1. Какая часть речи отвечает на вопрос кто? И что? и обозначает предмет?
А) Местоимение
Б) Имя числительное
В) Имя прилагательное
Г) Имя существительное+
2. Количество частей речи в русском языке?
А) 10+
Б) 11
В) 8
Г) 9
3. Выберите строку, в которой указаны служебные части речи:
А) Местоимение, союз, предлог
Б) Междометие, глагол, частица
В) Предлог, союз, частица+
Г) Частица, союз, наречие
4. Выберите вариант, где указаны самостоятельные части речи.
А) Глагол, частица, имя числительное
Б) Наречие, местоимение, предлог
В) Имя существительное, частица, предлог
Г) Глагол, наречие, местоимение+
5. Какой раздел русского языка изучает части речи?
А) Синтаксис
Б) Фонетика
В) Морфология+
Г) Словообразование
6. Отметьте, какие части речи склоняются?
А) Местоимение, деепричастие, имя числительное
Б) Причастие, наречие, союз
В) Имя прилагательное, местоимение, предлог
Г) Имя существительное, имя числительное, местоимение+
7.Какие части речи являются неизменяемыми и самостоятельными?
А) Наречие, местоимение
Б) Наречие, деепричастие+
В) Глагол, местоимение
Г) Имя существительное
8. Какое существительное не образует форму мн.ч.?
А) Вино, синева.
Б) масло, квартира.
В) окно, зарево.
Г) счастье, белизна.+
9. Каким образом появляются страдательные причастия прошедшего времени
А) с помощью суффиксов –нн, -енн, -т.+
Б) с помощью суффиксов –вш, -ш.
В) с помощью суффиксов –ущ, -ющ, -ащ, -ящ.
Г) с помощью суффиксов –ем, -им.
10. Для какой части речи характерны следующие морфологические признаки: качественное, относительное, притяжательное.
А) имя числительное
Б) местоимение
В) наречие
Г) имя прилагательное+
11. Выберите из данных слов качественные прилагательные
А) золотой, крутой, картинный
Б) сочный, мрачный, весёлый+
В) волчий, мамин, прелестный
Г) медвежий, стальной, красный
12. Выберите то предложение, которое содержит прилагательное в сравнительной степени
А) Выпал белый снежок на тонкий ледок
Б) В лесу берёза выше и стройнее.+
В) Золотой человек был найден вблизи Алматы.
Г) Сегодня у меня счастливый день.
13. Какая часть речи обозначает количество, порядок предметов при счёте?
А) местоимение
Б) имя числительное+
В) имя прилагательное
Г) глагол
14. Причастия, образующиеся от основы настоящего времени глагола при помощи суффиксов: -ущ, ющ, ащ, ящ:
А) действительные причастия прошедшего времени
Б) действительные причастия настоящего времени+
В) страдательные причастия прошедшего времени
Г) страдательные причастия настоящего времени.
15. Как называется часть речи, обозначающая признак действия, признак предмета, признак другого признака.
А) имя прилагательное
Б) наречие+
В) глагол
Г) причастие
16. Выберите числительное.
А) пять+
Б) пятёрка
В) впятёром
Г) пятерня
17. Какое из данных местоимений — притяжательное?
А) себя, своих, чьи?
Б) свой, он, мне.
В) что? какой? Мне.
Г) наш, мой, твой.+
18. Что из ниже перечисленного пишется через дефис?
А) прилагательные первой частью которых является наречие на -о;
Б) прилагательные, образованные из сочетаний слов с сочинительной связью;+
В) прилагательные первой частью которых является числительное;
Г) прилагательные, образованные от сложных имен существительных.
19. Какой из данных разрядов местоимений включает только одно слово?
А) вопросительное
Б) возвратное+
В) указательное
Г) относительное
20. Выберите верный вариант написания слов: грущу по ва.., тоскуешь по на.., скучает по ва.., были в гостях у (-н) её
А) с, м, с, -.
Б) с, с, м, н.+
В) с, с, с, н.
Г) с, с, с, -.
21.Выберите наречие с буквой –а на конце
А) начать снов.., слегк.. подпрыгнуть.+
Б) запрост.. зайти, вытереть досух..
В) крепк.. закрутить, наблюдать издалек..
Г) искренн.. поинтересоваться, начать сначал..
22.Выберите глаголы 2 спряжения
А) слышать, обидеть.+
Б) стелить, дарить.
В) строить, забежать.
Г) искать, держать.
23. Отметьте глаголы совершенного вида
А) Ранить, уходить.
Б) задеть, кричать.
В) казнить, плыл.
Г) написал, положить.+
24. Выберите видовую пару глагола
А) перечитывать-перечитать.+
Б) искать-находить.
В) замедлить-помедлить.
Г) гадать-отгадывать.
25. Какие из данных глаголов обладают категорией рода?
А) глаголы настоящего времени
Б) глаголы совершенного вида
В) глаголы непереходные
Г) глаголы прошедшего времени+
26. Какой из данных глаголов оканчивается на –ут в форме 3л. мн.ч. настоящего времени.
А) колоть-кол..т.
Б) бриться-бре..тся.
В) слышать-слыш..т.
Г) плакать-плач..т.+
27. Какие глаголы могут иметь форму времени?
А) в повелительном наклонении;
Б) в изъявительном наклонении;+
В) сослагательном наклонении;
28. Укажите вариант ответа в котором все прилагательные пишутся с двумя буквами «н»:
А) камен(-нн)ый, песчан(-нн)ый, традиционный;
Б) маслян(-нн)ый, осен(-нн)ий, здоровен(-нн)ый;
В) семен(-нн)ой, времен(-нн)ый, торжествен(-нн)ый;+
Г) комарин(-нн)ый, оловян(-нн)ый, деревян(-нн)ый.
Я ЗНАЮ «Части речи» Фамилия, Имя___________________1вариант
- Соотнеси часть речи и её вопрос (соедини линией):
Имя прилагательное Сколько? Который?
Имя существительное Что делать? Что сделать?
Глагол Какой? Какая? Какие?
Имя числительное Кто? Что?
2. Соотнеси часть речи и то, что она обозначает (соедини линией):
Имя прилагательное действие
Имя существительное порядок при счёте, количество
Глагол предмет
Имя числительное признак предмета
- Зачеркни лишнее:
К самостоятельным частям речи относятся:
Глагол, союз, имя существительное, имя прилагательное, частица, местоимение, предлог, имя числительное.
- Вместо какой части речи может употребляться местоимение (подчеркни):
Имя существительное, глагол, имя числительное
- Отметь правильное высказывание: Служебные части речи:
а) Имеют лексическое и грамматическое значение.
б) Употребляются самостоятельно
в) Не употребляются без самостоятельных частей речи.
г) Не изменяются.
д) Не являются членами предложения.
Я УМЕЮ
6. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи:
синий пятый красный чёрный
лапоть думать льёт красить
- К данным прилагательным запиши подходящие по смыслу существительные.
Полезная, умная, весёлая __________________________. Раннее, хмурое, весеннее _________________________. Верный, преданный, грозный _______________________.
8. Выбери предлог. Дикие козлы живут ( на, в ) горных лесах. У них ( в, на ) голове большие острые рога. Они ищут корм ( в, на ) склонах высоких гор.
9. Запиши по 2 слова, обозначающие действие данного предмета.
кузнечик ____________________________________________
дождь _______________________________________________
10. Прочитай внимательно предложения. Выбери и подчеркни правильный вариант.
Пруд был прямо (задачей, за дачей).
Петя потел над (задачей, за дачей).
11. Укажи все части речи
Она десятого октября участвует в олимпиаде по русскому языку.
Я ЗНАЮ «Части речи» Фамилия, Имя___________________2 вариант
- Соотнеси часть речи, её вопрос и то, что она обозначает (соедини линией):
Имя прилагательное Сколько? Который?
Что делать? Что сделать?
Имя существительное Действие
Кто? Что?
Имя числительное Признак предмета
Порядок при счёте, количество
Глагол Какой? Какая? Какие?
Предмет
2. Подчеркни служебные части речи :
Глагол, союз, имя существительное, имя прилагательное, частица, местоимение, предлог, имя числительное.
3. Какая часть речи указывает на предмет, но не называет его? ______________
4. Отметь правильное высказывание: Самостоятельные части речи:
а) Имеют лексическое и грамматическое значение.
б) Употребляются самостоятельно
в) Не употребляются без самостоятельных частей речи.
г) Не изменяются.
д) Не являются членами предложения.
Я УМЕЮ
5. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи:
Лил, она, пью, шить
Быстрый , скорый, третий, проворный
6. К данным прилагательным запиши подходящие по смыслу существительные
Родной, понятный, сложный ________________________.
Умная, ласковая, добрая _____________________.
Красное, спелое, вкусное _____________________.
- Выбери предлог( обведи в кружок)
В болоте вывелись утята. Скоро утка поведёт их (по, к) озеру. Малыши хорошо плавают, ныряют и даже бегают (в,по) воде . Услышат утята лай собак – и все ( в,к ) маме.
8. Запиши по 2 слова, обозначающие действие данного предмета
врач ______________________________________
снег _______________________________________
9. Прочитай внимательно предложения. Выбери и подчеркни правильный вариант.
Пожелай мне (удачи, у дачи).
Старый дуб (удачи, у дачи) сбросил листву.
10. Укажи все части речи.
Я сделал сто фотографий в московском зоопарке и цирке.
Проверочная работа по русскому языку для 7 класса «Части речи» 1.На какие группы делятся изменяемые части речи? 1.Самостояетельтные и служебные. 2. Склоняемые и спрягаемые. 3. Неизменяемые и самостоятельные. 4. Служебные и междометия. 2. Морфология – это… 1. Раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи. 2. Раздел лингвистики, изучающий состав слова. 3. Раздел лингвистики, изучающий орфограммы. 4. Раздел лингвистики, изучающий знаки препинания. 3. Какого признака нет у имени существительного? 1. Рода. 2. Падежа. 3. Переходности. 4. Числа. 4. В каком ряду все слова являются именами существительными? 1. Дорога, пятёрка, шило, красивый. 2. Свет, тьма, толковый, плюшевый. 3. Кино, молоко, животное, акация. 4. Мель, крона, свистнуть, дом. 5. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является неодушевлённое существительное? 1. Добрая девочка, красивый клён, злобный медведь. 2. Трусливый заяц, деревянный стол, встретить подругу. 3. Новый портфель, любить щенка, горькие слёзы. 4. Гриб у дороги, дырявые лапти, интересная книга. 6. Сколько имён прилагательных в данном предложении? Пашни буры, межи зелены, Спит за елями закат, Камней мшистые расщелины Влагу внешнюю таят (Н.Клюев) 1. 5. 2. 6. 3. 4. 4. 2. 7. В каком ряду все прилагательные относятся к разряду качественных? 1. Белый, горький, деревянный. 2. Чёрный, сырой, ледяной. 3. Слабый, немецкий, медвежий. 4. Тонкий, лисий, книжный. 8. В каком ряду все прилагательные относятся к разряду относительных? 1. Оловянный, бумажный, деревянный. 2. Белый, сырой, ледяной. 3. Спортивный, немецкий, медвежий. 4. Тонкий, лисий, яркий. 9. Назовите непостоянные признаки имён прилагательных. 1. Род, лицо, падеж. 2. Склонение, число, падеж. 3. Род, число, падеж. 4. Время, род, падеж. 10. Назовите словосочетание, в котором главное слово прилагательное. 1. Красный сарафан. 2. Спортивная одежда. 3. Лукавые мысли. 4. Румяный от мороза. 11. В каком примере неверно образована форма превосходной степени имени прилагательного? 1. Наиболее умнее. 2. Самый добрый. 3. Умнейший. 4. Добрейший. |
12. В каком ряду все слова являются глаголами? 1. Думать, кушать, поедем, столик. 2. Лопать, красить, заехать, спать. 3. Знание, читаешь, обнимать, светить. 4. Закатить, румянит, войти, свет. 13. Назовите постоянные признаки глагола. 1. Время, число, род, падеж. 2. Возвратность, переходность, наклонение. 3. Вид, возвратность, переходность, спряжение. 4. Род, число, падеж. 14. Укажите ряд, в котором все глаголы I спряжения. 1. Думать, светить, клеить. 2. Ненавидеть, решить, красить. 3. Рассказать, оттолкнуть, гнать. 4. Брить, стелить, писать. 15. Укажите словосочетание, в котором есть переходный глагол. 1. Собирать хворост. 2. Задуматься о будущем. 3. Уехать в лес. 4. Верить слухам. 16. Сколько глаголов в данном тексте? Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир… (По М.Горькому) 1. 6. 2. 4. 3. 5. 4. 7. 17. В каком ряду все слова являются числительными? 1. Пять, одиннадцать, тройка, втройне. 2. Шестеро, пятеро, три, двадцатый. 3. Сорок, четвёрочка, двойня, один. 4. Первый, две третьих, обе, утроить. 18. В каком ряду все имена числительные являются количественными? 1. Сорок, одна пятая, второй. 2. Тридцать два, один, семь. 3. Четвёртый, тридцатый, семьдесят. 4. Седьмой, обе, полтора. 19. В каком ряду все имена числительные являются порядковыми? 1. Десятый, одиннадцатый, второй. 2. Тридцать пятый, один, пять. 3. Десятый, три седьмых, семьдесят. 4. Седьмой, два, десять. 20. Местоимение – часть речи, которая: 1. Обозначает признак признака. 2. Обозначает действие предмета. 3. Указывает на предмет, но не называет его. 4. Обозначает предмет. 21. Спишите слова, выполните морфемный разбор: научишься, посоветоваться, искристый, соломенный, пробуждение, застарелость, любвеобильный, нахлебник, заштриховывать. 22. Допишите определение. 1. Существительное – это самостоятельная часть речи, … 2. Прилагательное – это самостоятельная часть речи, … 3. Глагол – это самостоятельная часть речи,.. 23. Выполните морфологический разбор 1. Над лесом. 2. Пестрела. 3. Горькому перцу. |
Ответы к тестовой части и к грамматическому заданию |
|
1. 2 2. 1 3. 3 4. 3 5. 4 6.3 7. 2 8. 1 9. 3 10. 4 11. 1 12. 2 13. 3 14. 4 15. 1 16. 3 17. 2 18.2 19. 1 20. 3 |
21. На-уч-ишь-ся, по-совет-ова-ть-ся, искр-ист-ый, солом-енн-ый, про-бужд-ени-е, за-стар-е-л-ость, любв-е-обильн-ый, на-хлеб-ник, за-штрих-ов-ыва-ть. 22. 1. Существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Отвечает на вопросы: кто? что? 2. Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какой? чей? 3. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? 23. Выполните морфологический разбор 1. Над лесом – сущ. I. (Над чем?) над лесом. Н.ф. – лес. II. Пост.пр.: нариц., неодуш, м.р., 2 скл. Непост.пр.: в ед.ч., в тв.п. III. (Где?) над лесом (обстоят.). 2. Пестрела – глагол. I. (Что делала?) пестрела. Н.ф. – пестреть. II. Пост.пр.: несов.в., неперех., невозвр., I спр. Непост.пр.: в изъяв. накл., в прош. вр., в ед.ч., в ж.р. III. (Что делала?) пестрела (сказуемое). 3. Горькому (перцу) – прил. I. (Какому?) горькому. Н.ф. – горький. II. Пост.пр.: качеств. Непост.пр.: в полож. ст. ср., в полн. ф., в ед. ч., в м.р., в дат.п. III. (Какому?) (определение). |
Вопрос №
1
Определи группу слов, которые обозначают действие предмета.
цветной, малиновый, известный
праздник, жаворонок, урожай
предлагает, заливает, кормит
Вопрос №
2
Выбери название части речи.
корень
точка
глагол
Вопрос №
3
Выбери имя прилагательное.
ненастный
объявить
работа
Вопрос №
4
Выбери глагол.
интересный
варенье
подъехал
Вопрос №
5
Части речи — это:
существительное, прилагательное, глагол
подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
слово, предложение, словосочетание
Вопрос №
6
Выбери название части речи.
глагол
приставка
подлежащее
Вопрос №
7
Выбери предлог.
мы
под
кто
Вопрос №
8
Выбери имя существительное.
вкусный
яблоко
читаем
Вопрос №
9
Слова, которые называют признак предмета, называются:
существительными
глаголами
прилагательными
Вопрос №
10
Выбери правильный ответ: «Имя существительное – это…»
часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Вопрос №
11
Отметь слово, которое не является существительным:
свет
освещение
засветиться
Вопрос №
12
Что обозначают имена прилагательные?
предмет
признак предмета
действие предмета
Вопрос №
13
В каком ряду слова отвечают на вопрос что делал?
петь, танцевать, играть
пел, танцевал, играл
поёт, танцует, играет
Вопрос №
14
Выбери прилагательное в единственном числе мужском роде?
молодая
тёплое
весёлый
Вопрос №
15
В каком предложении нет ни одной ошибки?
весело разгуливал Незнайка по улице Одуванчиков.
Митя решил смастерить новую будку для шарика.
Семья Ивановых живет в городе Магнитогорске.
Самостоятельная работа «Части речи». Вариант I
1. Подчеркни главные члены предложения. Над каждым словом напиши часть речи (сущ., прил., гл., пр.)
В прозрачной воде отражаются звёзды.
По небу плыли лёгкие облака.
Широкая радуга раскинулась по небу.
2. Распредели слова по столбикам.
Трактор, добрый, ответ, висят, серебряный, девочка, свет, смеётся, расписной, светят, бежит, чёрный, конь, Ирина, смотрит, храбрый, горький, пахнет.
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
3. Поставь существительное во множественное число:
Дорога – ___________________________
Город – ____________________________
Прыжок – __________________________
Кольцо — ___________________________
Воробей — _____________________________
Самостоятельная работа «Части речи». Вариант II
1. Подчеркни главные члены предложения. Над каждым словом напиши часть речи (сущ., прил., гл., пр.)
По широкому лугу прыгал зайчик.
Весной аисты ищут новые гнёзда.
В еловой чаще прячутся поздние грибы.
2. Распредели слова по столбикам.
Снег, идёт, зернистый, школьники, звёздный, радовать, говорить, деревья, бежать, Анжелика, снежный, Дружок, сторожить, мягкий, яблоко, сладкое, висит, дождь, весенний, льёт.
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
3. Поставь существительное во множественное число:
Конфета – ___________________________
Книга – ____________________________
Ручей – __________________________
Дрозд — ___________________________
Пень — _____________________________