Предмет: русский
язык
УМК
«Планета знаний»
Класс: 2 класс
Тема:
«Проверяемые орфограммы в корне слова»
Урок повторения.
Цель:
развитие
умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы
безударных гласных в корне слова, парных звонких и глухих согласных в корне
слова, непроизносимых согласных.
Задачи:
—систематизировать
и обобщить знания обучающихся о правописании слов с орфограммами в корне;
-упражнять
в применении способа орфографического действия;
-развивать
умения детей самостоятельно оценивать выполненные задания по выработанным
критериям и планировать коррекционную работу.
Регулятивные:
—
уметь определять и формулировать учебные задачи на уроке с помощью учителя;
-планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-уметь
работать по коллективно составленному плану;
—
оценивать правильность выполнения действий на уроке;
-вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок.
Личностные:
-осознание
ответственности за произнесённое и написанное слово;
-интерес
к изучению языка;
Коммуникативные:
—
уметь
оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать
и понимать речь других;
-совместно
договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться
работать в паре.
Познавательные:
—уметь
решать орфографические задачи;
-уметь
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-делать
выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-находить
ответы на вопросы, используя различные средства обучения.
Структура деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Организационный момент. Мотивация учебной |
Доброе |
Организовывают своё рабочее место, |
II. Формулирование темы урока |
Прочитайте тему урока «Проверяемые орфограммы в корне слова». Мы сегодня будем изучать что-то новое? Разве мы не знакомились на предыдущих уроках с орфограммами? Тогда, исходя из темы урока, попробуйте сформулировать учебные |
Отвечают |
III Введение в тему. |
Учебные 1. Повторить 2. Тренироваться Давайте спрогнозируем свою оценку, используя «Лесенку знаний» |
Ответы детей. Дети произносят слово и выделяют звук. Ответы детей. |
I Физминутка Физминутка. |
Решим первую учебную задачу. Откройте стр. 45 в рабочей тетради на печатной основе. Эта схема Какую учебную задачу мы сейчас решали? Оцените уровень понимания на волшебной Переходим к решению второй учебной задачи. Работаем в тетрадях. Откройте. Запишите сегодняшнее число. Мы сейчас запишем слова, которые могут стать примерами для нашей 1. Поля, волна, лесной. Орфограмма «Буква безударного гласного в корне слова» 2. Продолжаем записывать слова. Определяем Зубки, ложка, дуб. Орфограмма «Буква парного согласного по звонкости и глухости в 3.Запишем Сердце, поздний, честный. Орфограмма «Буква непроизносимого согласного в корне слова» |
Рассказывают правило. Выполняют задание. Проговаривают |
V. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
А Проверка 1 2 Разделите Взаимоконтроль, Оцените |
По Выбирают Списывают |
VI. Этап включения в систему знаний и повторения. |
Запишите Пришла Идёт Солнце Сверка Обозначьте Оцените себя по |
Выбирают, над какой орфограммой им хотелось бы ещё Записывают в тетрадь. |
VII. Применение знаний и |
Вы Поделимся Мама Проверяем Проговариваем, |
Находят |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка |
— Все учебные задачи решены? — Решение каких задач вызвало у вас затруднение? — Пригодятся ли вам эти знания в жизни? — Оцените свои знания и умения по теме «Орфограммы в корне — Встаньте те, у кого оценки в начале и в конце урока — Встаньте те, у кого оценка изменилась? — Встаньте те, у кого в начале урока оценка была ниже, чем в |
Оценивают |
IX.Запись д/з |
С.126, №2 Прочитайте задание. Кому оно непонятно? |
Тема урока: «Проверяемые орфограммы корня слова»
Класс 2А. УМК «Планета знаний»
Митрофанова Т.П.- учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Место и роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний урок-практикум (по форме организации взаимодействия) Учебные:
1. Совершенствование знаний об орфограммах в корне слова;
2. Развитие умения подбирать проверочные слова;
3. Формирование орфографических навыков;
4. Учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника. Развивающие:
1. Развитие речи учащихся;
2. Активизация словесно-логического мышления;
3. Формирование устойчивости внимания;
4. Интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса. Воспитательные:
Воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Компетенции:
Учащиеся должны знать: · правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь: · видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, · правильно писать слова с изученными орфограммами, · владеть способами проверки гласных и согласных в корне; · владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; · находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; · правильно списывать слова, предложения, проверять написанное; · работать в группах; · вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи. Ход урока:
Методы:
словесный, практический, информационный
Ход урока
1.Актуализация опорных знаний.
- Организационный момент (слайд 2)
Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем друг другу дарить здоровье и радость. Садитесь.
Руки. На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
— 1 Исследуйте слова :
лёгкие снега
гладкие грибы
молчаливые улыбка
сладкие окно
низкие линейка
— Что объединяет эти слова? (орфограммы в корне слова)
— Чем они отличаются? (разные орфограммы в корне слова)
-Какое слово лишнее? Почему?
-Сформулируйте тему урока (парные согласные и безударные гласные)
- Прочитайте тему урока.
- Как вы думаете, какие знания нам нужны, чтобы разгадать тайну нашей темы урока.
Предполагаемые ответы детей:
а) Нам надо знать определение корня слова.
— Что называется корнем слова?
На доске под надписью «ЗНАЕМ» фиксируются ответы детей:
в) Дети дают определение корня.
1.
Корень Общая часть
Общий смысл
2.- Какие правила корня вы знаете?
б) Мы знаем правила корня:
-безударная гласная;
— парная согласная.
А) Для того, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно: 1) ……. 2) ….. Приведите примеры.
Б) Для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне слова, нужно: 1) ……. 2) ……………. Приведите примеры.
3 Постановка целей урока.
Чтобы наш урок был успешным, мы должны поставить определённые цели.
— Каких целей мы должны достичь на уроке?
- Я научусь …(подбирать проверочные слова,
- грамотно писать)
— Я сумею…(написать орфографический диктант)
— Я узнаю…. (об историческом корне слова)
На доске заявка на оценку. Критерии, по которым вы будете оценивать свою работу, вам известны.
Заявка на оценку:
13б. и более – “Гений”
10– 12б.– “Талант”
7– 9б.– “5”
4– 6б. – “4”
2– 3б. – “3”
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
б/п в/ф н
— Установите закономерность и продолжите строку. (парные согласные)
— Какая буква среди написанных по какому-то признаку «лишняя»? (Н) Почему? (не парная согласная)
— Тогда почему я её написала? Как она относится к парным согласным? (при проверке парных согласных после согласной должна стоять гласная или буква Н).
- Среди оставшихся пар какая пара тоже отличается от других по какому-то признаку? (Ж/Ш)Почему? (звуки этих согласных обозначают всегда твёрдые звуки).
- Ребята, наш урок проходит в преддверие Нового года.
- А , говорят под Новый год
- Что не пожелается
- Всё всегда произойдёт,
- Всё всегда сбывается.
- Давайте перенесёмся на несколько минут в лето.
4 Ребята, если угадаете, какое слово рассыпалось, мы с вами попадём в чудесный уголок нашей природы.
Анаграмма. Какое слово рассыпалось.
ЕЗООР.
Глядятся в него молодые рябинки
Цветные свои примеряя косынки.
Как это зеркало называется?
-ИТАК, МЫ ПОПАЛИ НА «ОЗЕРО парных согласных»(1 слайд)
Игра «Ловля рыбы»
А)Гри..ки, ша..ка, була..ка, тетра..ь, кур..ка, , кру..ка, -(с комментированием)
Б) Буквенный диктант: записать только буквы, которые надо вставить в слово:
Ю..ка, кре..ко, остро.., шар.., сне.., , яго..ки, ска..ка, сырое..ка, гребе..ки
Б, П, В, Ф, Г, Д, З,Ж,Ш.
(Оцените себя- всё правильно-2 балла,-1-2- ошибки-1 балл, 3-ошибки-0 баллов)
—Отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом-
Чудеса увидишь в нём.
-Догадались, о каком доме идёт речь? (о лесе)
И попали мы свами в «Лес безударных гласных»
-Вспомним , как проверить безударные гласные в корне слова.
А может быть 2 безударных гласных в корне слова?
Приведите примеры. (Холодильник, берега, коробок)
Игра «Подбери словечко» (Слайд-2) При клике по ёлочкам открываются слова с безударной гласной.
Учитель: Поставьте ударение , выделите корень. Подберите проверочное слово.
(Дети работают самостоятельно)
К.РМИТЬ,, С.РИТЬ, СН.ГОВИК, Б.ЖАТЬ.
(Оцените себя — всё правильно-2 балла,-1-2- ошибки-1 балл, 3-ошибки-0 баллов)
Учитель. Проверьте. (Слайд-3)
Угадайте, как зовут эту девочку, если в её имени в корне слова есть безударный гласный.
Вера, Настя, Оксана, Ангелина.
Какое слово лишнее?
Дети –Снеговик. ( Все слова относятся к глаголам, а слово- снеговик- существительное)
Подберём однокоренные слова, разберём по составу.
Слайд-снежинки.
Учитель. Что хотят вам ещё раз напомнить снежинки?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Учитель: А сейчас следующее чудо. Куда мы попали?Слайд
-Угадайте о чём идёт речь?
-Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в снежной
кольчуге.
УГАДАЛИ ?
Какие слова для вас непонятны?
-Витязь-храбрый богатырь.
-Чары-волшебство.
-Кольчуга-
-Можем проверить безударную гласную в слове кольчуга?
-Может ли помочь знание исторического корня слова его написать?
На этот вопрос вам постараются ответить наши ребята при защите своих проектов. Влада.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:
« Имеется ли исторические родственники у слова колокольчик»?
ГИПОТЕЗА:
Все эти слова имеют общий исторический корень «коло» в значение «круглое»
Источниками информации для меня стали:
1.Толковый словарь Ожегова и Этимологический словарь.
Из них я узнала: КОЛОКОЛЬЧИК. (многозначное слово)
2. Откуда слово пришло?
КОЛОКОЛЬЧИК. Происходит от латинского слова колокол, по форме венчика, круга.
3.Исторические родственники .
КОЛОДА. Общеславянское слово. Что- либо расколотое; «чурбак» или « что- либо выдолбленное из круглого дерева.
КОЛОБОК. Небольшой круглый хлебец.
КОЛЬЧУГА. Старинный воинский доспех в виде рубашки из круглых металлических колец.
Околица- ограда, плетень –вокруг деревни.
КОЛОКОЛ.-толстенный круглый колпак с развесистым раструбом.
4.Исторические родственники- проверочные слова для безударных гласных в слове колокольчик. КОЛОКОЛ.- Околица.
—
Учитель: сделаем вывод-
Зная исторический корень слова можно найти проверочное слово для безударной в корне слова.
— Учитель: Чтобы узнать кто-же из вас ГЕНИЙ, нам придётся дальше совершить прогулку в академию. Открываем ваши компьютеры. «Академия младшего школьника»- развивающая программа для мобильного класса.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН.
Тема2.Правописание безударных гласных , проверяемых ударением.
№ 17.Парные согласные различных орфограмм.(для учащихся 1 группы)
№ 18.-Исправляем ошибки (для более сильных детей).
Учитель : Наша прогулка закончилась. Какие 2 правила повторили?
Какое задание больше понравилось? Какое вызвало затруднение?
– А сейчас я вас попрошу посчитать свои накопленные баллы.
– Встаньте те, кто набрал 13 и более баллов.
– Вы сегодня получаете “пятерку” и почетное звание– Гений.
– Встаньте те, у кого 10– 12 баллов.
– Поприветствуем их. Это – Таланты. И у вас – пятёрки.– Поднимите руки те, кто еще лучше сегодня научился решать орфографические задачи с этими орфограммами.– У кого еще не все пока получается?
– Поднимите руки те, кто уходит с урока в хорошем настроении.
– А у кого оно не совсем хорошее?
Цель урока:
- повторить и обобщить знания учащихся по
правописанию слов с безударными гласными,
парными звонкими и глухими согласными,
непроизносимыми согласными в корне; - развивать творческие способности,
познавательный интерес, воспитывать любовь к
родному краю, умение работать в коллективе.
Этапы урока
1. Оргмомент (Приложение
1, слайд 1)
2. Сообщение темы урока
– Мы с вами как настоящие спортсмены долго
тренировались в распознавании орфограмм корня и
вот сегодня нам предстоит показать нашим гостям
каких результатов мы добились.(2 слайд) – тема
нашего урока.
3. Разминка
– Как настоящие спортсмены начинают
тренировку с разминки, так и мы начнем наш
урок с разминки.
– Скажите, на какие две большие группы мы можем
разделить все орфограммы корня? (3 слайд). (Проверяемые
и непроверяемые)
– Какие проверяемые орфограммы мы изучили? (Безударный
гласный, парный звонкий и глухой согласный,
непроизносимый согласный)
– Как проверяем? (Рассказывают правила)
– Как мы называем слова с непроверяемыми
орфограммами? (Словарные слова).
– Я приготовила вам кроссворд, посвященный
спорту. Давайте его отгадаем. (4
слайд)
1) Люди налили под крышей воды,
В любое время года там плаваем мы. (Бассейн)
2) Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я то и знай. (Велосипед)
Этот конь не ест овса.
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
3) На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»
Веселая игра … (хоккей)
4) Спортивный бег по местности. (Кросс)
5) Я на краю чуть не уснул,
А дали мячик – так рванул!
Один прорвался на ворота,
Ударил низом с разворота.
Ну, и забил, конечно, гол.
Красивая
игра … (футбол).
– Молодцы, ребята отгадали весь кроссворд.
(5 слайд)
– Скажите, а что какие слова оказались в нашем
кроссворде? (Словарные слова)
– Правильно, запишите словарь.
4. Психофизпауза
5. Основной этап соревнований (6 слайд)
– А теперь, дети, настало время для настоящих
соревнований.
У нас будет три команды – по рядам как сидите. На
партах у вас лежат листочки, там задание. На
листах написаны слова с орфограммами корня.
Первый ряд выберет и запишет в столбик на доске
слова с безударным гласным в корне, второй – с
парным звонким или глухим согласным в корне,
третий – с непроизносимым согласным в корне.
Выигрывает ряд, выполнивший задание первым.
Земля, вестник, мягкий, теплеет, полевой, жемчуг,
дрозд, грустно, устный, весна, звездный, лодка,
кленовый, поздно, соленый, кормить, трубка,
радостно, легкий, просьба, областной, медовый,
канавка, прелестный.
Проверка. Ребенок называет слово, которое
записывал и проверочное к нему. (7, 8, 9 слайды)
6. Психофизпауза
– Ребята, закройте глаза, послушайте
маленькое стихотворение и нарисуйте себе
картину. Что увидели?
7. Работа с учебником с. 51 упр. 7. (10
слайд)
– Откройте учебник. Перед вами стихотворение,
которое вы только что слышали.
– Как будем подбирать пропущенные буквы?
– Ко всем ли словам сможем подобрать
проверочные?
– К каким словам не можем подобрать проверочные? (Февральских,
растревожен, улей)
– Что будем делать? (Обратимся к словарю)
– Пока ребята ищут слова в словарях, давайте
подберем проверочные к орфограммам. (Снега –
снег, лес – лесной, сосны – сосны, висит – повис)
(11 слайд)
– Теперь, когда все орфограммы найдены и
проверены, предлагаю вам красиво, аккуратно, а
главное без ошибок списать этот текст в тетради.
8. Подведение итогов и выставление оценок
– Какие орфограммы корня повторили на уроке?
– Как проверяем безударный гласный, парный
согласный, непроизносимый согласный?
9. Домашнее задание
(12 слайд)
– Спасибо за урок!
Тема: Орфограммы в корне слова
Цель: совершенствовать умение определять и проверять орфограммы в корне слова.
Тип урока: закрепление
УУД: 1. Предметные: учиться группировать слова по орфограмме . 2. Личностные: осознание языка как основного средства общения и мышления , осознание богатства русского языка. 3. Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; учиться группировать слова , владеть общим способом проверки орфограмм в корне.
4. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в коллективное учебное сотрудничество.
I.Организационный момент.
Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это открытие: большое, маленькое…Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя открытие?
Ребята, скажите, русский язык- интересный предмет? Кому – сложный? Кому- нет? А зачем мы изучаем русский язык?
Работать мы будем по плану (доска).
Самооценку осуществлять в картах самооценки ( на столах)
I I. Актуализация знаний.
1. Подпишите дату. Начнём с минутки чистописания (Ссс).
Прочитайте группы слов на доске.
Что объединяет слова в каждой группе?
Что такое корень слова?
Какие слова называем однокоренными?
Назовите корень в каждой группе однокоренных слов.
Спишите группу самых «тёплых» слов, выделите корень. Самооценка
2.Определение темы урока и цели.
Какие слова из каждой группы требуют особого внимания, требуют применить правило? Мы называем такие буквы в слове орфограммами.
В какой части слова они находятся?
Сформулируйте тему урока. (Открываю на доске)
Какую цель мы перед собой поставим? (Открываю на доске)
III. Исследование учебного материала.
1. Предлагаю написать «картинный» диктант.
Самопроверка по слайду. Самооценка
Все орфограммы корня можно разделить на 2 группы , (КЛАСТЕР)
Посмотрите внимательно на доску- какие группы? ( провер/ непровер.)
В какой группе проверяемые орфограммы? Докажите ( устно)
Какие буквы вы сейчас проверяли? ( гласн./согласн.)
Когда ( в какой позиции гласные станут орфограммой) ? (без удар.)
2. Задание по выбору гласной. КАРТОЧКА №1. 1 ЧЕЛ.- у доски (интеракт. Диск « Р.яз. 2 класс, часть 1» Безуд.гласн. кнопка 4)
3. Фронтальная работа. ( там же, кнопка 5)
Как вы выбирали нужную гласную? ( ставлю…)
А если гласная непроверяемая? (запоминаю… ) Самооценка
4. Какие согласные могут стать орфограммой в корне? (парн., непроизн)
Назовите парные согласные. В какой позиции они ошибкоопасные?(….)
5. КАРТОЧКА № 2. Работаем в паре. Подчеркните слова, в которых в корне нужно проверять парные согласные.( 1 чел. у доски)
Сравниваем. Обсуждаем способ проверки. Самооценка
Пословицы обязательно чему-то учат. Кто хочет объяснить нам смысл какой-либо пословицы?
6. В какой позиции находится орфограмма «НЕПРОИЗН. СОГЛАСНЫЕ)? (карточки-сочетания)
Какой способ проверки выберем? А если не можем проверить) (….)
Отгадайте ребусы. Запишите слова-отгадки. Добавьте сами слова с этой орфограммой ( дети диктуют) Самооценка
IV. Рефлексия ( карточка на доске)
Я открыл для себя…
Мне понравилось…
Было трудно….
Хочу сказать спасибо….
V. Подведение итогов самооценки. Оценивание.
VI. Д/з. На доске
Обобщение «Орфограммы в корне слова»
Обобщение«Орфограммы вкорне слова»
Орфограммы Проверяемые Безударный гласный
Орфограммы
Проверяемые
Безударный гласный
Парный звонкий и глухой согласный
Непроизносимый согласный
непроверяемые
(словарные слова)
Моря гриб грустный река снег сердце
Моря
гриб
грустный
река
снег
сердце
ГЛАСНЫЕ СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ (БЕЗУДАРНЫЕ)
ГЛАСНЫЕСЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ (БЕЗУДАРНЫЕ) В КОРНЕ
ЕСЛИ БУКВА ГЛАСНАЯ ВЫЗВАЛА
СОМНЕНИЕ, ТЫ ЕЁ НЕМЕДЛЕННО
СТАВЬ ПОД УДАРЕНИЕ
Л*ДЯНОЙ
СН*ГОВИК
ХОЛ*Д
ПАРНЫЕ ПО
согласныеПАРНЫЕ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ В КОРНЕ СЛОВА
ЗВУК СОГЛАСНЫЙ ПРОВЕРЯЙ,
РЯДОМ ГЛАСНЫЙ ПОДСТАВЛЯЙ
СОГЛАСНЫЕ
СОГЛАСНЫЕ
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ
В КОРНЕ СЛОВА
ЧТОБЫ ЗНАТЬ, КАК ПИСАТЬ,
НАДО СЛОВО ИЗМЕНЯТЬ.
И ЗА ЗВУКОМ НЕПОНЯТНЫМ
БЫСТРО ГЛАСНУЮ ИСКАТЬ.
ЧУДЕС*НЫЙ
ХРУС*НУЛ
ЧУ*СТВО
Работа с текстом Мама сворила вкустную кашку, испикла пирошки, приготовила окрожку
Работа с текстом
Мама сворила вкустную кашку, испикла пирошки, приготовила окрожку. Алена поставила на стол тарелки и чяшки, положила лошки и вилки. Потом девочька сбегала на огорот и нарвала петружки.
Работа с текстом Мама сварила вкусную кашку, испекла пирожки, приготовила окрошку
Работа с текстом
Мама сварила вкусную кашку, испекла пирожки, приготовила окрошку. Алена поставила на стол тарелки и чашки, положила ложки и вилки. Потом девочка сбегала на огород и нарвала петрушки.
СПАСИБО ЗА УРОК!
СПАСИБОЗАУРОК!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email