Дидактический материал по теме : «Парный согласный в корне слова» (2 – 3 класс).
Цель: формирование умения осмысленно выбирать парную согласную в корне слова пользуясь алгоритмом.
Задачи:
- развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов;
- отрабатывать способы проверки парных согласных в корне
- формировать умение видеть орфограмму;
- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание,
- развивать память, внимание, мышление, самоконтроль учащихся.
- Карточка – тренинг «Сомнительная согласная»
В – I. Вставь пропущенную орфограмму, устно подобрав проверочные слова.
Сапо…ки, про…ка, гря…ка, оса…ки, бука…ка, ука…ка, карто…ка, пиро…ки, закла…ка, про…ьба, коро…кий, ша…ка, ре…ьба, дер…кий, голо…ка, площа…ка, сто…ки, перево…ка, ска…ка, ло…ка, заря…ка, кле…ка, гри…ки, берё…ка, ни…кий, шу…ка, мя…кий.
Карточка – тренинг «Сомнительная согласная»
В – II. Вставь пропущенную орфограмму, устно подобрав проверочные слова.
Тро…ка, кно…ка, ры…ка, яго…ка, но…ка, ро…ки, ло…ка, закла…ка, була…ка, вы…шая, ша…ка, про…ка, но…ка, лё…кий, ка…ка, пря…ка, ко…ка, ло…ка, ду…ка, сла…кий, га…кий, гру…ка, блу…ка, ло…кий, ули…ка, ни…кий, тра…ка, ги…кий, сли…ки.
- Карточка – тренинг «Сомнительная согласная»
В – I. Вставь пропущенную орфограмму, устно подобрав проверочные слова.
Ло…, зо…, ястре…, кра…, лоша…ь, су…, укро…, зу…, бро…ь, гри…, лебе…ь, гвоз…ь, ле…, утю…, са…, моро…, ё…, сне…, го…, поез…, ма…ь, сосе…, ро…ь, овра…, бере…, стри… .
Карточка – тренинг «Сомнительная согласная»
В – II. Вставь пропущенную орфограмму, устно подобрав проверочные слова.
Ду…, стол…, гер…, клю…, тру…, гра…, ря…, лё…, бага…, пля…, мор…, верблю…, уло…, гла…, фла…, голу…ь, медве…ь, тетра…ь, рука…, пиро…, какту…, кру…, сугро…, ланды… .
- Карточка – тренинг «Сомнительная согласная»
В – I. Вставь пропущенную букву, подбери и запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму.
Бро..(ф,в)ка — _______________________,
желе..(з,с)ка — _______________________,
бу..(т,д)ка — _______________________,
ще..(б,п)ка — _______________________,
кни..(ш,ж)ка — _______________________,
газе..(д,т)ка — ________________________,
сли..(в,ф)ка — ________________________,
ле..(п,б)ка — ________________________,
ре..(с,з)кий — ________________________,
сала..(с,з)ки — ________________________,
пиро…(ш,ж)ки — ________________________,
ча…(ш,ж)ка — ________________________,
заря..(д,т)ка — ________________________,
пово..(с,з)ка — ________________________,
лу..(ш,ж)ки — _________________________.
Арбу..(с,з) — _________________________,
бо..(п,б) — _________________________,
бере..(г,к) — _________________________,
востор..(к,г) — _________________________,
архи..(в,ф) — _________________________,
пару..(з,с) — _________________________,
тор..(к,г) — _________________________,
овра..(к,г) — _________________________,
фарту..(к,г) — _________________________,
пля..(ш,ж) — _________________________,
стри..(ш,ж) — _________________________,
подста..(ф,в)ка — _________________________,
верё..(ф,в)ка — _________________________,
пуго..(в,ф)ка — _________________________,
коро..(ф,в)ка — _________________________,
гря..(с,з)ь — _________________________,
зака..(с,з) — __________________________.
Карточка – тренинг «Сомнительная согласная»
В – II . Вставь пропущенную букву, подбери и запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму.
Гри..(п,б)ки — ___________________________,
ша..(б,п)ка — ___________________________,
фла..(ш,ж)ки — ___________________________,
коре..(ж,ш)ки — ___________________________,
стру..(ш,ж)ка — ___________________________,
рома..(ш,ж)ка — ___________________________,
пры..(ш,ж)ки — ___________________________,
улы..(п,б)ка — ___________________________,
скри..(п,б)ка — ___________________________,
ре..(б,п)ка — ___________________________,
мер..(с,з)кий — ___________________________,
пого..(т,д)ка — ____________________________,
гла..(д,т)кий — ____________________________,
ро..(п,б)кий — ____________________________,
тру..(п,б)ка — _____________________________.
Отря..(т,д) — _____________________________,
прору..(п,б)ь — _____________________________,
доро..(к,г) — _____________________________,
горо..(т,д) — _____________________________,
наро..(т,д) — _____________________________,
лу..(г,к) — _____________________________,
гру..(с,з) — _____________________________,
заво..(т,д) — _____________________________,
обе..(д,т) — _____________________________,
мор..(ж,ш) — _____________________________,
морко..(ф,в)ь — _____________________________,
парово..(с,з) — _____________________________,
прика..(з,с) — _____________________________,
расска..(з,с) — _____________________________,
марки..(с,з) — _____________________________,
адре..(з,с) — _____________________________,
тормо..(з,с) — _____________________________.
- Карточка – тренинг «Распредели слова»
В – I. Вставь пропущенные орфограммы и подчеркни их, раздели слова на две группы: в первую запиши слова с парным согласным в середине слова, во вторую – с безударной гласной в корне слова.
Луко..ка, но..ти, т..мнеть, сторо…ка, ст…кло, жи…кий, ша…ка, в…ршина, вр…дить, варе…ка, уд…влять, нахо…ка, св…тить, вр…дить, ука…ка, гн…здо, тетра…ка, зага…ка, гр…знуля, п…тно, зама…ка.
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ ______________________________
__________________________ ______________________________
__________________________ ______________________________
__________________________ ______________________________
Карточка – тренинг «Распредели слова»
В – II . Вставь пропущенные орфограммы и подчеркни их, раздели слова на две группы: в первую запиши слова с парным согласным в середине слова, во вторую – с безударной гласной в корне слова.
Берё…ка, доро…ка, по…вился, в…зать, опу…ка, т…жёлый, ду…ки, ре…ьба, навр…дить, селё…ка, прод…вать, л…нивый, фура…ка, т…лпа, б…ец, з…бкий, хо…ьба, блу…ка, тра…ка, хв…лить.
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ ______________________________
__________________________ ______________________________
__________________________ ______________________________
__________________________ ______________________________
- Карточка – тренинг «Подбери слова»
- Запиши слова по образцу, подчеркни орфограммы
Рубить дрова — рубка дров
Покупать игрушки — ___________________________________________
упаковать вещи — ___________________________________________
диктовать слова — ___________________________________________
смазать колёса — ___________________________________________
пересадить растения — ___________________________________________
погрузить багаж — ___________________________________________
рубить дрова — ___________________________________________
поливать огород — ___________________________________________
доставить груз — ___________________________________________
- Подбери слова с противоположным значением, подчеркни в словах орфограммы:
далёкий ________________________
высокий ________________________
горький ________________________
широкий ________________________
твёрдый ________________________
плавный ________________________
густой ________________________
трудный ________________________
смелый _________________________
стар _________________________
- Запиши слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Брови, геологи, клювы, шкафы, чижи, ландыши, чертежи, ковши, крабы, обеды, кактусы, грузы, жирафы, ерши, рукава, сорняки, голуби, глаза, соседи, утюги, дожди, морозы, лебеди, сугробы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Карточка — тренинг
- Вставь пропущенные орфограммы.
1. Краси.. и причудли.. зимний лес! Всё покрыл пушистый сне.. . Словно в белой шу..ке стоит могучий ду.. . А красавица ёлочка спряталась в сугро.. . Замёрзла прору..ь. Тишина и красота вокру.. !
2. Вдруг налетел ре..кий ветер. Закачались ги..кие веточки. Молодые берё..ки задрожали от ветра. На доро..ки сада упали первые капли дождя. Внезапно пошёл сне.. .
3. Стоит моро.. . Мы идём в лес. Под ногами хрустит сне.. . Слышно как звучит каждый ша.. . Вот пискнула птичка. Это клёс.. . Клю.. у кл..ста как клещи. Им птица добывает пищу.
4. Вот и моро.. . Идёт густой сне.. . Весь наш са.. стал белым. Доро..ки тоже замело. У крыльца большой сугро.. . Ребяти..ки радостно б..гут на пру.. . Береги но.. в большой моро.. !
5. Очень краси.. з..лёный наря.. леса. На лапах елей л..жит ша..ками сне.. .Тонкие ветки берё.. покрыл снежный пух. На п..ляне ст..ит ду.. . Он весь в сн..гу.
6.В субботу р..бята пошли в похо.. . Ст..яла чудесная пого..ка. Ярко св..тило солнышко. Набегал лё..кий в..терок. Вот у..кий спуск. Группа р..бят пошла в обхо.. . Вдруг ни..кие тучи закрыли небо. Повалил хлопьями сне.. . Замело все доро..ки и тр..пинки. Р..бята посп..шили д..мой.
- Вставь пропущенные орфограммы, в скобках запиши проверочное слово .
- Садово.. (______________________) посадил молодые саженцы. Геоло.. (___________________) открыл новое месторождение руды. Рыболо.. (__________________) шёл довольный уловом. Лесору.. (______________________) повалил огромное дерево.
2 . Сне..( _____________) укутал д..ревья. Ду.. (_____________) ст..ит в мохнатой ша..ке (______________). На ветках берё.. (_________________) белый шар.. ( ________________). Молодая ёлочка спряталась в сугро.. (___________________). Не страшен д..ревьям моро.. (_____________________) и холо..(__________________).
3 . Старый дру.. (_________________) лучше новых двух. Баба с кашкой, а де.. (__________) с ло..кой (____________________).
Свой гла..(______________) — алма.. (_____________________), чужой -стёклышко.
Жадность покою лютый вра.. (_____________________).
Не твой во..(______________), не тебе его ве..ти (___________________).
4. По одё..ке (________________) не суди, а по делам гляди.
Каковы дру..ки (_________________), таковы и пиро..ки (___________________).
К гре..цу(_________________) и бере.. (_______________________) подплывает.
Сладок мё.. (___________), да не по две ло..ки (_______________) в рот.
Дол.. (_______________) платежом красен.
5 . Мастер мастеру не ука.. (_____________________).
Был бы дру.. (____________), найдётся и досу.. (_______________________).
Лоша..ь (___________________) любит овё.. (____________), а земля наво..(________________).
6 . Будет хле.. (________________), будет и обе..(_______________).
Ле..ко (__________________) чужими руками жар загребать.
Мир да ла.. (______________) — большой кла.. (___________________).
- Карточка тренинг
В – I. Вставь пропущенные буквы, устно подобрав проверочные слова, спиши словосочетания.
Зоркий гла….-_____________________________________________
цветочный лу…-___________________________________________
горький лу…-______________________________________________
съедобный гри….-__________________________________________
трескучий моро…-__________________________________________
сплочённый наро….-_________________________________________
чистая тетра….ь-____________________________________________
сизый голу….ь-______________________________________________
тяжёлый гру…..-_____________________________________________
верный дру…..-_______________________________________________
могучий ду….-________________________________________________
маленький жёлу….ь-___________________________________________
большой заво…-_______________________________________________
голубые незабу…ки — __________________________________________
у…кая доро…ка — _____________________________________________
больной зу… — ________________________________________________
сла…кая морко…ь — ____________________________________________
мя…кий хле… — ________________________________________________
в маленьком овра…ке — _________________________________________
лё…кий пух — __________________________________________________
В – II. Вставь пропущенные буквы, устно подобрав проверочные слова, спиши словосочетания.
Больная ла…ка -___________________________________________
чайная ло….ка -___________________________________________
волшебная ска….ка -_______________________________________
интересная кни….ка -_______________________________________
белая берё…ка -____________________________________________
любимая ча…ка -___________________________________________
болтливая подру….ка -______________________________________
мя…кая поду….ка -__________________________________________
длинный рука…- __________________________________________
берестяной коро… — _______________________________________
изогнутая бро…ь — ________________________________________
крутой вира… — ___________________________________________
третий ря… — _____________________________________________
морская гла…ь — __________________________________________
букет ро… — ______________________________________________
передовой отря… — _______________________________________
песчаный пля… — _________________________________________
отличный уло… — _________________________________________
клетчатый пле… — _________________________________________
тонкий лё… — _____________________________________________
у..кая но..ка — ____________________________________________
Упражнения по теме «Правописание согласных в корне слова»
Упражнение 1.
Прочитайте. Объясните написание пропущенных согласных.
Но…ти, блю…це, домоча…цы, варе…ка, пря…ка, ча…ка, сколь…ко, приве…ти, пол…ти, ше…ство, изморо…ь (иней), изморо…ь (мелкий дождь), про…ьба, обра…цовый.
Упражнение 2.
Запишите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
Должнос…ной оклад, чудес…ные окрес…ности, аген…ство по недвижимости, предвес…ник бури, чес…вовать президента, адвока…ская контора, ус…ный ответ, учас…ковый милиционер, кос…ный мозг, кос…ные взгляды, мес…ное самоуправление, парламен…ские слушания, предостеречь от опас…ности, час…ный детектив, президен…ский указ, беспристрас…ное отношение, искус…ная защита, голлан…ский сыр, русская словес…ность, комендан…ский час, влас…ные структуры.
Упражнение 3.
По данным толкованиям определите слова; правильно их запишите.
1) Благоустроенный дом для семьи, обычно с участком при нем; 2) краткое изложение содержания книги, статьи; 3) выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы власти; 4) давать пояснения (к)чему-либо; 5) высшее или среднее учебное заведение; 6) обжалование решения суда в высшую судебную инстанцию; 7) обсуждение спорного вопроса; сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо; 9) занятие чужой территории военной силой.
Слова для справок: аннотация, апелляция, баллотироваться, дискуссия, колледж, коттедж, комментировать, оккупация, эффект.
Упражнение 4.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно определите значения данных слов. При выполнении задания пользуйтесь словарями толковым и орфографическим, словарем иностранных слов.
1) Н или нн: а…отация, а…улировать, коло…а, труже…ик, то…а, ю…ый;
2) с или сс: а…истент, режи…ер, иску…твенный, ди…идент, неистощимые ре…урсы, репре…ия, белору…, компроми…, свободная диску…ия, всемирный конгре…;
3) л или лл: инте…игенция, по…ис (страховой), ба…отироваться, ко…ичество, бю…етень, ко…ективная собственность, приви…егии, а…юминиевая посуда, криста…ьная форма.
Упражнение 5.
Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в две колонки: в первую — с двойной согласной, во вторую — с одиночной. Какие слова не cохранили двойной согласной производящей основы?
Пятиба…ный, кора…овый (остров), криста…ная честность, оде…кий бульвар, фи…ский, иди…ический, писатель-нове…ист, сава…ая растительность, опере…ка, гру…ка, пятито…ка.
Упражнение 6.
Вставьте пропущенные буквы:
По..тая..ший снег, замёр..шие в январе собаки-дворня..ки, июльская ко..ьба, дождь превратился в изморо..ь, белая изморо..ь покрыла деревья, бестеле..ная девочка, зави..ливый взгляд, природа безмол..твует, иску..ная работа, че..вование победителей, он уча..вовал в кроссе, рове..ники по годам, гру..ное чу..тво, дети-свер..ники.
Купить дро..и, дребе..ащий голос, огонь обо..ёт, крестьяне-белору..ы, партизаны Белору..ии, ту..ель, гла..рач больницы, компроми..ное решение, ди..ертация на учёную степень, кла..ицизм, ба..ейн, а..юминиевая посуда, ка..икатура, су..огат кофе, театральная тру..а, неистощимые ре..урсы, а..естат зрелости, фи..ская мебель, машина-трёхто..ка.
Упражнение 7.
Обратите внимание на правописание выделенных согласных. Подберите однокоренные слова. Составьте словосочетания или предложения с этими словами.
Аббревиатура, агрессия, акклиматизация, аккомпанемент, аккордеон, аккумулятор, аккуратный, аллея, аллегория, аллигатор, алогизм, алюминий, аляповатый, аннотация, аннексия, аннулировать, антенна, апелляция, аппарат, аппассионато, аппендицит, аппетит, аппликация, артиллерия, асессор, асимметрия, ас, ассамблея, ассигнация, ассистент, ассортимент, аттестат, аттракцион.
Бакалея, бал (выпускной), балл (проходной), баллада, балласт, баллистика, баллон, баллотироваться, балюстрада, барельеф, баркарола, барокко, баррикада, барьер, бассейн, баттерфляй, бацилла, белиберда, белладонна, беллетристика, бельэтаж, бестселлер, бетон, бидон, бильярд, биссектриса, брависсимо, брасс, бриолин, буффонада, бюллетень.
Вагон, валерьяна, валторна, ватага, ватт, великоросс, великорус, велосипед, вентилировать, вилла, вожжи.
Галера, галерея, галифе, галл, галльский, галлюцинация, галоп, галоша, гамма-излучение, гематома, генералиссимус, гиппопотам, глиссер, горилла, грамм, грамматика, граммофон, грампластинка, грассировать, грим, грипп, гроссмейстер, группа, группка, гуманизм, гунны, гуттаперча.
Декор, деликатес, депрессия, десерт, дефицит, дилемма, дилетант, динамо, дискриминация, дискуссия, диссертация, диссонанс, дистилляция, дифференциал, донна, дрессировать, диффузия, доллар, дрожжи, дюраль.
Жжение, жжёный, жужжать, жужжание, жужелица, зуммер.
Идеограмма, идиллия, иерархия, иллюзия, иллюзион, иллюминатор, иллюстрация, иммигрант, иммунитет, импресарио, импрессионизм, ингаляция, индифферентный, инициалы, инициатива, инкассатор, интеллект, интеллектуальный, интеллигенция, ипподром, иррациональный, ирригация, искусный, искусство.
Кабалистика, каллиграфия, канифоль, каннибал, капелла, капилляр, каравелла, карелы, кариатида, карикатура, касса, кассация, кассета, кастаньета, кессон, килограмм, километр, кириллица, клавесин, класс, количество, коллега, колледж, коллежский, коллектив, коллектор, коллекция, коллизия, коллоквиум, колодец, колокольня, колонна, колоннада, колонка, ко?лос (ржи), коло?сс (великан), колоссальный, комиссар, комиссия, комментарий, коммерция, коммуна, коммуникация, коммутатор, коммюнике, компактный, компаративный, компартия, компетентный, компостировать, компресс, компромисс, конгресс, конфетти, концессия, коралл, коридор, корнишон, корректор, корреляция, корреспондент, коррозия, коррупция, коттедж, коэффициент, крепдешин, кристалл, кристаллический, кристальный, кросс, кроссворд, купе.
Либретто, лимон, линолеум, ловелас, лотерея, лото, манекен, маникюр, марионетка, марокканец, масса, массаж, массив, масон, металл, металлолом, метис, меццо-сопрано, миллиард, миллиграмм, миллион, миниатюра, мисс, миссис, миссионер, миссия, мистерия, моллюск, мокко, монограмма, мусс, муссон.
Нарцисс, несессер, новелла, норманны, нормандский, одеколон, одиннадцать, окказиональный, оккультизм, оккупация, оперетта, оперетка, оппозиция, оппонент, оппортунизм, ординарный, орфограмма, оттоманка, павильон, палас, палисадник, панегирик, панно, папуас, папье-маше, параллель, параллелепипед, параллелограмм, парашют, пассаж, пассажир, пассат, пассатижи, пассив, пенициллин, пенсне, перила, перипетия, перископ, перитонит, периферия, перпетуум-мобиле, перрон, пессимизм, пианино, пианиссимо, пилигрим, плисовый, плиссе, поэтесса, пресс, пресса, примадонна, программа, прогресс, пропеллер, профессия, профессор, процесс, пудинг,.
Ралли, раса, регресс, режиссёр, ренессанс, репрессия, рессора, рококо, росомаха, россиянин, ротапринт, русист, русификация, русофил, саквояж, сессия, сеттер, силлабический, силлогизм, силос, силуэт, симметрия, сирокко, спиннинг, ссора, ссуда, стаккато, стеллаж, стенограмма, стресс, суббота, сумма, суррогат, суффикс, сюрреализм, табурет, тарантелла, тарантул, телеграмма, теннис, терракота, террариум, терраса, террикон, территория, террор, терцина, терьер, токката, тонна, тоннаж, тоннель, транскрипция, трасса, триллион, троллейбус, тролль, труп, труппа.
Феерия, филиал, финн, финка, финский, фолиант, фонограмма, фортепьяно, фрикасе, фуникулёр, фурор, характер, хина, хлорофилл, хобби, хоккей, холл, хромосома, целлофан, целлулоид, целлюлоза, цеппелин, цирюльник, шампиньон, шасси, шиллинг, шоссе, шофёр, шулер, эвкалипт, эвфемизм, экзамен, эксперимент, эксплуатация, экспрессионизм, эксцесс, элегия, эликсир, эллин, эллипсис, эпиграмма, эссе, эссенция, эффект, эшелон.
Упражнение 8.
Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.
Аб..ревиация, авторал..и, агрес..ор, ак..лиматизироваться, ак..омпанировать, ак..уратность, ал..ейка, ал..егорический, ал..юминиевый, ан..отировать, антен..а, ап..ел..ировать, ап..аратный, ап..етитный, ар..тил..ерист, ас..им..етричный, ас..истировать, бал..-маскарад, бал..ада, бар..ок..о, бацил..а, бел..етрист, великорос.., великорус.., вож..и, гал..е- ра, гал.., гал..ьский, гор..ил..а, грам..офон.., грам..пластинка, грим..ировать, груп..а, груп..ка, гум..анизм, депр..ес..ия, дис..кус..ия, дрес..ировка, дрож..евой, ж..ёный, ж..уж..ать, ж..уж..елица, идил..ия, ил..юзион, ин..гал..яция, ин..ициатива, интел..ект, искус..ный, искус..твенный, капил..яр, кар..авел..а, кар..ел..ы, кар..икат..ура, кас..ета, кас..таньет..а, кил..ограм.., кил..ом..етр, кол..егия, кол..окольня, колон..а, колон..ада, колон..ка, колос..альный ком..ис..ариат, ком..ерческий, ком..унист, ком..партия, ком..промис..ный, кон..грес.., кор..ал..овый, кор..идорный, кор..екция, кристал..ический, кристал..ьный, кристал..ик, крос..ворд, лот..ер..ейный, мас..ировать, мас..он, метал..ический, метал..олом, мер..идиан, мил..играм.., нарцис.., новел..а, норман..ы, норман..дский, один..адцать, ок..упировать, оперет..а, оперет..ка, оперет..очный, оп..озиционный, оп..онировать, пал..ас.., пар..ал..ельный, пар..ал..елограм.., пас..ажир, пас..ивный, пер..ил..а, пер..иферия, пер..он, пес..имист, пианин..о, пиан..ис..имо, плис..овый, плис..е, прес..а, примадон..а, програм..ировать, програм..ка, прогрес..ивный, проф..ес..ор, пятитон..ка, рас..овый, режис..ёрский, рок..ок..о, рос..омаха, рос..ийский, рус..изм, с..ориться, (денежная) с..уда, стрес..овый, сум..арный, тен..исный, тер..аса, тер..орист, тон..аж, тон..ель, трол..ейбус, труп..а, труп..ка, фил..иал, фин.., фин..ка, фин..ский, фол..иант, фур..ор, хол.., цел..юлоза, шок.., шос..е, шоф..ёр, шул..ер, эксцес.., эл..егия, эл..икс..ир, эл..ин, эф..ект.
Упражнение 9. Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.
1. Цыган снял варе..ку, разворотил усы, боро..ку, скрывая лука..ство (А.Н. Толстой). 2. Ал..еи парка, его лужайки, площа..ки были полны гуляющими (Далецкий). 3. В мае он не успеет вывезти кирпич, даже если подойдёт автоколон..а (Рыбаков). 4. А рано утром нам пришлось отправляться наза.. и менять трас..у (Антонов). 5. Шос..е обрывалось над рекой у сож..ённого моста (А.Н. Толстой). 6. Уже были маленькие груп..очки в пяток, в десяток лиц (Шишков). 7. Гребень водораздела состоит из кварцевого порфира, в котором включены кристал..ы полевого шпата (Арсеньев). 8. Все, кто свободен от смены, ушли в горо..ской сад на оперет..у, но Нюра не пошла (Антонов). 9. В гол..андке чернели, рассыпаясь пеплом, листки (Бирюков). 10. Кучер взмахнул вож..ами, и тройка рысью под звон колокольчиков покатилась по дороге в гору (Гладков). 11. Над ним, пойдя на смелый риск, антен..ы вытянулись в нитку (Исаковский). 12. Перед тер..асой красовалась продолговатая клумба, покрытая розами (Тургенев). 13. Из того, что я брю..жал здесь и ругался, не делайте выводов, что у нас совсем плохо идёт работа (Ажаев). 14. Как на беду, ни один изво..чик не показывался на улице, и он должен был и..ти пешком (Гоголь). 15. Скво..ь дремоту я слышал дребе..жание рессоры (Паустовский). 16. Дикие пчёлы c однотонным жуж..анием кружились возле дупла (Гайдар). 17. В углу палатки на бурке сидел артил..ер..ийский пору..чик и брал на гитар..е минор..ные ак..орды (Далецкий). 18. Он имел привычку поджимать и прикусывать нижнюю губу, так и казалось, что вот он свис..нет (Горбатов). 19. Дядя утверждал, что наперё.. надобно пройти всю кал..играфическую школу, а потом приниматься за прописи (Аксаков). 20. Из-за ручья, в трос..никах и траве, вспыхивали иголочки ружейной стрельбы (А.Н. Толстой). 21. В ак..уратном белом домике, по сосе..ству с конторой, зажгли свет (Антонов). 22. Пока Федя разговаривал с груп..оргом третьего курса, Виктор присел на подоконник (Добровольский). 23. Знакомство с ним могло только компром..етировать человека в глазах полиции (Герцен). 24. Меня гнетёт какое-то странное тяжёлое предчу..ствие (Чехов). 25. Искры стали слетать с его пап..ир..осы, как трас..ирующие пули (Антонов). 26. Инструмент выдаётся в с..уду на пять лет с условием, что поселенец ежегодно будет уплачивать пятую часть (Чехов). 27. Как раз накануне пору..чик злоупотребил кр..едитом Ан..ы Фридриховны в трактир..е напроти..; это всплыло наружу, и вот вспыхнула с..ора с руганью и дракой в кор..идоре (Куприн).
Тест по теме «Правописание согласных в корне слова»
1. Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:
1) деревя_ка; 2) коври_ка; 3) ре_ба; 4) доро_ка.
2. Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:
1) сма_ка; 2) сва_ьба; 3) ре_кий; 4) про_ьба.
3. Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне:
1) ше_ство; 2) варе_ка; 3) филосо_ский; 4) жени_ьба.
4. Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне:
1) моло_ьба; 2) стру_ка; 3) ко_ьба; 4) жу_кий.
5. Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:
1) блес_нуть; 2) плес_нуть; 3) чудес_ный; 4) сверс_ник.
6. Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:
1) искус_ный; 2) гнус_ный; 3) хлес_нуть; 4) ужас_ный.
7. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?
1) громко свиснуть; 2) мелкая изморось; 3) отвезти песок на стройку; 4) искусный мастер.
8. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?
1) изморозь рисует узоры; 2) луга шли вперемешку с полями;
3) бескорыстный человек; 4) над степью парили кобчики.
9. Отметьте слово с удвоенной согласной:
1) кол(л)ичество; 2) режис(с)ер; 3) гал(л)ерея; 4) грам(м)отность.
10. Отметьте слово с удвоенной согласной:
1) бал(л)он; 2) ал(л)юминий; 3) драм(м)а; 4) рес(с)урс.
11. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) вес…ник, двухмес…ный, декаден…ский
2) гиган…ский, глас…ность, великовозрас…ный
3) древес…ный, доблес…ный, съес…ной
4) надкос…ница, искус…ный, завис…ник
12. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) ярос…ный, ужас…ный, сверс…ник
2) захолус…ный, воскрес…ник, радос…ный
3) интриган…ство, мес…ность, юрис…консульт
4) окрес…ные (леса), горес…ный, президен…ский
13.В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?
1) хлорофи…, ди…еренцировать, капи…яр
2) а…юминий, а…омпанемент, а…отация
3) дра…атургия, кава…ерия, ка…играфия
4) депре…ия, ди…етант, ди…онанс
14. В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?
1) диагра…а, гра…отность, гра…атика
2) и…унитет, дра…а, моногра…а
3) ка…икатура, ба…икада, те…аса
4) пе…имизм, прогре…ивный, пре…а
Ответы
Тренировочные упражнения
5 класс
Проверяемые согласные в корне
1. Вставьте пропущенные буквы
Лё..кий- лё..ок
Наскво..ь – скво..ит
Бли..кий – бли..ок
Стару..ка –
стару..ечка
Фура..ка –
фура..ечка
Верё..ка –
верё..очка
Чу..кий – чу..ок
Ро..кий – ро..ок
Серё..ка –
серё..ечка
Подру..ка –
подру..ечка
Варе..ка –
варе..ечка
2. Вставь пропущенную букву. Чтобы проверить написание слова, поставь
существительное в форму множественного числа.
Зу..,
ду.., гри.., хле.., сне.., клю.., паде.., парово.., алма.., сапо.., стол..,
поро.., прово.., ма..ь.
3. Вставь пропущенные буквы. Чтобы проверить написание данных слов, измени
их так, чтобы в них появился ласкательный суффикс -очк-, -ечк-
Тетра..ка,
ло..ка, заря..ка, завя..ка, разгру..ка, дворня..ка, кры..ка, сладкое..ка,
руба..ка, ю..ка, голу..ка, заклё..ка.
4. Вставь пропущенные буквы. Чтобы вставить согласные в прилагательные на
-зкий, поставьте его в краткую форму. Мерзкий – (каков?) мерзок.
Ни..кий,
сколь..кий, вя..кий, бли..кий, дер..кий.
5. Зачеркни ненужную букву.
Вдру(г/х),
медве(т/д), зале(з/с), замёр(с/з), ё(ш/ж), пое(с/з)д, скво(з/с)ь туман,
оре(ж/ш)ки, ло(в/ф)кий, у(с/з)кий, похо(ш/ж), мла(д/т)ший, про(с/з)ьба,
дене(ж/ш)ка, бума(ж/ш)ка, бере(г/х).
6. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания.
Сла..кий пирог,
ша..кий мост, лё..кий рю..зак, у..кий ло.., мя..кая поду..ка, ги..кий шнур,
ни..кое дере..це, ..добный хле.., пышная сва..ьба, железная кру..ка, зимняя
шу..ка, страшная ска..ка, серебряная ло..ка, неразгаданная зага..ка.
Дидактические материалы по русскому языку на тему «Проверяемые согласные в корне слова»
Карточка №1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите в скобках проверочные слова.
Ре..кие волосы, хру..кое здоровье, ме..кий стрелок, лю..ская молва, поздняя жени..ба, вкусная ватру..ка, гла..кая поверхность, толстая кни..ка, густая похле..ка, дер..кий ответ, убедительная про..ба, древесная стру..ка, шерстяные варе..ки, искусная ре..ьба, круглые ско..ки.
Карточка №2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, в скобках укажите проверочные слова.
Пово..ки с дровами и ранеными, казаками, арти..ерия, пехота с ружьями и дровами на плечах – все с шумом и песнями прошли мимо нас. (Л.Т.) 2) И убедившись, что она одна, и желая застать ее врасплох, так как он не обещался быть нынче и она, верно, не думала, что он приедет пред скачками, он пошел, придерживая саблю и осторожно шагал по песку доро..ки, обсаженной цветами, к те..асе, выходившей в сад (Л.Т.). 3) Ветер и сырая изморо..ь проникали за воротник, в рукава, знобили холодом. (Ш.)
Карточка №3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, в скобках укажите проверочные слова.
Долго перетасовывали места, чтобы дамы с..дели непременно впереме..ку с кавалерами. (Купр.). 2) А осенний, ясный, немножко х..лодный, утром м..розный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся з..лотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда ни..кое со..нце уже не греет, но бл..стит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает наскво..ь, словно ей весело и ле..ко стоять голой, изморо..ь. еще б..леет на дне д..лин. (Т.).
Словарно-орфографический диктант №1.
Ловкие гребцы, скользкая дорожка, близкие заморозки, редкая находка, резкие прыжки, мягкая подушка, легкая изморось, увядшая березка, робкая просьба, чуткий разведчик, ложка дегтя, меткий наводчик, низкая беседка, алмаз для резьбы, закладка в книжке, жидкость в кружке, родство душ.
Словарно-орфографический диктант №2.
Учебный год, систематический каталог, высокий стеллаж, занятие кружка, смелая молодежь, математическая дробь, вырубка леса, поздняя молотьба, красивая застежка, первый снег, неожиданное наследство, подробный инструктаж.
Словарно-орфографический диктант №3.
Железнодорожный вокзал, развязка романа, теплая варежка, экзотический фрукт, айсберг в океане, складское помещение, издержки производства, яркая упаковка, третий раунд, алюминиевый дуршлаг, июльская косьба, электрическая проводка.
Предупредительный диктант
Ноябрь – предзимний месяц
Колючий утренник словно предупреждает, что суровые заморозки на земле и в воздухе вошли в силу. Ноябрь соединяет глубокую осень с устойчивой зимой.
Бледный снег опятнал долины, украсил деревца в овражках. «Первый снежок – не лежок», — говорит пословица. Полежал и растаял, но он унес с собой и остаток приземного тепла. Началось ненастье. Моросят затяжные дожди со снегом.
На рябинах пиршество дроздов. Веселой гурьбой обирают они деревце за деревцем. Заяц за обновки принялся. Белеет зайчонок у ног, меняет цвет шкурки под стать снегу.
(По А.Стрижову)
Вставь парные согласные В—Ф в корне слова Упражнение 1 Була…ка, ла…ка, парагра…, без сло…, уло…, голо…ка, подста…ка, рука…, шар…, верё…ка, морко…ка, соста…, ле…, штра…, выши…ка, уда…, гне…, припе…, шка…, суета…, жира…, приви…ка, голь… (чулок), спла…, ло…кий, поли…, гра…, нет со…, сли…ки, много дро…, ри…, уло.. . |
Вставь парные согласные В—Ф в корне слова Упражнение 5 Пуго…ка, я…ка, пия…ка, шар…, сей…, тари…, обу…ь, голь…, релье…, ше…ство, отры…ки, приста…ка, жира…, поклё…ка, геогра…, я пра…, отста…ка, пятидне…ка, жи…, вет…ь, впла…ь, любо…ь, церко…ь, ла…ка, обно…ка, уда…, спра…ка, верё…ка, коро…ка, морко…ь, рука…, отзы… . |
Вставь парные согласные В—Ф в корне слова Упражнение 2 Нет пра…, спелых ели…, я…ь, коро…ка , гото…, приста…ка, сей…, геогра…, нагре… , зали…, коллекти…, моти…, локомоти…, ми…, кузо…, пло…, бро…ь, остро…, шо… , заплы…, клю…, разры…, отзы…, нер… , кро…ь, обу…ь, Владисла…, вет…ь, впла…ь , отры…ки, переры…, рыболо…, коро…ка. |
Вставь парные согласные В—Ф в корне слова Упражнение 6 Выши…ка, штра…, припе…, детекти… , тетере…, сли…ки, тра…ка, ле…, жира… , остро…, ло…кость, приви…ка, запра…ка , парагра…, приба…ка, де…чонка, курси… , ми…, безрука…ка, нажи…ка, коллекти… , посе…, кооперати…, локомоти…, обно…ка , моти…, Владисла…, заплы…, пуго…ка. |
Вставь парные согласные В—Ф в корне слова Упражнение 3 Кро…ь, ле…, вкри…ь, ро…, ло…кость, клю…, сли…ки, жира…, зави…ка, уда… , рука…, заплы…, уста…, приста…ка, гне… суста…чик, тетере…, посе…, уло…, моти…, прили…, кузо…, архи…, разогре…, поши… , остро…, разры…, отзы…, бро…ки, штра… , черносли…, припе…, коллекти… . |
Вставь парные согласные В—Ф в корне слова Упражнение 7 Кузо…, клю…, спра…ка, рука…, уда…, коллекти…, приви…ка, обу…ь, подли…ка, сей…, шар…, кро…ь, шка…чик, морко…ь, Любо…ь, остро…ки, нагре…, ле…, гра…, голь…, голо…ка, коро…ка, спра…ка, пло…, Яросла…, ло…кий, локомоти…, де…чонка, зая…ка, на ла…ке, впла…ь, обно…ка. |
Вставь парные согласные В—Ф в корне слова Упражнение 4 Ро…, рё…, детекти…, верё…ка, ми…, шар…, голо…ка, пло…, пе…чий, тра…ка , морко…ка, спра…ка, шка…, клю…, отли… , соста…, обры…ки, подли…ка, выши…ка , взры…, вно…ь, ла…ка, тетере…, нет сло… , остро…, парагра…, бро…ь, уда…, обно…ка , була…ка, рука…, спла…, выста…ка. |
Вставь парные согласные В—Ф в корне слова Упражнение 8 Морко…ка, отры…ки, обры…, любо…ь, отзы…, голо..ка, ле…, шка…, выши…ка, шар…, вет…ь, клю…, тетере…, парагра…, пия…ка, спра…ка, обу…ь, жира…, остро… , перло…ка, верё…ка, Станисла…, припе… уло…, моти…, выста…ка, тра…ка, спла… , кана…ка, приба…ка, посе…, була…ка. |