Инфоурок
›
Русский язык
›Другие методич. материалы›Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме «Безударная гласная в корне слова» («Перспектива» 2 класс)
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 177 человек из 52 регионов
- Сейчас обучается 41 человек из 25 регионов
- Сейчас обучается 41 человек из 24 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 254 733 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
Рейтинг:
5 из 5
- 31.07.2019
- 2128
- 79
Рейтинг:
5 из 5
- 31.07.2019
- 17549
- 800
- 31.07.2019
- 6791
- 171
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Скачать материал (медленно)
Настоящий материал опубликован пользователем Балберова Елена Владимировна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 8 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 132438
-
Всего материалов:
18
Проверочная работа по русскому языку во 2 классе
по теме «Безударная гласная в корне»
Диктант
Зимние гости.
Пришла холодная зима. Побелели поля и луга. Мороз сковал речки и озёра. Пушистые ёлочки нарядились в белые одежды. Зимой в лесу тишина.
Вдруг в чащу прилетела стайка гостей. Это клесты. Птицы облепили верхушки деревьев. Клесты ищут еловые шишки. На берёзках сидят воробьи. Им голодно.
(44 слова)
Задание.
1.Выписать слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова»
Грибок, рука, речка, трясёт, листок, лист, земля, лётчик.
2.Списать однокоренные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделить корень. Подчеркнуть проверочные слова.
I вариант. С . довый, са . , пос . дил, садик.
II вариант. Л . док, лё . , нал . дь, подлёдный.
3.Образовать три однокоренных слова с данным корнем.
I вариант. – ход-
II вариант. –бег-
4.* Найти в тексте однокоренные слова, подчеркнуть и выделить корень.
УМК «Перспектива»
Проверочная работа по русскому языку для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова» (УМК «Перспектива»)
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Проверочная работа состоит из диктанта и грамматического задания. Проводится во 2 классе после изучения темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverochnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_dlya_2_klassa.docx | 13.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по русскому языку во 2 классе
по теме «Безударная гласная в корне»
Пришла холодная зима. Побелели поля и луга. Мороз сковал речки и озёра. Пушистые ёлочки нарядились в белые одежды. Зимой в лесу тишина.
Вдруг в чащу прилетела стайка гостей. Это клесты. Птицы облепили верхушки деревьев. Клесты ищут еловые шишки. На берёзках сидят воробьи. Им голодно.
1.Выписать слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова»
Грибок, рука, речка, трясёт, листок, лист, земля, лётчик.
2.Списать однокоренные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделить корень. Подчеркнуть проверочные слова.
I вариант. С . довый, са . , пос . дил, садик.
II вариант. Л . док, лё . , нал . дь, подлёдный.
3.Образовать три однокоренных слова с данным корнем.
4.* Найти в тексте однокоренные слова, подчеркнуть и выделить корень.
Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме «Безударная гласная в корне слова» («Перспектива» 2 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Осень. Оля и Витя идут по лесной тропинке. Под ногами шуршат листья. Из них на земле получился красивый ковёр. Слышно, как журчит вода в реке. По воде плывут яркие листья. В лесу уже нет травы и цветов. Ребята набрали грибов и весёлые вернулись домой.(44)
Выписать из текста четыре слова с безударной гласной , подобрать к ним проверочные слова, выделить орфограмму.
Выписать из текста трехсложное слово, разделить его на слоги и для переноса.
Заяц ночью бегает по полям и лесам без страха. Его следы прямые. Но утром он мечется от страха и путает следы. Охотники сами путаются по двойным следам и далёким прыжкам. Они удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он всего боится. (43
В лесу зверьки готовятся к зиме. Белка сушит на ветвях деревьев грибы. Мышка запасает зерно. Ёжик утепляет гнездо. Змея нашла укромное местечко под бревном. Улетают в тёплые края ласточки и стрижи
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 799 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 341 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 333 человека из 67 регионов
- Балберова Елена ВладимировнаНаписать 3206 31.07.2019
Номер материала: ДБ-656993
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 31.07.2019 208
- 31.07.2019 251
- 31.07.2019 821
- 31.07.2019 220
- 31.07.2019 1415
- 31.07.2019 85
- 31.07.2019 314
- 31.07.2019 164
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Диктанты по русскому языку 2 класс по теме: Безударные гласные в корне слова (часть 1)
Диктанты по теме: «Безударные гласные в корне слова»
При написании раздела Диктанты 2 класс по теме Безударные гласные в корне слова часть 1 использовались материалы из книг:
- «Диктанты по русскому языку» И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова
Родина моя
Пришла золотая осень. Деревья оделись в яркий наряд. Берёзки и тополя пожелтели. На осинках красные листочки. Они чуть шелестят от слабого ветерка. Красиво и грустно.
Слова для справок: слабого.
Грамматические задания
- Вставьте в слова: д..ждевой, з..мовать, д..сяток, узн..вать пропущенные буквы. Докажите правильность выбора.
- Выпишите из текста два слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Обозначьте орфограмму.
Катился по дорожке колючий шарик. А за ним маленькие серые комочки. Это семья ежей.
Вдруг ёжик зафыркал. Он поймал ящерицу. Ежата подбежали. Но добыча ускользнула.
Слова для справок: ящерица, ускользнула.
Грамматические задания
- Из первого предложения выпишите слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова ёж.
Родник
В лесах много маленьких круглых окон-колодцев. Из каждого такого оконца можно попить воды. Это родники. В них вода зарождается.
Из родника берёт начало река. Река народ кормит.
Слова для справок: окон-колодцев, зарождается, берёт.
Грамматические задания
- Выпишите два слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.
- Запишите слова в алфавитном порядке. Река, лес, родник, вода, колодец.
Помощники
Летом внуки гостили у бабушки в деревне. Катя полола грядки с морковью, огурцами. Коля кормил травой козу Зинку. Старший Вася ходил на сенокос. Он заготовил сено для коровы Зорьки.
Грамматические задания
- Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Докажите написание, подобрав проверочные слова.
- Подчеркните в словах второго предложения непроверяемые безударные гласные в корне. Запишите три слова на эту же орфограмму.
Белая куропатка
Однажды в семье куропаток появилась необычная белая куропатка. Вот так чудо. Охотники хотели её поймать, но не могли. Куропатка была пуглива и осторожна. Встречаются белые куропатки в природе очень редко.
Слова для справок: необычная, очень.
Грамматические задания
- Выпишите два слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова, подчеркните орфограмму.
- Найдите в тексте и подчеркните слова с сочетаниями ча-чу.
- Выпишите из текста три слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова» . Подберите к ним проверочные слова.
Трясогузка
Весной рядом с нашим домом поселилась трясогузка. В своё гнездо она часто носила разные бумажки. Скоро у трясогузки появились птенцы. Они быстро росли И однажды вся весёлая семейка улетела из гнезда.
(По Н. Сладкову)(31 слово)
Слова для справок: рядом, скоро, вся.
Грамматические задания
- Выпишите из текста по одному слову с безударными гласными о, е, я в корне. Подберите проверочные слова.
- Найдите две формы одного слова, выделите корень.
- Подчеркните в словах третьего предложения безударные гласные.
Рядом с деревней Луговой растянулся холм с двумя вершинами. Издалека он напоминает большого верблюда. Животное лежит на земле, опустив голову. Покрывает холм ковёр душистых трав. Ещё здесь можно встретить кусты шиповника.
Слова для справок: издалека, ещё, здесь.
Грамматические задания
- Выпишите из первого предложения слова с безударной гласной в корне слова. Где возможно, докажите написание.
- Подберите к слову трава однокоренные. Выделите орфограммы в написанных словах.
На морских просторах
Широко раскинулось синее море. Яркое солнце весёлыми огоньками играет на поверхности воды. Солёный бриз поднимает лёгкую волну. Над головой кричат чайки. Далеко у горизонта белеют паруса яхт. Какая удивительная красота и простор!
Слова для справок: поверхности, горизонта.
Грамматические задания
- Выпишите из второго предложения три слова с безударной гласной в корне слова. Подберите к ним проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
- Допишите в словах: ..рандаши, о..щи, ..нал, у..ца недостающие и обозначьте орфограмму.
После зимы в саду много земляных холмов. Кто это мог сделать? Вдруг травка зашевелилась. Поднялась земля. Из холмика показались широкие лапки, носик. Вот и сам зверёк в чёрной бархатной шубке. Это крот!
Слова для справок: сделать, бархатной.
Грамматические задания
- Найдите в тексте и выпишите однокоренные слова с безударной гласной в корне слова. Подберите проверочные слова.
- Подчеркните в пятом предложении одной чертой слова — названия предметов.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова травка.
Прогулка
Люблю я гулять весной по берегу реки. В воде отражается небо. От лёгкого ветерка на реке появляется рябь. Воздух наполнен ароматом цветущей черёмухи. Скоро запахнет и трава. Слышны трели птиц. Какая красота!
Слова для справок: отражается, ароматом, черёмухи.
Грамматические задания
- Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова. Докажите написанное.
- Найдите в тексте формы одного слова. Подчеркните их.
- Поставьте знак ударения в словах третьего предложения.
Птичья столовая
Пришла холодная зима. Голодно птичкам. Ребята смастерили кормушки. Развесили их на деревьях в парке.
Каждый день дети несли в кормушки угощение для птиц. Стайки воробьёв и синичек слетались к «столовым» полакомиться крошками и зёрнами.
Слова для справок: полакомиться.
Грамматические задания
- Выпишите из текста два одушевлённых и два неодушевлённых имени существительных.
- Выпишите три слова с проверяемой безударной гласной. Подберите проверочные слова.
- Найдите в тексте и подчеркните слова с разделительным ь.
Ворона
Захотела ворона попить. Увидела на дворе кувшин с водой. А воды там мало. Ворона не могла достать воду. И вот она стала кидать в кувшин камешки. Вода немного поднялась. Теперь можно пить. Вот так ворона!
(По Л.Н. Толстому) (34 слова)
Слова для справок: немного, теперь, увидела.
Грамматические задания
- Поставьте ударение в словах первых двух предложений.
- Выпишите из текста все формы слова вода.
- Выпишите из текста три слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Подберите проверочные слова.
Мурка
Оля гостит у бабушки в деревне. Утром бабушка принесла на завтрак кувшин парного молока. Кошка Мурка залезла на стол и опрокинула кувшин. Молоко растеклось белой лужицей. Мурка слизала вкусное лакомство. Сытая, она убежала на улицу.
Слова для справок: опрокинула, лакомство.
Грамматические задания
- Выпишите из текста три слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Докажите правильность написания.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова кувшин.
Цветные лапти
До чего изобретателен русский народ. Придумали красить лапти в два цвета. Один лапоть был выкрашен через клеточку свекольным соком. Другой лапоть тоже через клеточку — синькой. Надевали их зимой в святки и ходили по селу, выпрашивали угощения.
Слова для справок: изобретателен, придумали, выкрашен.
Грамматические задания
- Поставьте знак ударения в словах третьего предложения.
- Выпишите из последнего предложения слова с проверяемой безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.
Подорожник
Часто это неприметное растение можно встретить около дорог и тропинок. Поэтому его назвали подорожником. С давних времён люди знают о целебных свойствах скромного травянистого растения. Листья подорожника помогают остановить кровь из ранки, облегчают боль от ожога.
Слова для справок: неприметное, растение, ожога.
Грамматические задания
- Вставьте в слова: цв..ток, сл..вечко, скв..рец, уд..вительный пропущенные буквы. Докажите правильность своего выбора.
- Разделите слова: пальто, билет, пшеница, рисунок, квартира для переноса чёрточками. Подчеркните слоги, в которых букву безударной гласной надо запомнить.
Первый снег
Холодное осеннее утро. По небу бегут тяжёлые облака. Лужи затянулись ледком. Деревья скинули увядшую листу. Дороги, размытые дождями, затвердели. Подул холодный ветерок. В воздухе заплясали белые мушки. Это первый снежок ложится на землю и крыши домов.
Слова для справок: осеннее, тяжёлые, снежок, ложится.
Грамматические задания
- Выпишите из текста по два слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне, обозначьте орфограмму. Правописание проверяемой гласной докажите.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова лужи.
Гроза
Чёрные тучи затянули небо. В воздухе царит тишина. Вдруг налетел порыв ветра и волной прошёлся по траве. Небо разрезала молния. Миг, и раскат грома оглушает округу. По земле застучали крупные дождевые капли, которые сменил частый дождь.
Слова для справок: прошёлся, оглушает.
источники:
http://infourok.ru/proverochniy-diktant-s-grammaticheskim-zadaniem-po-teme-bezudarnaya-glasnaya-v-korne-slova-perspektiva-klass-3802187.html
http://vprotl.com/diktant-2-klass/diktantyi-2-klass-po-teme-bezudarnyie-glasnyie-v-korne-slova-chast-1/
Проверяемая безударная гласная в корне слова — одна из важнейших и распространенных орфограмм в русском языке. Уже во 2 классе учащиеся начинают изучение данной орфограммы.
Слова с безударной гласной в корне слова можно найти в любом диктанте по русскому языку. Умение увидеть в слове безударную гласную и подобрать проверочное слово задача для многих детей непростая.
В русском языке нужно проверять написание гласных букв а, о, и, е я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Для безударных гласных в корне действует правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.
Существует несколько способов проверки безударной гласной в корне слова.
Диктанты даны с грамматическими заданиями. Они помогут подготовиться к проверочным диктантам и к ВПР по русскому языку.
Тексты также можно использовать для списывания.
Словарные диктанты
Диктант 1
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Грибной, зверьки, кормушки, домишко, озеро, число, поясок, большой, ковёр, хвосты, плясать, плечо, садовник, спешат, обижать.
Диктант 2
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Родник, новинка, гора, варенье, свистит, светло, скрипач, червяк, бегут, бельчата, сестра, казался, кроты.
Диктант 3
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Лесной, весна, дворы, кормушка, теснота, кричать, рядовой, катать, бобры, проверять, река, листва, длина, клевать.
Диктант 4
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Зелень, стена, стрелы, доска, родился, разносить, повар, скворечник, почтальон, гербы, моря, тащил, сажают, клевать.
Диктант 5
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Извинять, улетают, ночевать, читать, ядовитый, линейка, зеркальный, снегирь, волнушки, подарить, ходунки.
Диктант 6
Задание:
- Запиши словосочетания под диктовку.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Выдели корень.
Зелёный листок, сосновый лесок, гнездо для птенцов, небесная звезда, восковая свеча, звериные следы, садовые цветы, весенний вечерок, большое объявление, деревенский домишко, дворовые качели.
Диктант 7
Задание:
- Запиши словосочетания под диктовку.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Выдели корень.
Грибные дожди, лесные зверьки, деревянные кормушки, большое озеро, красивое число, короткий поясок, спешат домой, ядовитая змея, отварить картофель, полевая трава, примирять врагов, разредить всходы.
Диктант 8
Задание:
- Запиши словосочетания под диктовку.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Выдели корень.
Залезать в карман, отворить окно, полоскать горло, ледяная гора, разрядить ружье, спешить на берег, морозная зима, дождевой червяк, хороший садовник, зализать раны, малыш развивается.
Диктант 9
Задание:
- Запиши словосочетания под диктовку.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Выдели корень.
Ночевать в саду, поласкать кота, шерстяной ковёр, возились в саду, примерять костюм, замерзать от холода, развевается флаг, сидит на вершине, далёкая площадка, молодой человек.
Проверочные диктанты
Диктант 10
Осень
Дует холодный осенний ветер. Желтый лист шуршит под ногами на лесной тропинке. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова:
школа, класс, парта, урок, звонок
Диктант 11
Буря
За окнами завывала буря. Холодный ветер разгулялся в саду. Он свистел в печной трубе. Ветер с воем ломал ветви деревьев. Тяжелые деревья скрипели и стонали. Голые ветви хлестали по стеклу.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: зима, коньки, санки, горка, шапка.
Диктант 12
Осенняя погода
Наступает осенняя погода. Лес меняется и пестреет. Осень румянит листы на деревьях. Затихает жизнь зверей. Все готовятся к зиме, её ветрам, морозам, снежным метелям. Еловые чащи сохраняют зелень. Темнеет пятном тенистый бор. Опадают с берёзы листья. Вот слетел одинокий лист и упал на прямую лесную дорожку.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В третьем предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук: тигр, лань, косуля, белка, выдра.
Диктант 13
Поздняя осень
Скоро наступит зима. Дрожат от холода на ветру молодые деревья. А в горах уже лежит снежок. На лесных озёрах появляется ледок. В полях темнеет земля. Уже давно убрали и заготовили на зиму зерно. Хороший урожай будет кормить зимой.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой: полёт, удар, Мария, сарай.
Диктант 14
Осенний лес
В осеннем лесу листочки на деревьях бывают разных цветов. Покраснели осинки. Зажелтели пятнистые берёзки. Лишь порой встречаются зелёные кленовые листья. Мелькают среди ветвей хвостами лисицы. Пробегают и зайцы. С наступлением холодов они поменяли расцветку. Засыпают в норе ежи. Скоро ударит большой мороз.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В первом предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.
в, снежинки, кружатся, воздухе, белые
Диктант 15
В лесу
Зима. Мороз. На деревьях иней. Лёд сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведёт в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь.
Грамматические задания:
- Выпиши из текста 3 слова с парной согласной и подбери проверочные слова.
- Подчеркни в тексте словарные слова.
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
Диктант 16
Забота о птицах
Сильные морозы сковали озера и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу. Я сыплю в кормушку разные семена. Птички клюют их. Зимой птицам нужна забота.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В первом предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Сделай фонетический разбор слова мороз.
Диктант 17
Зимой
С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Матвей слепил снеговика с метлой в руке. Илья выстроил ледяной домик. У Танюши получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.
Грамматические задания:
- Подчеркни основу в первом предложении.
- Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова и подбери проверочные слова.
- Составить с данными словами 3-4 предложения.
Скоро зима; лёгкий мороз; резкий ветер; дубки, березки; робкий зайчишка.
Диктант 18
Весной
Весной в лесу хорошо пахли ёлки и сосенки. От душистого аромата голова кружилась. Беленькие подснежники на лесных полянках своими листочками раздвигали сухую травку. Стволы берёзок наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе.
Грамматические задания:
- Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова и подбери проверочные слова.
- Сделай звуко-буквенный разбор слова ель.
- Подчеркни в тексте волнистой линией имена прилагательные.
Диктант 19
В лесу
Тихо шумят своими ветвями сосны. Косматые еловые лапы плотно прикрывают землю. На краю леса красиво цветёт липа. В лесу пахнет смолой и ягодами. Лес ожил. Всюду звенят птичьи голоса. Они перекликаются между собой различными звуками.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: зима, коньки, санки, горка, шапка.
Диктант 20
Утро
Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в яркий цвет. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотистые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.
Грамматические задания:
- В первом предложении выдели основу и подпиши части речи.
- Выпиши 3 слова с безударной гласной в корне слова и подбери проверочные слова.
- Подбери 3 однокоренных слова в слову цвет. Выдели корень.
- Подчеркни предлоги.
Диктант 21
Подснежники
На полях метель. Ночью ещё холодно. Лужи покрываются льдом. А под пушистым снежным ковром уже появляются подснежники. Они тянутся к тёплому солнцу. Почему же подснежники спешат цвести? Эти цветы очень любят свет. А в голом лесу света много. Зацветай скорей!
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова:
день, утро, полдень, вечер, ночь - 3апиши данные ниже слова в алфавитном порядке, разделяя их чёрточками для переноса:
длинный, боец, лейка, бабочка, пищать.
Диктант 22
Встреча весны
Вот и весна пришла в город. Стало тепло на дворе. Зажурчали ручьи. Из-под земли вылезла зелёная травка. Молодые липки на улицах покрылись мягкими маленькими листочками. Как радостно смотреть на них! Скоро поедем на дачу. Возьму с собой лопатку. Вскопаю грядку для вкусной репки и сладкой морковки.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В третьем предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук: кабан, рысь, пеликан, норка, кит.
Диктант 23
Лесная полянка
На полянке течет ручеёк. Кругом зеленая трава и много пёстрых цветов. На цветах пчелы работают. Мохнатые шмели гудят. У стройной сосенки вьются комары. За сосенкой растет смородина. У смородины стоит кудрявая рябина. А под рябиной можно увидеть малину. Часто на эту поляну приходят лесные жители.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно. Выдели основу и подпиши части речи.
на, сидел, высокой, ворон, сосне. - Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой:
закат, ива, здание, музей.
Диктант 24
Весна
Наступила весна. 3азвенела под окном прозрачная капель. 3ажурнали ручьи. На пригорках зазеленела первая травка. У реки шелестят сухие камыши. Серёжа и Миша спустились на 6ерег. 3имой они тут играли в хоккей. А сейчас утка вывела на воду своих пушистых малышей.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова:
лань, стриж, аист, волк, голубь.
Диктант 25
Скворечник
Наступила весна. Растаял во дворе пушистый сугро6. По не6у плывут 6елые о6лака. На деревьях кричат воро6ьи. Скоро прилетят скворцы. Илья смастерил для них скворечник. Мальчик повесил скворечник на 6ерёзу возле подъезда. Скорей прилетайте! До6ро пожаловать!
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно. Выдели основу и подпиши части речи.
на, резвился, беленький, лужайке, щенок
Диктант 26
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой:
пробег, яма, София, каравай. - Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: Баян, труба, флейта, гитара, скрипка.
Диктант 27
Весной
Весной в лесу хорошо пахли ели и сосны. От душистого аромата голова кружилась. Белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую листву. Стволы берёз наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в
природе.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: василёк, флокс, пион, гвоздика, трава.
Диктант 28
Рядом мама
В тёмном гнезде пискнул птенчик. Стрижиха быстро подлетела к гнезду. Высунулся из гнёздышка острый клюв. Мать дала малышу корм. Начался дождь. Капли дождя стучали по крыше. Птенчик крепко прижался к тёплым перьям матери. Как хорошо, когда рядом мама!
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В первом предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук:
роза, тюльпан, ландыш, мята, камыш.
Диктант 29
Сторож
У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.
на, пряники, тарелке, лежали, сладкие - Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: выставка, картины, зал, портреты, художник.
Еще полезные статьи:
Орфограмма «Безударные гласные в корне слова»
Карточки с заданиями 2 класс
С уважением, Ольга Наумова
В разы повысить грамотность ребенка помогут нейропособия:
Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна
Еще полезные пособия:
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за другими полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Контрольные диктанты УМК «Перспектива»
1 класс
Итоговый контрольный диктант за 1 класс
Наступила весна. Стоят чудесные деньки. Кругом лужи. По реке плывут льдины. В парках много ребят. Коля и Саша пускают кораблики по ручью. На деревьях грачи свили гнёзда.
Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните гласные буквы, поставьте в словах ударение.
2. Во втором предложении подчеркните согласные буквы, которые обозначают глухие звуки.
Контрольные диктанты УМК «Перспектива»
2 класс
Входной контрольный диктант
Это наш парк. Тут клены и липы. Вот эстрада. Там выступают дети. Элина и Оля спели эстонскую песню. Эдик читал стихи. (21 слово.)
Контрольный диктант за 1 четверть
Сёстры
Таня идёт в школу. Ей семь лет. А Света мала. Она играет в куклы. Дедушка Петя принёс букварь. Таня учит Свету читать. Малышка смотрит картинки. (25 слов)
Контрольный диктант по теме «Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, щн»
Щука
Щука живет в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки около двух метров. Ее вес может быть больше десяти кг. Щука пятнистая с темными полосками. Щуки живут в глубоких местах. В начале лета они могут выходить на мелководье. (40 слов)
Слова для справок: мелководье (уточнить значение). Словокилограммможно написать сокращенно.
Контрольный диктант по теме «Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»
У Миши жил кот Пушок. У него был пушистый хвост. Кота кормили молоком и кашей.
Но Пушок кашу не любил. Он просил мяса. Мышей он не ловил. Часто мыши пробегали у самого кончика хвоста Пушка. Хорошо жилось мышам с ленивым котом! (43 слова)
Контрольный диктант по теме » Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме»
Мороз не страшен
Стояли последние дни осени. Лес скинул листву. Тихо подкрался мороз. Тонкий лед лег у берега пруда. Стайка рыб спряталась на дно. Там им мороз не страшен. Все ждут снежную зиму. (33 слова)
Слова для справок: не страшен, берег, стояли, подкрался.
Контрольный диктант за 2 четверть
Воробей
Под крышей сарая было гнездо. Маленький воробей упал из гнезда. Он пищал. Рыжий кот Васька крался к малышу. Мать кинулась на врага. Она прыгала перед Васькой и била кота крыльями. Кот отступил. (32 слова)
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение»
Гуси
За селом широкий луг. На лугу пруд. Тут гогочут гуси. Гусиная семья мирно щипала сочную травку. Антон взял гибкий прут. Стал дразнить гусей. Зашипел гусь, вытянул шею. Кинулся на мальчика. Больно ущипнул Антона. (34 слова)
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Весной
Весной в лесу хорошо пахли ёлки и сосенки. От душистого аромата голова кружилась. Беленькие подснежники на лесных полянках своими листочками раздвигали сухую травку. Стволы берёзок наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе.
(38 слов.)
(По И. Соколову-Микитову)
Слова для справок: аромат, природа.
Грамматическое задание:
-
Выпишите из текста слова с приставками, приставки обозначьте
-
Выпишите 3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, суффиксы обозначьте
-
Подберите однокоренные слова к слову лес
Контрольный диктант за 3 четверть
Листопад
Выдался погожий октябрьский денёк. Бабушка Дарья с внучкой Машей вышли во двор. Осенние листья кружились и падали под ноги. Дворник сметал их в кучки. Кленовые листья окрасились в разные цвета. У Маши в руках яркий букет. Пушистый кот рад листопаду. Падающие листья похожи на воробьёв.(45 слов)
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Друзья
Ребята города Москвы любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями. (36 слов)
Контрольный диктант по теме «Части речи»
Дети в лесу
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок. (45 слов)
Слова для справок: пора, кладет.
Итоговый контрольный диктант
Г роза
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно! (47 слов)
Контрольные диктанты УМК «Перспектива»
3 класс
Входной контрольный диктант
Осенний лес
Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далекий путь на юг. До свидания, журавли!
По Г. Скребицкому
Контрольный диктант по разделу » Мир общения»
Зимний вечер
Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На звездном небе появилась луна! Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки.
Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.
Слова для справок: повис, появилась, затопили, запылал.
Контрольный диктант за 1 четверть
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпались пушистые снежинки. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Контрольный диктант по теме » Слово и его значение»
Скучная картина
Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только тяжелая мокрая ворона садится на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под темным серым небом.
Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. С прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином.
Контрольный диктант по теме » Однородные члены предложения»
Снегирь
Родина снегирей — суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким, красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клена. Особенно любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнезда, ведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.
Контрольный диктант по теме » Состав слова»
Синички
Стоит чудесный зимний денек. Под мое окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой березы. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.
Слова для справок: будто, словно.
Контрольный диктант за 2 четверть
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает легкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.
Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Контрольный диктант по теме » Имя существительное»
Веселая елочка
Скоро Новый год. Таня и мама украшали пушистую елку. На праздник пришли гости. Всем было весело. Мама была грустная. Она ждала сына-моряка. Раздался звонок. Ребята быстро подбежали к дверям. В комнату пришел Дед Мороз. Он стал раздавать детям подарки. Потом Дед Мороз снял седую бороду. Мама увидела сына-моряка. Радостная была эта встреча!
Слова для справок: скоро, Новый год, Дед Мороз, пришел, увидела.
Контрольный диктант по теме «Мягкий знак на конце имён существительных женского рода «
На охоте
Вот первый луч солнца осветил верхушки деревьев. Мы и отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч.
У леса нас встретил егерь — лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружье. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц.
В этих лесах встречается тетерев-косач. Егерь завел нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто-то зафыркал. Это еж. Долго мы ждали удачи.
И все же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь.
По Г. Снегиреву
Слова для справок: деревьев, егерь, кто-то.
Контрольный диктант по теме » Имя существительное»
Летучая мышь
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днем летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.
Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши — ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.
Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.
Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В. Бианки
Контрольный диктант за 3 четверть
Весной
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажужжали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки.на ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Контрольный диктант по теме «Глагол «
Не бери в лес ружье
В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом — на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду.
С тех пор это расстояние растет. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам дает хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными?
Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идет в лес. Но все живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх.
Не бери в лес ружье. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретем добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.
По Н. Сладкову
Слова для справок: хозяйство, лесного, подпускает.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное «
Деревья скрипят
Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночевки под скрипучим деревом и устраивал.
И за веселым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту — все скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит это дерево.
То растут два дерева тесно, уперлись друг в друга сучьями — вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи — тоже оба скрипят.
Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок — скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит.
Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своем.
По Н. Сладкову
Слова для справок: по-особому, ночевка, лиственном.
Итоговый контрольный диктант
Соловьиная песня
Закатилось огромное солнце. Угасает длинный день. Смолкают птичьи голоса. Наступает вечерняя тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щелкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился веселой трелью.
Кто это так хорошо поет в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.
Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывет в ночной тишине соловьиная песня.
По Г. Скребицкому
Слова для справок: щелкнул, снова.
Контрольные диктанты УМК «Перспектива»
4 класс
Входной контрольный диктант
Клюква
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.
По М. Пришвину
Слова для справок:растёт, бывает, превратилась.
Контрольный диктант по теме «Текст»
Осень
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.
Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Еще зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились.
По И. Соколову-Микитову
Слово для справки:медленно.
Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения»
Гроза
Надвигалась летняя гроза. Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты шелестели и лепетали. Резкий ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Большие капли дождя яростно застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой пересекла мрачное небо. Раздался оглушительный треск. Загрохотал гром. Дождь полил ручьями.
Но вот опять весело засияло яркое солнце. Воздух стал свежим и лёгким. Как всё радостно блестит вокруг после дождя! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы!
По И. Тургеневу
Контрольный диктант за 1 четверть
По веткам сосны прыгала молодая белочка.
Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность. Мигом очутилась она на высокой березе.
Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила её и пробралась на самый кончик гибкой берёзовой веточки. Она сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны. Белочка упала прямо на лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Трусиха
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.
По Н. Артюховой
Слова для справок:наперерез, навзрыд, врассыпную.
Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок»
Кукушка
Все птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Но у кукушки другие повадки. Улетит пеночка от гнезда за кормом. Оставит яйца без присмотра. Тут кукушка и подкинет своё яйцо птичке в гнездо.
Вот и высидят пеночки кукушонка. Подрос он и пеночкиных птенчиков из гнезда выкинул на землю. Остался у птиц один большой взъерошенный птенец.
Целый день носят пеночки в клювах гусениц, личинок, жуков. А кукушонок съест корм, разевает широко рот и снова пищит. А мать его беззаботно летает по лесу.
Слова для справок:беззаботно, снова.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Беда
Был ясный день. Ярко светило весеннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе чувствовался резкий запах дыма. Туристы не затушили костёр. Загорелась сухая трава. Это большая опасность для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки. Вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.
Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и голодную зиму. Но от лесного пожара не спаслись.
Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны. Берегите лес!
Слова для справок: муравейник, загорелась.
Контрольный диктант за 2 четверть
В тундре
Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный покров тундры. А под ним сплошная жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно завязнуть. Водители ищут новую дорогу.
Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживет через десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и другим животным тундры.
По А. Дитриху и Г. Юрмину
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Лес
Лес — это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, теплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов — звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц — несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники — лесные санитары.
Леса наши — это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнезд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.
Слова для справок:хибарки, кладезь, рачительные.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Зимний день
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали с лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Лесной голосок
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребенок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая — кукушка!
Контрольный диктант за 3 четверть
Наши друзья
Я люблю птиц. Грустно было бы жить без них на зелёной планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радует слух их чудесное пение. Я люблю наблюдать за их лёгким полётом.
Быстро кружат в чистом воздухе ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этой птицы. Она ловко лепит его из земли и глины.
В развилке веточки заметишь гнездо иволги. Оно сделано из травки, гибких стебельков, берёзовой кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься.
Слова для справок:было бы, быстро, ловко, радуешься
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Весеннее утро
Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности рек видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Легкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.
Контрольный диктант по темам «Имя числительное», «Наречие»
Предсказатели погоды
Птицы чудесно предсказывают погоду. Они постоянно в воздухе и обладают чувствительностью даже к небольшим изменениям в природе. Перед ненастной погодой резко падает давление воздуха. Низко летают насекомые. Ласточки и стрижи в охоте за ними тоже снижают свой полёт. Слабеет солнечная освещённость. Эту перемену птицы и насекомые чувствуют ранее. Замолкают голоса пернатых. Не порхают бабочки и стрекозы.
Резкие крики галок и ворон — первый признак дождя летом или ночью. Все вороны сидят рядком головой в одну сторону — жди ветра.
Итоговый контрольный диктант
Последние денечки
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.