Проверочная работа по теме чередующиеся гласные в корне слова 10 класс с ответами

Орфография. Чередующиеся гласные в корне.

1. Вставьте пропущенные гласные.

1) бл_стательный

2) обж_гание

3) расст_лить

4) соч_тать

5) неук_снительно

6) безотл_гательный

7) оз_рять

8) сотв_рение

9) откл_няться

10) пл_вец

11) вск_чить

12) нар_стание

13) отск_чить

14) накл_нять

15) изл_гать

16) бл_стящий

17) проб_раться

18) расст_латься

19) к_саться

20) предл_жить

21) з_рница

22) пог_релец

23) откл_нение

24) пл_вучий

25) пл_вучесть

26) обск_кать

27) произр_стать

28) взр_слеть

29) Р_стислав

30) обл_жение

2. Вставьте пропущенные буквы.

1) прик_снуться – прик_саться, прик_сновение – к_сательная

2) предл_жить – предл_гать

3) распол_житься – распол_гать

4) покл_ниться – кл_няться, накл_ниться – покл_н – раскл_няться

5) тв_рение – тв_рчество – утв_рь

6) заг_релый – заг_р, уг_релый – уг_р, разг_раться – г_реть – г_рь

7) пл_вец – пл_вать, пл_вчиха – пл_вучесть – попл_вок

8) з_рька – з_ря – з_рница, з_ренька – оз_рять – оз_рённый – оз_рение

9) р_стить – р_сли, выр_стить – выр_сли – выр_сший, выр_щивать – зар_стать, пор_сль – зар_сль

10) ур_вень – ур_внение, ср_внять – ср_внить, ур_внять – выр_внять – пор_вняться, р_весник

11) пром_кать – м_кать, обм_кнуть – пром_кнуть – пром_кательный – вым_кнуть

12) вск_чить – ск_кать, подск_кать – выск_чить

3. Вставьте пропущенные буквы.

1) зам_реть от восторга

2) отп_рать замок

3) зам_рать от восхищения

4) приб_ру в квартире

5) пост_лить постель

6) любоваться расст_лавшейся равниной

7) уд_рать с места происшествия

8) уд_ру без оглядки

9) изл_гать мысли вслух

10) написать изл_жение

11) к_саться темы

12) прик_снуться в прошлому

13) скл_ниться над ручьём

14) откл_нение в сторону

15) раств_рить окно

16) домашняя утв_рь

17) несг_раемый шкаф

18) заг_рать на берегу моря

19) выпл_вка чугуна

20) хороший пл_вец

21) пл_вучие льды

22) рыбные пл_вники

23) пл_вучая глина

24) обувь пром_кает

25) обм_кнуть кисть в краску

26) пром_кашка

27) непром_каемый плащ

28) обм_кнуть перо в чернильницу

29) держать р_внение в рядах

30) подр_внять кусты сирени

31) зар_сти травой

32) пор_сло мхом

33) совершить ск_чок

34) подск_чить от неожиданности

4. Укажите неправильные написания слов.

1) блестать красотой

2) начинать работу

3) блистеть на солнце

4) замереть от счастья

5) замирать от страха

6) собирательный образ

7) блестящий оратор

8) изберательная кампания

9) предлагать помощь

10) наклонить голову

11) заравнять канаву

12) вырастить цветы

13) первое склонение

14) земная ровнина

15) далёкая зорница

16) растирание красок

17) сочитание теории с практикой

18) проскакать на лошади

19) проскачить мимо

20) обмокнуть вареник в сметану

21) вымакнуть под дождём

22) поклоняться солнцу

23) отраслевое производство

24) вскачить на ходу

25) заносчивый выскочка

26) заскочить на минуту

27) рассчитывать на помощь

28) произвести расчёт

5. Укажите, в каких предложениях на месте пропуска нужно вставить гласную О.

1) Мы очень скоро вым_кли до последней нитки (В. К. Аресеньев).

2) З_ря запылала пожаром и охватила полнеба (И. С. Тургенев).

3) Разговор несколько раз к_сался литературы (А. М. Горький).

4) Снежные вершины гор уже оз_рилисть золотисто-розовыми лучами восходящего солнца (В. К. Арсеньев).

5) Мы подписались на прил_жение к журналу.

6) Воля и труд человека дивные дива тв_рят (Н. А. Некрасов).

7) Погиб и кормщик и пл_вец (А. С. Пушкин).

8) Во мне заг_релось желание посетить легендарную гору (В. К. Арсеньев).

9) Степные места бывают чудно хороши весною своею роскошною, свежею р_стительностью (С. Т. Аксаков).

10) Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик_саясь мордочкой до кушанья (И. С. Тургенев).

11) Пол_гаю также неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения (И. С. Тургенев).

12) Под праздник уг_рел со всей семьёю Пров (Демьян Бедный).

13) Он весь съёжился от этого прик_сновения (А. Т. Чаковский).

14) Нужно вареник сперва обм_кнуть в сметану (Н. В. Гоголь).

15) После обеда никто и ничто не могло откл_нить Обломова от лежанья (И. А. Гончаров).

16) И ты с собой его р_внял! (Н. А. Некрасов).

17) Нелегко выр_стить плодовое дерево: много оно требует труда и забот.

18) Алексей забрался в густую пор_сль молодого сосняка, присел под деревом (Б. Н. Полевой).

19) Варавка в два прыжка подск_чил к нему (А. М. Горький).

20) Судить о причине этого взрыва можно только предпол_жительно.

21) Заг_релись огни в окнах соседних дач.

22) Ни одна звезда не оз_ряла трудный путь (М. Ю. Лермонтов).

23) Скажите, кто из вас согласен ск_кать за дочерью моей? (А. С. Пушкин).

24) Бойченко подошёл к старушке и покл_нился ей поясным поклоном (С. Антонов).

25) Я скомандовал: «Р_вняйсь!»

6. Укажите, в каких предложениях на месте пропуска нужно вставить гласную Е.

1) Сияло солнце, вздыхала степь, бл_стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река (А. М. Горький).

2) Раньше посеешь – больше соб_рёшь (пословица).

3) Солнце сквозь окно бл_стало ему прямо в глаза (Н. В. Гоголь).

4) Засеку, кричит, бывало, зад_ру до смерти! (Д. В. Григорович).

5) Сердце её сильно билось и зам_рало (А. С. Пушкин).

6) Тотчас что-то бл_снуло с пронзительным визгом (К. Г. Паустовский).

7) Можно было ждать – соб_рётся дождь (К. А. Федин).

8) Один за другим стали соб_раться в чум заспанные тунгусы (В. Я. Шишков).

9) У опушки дремлют кони, подп_рая боком ель (М. В. Исаковский).

10) Закл_наю вас всем, что есть святого на свете, – скажите мне правду! (И. С. Тургенев).

11) И это обхождение стола и пож_мание рук всем присутствующим показалось ему нынче особенно неприятным и смешным (Л. Н. Толстой).

12) Осторожней с крыжовником – разд_рёшь себе руки.

13) Николай кончил говорить, снял очки, выт_ар их, посмотрел на свет и стал выт_брать снова (А. М. Горький).

14) Стояла она, оп_раясь на палку (Г. Е. Николаева).

15) После купания рекомендуется раст_ареться полотенцем: обт_брание укрепляет и закаляет тело.

16) Лучи полдневного солнца приж_гают грибные шляпки (С. Т. Аксаков).

17) Какая-то женщина принесла ведро воды и стала, охая и прич_тая, обмывать лицо Рыбина (А. М. Горький).

18) Товарищи относились к нему с невольным почтением, более сильные не смели его зад_рать (В. В. Вересаев).

19) Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и ум_реть (С. А. Есенин).

20) Идёшь по лесу, переб_рёшь в голове слово за словом – и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? (К. Г. Паустовский).

21) Антонио стал подробно и зан_мательно рассказывать об американских борцах (А. И. Куприн).

22) Форма горы отчасти напом_нает колпак, какими покрывают домашние чайники (И. Л. Андроников).

23) В одном месте по небу чиркнула падавшая звезда, точно кто в тёмной комнате заж_гал спичку о стену (Д. Н. Мамин-Сибиряк).

24) Солнце подж_гало; на голову точно горячий блин положили (В. М. Шукшин).

25) Дым всегда висел над Донбассом тучей, заст_лая солнце (В. А. Кочетов)

ТЕСТ
№1 (3 варианта с ответами)

Чередующиеся
гласные в корне слова

1
вариант

1. В каком
ряду все слова имеют  чередующуюся безударную гласную в корне слова?

1) сохранился,
задрожал 

2) залив, заметка

3) движение,
обращение

4) запереть,
озарение

2. Найдите
лишнее слово.

1) окрасить

2) отрастить

3) замереть

4) собирать

3. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) вспомнить

2) касание

3) броситься

4) откликнуться

4. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) перег..родка

2) заг..родный

3) заг..рать

4) г..рный

5. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) к..сить

2) к..стный

3) прик..сновение

4) к..силка

6. В каком
слове пишется буква А?

1) отр..сль

2) подр..сли

3) к..снуться

4) разг..реться

7. В каком
слове пишется буква И?

1) расст..лить

2) зат..реть

3) отп..реть

4) разб..рать

8. В каком
слове пишется буква О?

1) з..рница

2) г..рящий

3) прик..саться

4) оз..рение

9. Из данного
ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Капли
росы падали с верхушек трясунки, с головок луговых цветов, когда я пробирался
полями к загородной роще. (В.Г.Короленко.)

10. Из
данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.

Пруды
год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались,
как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.)

11. Из
данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.

Тогда
моё сердце загоралось жалостью и сочувствием. (В.Г.Короленко.)

12. В слове
ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит

1) от суффикса,
стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на
которую оканчивается корень;

4) от проверочного
слова

ТЕСТ

Чередующиеся
гласные в корне слова

2
вариант

1. В каком
ряду все слова имеют  чередующуюся безударную гласную в корне слова?

1) загораживать,
носились

2) выращивать,
собирать

3) перемигивались,
испекутся

4) пробивался,
удивиться

2. Найдите
лишнее слово.

1) зарастать

2) приложение

3) постелить

4) умножение

3. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) тянулись

2) остановиться

3) затирать

4) прибрежные

4. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) г..рсточка

2) подг..ревший

3) г..ревать

4) предг..рье

5. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) к..смический

2) к..солапый

3) прик..снуться

4) к..стрище

6. В каком
слове пишется буква А?

1) г..рение

2) р..сток

3) пор..сль

4) к..сание

7. В каком
слове пишется буква И?

1) раст..рание

2) ст..литься

3) зам..реть

4) отт..реть

8. В каком
слове пишется буква О?

1) к..сательная

2) оз..рять

3) перег..реть

4) соприк..саться

9. Из данного
ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Над
замком зарисовался тонкий серп луны, загорелись звёзды. (В.Г.Короленко.)

10. Из
данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.

Когда
же она заметила меня, в её глазах блеснула живая искорка. (В.Г.Короленко.)

11. Из
данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.

Потом
он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг,
вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.)

12. В слове
ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит

1) от суффикса,
стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на
которую оканчивается корень;

4) от проверочного
слова

ТЕСТ

Чередующиеся
гласные в корне слова

3
вариант

1. В каком
ряду все слова имеют  чередующуюся безударную гласную в корне слова?

1) расчищать,
выросли

2) удерживать,
пробиваться

3) убираться,
загорать

4) провожать,
отгородить

2. Найдите
лишнее слово.

1) зарница

2) заражение

3) зоренька

4) зарастать

3. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) расспрашивать

2) затосковать

3) прикоснуться

4) погостить

4. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) г..рнир

2) г..рпун

3) г..рантия

4) ог..рок (свечи)

5. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) каскад

2) каспийский

3) каска

4) касательная

6. В каком
слове пишется буква А?

1) выр..щенный

2) сг..раемый

3) прор..сший

4) кос..нувшийся

7. В каком
слове пишется буква И?

1) заж..гать

2) бл..снул

3) соб..рётся

4) подп..реть

8. В каком
слове пишется буква О?

1) предл..гать

2) прол..жить

3) отр..сль

4) отр..стать

9. Из данного
ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Рядом
с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами.
(В.Г.Короленко.) 

10. Из
данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.

Я
грустно ходил по саду и с тоской смотрел по направлению к горе, ожидая, кроме
того, грозы, которая собиралась над моей головой. (В.Г.Короленко.) 

11. Из
данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.

Наконец он заскочил
в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. (В.П.Астафьев.)

12. В слове
ОЗАРЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит

1) от суффикса,
стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на
которую оканчивается корень;

4) от проверочного
слова

Ответы:

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Вариант

I

4

1

2

3

3

1

4

2

пробирался

зарастали

загоралось

2

II

2

4

3

2

3

4

1

3

загорелись

блеснула

вытирать

1

III

3

2

3

4

4

1

1

2

блестящими

собиралась

продираться

2

Тест
№2 (1 вариант с ответами)

 «Правописание
чередующихся гласных в корне слова»

1.    В
каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)   отр..сль,
сокр..щать, р..скошный

2)   предв..рительно,
ск..кать, избирательная к..мпания

3)   благосл..вить,
безотл..гательный, ди..гональ

4)   предпол..жительно,
прор..стать, п..норама

2.    В
каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1)   д..монстрация,
зам..реть, ж..лтизна

2)   выч..тать,
д..сант, ч..рстветь

3)   д..алог,
зап..рать, выл..ли

4)   бл..снуть,
д..серт, нагр..вающий

3.   В
каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1)   инт..нация,
м..ссажер, предл..жение

2)   б..гаж,
к..мбинат, накл..ниться

3)   г..лодание,
соприк..сновение, ох..рактеризовать

4)   погл..тить,
в..лейбол, прил..жение

4.  В
каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)   неприм..римый,  кам..ра,
ном..р

2)   прим..рять
туфли, отм..рать, комм..рсант

3)    нам..реваться,
изм..рять, м..рцание

4)   зам..рли,
зам..рающий, сум..рки

5.   Какой
ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные
корня?

1)    к..лонна,
водор..сли, б..калея

2)    раздр.жать,
нагр..дной, ав..нгард

3)   сл..гаемое,
оз..рять, дор..сти

4)  усл..жнять,
в..робьиный, прил..скать

6.  Из
предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной
в корне.

(15)
Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают
полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет
превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей
на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из
яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою
жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18)
Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19)
Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы
из прочной нити.

7.  Из
предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

(1)Загрязнение
— это нежелательное изменение физических, химических или биологических
характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем
оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и
животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим,
используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с
ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и
оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из
года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На
Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для
свалки мусора.

8.  Из
предложений 21—24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной
в корне.

(21)
Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и
уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все
остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие
дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые
вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

9.   Из
предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(4)
Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие
кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и
кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами
кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она
стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и
её жестокой сестре с львиной головой — богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала,
все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем
уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки
влекло за собой смерть, но даже случайное — наказывалось достаточно сурово. (9)
Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались
долгие годы.

10.  Из
предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(6)
Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки,
волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво
смотрела мимо людей и водила смычком.

Тест «Чередование гласных в корнях слов»

Задание 1: Выбери строчку, в которой на месте пропусков должна стоять буква И.

А) выб..ру, соб..рательный,бл..стящий.

Б) соч..тать, расст..латься, зам..рать.

В)проб..раться, заж..гать, прид..раться.

Г) выж..чь, приб..рать, зап..реть.

Задание 2. Выбери строчку, в которой на месте пропусков должна стоять буква А.

А) кл..няться, уг..р, к..саться.

Б) заг..релый, з..ренька, г..реть.

В)пол..гать, к..саться, р..сла.

Г) к..сание, р..стение, мром..чить.

Задание 3: Выбери строчку, в которой  чередующаяся гласная буква  в корне зависит от ударения.

А)загар, поклон, выпирать.

Б)прикоснуться, выращивать, заря.

В)выбирать, обмакнуть, выстилать.

Г)утварь, творение, творчество.

Задание 4: Выбери строчку, в которой во всех словах орфограмма «Чередование гласных в корнях слов».

А)мирный, росток, растирать.

Б)расстилать, вымирать, разгораться.

В)очаровательный, полоскать, обежать.

Г)водоросли, замереть, достижения.

Задание : Из предложений выпиши все слова с орфограммой «Чередование гласных в корнях слов». ( за каждое правильное слово 1 балл)

  1. Под золотом зари берёзовый лесок. 2) Берёзы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого ещё не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца. 3) Синие глаза его загорались весёлым насмешливым огнём.

тест чередующиеся гласные 10 класс на пятнадцать (15) вопросов. Подходит для тестирования на уроках, занятиях для проверки уровня знания учащихся. Отличительная черта сайта best-exam, возможность отправить результат выполнения теста на электронную почту учителю, чтобы учитель мог посмотреть ошибки и правильные ответы по необходимости. Все тесты представленные на сайте бесплатные, и не требуют регистрации, результат выполнения теста можно узнать сразу.

Оценка за выполнения теста выставляется автоматически в зависимости от процента правильных ответов.

  • <50% правильных — неудовлетворительно (2)
  • 50% — 70% — удовлетворительно (3)
  • 70% — 90% — хорошо (4)
  • >90% — отлично (5)

Ищете дополнительные учебные материалы, карточки ? Найдите нужные материалы по разделам на сайт или воспользуйтесь поиском.

Спасибо что проходите тесты на нашем сайте. 🙏

Упражнения по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

 Упражнение 1.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.

1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

(С.Алексеев)

Упражнение 2.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Упражнение 3.

Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Упражнение 4.

Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский) 26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно.

б) 1. Как всегда, вид вечернего города нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока. 5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в училище постепенно. 6. Склон перех_дил в л_биринт скал, между которыми пл_скалось море.

(В.Пелевин)

в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9. Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.

Упражнение 5.

Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.

А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

(Е.Парнов)

Б. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта… 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами.

(А.Казанцев)

Упражнение 6.  

Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.

Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

1.    В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)   отр..сль, сокр..щать, р..скошный

2)   предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)   благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ

4)   предпол..жительно, прор..стать, п..норама

2.    В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1)   д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна

2)   выч..тать, д..сант, ч..рстветь

3)   д..алог, зап..рать, выл..ли

4)   бл..снуть, д..серт, нагр..вающий

3.   В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1)   инт..нация, м..ссажер, предл..жение

2)   б..гаж, к..мбинат, накл..ниться

3)   г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать

4)   погл..тить, в..лейбол, прил..жение

4.  В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)   неприм..римый,  кам..ра, ном..р

2)   прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант

3)    нам..реваться, изм..рять, м..рцание

4)   зам..рли, зам..рающий, сум..рки

5.   Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1)    к..лонна, водор..сли, б..калея

2)    раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3)   сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

4)  усл..жнять, в..робьиный, прил..скать

6.  Из предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.

7.  Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

(1)Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.

8.  Из предложений 21—24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(21) Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

9.   Из предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(4) Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой — богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала, все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки влекло за собой смерть, но даже случайное — наказывалось достаточно сурово. (9) Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы.

10.  Из предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

                                                  Ответы:

Понравилась статья? Поделить с друзьями: