Проверочная работа по теме слово как часть речи 4 класс перспектива

Ф. И. __________________________________________________

Тест по теме: «Слово как часть речи»

Вариант 1.

1. Выбери части речи. Подчеркни их:

Имя существительное, корень, местоимение, предлог, сказуемое, союз, суффикс, глагол, имя прилагательное.

2. Распредели слова по группам (частям речи). Запиши каждую группу на отдельной строке:

Желание, желать, желанный, интересный, интерес, интересоваться, командир, командовать, командирский.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Разбери предложение по членам предложения. Укажи,  какой частью речи выражен каждый член предложения:

В   цирке   выступают   весёлые   клоуны.

4. Образуйте с каждым корнем одно имя существительное, одно имя прилагательное и один глагол:

Весел- : __________________________________________________________

Чёрн- : ___________________________________________________________

5. Найди ошибки, исправь их:

Вчера  я  прощялся  с  осеним  лесом.  Берёски-падружки  стояли  молча.

Листочьки  одиноко  пылали  на  сонце.  Они готовы  были  упасть  с  берёзки

и  лететь  по  трапинке  в  чащю.  Листочки  осины,  липы,  ясеня  лижали

пышным  кавром.

Ф. И. __________________________________________________

Тест по теме: «Слово как часть речи»

Вариант 2.

1. Выбери части речи. Подчеркни их:

Имя прилагательное, местоимение, подлежащее, приставка, глагол, имя существительное, предлог, корень, союз.

2. Распредели слова по группам (частям речи). Запиши каждую группу на отдельной строке:

Свободный, освободить, свобода, тревога, тревожный, тревожиться, разбогатеть, богатство, богатый.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Разбери предложение по членам предложения. Укажи, какой частью речи выражен каждый член предложения:

Осенние  листья  сорвались   с  деревьев.

4. Образуйте с каждым корнем одно имя существительное, одно имя прилагательное и один глагол:

Син — : __________________________________________________________

Ход — : ___________________________________________________________

5. Найди ошибки, исправь их:

Хорошо  в  осенем  лесу!  Самый  тихий  звук  разнасился  долеко  по

окресности.  Паслышался хруст.  Это лось  зацыпился  за  дерево  ветвистыми

рагами.  Со  стороны  болота  потенуло  прохладой.  Под  свист ветра

налетела  тучя.  Пошёл  дождь  со  снегом.

Спецификация
контрольной работы по
русскому языку в 4 классе по
теме: «Слово как часть речи».

(2020/2021
учебный год)

1.Назначение работы:

Контрольная  работа позволяет осуществить объективную индивидуальную оценку учебных
достижений обучающихся по прочности усвоения материала по теме: «Слово как
часть речи»: знание определений частей речи, умение соотносить слово с частью
речи, умение самостоятельно подбирать и составлять слова по заданным
параметрам.

Содержание
контрольной работы определяется Кодификатором предметных и метапредметных
умений для начального общего образования.

2.     
Условия
проведения проверочной работы:

На выполнение работы
отводится 40 минут.

Проведение работы в бланковой
форме.

3.     
Дополнительные материалы
и оборудование

При проведении работы  дополнительное
оборудование: линейка, простой карандаш.

4. Структура
диагностической работы

Вариант контрольной работы
состоит из одной части, которая включает 10 заданий с самостоятельным
выполнением задания  и с  выбором ответа.

Максимальный балл за работу – 54.

5.Кодификаторы
контрольной работы

задания

Проверяемые предметные
результаты обучения

Код

1, 2

Части речи.

4.1

3

Деление частей речи.

4.1

4

Овладение
понятием «родственные (однокоренные) слова».

2.1

5

Изменение существительных по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное.

4.2.6

6

Изменение
прилагательных по родам, числам.

4.3.2

7

Синтаксический разбор предложения (для заданий повышенного уровня сложности).

5.10

8

Наблюдение
за использованием в речи антонимов.

3.5

9

Наблюдение
за использованием в речи синонимов.

3.5

10

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного языка. Определение
места ударения в словах.

1.9

задания

Проверяемые метапредметные результаты обучения

Код

2

Проводить анализ, синтез.

2.7

3

Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение.

2.3

4, 5, 6

Действовать по алгоритму.

2.15

7

Использовать знаковосимволические (графические) средства и модели при решении учебнопрактических задач.

2.13

8, 9

Создавать собственные тексты (слова) , применять информацию из заданного текста при решении учебнопрактических задач.

2.12

6. Критерии оценивания

Проверяемые предметные и метапредметные
результаты

Номера

заданий

Баллы

Части речи.

Проводить анализ, синтез.

1,2

2

3+3

3

Деление частей речи.

Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение.

3

3

3

Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова».

Действовать по алгоритму.

4

3

3

Изменение существительных по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное.

Действовать по алгоритму.

5

3

3

Изменение прилагательных по родам, числам.

Действовать по алгоритму.

6

3

3

Синтаксический разбор предложения (для заданий
повышенного уровня сложности).

Использовать знаково-символические
(графические) средства и модели при решении учебно-практических задач.

7

3

3

Наблюдение за использованием в речи антонимов.

Создавать собственные тексты
(слова) , применять информацию из заданного текста при решении
учебно-практических задач.

8

3

3

Наблюдение за использованием в речи синонимов.

Создавать собственные тексты
(слова) , применять информацию из заданного текста при решении
учебно-практических задач.

9

3

3

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Определение места ударения в
словах.

10

3

Максимальное количество баллов – 54 .

0–
задание не выполнено

1–
задание выполнено не полностью, допущена ошибка (ошибки)

2–
задание выполнено полностью, но с недочетом (с недочетами)

3 –
задание выполнено полностью и правильно

Доля фактических баллов от
максимально возможного количества, %

Отметка

Уровень

0 – 50

2

низкий

51 – 70

3

средний

71 – 90

4

повышенный

91 – 100

5

высокий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
: «Слово как часть речи»

1.Выберите
верный ответ.

А) Части
речи – это имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол,
предлог, союз.

Б) Части речи – это приставка,
корень, суффикс, окончание, основа.

2.Определи части речи, надписав их
над словами.

Полосатую, тянутся, северу, щёлканье,
бегун, мышей,

ядовитую, рассвет, от, мы, прячутся,
в, облаках.

3.Распредели слова по группам (частям
речи), записав каждую группу с красной строки.

Хороший, похорошеть, синева,
синенький, синеть, далёкий, даль, удалить, ласка, ласковый, ласкать.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

4.Образуйте с каждым из данных корней
одно имя существительное, одно имя прилагательное и один глагол. Запиши все
получившиеся слова в таблицу.

корень слова

сущ.

прил.

гл.

ВЕСЕЛ-

ЧЁРН-

СИН-

5.Определи падеж имен существительных
(надпиши падеж над словом).

В середине осени,  на кончике ветки,  от
опушки к опушке,  летел на самолёте,  на крыше беседки.

6. Определи род и число имён
прилагательных (надпиши род и число НАД именем прилагательным).

Жгучий мороз,  за редким леском, 
поздняя осень,  младший

брат,  зимним вечером,  могучий дуб.

7. Сделай синтаксический разбор
предложения.

Ласковое осеннее солнце осветило
берёзовую рощу. (____________________________________________)

8. Подбери антоним к слову.

Радость — _________________________.

Приехать — ________________________.

Тонкий — __________________________.

Мягкий — __________________________.

9. Подбери синоним к слову.

Пища — ___________________________.

Шалить — _________________________.

Буря — ____________________________.

Маленький — _______________________.

10. Поставь правильно ударение в
словах.

Щавель,  квартал,  звонит,  банты.

Русский язык — Тренировочные и проверочные работы 4 класс к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной — С. Ю. Михайлова 2015

1. Вставьте, где надо, пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Подчеркните в тексте все известные вам местоимения.

Звучит футбольный марш. Я л_гко, не спеша выб_гаю на поле. За мной ше_ствует вратарь и вся к_манда. Св_сток! Игра нач_лась. Я отдаю мяч_ направ_, получаю обратно… Резкий рывок вперёд, навешиваю в центр, удар головой! Рядом со штангой. Ничего, это пока только пристрелка. Диктор об_являет составы к_манд. После моей ф_милии трибуны взрываются бурными приветствиями. Меня любят. Я отвеч_ю молниеносным сольным проходом. Обв_жу одн_го, вт_рого, третьего, четвёртого… Закручиваю. Вратарь отб_вает кул_ком, а я — тут как тут. Пушеч_ный удар левой! Дело сделано!

Я встаю, подх_жу к тел_визору и переключ_ю его на вторую програм_у. Звучит марш «В хок_ей играют настоящие му_чины». Я легко, не спеша выкатываюсь на лёд…

(По Г. Иоффе)

Запишите тему текста и его главную мысль.

Тема: …

Главная мысль: …

Ответ:

Игра

Звучит футбольный марш. Я легко, не спеша выбегаю на поле. За мной шествует вратарь и вся команда. Свисток! Игра началась. Я отдаю мяч направо, получаю обратно… Резкий рывок вперёд, навешиваю в центр, удар головой! Рядом со штангой. Ничего, это пока только пристрелка. Диктор объявляет составы команд. После моей фамилии трибуны взрываются бурными приветствиями. Меня любят. Я отвечаю молниеносным сольным проходом. Обвожу одного, второго, третьего, четвёртого… Закручиваю. Вратарь отбивает кулаком, а я — тут как тут. Пушечный удар левой! Дело сделано!

Я встаю, подхожу к телевизору и переключаю его на вторую программу. Звучит марш «В хоккей играют настоящие мужчины». Я легко, не спеша выкатываюсь на лёд…

2. Подчеркните в тексте первые пять существительных. К выделенным именам существительным подберите подходящие имена прилагательные. Запишите каждое получившееся словосочетание на отдельной строчке.

Ответ:

марш, поле, вратарь, команда, свисток.

Большое поле

внимательный вратарь

дружная команда

взрослый диктор

огромные трибуны

3. Выпишите из текста пять глаголов, отвечающих на вопрос что делаю?

Ответ:

Выбегаю, отдаю, получаю, навешиваю, отвечаю

4. Заполните таблицу.

Ответ:

Имя существительное: команда, буря, победа, диктор, резкость, игра

имя прилагательное: командный, бурными, победный, диктующий, резкий, игровой

глагол: командуют, бурить, победили, диктовать, резать, играют

5. Вспомните признаки, по которым слова объединяются в большие группы — части речи. Запишите их определения.

Имя существительное …

Имя прилагательное …

Глагол …

Ответ:

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? и т.д. Изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму.

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Проверочная работа № 5. Части речи 1 вариант

1. Подчеркнуть названия частей речи.

Корень, точка, местоимение, союз, приставка, глагол, наречие,

основа, подлежащее.

2. Записать слова, распределив их в три столбика.

Яблоко, вкусный, читаем, ребята, моря, ненастье,

ненастный, объявить, опасный, подъехать, польёт, звёздная.

_________________ __________________ _________________

_________________ __________________ _________________

_________________ __________________ _________________

_________________ __________________ _________________

3. Вставить пропущенные буквы. Надписать над словами

части речи.

Задр__жал, от хол__да, пос__дил дер__вце, пог__стил у

бабушки, пос__дел от старости, прелес__ная птичка,

м__розная п__года, изв__стил телеграм__ой, т__пло от

солнца, пос__ дел на лавочке, сл __ зал сметану, сл__зал с

дерева, извес__ный скр__пач, б__жал по тр..пинке.

4. Подчеркнуть главные члены предложения. Надписать

над словами части речи.

В жаркую летнюю пору пастух выгоняет лошадей на

ночь в поле.

5. К словам, обозначающим признак предмета, подобрать

родственные слова, обозначающие предметы.

Молодая— _____________________, _______________________,

Весёлые — _____________________, _______________________,

Садовые — _____________________, _______________________,

Свет — ________________________, _______________________.

6. Подчеркнуть предлоги.

Мы, нас, под, ах, через, изза, ау, изпод, возле, от, и, но.

7. Записать местоимения с данными предлогами.

около _____________________, к ________________________,

у __________________________, обо______________________,

от__________________________, с________________________ .

8. К данным словам подобрать родственные, относящиеся к

другим частям речи. Сверху указать части речи.

ласка ________________________________________________

опасаться ____________________________________________

улыбчивый ___________________________________________

бездумный ___________________________________________

храбрость____________________________________________

веселье ______________________________________________

болеть _______________________________________________

свист ________________________________________________

9. Над выделенными словами надписать части речи.

Решили лисы кролика запечь,

А кролик из духовки — прыг за печь,

Потом на лавку и в окошко с лавки:

Умчался в лес, где распевали славки.

Дата______ Фамилия______________________ Оценка_____

Проверочная работа № 5. Части речи

2 вариант

1. Подчеркнуть части речи.

Суффикс, сказуемое, прилагательное, предлог, числительное,

существительное, приставка, подлежащее, местоимение.

2. Записать слова, распределив их в три столбика.

Съехать, веселье, объезд, угощение, рассказать, рассказ,

ранний, смешной, угостить, птичьи, зелёная, вьются.

_________________ __________________ _________________

_________________ __________________ _________________

_________________ __________________ _________________

_________________ __________________ _________________

3. Вставить пропущенные буквы. Надписать над словами

части речи.

Л__дяная г__ра, ш__рстяное плат__е, н__совой пл__ток,

извес__ный пл__вец, печь пиро__ки, охотиться на м__дведя,

шурш__т трос__ник, птич__е гн__здо, на кр__ю д__ревни.

4. Подчеркнуть главные члены предложения. Надписать

над словами части речи.

С длинной удочкой в руках я пробирался к реке на

рыбную ловлю.

5. Списать, раскрывая скобки.

(По)сылки (по)сылают (по)почте. Планер (под)нялся

высоко (под)облака. (С)гор уже снега (с)бежали быстрыми

ручьями.

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

6. От данных имён существительных образовать имена

прилагательные.

Море — __________________________________________

тяжесть — ________________________________________

яблоко — _________________________________________

веселье — ________________________________________

известие _______________________________________

ужас — __________________________________________

прелесть — _______________________________________

вкус — ___________________________________________

честность ______________________________________

7. От данных имён существительных образовать глаголы.

Корм __________________________________________

скрип — __________________________________________

свист -___________________________________________

пляска __________________________________________

праздник — ________________________________________

след — ____________________________________________

жалость — _________________________________________

8. Записать начальную форму местоимений.

________________ ему, от него, над ним, о нём.

________________ нас, нами, к нам,

________________ над тобой, тебя, к тебе.

Дата_____ Фамилия_________________________ Оценка____

Тест по русскому языку по теме «Части речи» 4 класс «УМК Перспектива»

1.Заполните пропуски в определениях.

а)Имя существительное-это часть речи, которая обозначает_______________

и отвечает на вопросы_______________________________________________ (приведите2 примера)_____________________________

б) Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает _____________________________ и отвечает на вопросы_________________

( приведите 2 примера)_________________________________

в) Глагол — это часть речи, которая обозначает__________________________ и отвечает на вопросы______________________________________________

( приведите 2 примера)_____________________________

2. В каждом предложении подчеркни имя существительное, к которому относится прилагательное пышный.

а) Люблю я пышное природы увядание.

б) Люблю я пышной природы увяданье.

3. Какой частью речи в каждом предложении является слово печь?

а)В русской избе была печь. (_________________________)

б) Баба стала печь блины (__________________________)

4. Поставь запятые между однородными членами предложения.

Хорошо, что есть на свете Хорошо, что есть на свете

Камень глина и песок! Клещи гвозди молоток!

5. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

Папа сварил кофе. Кофе выпил папа.

6. Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.

Лед,рубить-____________________, сам, сваливать -________________, падать,звёзды__________________________.

7. Отметь крестиком главное слово в словосочетании.

а)несъедобный гриб б) съежился от холода в) вкусный арбуз

г) быстро летает

8. Образуй от имени существительного прилагательное и глагол.

а)цвет_________________________________б)белизна________________________________

9.Подчеркни слова,с неправильным переносом.

Шве-я, май-ка, ле-йка, субб-ота, груп-па, Ю-ля, ши-на.

10. Запиши имена существительные в три столбика – по родам.

Молодость, молоко, пень, тетрадь, стекло, багаж, соль, меч, молодежь, пальто, ключ, слово.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: