Проверяемые безударные гласные в корне слова сложные примеры

Непроверяемые и проверяемые гласные в корне слова: список слов и примеров

Содержание:

Неясный звук может находиться в любой морфеме – суффиксе, приставке или окончании. Чаще сомнения возникают в основе. Русский язык предполагает использование нескольких правил при написании коренной части, в соответствии с которыми:

  • Безударный слог пишется, как произносится при ударении: малыш быстро развивается – полотно развевается на ветру;
  • Буквы а, о в корне совершенного глагола не проверяются несовершенными аналогами с окончаниями -ывать, -ивать: просмотреть – просматривать, проговорить – проговаривать;
  • Для проверки используется родственная форма. Ударение должно падать на сомнительную часть: протереть – протертый, заменить – замена;
  • Есть класс речевых частиц, которые проверить не получится. Нужно следовать орфографическому справочнику, запоминая написание: стакан, вагон, глобальный – проверочное слово отсутствует.

Слова с непроверяемыми гласными и согласными иностранного происхождения, названия, фамилии не меняются при склонении: Петербург – Петербурга, в Петербурге. Допускается смена окончаний.

10 слов с проверяемой гласной в корне

Проверяемая безударная в коренной части предполагает использование однокоренного аналога или изменение грамматического формата с целью анализа. В большинстве случаев сомнения возникают в выборе букв а/я, о/а, е/и. Допускается чередование в родственных альтернативах е/ё. Если в однокоренном примере присутствует ё, необходимо написать е в проверяемом варианте. Анализируемый гласный звук – 10 слов с безударной проверяемой гласной:

  • Умолять – молит;
  • Опоздать – поздно;
  • Сокращение – краткий;
  • Поглощение – глотка;
  • Рассмотрение – просмотр;
  • Освещение – свет;
  • Корректировать – корректор;
  • Понимать – понял;
  • Перевозить – перевозка;
  • Увядает – вялый.

10 слов с непроверяемой гласной в корне

Что такое непроверяемые гласные ? Это буквы, которые в родственных системах не попадают в ударный слог. Нельзя уточнить правильность написания с помощью однокоренных оборотов. Звучание является нечетким. Определить достоверную форму написания, услышав произношение, невозможно. Фонетическая конструкция не позволяет поставить корень в сильную позицию. В таком случае часть речи считается неизменной. Требуется выучить правописание, используя орфографическое пособие. 10 слов с непроверяемой гласной – пример:

Проверка гласной путем изменения слова – исключения

Исключениями из общепринятых правил считаются:

  • Иноязычные обороты, имеющие этимологический суффикс. Использование однокоренных вариантов не актуально, если сомнительный слог находится в суффиксе: абонировать, абонемент;
  • Основа элемента речи не ударная в совершенном глаголе. Проверка несовершенной формой не проводится: Раскроить – кройка, при этом остается раскраивать;
  • Иногда происходит чередование. Есть перечень корней, где а меняется на о, е – на и;
  • Написание с шипящими звуками регламентируется отдельными правилами. Ряд символов не может употребляться в определенных сочетаниях.

Если сочетание иноязычное, ё заменяется буквосочетанием йо: йогурт, йота. В буквенном сочетании и/е после и вносится е – диета, реквием. Названия компаний, иностранных производителей также сохраняются в первоначальной форме. Замена символов не проводится, проверка не требуется. Возможна смена окончания иностранного конструктива при склонении по падежам.

Слова с безударной гласной

Безударные гласные – это буквы, которые находятся в слабой позиции, т.е. на них не падает ударение. Такие гласные делятся на проверяемые и непроверяемые. Также есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Безударные гласные могут находиться в разных частях слова – морфемах: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне

Чтобы проверить безударную гласную в корне, подберите проверочное слово, в котором она стоит под ударением.

  • весна – вЕсны;
  • леснОй – лЕс;
  • дождлИвый – дОждь;
  • водА – вОды;
  • мировОй – мИр;
  • тяжЕлый – тЯжесть;
  • мерный – мЕра;
  • стенА – стЕны;
  • письмО – пИшет;
  • цветОк – цвЕт;
  • снежОк – снЕг;
  • голОдный – гОлод;
  • ветерОк – вЕтер;
  • ногА – нОги;
  • читАть – чИтка;
  • свидАние – вИдеть;
  • пороховОй – пОрох;
  • снегА – снЕг;
  • морскОй – мОре;
  • землЯ – зЕмли;
  • волосянОй – вОлос;
  • смешнОй – смЕх;
  • небЕсный – нЕбо;
  • святОй – свЯтость;
  • учениИк – учЕба;
  • достижЕние – достИгнуть.

Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне

Непроверяемая гласная в корне не может быть проверена. Такие слова необходимо запомнить. Их написание не контролируется правилами. Чаще всего словарными являются слова иностранного происхождения.

  • собака;
  • молоко;
  • карандаш;
  • картина;
  • диван;
  • бегемот;
  • человек;
  • горшок;
  • помидор;
  • огурец;
  • стакан;
  • крокодил;
  • потолок;
  • колодец;
  • кенгуру.

Примеры слов с чередующимися гласными в корне слова

Написание таких слов регулируются правилами. В зависимости от того, какой корень перед вами, его написание регламентируется определенными условиями (ударением, значением, конечной согласной корня, буквами после корня).

  • ложиться;
  • коснуться;
  • гореть;
  • блестеть;
  • заря;
  • стирать;
  • уравнять;
  • прикосновение;
  • отдирать;
  • блистать;
  • расти;
  • выращенный;
  • прилагается;
  • приложение.

Примеры слов с безударной гласной в приставке

Чтобы проверить гласную в приставке, нужно подобрать слово с аналогичной приставкой: гласная в приставке должна быть под ударением.

Проверочное слово не обязательно должно быть однокоренным!

  • Бестолковый (бестолочь);
  • Бессердечный (бестолочь);
  • Бездарный (бездарь);
  • Безотказный (бездарь);
  • Заморозить (заморозки);
  • Загубить (заморозки);
  • Подписать (подпись);
  • Подпилить (подпись);
  • Подшить (подпись);

Примеры слов с безударной в суффиксе

Если вы хотите проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом.

  • умник (ученик);
  • говядина (осетрина);
  • платьишко (домишка);
  • бездельник (ученик);
  • смелость (злость);
  • храбрость (злость);
  • воспитанность (злость);
  • громко (хорошо);
  • радость (злость);
  • апельсиновый (дубовый);
  • резиновый (дубовый);
  • медведица (сестрица);
  • совесть(злость);
  • царапина (морщина);
  • сверстник (ученик).

Примеры слов с безударной гласной в окончании

Безударная гласная в окончании прилагательных проверяется путем задавания вопроса в прилагательному: какая гласная стоит в вопросе, такая будет писаться и в окончании прилагательного.

Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, необходимо подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание будет писаться в проверяемом слове.

  • Высокого (какого?);
  • озеро (село);
  • кони (пни);
  • колено(окно);
  • синим (каким?);
  • поле(ружье);
  • о платье (о коне).

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы слова.

Безударные глас­ные в корне сло­ва могут быть про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми. Выясним, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные, каки­ми спо­со­ба­ми мож­но узнать, какую бук­ву сле­ду­ет пра­виль­но напи­сать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов име­ют­ся про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без ударения:

  • с о ло́ма
  • укр а ше́ние
  • при́г о р о дный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой морфемы:

1. при­став­ки

  • на́д п и сь
  • о́т св е т
  • вы́ л и нять

2. суф­фик­са

  • отп и л и́ ть
  • св е ж о́
  • уд и вл е́ ние

3. окон­ча­ния

  • з о л о т о́й
  • тр а в а́
  • м о рск о́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся ударением.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Правило

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • вх о д и́ть — вход ;
  • х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
  • раз д е л и́ть — раз де́л ;
  • загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • нак о рми́ть — нако́рмит;
  • хв а ли́ть — хва́лит;
  • н о га́ — но́ги;
  • зал и за́ть рану — ли́жет.

Приведём при­ме­ры слов с без­удар­ны­ми про­ве­ря­е­мы­ми глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной гласной:

  • гл а за́ — глаз, гла́зик;
  • ч а сто­та́ — ча́стый;
  • нак а ли́ть — накал;
  • исп а ре́ние — пар;
  • сокр а ти́ть — кра́ткий;
  • пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
  • ок а ти́лась водой из вед­ра — ка́тит;
  • ш а ловли́вый — ша́лость;
  • н а чала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим ударением:

  • нак о ли́ бабоч­ку — ко́лет;
  • погл о ща́ть — гло́тка;
  • угр о жа́ть — угро́за;
  • ум о лять — мо́лит;
  • вышк о ли́ть — шко́ла;
  • т о пта́ть — то́пчет;
  • оп о здать — по́здно;
  • уг о мони́ть — го́мон.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми гласными:

  • нав е ва́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • об е жа́ть дом — бег;
  • вп е рёд — спе́реди;
  • прор е ди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • пот е ря́ть — поте́ря;
  • с е рьга́ — се́рьги;
  • осв е ще́ние — свет.

В неко­то­рых сло­вах в напи­са­нии бук­вы «е» в корне сло­ва необ­хо­ди­мо учи­ты­вать чере­до­ва­ние е//ё. Если в корне про­ве­роч­но­го сло­ва пишет­ся бук­ва «ё», то в без­удар­ном поло­же­нии выбе­рем бук­ву «е»:

  • п е стро­та́ — пёстрый;
  • в е сна́ — вёсны;
  • по́ч е рк — зачёркнутый;
  • подв е сти́ — подвёл.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • об и жа́ть малы­ша — оби́да;
  • прим и ри́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прож и ва́ть в доме — жить;
  • ч и сто­та́ в кухне — чи́стый;
  • сп и са́ть сло­ва — пи́шет;
  • ед и не́ние — еди́нство.

5. Проверим бук­ву «я»:

  • разр я ди́ть ружьё — разря́д;
  • прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
  • исс я ка́ть — исся́кнуть;
  • посв я тить поэ­му — свя́тость;
  • м я чи́ — мяч;
  • ув я да́ть от жары — вя́лый.

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

источники:

http://russkyaz.ru/bukvy-i-zvuki/glasnye/slova-s-bezudarnoj-glasnoj.html

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/proveriaemye-bezudarnye-glasnye.html

Василий Михайлович продолжает рассматривать самые сложные правила орфографии. На очереди — безударные гласные в корне.

Безударные гласные в корне. Чем сложно это кажущееся простым правило, которое многие ставят в один ряд с «жи–ши» и «чу–щу»? Это правило сложно хотя бы потому, что требует знания многих правил. Орфограмма одна, а правил много. Главная трудность – отличить их друг от друга. Скажем, слова с частью -гор- в корне (горевать, горелки, горизонт, пригородный, горняки) некоторые считают однокоренными, но это ведь не так: -гор- в словах «горелки», «горевать», «горняки» это не один и тот же корень, так как имеются различия в значениях, а в словах «горизонт» и «пригородный» это вообще часть корня. Такое бывает не слишком часто, к счастью, но время от времени требует дополнительной внимательности.

Правила с орфограммой «Безударные гласные в корне» распределяются на 3 группы:

1) безударные гласные, проверяемые ударением;

2) непроверяемые безударные гласные;

3) чередующиеся безударные гласные.

Первое правило кажется наиболее легким: «Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы гласная оказалась под ударением«. Например, весы – вес, грибы – гриб. И сразу же возникают трудности. Безударную гласную в слове «копать» можно проверить однокоренными «копка» или «землекоп», но как быть с глаголом «раскапывать»? Тоже однокоренное слово! И тут сразу стоит сказать, что глаголами с суффиксами -ыва-/-ива- проверять безударную гласную в корне нежелательно. Просто не надо, чтобы не ошибиться. Ищите другие варианты проверки.

В безударной позиции пишется та же гласная (или ее йотированная пара), что и под ударением, кроме производных с суфф. -ыва-, -ива-. В корнях, имеющих ударное а в глаголах на -ивать/-ывать и ударное о в других производных, без ударения пишется о, напр.: добреть — так как добрый, хотя задабривать; опоздать — так как поздно, хотя опаздывать.

Очень важно правильно определить значение слова. Например, корень -ве-/-вей-(развеваться, навевать, веять) легко спутать с корнем -ви-/-вив- (завивать, свиваться, завивка) или разви- (развивать, развитие). В первом случае у слов с корнем -ве- всегда есть какая-то связь в значениях с ветром, воздухом, во втором предполагается скручивание, а в третьем раз- – часть корня, значение которого связано с поступательным изменением, совершенствованием.

Очень многие считают однокоренными слова «далекий» и «долина». Однако это не так. Слова с корнем -дал-: далекий, даль, издали, далеко, удаляться. У «долины» свои однокоренные слова: подол, дол (т.е. низ, то, что внизу).

Попробуйте по разнице в значении определить, какая безударная гласная пропущена.

Посв…щение, просв…щение, ут…шение, т…шина, скр…пя сердце, скр…пя колёсами.

Проверочные слова: святость, свет, утешить, тишь, крепкий, скрип.

Трудности с безударными гласными особенно заметны в трудных словах, где гласную нельзя проверить: арбуз, огурец, томат, баклажан, яблоко, мандарин, лимон. Приходится запоминать часто встречающиеся слова, а при необходимости обращаться к орфографическому словарю.

П…тр…от, п…ст…мент, …рт…лл…рист, с…нт…м…нтальный, эксп…р…мент, д…л…катный, в…трина, к..н..нада.

Проверьте себя: патриот, постамент, артиллерист, сентиментальный, эксперимент, деликатный, витрина, канонада.

Ни разу не ошиблись? Отлично! А уж если в одном из этих слов нашли проверяемую безударную гласную…

Но не огромное количество словарных слов и не необходимость определять значение слова делают правописание безударных гласных в корне самым трудным правилом. Наибольшую трудность представляют кони с чередованием. Кос-кас, лож-лаг, рос-раст-ращ, гор-гар, зар-зор и корни с чередованием и-е (блист-блест, бир-бер и др.) вы изучали в 5-7 классах. В 10-11 к ним добавляются мак-мок, плав-плов, чет-чит, клон-клан, твор-твар, скоч-скак, ровн-равн и им(ин)-а(я). И это лишь малая часть всех чередований, на которых можно голову поломать! Лав-лов, крап-кроп, ста-сто, лад-лод, вес-вис, сед-сид, щеп-щип и др.

Выбор гласной в корне с чередованием зависит либо от ударения (зар-зор, гор-гар), либо от последних согласных корня (рос-раст-ращ, лож-лаг), либо от наличия/отсутствия суффикса -а- (кос-кас, бир-бер, жиг-жег), либо от значения (ровн-равн, мок-мак). Однако некоторые правила поражают своей сложностью. Например, правописание сед-сид:

В корне сед(сес)/сид(сиж) без ударения пишется е перед твердым д, пишется и перед мягким д, напр.: седок, сидеть. Исключения: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный. Под ударением может быть и и, и е: сидя, сесть, присед. У корня сед- есть омоним: седой. Полный корень сед(сес)/сид(сиж)/сяд(сад), вариант сяд- выступает только под ударением: сяду, присядка.

И не знаешь порой, что лучше: обилие информации, или ее отсутствие!

Среди заданий ЕГЭ, которых коснулись изменения, есть и задание, в котором проверяется знание правописания безударных гласных в корне.

Старый формат:

Задание 92AC4C

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • г..мназист
  • к..сательная
  • д..ликатес
  • усм..рённый
  • приг..реть

ГИмназист – непроверяемая, кАсательная – чередующаяся, дЕликатес – непроверяемая, усмИрённый – проверяемая (мир), пригОреть – чередующаяся. Ответ: усмиренный.

Новый формат:

Задание E62F72

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

          1)     б..годенствие, прин..ровиться, пол..гаться

          2)     нак..пивший, благосл..вение, надл..мить

          3)     оз..боченный, раск..лоть, р..сточек

          4)     заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен

1) БлАгоденствие – проверяемая (благо), принОровиться – проверяемая (норов; хотя на самом деле тут мы имеем дело с полногласием, а это слишком длинная история для этого занятия), полАгаться – чередующаяся. 2) НакОпивший – проверяемая (копит), благослОвение – проверяемая (слово, хотя слов-слав можно считать корнем с чередованием, как и мок-мак), надлОмить – проверяемая (поломка). 3) ОзАбоченный – непроверяемая, раскОлоть – проверяемая (колет), рОсточек – чередующаяся. 4) ЗабОлевание – проверяемая (боль), обрАзцовый – непроверяемая, удОстоен – непроверяемая. Ответ: 2.

В открытом банке заданий ФИПИ до сих пор сосуществуют оба варианта. Однако демоверсия предлагает еще один вариант этого же задания:

Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)

2) к..сички, оз..рение, г..ревать

3) оп..раться, зар..сли, прик..снуться

4) изл..жить, несг..раемый, пон..мание

5) п..рила, зам..реть, ст..листический

Разница на самом деле не такая уж существенная. Просто повнимательнее надо читать задания. Подумаешь, слово, слова, ряд или ряды! Однако ответ может состоять из слова, слов, цифры или нескольких цифр. А на кону всего лишь балл. Целый балл!

1) ЗажИмать, отвОрить – чередующиеся, примИрение – проверяемая (мир). 2) Косички – проверяемая (косы), озАрение – чередующаяся, гОревать – проверяемая (горе). 3) ОпИраться, зарОсли, прикОснуться – чередующиеся. 4) ИзлОжить, несгОраемый, понИмание – чередующиеся. 5) Перила – непроверяемая, замЕреть – чередующаяся, стИлистический – проверяемая (стиль). Ответ: 34 (т.е. третий и четвёртый вариант).

Надеемся, вы не запутались, а стали еще грамотнее. Три самых сложных правила орфографии для вас не так уж сложны? Отлично! Есть время приналечь на оставшиеся. Правда, повторенье – мать ученья. Не стоит про это забывать!

А какие правила орфографии вам кажутся особенно сложными? Гласные после шипящих? Слитное-раздельное-дефисное написание наречий? Правописание производных предлогов? Пишите в комментариях свои варианты, а мы постараемся вам помочь. Удачи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

 «Трудные случаи правописания безударных гласных в корне
слова»

Упражнение 1

Перепишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните их правописание, с данными словами составьте словосочетания.

            К…пна,
м…лить, стр…дать, оп…лить, л…кторий, разм…гчить, щ…левой, ед…ничный, зав…нтить,
зап…вала хора, загр…мированный, засв…стеть, хл…стать, обл…ниться,  скр…пление,
к…рпусной, забл…кировать.

Упражнение 2

К каждому
словосочетанию с глаголом несовершенного вида подберите такое же словосочетание
с глаголом совершенного вида и перепишите, вставляя пропущенные буквы.

            Задавать
что делать?) вопрос – задать (что сделать? Вопрос. Осозн…вать вину — …, од…вать
младшего брата — …, над…вать костюм — …, громко зап…вать частушки — …, зап…вать
водой лекарство — …, согр…вать чайник — …, одол…вать противника — …, изд…вать
книги — …, призн…вать заслуги — …, рано вст…вать — …, расст…ваться с друзьями.

Упражнение 3

Перепишите,
вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова разберите по составу.

            По
изв…ввивающейся тр…пинке я поднялся на гору и там ув…дал полуразрушенную саеклю
старухи Уми. Журчал ручей, обр…зуя на св…ём пути ряд маленьких водопадов, по
стенам сакли в…лось какое-то п…лзучее растение, и дверь её см…трела в море. На
камне у двери с…дела Уми – высока, стройная, с…дая, с л…цом, исчерченным
мелкими м…рщинами. Камни, нагр…можденные друг на друга, сакля, серая в…Ершина
Ай-Петри и море, хол…дно блестевшее на солнце, там внизу, — все это
созд…вало вокруг ст..рухи обст…новку суровую и проникнутую важным спокойствием.
Уми пела. Её сознание, погл..щённое одной идеей, не воспринимало ничего больше.
Полный ув…жения к её сосредоточенности, я м…лчал, не м…шая ей. Над морем реяли
чайки, целое стадо дельфинов р…звилось нед…леко от берега.

Упражнение 4

 Перепишите,
располагая данные слова по ал­
фавиту (при этом учитывайте не только первую, но также
вторую
и
следующие буквы).

С выделенными словами
составьте предложения.

Автобус,
абажур, газон, гараж, фонтан, универмаг, тротуар,
троллейбус, трамвай, балкон, базар, витрина,
диван, дезинфекция,
зодчий, зигзаг, жетон, жилет, лачуга, ландшафт, магазин, интел­лигенция, интернат, квартал,
канава, калитка, силуэт, номер,
нотариус, палисадник, поликлиника, ордер, реклама, хижина,
щеколда, йод, цемент, шофёр, ящик,
ярмарка, юбилей, эстакада,
экзаменатор, чемодан.

Упражнение 5

 Перепишите данные группы слов, вставляя пропущенные безударные гласные, не проверяемые
ударением; под­
черкните их.

Теория—т…оретик,
т…еретический, теоретизировать; про­
паганда—проп…гандист, пропагандировать,
пропагандистский,
агитатор—
аг…тировать, аг…тационный; традиция—тр…дицион
ный, тр…диционность; пессимизм —
п…сс…мистический, п…сс…мист; оптимизм—опт…мистический, опт…мист;
сентиментализм—
с…нт…ментальный,
с…нт…менталист, с…нт…ментальность.

Упражнение 6

 К
данным словам первой группы подберите из
второй группы слова, сходные по значению.
Подчеркните в словах
первой группы безударные гласные, не проверяемые ударением.

I.  Фантазия,
экзаменовать, универсальный, аккомпанемент,
квалификация, гегемония, привилегия, абстрактный, антагонизм, аплодисменты, аргумент,   энтузиазм, гипотеза,
интеллигентный,
базар, фиолетовый,
авангард.

II.  Воодушевление,
восторг;   творческое   воображение, мечта; предположение;   доказательство,  
довод;   проверять; разносторон­
ний,
всеобщий; специальность; музыкальное сопровождение; гос
подство; преимущество,   льгота;   противоречие;
отвлечённый; ру­
коплескания;
образованный, культурный; рынок; передовой отряд;
лиловый.

Образец. Энтузиазм воодушевление,
восторг.

Упражнение 7

            Перепишите
текст, исправьте ошибки.

1) На дваре выла
митель; ветер выл, ставни трислися и стучали; все казалось ей печальным
предзноменованием.2) Мысли и чувства, необыкновенные в простой девушке,
порозили Алексея. 3) Она обняла отца, обищалась ему подумать о его совете и
побежала умилостивить раздроженную мисс Жаксон. 4) Единственным моим
наслождением было собирание бабочек. 5) Запох влаги, прели, дождя и травы
наполнял зал. 6) Хутор потресали события. 7) Утренние часы Кедровский обычно
посвищал чтению. 8) Зуев зажёг электрический фонарик, посвятил. 9) Лось и Гусев
расстигнули полушубки. 10) Коляска, скрепя колесами по мокрому снегу,
остоновилась.

Проверяемые безударные гласные в корне слова  — это гласные, которые проверяют ударением, подобрав родственное слово или изменив грамматическую форму слова.

Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Выясним, что такое проверяемые безударные гласные, какими способами можно узнать, какую букву  следует правильно написать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов имеются проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:

  • коло́дец
  • украша́ть
  • листва́
  • пятёрка

В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:

1. приставки

  • на́дпись
  • о́тсвет
  • вы́линять

2. суффикса

  • укрепи́ть
  • свежо́
  • посвяще́ние

3. окончания

  • больно́й
  • роса́
  • молодо́й

Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые искажаются при произношении и слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е»«и» или «я». Учтем, что корень в родственных словах пишется всегда одинаково. Во многих словах русского языка безударные гласные проверяются ударением.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.

Правило

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, которая в том же слоге выступает под ударением, если подобрать к нему родственное слово или изменить грамматическую форму.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать другую форму этого же слова Подобрать родственные слова
1. Один — много
река — ре́ки
1. Большой — маленький
тропа — тро́пка
2. Много — один
колосья — ко́лос
2. Маленький — большой
площадка — пло́щадь
3. По вопросу:
О чём?
в лесу — о ле́се
Что делал?
Что делает?
катил — ка́тит
3. Назови ласково
звезда — звёздочка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
платил — пла́та

Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов. Например, к слову, обозначающему действие, подберем однокоренное слово с предметным значением.

  • входи́ть — вход;
  • укоря́ть — укор;
  • раздели́ть — разде́л;
  • указа́ть — ука́зка;
  • загада́ть — зага́дка;
  • лепи́ть — ле́пка.

К существительному подберем однокоренное прилагательное:

  • хитре́ц — хи́трый;
  • бели́зна- бе́лый;
  • краснота — кра́сный;
  • ого́ньо́гненный;
  • хо́лодхоло́дный;
  • со́больсобо́лий.

От существительного с безударной гласной в корне образуем однокоренное слово с оценочным суффиксом:

  • трава́ — тра́вушка;
  • строка́ — стро́чка;
  • зерно́ — зёрнышко;
  • река́ — ре́ченька.

А как изменить форму слова? Для этого существует несколько способов.

1. У имён существительных изменим число. Если слово с безударной гласной в корне имеет форму единственного числа, то  в её проверке часто помогает форма множественного числа.

  • глава́ — гла́вы;
  • сосна́ — со́сны;
  • плита́ — пли́ты;
  • де́рево — дере́вья;
  • десна́ — дёсны.

И наоборот, форму множественного числа существительного преобразуем в форму единственного числа.

  • грачи́ — грач;
  • дожди́ — дождь;
  • поля́ — по́ле;
  • шкафы́ — шкаф.

Для проверки безударной гласной в падежной форме существительного возвращаемся к его начальной форме:

  • без хвоста́ — хвост (и. п. ед. ч.);
  • мимо двора́ — двор;
  • с мечо́м — меч.

У некоторых трёхсложных существительных  и прилагательных ударным является окончание. Оба гласных корня слышатся неясно. В таком случае проверяемые безударные гласные требуют подыскать  к ним два проверочных слова:

  • голова́ — го́ловы, голо́вушка;
  • борода́ — бо́роды, боро́дка;
  • борозда́ — бо́розды, боро́здка;
  • золото́й — зо́лото, зо́лотце.

2. У имен прилагательных часто помогает проверить «трудную» гласную образование краткой формы мужского рода или формы сравнительной степени.

  • молодо́й — он мо́лод, моло́же;
  • дорого́й — он до́рог, доро́же;
  • просто́й — прост, про́ще;
  • коро́ткий — день ко́роток.

3.У глаголов в неопределённой форме в написании безударной гласной в корне привлечем на помощь форму 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени.

  • тащи́ть — муравей та́щит;
  • коло́ть — он ко́лет;
  • бросаться — она бро́сится;
  • свари́ть — повар сва́рит;
  • похвали́ть — она похва́лит;
  • накорми́ть — он накормит.

У глаголов в форме прошедшего времени изменяем род:

  • взяла́ — взял;
  • привела́ — привёл;
  • отнесла́ — отнёс;
  • прибрала́ — прибра́л.

При написании глаголов с проверяемой безударной гласной в корне учитываем их значение. Различаем слова:

  • выполоть сорняк (по́лет) — выпалить из пушки (па́лит);
  • прожива́ть в селе (жить) — прожева́ть сухарь (жёваный);
  • посвяти́ть стихи (свято) — посвети́ть фонарем (свет);
  • уплати́л за покупку (плата) — уплотни́л график (плотный);
  • вы́парить бочку (па́рит) — вы́пороть шов (по́рет).

Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;
  • частота́ — ча́стый;
  • накали́ть — накал;
  • испаре́ние — пар;
  • сократи́ть — кра́ткий;
  • плати́ть — опла́та, пла́тный;
  • окати́лась водой из ведра — ка́тит;
  • шаловли́вый — ша́лость;
  • начала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:

  • наколи́ бабочку — ко́лет;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • угрожа́ть — угро́за;
  •  умолять — мо́лит;
  • вышколи́ть — шко́ла;
  • топта́ть  — то́пчет;
  • опоздать — по́здно;
  • угостить — гость;
  • угомони́ть — го́мон.

3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:

  • навева́ть раздумья — ве́ять;
  • обежа́ть дом — бег;
  • вперёд — спе́реди;
  • прореди́ть посевы — ре́дкий;
  • потеря́ть — поте́ря;
  • серьга́ — се́рьги;
  • освеще́ние — свет.

В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:

  • пестрота́ — пёстрый;
  • весна́ — вёсны;
  • ведро́ — вёдра;
  • о́зеро — озёра;
  • по́черк — зачёркнутый;
  • подвести́ — подвёл.

4. Буква «и» пишется в корне слов:

  • обижа́ть малыша — оби́да;
  • примири́ть недругов — мир, переми́рие;
  • прожива́ть в доме — жить;
  • чистота́ в кухне — чи́стый;
  • списа́ть слова — пи́шет;
  • едине́ние — еди́нство.

5. Проверим букву «я»:

  • разряди́ть ружьё — разря́д;
  • пристяжна́я лошадь — пристя́жка;
  • иссяка́ть — исся́кнуть;
  • посвятить  поэму — свя́тость;
  • мячи́ — мяч;
  • увяда́ть от жары —  вя́лый.

Дополнительный материал

Предлагаем выполнить упражнения и пройти тест на тему «Правописание безударных гласных в корне слова».


Видео «Правописание безударных гласных в корне слов (3 класс)»

Тест

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 193

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

И.А. БУКРИНСКАЯ,
О.Е. КАРМАКОВА,
г.Москва

Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3, 7, 11, 15/2004


Правописание безударных гласных в
корне слова

 Компакт-тема № 8

Безударные гласные, проверяемые
ударением

Большинство корней в русском языке
пишется в соответствии с основным принципом
русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с
безударным гласным пишется та же гласная буква,
что и в слове, где она под ударением. (Достижение
– достичь, растяжение – растянет).

Упражнение

Подберите проверочные слова и
вставьте пропущенные буквы.

Прогл_тить, препод_ватель,
перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение.
раст_ржение;
ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный,
под_лить.

При подборе однокоренных слов следует
помнить о важном ограничении: нельзя проверять
безударную гласную корня глаголами, в которых
есть суффикс ива-/-ыва-. В силу
исторических причин во многих глаголах, где есть
суффикс -ива-/-ыва-, придающий им значение
несовершенного вида, безударное о
чередуется с ударным а:

  • проглотить – глотка, а не проглатывать;

  • опоздавший – поздно, а не опаздывать;

  • спросить – спрос, а не спрашивать.

Подбирая проверку, надо правильно
разделить слово на составляющие его морфемы и
найти корень. При этом необходимо учитывать
лексическое значение слов. Ведь бывают слова,
которые звучат одинаково, а значение имеют
разное и пишутся по-разному (они называются
омофонами):

  • примирять врагов (мир)примерять
    платье (мерить, мерка, примерка);

  • поседеть от невзгод (седенький)
    посидеть на завалинке (сидя);

  • поласкать котенка (ласка)
    полоскать белье (полощет);

  • кратчайшее расстояние (краткость)
    кротчайшее создание (кроткий);

  • посветить фонариком (свет) – посвятить
    жизнь (святость
    ).

Трудности возникают и с паронимами
(греч. para – «близко, рядом»; onyma – «имя») –
словами, похожими по звучанию (но полностью в
звучании, в отличие от омонимов, не совпадающими),
например: покорять и покарать (первое
проверяется словом покорность, второе – кара).

Или другая пара: обоняние
«способность различать запахи» и обаяние
«способность производить приятное впечатление,
очаровывать». Чтобы не ошибиться в правописании
слов, необходимо разобрать слова по составу. Обоняние
обо- – приставка, -ня- – корень,
который мы находим в родственных словах снять,
унять, принять, -ниj-
– суффикс
существительного, – окончание. В слове обаяние,
которое происходит от глагола баяти
«красиво говорить, заговаривать», о-
приставка, -баj- – корень, —а— – глагольный
суффикс, -ниj- – суффикс существительного,
– окончание.

Упражнение

Вставьте пропущенные буквы, подобрав
проверочные слова.

Разв_вается флаг; разв_вается
промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил
склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять
заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон;
просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;

вл_стелин; просл_влять; укр_титель;
пок_рать;

изм_рение; разув_рять; дост_жение цели;
неисч_рпаемый запас;

объед_няться; неприм_римые враги;
увл_кательно; раздв_жная стенка;

сож_ление; раск_ленный; благосл_влять;
вообр_жение;

прор_дить проросшую морковь; тр_стись
от страха; разр_дить международную обстановку;
тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.

Непроверяемые гласные в корне
Полногласные и неполногласные сочетания в корне

В русском языке много слов, где гласные
в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е.
невозможно подобрать пример, в котором гласный
стоял бы под ударением: сапог, топор, винегрет.

В школьной практике подобные слова
называются словарными. Их правописание
опирается на традицию, а то, как их следует
писать, мы узнаем из словарей. В этом случае
«работает» традиционный принцип русской
орфографии. И здесь остается только один путь –
запоминание. Чаще всего не поддаются проверке
заимствованные слова: архитектор, концепция,
периферия, эскалатор.

Большую группу в нашем языке
составляют заимствования из старославянского
языка. Среди них есть корни с так называемым
неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле-. Им
соответствуют исконно русские (древнерусские)
полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-,
-ело
-/-оло
-:

  • град (старослав.) – город (русск.),
    здравие (старослав.) – здоровье (русск.);

  • глас (старослав.) – голос (русск.),
    злато (старослав.) – золото (русск.);

  • брег (старослав.) – берег (русск.),
    пред (старослав.) – перед (русск.);

  • шлем (старослав.) – шелом,
    ошеломить (русск.), млеко (старослав.)
    – молоко (русск.).

Такие сочетания не надо проверять
ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

В большинстве случаев сопоставление
полногласных и неполногласных сочетаний не
вызывает трудностей. Однако не все
соответственные пары возможно восстановить в
современном языке, например: в парах мороз –
мраз, корова – крава
второй вариант корня
утрачен, он есть лишь в других славянских языках.
Есть слово благо (старослав.), но слово с
полногласием болого не сохранилось в
современном литературном языке, есть лишь Бологое
(имя собственное, название населенного пункта).

Многие из слов, имеющих
старославянское происхождение, стилистически
окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др.
– высокие. Они были принадлежностью книжной,
торжественной и поэтической речи. Это связано с
тем, что старославянский язык,
литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был
языком сакральным, т.е. на нем велось
богослужение, именно на него с древнегреческого
языка была переведена Библия. Другие слова со
старославянскими корнями за долгую жизнь в
русском языке утратили возвышенную окраску,
обрели новое значение и употребляются как
нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава:
1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги,
статьи.

Упражнения

1. Сравните пары слов. Какие из слов
могут быть расценены как старославянизмы?

Прах – порох, храм – хоромы, влачить –
волочить, мрак – морок, переворот – превращение,
молодежь – младший, колодец – кладезь, пленить –
заполонить, древесина – дерево, хранить –
похоронить.

Ответ: прах, храм, влачить, мрак,
превращение, младший, кладезь, пленить,
древесина, хранить.

2. Что значит слово прах в
приведенных текстах?

а) Они схватились на конях;
Взрывая к небу черный прах,
Под ними борзы кони бьются.

(А.Пушкин)

б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах!
Сомнений нет! (А.К.Толстой)

Словарные значения: 1. высокое. Тело
человека после смерти; останки, труп. 2. Традиционно-поэтическое.
Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 3. То, что
недолговечно, ничтожно, малоценно.

Ответ: а) 2; б) 1.

Помогает правильно писать слова с
непроверяемыми гласными этимология (от греч. etymologia,
из etymon «истина» и logos «понятие, учение») –
наука о происхождении слов.

Например, слово уважать происходит
от увага «внимание, уважение», вага «вес».
Проверочное слово в современном языке – важный.
Можно привести параллели из других славянских
языков.

Сметана – «снятая часть скисшего
молока» – происходит от сметать – «сгребать,
собирать».

Впечатление исторически восходит
к слову печать. Это то, что впечаталось в
память.

Слово преодолеть родственно
существительному доля: одолеть – значит о
+ долеть «делить», от доля – «часть,
участь». Первоначально – «получить свою долю».
Слово забастовка, появившееся в России в
конце XVIII в., пришло из Италии сначала как термин
карточной игры – отказ продолжать игру, имеет
корень basta – «хватит».

Порой люди создают ложные объяснения
происхождения слов: пиджак – спинжак
(надевается на спину), скопидом «человек,
бережливый до скупости», – скупидом. Такие
смешные и неправильные объяснения ученые
называют «народной этимологией».

Упражнения

1. Вставьте безударные гласные:

  • инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест,
    ор_гинальный, ун_в_рситет;

  • ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель,
    ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;

  • атр_бут, д_летант, абон_мент,
    прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;

  • тр_диция, к_мпаньон, иде_логия,
    п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.

2. Вставьте пропущенные буквы,
определив происхождение слова
:

п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец
(пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить,
п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник,
соз_рцать, пр_стыня, б_лье.

(Подсказки: петь, кислый/киснуть,
мять, клев (клевать – задевать, задирать
кого-то, оговаривать), пес, коло «колесо»
(околица), чин – «порядок», «должность, звание»,
копать – «бить, ударять», целый, пить, кость, кров,
черный, пальма: паломники возвращались из
святых мест с пальмовыми ветками; зеркало;
простой: простыня – из простого полотна,
белый).

3. Какой ряд целиком состоит из слов, в
которых пропущенные безударные гласные
проверяются ударением?

1) ум_лчание, возр_ждение, д_ректива;
2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;
3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;
4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.

Ответ: 3.

4. Какой ряд целиком состоит из слов, в
которых пропущенные безударные гласные не
проверяются ударением?

1) увл_кательный, оч_рование,
обв_р_жительный;
2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;
3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;
4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.

Ответ: 2.

Чередование гласных в корне

Помимо корней с безударными гласными,
проверяемыми ударением, и с теми, которые
проверить нельзя, существуют корни с различными
чередованиями гласных.

Чередование гласных и/е в
корне

и перед суффиксом -а-

е в остальных
случаях

собирать – бир(а)
запирать – пир(а)
обдирать – дир(а)
обтирать – тир(а)
замирать – мир(а)
выжигать – жиг(а)
вычитать – чит(а)
Исключения: сочетать, сочетание
расстилать – стил(а)
блистать – блист(а )

бер – соберет
пер – запереть
дер – обдерет
тер – обтереть
мер – замереть
жег – выжег
чет – вычет

стел – расстелить
блест – блестеть

Как видно из таблицы, корней, в
которых и чередуется с е, всего девять.
При этом в корне пишется и перед
суффиксом -а-.

Корни с чередующимися гласными надо выучить,
чтобы не возникало соблазна в противоречащих
друг другу проверках. Например, слово затираю,
казалось бы, можно проверить словами протер
и протирка, а слово стелить – стелет
и подстилка. Какой же образец выбрать для
проверки? Никакой!

Противопоставление е и и
в корнях глаголов, как правило, соответствует
противопоставлению совершенного и
несовершенного вида: умереть – умирать,
затереть – затирать, выжечь – выжигать,
расстелить – расстилать, обдеру – обдираю
.

Это чередование гласных является
очень древним, оно относится еще к
праславянскому периоду и встречается во всех
славянских языках. В отдельных корнях до сих пор
сохранились четыре ступени чередования – е – и
– о –
ноль звука: соберу – собирать – сбор –
брать
; умереть – умирать – мор – мрут.
Слова с о в корне «оторвались» от родного
гнезда и воспринимаются как отдельные лексемы.
Они обросли уже своими словообразовательными
гнездами: сбор – сборище – сборник – собор –
соборный – соборность
.

Упражнения

1. Определите, в какой строке на месте
пропусков должно быть только и.

1) Проб_рались, ум_реть, ст_раный.
2) Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь.
3) Пост_лю, отч_тал, сд_раем.

Ответ: 2.

2. Определите, в какой строке на месте
пропусков должно быть только е.

1) Бл_снула, не прид_райся, выж_г.
2) Уст_лаю, соч_тание, зам_рать.
3) Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.

Ответ: 3.

3. Распределите слова в два столбика:
один с и в корне, другой – с е.

Соб_ратель, расст_латься, п_рила,
обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться,
разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут,
изб_рательная (кампания), прост_раться,пост_рать
(белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться,
заст_лить.

4. Распределите слова в два столбика:
в один поместите слова с чередующимися корнями, а
в другой – с корнями, проверяемыми ударением
.

Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный
(мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие
(обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать
(плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись
(проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.

Ответ:

чередующиеся корни: замереть,
умирать, обмереть, отмирающие, причитать, вычеты,
рассчитать, сосчитать
;

проверяемые ударением корни: измерять
– мера, смиренный – мир, усмирять – мир, обмерять
– мерка, смириться – мир, примерявший –
примерка, читальный, вычитать (рукопись),
читательский – прочитанный, читка
.

Чередование гласных о/а в корне

Корни с подобным чередованием делятся
на несколько групп.

1. Правописание корня зависит от
ударения. В тех гласных, которые стоят под
ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует
запоминать только безударные корни.

Под ударением

Без ударения

-гар- загар, огарок

-гор- загорелый, угорел

Исключения: выгарки,
изгарь, пригарь

-зар- – -зор —
зарево, зори
-клан--клон- кланяться, поклон
-твар--твор- тварь, творчество

-зар- заря,
озарить
-клон- склонение, наклонить

-твор- творение

Исключение:
утварь

2. Правописание корня зависит от
суффикса -а-.

В корне а перед
суффиксом -а-.

-кас- касаться, касательная

-лаг- полагаться, прилагательное

В корне о в других
случаях

-кос- прикоснуться,
прикосновение

-лож- положить, изложение

Исключение: полог

3. Правописание корня зависит от
последующей согласной.

а перед ст, щ
-раст-
-ращ-
возраст, растить,
выращивать, приращение

о перед остальными
-рос- з
аросли, вырос

Исключения: росток
(и образованные от него подросток, подростковый),
ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

а перед к о перед ч

ускакать, скакуны выскочу, подскочить

о перед ч

ускакать, скакуны выскочу, подскочить

Исключения: скачок, скачи,
скачу и др.

 

К этому же случаю – зависимость от
последующей согласной – можно отнести и корни -лаг-
– -лож-.

4. Правописание корня в зависимости от
смысла.

равн— корень со
значением «одинаковый, равный, сходный»

ровн корень со значением
«гладкий, ровный, прямой»

Подравняться, уравнение, подровнять,
уровень.

Исключения: равнина и
производные от него

мак— – корень со
значением «погружать, опускать в жидкость

мок– корень со значением
«впитывать, пропускать жидкость»

Макать в чай, обмакнуть в краску,
промокашка, вымокнуть под дождем

Распознавать корни равн-/-ровн
бывает трудно, поскольку их значения часто
близки. Исторически они означали одно и то же,
но корень —ровн— исконно русский, аравн
по происхождению старославянский. Наиболее
частотные слова с этими корнями следует просто
выучить.

Чередование в корне —плов-/-плав-/-плыв
не подчиняется никаким правилам. Мы пишем пловец,
пловчиха
, но плавучесть, плавучий;


ы – в словах плывуны, плывущий,
плывя
.

Существует еще одно важное
чередование.

Ударное а или я в
безударном положении чередуется с —им или
ин :

начать – начинать; принять
– принимать, понять – понимать, снять
– снимать, сжать -сжимать. При этом
правописание -им, -ин, как видно из
примеров, связано с последующим суффиксома-.


Упражнения

I.В каких словах надо вставить а?

1) З_рница;
2) благотв_рительный;
3) обг_релый;
4) к_сательная;
5) оз_рить.

Ответ: 1, 4, 5.

II. В каких словах надо вставить о?

1) Прик_сновение;
2) прекл_няться (перед авторитетом);
3) утв_рь (домашняя);
4) разг_раться;
5) отв_рить (темницу).

Ответ: 1, 2, 4, 5

III. В каких словах надо
вставить а?

1) Р_стительность;
2) распол_жение;
3) неприк_саемый;
4) выск_чка;
5) сл_гаемые;
6) пром_кательная бумага;
7) попл_вки удочек;
8) р_внинный ландшафт;
9) обм_кнуть перо в чернильницу;
10) ср_внительный оборот.

Ответ: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10.

IV. В каких словах надо
вставить о?

1) Водор_сли;
2) подр_стковый;
3) изл_гались;
4) ск_калка;
5) выр_щенный;
6) знаменитый пл_вец;
7) непром_каемый плащ;
8) квадратное ур_внение;
9) пропл_вавшие корабли;
10) место пор_внее.

Ответ: 1, 2, 6, 7, 10.

V. Вставьте пропущенные буквы,
обозначьте корни.

ГРЕЦИЯ

Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце,
шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн,
которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн
подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные
глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины
гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция
– родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают
горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их
шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью.
У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых
м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами
бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины.
Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и
пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу
свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине,
расст_лающейся между морем и горами, обл_ка
цв_точной пыли.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: