Проверяемые безударные по звонкости глухости согласные в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить, какой согласный (парный по звонкости/глухости) нужно писать в корне слова, следует подобрать проверочное родственное слово или изменить само слово так, чтобы звук стал слышен отчетливо.

Для этого проверяемая согласная может стоять:

  • Перед гласной буквой: соседка – соседушка
  • Перед согласными л, н, р, м: мороз — морозный

Ты можешь изменить проверяемое слово:

1. Поставив его в другую падежную форму:

Друг – нет друга, мороз – нет мороза

2. Или представить слово во множественном числе:

Глаз – глаза́, берег – берега

Если изменение слова не дает услышать проверяемую согласную четко, можешь попробовать подобрать однокоренное (родственное) слово:

Подушка – подушечка, сказка – сказать, близко – близок.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Содержание:

По традиционной классификации в фонетической системе языка различаются гласные и согласные.

Что такое безударные гласные, звонкие, парные звонкие и глухие согласные: определение

Гласные отличаются музыкальным тоном и отсутствием шума при произнесении.

Подготовит к различению гласных и правописанию звонких и глухих согласных таблица:

Парными называются эти звуки потому, что мягкому соответствует похожий по произнесению твердый, а звонкому — глухой. Звуки, не имеющие таких соответствий, — непарные.

Различение парных звуков представляет орфографическую проблему. В потоке речи они часто изменяют свой звуковой образ, и пишущий затрудняется в выборе соответствующих букв.

Как правильно писать и проверять безударные гласные звонкие и глухие согласные: примеры

Общее правило для проверки правописания безударных гласных звонких и глухих согласных — подбор проверочного слова.

Как правильно выбрать букву

Найдем однокоренное слово, в котором звук в сильной позиции — под ударением, и выберем нужную букву. Трава — трАвы, ободрить — бОдрый, деревянный — дЕрево, уносить — нОсит.

Как найти слова с общим корнем и сильной позицией:

  • Изменить форму числа, лица, времени: лиса — лИсы, показать — покАжет
  • Изменить вид глагола: бросать — брОсить
  • Заменить или убрать суффиксы или приставки: грибок — грИб

Важно: не следует выбирать для проверки глаголы с суффиксами ЫВА/ИВА, они коварно подскажут неправильное написание. ПроглОтить — проглАтывать, опОздать — опАздывать.

Правописание парных звонких и глухих согласных

В потоке речи эти звуки могут подменять друг друга: на конце слов и в определенных условиях они могут озвончаться или оглушаться. Проверка производится выбором однокоренного слова со звуком в сильной позиции — перед гласным.

Правописание звонких и глухих согласных таблица

Способы проверки

Примеры

Гриб—грибы, луг — луга

Подбор родственного образования

Мороз — морозилка, просьба — просить, близкий — близок

В редких случаях звуки чередуются

Коврижка — коврига (г/ж), книжка — книга (г/ж)

При проверке учитывается значение. Не зная его, можно ошибиться. Например:

  • Изморозь — узоры на стекле зимой, проверяем морозить
  • Изморось — мелкий дождик, проверяем моросить

Проверять таким способом заимствования следует с осторожностью, лучше справиться в словаре.

Звуки могут не только изменяться при произнесении в речи, но и исчезать, переставать быть слышимыми. Однако при написании они сохраняются.

Выделяются из правописания глухих и звонких согласных непроизносимые согласные.

Эти звуки встречаются в сочетаниях стн, здн, ндск, нтск, вств. Слова с такими сочетаниями проверяем так же, как и в основном правиле. Грустный — грустить, поздний — опоздать, голландский — голландец, комендантский — коменданты, явственный — явился.

Не все непроизносимые звуки можно проверить: некоторые написания традиционные. Например, блестеть — но блеснуть, стекло — склянка, лесенка — лестница. Эти случаи нужно запоминать.

Правила правописания проверяемых согласных в корнях слов

Проверяемые согласные в корне слова

В русском языке есть согласные, которые отличают парность по глухости — звонкости. На письме это разные буквы, но в речи в некоторых словах они звучат одинаково, либо являются взаимозаменяемыми. Например, это такие парные согласные как [д] — [т], [ж] — [ш], [б] — [п], [в] — [ф], [з] — [с], [г] — [к]. Они встречаются при произношении слов: род, короб, плод, плов, молодежь, шапка, сказка и др.

Для проверки правописания согласного в корне слова подбираем однокоренное или такую форму слова, где эта согласная слышится четко, ясно и не вызывает сомнений.

Отличия проверяемых согласных от непроверяемых

Не все согласные можно проверить. Слова с непроверяемыми согласными в корне слова необходимо запомнить. Они часто встречаются на диктантах на орфографию, в контрольных работах по русскому языку.

Предлагаем запомнить словарные слова: вокзал, футбол, анекдот, аптека, космонавт, экзамен, здесь, сдоба, спортсмен.

Правило проверки проверяемой согласной в корне слова

Как проверить согласную в корне слова:

  • можно изменить форму слова или подобрать однокоренное так, чтобы после согласной стояла гласная: ходьба — ходить, краб — крабовый, труд — перетрудиться, коробка — коробочка;
  • также проверить написание буквы можно подобрав слово, где после орфограммы будет стоять сонорные р, л, н, в, м: зубки — зубной, кровь — кровный, мороз — морозный.

Чередования согласных в корне слова

В русском языке насчитывается порядка двадцати примеров корней с чередующимися согласными. Выученная орфограмма поможет верно сделать морфологический разбор, подобрать однокоренное слово и улучшит знания о лексике русского языка.

Корень с чередующимися согласными Примеры
к//ч клок — клочок, звук — звучать
ц//ч яйцо — яичко, птица — птичка
к//ц//ч лик — лицо — личный, рыбак — рыбацкий — рыбачит
г//ж флаг — флажок, круг — кружок
г//ж//з подруга — подружка — друзья
г//ж//ч стригу — стрижка — стричь
х//ш пух — пушинка, горох — горошина
с//ш покрасить — покрашу, высокий — вышка
з//ж мазь — помазать — помажу, морозить — мороженое
ск//ст//щ отпускать — отпустит — отпущу
т//ч ответ — ответить — отвечать
т//ч//щ свет — свечка — освещать
д//ж//жд ходить — хожу — хождение
б//бл любовь — любит — люблю, гребля — гребет
п//пл покупка — купит — куплю
в//вл ловля — ловить — ловлю
ф//фл разграфить — разграфленный
м//мл дрема — дремать — дремлю
д//с веду — вести
т//с плету — плести

Примеры упражнений для 5 класса

Выполните задание: спишите слова, вставляя одну из указанных букв. Выделите орфограммы.

Б или П? Коро. ка, скри…ка, ли…кий, а…тека.

В или Ф? Выши…ка, коро…ка, шка…чик, морко…ка.

Г или К? Во…зал, пиро…, бубли…, бере….

Д или Т? Ло. ка, хо…ьба, запла…ка, закла…ка.

Ж или Ш? Кни…ка, мы…ка, поду…ка, сторо….

З или С? Дер…кий, про…ьба, ска…ка, бере…ка.

Ответы к заданию:

  1. Коробка, скрипка, липкий, аптека.
  2. Вышивка, коровка, шкафчик, морковка.
  3. Вокзал, пирог, бублик, берег.
  4. Лодка, ходьба, заплатка, закладка.
  5. Книжка, мышка, подушка, сторож.
  6. Дерзкий, просьба, сказка, березка.

Перед вами пары одинаково произносимых слов. Выпишите их и придумайте к ним несколько однокоренных слов, а также по одному предложению с каждым из этих слов. Подчеркните в них орфограммы: молот, плод, луг, род, молод, лук, плот, рот.

Пруд — прудок, запруда, прудить.

Прут — прутик, прутья, прутковый.

Этим летом мы часто ловили рыбу и купались в пруду за деревней.

Красивая новая изгородь из прутьев радовала бабушку каждый день.

Ответы к заданию:

Молод — молодость, молодиться, молодой, молодежь.

Молот — молоток, молотить, молоточек.

Герой известного литературного произведения был молод и очень красив.

Ударив молотом по металлической конструкции, он дал старт новому большому проекту.

Плод — плодиться, приплод, плодовое.

Плот — плотик, плотина.

В этом году яблоня дала необычайно много плодов.

Помню, дедушка учил в детстве, как строить плот.

Луг — луговой, лужок.

Лук — луковка, луковица, луковичка, луковый.

Этим утром пастух особенно спешил погнать коров и овец на луг: начиналось лето.

Украшением любого стола может стать яркий зеленый лук с грядки.

Род — родиться, родовой, родные, родители, родственники.

Рот — роток, ротик, ротовой.

На днях в соборе обвенчались представители знатного рода.

Рот его скривился, когда в комнату вошли без спроса.

источники:

http://bingoschool.ru/manual/pravopisanie-bezudarnyix-glasnyix-parnyix-zvonkix-i-gluxix-soglasnyix/

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/5/pravila-pravopisaniya-proveryaemyh-soglasnyh-v-kornyah-slov

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить, какой согласный (парный по звонкости/глухости) нужно писать в корне слова, следует подобрать проверочное родственное слово или изменить само слово так, чтобы звук стал слышен отчетливо.

Для этого проверяемая согласная может стоять:

  • Перед гласной буквой: соседка – соседушка
  • Перед согласными л, н, р, м: мороз — морозный

Ты можешь изменить проверяемое слово:

1. Поставив его в другую падежную форму:

Друг – нет друга, мороз – нет мороза

2. Или представить слово во множественном числе:

Глаз – глаза́, берег – берега

Если изменение слова не дает услышать проверяемую согласную четко, можешь попробовать подобрать однокоренное (родственное) слово:

Подушка – подушечка, сказка – сказать, близко – близок.

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 99,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 50,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Страница 63,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 216,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 217,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 105,
Полякова, Учебник

Упражнение 108,
Полякова, Учебник

Упражнение 42,
Чуракова, Учебник

Упражнение 49,
Чуракова, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 81,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 95,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 98,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 180,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 140,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 41,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 215,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 36,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 184,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 221,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 194,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 139,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 37,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 132,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 41,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 18,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 52,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 335,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 10,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 93,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 145,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 31,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 65,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 27,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 44,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 112,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 11,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 205,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 41,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 244,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 728,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 70,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 424,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 11,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 37,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 40,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 421,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 474,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 148,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 333,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 378,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 45,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 200,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 395,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 74,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр.18,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 429,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 455,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 153,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Повторение стр. 102 — 105 ,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 309,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 322,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 78,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 104,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 215,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 385,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 144,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 525,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 133,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 226,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 363,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 413,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 416,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Практикум стр. 62,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 98,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 156,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Практикум стр. 126,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Урок
по русскому языку в 3 классе

«Правописание слов с парными глухими и
звонкими согласными и безударными гласными в корне»

Подготовила

учитель
начальных классов

Кузьмина
К.В.

2019
г.

Цели:

Методы
ведения урока: 
деятельностный.

Формы
организации познавательной деятельности учащихся: 
фронтальная,
парная.

Средства
обучения:
  карточки для индивидуальной, парной работы, тест,

Дидактическая
цель:
 создать условия для систематизации знаний и способов
действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и
звонкими согласными в корне».

Предметные
задачи урока:

-развивать умение
проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую
букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать
последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные
задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и
формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать
последовательность действий;

— оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной оценки;

— планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера
сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои
мысли в устной форме;

-слушать и понимать
речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и
следовать им.

Познавательные:

-уметь ориентироваться
в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать,
сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.

Личностные
задачи урока:

— уметь проводить
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые
результаты

Дети
учатся:

— понимать
и принимать 
учебную задачу;

— проверять парные
звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

— сопоставлять произношение
и написание слов;

— подбирать проверочное
слово;

— находить примеры
слов на изученную орфограмму;

— отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения,
характеризующие эти результаты:

— принимать
учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое
и проверочное слово;

— владеть разными
способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;

Ход урока:

I.  1.Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый,

Мы урок начать готовы!

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

  2.Сообщение темы и задач урока

II. Актуализация опорных знаний.

1.    
Изучение какой
темы мы закончили?

(Правописание безударных гласных в корне слова)

-Как можно проверить, написание безударной гласной в корне слова?

(Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы
безударная стала ударной.)

2.  Орфографическая минутка.

-Давайте проверим, как вы усвоили эту тему.  

Списать, вставить пропущенные безударные гласные, выделить корень.
(На доске) Св .
сток, г . лубка, д . рквья, ч . рвяк, зв . нить, д . ржать, св . зать, др .
жать, б . льной, в . шневый, кл . новый, в . твистый.
— Взаимопроверка (обмен тетрадями).

— Назовите глаголы, прилагательные.
— Устно составьте предложение со словом «Ветвистый», назовите грамматическую
основу. 

III. Изучение нового материала.

На
доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

— Что записано на
доске? (Буквы)

— Какая буква лишняя и
почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

— Какие это согласные?
(звонкие – глухие, парные)

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда
звенит.

Нижний — тихо говорит.

Запишите согласные
парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы,
обозначающие глухой звук. (Проверка.)

Работа у доски.

Давайте попробуем
выяснить, что же нужно сделать, чтобы правильно писать эти парные согласные в
корне слова.
Тра . ка – травы, травинка,
Морко . ка – морковочка
шка . – шкафы
арбу . – арбузы, арбузик,
сне . – снега, снеговик,
тру . – труды, трудиться.
— Как вы проверяли написание парной согласной?

— Кто мне скажет чему
мы сегодня будем учиться на уроке?  

 Чтение правила в
учебнике. Заучивание правила.

Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

  Физминутка

  Отгадайте загадку.  

 ( читает ученик)

Весь я сделан из
железа,

У меня ни ног ,ни рук.

Я по шляпку в доску
влезу.

А по мне всё стук да
стук. (Гвоздь)

— К какой части речи
относится это слово? (имя сущ.)

— Какая орфограмма в
этом слове? (Парный согласный в корне слова)

 
Где в слове находиться парный согласный? (В корне слова и на конце
слова)

-Сколько способов
проверки вы знаете?

— Назовите способы
проверки парного согласного?

1. Надо изменить слово,
чтобы после согласного стоял гласный звук.

2. Надо подобрать
однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

3. Надо подобрать
однокоренное слово, чтобы после согласного стоял

звук [ л ], [ м ], [ н
], [ р ], [ в ].)

-Назовите
проверочные слова. (гвозди, пригвоздить, гвоздище)

-Запишем слово гвоздь
вместе с проверочными словами под диктовку и разберём по составу (1
ученик у доски)

-Выделите орфограмму.

— Какая орфограмма в
этом слове? (Парный согласный в корне слова. Безударная гласная в корне
слова
)

-Выделите орфограмму

 Самостоятельная работа  с учебником.

Физкультминутка.

VI.
Обобщение и систематизация знаний.

а) Игра «Зоркий
глаз»

-Сейчас проведём игру
«Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной
согласной в корне слова?

Карточки 

Нужно обвести кружком
верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по
вариантам.

1 вариант Ска(с,
з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка,
кана(ф, в)ка,

мя(к, г)кий, игру(ж,
ш)ка, улы(б, п)ка.

2 вариант Серё(ш,
ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з,
с)ка,

сторо(ш, ж)ка, ко(г,
к)ти, лё(г, к)ий.

 (Выборочно спросить
проверочные слова)

б) Работа
в парах

— Ребята, на столах у
вас карточки. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова
пишутся с парной согласной буквой В. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки
вверх домиком.

Карточка:

1.                
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).

2.                
Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.

3.                
Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.

 Проверяем.

1. Тра( в )ка,
морко( 
в )ка,
жира( 
ф ).

2. Шка( ф ),
ту( 
ф )ли, подгото( в )ка.

3. Зимо( в )ка,
ло( 
в )кий, о(в )ца.

-У кого также? Почему?
Докажите.

-Значит, в каком ряду
во всех словах пишется буква В? (третьем)

Встаньте пары, которые выполнили работу верно

в) Применение
учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

1)    Прочитайте
текст (читает ученик).

    Республика
Марий Эл — красивый экологически чистый край. Климат  в Марий Эл с длинной
холодной зимой и тёплым летом. Осенью возможны ранние заморозки и снег. Весна
прохладная
.

Определите тему текста.

-Какая основная мысль
текста?

-Как можно назвать
текст?

-Вам нужно списать
текст и подчеркнуть слова с парными согласными в корне, подобрав устно
проверочное слово.

 Проверка (называете
слово с парной согласной и устно проверочное слово)

-Кто не сделал ни одной
ошибки, поднимите руку? — В написании каких слов ошиблись?

— Укажите над словами с
парной согласной части речи.

   2Карточка

К
данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните
парную согласную.

Загадать — …………………..

Разведать -………………….

Поливать -………………….

Посадить -…………………..

Погрузить -………………….

V. Итог урока.
— Чему учились
на уроке?
(Проверять написание парных согласных)
— Как это сделать?
Рефлексия.
 
Оцените свою работу на уроке.

VI. Домашнее задание.
Выполнить упр. 208 на с. 111,
выучить правило на с. 111

1
вариант 
Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки,      ре(с,
з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,

мя(к,
г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.

2
вариант 
Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка,

обу(ф,
в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,

сторо(ш,
ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.

1.Тра(
)ка, морко( )ка, жира( ).

2.Шка(
), ту( )ли, подгото( )ка.

3.Зимо(
)ка, ло( )кий, о( )ца.

 
Карточка

К
данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните
парную согласную.

Загадать — …………………..

Разведать -………………….

Поливать -………………….

Посадить -…………………..

Погрузить -………………….

 
Карточка

К
данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните
парную согласную.

Загадать — …………………..

Разведать -………………….

Поливать -………………….

Посадить -…………………..

Погрузить -………………….

Нажмите «Поделиться», чтобы увидеть ваши результаты!

Facebook


Просто скажите нам, кто вы, чтобы увидеть ваши результаты!

Проверяемые парные по звонкости — глухости согласные в корне слова %%score%% из %%total%% правильно

                                            МБОУ Ржаницкая СОШ

                   Урок русского языка в 4 классе

              Тема «Правописание  слов с безударными гласными и

          парными по глухости и звонкости согласных в корне слова»

                           Программа УМК  Школа России

                                                                           Подготовила

                                                учитель начальных классов

                                                              Разуваева О.В.

Тема урока: Правописание  слов с безударными гласными и парными по глухости и звонкости согласных в корне слова 

Цель (обучения): уметь распознавать орфограммы в корне слова, проверять безударные гласные, парные и непроизносимые согласные

Цель (личностного развития): уметь ставить проблемные вопросы, делать выводы, принимать участие в обсуждении

Ожидаемые результаты: учащиеся повторят и систематизируют знания об орфограммах в корне слова ( БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ И ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ)

                                   Ход урока

1 Орг момент ( Мотивация)

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда —  за работу!

Удачи желаю всем вам!

     Давайте нарисуем смайлики, соответствующие вашему настроению. Смайлики покажите свои друг другу. Пусть они будут весь урок лежать перед вами. С этим хорошим настроением мы и начинаем наш сегодняшний урок. В конце урока они нам понадобятся.

Наш урок я хочу начать со слов А.П.Чехова, обращённого к вам, молодому поколению: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»

Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”
Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.

В каждом из нас есть искорка доброты. Она, как маленькое солнышко, освещает все вокруг, согревает, делает людей счастливыми. Человек, живущий по законам милосердия, честности, трудолюбия, совершает хорошие поступки. И мир становится светлее.

А теперь скорей за работу возьмёмся мы дружно

И будьте внимательны, это нам нужно

Откройте тетради и запишите число и классная работа.

2.Чистописание

  1. Дд  до  од  Дм Дя

Добро добрый  добреет
Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!

Чтоб быть здоровыми с хорошим иммунитетом нам полезно есть овощи.

Напишем словарную работу ( Видеодиктант) Проверка в парах. Тема « Овощи»

2 Актуализация  

Я вам предлагаю выполнить письмо с комментированием.

— какая будет ваша задача?

( Увидеть и объяснить орфограммы) СЛАЙД

Пол(и,е)тели, ро(б,п)кий, ни(з,с)кий,ч(е,и)сло, с(е,и)нева,  л(и,е)ства, сла(д,т)кий , ры(б,п)ка, пож(и/е)лтели, гла (д,т)кий,пробе(ш,ж)ка    

Разделите эти слова на группы. Сколько групп? Что объединяет эти группы слов? 

-В какой части слова встречаются все эти орфограммы?

-Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать корневые орфограммы?

-Когда гласный звук нужно проверять?

-Когда согласный звук нужно проверять?

В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для гласных и согласных в корне?(Нужно подобрать для безударного гласного родственное слово, чтобы гласный стоял под ударением, а после согласного стояла гласный)

— Как проверить каждую орфограмму? (Объясняют правописание орфограмм.)

-Какое действие во всех случаях мы выполняли?

(Проверяли Безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова.)

— Какое правило корней вспомним? (Корни в родственных словах пишутся одинаково)

Сформулируйте тему урока. :  Правописание  слов с безударными гласными и парными по глухости и звонкости согласных в корне слова   (НА ДОСКЕ)

Предлагаю посмотреть на доску и выбрать цель урока 

1.Научиться писать гласные и согласные в корне слов

2. Научиться проверять окончания глаголов

                 3.Научиться писать окончания прилагательных и существительных.

( стираю две не нужных)

3.Работа по теме Работа в группах

(Работа в группе)  запишите в тетрадь свои предложения, рядом проверочное слово , сформулируйте правило, которое вы использовали при проверке.

1 группа   ( На слайде проверка)

Охотник пол…скал свою собаку.  Папа пол…скал бельё.

2 группа

Сп..шите делать добро.    Сп…шите второе предложение.      

3 группа

Брат разв…вает свою силу.   Ветер разв…вает флаг.      

   Какую роль может сыграть выбор гласной в слове? (Изменить лексическое значение)

Учитель:

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу:
 «Извини меня!» —
Это значит…

Исключи меня из вины!
У слова есть корни и есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу: «Защити меня!». Это значит…?

Укрой меня за щитом!

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов, свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро!

 Надо быть внимательнее к звучащему и написанному слову.

4.Физминутка «Что такое доброта»

5.Закрепление.  Работа в паре по учебнику.   Стр 57, упр 91, на стр 58 есть правило, которое вам поможет выполнить упражнение.

 Предлагаю поработать в паре с текстом.

Выпишите орфограммы и заполните таблицу. 1 карточку на двоих

Что проверяю

Как проверяю

Пишу  правильно

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

10

10

10

Проверка.

6. Самостоятельная работа.

Разноуровневая.

Вставить пропущенные буквы, написать проверочные слова. Написать своё предложение- продолжение.

В..сной (…) разл..лась (…) р..ка (…). В..да (…) зат..пила (…) лес и луга. Б..да (…) пришла к зв..рькам (…). В..да (…) хлынула в их жилища.

Вставить пропущенные буквы

Пол(и,е)тели, ро(б,п)кий, ни(з,с)кий,ч(е,и)сло, с(е,и)нева,  л(и,е)ства, сла(д,т)кий , ры(б,п)ка, пож(и/е)лтели, гла (д,т)кий,пробе(ш,ж)ка    

Соедини слова с безударными гласными и проверочные слова.

г…рбатый

р…гатый

гл…застый

м…довый

л…тровый

гр…мовой

н…сатый

см…шной

мёд

гром

нос

глаз

смех

литр

горб

рог

7.Рефлексия.

 — Сегодня мы закончили изучать тему «ПРАВИЛА КОРНЯ»:

  1 Безударные гласные

 2. Парные звонкие — глухие согласные.

Завтра вас ждёт новая тема: «ПРАВИЛА КОРНЯ»

 3. Непроизносимые и удвоенные согласные

Какую цель ставили на уроке?

Оцените себя на уроке, поставив смайлик на « Лесенку успеха».

8.Итог урока.

— Чему учились на уроке?

— Что было трудным на уроке?

— Что понравилось?

— Что нужно знать при проверке безударного гласного в корне? Спеши- спиши (Лексическое значение слова) (Одна буква изменяет смысл слова)

9. Домашнее задание стр 56, правила, стр 57,упр 90. Объяснить

10.        Мотивирование оценок.

— Сегодня на уроке замечательно потрудились все.

Оценила я следующих учащихся: …(фамилия, имя), …(оценка), … (за то, что…).

Для выставления оценок положите дневники на мой стол.

— Молодцы!

— Спасибо, ребята, за прекрасную работу на уроке!

1 группа Спишите, вставив пропущенные буквы, рядом запишите проверочное слово  

Охотник пол…скал свою собаку.  Папа пол…скал бельё.

2 группа Спишите, вставив пропущенные буквы, рядом запишите проверочное слово  

Сп..шите делать добро.    Сп…шите второе предложение.      

3 группа Спишите, вставив пропущенные буквы, рядом запишите проверочное слово  

Брат разв…вает свою силу.   Ветер разв…вает флаг.      

Вставить пропущенные буквы, написать проверочные слова. Написать своё предложение- продолжение.

В..сной (…) разл..лась (…) р..ка (…). В..да (…) зат..пила (…) лес и луга. Б..да (…) пришла к зв..рькам (…). В..да (…) хлынула в их жилища.

Вставить пропущенные буквы

Пол(и,е)тели, ро(б,п)кий, ни(з,с)кий,ч(е,и)сло, с(е,и)нева,  л(и,е)ства, сла(д,т)кий , ры(б,п)ка, пож(и/е)лтели, гла (д,т)кий,пробе(ш,ж)ка    

Вставить пропущенные буквы, написать проверочные слова. Написать своё предложение- продолжение.

В..сной (…) разл..лась (…) р..ка (…). В..да (…) зат..пила (…) лес и луга. Б..да (…) пришла к зв..рькам (…). В..да (…) хлынула в их жилища.

Вставить пропущенные буквы

Пол(и,е)тели, ро(б,п)кий, ни(з,с)кий,ч(е,и)сло, с(е,и)нева,  л(и,е)ства, сла(д,т)кий , ры(б,п)ка, пож(и/е)лтели, гла (д,т)кий,пробе(ш,ж)ка    

г…рбатый

р…гатый

гл…застый

м…довый

л…тровый

гр…мовой

н…сатый

см…шной

мёд

гром

нос

глаз

смех

литр

горб

рог

г…рбатый

р…гатый

гл…застый

м…довый

л…тровый

гр…мовой

н…сатый

см…шной

мёд

гром

нос

глаз

смех

литр

горб

рог

Понравилась статья? Поделить с друзьями: