Проверочный диктант правописание наречий 7 класс

МОЙ ДОМ

  Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол — западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.

  Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.

  Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь. 

  На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.

  Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.

(По К. Паустовскому)

(159 слов)

  Задания к тексту:

  1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

  2) Обозначьте орфограммы в наречиях:

  1-й вариант: 2-й абзац;

  2-й вариант: последний абзац.

МШАРЫ

  Влево от боровых озёр лежат громадные мещёрские болота — мшары. Это сплошь заросшие озёра, занимающие площадь в триста тысяч гектаров. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником.

  Как-то в конце сентября мы подошли к Поганому озеру. Берега у него — густое скопление трав, мхов, корней, качающихся под ногами. Под тощей травой стояла бездонная вода. К вечеру над озером нежданно-негаданно собралась гроза, которая росла на глазах. Маленькое грозовое облако стремительно превращалось в зловещую тучу. Молнии без устали хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Идти по завалам в темноте было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли направление по фосфорному компасу и только за полночь наткнулись на заброшенную дорогу и дошли по ней к озеру, где жил приятель.

(По К. Паустовскому)

(131 слово)

  Задания к тексту:

  1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

  2) В тех же предложениях обозначьте части речи.

  3) Придумайте и запишите предложения, употребив в них наречия:

  1-й вариант: изредка, досуха;

  2-й вариант: сначала, вплотную.

  4) Сделайте морфемный разбор наречий из предыдущего задания.

КУПАНИЕ В РЕКЕ

  Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе. 

  Дымов и Кирюша быстро разделись и попадали с громким криком в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка, разбежавшись, прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, он глубоко погрузился, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул, фыркая, пуская пузыри. Вскоре Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев.

(По А.П. Чехову)

(108 слов)

  Задания к тексту:

  1) Сделайте синтаксический разбор последнего предложения первого абзаца. Обозначьте в нём все части речи.

  2) Разберите по составу выделенные наречия.

  3) Составьте и запишите предложения с фразеологизмами:

  1-й вариант — ни свет ни заря;

  2-й вариант — в два счёта.

МЕДВЕДИ

  Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подпускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детенышами медведица.

  Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.

  Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.

(По В. Л. Дурову)

(223 слова)

  Задания к тексту:

  1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.

  2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

  3) Выполните морфемный разбор двух наречий из текста.

. Контрольный диктант с
грамматическим заданием по теме  «Наречие».
Анализ ошибок,  допущенных в
контрольном диктанте

          Гроза ширилась и наступала на лес. Мы взволнованно
переглянулись. Большущая туча, долго висевшая у самого горизонта, неожиданно
оказалась прямо над нами. Вот блеснула огненная нить, и густой смешанный лес
мгновенно3 озарился зловещим светом кроваво-красного пламени.
Обиженно пророкотал гром, и по листьям забарабанили капли дождя4.
        Чтобы как следует узнать и прочувствовать грозу, надо хотя бы раз в
жизни повстречаться с ней в лесной чаще. Дождь хлынул бешеными, неукротимыми
потоками. Молнии, вспыхивая серебряными отблесками, ослепляли. Спрятаться было
совершенно негде. Нас окружали непроходимые заросли, затопленные водой, и
крупные листья, обвешанные маслянистыми каплями. Мы были путниками, вымокшими
до нитки, ничем не защищёнными от дождя.
        Но вот небо медленно очистилось от туч, погода прояснилась, дружелюбно3
засияло солнце4. Мы пошли быстрее по скользкой от воды тропинке,
ведущей к знакомой проезжей дороге. (Из книги «Триста диктантов») (126 сл.)

Грамматические
задания

1
вариант

1.
Синтаксический разбор предложения ( в тексте)

2. Морфологический
разбор наречия : мгновенно

3.
Выписать причастный оборот из текста

2
вариант

1.
Синтаксический разбор предложения ( в тексте)

2. Морфологический
разбор наречия : дружелюбно

3.
Выписать причастный оборот из текста

Разбойник и Мишка


          Нестеров взялся
за военное обучение верблюдов, привезённых в нашу роту. Одного окрестили
Разбойником, а другого — Мишкой.

         Сначала животные учились ложиться по команде. Покладистый
Мишка сразу понял задачу, а Разбойник никак не хотел слушаться4. При
налётах авиации он отчаянно пугался и рвался куда-то бежать. Нестеров дёргал
его за повод, заставляя лечь. Разбойник упрямился точь-в-точь по-ослиному и
хрипло3 кричал. Нестеров решил прикармливать непослушного
воспитанника, кладя на землю кусочек хлеба с солью. Верблюд еле-еле опускался
вниз. Но его здоровенная голова, торчавшая на длинной шее и видная издалека,
становилась отличной мишенью.

         Тогда Матвей Иванович стал приучать верблюдов вытягивать
шею по земле. Мишка охотно3 это проделывал, а Разбойник укладывался,
хватал лакомство и задирал голову кверху4. Глаза злые, уши
маленькие, нижняя губа отвисла ложечкой, а верхняя над ней нависла. По одним
губам видно было, что капризный субъект. (По В. Великанову) (133 сл.)

Грамматические
задания

1
вариант

1.
Синтаксический разбор предложения ( в тексте)

2. Морфологический
разбор наречия : хрипло

3.
Выписать причастный оборот из текста

2
вариант

1.
Синтаксический разбор предложения ( в тексте)

2. Морфологический
разбор наречия : охотно 

3.
Выписать причастный оборот из текста

Предлагаем вам 4 варианта словарных диктантов на проверку знаний по теме «Правописание наречий». Словарные диктанты рассчитаны на учеников 7 класса, однако их можно использовать и в старших классах для проверки знаний по данной теме, а также для диагностики пробелов в знаниях по теме «Правописание наречий».

Словарный диктант #1

Говорить взволнованно, держаться уверенно, идти организованно, лаять бешено, переносить мужественно, прекрасно себя чувствовать, пристально вглядываться, принимать торжественно, самоотверженно служил, смотреть испуганно, рассказывать откровенно, твердить безустанно.

Словарный диктант #2

Истинно русский характер, встретить неожиданно, бессмысленно возражать, переносить мужественно, необыкновенно яркий свет, присутствовать постоянно, поскользнуться нечаянно, делать осмысленно, говорил пламенно, жить беззаботно, работать напряжённо, шёл чинно, отвечать путано.

Словарный диктант #3

Снова вернулся, вытереть насухо, прибыть засветло. закрыть наглухо, оставаться надолго, сделать наскоро, растопить печь докрасна, известен издавна, начать сначала, видно издалека, соединить воедино, сделать назло, поехать влево, вымыть дочиста, находиться слева, остаться надолго.

Словарный диктант #4

По-январски морозно, сделать точь-в-точь, переворачиваться по-медвежьи, будет по-вашему, настроен по- боевому, поступил по-деловому, говорить по-русски, не сегодня-завтра приедет, во-первых, надо заниматься, по- лисьи хитер, читал по-болгарски, волей-неволей пошёл.

Словарные диктанты для 7 класса по другим темам можно найти здесь.

Контрольный диктант с языковым анализом по теме «Правописание наречий»

Диктант

Песчанка

На склоне песчаного бугра на задних лапках сидит маленький рыжий зверек с пушистым хвостиком, поглядывает по сторонам и распевает. Это песчанка.

Песчанки очень похожи на мышей, но они крупнее, и хвост из сплошь покрыт пушистой шерстью. Эти жители пустыни селятся в норах, вырытых в песке, целыми семействами и питаются семенами пустынных растений. Наевшись, песчанки резвятся, играют между собой. Точь-в-точь наши мыши! Но неподалеку непременно сидит на вершине холма старая песчанка. Это часовой, который зорко стережет врага.

Вот из-за соседнего бугра выглянула хитрая мордочка с зелеными лукавыми глазками и сразу исчезла. Заметил ее часовой, свистнул, бросился в нору. Мигом поскакали туда и остальные песчанки. Выскочила из засады маленькая степная лисичка, но уже поздно. Не достать песчанок в глубокой норе!

118 слов. (По М. Богданову)

Языковой анализ

1. Из предложений второго абзаца выпишите все наречия и укажите их разряд по значению.

2. Запишите наречия сразу и мигом в составе словообразовательных пар. Укажите в скобках способы образования этих слов.

3. В предложениях последнего абзаца найдите слово категории состояния и подчеркните его как член предложения.

4. Проведите синтаксический разбор предложений Мигом поскакали туда и остальные песчанки.

Диктанты по русскому языку 7 класс по теме Наречие. Разряды, степени сравнения, морфологический разбор, слитное и раздельное написание НЕ с наречиями и многое другое.

Ниже представлены диктанты на темы:

  • Наречие, как часть речи
  • Разряды наречий
  • Степени сравнения наречий
  • Морфологический разбор наречия
  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е
  • Е-И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий
  • Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е
  • Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
  • Буквы О и А на конце наречий
  • Дефис между частями слова в наречиях
  • Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Наречие, как часть речи

Я ехал с охоты на беговых дрожках вечером один. Моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами. Усталая собака ни на шаг не отставала от задних колёс. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Мне навстречу неслись длинные серые облака. Ракиты тревожно шевелились и трепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом. Тени быстро густели.

Я перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим следы тележных колес. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, сверкнула молния, и гроза разразилась.

(По И. Тургеневу)

Грамматические задания
  1. Подчеркните наречия как члены предложения.
  2. Напишите вопрос, на который отвечает наречие, и укажите, к какой части речи оно относится.

Разряды наречий

На поляне, где м остановились, росло много цветов. Дом напротив был выше нашего и загораживал солнце. На улице тихо и безлюдно. Гость был настолько удивлён, что не произнёс ни слова. Почему это предложение нелепо? Наконец я понял, для чего родился, зачем существую на этом свете. Вдруг сзади послышались чьи-то шаги. В доме тепло и уютно. На улице сыро и холодно. Где-нибудь мы с вами обязательно встретимся. Зачем вы туда поехали.

Грамматические задания
  1. Укажите смысловой разряд наречий и их синтаксическую роль в предложениях.

Степени сравнения наречий

Наша литература нам ближе и понятнее, хотя менее зависит от времени и истории музыка. Она питается более глубокими корнями и, опираясь на прошлое, лучше видит будущее, чем живущие в данный момент. И не может быть ничего более целительного для русской национальной души, чем вера в свою музыку и осознание её путей.

(По С. Городецкому)

Грамматические задания
  1. Подчеркните наречия в сравнительной степени как члены предложения. Укажите, что они обозначают – признак предмета или признак действия.
  2. Выпишите глаголы, обозначьте окончание и укажите спряжение.
  3. Укажите, какой частью речи является выделенное слово.

Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва выкатилось из-за зелёных вершин, и сияние его лучей наводило на все чувства какое-то сладкое томление. Взор мой жадно старался проникнуть в дымную даль. Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и наконец они сходились непроницаемой стеной. Мы ехали молча…

(По М.Ю. Лермонтову)

Грамматические задания
  1. Подчеркните слова в сравнительной степени и определите, какой частью речи они являются. Обоснуйте свой ответ.

Морфологический разбор наречия

Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в продолжении короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окружённую со всех сторон берёзками. Решили заночевать здесь, потому что тут удобно было установить палатки и развести костёр.

Грамматические задания
  1. Графически объясните постановку знаков препинания в первом предложении.
  2. Подчеркните наречия. Укажите разряд.
  3. Сделайте письменный морфологический разбор трёх наречий.
  4. Разберите по составу слово расположились.
  5. Выпишите из текста одно-два слова без окончания и одно-два слова с нулевыми окончанием. Какие это части речи?

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е

Знакомство это далеко не приятно. А по почте полевой не быстрей идут, не тише письма старые домой. Чуть-чуть калитку отворив, выходит девушка несмело. Бесшумно, торжественно и неторопливо течёт широкая река. Незаметно зажглась и тихо стала разгораться в небе алая полоска зари. Справа от нас, не далеко, а где-то близко журчал ручеёк. Новые знакомства в лесу происходят не редко, а довольно часто. Идти по знакомой дороге было ничуть не страшно.

Грамматические задания
  1. Объясните написание НЕ с наречиями

Незаметно они стали необходимыми для меня. Было решено немедленно уезжать. Путники любовались этой картиной. Тебе придётся немало потрудиться. Всюду неустанно сновали люди. Аэродром находился невдалеке. Я его не сразу заметил. Мы прождали их не меньше часа. Лошади бежали неспешно. Здесь не глубоко, а мелко. Он уехал на короткое время, ненадолго. Как всё здесь непривычно. Мне это сделать ничуть не трудно. Никогда в жизни не приходилось Кузьмёнышам держать в руках целую буханку хлеба. Всё произошло неожиданно. Никто не поинтересовался, отчего вдруг они решили ехать.

Грамматические задания
  1. Объясните условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.

Тихо-тихо в лесу. Вот неслышно, по-кошачьи, ступают по рыхлому снегу чьи-то лапы. Откуда-то справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.

(По М. Пришвину)

Грамматические задания
  1. Объясните условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.

Е-И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий

Журавли

Знаменитые журавлиные танцы — зрелище уди­вительно красивое и несколько комическое. Грациозно изгибая длинную шею и размахивая крыльями, птицы неуклюже приседают на голенастых ногах, а потом взмывают в воздух, кружась в замысловатом танце.

Журавли никогда не селятся колониями. Пока самка занята наси­живанием, журавль бдительно озирает окрестности. В случае опасности журавль издает гром­кий крик – сигнал тревоги. Самка незаметно сбегает с гнезда и лишь на некотором расстоянии от него взлетает, отводя врага от кладки.

Вылупившиеся птенцы неуверенно становятся на ноги, но совсем скоро уже могут бегать. Время торопит. Июнь и июль отведены приро­дой на рост и учебу, а в августе начинается подготов­ка журавлей к отлёту.

Глядя на летящий журавлиный клин, невольно понимаешь, что журавли, отлетая на юг, лето с собой уносят.

(По Б. Чащарину)

Грамматические задания
  1. Определите стиль и тип речи текста.
  2. Объясните написание НЕ со словами.
  3. Графически объясните знак препинания в первом предложении.

Кажется, никогда снег не растает на крыше покосившегося дома. Люди богатые, никогда не знавшие бедности, полагают, что людям, не обременённым богатством и заботами, живётся легче. В городе не было нигде ни единого огня, ни единой живой души. Никогда, от самого основания монастыря, не случалось ничего подобного. Жили некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли. (М.Ю. Лермонтов) Но нигде не слышно было отдалённого петушиного крика. Без воды бы всё погибло и жизни вот нисколько бы не было на земле. (К. Паустовский) Неоткуда было взяться у крепости недоброму человеку. (М. Семенова) Никогда русские мастера и умельцы, если они подлинные мастера и умельцы, не держали в тайне своё умение. (В. Белов) Я никогда не видел радуги поздней осенью. (Е. Носов)

Грамматические задания
  1. Объясните написание НЕ с наречиями.
  2. Графически обозначьте орфограммы в глаголах и причастиях.

Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е

Держаться, уверенный; смотреть, пристальный; осуществить, бессмысленный; всесторонний, исследовать; приподняться, медленный; бешеный, вскипать; видеть, странный; мелькать, умышленный; думать, напряжённый; улыбаться, непринуждённый; двигаться, оживлённый.

Грамматические задания
  1. У глаголов обозначьте спряжение, а у прилагательных – суффиксы.
  2. Подберите к прилагательным однокоренные наречия и запишите словосочетание “глагол + наречие”.
  3. Обозначьте условия выбора Н-НН в наречиях.

В начале августа жара часто стоит нестерпимые. Она изнуряет совершенно по-летнему.  В это время самый решительный и сосредоточенный человек не в состоянии охотиться, а самая преданная собака идет за охотником шагом, болезненно прищурив глаза и преувеличенно высунув язык.

Именно в такой день мне случилось быть на охоте. Удушливый зной заставил меня подумать о сбережении последних сил. Кое-как дотащившись до речонки, спустился я с кручи и пошел по жёлтому песку в сторону ключа. Он бьёт из расселины берега, превратившейся постепенно в небольшой глубокий овраг.

Я добрался до ручья. На траве возле него лежал ковш, оставленный проходившим путником на общую пользу. Напившись ледяной воды, я прилёг в тень. Речка была вровень с берегами, и мне даже показалось, что вода затопит берег и нас вместе с собакой.

(По И. Тургеневу)

Грамматические задания
  1. Объясните условия выбора Н-НН в словах различных частей речи и постановку знаков препинания.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

Девочка рассказала о своём плюшевом медвежонке. Мальчик грозен и смешон. Окна в особняке заросли плющом. На улице свежо. Неудачная концовка испортила впечатление о фильме. В бабушкиной кошёлке коробка с печёными пирожками. За деревьями стоял незнакомец, закутавшись в чёрный холщовый плащ. Лесные шорохи, шёпот листьев будили фантазию мальчонки. В коробке лежали золочёные часы с чётким циферблатом. Щёлкнул замок, и я попытался рассмотреть в щёлку, кто пришёл. Освещённое фонарями шоссе расположено за берёзовой рощей. Моргнул многозначаще глаз носильщика. (В. Маяковский) Концы его усов угрожающе торчали, как два копья. (В. Короленко)

Грамматические задания
  1. Найдите в тексте слова с орфограммами О-Е-Ё после шипящих. Подчеркните одной чертой орфограммы в корне слова, двумя – в суффиксе, тремя – в окончании.

Буквы О и А на конце наречий

Кузьмёныши видели целую буханку хлеба только издалека. Через полчаса они снова проезжали свою Горловку. Вода расстилалась всюду: налево, направо, впереди. Сп от дома шоссе, а слева – озеро. Ребята затемно вышли из дома и отправились на рыбалку. Все двери и окна деревенского дома были забиты наглухо. Здесь я готов остаться дотемна. Задолго до экскурсионной поездки мы начали к ней готовиться. Я насухо вытер руки и отправился в комнату.

Грамматические задания
  1. Наречия из первых пяти предложений разберите по составу.

Не успев сесть, Гуля прочитала от слова до слова последнюю сводку, наскоро написанную карандашом. Изредка дорогу преграждал ствол столетней сосны. Справа и слева низина клубилась туманом. Изредка из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало. Мать тотчас отняла у них малыша, испугавшись, что сгоряча его могут стукнуть о деревянный потолок.

Грамматические задания
  1. Графически обозначьте орфограммы в приставках и условия выбора суффиксов -А и -О в наречиях.

На утренней заре участники экспедиции снова выступили в поход. Извилистая тропа уклоняется сначала на северо-восток, а потом поворачивает на север и взбирается на перевал.

Путешественникам пришлось преодолеть довольно крутой подъем. А с вершины хребта перед ними открылась прекрасная панорама. Слева тянулась цепь холмов, справа долина, покрытая тёмным лесом, а дальше небольшая речонка.

Грамматические задания
  1. Определите тип текста.
  2. Объясните графически выбор О-А в суффиксах наречий.

Дефис между частями слова в наречиях

Ветер едва-едва набегает волной. Заезжай к нам как-нибудь запросто. Дорога сплошь покрыта по-осеннему жёлтыми листьями. Дом был основательно заново подкрашен. Осенью хозяин строго-настрого приказал наглухо забить дачу. Я не обиделся нисколько. Хотя это было недалеко, на встречу я всё-таки опоздал. Лошади шли, по-медвежьи помахивая головами. Далеко впереди временами раздавались удары грома. Вдруг около полуночи совсем рядом неожиданно сверкнула молния. Потом как из ведра, сверху, снизу, с боков хлынул дождь. Утром снова сияло солнце, ни на минуту не оставляя в покое лошадей, слизывая у них с боков ночную сырость.

Грамматические задания
  1. Одной чертой подчеркните наречия с дефисным написанием, двум чертами – наречия  остальными орфограммами.
  2. Орфограммы обозначьте.

Широкие окна старинного дома вплотную примыкают друг к другу. Они закрыты тяжёлыми деревянными ставнями с коваными петлями поперек. (В. Солухин)

Она могла понять и по-другому. Наконец поезд отправился вперёд. Когда шли попарно, зрячие вели слепых. (А. Приставкин)

Кругом было тихо-тихо. Налево чернело глубокое ущелье, а впереди нас – тёмно-синие вершины гор. По обеим сторонам дороги кое-где из-под снега выглядывали кустарники. Медленно подымаясь на хребты волн, приближались к берегу лодки. (М. Лермонтов)

Недалеко от Кузнецкого моста есть в Москве Трубная площадь, или просто Труба. Место странное, а по-своему живописное. (В. Гиляровский)

Молодой человек говорил по-русски чисто и правильно. (И. Тургенев)

Кусты бересклета под соснами и пихтами блестели совсем по-летнему. (И. Бунин)

К вечеру было засеяно только пол-участка.
Высокая трава начинает испускать из себя густой, приторно-медовый запах. (А. Чехов)

Опять подул холодный северо-западный ветер.
Небо над окружавшими нас вершинами разъяснилось и по-вечернему начало густеть. (В. Солоухин)

Грамматические задания
  1. Укажите, какой частью речи являются слова с дефисным написанием. Подчеркните наречия как члены предложения.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром замечаешь, что трава чуть-чуть побелела. Свежо. Тропинки сплошь засыпаны листьями. По-осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние. Они идут беспрестанно, и земля не просыхает повсюду. Ветер дует, без устали разнося далеко-далеко созревшие семена деревьев. Листья на деревьях начинают кое-где желтеть. Поля мало-помалу желтеют, лишь по-прежнему зеленеет посаженная под зиму рожь.

Избушка только снаружи кажется маленькой, а внутри она ничего себе. Ангара видна была недалеко.

Понизу, по льду, полог света шёл справа налево. К вечеру нисколько не посвежело. Горы по-прежнему лежали в солнечном свете. В столовую вбегали одетые по-зимнему люди.

(В. Распутин)

Грамматические задания
  1. Обозначьте орфограммы в наречиях. Подчеркните их как члены предложения.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Мой дом

Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол – западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.

Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.

На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.

Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.

(По К. Паустовскому)

Грамматические задания
  1. Сформулируйте основную мысль текста.
  2. Подчеркните наречия как члены предложения и обозначьте в них орфограммы.

При написании раздела Диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Наречие использовались материалы из книг:  “Диктанты по русскому языку” Е.А. Влодавская К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

Контрольный диктант «Кто как спит»

Рыбы, птицы, животные спят по-разному. Некоторые рыбы засветло опускаются на дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. Некоторые во время сна медленно начинают передвигаться вперед, вправо или влево. Иная рыбка плавает головой вниз или на боку, а то и переворачивается вверх брюшком.

Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по-другому не спит. Залезает наверх и располагается поудобнее3 на ветке. В зоопарке им приходится жить по-новому. Волей-неволей они постепенно с трудом приучаются спать на деревянных кроватях, но иногда какая-нибудь из них начинает взволнованно кричать, цепляется за сетку и повисает на ней. Но висеть так неудобно, и обезьянка, чуть-чуть3 повисев, все-таки укладывается снова на отведенное ей место.

Объём слов: 112

  1. Выполните морфологический разбор наречия: чуть-чуть(1 вариант); поудобнее (2 вариант).
  2. Выпишите служебные слова из предложений и определите их принадлежность (предлог, союз, частица): из1, 4 абзацев (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).
  3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Некоторые рыбы засветло опускаются на дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. (1 вариант); Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по-другому не спит. (2 вариант).

Контрольный диктант «В лесу»

Выехать мы решили совсем налегке. Собрались все вовремя. Не спеша тронулись в путь. Был по-летнему тёплый день. Сначала справа и слева тянулись поля, но вскоре впереди засверкала речка. Наконец вдали показался лес, куда мы изредка ездили на прогулку. Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время нашего переезда уже кое-где трещал.

Мало-помалу добрались до леса. На опушке было видимо-невидимо спелой земляники, а внутри леса кустики черники сплошь покрывали землю. Все разбрелись по лесу, а мы вчетвером стали собирать ягоды на опушке и по-приятельски болтать.

Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. Ему стало невтерпеж от укусов комаров. Вскоре вернулись и остальные, в чаще им почему-то было жутко.

Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. Домой вернулись засветло и потом долго вспоминали нашу поездку в лес.

Объём слов: 129

  1. Выполните морфологический разбор наречия: кое-где (1 вариант); мало-помалу (2 вариант).
  2. Выпишите 3-4 наречия с разными видами орфограмм и графически их объясните: из 1 и 4 абзацев (1 вариант); из 2-3 абзацев (2 вариант).
  3. Произведите синтаксический разбор: Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. (I вариант); Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. (II вариант).

Контрольный диктант «Летний вечер»

Тих и ласков тёплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Ещё не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звёзды, ещё не успевшие разгореться.

Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника.

На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, всё радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще3, заметнее. На тёмном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звёзды. Далёкие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Объём слов: 130

  1. Выполните морфологический разбор наречия: непрерывно (1 вариант); гуще (2 вариант).
  2. Выполните морфемный разбор слов: разгореться, присмиревший, радостно(1 вариант); залюбоваться, неведомом, незаметно (2 вариант).
  3. Произведите синтаксический разбор: Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. (1 вариант); О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. (2 вариант).

Итоговый диктант за 7 класс

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя ночевал в доме дяди Гриценко. Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги. Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он растолкал крепко спавших ребят. Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них зевоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера. Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса.

Объём слов: 121

По Л. Кассилю и М. Полянскому

  1. Выполните синтаксический разбор 1 предложения из 6 абзаца
  2. Выполните морфемный разбор одного причастия и деепричастия.

Словарные диктанты

Словарный диктант №1

Факс, модем, ксерокопировать, исконный, аллея, акация, жужжать.

Триумф – блестящий успех, торжество.

Палисадник — небольшой огороженный садик, цветник перед домом

Грезы – светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение.

Ямщик – (ям – почтовая станция, где проезжающие меняли лошадей) возница на ямских лошадях.

Экспонат*- предмет или животное на выставке или в музее.

Эскорт*- военный конвой, охрана, сопровождающие кого-нибудь или что-нибудь.

Конгресс*- большой съезд, собрание

Эскадра* – крупное соединение военных судов или самолетов.

Рейд – 1.Набег, стремительное продвижение в тыл противника;

Рейд – 2. Водное пространство у морского берега, удобное для стоянки судов.

Трель *- переливчатый, дрожащий звук.

Словарный диктант №2

Веющий ветерок, колышущиеся травы, колющиеся иголки елей, брезжущий рассвет, клеящиеся обои, увидевший друга, понадеявшийся на помощь, успокоивший ребёнка, раскаявшийся в проступке, мучимый сомнениями, лелеемое дитя, движимый чувством, колеблемый ветром, выстроенное здание, занавешенное окно, развешанные по стенам гравюры, взвешенное решение.

Словарный диктант №3

Интернет, модем, палисадник, аппетит, презентация, аллея, акация, жужжать, расстилаться, меланхолия, экспонат, эскорт, лаборатория, конгресс, фимиам, гравюра, вуаль, абажур, аквамарин, глазурь, уникальный, палитра, статуя, терраса, интеллигентный.

Словарный диктант №4

Необозримый*. Прерывистый*. Осенить*. Просека*. Кроткий*. Лазурный*. Торос*.Презентация*. Святилище*. Фимиам*. Гравюра*. Уникальный *.Интеллигентный*. Реликвия*. Досуг*. Глумиться*. Иноходь*. Иноходец*. Эгида*. Эрудиция*. Пропаганда*. Атлет*. Пригоршня*. Независимость*.

Словарный диктант №5

Запыхаться, невзлюбить, аккорд, верблюдица, резерв, адъютант, благополучный, лучший, сплошь, опасно, искусно, грустно, вкусно, безгласно, устно, доблестно, напрасно, совместно, известно, уместно, безрадостно, чудесно, поздно, назло, направо, наотмашь, кое-как, по-товарищески, насквозь, копировать, красивее, без умолку, на века, поутру

Понравилась статья? Поделить с друзьями: