Проверочная работа.
Прочитай текст. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Укажи спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.
Мой дедушка зна…т и люб…т лес. Каждая травинка, кустик, дерево ему знакомы. Он слыш…т и вид…т всё, что происход…т в лесу. Дедушка расскаж..т, где лисья нора, где птицы вьют гнёзда, где ждёт тебя грибная удача! А как он ход…т по лесу! Смотр…т на него и удивля…тся. Каж…тся, что сейчас белка кин…т в него шишку, прыгн…т ему на плечо и начнётся игра.
Проверочная работа.
Прочитай текст. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Укажи спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.
Мой дедушка зна…т и люб…т лес. Каждая травинка, кустик, дерево ему знакомы. Он слыш…т и вид…т всё, что происход…т в лесу. Дедушка расскаж..т, где лисья нора, где птицы вьют гнёзда, где ждёт тебя грибная удача! А как он ход…т по лесу! Смотр…т на него и удивля…тся. Каж…тся, что сейчас белка кин…т в него шишку, прыгн…т ему на плечо и начнётся игра.
Проверочная работа.
Прочитай текст. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Укажи спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.
Мой дедушка зна…т и люб…т лес. Каждая травинка, кустик, дерево ему знакомы. Он слыш…т и вид…т всё, что происход…т в лесу. Дедушка расскаж..т, где лисья нора, где птицы вьют гнёзда, где ждёт тебя грибная удача! А как он ход…т по лесу! Смотр…т на него и удивля…тся. Каж…тся, что сейчас белка кин…т в него шишку, прыгн…т ему на плечо и начнётся игра.
1
вариант Ф.И.____________________________
Проверочная работа по теме:«Правописание личных окончаний
глаголов».
1. Подчеркни
лишнее слово:
а) Строим,
клеим, отвечаем, говорим.
б) Пишем, вяжем,
стираем, дружим.
в) Молчат, посеют,
думают, живут.
2.Выпиши
глаголы по группам:
Звучишь, думаешь, дышим, вертят,
знакомишь, пищат, хрустят, краснеешь.
а) с ударными
окончаниями:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) с
безударными окончаниями:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
с) глаголы –
исключения:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Определи спряжение и вставь пропущенные буквы:
Около речки стеной сто…т густой лес. В зелени кустов пряч…тся заяц.
Наступа…т вечер.
4. Вставь
пропущенные буквы:
Что делает? Мо…т, чита…т,
полива…т, крас…т.
5. Глаголы I спряжения поставьте в 3
лицо ед. число,
глаголы II спряжения – в 3 лицо мн.
число.
Колоть, тушить, беседовать, готовить, получить, тонуть,
сушить, стучать, шептать, торопить.
1спр.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2спр.…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………
Что
я знаю о глаголе?
— Что такое глагол?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
-На какие вопросы отвечает?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Каким членом предложения является
глагол?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Когда у глагола встречается
суффикс –л-?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Что пишется в окончаниях глаголов
2 лица ед. числа?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Глаголы в неопределённой форме
имеют окончания …
_____________________________________________________________________
2
вариант Ф.И.____________________________
Проверочная работа по теме: «Правописание личных окончаний
глаголов».
1. Подчеркни
лишнее слово:
а) Молчат, посеют,
думают, живут.
б) Читать, делать,
лететь, накрыл, петь.
в) Брить, стелить, ненавидеть,
слышать, строить, гнать.
2. Выпиши глаголы
по группам:
Держим, терпят, жаришь,
кладете, дарят, смотришь, трясем, пасут.
а) с ударными
окончаниями:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) с
безударными окончаниями:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
с) глаголы –
исключения:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Определи спряжение и вставь пропущенные буквы:
Наступа…т вечер. От реки тян…т свежий ветер. В красных лучах солнца
круж…тся мошкара.
4. Вставь
пропущенные буквы:
Что делает? Пиш…т, корм…т,
стро…т, игра…т., пил…т.
5. Глаголы I спряжения поставьте в 3
лицо ед. число,
глаголы II спряжения – в 3 лицо мн.
число.
Стрелять, рубить, мокнуть, толкать, копать, тонуть, гулять,
править, спать, стукнуть.
1спр.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2спр.…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………
Что
я знаю о глаголе?
— Что такое глагол?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
-На какие вопросы отвечает?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Каким членом предложения является
глагол?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Когда у глагола встречается
суффикс –л-?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Что пишется в окончаниях глаголов
2 лица ед. числа?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Глаголы в неопределённой форме
имеют окончания …
_____________________________________________________________________
Контрольная работа по русскому языку в 4 классе
«Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени»
Обязательная часть.
1. Что обозначает глагол?
2. Образуй от данных имен существительных однокоренные глаголы.
Бег —
письмо —
смех —
свисток —
3. Допиши окончания глаголов.
Мальчик пиш __ ,
ты пил __ ,
Таня смотр __ , они стел __ .
4. Поставь данные глаголы в 3—м лице единственного числа прошедшего времени.
Доить_______________________ сеять -___________________
Клеить_____________________ занять — __________________
5. Запиши глаголы в столбики по спряжениям.
Лечить, гнать, сажать, говорить, пахать, идти.
6. Поставь данные глаголы во 2—е лицо единственного числа настоящего времени.
Слышать —__________________ чинить — __________________
светить — ___________________положить — ________________
7. Определи время, лицо, число.
Я кладу —______________________, снег тает ________________
8. Как изменяется глагол?
9. К данным глаголам припиши антонимы.
Потерять —
открыть —
давать –
Вариант II.
1. Каким членом предложения может быть глагол?
2. Из данных слов выпиши только глаголы.
Белый, белить, побелка,
молодость, молодой, молодежь,
красить, красный, краска,
смешной, смеется, смех.
3. Определи спряжение глаголов.
Хлопотать (_ спр.), шуметь (_ спр.), ломать (_ спр,), знать (_ спр.), скакать (_ спр.), бояться (_ спр.).
4. Допиши окончания.
Плуг паш __ , ты ду __ , они кол __ , Оля слуша __ .
5. Поставь данные глаголы во 2—е лицо единственного числа.
Думать -__________________ заглянуть — _____________________
крутить —_________________ командовать — ___________________
6. От данных глаголов образуй глаголы в прошедшем времени.
Появиться —
выбирать —
заплатить —
торопиться —
7. Определи время, лицо, число.
Ты бежал —________________________. Дети играют _________________________.
8. Что обозначает глагол?
9. К данным глаголам припиши синонимы.
Смотреть— ______________________.
готовить (обед) — ________________________.
Диктант.
Зимой и весной.
В декабре установился прочный снежный покров. Застыл говорливый ключ. Крепкий лед сковал реку. В
глубокий сон погрузились деревья. В зимнем лесу лесной житель держится в ельнике. Но долгая зима
проходит, близится весна, и природа оживает.
Хорошо весной в лесу! Воздух чистый, легкий, пахнет молодым листом, прелой землей. От душистого
аромата голова кружится. Дышишь глубоко и радуешься теплу. Скоро начнут гнездиться птицы, и
лес наполнится тысячами звуков. (68)
Грамматическое задание.
1. Подчеркните глаголы и обозначьте в них суффиксы.
2. Есть ли в тексте глаголы в неопределенной форме? Если есть, подчеркните ( ===).
3. Задание на выявление способности к самостоятельному выводу, обобщению.
Проверочная работа по теме «Глагол»
1вариант
1.Вставь окончание, в скобках напиши неопределённую форму, укажи спряжение.
Ребята пол.. т (____________)грядки.
Дерево осенью сброс..т (__________________) листву.
Пастух загон..т (__________________) стадо на поле.
Кузнечики стрекоч…т (_______________в траве.
Ты не обид… (__________________) товарища.
Вова подбрасыва.. т (___________________) мяч.
Доярки до..т (_____________________) коров.
2. Поставь глагол в нужное лицо и число, определи спряжение.
Писать (1л, мн.ч)_______________________
Смотреть (3л, мн.ч)_____________________
Сеять(2л, мн.ч)___________________________
Зависеть(3л, ед.ч)______________________
3.Подчеркни глаголы— исключения, напиши ещё 1.
Посмотреть, поглядеть, думать, крутить, вертеть, любить, брить, прыгать, вздохнуть, увидеть, веять, обижать, лаять.______________________
2 вариант
1.Вставь окончание, в скобках напиши неопределённую форму, укажи спряжение.
Колхозники кос.. (____________)траву.
Папа встрет.. т(___________________________) маму на вокзале.
Пастух загон..т (__________________) стадо на поле.
Куры кудахч..т (__________________) во дворе.
Ты держ .. (__________________) своё слово?
Стёпа встреча.. т(___________________) маму с работы.
Доярки до..т (_____________________) коров.
2. Поставь глагол в нужное лицо и число, определи спряжение.
Читать (1л, мн.ч)_______________________
Терпеть (3л, мн.ч)_____________________
Веять(2л, мн.ч)___________________________
Обидеть (3л, ед.ч)______________________
3.Подчеркни глаголы— исключения, напиши ещё 1.
Подслушать, крутить, любить, стелить, вертеть, вздохнуть, дышать, глядеть, сеять, подгонять, ненавидеть, зависеть.______________________
Тест №1 при изучении темы: «Правописание безударных окончаний глаголов»
1. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…
1) что делал? что сделал?2) что сделает? что будет делать?3) что делать? что сделать?
2. Выбери в словосочетаниях глаголы в неопределенной форме.
1) работает добросовестно 5) приступить к работе
2) приятно посмотреть 6) пошел медленно
3) трудно построить 7) пообедать вовремя
4) чистит аккуратно гуляет ежедневно
3. Какие глаголы изменяются по лицам?
1) Глаголы прошедшего времени.2) Глаголы настоящего времени.3) Глаголы будущего времени.
4. Как определить лицо глагола?
1) По числу.2) По окончанию.3) По местоимению.4) По вопросу.
5. На какие вопросы отвечают глаголы первого лица единственного числа?
1) Что я делаю?2) Что ты делаешь?3) Что он делает?
6. Если глагол отвечает на вопросы: что он делает? что они делают?, то какого он лица?
1) Первого лица.2) Второго лица.3) Третьего лица.
7. Выбери глаголы второго лица.
1) мы восхищаемся 4) ты поздравляешь 2) они мечтают 5) он приобретает
3) вы расцветаете 6) я советуюсь.
8. Глаголы какого лица имеют окончания -ешь, -ишь?
1) Первого лица.2) Второго лица.3) Третьего лица.
9. Глаголы какого спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (ют)?
1) Первого спряжения.2) Второго спряжения.
10. Какие окончания имеют глаголы второго спряжения? 1) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)? 2)-у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят)?
11. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
1) Проспрягать его.2) Изменить по лицам и числам.3) Определить спряжение.
12. Как можно определить спряжение глагола? 1) По вопросу.2) По форме третьего лица множественного числа.3) По форме первого лица единственного числа.4) По неопределенной форме.
Тест №2
1. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных личных окончаний глаголов.
1) Смотрю, на что оканчивается неопределенная форма глагола.
2) Нахожу глагол с безударным личным окончанием.
3) Ставлю глагол в неопределенную форму.
4) Определяю спряжение глагола: если неопределенная форма оканчивается на -итъ, это глагол II спряжения — значит, пишу и; если неопределенная форма оканчивается не на -итъ, это глагол I спряжения — значит, пишу е.
2. Укажи глаголы с буквой е в окончании.
1) подума…шь 3) ответ…шь 5) выступ…шь 2) послуша…шь 4) запомн…шь 6) передела…шь
3. В каких пословицах в окончании глаголов пишется буква е?
1) Дружная семья и землю превраща…т в золото. 2) Скромность украша…т человека.
3) Труд корм…т, а лень порт…т. 4) От гнева старе…шь, от смеха молоде…шь.
4. Укажи глаголы-исключения II спряжения.
1) вертеть 4) дышать 7) слушать 10) алеть
2)зеленеть 5) пахать 8)вечереть 11)гнать
3) смотреть 6) слышать 9) обидеть 12) терпеть
5. Выбери глаголы I спряжения.
1) плава…т 4) подход…т 7) заработа…т
2) чист…т 5) опута…т натян…тся
3) вид…т 6) прицеп…т 9) вырв…т
6. Определи спряжение глаголов.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоня…шь стаи туч.
Ты волну…шь сине море,
Всюду ве…шь на просторе.
(А. Пушкин)
1) Первое спряжение.
2) Второе спряжение.