Непроизносимые согласные в корне слова
В русском языке есть слова с сочетанием нескольких согласных звуков, при произношении которых возможно выпадение одного из согласных. Эти согласные звуки называют непроизносимыми.
Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове.
Например, в слове сер д це непроизносимым является согласный звук [д], в слове мес т ность — согласный [т], в слове здра в ствуйте — согласный [в], в слове со л нце — согласный [л].
При этом на письме соответствующие буквы необходимо обозначать. Поэтому написание слов с непроизносимыми согласными [в], [д], [л], [т] в корне требует проверки.
Согласный звук произносится отчётливо в положении перед гласным звуком или в конце слова.
Звёз д ный — звез д а (после непроизносимого согласного звука [д] идет гласный звук [а]), грус т ный — грус т ь (непроизносимый согласный звук [т] слышится более ясно в конце слова).
Для проверки непроизносимых согласных можно брать слова разных частей речи.
- существительное (в том числе с предлогом): счас т ливый — счас т ье, ус т ный — ус т а, безжалос т ный — без жалос т и
- прилагательное: сер д це — сер д ечный
- глагол: поз д ний — опоз д ать
Если при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
Чудесный — чудесен, ужасный — ужас.
Некоторые слова нельзя проверить предложенным способом. Такие слова являются словарными, их нужно запомнить.
Запомните: лес т ница (но лесенка), праз д ник, чу в ство.
Примеры слов с непроизносимыми согласными и проверочные слова к ним
Вес т ник — вес т ь, вес т очка
Влас т ный — влас т ь
Гиган т ский — гиган т ы
Громоз д кий — громоз д ить
Грус т ный — грус т ь, грус т ить
Доблес т ный — доблес т ь
Жалос т ливый, безжалос т ный — жалос т ь, без жалос т и
Завис т ливый — завис т ь
Звёз д ный — звез д а
Здра в ствовать — здра в ый
Злос т ный — злос т ь, от злос т и
Извес т ный — извес т ие
Капус т ный — капус т а
Кос т ный — кос т ь, кос т очка, окос т енеть
Крес т ник — крес т ить
Мес т ный — мес т о
Наез д ник — ез д а, ез д ить
Ненас т ный — ненас т ье
Облас т ной — облас т ь
Пас т бище — пас т и
Поз д ний, поз д но — опоз д ать
Пос т ный — пос т , пос т иться
Прелес т ный — прелес т ь
Свис т нуть — свис т , свис т еть
Радос т ный — радос т ь
Сер д це — сер д ечный, сер д ечко
Совес т ливый — совес т ь
Со л нце — со л нечный, со л нышко
Страс т ный — страс т ь
Счас т ливый — счас т ье
Трос т ник, трос т никовый — трос т ь, трос т очка, трос т инка
Ус т ный — ус т а
Учас т ник — учас т ие
Хвас т ливый — хвас т ать, хвас т ун
Хрус т нуть — хрус т , хрус т еть
Час т ный — час т ь
Чес т ный — чес т ь
Ше ф ствовать — ше ф ы
Ярос т ный — ярос т ь, в ярос т и
Обратите внимание! В этих словах НЕТ непроизносимых согласных:
вкусный, гнусный, интересный, искусный, напрасный, небесный, опасный, парусный, прекрасный, ровесник, словесный, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать («идти»), яства.
Читайте также темы:
Непроизносимые согласные в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова — это звуки, которые не произносятся в скоплении согласных. Буквы, обозначающие непроизносимые согласные, обязательно пишутся в слове.
Что такое непроизносимые согласные?
В русском языке при произношении некоторых слов в их корне звучат не все согласные.
В ряде лексем между гласными существуют труднопроизносимые скопления согласных звуков:
- вств (здра вств уй, чу вств овать, я вств енный, де вств енный);
- здн (пра здн овать, пра здн ик, по здн ий, по здн о, бе здн а, звё здн ый);
- ндск (голла ндск ий, шотла ндск ий, финля ндск ий);
- нтск (гига нтск ий, диплома нтск ий, дилета нтск ий);
- стл (по стл анный, сча стл ивый, сове стл ивый, уча стл ивый);
- стн (добле стн ый, захолу стн ый, яро стн ый);
- лнц (со лнц е);
- рдц (се рдц е);
- стск (раси стск ий, национали стск ий)
При произнесении некоторых слов в указанных группах согласных выпадает один из них, обозначенный буквой «в», «д», «т» или «л».
Понаблюдаем, какие непроизносимые согласные имеются в словах:
- сер д це [с’ э р ц э]
- гиган т ский [г’ и г а н с к’ и й’]
Но в письменной речи непроизносимые согласные обозначать необходимо. Ведь при изменении грамматической формы или в однокоренном слове непроизносимые согласные проявляют себя:
- сер д це — сердечный, сердечко;
- гиган т ский — гиганты.
Как проверить непроизносимый согласный в слове?
Написание слова с непроизносимым согласным требует проверки. Невзирая на произношение, в корне следует написать необходимую букву, сохраняя целостность морфемы. С этой целью воспользуемся двумя способами, чтобы убедиться, есть ли непроизносимый согласный в слове.
Для согласного звука, если после него находится гласный, эта фонетическая позиция в слове является сильной, то есть тогда проверяемый согласный слышится ясно и отчетливо.
Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):
К примеру, при произнесении слов «грустный», «костный», «яростный» в скоплении согласных звуков «стн» пропадает звук «т». Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом, изложенным выше:
- грустный — грустен, грустить, грусть;
- костный — косточка, кость, кости, окостенеть;
- яростный — в ярости, ярость.
Слова, в которых нет непроизносимых согласных
Следует учитывать, что в ряде слов в сочетании согласных «сн» нет непроизносимого согласного звука. Не следует писать согласный «т» в следующих лексемах:
Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное проверочное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.
- Опа сн ый — опасен;
- иску сн ый — искусен;
- ужа сн ый — ужасен;
- вку сн ый — вкусен;
- слове сн ый — словеса;
- чуде сн ый — чудеса;
- небе сн ый — небеса.
Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс -ес-, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо», «небо», «слово».
- Чудо — чуд ес а — чуд ес н ый;
- небо — неб ес а — неб ес н ый;
- слово — слов ес а — слов ес н ый, слов ес н ость , слов ес ник .
Не следует вставлять лишний согласный в сочетания «ств» в следующих словах:
- уча ств овать
- че ств овать
- ше ств овать
- я ств а.
Следует запомнить написание вот этих слов:
Различаем также написание следующих слов:
- ровесник (ровный по вёснам) — сверс т ник (одинаковый по возрасту);
- шествовать (шествие) — ше ф ствовать (шефы);
- яства (старославянское ясти — есть) — я в ственный (явь, явиться, явление);
- наперсник (старославянское перси — грудь) — напёрсток (перст — палец);
- косный (отсталый, реакционный) — кос т ный бульон (кости).
Существительное «сверстник» восходит к общеславянскому слову «верс т а», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву «т» в слове «сверс т ник».
Видеоурок «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова можно проверить, правильно подобрав проверочное слово, в котором они ясно слышатся ( поздно – опаздывать, счастливый – счастье, безмолвствовать – молва ).
Для этого в проверочном слове непроизносимая согласная может стоять:
- Перед гласной буквой: сердце – сердечко, голландский — Голландия
- Перед непарным звонким согласным (л, м, н, р, й): солнце – солнечный
- На конце слова: агентство – агент
Есть слова, которые нельзя проверить этим способом, поэтому их нужно просто запомнить
чувствовать
лестница (но лесенка)
склянка (но стекло)
блеснуть (но блестеть)
яства
ровесник
наперсник
Поделись с друзьями в социальных сетях:
источники:
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/neproiznosimyie-soglasnyie.html
http://budu5.com/manual/chapter/28
При
произношении слов некоторые морфемы
(обычно корни) в определенных сочетаниях
с другими морфемами утрачивают тот или
иной звук. Вследствие этого в написаниях
слов оказываются буквы лишенные звукового
значения, так называемые непроизносимые
согласные. К числу непроизносимых
согласных относятся:
1) т—
в сочетаниях стн (ср.: косный
и костный), стл (счастливый), нтск
— ндск (ср.: гигантский
– интриганский, голландский –
хулиганский), стск
(ср.: марксистский
и тунисский);
2) д –
в сочетаниях здн
(ср.: праздник,
безобразник). Рдц
(ср.: сердце
и дверца);
3) в
– в
сочетаниях вств (ср.: чувствовать
и участвовать), льств
(безмольствовать);
4) л
– в
сочетании лц (ср.: солнце
и оконце).
5. Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами.
В
русских словах сочетания двух одинаковых
согласных обычно находятся между
гласными на стыке морфологических
частей слова: приставки и корня, корня
и суффикса. В иноязычных словах двойные
согласные могут быть долгими и в корнях
слов. Так как долгота звуков не свойственна
фонематической системе русского языка,
иноязычные слова утрачивают долготу
согласных и произносятся с одиночным
звуком (ср.: то[н]ель,
те[р]аса, те[р]ор, а[п]арат, а[п]етит,
ко[м]ерцияи и т.п.
Двойной
согласный обычно произносится в положении
после ударного согласного (ср.: ва[нн]а,
ма[сс]а, гру[пп]а, програ[мм]аи
т.п.).
Произношение
двойных согласных как в русских словах,
так и в иноязычных регламентировано в
словарном порядке (см.: «Русское
литературное произношение и ударение.
Словарь – справочник», М. 1959).
6. Произношение отдельных звуков.
1.
Звук [г] перед гласными, согласными
звонкими и сонорными произносится как
звонкий согласный взрывной: гора,
где, град;перед
глухими согласными и на конце слова –
как [к]: ожёгся,
ожёг [Lжокс
ъ], [Lжок]. Произношение фрикативного
звука [j] возможно в ограниченных случаях,
причем с колебаниями: в формах слов бог,
господь, благодать, богатый; в
наречиях когда,
всегда, тогда, иногда; в
междометиях ага,
ого, эге, гоп, гопля, гав-гав. На
месте [у] на конце слов бог,
благ (от благо) допускается
произношение [х]: [бох], [блах].
2.
На месте букв ж,
ш, ц во
всех положениях произносятся твердые
звуки [ж], [ш], [ц]: парашют,
брашюра — [пърLшут],
[брLшуръ]; канца, концом —
[кLнца],
[кLнцом], но
в слове жюри предпочтительно
произношение [ж ури].
3.
На месте букв ч,
щ,
всегда произносятся мягкие согласные
[ч], [ш] или [шч]: час,
чур — [ч ас], [ч ур]; роща, Щорс, Щебет, щука
— [рош ъ], [шорс], [ш ебеът],[] На
месте буквы и после ж,ш,ц произносится
звук[ы]: жил,
шил, цикл — [жыл], [шыл],[цыкл].
5.
На месте буквы с в
возвратных частицах –ся -, -сь-произносится
мягкий звук [с]: боюсь,
боялся, боялась — [бLjус],
[бLjалс ъ], [бLjалъс ].
6.
На месте всех согласных букв (кроме ж,
ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие
мягкие согласные (сел,
пел, мел, дел и т.п.)
[сел], [пел], [мел], [дел].
7. Произношение отдельных грамматических форм.
1.
Безударное окончание именительного
падежа ед. ч. мужск. рода имен прилагательных
–ый,
-ий произносится
как [ъi], [ьi]: [добръi], [гордъi], [нижньi], но
широко распространенным является и
произношение указанных окончаний
соответственно написанию: [добрыi],
[гордыi], [нижниi].
Произношение
окончания —ий после
[к], [г], [х] допустимо в двух вариантах:
[н искъi – н иск иi|], [убогъi – убог иi], [т
ихъi – тих иi].
2.
На месте буквы г в
окончании родительного падежа ед. ч.
прилагательных мужского и среднего
рода –
ого –егопроизносится
достаточно отчетливый звук [в] с
соответствующей редукцией гласных: острого,
этого, того, кого — [остръвъ], [этъвъ],
[тLвъ],
[кLвъ].
Звук [в] произносится на месте буквы г в
словах: сегодня,
сегодняшний, итого.
3.
Безударные окончания прилагательных –ая,
-ое при
произношении совпадают: добрая,
доброе [добръiъ – добръiъ].
4.
Окончание (безударное) прилагательных –ую,
-юю произносится
в соответствии с написанием: тёплую,
летнюю [т оплуiу], [л ет н уiу].
5.
Окончание –ые
– ие в
именительном падеже множественного
числа прилагательных, местоимений,
причастий, произносятся как [ыи],
[ии]: добрые,
синие — [добрыи], [син ии].
6.
на месте безударного окончания 3-го лица
множественного числа глаголов 2-го
спряжения -ат
– ят произносится
[ът]:дышат,
ходят — [дышът], [ход ът]. Произношение
тих форм с гласным [у] в окончании выходит
из употребления (ср.: [прос ът – прос
ут]).
7.
Формы глаголов на –кивать,
— гивать, хивать произносятся
с мягкими [к`], [г`], [х`]: [вскак ивъл], [вздраг
ивъл], [рLзмах ивъл]. Допустимо произношение
этих глаголов и с твердыми [к], [г], [х].
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова можно проверить, правильно подобрав проверочное слово, в котором они ясно слышатся (поздно – опаздывать, счастливый – счастье, безмолвствовать – молва).
Для этого в проверочном слове непроизносимая согласная может стоять:
- Перед гласной буквой: сердце – сердечко, голландский — Голландия
- Перед непарным звонким согласным (л, м, н, р, й): солнце – солнечный
- На конце слова: агентство – агент
Есть слова, которые нельзя проверить этим способом, поэтому их нужно просто запомнить
чувствовать
лестница (но лесенка)
склянка (но стекло)
блеснуть (но блестеть)
яства
ровесник
наперсник
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 191,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 194,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 8,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 108,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 110,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 111,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 129,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 141,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 179,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 195,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
3 класс
Упражнение 230,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 258,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 75,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 86,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 92,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 232,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 239,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 250,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 53,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 80,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 95,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 92,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 138,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 187,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 312,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 87,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 5,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 86,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 144,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 124,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 110,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 286,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 467,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 480,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 714,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 238,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 154,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 131,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 197,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 37,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 285,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 334,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 583,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 45,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 301,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 373,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 534,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 335,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 338,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 78,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 114,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 238,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 325,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 400,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 105,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 135,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 599,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 122,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 252,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 98,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 412,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 413,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение Практикум стр. 68,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 173,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 242,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Повторение стр. 198 — 199,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 15,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Карточка 1.
К данным словам подобрать проверочные,
выделить корни:
См..шной — …, т..хонько — …, покр..снел — …, ч..стота
— …, н..чевал — …, п..стреют — …, в..ренье — …, взгл..нул — …, прив..зил — …, м..сной
— ….
—————————————————————————————————-
Карточка 2.
Списать текст, вставить пропущенные буквы.
Выполнить разбор слов по составу.
На крутом б..регу
р..ки начинается с..сновый бор. К..чается под ветром высокая тр..ва. Г..няются
над лугом в..сёлые стрекозы. Порхают кр..сивые бабочки. Между тр..винками по
сухим кочкам сп..шат хл..потливые муравьи.
—————————————————————————————————-
Карточка 3. Вставить, где это необходимо, непроизносимую
согласную, записать проверочное слово.
Мес..ность- …,
пас..бище — …, вес..ник — …, интерес..ный — …, доблес..ный — …, опас..ный — …,
чес..ный — …, звёз..ный — …, чудес..ный — …, прекрас..ный — ….
—————————————————————————————————-
Карточка 4. Списать, вставить пропущенные буквы.
Поз..няя осень,
гр..чи ул..тели (Н. Некрасов). Здра..ствуй, со..нце да утро в..сёлое (И.
Никитин). Моро.. и со..нце! День чудес..ный (А. Пушкин). Здра..ствуй, князь ты
мой прекрас..ный! Что ж ты тих, как день ненас..ный? (А. Пушкин). С окрес..ных
гор уже сн..га сб..жали мутными руч..ями (А. Пушкин).
—————————————————————————————————-
Карточка 5. Вставить пропущенные буквы, записать проверочные
слова.
Конфе..ка — …, кру..ка
— …, маршру..ка — …, ло..кий — …, пило..ка — …, мину..ка — …, доро..ка — …,
девя..ка — …, ни..кий — …, кре..кий — …, крова..ка — …, запи..ка — ….
В проверяемых словах выделить суффиксы.
Карточка 6.
К данным словам подобрать проверочные,
выделить корни:
См..шной -……
…, т..хонько — …….…, покр..снел — …….…, ч..стота -…… …, н..чевал -…… ….…, п..стреют -……. …, в..ренье — …….……, взгл..нул — ..…………, прив..зил -……. …, м..сной — ……….….
—————————————————————————————————-
Карточка 7.
Списать текст, вставить пропущенные буквы.
Выполнить разбор слов по составу.
На крутом б …регу
р..ки начинается с…сновый бор. К…чается под ветром высокая тр…ва. Г…няются
над лугом в…сёлые стрекозы. Порхают кр…сивые бабочки. Между тр…винками по сухим
кочкам сп…шат хл…потливые муравьи.
__________________________________________________________
Карточка 8.
Вставить пропущенные буквы, записать
проверочные слова.
В проверяемых словах выделить суффиксы.
Конфе..ка — ____________, кру..ка —
____________, маршру..ка — ___________, ло..кий —
____________, пило..ка — ____________, мину..ка —
______________, доро..ка — ____________, девя..ка —
______________, ни..кий — _____________, кре..кий —
_______________, крова..ка — ____________, запи..ка —
___________.
Карточка 9.
Вставить пропущенные буквы, записать
проверочные слова.
Сн . жинка —
___________ т . жёлые — _______________
в . зёт —
_____________ ст . ят -___________________
вес . ло — ______________ сл . пили —
_________________
к . таются —
____________ ш . гнул — _________________
пот . птался —
___________ сн . жок — _________________
__________________________________________________________
Карточка 10.
Вставить пропущенные буквы, записать
проверочные слова.
Б . жать —
______________ в . рить — _________________
гл . зок —
_______________ м . стечко — _______________
м . риться —
_____________ н . совой — _________________
п . левой —
______________ п . ровоз — _________________
б .
бовый — ______________ м .
рской — _________________
Карточка 11.
Вставить
пропущенные буквы, записать проверочные слова.
Г . довой —
______________ г . лубка — __________________
д . ловой —
______________ д . ревья — __________________
д . ждевик —
_____________ зв . ринец — ________________
к . рмушка —
_____________ с . рдечный — _______________
м . сной — ________________ скр. петь —
_________________
Карточка 12.
Вставить пропущенные
буквы, записать проверочные слова.
Сл . вечко —
______________ сн . говик — _________________
т . грёнок —
_______________ х . лмистый — ________________
в . зать —
__________________ ц . рковой — _________________
ч . совщик —
_______________ ш . повник — ________________
б . дняк — _________________ в . йна —
___________________
___________________________________________________
Карточка 13.
Вставить
пропущенные буквы, записать проверочные слова.
З . мовать —
________________ к . лечко — __________________
. кошко —
__________________ зм . иный — _________________
гр . зовой —
_________________ з . мля — ____________________
см . гчить —
_________________ д . щечка — _________________
п . ро —
___________________ р. чной — ___________________
________________________________________________________
Карточка 14.
Вставить
пропущенные буквы, записать проверочные слова.
Т . нуть —
__________________ ч . стота — _________________
стр . лять —
_________________ тр . винка — ________________
бр . вно —
___________________ г . рчица — _________________
закр . пить — _________________
св . тлячок — _______________
пос . неть — _________________ б . лизна —
_________________
Карточка 15.
Списать,вставить
пропущенные буквы, устно подобрать проверочные слова.
Д . леко в . дна
наша школа. Она ст . ит на г . ре. Вокруг здания реб . тишки пос. дили м .
л . дые д . ревья.
В классах св .
тло. Тут ц. рят уют и ч . стота. Ст . ят р . .дами парты. На ст . не в
. сит д . ска. За . кном б . леет ств
. лами б . рёзовая роща.
Карточка 16.
Вставить
пропущенные буквы, устно подобрать проверочные слова.
З . ма. Лё .
гкие сн . жинки в . ются в воздухе. На дв . ре шумно и вес .
ло. Р . бята сл . пили сн . говика. М . лыши
к .таются на сала
. ках. Алёша надел к . ньки. Как вес . ло и
интересно з . мой!
__________________________________________________________
Карточка 17.
Вставить
пропущенные буквы, устно подобрать проверочные слова.
На шапо . ке
красной у Тани
Сн . жинки сл .
жили узор.
Танюшка т . жёлые
сани
Устало в . зёт
через двор.
Сугробы ст . ят у
доро . ки,
А дома уже не в.
дать.
И в сереньких
валенках но . ки
Устали сегодня
гулять.
—————————————————————————————Карточка 17.
Списать, вставить
пропущенные буквы, записать проверочные слова.
Звёз . ное —
… ш . лестели — …
грус . но —
… ос . нь — …
ярос . ный — … нал
. тел — …
поз . ний —
… н . га — …
хрус . нула —
…. т . мнеет — …
прелес . ный — …
л . сок — ….
—————————————————————————————Карточка 17.
Списать, вставить
пропущенные буквы, записать проверочные слова.
Звёз . ное —
… ш . лестели — …
грус . но —
… ос . нь — …
ярос . ный —
… нал . тел — …
поз . ний —
… н . га — …
хрус . нула —
…. т . мнеет — …
прелес . ный — …
л . сок — …
—————————————————————————————
Карточка 17.
Списать, вставить
пропущенные буквы, записать проверочные слова.
Звёз . ное —
… ш . лестели — …
грус . но —
… ос . нь — …
ярос . ный —
… нал . тел — …
поз . ний —
… н . га — …
хрус . нула —
…. т . мнеет — …
прелес . ный — …
л . сок — …
————————————————————————————
Карточка 17.
Списать, вставить
пропущенные буквы, записать проверочные слова.
Звёз . ное —
… ш . лестели — …
грус . но —
… ос . нь — …
ярос . ный —
… нал . тел — …
поз . ний —
… н . га — …
хрус . нула —
…. т . мнеет — …
прелес . ный — …
л . сок — …
—————————————————————————————
Карточка 17.
Списать, вставить
пропущенные буквы, записать проверочные слова.
Звёз . ное —
… ш . лестели — …
грус . но — …
ос . нь — …
ярос . ный —
… нал . тел — …
поз . ний —
… н . га — …
хрус . нула —
…. т . мнеет — …
прелес . ный — …
л . сок — …