Контрольный диктант по русскому языку 2 класс по теме » Правописание безударных гласных в корне слова»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Контрольный диктант 2 класс
по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
Учись наблюдать
Я иду по тропинке. Вот с дерева прыгнула белка. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы. Около берёзы нора крота. Над ёлкой кружил клёст. Всюду жизнь.
Слово для справок: по тропинке
Грамматические задания:
- Подчеркнуть главные члены предложения:
1 вариант 2 вариант
во 2– ом предложении в 3 – ем предложении
- Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне слова , подобрать проверочные слова, поставить в словах ударение.
- Подобрать 2 – 3 родственных слова :
1 вариант 2 вариант
с корнем -зим с корнем — дуб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
ДИКТАНТЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2
КЛАСС
ТЕМА:
«ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВАМИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»
Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 2 классов средних
общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка
степени усвоения учениками 2 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов
и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной
школы.
Выборочные
диктанты
1. Записать слова, в которых
написание гласной буквы надо запомнить.
1) Не бросай слов на ветер! 2) Весело зачирикал воробей. 3) Машина любит чистоту. 4) Тетрадь ипенал — школьные принадлежности. 5) Корова в тепле — молоко на столе. 6) Москва — столица России. 7) Зимой заяц белый. Улыбнулись сонные березки. 9) Цветные карандаши я положил в пенал. 10) Всякаяработа мастера хвалит.
2. Записать слова, в которых
написание гласной буквы в корне надо проверять.
Зима — зимушка, коврик — ковер,
свеча — свечка, длина — длинный, пчела — пчелка, трава — травка, дарить —
подарок, ослик — осел, линия — линейка, болеть — боль.
Проверочные
диктанты
***
Хорошо в лесу! Дует теплый
ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под березой вырос гриб. У
сосны нора крота. Желтый лист упал с осины. Скоро наступит осень. (30 слов)
***
Осень. Лесная дорога. Дует
холодный ветер. Желтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют
ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки. (26 слов)
***
Сильные морозы сковали озера и
реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны.
Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к
людям. Покормите птиц! (33 слова)
***
Хорошо летом в лесу! Мы идем по
густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. Поют чижы
и дрозды. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота. (31 слово)
Орфографические
минутки
1. Подчеркнуть букву, обозначающую
безударный гласный звук. Объяснить её написание.
Бревно, глаза, дворы, зерно,
кроты, мосты, ряды;
ведро, гнездо, зима, леса, ножи,
село, щека;
вода, гора, дома, змея, лиса,
нора, следы, слеза;
война, гроза, доска, коза, листы,
окно, трава;
враги, гроза, звезда, копна,
лицо, перо, сова;
врачи, гряда, роса, моря, плита,
стога, земля;
стена, стрела, хлеба, холмы,
число, шаги, грачи;
ядро, седло, сады, оса, стекло,
спина, весна;
зверек, листок, медок, грибок,
денек, пенек;
птенец, грибной, лентяй, лесник,
моряк, травинка;
котята, слоненок, тигрица,
лосята, волчица.
2. Подчеркнуть в словах буквы, написание
которых надо запомнить.
Береза, ветер, ворона, город,
заяц, сентябрь;
яблоко, ягода, ребята, пальто,
тетрадь, деревня;
рисунок, ученик, весело,
карандаш, работа, дорога.
3. Записать, изменяя каждое слово так,
чтобы в нем ударный гласный звук стал безударным.
Столб, мяч, герб, зёрна, козы,
край, место;
море, нож, реки, свечи, сёстры,
стрелы, стриж;
шаг, хвост, озёра, пятна, парус,
кольца, еж.
Комментированное
письмо
1) В саду цветут розы.
2) Вода в морях соленая.
3) Котенок Васька сидел на полу.
4) На скале стоял горный козел.
5) У кольца нет конца.
6) Во дворе играли котята.
7) Под сосной была нора лисы.
Поля и холмы покрыты снегами.
9) По реке плыли деревья.
10) В гнезде пищали птенцы.
Диктанты по русскому языку для 2 класса по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова». Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.
Зрительные диктанты по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова»
I. Посылал медведь лису
Собирать дрова в лесу.
II. За горою у реки
Где вдоль берега дубки,
Есть деревня небольшая
Под названьем Чудаки.
(Г. Ладонщиков)
III. Я раковину эту
В коробке берегу.
Она лежала раньше
В песке на берегу. (А. Барто)
IV. Пословицы
1. Весна красна цветами, осень хлебами, а зима снегами.
2. Ленивые руки не родня умной голове.
3. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Предупредительные и объяснительные диктанты по теме «Безударные гласные в корне слова»
Диктант «Зима в лесу».
Настала зима. Деревья в лесу стоят белые. Земля укрыта снежной шубой. На соснах сидят клесты. Там у них гнездо. Скоро будут птенчики. (25 слов)
Новая орфограмма: Проверяемые безударные гласные в корне слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв чк, чн, нч, щн, нщ
2. Большая буква в начале предложения
3. Точка в конце предложения
Словарное слово — скоро.
Диктант «Следы на снегу».
Зимой в лесу земля как пушистый ковёр. Каждый зверек оставит на нем свои следы. Вот шёл волк. А вот прыгал заяц. Он убегал от лисы. (28 слов)
Новая орфограмма: Проверяемые безударные гласные в корне слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв жи, ши
2. Большая буква в начале предложения
3. Точка в конце предложения
Словарное слово — заяц.
Диктант «Река».
Мы шли по широкой тропе. Я услышал плеск воды. Это была река. У самой реки стояли высокие деревья. У берега цвели золотые кувшинки. (24 слова)
Новая орфограмма: Проверяемые безударные гласные в корне слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв жи, ши
2. Большая буква в начале предложения
3. Точка в конце предложения
Диктант «Коза»
Жила-была коза. У неё было семеро козлят. Один козлик был меньше всех. Пойдёт коза в лес, а козлята запрут дверь и сидят дома. Вернётся коза и запоёт знакомую песенку. Козлята узнают мамин голос и слова песни и откроют дверь.
(По русской народной сказке)
Диктант «Рябина»
В роще росли рядом молоденькая рябина, пожилая берёза и старый дуб. Набежал ветерок. Деревья зашелестели листьями. Так они разговаривали между собой. Старый дуб умел ещё на разные лады скрипеть стволом.
(По В. Бианки)
Диктант «Незнайка».
Фуксия и Селёдочка взяли Незнайку под руки и поднесли к иллюминатору. Незнайка взглянул в него и увидел землю. Земля была видна в виде огромного шара со светлыми пятнами материков и тёмными морями и океанами. Вокруг земного шара был светящийся ореол. Он окутывал всю Землю, словно мягкое, тёплое, пуховое одеяло.
(По Н. Носову)
Диктант Тетерев».
Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. Гребень на его голове загорелся огненным цветком. Синяя грудка позеленела. А особенно красив стал радужный хвост. Он переливается всеми семью цветами. Тетерев гордо вытянул шею и завёл свою длинную песню.
(По М. Пришвину)
Диктант «Враг»
В одном лесочке жили зайцы на лужайке. На чистом воздухе в лесу они резвились. Но вот на берегу лесной реки поселилась лисица. Рыжая плутовка стала следить за весёлыми зайчатами. Зверьки, заприте норки на крючок! Опасный враг проник в лесок!
(По А. Милеву)
Распределительные диктанты по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова»
Задание для диктантов: Записать слова в две колонки — с проверяемыми безударными гласными в корне слова и с непроверяемыми.
Диктант 1.
Воробей, зерно, ведро, лопата, топор, звезда, враги, овощи, деревья, сады, корова, собака, огурец, паруса, картофель, стрела, здоровье.
Диктант 2.
Отец, жара, низина, капуста, медведь, гнездо, гроза, весло, морковь, корзина, роса, письмо, лимон, вода, матрос, пальцы, ураган, урожай, палатка.
Выборочные и творческие диктанты по теме «Написание слов с безударными гласными в корне»
Диктант 1.
Задание: Выписать строки стихотворения, которые помогут правильно писать безударные гласные в корне.
Безударный хитрый гласный.
Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет вам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!
(Из сборника «Занимательная грамматика»)
Диктант 2.
Задание: Выписать парами слова с безударными гласными в корне и проверочные слова. Поставить в них ударение.
На берегу растёт сосна, А рядом с нею сосны. Горит прекрасная звезда, А рядом с нею звёзды. На траве лежит роса, А рядом с нею росы.
Вот по траве спешит коса, А рядом с нею косы.
(Из сборника «Занимательная грамматика» )
Диктант 3.
1. На чужой сторонушке рад своей воронушке. 2. Каждой птице своё гнездо любо. 3. Родная земля и в горсти мила. 4. Рукой победишь одного, а головой — тысячи. 5. Простота, чистота и правота — лучшая красота. 6. Весна красна цветами, осень хлебами, а зима снегами.
Диктант 4.
1. Где вода, там и беда. 2. Коси, коса, пока роса. 3. Каждая река к морю течёт. 4. В глазах — как лисица, а за глазами — как волк. 5. Куда ворона летит — туда и глядит. 6. Богу молись, а добра ума держись. 7. Кошки со двора, а мыши — по столам. 8. Если в январе частые снегопады и метели, то в июле — частые дожди.
Диктант 5.
1. Узкая тропинка привела нас к озеру. 2. На ёлке висят шишки. 3. Весной река затопила берега. 4. Поздней осенью и зимой рано темнеет. 5. На горизонте светлеет заря. 6. Заботливые грачи таскали своим малышам червей и мошек. 7. Коньки хорошо скользят по льду. 8. В нашем саду созревает урожай яблок. 9. Ребёнка лечил новый врач.
Диктант 6.
1. Дни в январе стоят морозные. 2. В сосновом бору водятся белки. 3. Учительница похвалила нас за хорошую работу. 4. Детвора долго веселилась вокруг ёлки. 5. Еловые ветки спрятали зайца. 6. В тени ещё лежит снег, а на солнце он уже растаял. 7. Ласточки перед грозой вились над землёй.
Диктант 7. Колокола.
Голос колокола — это сочетание нескольких звуков. Красота звучания зависит от формы чаши колокола и толщины стенок. Какими только не делали колокола старые мастера! Колокола были гранёными и круглыми, длинными и коротышками. Но голоса их напрямую связаны с весом. Русские мастера всегда писали на колоколе его вес. Литьё колоколов всегда считалось большим искусством.
(По О. Узоровой)
Диктант 8.
Задание: подчеркните безударные гласные, в скобках напишите проверочные слов, поставьте знак ударения.
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из- за леса. Мне навстречу неслись длинные лиловые облака. Ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар сменился влажным холодом.
(По И. Тургеневу)
Диктант 9.
1. Скалистая гора поднималась в небо. 2. Речной велосипед взяли напрокат. 3. Зверобой — лекарственная трава. 4. Наступила суровая зима. 5. Из тёплых стран вернулись дрозды. 6. Осенью убрали хлеба. 7. В мае зацветут вишнёвые сады. 8. На корте валялись теннисные мячи. 9. Столы расставили ровными рядами. 10. Срочные дела задержали меня в пути.
Диктант 10.
1. Наступила дождливая осень. 2. Мы гостили летом в деревне у бабушки. 3. Отец позвонил в воскресенье. 4. Соловушка свистел на ветке. 5. По тропинке бежал зайчишка. 6. Вдали виднелись верхушки тополей. 7. Макушки елей качались и скрипели от ветра. 8. На лесной полянке живёт в своей сторожке лесник. 9. На столе стояла солонка. 10. В конюшню вошёл конюх и отвязал коня.
Диктант 11.
Долгой зимой в лесах и полях пахло снегом. В апреле появились новые запахи. Они идут от земли, от зелёной щетинки травы, первых цветов. Струйками стекают с клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком.
(По Н. Сладкову)
Диктант 12.
1. Кто много лежит, у того бок болит. 2. Где цветок, там и медок. 3. Пчела не кит, она мала, но велики её дела. 4. За добро плати добром. 5. Хлеб всему голова. 6. Муравей невелик, да и тот работает. 7. Коси коса, пока роса. 8. Каждой птице своё гнездо любо. 9. Кто ленив, тот и сонлив.
Проверочные диктанты по теме «Безударные проверяемые гласные в словах (проверка — изменение формы слова)»
Предложение под диктовку.
- Над цветами вдоль тропы гудят шмели.
- В тени ели хорошо сидеть в жару.
- Плиту поставили прямо возле окна.
- В избе около стены стояли высокие шкафы.
- Бобры строят свои дома в воде.
- В стране идёт пора страды.
- По стеклу на окне ползла пчела.
- Во дворе на траве лежали дрова.
- Весной вода быстро бежит по полям и лугам.
- Следы зверей зимой на снегу — страница книги.
- Сетями нельзя ловить рыбу в реке!
- Доской и гвоздями можно быстро заделать щель.
- Гусиный пером в старину могли написать любое письмо.
- Грибы хорошо прячутся в траве и в листве.
- По звонку рабочие заняли свои места в цеху.
- В письме к сестре были самые тёплые слова.
- Вытер он слезу на щеке и улыбнулся.
- В словах на доске были допущены ошибки.
- Дрова для топки дедушка сложил во дворе.
- На листве после дождя висят капли воды.
- На нашей земле есть красивые места.
- Трава совсем высохла на поляне от сильной жары.
- Зинаида вытрясла половик на улице.
- Надежда штриховала по линейке прямоугольник.
- Осенью в листопад под ногами лежит ковёр из листьев.
- Наташе подарили шикарную золотую цепочку.
- После продолжительного дождя в цветнике стояла вода.
- Большая синица сидела на макушке сосны и пела.
- Холодными осенними вечерами мы часто топили печку.
- Надежда твердила без конца одно и то же.
- Ястреб схватил когтями птенца.
- Василий из пластилина вылепил домашних животных.
- Вечерами смотритель музея обходил каждый зал.
- Мы договорились читать книжку и смотреть картинки.
- Во дворе дома жильцы посадили молодые кусты.
- Николай ночами слышал под домом топтание ежат.
- Поляна звенела от стрекотания кузнечиков.
- Галина красиво вышивает цветными нитками.
- Птенец сам вылетел из родительского гнезда.
- Под окном в коляске громко ревел малыш.
- Уборочная страда в деревне — тяжёлое время.
Предложения под диктовку.
- Перед крыльцом куча рыхлой земли. Это нора крота.
- На лугу высокая трава. Она вся в каплях росы.
- Рыбак сидит на берегу реки. Он ловит ершей и лещей.
- В шкафу были плащи. На полке лежали зонты и шляпы.
- Вася был весь в грязи. Он работал под дождём во дворе.
- Сестра каталась с горы и упала. Она сильно ушибла бедро.
- На небольшом холме возле тропы лежала змея. Она грелась на солнце.
- Мы гуляли в сосновом бору. По стволу старой сосны текла смола.
- Грачей весной можно встретить на полях. Грачи помогают и в садах.
- Ночами становится всё холоднее. С утра роса уже не лежит на ветвях деревьев.
- Под корнями дерева нора. Кто там живёт?
- Красиво выглядел осенний гриб. Он стоял на лесной тропинке среди травы и опавшей листвы.
- Часами на рябине сидят снегири. Они едят плоды дерева.
- Мы скользили на лыжах по лесным полянам. Вокруг стояли молчаливые деревца в снегу.
- Ребята торопились до темноты добраться до стоянки. Не хотелось проводить ночь в лесу.
- На полях зеленеют молодые всходы. Скоро они заколосятся.
- После грозы выглянуло солнышко. На небе тут же появилась радуга.
- Павлуше тяжело было нести сумку. Он шёл с остановками.
- Ближе к зиме птицы улетают на юг. С началом весны они возвращаются.
- На ночном небосклоне выделялась полярная звезда. Она указывала верный путь морякам.
- В гостиной лежит большой ковёр. На нём вытканы красивые полевые цветы.
- На кухне стоит стиральная машина. Мама в ней стирает наше бельё.
Проверочные диктанты по теме «Безударные гласные в корне слова»
Диктант 1. Пословицы.
1. Каждой птице свое гнездо любо. 2. Ползун ползёт, иголки везёт. 3. В лесу живу, а без дров сижу. 4. Весна красна цветами, а осень плодами. 5. Где вода, там и беда. 6. Где тепло, там и добро. 7. Дела — как сажа бела. 8. Коси, коса, пока роса. 9. Кошки — со
двора, а мыши — по столам. 10. Лавка бела, да изба гола. 11. Родная земля ив горсти мила. 12. Дерево смотрят в плодах, а человека в делах. 13. Богу молись, а добра ума держись. 14. В глазах — как лисица, а за глазами — как волк. 15. Девичья коса — во всю Москву краса. 16. За добро плати добром. 17. Каждая река к морю течет. 18. Каждому своя болезнь тяжела. 19. Кто ленив, тот и
сонлив. 20. Кто много лежит, у того бок болит. 21. Куда ворона летит, туда и глядит. 22. Хлеб всему голова. 23. Любишь кататься — люби и саночки возить.
Диктант 2. Загадки
1. Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка) 2. По земле не ходит, на свет не глядит, а на обед, на ужин все её зовут. (Рыба) 3. Дверей много, а выйти некуда. (Сеть) 4. На горе шумит, а под горой молчит. (Лес) 5. Одна нога и шапка, а головы нет. (Гриб) 6. Стоит над водою, трясёт бородою. (Тростник) 7. Под окном лежит, а к стене не привалишь. (Дорога) 8. Бык на дворе, а рога на реке. (Дорога со двора) 9. Выше горы, ниже травы. (Тропинка) 10. С ногами — а без рук, с боками — а без рёбер, со спиной — а без живота. (Стул) 11. Летит — говорит, а сядет — молчит. (Оса) 12. Веселит весной, летом холодит, питает осенью, зимой согревает. (Лес) 13. И летом весело,
и осенью сытно, и зимой тепло. (Дерево) 14. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородина) 15. Под землей птица гнездо свила и нанесла яиц. (Картофель) 16. Моя куртка зелена, рубаха бела, штаны красны, галстук чёрен. (Арбуз) 17. Сидит девица в темнице — коса на улице. (Морковь) 18. Что может в одно и то же время: висеть и ходить, сто-
ять и ходить, ходить и лежать, лежать и врать. (Часы) 19. Лежал, лежал, а весной в реку побежал. (Снег)
Диктант 3.
1. Я видел утку и лису, что пироги пекли в лесу. (С. Михалков) 2. На цветок села пчела. 3. У тропы была нора крота. 4. На сосне сидят клесты. 5. Река затопила низкие берега. 6. В лесу часто встретишь следы зайца. 7. Белки едят грибы, ягоды, плоды деревьев. 8. Утром на
траве роса. 9. Пришла тёплая весна. По воде плывут льдины. 10. В полях убрали хлеба. 11. На берегу ручья лежит змея. 12. В руках детей букеты цветов. 13. Стая дроздов села на дерево. 14. Около домов на деревьях птичьи домики. 15. Светило ясное солнышко. 16. Сколько грибов в лесу! 17. Я прислонился спиной к стволу дерева.
Диктант 4.
1. Дуют холодные ветры. 2. Ребята идут по сухой тропинке. 3. Весело поют соловьи и скворцы. 4. Лошади щиплют зелёную траву. 5. У нашей козы родился козлёнок. 6. У глубокой норы играли лисята. 7. К школе ведёт тенистая аллея. 8. Глеб купил цветные карандаши. 9. На лесной поляне живёт лесник. 10. Школьники сажали плодовые деревья. 11. Сестра подарила мне стальные коньки. 12. Вдали виднелись верхушки тополей. 13. На дворе трескучий мороз. 14. Рыбаки ночевали на берегу. 15. Ребята купались в реке, плескались водой. 16. Зимой птицы часто голодают. 17. Школьники сделали кормушки. 18. В саду зеленели молодые деревца. 19. В поле колосилась золотистая рожь. 20. По полям ходили грачи.
Диктант 5. «Звёзды в воде»
Морские звёзды — красивые животные. Они живут в солёных морях и на дне океанов. Спины звёзд ярких цветов.
(17 слов)
Слова для справок: океанов.
Творческие диктанты по теме «Безударные гласные в корне слова»
Диктант 1.
Задание: Закончить предложение, употребив однокоренное слово.
1. В столовой стоит большой круглый … (стол).
2. В голубятню принесли нового … (голубя).
3. Садовник ухаживает за … (за садом).
4. Лесник бережёт … (лес).
5. В солонку насыпали … (соль).
6. В кормушке был … (корм).
7. Из конюшни вышел … (конь).
8. Дворняжка стережет … (двор).
9. Чужого котёнка выкормила наша … (кошка).
10. В небе летал известный … (лётчик).
Диктант 2.
Задание: запишите слова так, чтобы ударная гласная стала безударной.
1. Земли, реки, горы, норы, стены, листья, лисы, гнёзда, вёсла, овцы, пятна, гряды, доски, грозы.
2. Сад, хлеб, стол, ряд, место, мяч, лист, крест, дело, лес, степь, свист, мёд, лёд, час.
3. Ласка, воз, шаг, сказка, гость, звон, подарок, свет, бег, корм, след, поддержка, сор, двор.
Проверяемая безударная гласная в корне слова — одна из важнейших и распространенных орфограмм в русском языке. Уже во 2 классе учащиеся начинают изучение данной орфограммы.
Слова с безударной гласной в корне слова можно найти в любом диктанте по русскому языку. Умение увидеть в слове безударную гласную и подобрать проверочное слово задача для многих детей непростая.
В русском языке нужно проверять написание гласных букв а, о, и, е я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Для безударных гласных в корне действует правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.
Существует несколько способов проверки безударной гласной в корне слова.
Диктанты даны с грамматическими заданиями. Они помогут подготовиться к проверочным диктантам и к ВПР по русскому языку.
Тексты также можно использовать для списывания.
Словарные диктанты
Диктант 1
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Грибной, зверьки, кормушки, домишко, озеро, число, поясок, большой, ковёр, хвосты, плясать, плечо, садовник, спешат, обижать.
Диктант 2
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Родник, новинка, гора, варенье, свистит, светло, скрипач, червяк, бегут, бельчата, сестра, казался, кроты.
Диктант 3
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Лесной, весна, дворы, кормушка, теснота, кричать, рядовой, катать, бобры, проверять, река, листва, длина, клевать.
Диктант 4
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Зелень, стена, стрелы, доска, родился, разносить, повар, скворечник, почтальон, гербы, моря, тащил, сажают, клевать.
Диктант 5
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Извинять, улетают, ночевать, читать, ядовитый, линейка, зеркальный, снегирь, волнушки, подарить, ходунки.
Диктант 6
Задание:
- Запиши словосочетания под диктовку.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Выдели корень.
Зелёный листок, сосновый лесок, гнездо для птенцов, небесная звезда, восковая свеча, звериные следы, садовые цветы, весенний вечерок, большое объявление, деревенский домишко, дворовые качели.
Диктант 7
Задание:
- Запиши словосочетания под диктовку.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Выдели корень.
Грибные дожди, лесные зверьки, деревянные кормушки, большое озеро, красивое число, короткий поясок, спешат домой, ядовитая змея, отварить картофель, полевая трава, примирять врагов, разредить всходы.
Диктант 8
Задание:
- Запиши словосочетания под диктовку.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Выдели корень.
Залезать в карман, отворить окно, полоскать горло, ледяная гора, разрядить ружье, спешить на берег, морозная зима, дождевой червяк, хороший садовник, зализать раны, малыш развивается.
Диктант 9
Задание:
- Запиши словосочетания под диктовку.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Выдели корень.
Ночевать в саду, поласкать кота, шерстяной ковёр, возились в саду, примерять костюм, замерзать от холода, развевается флаг, сидит на вершине, далёкая площадка, молодой человек.
Проверочные диктанты
Диктант 10
Осень
Дует холодный осенний ветер. Желтый лист шуршит под ногами на лесной тропинке. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова:
школа, класс, парта, урок, звонок
Диктант 11
Буря
За окнами завывала буря. Холодный ветер разгулялся в саду. Он свистел в печной трубе. Ветер с воем ломал ветви деревьев. Тяжелые деревья скрипели и стонали. Голые ветви хлестали по стеклу.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: зима, коньки, санки, горка, шапка.
Диктант 12
Осенняя погода
Наступает осенняя погода. Лес меняется и пестреет. Осень румянит листы на деревьях. Затихает жизнь зверей. Все готовятся к зиме, её ветрам, морозам, снежным метелям. Еловые чащи сохраняют зелень. Темнеет пятном тенистый бор. Опадают с берёзы листья. Вот слетел одинокий лист и упал на прямую лесную дорожку.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В третьем предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук: тигр, лань, косуля, белка, выдра.
Диктант 13
Поздняя осень
Скоро наступит зима. Дрожат от холода на ветру молодые деревья. А в горах уже лежит снежок. На лесных озёрах появляется ледок. В полях темнеет земля. Уже давно убрали и заготовили на зиму зерно. Хороший урожай будет кормить зимой.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой: полёт, удар, Мария, сарай.
Диктант 14
Осенний лес
В осеннем лесу листочки на деревьях бывают разных цветов. Покраснели осинки. Зажелтели пятнистые берёзки. Лишь порой встречаются зелёные кленовые листья. Мелькают среди ветвей хвостами лисицы. Пробегают и зайцы. С наступлением холодов они поменяли расцветку. Засыпают в норе ежи. Скоро ударит большой мороз.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В первом предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.
в, снежинки, кружатся, воздухе, белые
Диктант 15
В лесу
Зима. Мороз. На деревьях иней. Лёд сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведёт в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь.
Грамматические задания:
- Выпиши из текста 3 слова с парной согласной и подбери проверочные слова.
- Подчеркни в тексте словарные слова.
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
Диктант 16
Забота о птицах
Сильные морозы сковали озера и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу. Я сыплю в кормушку разные семена. Птички клюют их. Зимой птицам нужна забота.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В первом предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Сделай фонетический разбор слова мороз.
Диктант 17
Зимой
С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Матвей слепил снеговика с метлой в руке. Илья выстроил ледяной домик. У Танюши получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.
Грамматические задания:
- Подчеркни основу в первом предложении.
- Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова и подбери проверочные слова.
- Составить с данными словами 3-4 предложения.
Скоро зима; лёгкий мороз; резкий ветер; дубки, березки; робкий зайчишка.
Диктант 18
Весной
Весной в лесу хорошо пахли ёлки и сосенки. От душистого аромата голова кружилась. Беленькие подснежники на лесных полянках своими листочками раздвигали сухую травку. Стволы берёзок наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе.
Грамматические задания:
- Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова и подбери проверочные слова.
- Сделай звуко-буквенный разбор слова ель.
- Подчеркни в тексте волнистой линией имена прилагательные.
Диктант 19
В лесу
Тихо шумят своими ветвями сосны. Косматые еловые лапы плотно прикрывают землю. На краю леса красиво цветёт липа. В лесу пахнет смолой и ягодами. Лес ожил. Всюду звенят птичьи голоса. Они перекликаются между собой различными звуками.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: зима, коньки, санки, горка, шапка.
Диктант 20
Утро
Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в яркий цвет. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотистые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.
Грамматические задания:
- В первом предложении выдели основу и подпиши части речи.
- Выпиши 3 слова с безударной гласной в корне слова и подбери проверочные слова.
- Подбери 3 однокоренных слова в слову цвет. Выдели корень.
- Подчеркни предлоги.
Диктант 21
Подснежники
На полях метель. Ночью ещё холодно. Лужи покрываются льдом. А под пушистым снежным ковром уже появляются подснежники. Они тянутся к тёплому солнцу. Почему же подснежники спешат цвести? Эти цветы очень любят свет. А в голом лесу света много. Зацветай скорей!
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова:
день, утро, полдень, вечер, ночь - 3апиши данные ниже слова в алфавитном порядке, разделяя их чёрточками для переноса:
длинный, боец, лейка, бабочка, пищать.
Диктант 22
Встреча весны
Вот и весна пришла в город. Стало тепло на дворе. Зажурчали ручьи. Из-под земли вылезла зелёная травка. Молодые липки на улицах покрылись мягкими маленькими листочками. Как радостно смотреть на них! Скоро поедем на дачу. Возьму с собой лопатку. Вскопаю грядку для вкусной репки и сладкой морковки.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В третьем предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук: кабан, рысь, пеликан, норка, кит.
Диктант 23
Лесная полянка
На полянке течет ручеёк. Кругом зеленая трава и много пёстрых цветов. На цветах пчелы работают. Мохнатые шмели гудят. У стройной сосенки вьются комары. За сосенкой растет смородина. У смородины стоит кудрявая рябина. А под рябиной можно увидеть малину. Часто на эту поляну приходят лесные жители.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно. Выдели основу и подпиши части речи.
на, сидел, высокой, ворон, сосне. - Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой:
закат, ива, здание, музей.
Диктант 24
Весна
Наступила весна. 3азвенела под окном прозрачная капель. 3ажурнали ручьи. На пригорках зазеленела первая травка. У реки шелестят сухие камыши. Серёжа и Миша спустились на 6ерег. 3имой они тут играли в хоккей. А сейчас утка вывела на воду своих пушистых малышей.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова:
лань, стриж, аист, волк, голубь.
Диктант 25
Скворечник
Наступила весна. Растаял во дворе пушистый сугро6. По не6у плывут 6елые о6лака. На деревьях кричат воро6ьи. Скоро прилетят скворцы. Илья смастерил для них скворечник. Мальчик повесил скворечник на 6ерёзу возле подъезда. Скорей прилетайте! До6ро пожаловать!
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно. Выдели основу и подпиши части речи.
на, резвился, беленький, лужайке, щенок
Диктант 26
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой:
пробег, яма, София, каравай. - Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: Баян, труба, флейта, гитара, скрипка.
Диктант 27
Весной
Весной в лесу хорошо пахли ели и сосны. От душистого аромата голова кружилась. Белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую листву. Стволы берёз наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в
природе.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: василёк, флокс, пион, гвоздика, трава.
Диктант 28
Рядом мама
В тёмном гнезде пискнул птенчик. Стрижиха быстро подлетела к гнезду. Высунулся из гнёздышка острый клюв. Мать дала малышу корм. Начался дождь. Капли дождя стучали по крыше. Птенчик крепко прижался к тёплым перьям матери. Как хорошо, когда рядом мама!
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В первом предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук:
роза, тюльпан, ландыш, мята, камыш.
Диктант 29
Сторож
У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.
на, пряники, тарелке, лежали, сладкие - Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: выставка, картины, зал, портреты, художник.
Еще полезные статьи:
Орфограмма «Безударные гласные в корне слова»
Карточки с заданиями 2 класс
С уважением, Ольга Наумова
В разы повысить грамотность ребенка помогут нейропособия:
Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна
Еще полезные пособия:
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за другими полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Контрольный диктант с грамматическим задание № 2 (ноябрь)
Осень
Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Желтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки. (26 слов)
Грамматическое задание:
-
Подчеркнуть грамматическую основу предложения – 3 предложение (1 вариант), 5 предложение — (2 вариант).
-
Подобрать проверочные слова, записать свою пару слов на это же правило.
…..- л.сная …..-с.сновые
…..-н.гами ….-др.зды
…..-св.стят …..-л.тит
3.Расположить в алфавитном порядке слова:
Сова, дятел, стриж, аист, грач, сойка — 1 вариант
Лиса, зубр, волк, зебра, енот, заяц, — 2 вариант.