Проверочная работа по теме чередование гласных в корне слова 6 класс с ответами

ТЕСТ
№1 (3 варианта с ответами)

Чередующиеся
гласные в корне слова

1
вариант

1. В каком
ряду все слова имеют  чередующуюся безударную гласную в корне слова?

1) сохранился,
задрожал 

2) залив, заметка

3) движение,
обращение

4) запереть,
озарение

2. Найдите
лишнее слово.

1) окрасить

2) отрастить

3) замереть

4) собирать

3. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) вспомнить

2) касание

3) броситься

4) откликнуться

4. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) перег..родка

2) заг..родный

3) заг..рать

4) г..рный

5. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) к..сить

2) к..стный

3) прик..сновение

4) к..силка

6. В каком
слове пишется буква А?

1) отр..сль

2) подр..сли

3) к..снуться

4) разг..реться

7. В каком
слове пишется буква И?

1) расст..лить

2) зат..реть

3) отп..реть

4) разб..рать

8. В каком
слове пишется буква О?

1) з..рница

2) г..рящий

3) прик..саться

4) оз..рение

9. Из данного
ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Капли
росы падали с верхушек трясунки, с головок луговых цветов, когда я пробирался
полями к загородной роще. (В.Г.Короленко.)

10. Из
данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.

Пруды
год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались,
как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.)

11. Из
данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.

Тогда
моё сердце загоралось жалостью и сочувствием. (В.Г.Короленко.)

12. В слове
ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит

1) от суффикса,
стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на
которую оканчивается корень;

4) от проверочного
слова

ТЕСТ

Чередующиеся
гласные в корне слова

2
вариант

1. В каком
ряду все слова имеют  чередующуюся безударную гласную в корне слова?

1) загораживать,
носились

2) выращивать,
собирать

3) перемигивались,
испекутся

4) пробивался,
удивиться

2. Найдите
лишнее слово.

1) зарастать

2) приложение

3) постелить

4) умножение

3. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) тянулись

2) остановиться

3) затирать

4) прибрежные

4. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) г..рсточка

2) подг..ревший

3) г..ревать

4) предг..рье

5. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) к..смический

2) к..солапый

3) прик..снуться

4) к..стрище

6. В каком
слове пишется буква А?

1) г..рение

2) р..сток

3) пор..сль

4) к..сание

7. В каком
слове пишется буква И?

1) раст..рание

2) ст..литься

3) зам..реть

4) отт..реть

8. В каком
слове пишется буква О?

1) к..сательная

2) оз..рять

3) перег..реть

4) соприк..саться

9. Из данного
ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Над
замком зарисовался тонкий серп луны, загорелись звёзды. (В.Г.Короленко.)

10. Из
данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.

Когда
же она заметила меня, в её глазах блеснула живая искорка. (В.Г.Короленко.)

11. Из
данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.

Потом
он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг,
вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.)

12. В слове
ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит

1) от суффикса,
стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на
которую оканчивается корень;

4) от проверочного
слова

ТЕСТ

Чередующиеся
гласные в корне слова

3
вариант

1. В каком
ряду все слова имеют  чередующуюся безударную гласную в корне слова?

1) расчищать,
выросли

2) удерживать,
пробиваться

3) убираться,
загорать

4) провожать,
отгородить

2. Найдите
лишнее слово.

1) зарница

2) заражение

3) зоренька

4) зарастать

3. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) расспрашивать

2) затосковать

3) прикоснуться

4) погостить

4. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) г..рнир

2) г..рпун

3) г..рантия

4) ог..рок (свечи)

5. Найдите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) каскад

2) каспийский

3) каска

4) касательная

6. В каком
слове пишется буква А?

1) выр..щенный

2) сг..раемый

3) прор..сший

4) кос..нувшийся

7. В каком
слове пишется буква И?

1) заж..гать

2) бл..снул

3) соб..рётся

4) подп..реть

8. В каком
слове пишется буква О?

1) предл..гать

2) прол..жить

3) отр..сль

4) отр..стать

9. Из данного
ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Рядом
с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами.
(В.Г.Короленко.) 

10. Из
данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.

Я
грустно ходил по саду и с тоской смотрел по направлению к горе, ожидая, кроме
того, грозы, которая собиралась над моей головой. (В.Г.Короленко.) 

11. Из
данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.

Наконец он заскочил
в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. (В.П.Астафьев.)

12. В слове
ОЗАРЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит

1) от суффикса,
стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на
которую оканчивается корень;

4) от проверочного
слова

Ответы:

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Вариант

I

4

1

2

3

3

1

4

2

пробирался

зарастали

загоралось

2

II

2

4

3

2

3

4

1

3

загорелись

блеснула

вытирать

1

III

3

2

3

4

4

1

1

2

блестящими

собиралась

продираться

2

Тест
№2 (1 вариант с ответами)

 «Правописание
чередующихся гласных в корне слова»

1.    В
каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)   отр..сль,
сокр..щать, р..скошный

2)   предв..рительно,
ск..кать, избирательная к..мпания

3)   благосл..вить,
безотл..гательный, ди..гональ

4)   предпол..жительно,
прор..стать, п..норама

2.    В
каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1)   д..монстрация,
зам..реть, ж..лтизна

2)   выч..тать,
д..сант, ч..рстветь

3)   д..алог,
зап..рать, выл..ли

4)   бл..снуть,
д..серт, нагр..вающий

3.   В
каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1)   инт..нация,
м..ссажер, предл..жение

2)   б..гаж,
к..мбинат, накл..ниться

3)   г..лодание,
соприк..сновение, ох..рактеризовать

4)   погл..тить,
в..лейбол, прил..жение

4.  В
каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)   неприм..римый,  кам..ра,
ном..р

2)   прим..рять
туфли, отм..рать, комм..рсант

3)    нам..реваться,
изм..рять, м..рцание

4)   зам..рли,
зам..рающий, сум..рки

5.   Какой
ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные
корня?

1)    к..лонна,
водор..сли, б..калея

2)    раздр.жать,
нагр..дной, ав..нгард

3)   сл..гаемое,
оз..рять, дор..сти

4)  усл..жнять,
в..робьиный, прил..скать

6.  Из
предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной
в корне.

(15)
Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают
полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет
превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей
на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из
яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою
жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18)
Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19)
Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы
из прочной нити.

7.  Из
предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

(1)Загрязнение
— это нежелательное изменение физических, химических или биологических
характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем
оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и
животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим,
используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с
ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и
оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из
года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На
Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для
свалки мусора.

8.  Из
предложений 21—24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной
в корне.

(21)
Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и
уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все
остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие
дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые
вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

9.   Из
предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(4)
Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие
кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и
кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами
кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она
стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и
её жестокой сестре с львиной головой — богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала,
все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем
уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки
влекло за собой смерть, но даже случайное — наказывалось достаточно сурово. (9)
Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались
долгие годы.

10.  Из
предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(6)
Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки,
волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво
смотрела мимо людей и водила смычком.

Проверочная работа по теме «Корни с чередующейся гласной» в 6 классе. Вариант 1. (работу выполнять на отдельных листочках)

1. В каком слове пишется буква О?
1) г..рящий 2) прик..саться 3) оз..рение 4) пол..гаться

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) отр..сль, пол..гать, прик..саться 2) пол..г, ог..рок, к..снуться

3) пог..релец, з..рница, к..сательная 4) предпол..жительно, прор..стать, заг..релый

3. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) к..лонна, водор..сли, пок..ситься 2) раздр..жать, нагр..дной, забл..стать

3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти 4) усл..жнять, в..робьиный, прил..скать

4. Выпиши лишние слова, вставляя пропущенные буквы.

выр..с, к.. г..релка, г..родской, пом..рить (полатье), отр..слевой, зап..рать, неприк..саемый, зам..рать, поз..рный, пост..лить, п..ровать, ор..сить.

5. Выпишите из текста слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Бабочки в течение жизни испытывают полное перевоплощение! Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусеницы, которые всю свою жизнь едят и растут. Питаются они, главным образом, листьями растений. Потом выросшие гусеницы выбирают укромное место и превращаются в неподвижные, но живые куколки.

Проверочная работа по теме «Корни с чередующейся гласной» в 6 классе. Вариант 2. (работу выполнять на отдельных листочках)

1. Выберите слово, где пропущена буква А:
1) уг..реть 2) изл..жение 3) з..рница 4) р..сточек

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) предл..жение, прик..сновение, отр..слевой 2) предл..жение, р..сток, подг..реть

3) соприк..сновение, зал..жить, з..ря 4) Р..стов, к..сание, изл..гать

3. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) выр..с, к..рандаш, цв..ток 2) г..релка, к..сательная, г..рилла

3) отр..слевой, зап..рать, неприк..саемый 4) выгл..нуть, ун..жать, пост..лить

4. Выпиши лишние слова, вставляя пропущенные буквы.

отр..сль, пок..ситься, пол..гать, г..родок, ог..рок, зап..реться, изм..рителный (инстурмент), заг..релый, зап..руем, зам..рать, подст..лить, оз..рник.

5. Выпишите из текста слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Беспечность человека — вот главная причина загрязнений окружающей среды. Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. Человек устилает мир мусорный ковром, забирая при этом ее ресурсы. Предположите только, что будет с нашей планетой через несколько лет!

Проверочная работа по теме «Корни с чередующейся гласной» в 6 классе. Вариант 1. (работу выполнять на отдельных листочках)

1. В каком слове пишется буква О?
1) г..рящий 2) прик..саться 3) оз..рение 4) пол..гаться

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) отр..сль, пол..гать, прик..саться 2) пол..г, ог..рок, к..снуться

3) пог..релец, з..рница, к..сательная 4) предпол..жительно, прор..стать, заг..релый

3. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) к..лонна, водор..сли, пок..ситься 2) раздр..жать, нагр..дной, забл..стать

3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти 4) усл..жнять, в..робьиный, прил..скать

4. Выпиши лишние слова, вставляя пропущенные буквы.

выр..с, к.. г..релка, г..родской, пом..рить (полатье), отр..слевой, зап..рать, неприк..саемый, зам..рать, поз..рный, пост..лить, п..ровать, ор..сить.

5. Выпишите из текста слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Бабочки в течение жизни испытывают полное перевоплощение! Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусеницы, которые всю свою жизнь едят и растут. Питаются они, главным образом, листьями растений. Потом выросшие гусеницы выбирают укромное место и превращаются в неподвижные, но живые куколки.

Проверочная работа по теме «Корни с чередующейся гласной» в 6 классе. Вариант 2. (работу выполнять на отдельных листочках)

1. Выберите слово, где пропущена буква А:
1) уг..реть 2) изл..жение 3) з..рница 4) р..сточек

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) предл..жение, прик..сновение, отр..слевой 2) предл..жение, р..сток, подг..реть

3) соприк..сновение, зал..жить, з..ря 4) Р..стов, к..сание, изл..гать

3. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) выр..с, к..рандаш, цв..ток 2) г..релка, к..сательная, г..рилла

3) отр..слевой, зап..рать, неприк..саемый 4) выгл..нуть, ун..жать, пост..лить

4. Выпиши лишние слова, вставляя пропущенные буквы.

отр..сль, пок..ситься, пол..гать, г..родок, ог..рок, зап..реться, изм..рителный (инстурмент), заг..релый, зап..руем, зам..рать, подст..лить, оз..рник.

5. Выпишите из текста слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Беспечность человека — вот главная причина загрязнений окружающей среды. Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. Человек устилает мир мусорный ковром, забирая при этом ее ресурсы. Предположите только, что будет с нашей планетой через несколько лет!

Ответы:

1вариант

1 — 1

2 – 1

3 — 3

4 – городской, помирить, позорный, пировать, оросить.

5 – отложенного, растут, растений, выбирают

2 вариант

1 – 3

2 – 2

3 — 3

4 – покоситься, городок, запируем, измеритель, озорник

5 – растений, устилает, забирая, предположите

1 вариант «Чередующиеся гласные в корне»

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а- после корня

от лексического значения

Обм…кнуть

Прик…сновение

Зап…реть

Заг…релый

Бл…стеть

Отр…сль

Подл…жить

Выр…щенный

Р…сток

К…сание

2.Вставьте пропущенные буквы,обозначив графически свой выбор

Долго р…сло р…стение,выр…щенное р…стовщиком из Р…стова по имени Р…стислав,пока р…сток не перерос возр…стной барьер,прор..с выше,пройдя сквозь все р…стительные преграды,став добычей работников пищевой отр…сли.

3.Вставьте пропущенные буквы,обозначив графически свой выбор

Приб…раю на балконе,перест…лаю кровать,разж…гать костер,проб…рается зарастающей тропинкой,соч…тать шторы с другими предметами интерьера,соб…рать коллекцию растений,туман расст…лается,бл…стающие зарницы,зам…рать от восторга,выж…гать по дереву,ум…раю от жажды,образовать словосоч…тание.

4.Вставьте пропущенные буквы,обозначив графически свой выбор

скл_нить голову, затв_рить окно,продукты сг_рания, з_ревать с удочкой
сг_ревший дотла,соб_райся в путь,обж_гающее пламя,сл_гать песни
оп_реться о п_рила

5. ТЕСТ

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) воспламенившись 3)макароны

2) обмакнуть 4) беспокойный

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) выгребет 3) заровнять

2) долина 4) шорох

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) отбивался 3) сочетание

2) влетало 4) ребус

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) загар 3) зарядка

2) разбился 4) горный

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) косой 3) снег

2) предложить 4) вопрос

2 вариант «Чередующиеся гласные в корне»

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а- после корня

от лексического значения

Зам…рать

Ср…внить

Заг…р

Р…внина

Прод…раться

Ср…внять

Р…стительность

Непром…каемый

З…ря

Обм…кнуть

2.Вставьте пропущенные буквы,обозначив графически свой выбор

Выр…щенные розы,дети подр…сли,р….стительность здешней местности,возр…стные ограничения,корни вр…сли в землю,молодая пор…сль,маленький р…сточек,прор…стить семена,перспективная отр…сль.

3.Вставьте пропущенные буквы,обозначив графически свой выбор

Заст…лю постель,расст…лить платок,приб…ру в комнате,уд…рать с места происшествия,переб…ру фотографиии,бл…стеть на солнце,соч….тание цветов,отп…реть замок,бл…стать в свете,прож…гать жизнь,зап…реть дверь,изб…рать президента,заж…чь свечу,бл…стеть на солнце.

4.Вставьте пропущенные буквы,обозначив графически свой выбор

удачное соч_тание,ст_реть написанное,заст_лать полы,накл_нение глагола
ск_ковая лошадь,на всем ск_ку,ск_чками бежал,зеленая отр_сль
р_дился в Р_стове

5. ТЕСТ

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) воспламенившись 3) молоко

2) положение 4) беспокойный

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) выгребет 3) заря

2) раздавался 4) шорох

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) отбивался 3) косичка

2) влетало 4) прикосновение

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) загар 3) завизжали

2) разбился 4) зарезать

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) появился 3) побежал

2) увернулся 4) возлагать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Контрольная работа по теме «Правописание корней с чередующимися гласными» (тест)

5-6 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

2017 год

Цели: контроль усвоения изученных тем.

Оборудование: раздаточный материал, тетради для контрольных работ.

Примечание: тест предлагает задания разных уровней, возможно использовать как в 6 классе, так и в 5 классе с высоким уровнем подготовки.

Вариант А

Задание 1. Выпишите слова, в которых пишется буква А.

Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл…жить празднование. Возл…гать надежды.

Предл…жить блины. Безотл…гательное дело. К…снуться чуда. Радостное предпол…жение. К…саться рукой. Точки соприк…сновения. Не  к…саются влаги.

Распол.житься  у  костра.

Задание 2. Выпишите слова, написание которых не подчиняется правилу о чередовании гласных О-А в корне.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отн.шения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты, г..ристый, заг..р, г..рец, уг.рный.

Задание 3. Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)

Наш замечательный город ____________ на берегу реки Ишим.

Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой _______________.

Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту.

Быстро ___________ на берегу палатки.

Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр.

Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.

Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Задание 4. Выписать номера предложений с чередующейся гласной А в корне слова в один столбик, слова с чередующейся О — в другой столбик

1. Солнце к…снулось края степи.

2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

Задание 5. Запишите слова в два столбика:1) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от ударения, 2) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от наличия суффикса А после корня.

 К…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жение, ог.рок, прил…гать, пол…житься, г.рючее, прик…сновение, пол…жу, уг..рный,  пол…гание, прик…снувшись, предл…жение, кас…тельная, предпол…гать, выг..рать,  предпол…жжение, заг.рают, отг..рел, , сг..рать.

Вариант Б (задания повышенной сложности)

Задание 1. Определите в каждой группе слов лишнее:

Р..стущий, прор..стающий, пр..стейший, р..сточек.

Р..скошный, р..сти, возр..стной, подр..стать.

Сл..жение, пол..жение, пол..гается, сла..кий.

Заг..раться, уг..рный, приг..рок, приг..рел

Задание 2. Выпишите слова – исключения.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, шелковый полог, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, выгарки, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отн..шения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты, г..ристый, заг..р, г..рец,уг..рный.

Задание 3.

Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)

Наш замечательный город ____________ на берегу реки Ишим.

Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой _______________.

Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту.

Быстро ___________ на берегу палатки.

Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр.

Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.

Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Задание 4. Продолжи рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне слова.

Р…стислав Романович Р…стовцев решил р…стить репу. Работал раз Р…тислав Романович, р…ссаживал р…ссаду и р…ссуждал: «Р…сти, р…сти, репка. Р…спарю, ребятам раздам, р…справимся с радостью».

Слова для справок: молодая пор…сль, р…сла быстро, маленькие р…стки, развитие р…стений, трудно р…сти, выр…сла р…скошная, густая р…стительность, препол…гали угостить, разл…жили на кучки, р…стительная пища.

Задание 5. К сочетаниям слов подобрать и записать синонимы.

Добавление к чему-нибудь, например, к журналу .

Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений .

То, что предложено, предлагается.

Частый кустарник, которым заросло какое-либо место.

Догадка, предварительная мысль.

Устроиться где-нибудь на отдых .

Несколько вырасти, стать старше.

Сообщать свои мысли.

Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян.

Становиться гуще, ветвистее.

Отдельная область деятельности науки, производства.

Ответы. Вариант А

Задание 1. Выпишите слова, в которых пишется буква А.

Прил…гать, возл…гать, безотл…гательное, к…саться. к…саются

Задание 2. Выпишите слова, написание которых не подчиняется правилу о чередовании гласных О-А в корне.

отн..шения, подсл…щённый, пр…сторы, минуты, распр…странять, г..ристый, г..рец.

Задание 3. Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)

Наш замечательный город расположился на берегу реки Ишим.

Осенью мы предложили провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко располагается недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой растительностью.

Мы аккуратно уложили рюкзаки и отправились по предложенному маршруту.

Быстро выросли на берегу палатки.

Девочки расположились в тени, а мальчики разложили костёр.

Справа от нашей стоянки растут молодые берёзки, а слева ребята увидели разросшийся шиповник.

Мы углубились в заросли, чтобы собрать растения для гербария.

Свои мысли о слёте мы изложили в сочинениях.
 

Задание 4. Выписать номера предложений с чередующейся гласной А в корне слова в один столбик, слова с чередующейся О — в другой столбик

А: 2, 3 О:1, 4

Задание 5. Запишите слова в два столбика:1) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от ударения, 2) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от наличия суффикса А после корня.

1)  огарок, горючее, угарный,  выгорать, загорают, отгорел, , сгорать.

2) касание, неукоснительно, прикосновение, прикоснувшись, касательная. 

Ответы. Вариант Б (задания повышенной сложности)

Задание 1. Определите в каждой группе слов лишнее:

простейший, роскошный, сладкий,пригорок.

Задание 2. Выпишите слова – исключения.

полог, росток, отрасль, выгарки, Ростислав.

Задание 3. Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)

Наш замечательный город расположился на берегу реки Ишим.

Осенью мы предложили провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко располагается недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой растительностью.

Мы аккуратно уложили рюкзаки и отправились по предложенному маршруту.

Быстро выросли на берегу палатки.

Девочки расположились в тени, а мальчики разложили костёр.

Справа от нашей стоянки растут молодые берёзки, а слева ребята увидели разросшийся шиповник.

Мы углубились в заросли, чтобы собрать растения для гербария.

Свои мысли о слёте мы изложили в сочинениях.

Задание 4. Продолжи рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне слова.

Ростислав Романович Ростовцев решил растить репу. Работал раз Ростислав Романович, рассаживал рассаду и рассуждал: «Расти, расти, репка. Распарю, ребятам раздам, расправимся с радостью».

Слова для справок: молодая поросль, росла быстро, маленькие ростки, развитие растений, трудно расти, выросла роскошная, густая растительность, преполагали угостить, разложили на кучки, растительная пища
 

Задание 5. К сочетаниям слов подобрать и записать синонимы.

Приложение, растениеводство, предложение, заросли, предположение, расположиться, повзрослеть, излагать, поросль, разрастаться, отрасль.

Литература.

1. Политова И.Н. «Русский язык. 6 класс. Контрольные и проверочные работы. ФГОС». — Издательство: Экзамен, 2015 г.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: — Просвещение 2012.

 3. Тростенцова Л.А. Русский язык. Дидактические материалы. – М.: — Просвещение, 2012

Проверочная работа по теме: «Корни с
чередованием». 6 класс.

1. От чего зависит правописание
корней ЛАГ-ЛОЖ?

А) от ударения
Б) от суффикса А
В) от последующего согласного

Г) от лексического значения слов

2. От чего зависит правописание
корней ГОР-ГАР?

А) от ударения
Б) от суффикса А
В) от последующего согласного

Г) от лексического значения слов

3. От чего зависит правописание
корней КОС-КАС?

А) от ударения
Б) от суффикса А
В) от последующего согласного

Г) от лексического значения слов

4. От чего зависит правописание
корней МАК-МОК?

А) от ударения
Б) от суффикса А
В) от последующего согласного

Г) от лексического значения слов

5. От чего зависит правописание
корней с гласными И-Е?

А) от ударения
Б) от суффикса А
В) от последующего согласного

Г) от лексического значения слов

6. В каком ряду во всех словах
на месте пропуска пишется одна и та же буква?

А)  к..снуться, к..са,
уг.реть, вымкнуть
Б)  пол..гать, изл..жить, изл..гать, к..саться
В)  обт..реть, зат..рать, уп..раться, выб..рать

7. В каком ряду во всех словах
на месте пропуска пишется одна и та же буква?

А)  натв..рил, оз..ряется,
подр..стает

Б)  спл..влять, нам..чить,
возр..стной

В)  ур..внение, спл..влять,
обр..стает

8. В каком варианте все слова с
безударной чередующейся гласной в корне слова?

А) Зар..сли, зам..реть,
зам..чал.
Б) Р..сток, выр..щенный, заб..рать.
В) Забл..стали, выт..рать, г..рьковатый.

Г) м..кать, г..реть, з..ря,
г..ревать.

9. В каком варианте все слова с
безударной чередующейся гласной в корне слова?

А) Подр..стать, отл..жить,
выст..ять.
Б) Уд..влён, выч..тать, предл..гали.
В) Прор..сти, ср..щение, заж..гание.

Г) Бл..стел, прим..рил, в..дитель

10. В каком варианте написание
чередуюшейся гласной в корне слова определяется наличием суффикса -А-?

А) выб..рая, прор..стая,
пром..кают
Б) зам..рая, заст..лать, заг..реть
В) подр..стая, сж..мать, предпол..гать

Г) расст..лаю, изб..рательный,
к..сательная

11. В каком ряду (рядах) буква И пишется во всех словах?

а) оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;

б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;

в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;

г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.

12. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Обозначьте орфограмму.

К_сается, пол..жение, забл..стел, г_релый,
бл..стательное, пол..гаться, вар..щенные, нам..чили, прод..рается, к_снуться,
пор..стать, заск..кать, з_рево, раств..рился, заг_релый, разб..раться, соб..ру,
заж..гание, прик_сновение, , оз_рить, р..внобедренный, к_сательная.

13. Выпишите словосочетания, в которых 
есть слова, правописание которых является исключением из правил.

Приг..ревшая каша, расст..ленный пол..г,
отр..сль производства, заснеженная р..внина, вл..жить закладку, к..снуться
вопроса, проб..раться  сквозь зар..сли, отп..рать дверь, кухонная утв..рь, 
ск..чу на лошади, провести к..сательную, тонкий р..сток.

14.  Распределите  слова на группы в
зависимости от орфограммы.

По..вились, вым..кнуть, к..нава,  посм..треть, 
прик..снуться, выр..стить, прол..вной, сп..шили, сл..гаемое,  пл..скалась, л..гушата,
сотв..рить, дон..сил, проск..нять, т..рритория, ск..фандр.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: