного стоял ________________________ или непарный звонкий согласный.
4) Пишу ту же букву, что и в проверочном слове.
VI. Упражнение в применении правила.
- Упр. 66 выполняется коллективно.
Прочитай слова. Определи, какой буквой надо обозначить парные согласные. Спиши, сначала пиши проверочное слово. Обозначь орфограмму. (Слова даны с пропущенными буквами).
- Упражнение 68 выполняется по вариантам с взаимопроверкой .
Даны слова: ложка, лодка…
Пловцы, флажки…
Задание: проверьте написание букв парных согласных.
- Работа с текстом.
Прочитайте и спишите текст. Найдите слова с изучаемой орфограммой и объясните написание.
Однажды пришел медведь на пасеку за сладким медком. Пчелы защищали свой улей и жалили медведя и в нос, и в глаз, и в бровь. Еле ноги унес медведь с пасеки.
— Проверьте, должно быть 6 слов.
— Как можно заменить слово медведь, чтобы не повторять его?
VII. Подведение итогов урока.
- Какое правило орфографии изучили?
- Назовите признаки орфограммы.