Проверочный диктант по теме правописание корневых орфограмм

                       Правописание корневых
орфограмм.

                                     
(Диктант)

     За  вершинами леса
скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу.  Оживает земля, пахнет весенними
почками. Много чудных звуков в вечернем лесу. Заливаются на деревьях певчие
дрозды.  На вершине старого дуба громко воркует дикий голубь.   Скворцы собрались
на самой верхушке липы. Они суетливо возятся, громко кричат.  Около прозрачной
лужи сидят лягушки.

      Вот пролетели  над
тёмным лесом утки. Страшно захохотал филин.  Пронеслись над макушками  деревьев
лесные  куличики. На небе появляются золотые крапинки звёзд. Наступает весенняя
прохладная ночь. (75 слов)

                   Правописание корневых
орфограмм. 

                                              
(Диктант )

         Мы с дедом подошли к лесной опушке.
Выглянуло солнце. Вдруг из зарослей малины вышел лось. Мы отошли в сторону,
спрятались за толстым деревом и стали
наблюдать.                                                                                      
                                                                 

         Великан  потянул  влажный  воздух 
широкими ноздрями. Он  вяло переступал с ноги на ногу. Ему  трудно  было
стоять. Суставы  его ног распухли. Лось  подошёл  к берёзке. Там  пестрели
красные мухоморы. Зверь  осторожно нагнул  голову,  подхватил толстыми  губами  мухомор
и стал жевать. Я чуть не закричал. Меня остановил дед. Он  сказал мне, что так
лось лечится. (84 слова)

                                            
Грамматическое задание

1.Выписать из текста сложное
предложение, подчеркнуть главные члены предложения.

2.  Сделать
синтаксический разбор 5 предложения.

3. Выписать из
текста сочетания прилагательное + существительное

а) в  дательном
падеже;

б)  в
винительном падеже;

в) в
творительном падеже

Контрольные диктанты по русскому языку для 4 класса
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Контрольные диктанты по русскому языку для 4 класса

Скачать:

Вложение Размер
on5.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные диктанты по русскому языку для 4 класса

Входная контрольная работа по русскому языку для 4 класса

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые елочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки. В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Инна угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные вернулись ребята с прогулки.

Слова для справок: разожгли, костёр

  1. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

На поляне горят яркие гроздья рябины.

  1. Выполни морфологический разбор имени существительного.
  1. Распредели слова на три группы. Допиши в каждую группу по своему примеру.

Тропинка, известный, скрепка, звёздный, пахучие, мягкий, листва, солнце, резкий.

  1. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

На опушке леса растут молодые берёзки.

  1. Выполни морфологический разбор имени существительного.
  1. Распредели слова на три группы. Допиши в каждую группу по своему примеру.

Линейка, прелестный, походка, сердце, дождливые, ловкий, осень, грустный, сладкий.

Контрольный диктант для 4-го класса

Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими, глухими и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Объем текста – 65-70 слов.

Лес украсился в желтые, красные, золотистые краски осени. Лучи солнца освещали поляну перед сторожкой. Дед Семен поднялся на зорьке, взял ружье и вышел из дома. Тропинка вела в редкий лес. По сторонам толпились редкие березки. У дороги попадались подберезовики, подосиновики. Вдруг над головой раздался протяжный крик. Высоко в небе летел косяк журавлей. Птицы держали путь на юг. Их печальный крик звучал как прощальный привет родине.

(По Г. Скребицкому)

Слова для справок : вышел.

1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.

2. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

Мягкий слой опавших листьев надежно укрыл землю.

Лучи закатного солнца легко прорезали березовую рощу.

3. Выполни морфологический разбор имени существительного

I вариант II вариант

4. Разберите слова по составу:

I вариант II вариант

Контрольный диктант для 4-х классов

по русскому языку за II четверть

Каким бывает снег .

Робкий, тихий лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, лёгкий.

В январе снег тяжёлым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено, а то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки – утонул в сыпучем снежном болоте.

Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьёт путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.

Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи.

Слова для справок : колено, словно; тире в пятом предложении.

1. Выполни синтаксический разбор предложения.

С верхушки старой ели упал ком снега.

На белой скатерти снега виднеются следы зайца.

2. Определи род и падеж прилагательных.

3. Выполни морфологический разбор существительного и прилагательного.

С верхушки 3 – Зайца 3 –

Старой 3 – Белой 3 –

Контрольный диктант по русскому языку

за III четверть для 4-х классов

Цель работы – проверить сформированность навыков правописания падежных окончаний имен существительных и прилагательных, раздельное написание местоимений с предлогами. Наряду с этим проверяется умение писать слова с безударными гласными в корнях слов с осложненным составом (с приставками, суффиксами), а также слова на изученные правила (двойные, звонкие и глухие, непроизносимые согласные) на более сложной лексике; слова из орфографического минимума, изученные к данному моменту.

Объем диктанта: 75-85

Наступает весенняя пора. Пробудилась земля от долгого зимнего сна. На улице первый весенний месяц. На опушке леса лежит сверкающий снег. Появилось солнце. В лесу зазвенела капель. Под лучами солнышка капельки блестят, переливаются. Около глубокого оврага красуется верба. У высокого пня показались ветки багульника. На сирени, тополе, черемухе, яблоне набухли почки. Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Показались из земли зеленые стрелки молодой травки. Везде разлилась волна зеленого тумана. Празднично в весеннем лесу! (76 слов)

Слова для справок: багульник.

1. Синтаксический разбор предложения.

В густом ельнике птицы укрываются от стужи.

На зеленой ветке тополя заливается скворец.

2. Морфологический разбор имени прилагательного.

В густом (ельнике) –

На зеленой (ветке) –

3. Составь и запиши словосочетания мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п.

Серебряный, серебристый (тополь, украшение, монета)

Красный, красочный (альбом, книга, платье)

Итоговая контрольная работа

по русскому языку для 4-х классов

Цель: выявить усвоение изученных в начальной школе орфограмм и полученных знаний по грамматике, предусмотренных программой, но преимущественно характерных для двух последних лет обучения: безударные гласные в корне слова с осложненным морфологическим составом, безударные падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, а также изученные пунктограммы: знаки препинания в конце предложения и запятая при перечислении.

Объем диктанта: 83-93 слова.

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки! (86 слов).

Слова для справок: словно, жемчужины, внизу

1. Синтаксический разбор предложения.

1 вариант – 2 предложение; 2 вариант – 3 предложение.

Диктант 4 класс правописание корневых орфограмм

Диктанты по русскому языку для 4 класса по теме: «Безударные гласные корня». Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Проверочные диктанты по теме «Написание безударных гласных корня»

Задание к диктантам: В выделенных словах обозначить корни, рядом записать проверочные слова. Выписать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

Диктант «Светлячок».
В комнату вошла на цыпочках тишина. Большая круглая луна выкатилась из-за леса, заглянула в низкое окошко. И вдруг на столе что-то засверкало. Я долго смотрел на загадочную точку и никак не мог понять, что это такое. Любопытство взяло верх. Я поднялся и пошёл к светлячку. На столе лежал термометр. Серебряная ниточка ртути показывала тридцать шесть и шесть. 57 слов. (По Н. Печерскому )

Диктант «Жадина».
Цвели сады. В воздухе звенели пчёлы. Нежные цветы радостно встречали тружениц. Но один цветок на старой груше не хотел угощать пчёл. Он свёртывал свои лепестки и сердито ворчал:
— Не дам пить мой сок! Не дам собирать мою пыльцу!
— Ты дай нам сок, а мы принесём тебе пыльцу других цветов, и ты превратишься в грушу,— гудел шмель.
Но жадный цветок твердил упрямо:
— Не дам, не дам!
Прошла пора цветения. На цветоножках появились крохотные яблоки и груши. А вместо скупого цветка чернела только сухая травинка.
83 слова. (По Е. Магилянской )

Задание к диктантам: Подчеркнуть слова, однокоренные с выделенными, и обозначить в них корни.

Диктант «Снегурочка».
Жили-были на свете дед да баба. Жили они, жили и состарились. А детей у них не было. И очень они о том горевали.
Вот раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. На санках катаются, снежками кидаются. А потом стали снежную бабу лепить.
Смотрел на них старик из окошка и говорит бабе:
— А что, старуха, не пойти ли и нам по молодому снежку погулять?
А старуха в ответ:
— Что же, старичок, пойдём. Вылепим себе из снега дочку Снегурочку.
Так и сделали.
84 слов.

Диктант «Садовник и сыновья».
Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал: «Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду поищите, что там спрятано».
Дети подумали, что там клад. Когда отец умер, они стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плода родиться много больше. 62 слова. (По Л. Толстому)

Диктант «Как хлеб растёт»
И чёрный, и белый хлеб из зёрен ржи и пшеницы. А рожь и пшеница в поле выросли.
Вспахали землю плугами. Потом разрыхлили её боронами. И пошла по полю сеялка. Полил землю дождик. Зёрна в земле набухли и проросли. Каждое зёрнышко пустило в землю корешок, а наверх — зелёный росточек. Из ростков выросли стебельки и на них колосья. Созреют зёрна, и на поле пустят комбайн. Он и колосья срезает, и зёрна из них вымолачивает. Потом зёрна смелют, и получится мука. Из муки сделают тесто, а из теста хлеб.
89 слов.

Творческие диктанты по теме «Безударные гласные в корне».

Диктант 1.
Задание: Заменить выражение одним словом.

1. Название места, где кто-либо живёт или находится. (Адрес)
2. Дорога, с обеих сторон обсаженная деревьями. (Аллея)
3. Упакованные вещи, которые пассажир берёт с собой в дорогу. (Багаж)
4. Дружеский или деловой разговор. (Беседа)
5. Книгохранилище, учреждение, где собирают и хранят книги. (Библиотека)
6. Маленькая птичка с коричневато-серым оперением, которая обычно живет близ жилья человека. (Воробей)
7. Сторона света, противоположная западу. (Восток)
8. Человек, совершающий подвиги. (Герой)
9. Крупный населённый пункт, административный, промышленный, торговый и культурный центр. (Город)
10. Ребёнок или подросток женского пола. (Девочка)
11. Руководитель предприятия, школы. (Директор)
12. Приветствие при прощании. (До свидания)
13. Крупное промышленное предприятие. (Завод)
14. Утренняя еда. (Завтрак)
15. Крупное домашнее животное, которое даёт молоко. (Корова)
16. Человек, который совершил полет в космос. (Космонавт)
17. Горящая куча дров, хвороста, сучьев. (Костер)
18. Инструмент для вскапывания земли. (Лопата)
19. Помещение, где продают товары. (Магазин)
20. Городская электрическая железная дорога, обычно подземная. (Метро)
21. Огородное растение с корнеплодом оранжевого цвета. (Морковь)
22. Холод, стужа. (Мороз)
23. Столица нашего государства. (Москва)
24. Население государства, жители страны. (Народ)
25. Приём пищи в середине дня. (Обед)
26. Огородные плоды и зелень (огурцы, морковь, свёкла). (Овощи)
27. Предметы из ткани, меха и т.п., которыми человек покрывает тело. (Одежда)
28. Футляр для хранения ручек и карандашей. (Пенал)
29. Состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха и т.д.) в данном месте, в данное время. (Погода)
30. Первый день недели. (Понедельник)
31. То, в чём готовят пищу, из чего едят. (Посуда)
32. Изображение, сделанное карандашом, красками и т.д. (Рисунок)

Диктант 2.
Задание: Отгадать загадку и записать ответ.

1. Два братца в воду глядятся — век не сойдутся. (Берег)
2. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)
3. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)
4. Голубочка бела в избу влетела, что на свете видала, про все рассказала. (Газета)
5. Он и летом и зимой — между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди — он всё будет впереди. (Горизонт)
6. Раскололся тесный домик на две половинки, и посыпались в ладони бусинки — дробинки. (Горох)
7. Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц)
8. На лесной полянке красуется Татьянка — алый сарафан, белые крапинки. (Земляника)
9. Годовой кусточек каждый день роняет листочек, пройдёт год — весь лист опадёт. (Календарь)
10. Сто одежек — и все без застёжек. (Капуста)
11. Чёрный Ивашка — деревянная рубашка, где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш)
12. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)
13. Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)
14. Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, кур крадёт. (Лисица)
15. Летом наедается, зимой высыпается. (Медведь)
16. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (Месяцы)
17. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают , а достать не могут. (Месяц)
18. Чиста, да не вода; клейка, да не смола; бела, да не снег; сладка, да не мёд; от рогатого берут да малым детям дают. (Молоко)
19. Деревянная шея, железный клюв, кричит тук- тук- тук! (Молоток)
20. Лежит меж грядок зелен и сладок. (Огурец)
21. В костяном горшочке каша сладенькая на солнце варилась. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)
22. Растет на грядке зеленая ветка, а на ней красные детки. (Помидор)
23. Чудо-птица — алый хвост — полетела в стаю звезд. (Ракета)
24. То я в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? . (Тетрадь)
25. Конь стальной овса не просит, а пашет и косит. (Трактор)
26. Из края города в другой ходит домик под дугой. (Трамвай)
27. Здесь говорят, а в Москве слышно. (Телефон)
28. Если бы не было его, я не сказал бы ничего. (Язык)

Правописание корневых орфограмм (4 класс)

Правописание корневых орфограмм.

За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Оживает земля, пахнет весенними почками. Много чудных звуков в вечернем лесу. Заливаются на деревьях певчие дрозды. На вершине старого дуба громко воркует дикий голубь. Скворцы собрались на самой верхушке липы. Они суетливо возятся, громко кричат. Около прозрачной лужи сидят лягушки.

Вот пролетели над тёмным лесом утки. Страшно захохотал филин. Пронеслись над макушками деревьев лесные куличики. На небе появляются золотые крапинки звёзд. Наступает весенняя прохладная ночь. (75 слов)

Правописание корневых орфограмм.

Мы с дедом подошли к лесной опушке. Выглянуло солнце. Вдруг из зарослей малины вышел лось. Мы отошли в сторону, спрятались за толстым деревом и стали наблюдать.

Великан потянул влажный воздух широкими ноздрями. Он вяло переступал с ноги на ногу. Ему трудно было стоять. Суставы его ног распухли. Лось подошёл к берёзке. Там пестрели красные мухоморы. Зверь осторожно нагнул голову, подхватил толстыми губами мухомор и стал жевать. Я чуть не закричал. Меня остановил дед. Он сказал мне, что так лось лечится. (84 слова)

1.Выписать из текста сложное предложение, подчеркнуть главные члены предложения.

2. Сделать синтаксический разбор 5 предложения.

3. Выписать из текста сочетания прилагательное + существительное

а) в дательном падеже;

б) в винительном падеже;

в) в творительном падеже

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Фетисова Валентина АлександровнаНаписать 2237 14.02.2020

Номер материала: ДБ-999377

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    14.02.2020 19
    14.02.2020 23
    14.02.2020 138
    14.02.2020 24
    14.02.2020 25
    14.02.2020 69
    14.02.2020 62
    14.02.2020 57

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

источники:

http://prodictant.ru/dictant4class/potemam4class/97-pravopisanie-glasnyh-v-korne-slova-4-klass.html

http://infourok.ru/pravopisanie-kornevyh-orfogramm-4-klass-4142269.html

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

УМК «Школа России», 3 класс

Цель: проверить усвоение правил написания слов с изученными орфограммами

Ход урока

1. Организационный момент

2. Работа по теме урока

Снеговик

   Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

   Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.
  2. Разберите по составу: 1 вариант — зимний, шубки; 2 вариант — белые, морковки.
  3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

3. Самопроверка

4. Подведение итогов урока

— Написание каких слов вызвало затруднение?

Использованная литература:

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. — М.: ВАКО, 2017. — 348 с. — (В помощь школьному учителю).

Учреждение управление образования муниципального района бирский район республики башкортостан

Скачать 1,83 Mb.

страница 25/34
Дата 02.12.2022
Размер 1,83 Mb.
#195608
Тип Рабочая программа

Связанные:
русский яз 3 кл
РП Русский язык 3 классы compressed

    Навигация по данной странице:

  • Грамматическое задание
  • Критерии оценивания диктант
Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 «Правописание корневых орфограмм» (за 2 четверть).

13.12.2022 г.

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сдела­ли ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание:

1. В первом предложении подчеркните главные члены и ука­жите части речи.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 — зимний, шубки; ва­риант 2 — белые, морковки.

3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяе­мым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонко­сти согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Критерии оценивания диктант

«5» — за работу, в которой нет ошибок.

«4» — за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» — за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» — за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

— Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

— Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой считается:

— Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

— Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

— Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Поделитесь с Вашими друзьями:


Диктанты 4 класс «Школа России»

Входной диктант по русскому языку, 4 класс, сентябрь

Птицы прощаются.

Наступил конец сентября. Для птиц это месяц прощания. Они улетают в тёплые края. Сильно поредела листва на берёзках. Ветер тихонько качает старый скворечник. Жильцы покидают свой дворец.

Вдруг пара скворцов вернулась. Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры. Скворец сел на ветку, поглядел по сторонам и затянул грустную песенку.

Замолчал певец. Подруга вылетела из жилища. Скорей в стаю! Пора в далёкий путь! Впереди тяжёлый перелёт.

Грамматические задания:

  1. Подчеркнуть грамматическую основу в предложении:

I вариант: Наступил конец сентября.

II вариант: Подруга вылетела из жилища.

  1. Разобрать по составу слова:

I вариант: дворец, старый, перелёт

II вариант: подруга, скворцов, берёзках

  1. Показать все варианты переноса:

I вариант: улетают, подруга

II вариант: тихонько, поглядел

Диктант по теме «Предложение», октябрь

Осень. Лес украсился в жёлтые, красные, золотистые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семён сегодня поднялся на заре, взял ружьё и вышел из дома. Впереди крутой подъём. Дед шёл медленно. Теперь дорога вела в широкую долину. Вдалеке виднелся редкий лесок. Слева и справа красовались молодые берёзки и осинки. Попадались подберёзовики, подосиновики, рыжики. Вот через тропинку пробежал заяц. Лесную тишь вдруг нарушил протяжный крик. Это высоко в небе летели журавли. Они держали далёкий нелёгкий путь на юг. Старик помахал птицам рукой.

Грамматические задания:
1) найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нём однородные члены;
2) разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания;
3) в третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.

Диктант по теме «Состав слова», ноябрь

Последний месяц осени.

Серые унылые краски не радовали глаз. Стоял последний месяц осени. Зима пришла неожиданно. В лесу, на лугу, в поле она оставила свои следы. Словно сказочные молочные реки, петляли и убегали белые тропинки. Цепочки следов по свежей пороше потянулись из лесных чащ поближе к людям. Серый дятел тоже обосновался в деревне. Ночью он прятался под навесом крыши. Лоси, косули и зайцы устремились к свежей вырубке. Они глодали кору с осин и ив.

Слова для справок: не радовали, неожиданно, обосновался, поближе.

Грамматические задания.

1.Запиши предложение. Разбери предложение по членам. Укажи части речи каждого слова в предложении. Выпиши словосочетания.

1 вариант.

Ранним утром рыбаки отправились на лесное озеро.

2 вариант.

Запах сладкого мёда наполнил тёплый воздух.

2. Разбери по составу слова.

1 вариант.

Осенняя, срезают, канавки

2 вариант.

Летняя, выбегают, речушка

3. Выпиши из диктанта по одному слову к данной схеме. Разбери по составу.

Корень, суффикс, окончание

Приставка, корень, суффикс, окончание

4. Выполни звуко-буквенный анализ слова:

1 вариант – глаз

2 вариант — след

Контрольный диктант за 1 полугодие 4 класс, декабрь

Волчиха.

Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались. Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.

С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей. Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты.

Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась.

Задание:

1 вариант:

1.Сделать синтаксический разбор предложения № 5.

2. Указать склонение и падеж существительных в первом и восьмом предложении.

3. Разобрать слова по составу: солнышко, листьями, старая.

2 вариант:

1.Сделать синтаксический разбор предложения № 9

2. Указать склонение и падеж существительных во втором и десятом предложении.

3. Разобрать слова по составу: волчиха, корнями, голодная.

Диктант по теме «Имя существительное, падежные окончания имен существительных», январь.

Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.

Грамматическое задание.

1.

Вариант1. Разобрать 2 предложения по частям речи.

Вариант 2. Разобрать 4 предложение по частям речи.

2. Сделать морфологический разбор 2 любых имен существительных.

3. Указать склонение и падеж существительных.

Диктант по теме «Правописание корневых орфограмм», февраль.

У весны много вестников. Горланят чёрные грачи. Звенит капель с крыши. Видны на дорогах лужицы. На проталине в лесу выглянул робкий подснежник. Ещё бывают ненастные дни и легкие заморозки по ночам. Но весенняя пора не отступает. Припекает тёплое яркое солнце. На деревьях набухают смолистые почки. Стволы белых берёз наливаются сладким соком. Миша и Коля смастерили и прикрепили к стволу старого дерева скворечник. С радостным лаем по двору носится собака Малька.

2. Грамматическое задание

1). Выпиши предложение с однородными сказуемыми, подчеркни их.

2).  Подберите из теста по три слова с орфограммами, указанными в таблице, запиши (где возможно проверочные слова).

Контрольная работа по теме «Словарные слова», март.

Д..рект..р з..вода, б..гаж в авт..м..биле, гор….ть г..роха, “ Здра..ствуй, мальч..к!”, “До св..дани.., Москва”, п..р..писывать в т..традь, пр..красное пкт..шествие, фам..лия уч..ника, ..б..рона гор..да, ябл..ки в к..рзине, п..с….жиры пар..хода, ж..лтая м..шина, ин..й на б..рёзе, к..л..гра…. ..гурцов, б..лет в в..сьмой в..гон, б..седовать с дев..чкой, ..курсия по ..лектр..станции, р..ботать с ..тцом, два..цать ве..лок, х..зяйствен..ый пр..дс..дат..ль.

Диктант по теме «Глагол», апрель.

Иволга

Из всех лесных музыкантов иволга – самая скрытная и красивая. Живет иволга в березовых рощах. Она встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Весной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зеленой листвой. Тому, кто не слышал громкий свист иволги, трудно найти ее гнездо. Не всегда удается близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснет она ярким опереньем. (61 слово.)

Задание: Выполнить морфологический разбор пяти глаголов

Итоговый диктант за 4 класс, май.

Лесные малыши.

После весеннего пробуждения природы наступает пора лесных малышей. Старшевсех из них медвежата. Они родились в берлоге зимой. Медвежата любят лазать по деревьям, ходить с медведицей к речке. Вот заиграли на полянке весёлые и резвые зайчата. Около норки развалились и греются на солнце рыжие лисята. Под колючей веткой ели свернулись клубочками ежата. Время охоты для них ночь.В листве берёзки послышался писк. Это в гнезде проголодались и запросили пищи птенцы.Встретишь маленькх жителей леса  не обижай их. Пусть знают, что в лес приходил друг. 

Грамматические задания. 1.Из двух последних  абзацев выпишите  слова  с буквами  безударных гласных в корне, проверяемыми ударением, запишите их с проверочными словами.

2.Седьмое предложение разобрать по частям речи(дать характеристику, выписать словосочетания).

3.Разберите по составу слова: зайчата, медвежата, запросили.

4.Выписать по одной части речи и сделать морфологический разбор.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: