Проверочный диктант по теме правописание безударных падежных окончаний имен существительных 4 класс

Контрольный
диктант № 4

по теме
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном
числе».

Зимний лес

Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке.
Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга
посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько
следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам
зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил
сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом
месте видны кустики брусники и веточки черники. (81 слово)

Грамматические задания:

1 вариант.

1.                  
Выписать по
одному словосочетанию с именами существительными 1,2,3склонения.
Выделить окончания существительных, определить  склонение
и падеж
.

2.                  
Выполнить
полный синтаксический разбор предложения и определить падеж
всех имён существительных в предложении :

У березки вьюга посеребрила инеем гибкие
ветви.

3.                  
Выполнить
морфологический  разбор существительного

 в кольчуге.3 

2 вариант.

1.   Выписать по
одному словосочетанию с именами существительными 1,2,3склонения.
Выделить окончания существительных, определить
склонение и  падеж
.

2.                  
Выполнить полный синтаксический разбор предложения
и определить падеж всех имён существительных в предложении :

Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи.

3.                  
Выполнить морфологический  разбор существительного

под сугробом.3 

1      
вариант.

1.    
Выписать по
одному словосочетанию с именами существительны -ми 1,2,3склонения.
Выделить окончания существительных, определить  склонение
и падеж
.

2.    
Выполнить
полный синтаксический разбор предложения и определить падеж
всех имён существительных в предложении :

У березки вьюга посеребрила инеем гибкие
ветви.

3.    
Выполнить морфологический 
разбор существительного  в кольчуге.3 

2      
вариант.

1.    
Выписать по одному словосочетанию с именами
существительны -ми 1,2,3склонения. Выделить окончания существительных, определить
склонение и  падеж
.

2.    
Выполнить полный синтаксический разбор предложения
и определить падеж всех имён существительных в предложении :

Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи.

3.    
Выполнить морфологический  разбор существительного  под
сугробом
.3 

1      
вариант.

1.    
Выписать по
одному словосочетанию с именами существительны -ми 1,2,3склонения.
Выделить окончания существительных, определить  склонение
и падеж
.

2.    
Выполнить
полный синтаксический разбор предложения и определить падеж
всех имён существительных в предложении :

У березки вьюга посеребрила инеем гибкие
ветви.

3.    
Выполнить
морфологический  разбор существительного   в кольчуге.3 

2      
вариант.

1.    
Выписать по одному словосочетанию с именами
существительны -ми 1,2,3склонения. Выделить окончания существительных, определить
склонение и  падеж
.

2.    
Выполнить полный синтаксический разбор предложения
и определить падеж всех имён существительных в предложении :

Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи.

3.   
Выполнить морфологический  разбор существительного  под
сугробом
.3 

«Редкая гостья»

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.
(85 слов)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
  2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
  3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

«Прогулка»

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!
(82 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выполни синтаксический разбор предложения:
    I вариант. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.
    II вариант. Солнце льёт на землю жаркие лучи.
  2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:
    В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Контрольный диктант «Как мужик убрал камень»

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.
(99 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2,3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
  2. Разобрать как часть речи имя существительное (за) выдумку.
  3. *Составь из слов пословицу. Измени окончания имён существительных.
    Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

«Ночной гость»

Наш двор засыпало снегом. Мы ходим от двери до ворот по узкой тропинке. Ночью стояла удивительная тишина. В комнате было тепло. Свет лампы мягко падал на книгу. В тетради были новые стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ночное небо прояснилось. Сугробы искрились в голубом свете луны. За замёрзшим стеклом я заметил синичку. Вот так ночной гость!
(67 слово) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста два словосочетания с именем существительным, поставьте вопрос от главного слова к зависимому, определите падеж имени существительного.
  2. Разберите как часть речи слова:
    1 вариант — по тропинке,
    2 вариант – в тетради.
  3. Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.

Диктант «Яшка»

На старой пихте рядом с избушкой живёт коршун Яшка.

Для Яшки я ловлю мелкую рыбу. Наловлю целую банку и высыпаю в траву. Коршун слетает с верхушки пихты, радостно и пронзительно кричит.

Однажды я один остался в избушке. Сидел на поваленной берёзе и рисовал. Рядом стояло ведро с хариусом для ухи. Яшка вдруг слетел с дерева, уселся на край ведра и стал клевать хариуса.
(63 слова) По Ю.Ковалю

Диктант «Зимой в лесу»

аннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки. На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Она разместилась на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.
(65 слов)

Диктант «Ёлка»

Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила, засветилась огнями.
(62 слова)

Контрольные и проверочные диктанты по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Русский язык 4 класс «Школа России»

Контрольный диктант на тему

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Редкая гостья.

Таня и Витя жили в деревне около леса. Зимой Витя поставил на лесной опушке домик для птиц. Густые ветви ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети готовили с осени.

Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снега видны следы зверей и птиц. Из чащи показалась стайка щеглов.

Вдруг на верхушке ели появилась белка. Зверёк пробежал по ветке, огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.

Грамматическое задание

  1. В тексте найти имена существительные, выделить окончание, указать склонение и падеж.

1 вариант      В первом абзаце

  1. вариант        В третьем абзаце
  1. Распределите по типам склонения слова, выделите окончания.

1 вариант      Деревня, ночь, плащ, ворона, тетрадь, сирень, озеро, огонь.

  1. вариант      Кастрюля, мышь, луч, сорока, площадь, мозоль, солнце, пень.
  1.  Выполните морфологический разбор слов:

1 вариант      у кормушки, на скатерти

2 вариант      с кисти, на верхушке

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная папка содержит контрольно-измерительные материалы по русскому языку по всем  изучаемым темам курса для 4 класса, умк «Школа России».Каждый диктант содержит грамматические задания в 2 вариантах, которые позволяют проверить уровень усвоения материала учащимися.  

Просмотр содержимого документа

«К.д.№ 9»

Просмотр содержимого документа

«К.д.№4»

Просмотр содержимого документа

«К.д.№7»

Просмотр содержимого документа

«к. д. № 2 предлож (1)»

Просмотр содержимого документа

«к. д. № 5 (2)»

Просмотр содержимого документа

«к. д. № 6 (1)»

Просмотр содержимого документа

«к.д. №1 4 кл»

Просмотр содержимого документа

«к.д.№3предлож (2)»

Просмотр содержимого документа

«к.р.№ 8»

Диктант с грамматическим заданием  по теме

«Правописание безударных падежных окончаний  имен
существительных»

Спектр проверяемых умений

Знать правописание безударных падежных окончаний имен
существительных.

Знать грамматические признаки имени существительного.

Знать признаки однородных членов предложения.

Знать значимые слова: приставка, корень, суффикс,
окончание

Уметь находить способы проверки написания слов с
безударными падежными окончаниями имен существительных

Уметь различать типы склонения имен существительных.

Уметь безошибочно писать под диктовку текст с
изученными орфограммами.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с
однородными членами.

На лесной поляне.

    Лесную полянку
укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире
под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук
улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю  полянки под снегом спят
лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик.

    Тихо и пусто
на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной
раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Грамматическое  задание:

1. Разберите по составу:

вариант  I – седьмое предложение;

вариант  II – восьмое предложение.

2. Над существительными третьего предложения надпишите
падеж и склонение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: