Тест
Служебные части
речи
1.
Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении: Как (н..) старались
китайцы сохранить тайны бумаговарения, их раскрыли.
А) ни (слитно),
Б) ни (раздельно),
В) не (раздельно),
Г) не (слитно),
Д) не (через дефис).
2. Укажите предложение, в котором есть отрицательная частица НЕ.
А) Нельзя было (н..)почувствовать сурового великолепия северной природы.
Б) Скучен день до вечера, коли делать (н..)чего.
В) Олжас сохранял спокойствие (н..)возмутимое.
Г) Как (н..)старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение.
3. Слитно пишутся предлоги:
А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,
Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,
В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,
Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,
Д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости.
4. Укажите вариант с написанием слова через дефис:
А) не было ни(у)кого,
Б) рассказать кое(про)кого,
В) были(же) случаи,
Г) (кое)какой товар,
Д) пришел ни(с)чем.
5. Определите предложение, в котором частица пишется раздельно:
А) Тебе(ль) с ним тягаться!
Б) «Точно так(с),» — промолвил Петр.
В) В последние дни погода была довольно(таки) сырая.
Г) Книгу(то) ты прочел?
Д) А роман все(таки) хорош!
6. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно:
А) Помириться с ним он все(таки) не захотел.
Б) Необходимо прийти (во)время.
В) Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу.
Г) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
7. Укажите сложносочиненное предложение с противительным союзом:
А) Мы собирались ехать за город, наши родственники, гостившие у нас в это лето,
также захотели ехать с нами.
Б) На реке было холодно и ветрено, зато рыба клевала.
В) Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые
годы.
Г) То птица из-под ног у них вспорхнет, то краснобокая лисица в кусты цветущие
нырнет.
Д) Раздался треск, да стон перенесся через поле.
8.
Укажите сложносочиненное предложение с разделительным союзом:
А) Еще напор, и враг бежит.
Б) Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.
В) Вздрагивали оконные рамы, а в печных трубах дико завывало.
Г) Его не тянуло к подушке, однако ж он уперся локтем в нее.
Д) Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.
9. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:
А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.
Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и
приподнятым.
В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.
Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.
Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.
10. Какие частицы пишутся через дефис?
А) –бы, -ли, -же, -нибудь,
Б) –бы, -ли, -ка, -то,
В) -нибудь, -ка, либо-, -то,
Г) –бы, -ка, кое-, -нибудь,
Д) –же, -либо, -бы, -ка.
11.
Укажите предложение с частицей НИ
A) Герасим ничего (н..) слыхал.
Б) Звезды (н..) озаряли трудный путь.
В) (Н..) одной тучки не было на небе.
Г) (Н..) верьте словам, верьте только делам.
Д) Мать (н..) сводила глаз с милых сыновей своих.
12.
Выберите пример, в котором правильным является раздельное написание.
А)
Молод, (за)то талантлив.
Б) Может, птица какая-нибудь (в)роде цапли.
В) Его ценят (за)то, что умен.
Г) Предмет (на)подобие куба.
Д) (По)утру я всегда чувствую себя лучше.
13. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
А) (не)прерывное
(не)домогание
Б) мне
это вовсе (не)интересно
В) (не)вежда
Г) это
было (не)избежно
14.
НИ пишется в предложении
А)
Он не знал н.. правил, н.. простейших теорем.
Б)
Он не мог н.. слышать своего собеседника.
В)
На вид он казался ничуть н.. моложе брата.
Г)
Выбирай подарок н.. по цене, а по ценности.
Ответы:
1 |
Б |
2 |
А |
3 |
Г |
4 |
Г |
5 |
А |
6 |
В |
7 |
Б |
8 |
Б |
9 |
Г |
10 |
В |
11 |
В |
12 |
В |
13 |
Б |
14 |
А |
Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Вариант 1.
Часть А
-
Найдите неправильное утверждение:
-
Союз – это неизменяемая часть речи.
-
Союзы не являются членами предложения.
-
Союзы не связывают между собой однородные члены предложения.
-
Союзы связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.
-
Найдите предложение с междометием, выражающим побуждение, команду, приказ.
-
Караул! Разбой!
-
О Родина, о новый с златою крышей кров.
-
Ах, постой на косогоре королевой у плетня.
-
Прощай, прощай! В пожарах лунных дождусь ли радостного дня?
-
В каком предложении употреблён сочинительный союз?
-
Он не мог ответить, потому что не был готов к уроку.
-
Я не хочу, чтобы кто-то пострадал.
-
Студенты думали о том, как сдать сессию.
-
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.
-
Как должны стоять запятые в данном предложении:
Слова (1) то шелестят (2) как шелестят под ветром шёлковые травы (3) то бормочут (4) как родники (5) с прозрачной водой (6) то тихонько позванивают.
а)1, 2, 3, 4, 5, 6 б)1, 2, 3, 6 в) 2, 3, 4, 5, 6 г) 2, 3, 4, 6.
-
Укажите предложение, в котором частица пишете через дефис.
а) Ну что(за) шейка, что(за) глазки! б) Знал(бы) ты, как красив был закат! в) Ну(ж) был денёк!
г) Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?
6. В каком ряду все предлоги пишутся слитно?
а) (в)виду непогоды, (в)следствие снегопада, (во)преки требованиям
б) иметь (в)виду, (в)заключение вечера, (в)течение занятия
в) (на)перекор стихиям, (в)близи станции, (из)за дождя
г) (в)силу обстоятельств, (на)встречу трамваю, (по)мере накопления
7. Укажите предложение с производным предлогом:
1) В течени… последнего лета я много путешествовал. 2) Лодку пришлось тащить по берегу, потому что в течени… реки были опасные пороги.
8. Какой по значению сочинительный союз употреблен в предложении: Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто (И.С. Тургенев)?
1) соединительный;
2) разделительный;
3) противительный.
9. В каком предложении употреблен союз со значением цели?
1) И сердце по-старому бьется, как билось в далекие дни (С.А. Есенин).
2) Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать приметы.
10. В каком предложении употреблен союз зато?
1) Он спрятался (за)то дерево.
2) Он поработал много, (за)то добился цели.
11. Укажите верное написание (от)того в предложении: (От)того здания вам нужно свернуть налево и пойти вдоль шоссе.
1) слитно;
2) раздельно.
Часть В
Спишите текст , вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Выполните задания к тексту.
1. Это была маленькая пёстрая рыбка, очень похожая своей золотисто(палевой), в красных пятн..шках расцветкой на гольянов — самую нарядную рыбёшку северных мест. 2. Вот только голова у Красавки была большая, (не)померно толстая, и, наверно, из(за) этого те(же) самые гольяны, которые жили в тихой зав..ди у берега, (ни)когда (не)загляд..вали к ней на быстринку.
3. Быстринка — самая маленькая веточ..ка-протока, оторвавшаяся от пен..стого порога. 4. От главной реч..ной дороги, по которой гуляют большие рыбы, её отделяет серый ноздр..ватый валун. 5. (С)верху валун густо забрызган белыми пяти..ми: на нём постоянно вертят..ся трясогу..ки, а под валуном — пр..моины, спасительные промоины с холодной ключ..вой водой. 6. Жарко — ныряй в пр..моины, разр..зилась буря-(не)погода и опять выручают промоины 7. А главное — где бы она укрывалась от врагов?
8. Врагов много. 9. Враги со всех сторон. 10. Зубастые щуки, разбойники окуни, налимы пр..творщики и даже ерши. 11. Ужасные нахалы! 12. Подойдут скопом к быстринке, разв..рнутся, как для нападения, и стоят, (не)смотря на время, выж..дают.
13. (В)виду этого Красавка (ни)на шаг от своей быстринки. 14. С утра она ловила букашек и пауков, которых пр..носило течением, а затем, если было солнечно, играла: то по..талкивала нос..ком искромётные камешки на дне, то прыгала за изумрудными стрекозами, а иногда, забавы ради, даже кидалась на какого-нибудь зазевавшегося малька.
15. В общем, ей нравилось жить на весёлой быстринк.. . (По Ф.Абрамову)
Задания
1. Из второго предложения выпишите частицы, определите их разряд по значению.
2. Из предложений 12—15 выпишите предлоги и сделайте их морфологический разбор.
3. Сделайте разбор по составу слов, имеющих приставки, из 5-го предложения.
Часть С.
Рассказать о междометиях и звукоподражательных словах.
Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Вариант 2.
Часть А
-
Найдите неправильное утверждение:
-
Предлог – это служебная часть речи.
-
Предлог употребляется с существительными, числительными и местоимениями.
-
Предлог является членом предложения.
-
Предлоги бывают простыми и составными.
-
Найдите предложение с междометием, выражающим эмоции:
-
О, город! О, ветер! О, снежные бури!
-
Леса прибрежные ответствуют мне: «Здравствуй!»
-
Чу… вдруг раздался рога звон…
-
Часы тоскливо стучат: тик-так, тик-так.
-
В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не расставлены)?
-
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
-
Не то было раннее утро, не то уже наступил вечер.
-
Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.
-
Солнце заблистало и наступило утро.
-
В каком предложении неправильно поставлены запятые?
а) Было так тихо, будто город вымер.
6) Старик следил чтобы, я правильно записывал его слова.
в) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
г) Месяц светил так, что была видна каждая травинка.
-
Укажите предложение, в котором пишется частица НИ.
а) Он никого (н..)ждал. б) Комар носу (н..)подточит. в) Мы (н..)раз любовались этой панорамой.
г) В комнате (н..)души.
-
В каком предложении(предложениях) (В)ТЕЧЕНИЕ является существительным с предлогом?
а) Учащиеся хорошо занимались (в)течени.. всех уроков.
б) (В)течени.. всего года мы много занимались.
в) (В)течени.. этой реки происходят изменения.
г) Работа налажена (в)течени.. нескольких лет.
7. Укажите слитное написание ввиду:
1) (В)виду засухи надежды на урожай были плохие. 2) Мы имели (в)виду новую книгу, а не старую.
8. Какой по значению подчинительный союз употреблен в предложении: Чтобы вода не заливала огонь, пришлось подкладывать в костры побольше дров (В.К. Арсеньев)?
1) целевой;
2) причинный;
3)временной.
9 . В каком предложении употреблен союз со значением времени?
а) Я бы от души рассмеялась, если бы мне не хотелось плакать. б) Очнулся он, когда солнце уже стояло высоко.
10. В каком предложении тоже является союзом?
-
Теплая небесная вода для растений (то)же самое, что для людей любовь.
-
Снегу было мало, снежных буранов (то)же.
11. В каком предложении что(бы) пишется слитно?
-
Мне хотелось самому догадаться, что(бы) посоветовали родители в такой ситуации.
-
Нужно много читать, что(бы) быть образованным человеком.
-
Что(бы) такое прочитать интересное?
-
У него ничего не получалось, что(бы) он не предпринимал.
Часть В
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
Лицейские годы
1. Когда юн..ый Пушкин поступил в Лицей он с головой ушёл в повседневные заботы нового житья. 2. У каждого лиц..иста была своя комната-келья, как остр..умно назвал её буду..щий поэт. 3. В комнате — железная кровать, к..мод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. 4. На конторке — ч..рнильница, гуси..ые перья, подсве..ник и щипцы что(бы) снимать нагар с трескучей сальной свечи.
5. Лиц..исты вставали в шесть часов утра, одевались, шли в зал на молитву потом в класс. 6. Учились с семи до девяти, пили чай и шли на прогулку. 7. С десяти до двенадцати (с)нова учились, обедали, (с)нова гуляли, (с)нова учились, а вечером, в пол..вине девятого, ужинали и до десяти часов каждый зан..мался своим делом. 8. Лицеисты бегали по кор..дору, кто(то) играл в мяч а кто-то зат..вал новые игры. 9. В десять часов вечера расходились по своим комнатам ложились спать.
10. Пушкин (с)начала не нравился товарищам потому(что) он был (само)любивым, раздр..жительным, вспыльчивым. 11. Дома он не привык доверять (ни)кому, (н..)ра..крывал душу (на)распашку и при малейшем намёке на обиду, насмешку мгновен..о пускал в ход свой острый языч..к. 12. Таким(же) он приш..л и в Лицей. 13. Товарищи этого (не)знали и он казался им злым, зад..ристым, (не)приятным.
14. Но (в)скоре пылкое сердце поэта, искрен..ость, чес..ность, весёлость, предан..ость друзьям, бл..стяший ум, талант завоевали любовь всех лиц..истов. 15. Они полюбили его на всю жизнь. 16. Эта дружба возникшая в Лицее сохранялась (в)течени.. всей (не)долгой жизни поэта.
(По Б. Шатилову)
Задания
1. Выпишите союз из первого предложения и сделайте его морфологический разбор.
2. Из предложений 10—13 выпишите союзы и определите их вид.
3. Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
Часть С
Дать определение частицы. На какие разряды и подразряды делятся частицы? Привести по 1-2 примеру каждого разряда.
Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Вариант 3.
Часть А
-
Найдите неправильное утверждение:
-
Междометия — это изменяемые слова.
-
Междометия относятся к значимым частям речи.
-
Междометия используются для выражения эмоций, побуждения, речевого этикета.
-
Междометие не выделяется знаками препинания.
-
Укажите предложения с междометием, служащим для выражения форм речевого этикета:
-
Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, смертная!
-
О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта!
-
Эй, садись ко мне, дружок!
-
И с важной простотой нам отвечает суровый голос: «Нет. Благодарю».
-
Найдите предложение с составным союзом.
-
Он подошёл к окну, чтобы открыть его.
-
Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.
-
Он сидел и писал письмо, в то время как посетитель ждал его в приёмной.
-
В сотый раз я пожалел, что не родился художником.
-
В каком предложении правильно расставлены запятые?
а) Туристы подошли к роднику для того чтобы сделать запас воды на обратную дорогу, и умыться.
б) Целый день шёл дождь, и теперь тоже немного накрапывало.
в) В городе нигде не было ни одной живой души ни единого огня, не слышалось ни возгласа.
г) Солнце закатилось и над городом стояла пыль, золотистая и густая.
-
В каком ряду во всех словосочетаниях частица НЕ пишется раздельно?
а) (н..)с кем (н.-)разговаривал, (н..)с кем было разговаривать б) (н..)с того (н..)с сего, куда (н..)шло
в) (н..)мог (н..)видеть, (н..)кого спросить г) (н..)когда (н..)было, (н..)чего делать
6. В каком ряду все предлоги пишутся слитно?
а) (в)виду болезни, (в)следствие непогоды, (во)преки указанию
б) иметь (в)виду, (в)заключение дня, (в)течение урока
в) (на)перекор стихиям, (в)близи дома, (из)за дождя
г) (в)силу обстоятельств, (на)встречу трамваю, (по)мере накопления
7. В каком предложении слово против является предлогом?
а) Несколько человек в классе высказались против.
б) Лодка медленно двигалась против течения.
8. В каком предложении употреблен союз с условным значением?
1) Если весна не слишком поздняя, то прилетная птица начинает понемногу показываться (С.Т. Аксаков).
2) Чтобы достичь Магадана на корабле, надо пересечь с юга на север Охотское море.
9. Какой по значению подчинительный союз употреблен в предложении: Надя почувствовала, что она тут лишняя, и побежала на кухню»!
1) причинный;
2)временной;
3) изъяснительный
10. В каком предложении (и)так пишется слитно?
1) Он говорил много (и)так громко, что все было слышно.
2) (И)так, все кончено, мы расстаемся навсегда.
11. Объясните правильное написание (по)тому в предложении: (По)тому берегу реки медленно двигалась груженая машина.
1) потому — всегда пишется слитно;
2) по тому — всегда пишется раздельно;
3) по тому — здесь предлог по с местоимением тому, поэтому пишется раздельно.
Часть В
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Выполните задания к тексту.
1. Это была маленькая пёстрая рыбка, очень похожая своей золотисто(палевой), в красных пятн..шках расцветкой на гольянов — самую нарядную рыбёшку северных мест. 2. Вот только голова у Красавки была большая, (не)померно толстая, и, наверно, из(за) этого те(же) самые гольяны, которые жили в тихой зав..ди у берега, (ни)когда (не)загляд..вали к ней на быстринку.
3. Быстринка — самая маленькая веточ..ка-протока, оторвавшаяся от пен..стого порога. 4. От главной реч..ной дороги, по которой гуляют большие рыбы, её отделяет серый ноздр..ватый валун. 5. (С)верху валун густо забрызган белыми пяти..ми: на нём постоянно вертят..ся трясогу..ки, а под валуном — пр..моины, спасительные промоины с холодной ключ..вой водой. 6. Жарко — ныряй в пр..моины, разр..зилась буря-(не)погода и опять выручают промоины 7. А главное — где бы она укрывалась от врагов?
8. Врагов много. 9. Враги со всех сторон. 10. Зубастые щуки, разбойники окуни, налимы пр..творщики и даже ерши. 11. Ужасные нахалы! 12. Подойдут скопом к быстринке, разв..рнутся, как для нападения, и стоят, (не)смотря на время, выж..дают.
13. (В)виду этого Красавка (ни)на шаг от своей быстринки. 14. С утра она ловила букашек и пауков, которых пр..носило течением, а затем, если было солнечно, играла: то по..талкивала нос..ком искромётные камешки на дне, то прыгала за изумрудными стрекозами, а иногда, забавы ради, даже кидалась на какого-нибудь зазевавшегося малька.
15. В общем, ей нравилось жить на весёлой быстринк.. . (По Ф.Абрамову)
Задания
1. Из второго предложения выпишите частицы, определите их разряд по значению.
2. Из предложений 12—15 выпишите предлоги и сделайте их морфологический разбор.
3. Сделайте разбор по составу слов, имеющих приставки, из 5-го предложения.
Часть С
Дать определение предлога. На какие разряды и подразряды делятся предлоги? Привести по 1-2 примеру каждого разряда.
Тест
Служебные
части речи 10 класс
1. Выберите правильное утверждение:
А) Служебные части речи имеют лексическое
значения.
Б) Служебные части речи не выполняют
самостоятельно никакой роли в предложении В) Служебные части речи называют
предмет
Г) Служебные части речи называют
признак предмета
2. Какую функцию выполняет предлог?
А) Связывает однородные члены
предложения Б) Выражает зависимость одних самостоятельных частей речи от
других В) Связывает простые предложения в составе сложных Г) Придает
дополнительные оттенки словам и предложениям
3. Какую функцию союз не выполняет?
А) Связывает однородные члены
предложения Б) Связывает слова В) Связывает простые предложения в составе
сложных Г) Придает дополнительные оттенки словам и предложениям
4.В каком словосочетании выделенное
слово является предлогом
А)позади трамвая Б)ехать впереди
В)расположиться вблизи Г)находиться внутри
5. Слитно пишутся предлоги:
А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,
Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,
В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,
Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,
6. Укажите вариант с написанием слова через дефис:
А) не было ни(у)кого, Б) рассказать кое(про)кого, В) были(же) случаи,
Г) (кое)какой товар
7. Определите предложение, в котором частица пишется раздельно:
А) Тебе(ль) с ним тягаться! Б) В последние дни погода была довольно(таки)
сырая.
В) Книгу(то) ты прочел? Г) А роман все(таки) хорош!
8. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется
раздельно:
А) Помириться с ним он все(таки) не захотел.
Б) Необходимо прийти (во)время.
В) Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу.
Г) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
9. Какие частицы пишутся через дефис?
А) –бы, -ли, -же, -нибудь, Б) –же, -ли,
-ка, -то, В) -нибудь, -кое, либо-, -то,
Г) –бы, -ка, кое-, -нибудь,
10. Выберите пример, в котором правильным является
раздельное написание.
А) Молод, (за)то талантлив.
Б) Может, птица какая-нибудь (в)роде цапли.
В) Его ценят (за)то, что умен.
Г) Предмет (на)подобие куба.
Тест
Служебные
части речи 10 класс
1. Выберите правильное утверждение:
А) Служебные части речи имеют
лексическое значения.
Б) Служебные части речи не выполняют
самостоятельно никакой роли в предложении В) Служебные части речи называют
предмет
Г) Служебные части речи называют
признак предмета
2. Какую функцию выполняет предлог?
А) Связывает однородные члены
предложения Б) Выражает зависимость одних самостоятельных частей речи от
других В) Связывает простые предложения в составе сложных Г) Придает
дополнительные оттенки словам и предложениям
3. Какую функцию союз не выполняет?
А) Связывает однородные члены
предложения Б) Связывает слова В) Связывает простые предложения в составе
сложных Г) Придает дополнительные оттенки словам и предложениям
4.В каком словосочетании выделенное
слово является предлогом
А)позади трамвая Б)ехать впереди
В)расположиться вблизи Г)находиться внутри
5. Слитно пишутся предлоги:
А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,
Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,
В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,
Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,
6. Укажите вариант с написанием слова через дефис:
А) не было ни(у)кого, Б) рассказать кое(про)кого, В) были(же) случаи,
Г) (кое)какой товар
7. Определите предложение, в котором частица пишется раздельно:
А) Тебе(ль) с ним тягаться! Б) В последние дни погода была довольно(таки)
сырая.
В) Книгу(то) ты прочел? Г) А роман все(таки) хорош!
8. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется
раздельно:
А) Помириться с ним он все(таки) не захотел.
Б) Необходимо прийти (во)время.
В) Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу.
Г) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
9. Какие частицы пишутся через дефис?
А) –бы, -ли, -же, -нибудь, Б) –же, -ли,
-ка, -то, В) -нибудь, -кое, либо-, -то,
Г) –бы, -ка, кое-, -нибудь,
10. Выберите пример, в котором правильным является
раздельное написание.
А) Молод, (за)то талантлив.
Б) Может, птица какая-нибудь (в)роде цапли.
В) Его ценят (за)то, что умен.
Г) Предмет (на)подобие куба.
14 апреля 2023
В закладки
Обсудить
Жалоба
Тест по теме «Служебные части речи»
12 заданий.
sl-r.docx
sl-r.pdf
1. В каком предложении нет предлога?
1) «Я насчёт кошки»,- сказала девочка.
2) Под лежачий камень вода не течёт.
3) Криком ворон пугают, а не дела решают.
4) Он продолжал путь, несмотря на усталость.
2. Какой предлог является непроизводным?
1) в течение
2) насчёт
3) виду
4) по
3. Укажите пример раздельного написания предлога.
1) читал (в)продолжение часа
2) двигаться (на)встречу тебе
3) не прийти (в)следствие непогоды
4) говорить (на)счёт соревнований
4. Укажите союз:
1) не смотря в книгу;
2) те;
3) потому что;
4) поэтому;
5.Укажите пример слитного написания союза
1) (потому) что;
2) (за)то
3) (как) будто
6. Найдите соответствия:
1) либо, или, то … то □ противительные союзы
2) да (=и), не только но и, также …□ соединительные союзы
3) зато, однако, но □разделительные союзы
7. Укажите ряд, в котором перечислены только союзы:
1) вряд ли, же, потому что, зато;
2) хотя, если, пусть, раз;
3) но, либо, потому что
8. Части какого предложения связаны сочинительным союзом?
1) Что легко достаётся, то дёшево ценится.
2) Говорил день до вечера, а слушать нечего.
3) Спела бы рыбка песенку, когда б голос был.
9. Слитно пишутся слова в предложениях:
1) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
2) Не (за) то волка бьют, что сер, а (за) то, что овцу съел.
3) Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.
4) Он то(же) светился радостью.
10. Выделите предложения с частицами.
1) Пусть сильнее грянет буря!
2) Давайте послушаем песню.
3) Ну, кумушка-лисичка!
4) Рад бы в рай, да грехи не пускают
11. Отметьте предложения, в которых во всех случаях пишется «не>
1) Его рассказ н… к селу н…к городу.
2) За двумя зайцами погонишься – н… одного н… поймаешь.
3) Я н__ мог н__ рассмеяться, услышав его рассказ.
12. Найдите предложения с формообразующей частицей
1) На чужом коне далеко не уедешь.
2) Куда б ворона ни полетела, везде она будет хуже сокола.
3) Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
4) И на нашей улице будет праздник.
Ответы
1) 3
2) 4
3) 1
4) 3
5) 2
6) 2
7) 3
2
9) 1,4
10) 1.2,4
11) 3
12) 2,3
Дата занятия: 17.02.2021
Группа: ПК2
Дисциплина: Русский язык
Тема занятия: «Служебные части речи»
Задание1. Урок1.
Ответить письменно на вопросы теста:
1. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении: Как ни старались китайцы сохранить тайны бумаговарения, их раскрыли.
А) ни (слитно),
Б) ни (раздельно),
В) не (раздельно),
Г) не (слитно),
Д) не (через дефис).
2. Укажите предложение, в котором есть отрицательная частица НИ.
А) Нельзя было (н..)почувствовать сурового великолепия северной природы.
Б) Скучен день до вечера, коли делать (н..)чего.
В) Олжас сохранял спокойствие (н..)возмутимое.
Г) Я тебя (н..)кому в обиду (н..)дам.
Д) Как (н..)старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение.
3. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении: Покорно, как ребенок, он слез с коня и остановился (н..)жив (н..)мертв перед Тарасом.
А) не (через дефис),
Б) ни (раздельно),
В) ни (слитно),
Г) не (слитно),
Д) не (раздельно).
4. Слитно пишутся предлоги:
А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,
Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,
В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,
Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,
Д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости.
5. Определите, в каком из предложений нет формообразующей частицы:
А) Что это она все смеется?
Б) Трудно представить, что бы со мною случилось.
В) Пусть бор бушует под дождем.
Г) Да здравствуют знания!
Д) Давайте завтра отправимся в парк.
6. Укажите вариант с написанием слова через дефис:
А) не было (ни)у(кого),
Б) рассказать кое(про)кого,
В) были(же) случаи,
Г) (кое)какой товар,
Д) пришел (ни)с(чем).
7. Определите предложение, в котором частица пишется раздельно:
А) Тебе(ль) с ним тягаться!
Б) «Точно так(с),» — промолвил Петр.
В) В последние дни погода была довольно(таки) сырая.
Г) Книгу(то) ты прочел?
Д) А роман все(таки) хорош!
8. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно:
А) Помириться с ним он все(таки) не захотел.
Б) Необходимо прийти (во)время.
В) Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу.
Г) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
Д) Смотри, кума, что(бы) не осрамиться.
9. Определите разряд модальных частиц в предложении:
Память оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда.
А) указательные,
Б) вопросительные,
В) уточняющие,
Г) усилительные,
Д) восклицательные.
10. Укажите ССП с противительным союзом:
А) Мы собирались ехать за город, наши родственники, гостившие у нас в это лето, также захотели ехать с нами.
Б) На реке было холодно и ветрено, зато рыба клевала.
В) Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
Г) То птица из-под ног у них вспорхнет, то краснобокая лисица в кусты цветущие нырнет.
Д) Раздался треск, да стон перенесся через поле.
Тема занятия: «Прямая речь»
Задание2. Урок2.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составь схемы предложений.
1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник
4) Не стоит мне уже лучше перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.
2. Не списывая, составь схемы.
1. Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда».
2. “Там, в лесу, стоит одна, — отвечает ей она.
3. Вот из моря вылез старый Бес: “Зачем ты, Балда, к нам залез?”
4. “Я не сержуся, — тихо молвила она.
5. Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа!»