Предмет «Русский язык»
Контрольная работа по теме «Частица» 7 класс
Часть 1. Тест.
1. Выберите ошибочное утверждение
А) Частица — служебная часть речи
Б) Частица — часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании
В) Частицы образуют формы слова и новые слова
Г) Частицы придают слову, выражению и предложению новый смысл
2. Укажите предложение с частицей.
А) Озеро то(же) замёрзло за ночь.
Б) Люблю Новый год (так)же, как и в детстве.
В) Мне то(же) хочется побывать в Риме.
Г) Я думал и его (так) же застать у вас.
3. Формообразующие частицы служат для образования
А) изъявительного и условного наклонения
Б) изъявительного и повелительного наклонения
В) повелительного наклонения
Г) условного и повелительного наклонения
4.Укажите предложение, в котором употреблена частица бы
А) Я думал, что(бы) мне подарить сестре необычное.
Б) Алексею пришлось уйти, что (бы) успеть на электричку.
В) Нужно бороться с собой, что (бы) любить друг друга.
Г) Пришлось срочно остановиться, что(бы) заменить колесо.
5. Укажите словосочетание, в котором частица пишется через дефис
А) сумеете (ли) достать
Б) говорил (же) тебе
В) взял (то) и отпустил
Г) узнать (бы) о главном
6.Найдите предложение с вопросительной частицей.
А) Даже он отказался от такого предложения.
Б) Можно ли написать этот текст на доске?
В) Едва ли он закончит доклад за вечер.
Г) Пусть сильнее грянет буря!
7.Укажите предложения, в которых частица пишется через дефис.
А) Знал(бы) ты, как красив был закат!
Б) Ну(ж) был денёк!
В) Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?
Г) Правило (то) забыл выучить.
8.Отметьте варианты, в которых НЕВЕРНО указано значение смысловой частицы.
А) а вот (указательная)
Б) только (вопросительная)
В) именно (уточняющая)
Г) неужели (вопросительная)
Д) ли (восклицательная)
9.Отметьте варианты, в которых частица со словом пишется РАЗДЕЛЬНО
А) что(же)
Б) тебе(ли)
В) какой(то)
Г) пора(бы)
Д) смотри(ка)
Е) (не)узнать
10. Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ
А) Я увидел н.. большое, а миниатюрное строение.
Б) На небе нет н..облачка.
В) Он стоял н..жив н..мертв
Г) В комнате н.. души
11. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно?
А) (Ни)кто не обратил внимания, (ни)когда не жалел
Б) (Ни)в чем не обвинял, (ни)как не возьму в толк
В) (Ни) ответа (ни)привета
Г) (Ни)кого не вижу, (не)у кого спросить
12.В каком предложении употреблена частица бы?
А) Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр.
Б) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
В) На то и ум, что(бы) достичь того, чего хочешь.
2 часть (практическая).
1. Вставьте частицы НЕ и НИ.
1.Н… цвести цветам поз…ней осенью! 2. Куда (н…) приеду, всюду меня р…душно встречают. 3.На небе нет (н…) облачка. 4.(Н…) море топит к…р…бли, а ветер. 5. Сколько я (н…) стучал, никто не открыл дверь. 6. Дед (н…) мог (н…) ост…новит…ся у старого полкового друга.7. На площ…д… в этот утре…ий час (н…) души.
2.В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ? (Ответ запишите цифрами, без пробелов и знаков препинания)
Какую бы профессию в своей жизни вы н(1) избрали, словари во что бы то н(2) стало должны стать вашими помощниками. Ведь н(3) одна книга н(4) несёт в себе столько сведений, как она.
_________________________________________________________________
3. Запишите два фразеологизма (устойчивых сочетания), которые пишутся с частицей НИ и не разделяются запятой.
_____________________________________________________________________
4. Закончите предложения:
А) Материал недорогой, а ___________________________________________ .
Б) Материал не дорогой, а ___________________________________________ .
5. Закончите предложения:
А) Кто не прочитает эту книгу, _________________________________________ .
Б) Кто ни прочитает эту книгу, __________________________________________ .
6. Выполните морфологический разбор частицы из данного предложения:
Вот приходит осень с цепью клёнов голых.
____________________________________________________________
___________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Ответы. Тест.
1.Б
2.Б
3.Г
4.А
5.В
6.Б
7.В,Г
8. Б, Д
9.А,Б, Г,Е
10.А
11.В
12.А
2 часть:
1.Не цвести цветам поздней осенью! 2. Куда ни приеду, всюду меня радушно встречают. 3.На небе нет ни облачка. 4.Не море топит корабли, а ветер. 5. Сколько я ни стучал, никто не открыл дверь. 6. Дед не мог не остановиться у старого полкового друга.7. На площади в этот утренний час ни души.
2.123
Контрольная
работа по теме «Частица» 7 класс
1 вариант
1.Какой ответ не
соответствует теории частиц:
А) Частица –
служебная часть речи
Б) Частица –
часть речи, которая служит для соединения слов в словосочетании.
В) Частицы
образуют формы слова и новые слова.
Г) Частицы
придают слову, выражению и предложению новый смысл.
2.В каком примере
неверно обозначен разряд частицы:
А) бы — условие
Б) лишь — усиление В) нибудь — неопределенность Г) неужели — восклицание
3.Какая частица
всегда пишется раздельно:
А) НЕ Б) НИ
В) Б Г) ТО
4. Какая частица
всегда пишется через дефис:
А) ЖЕ Б)
ЛИ В) ЛИБО Г) КАК
5. В каком примере
достаточно определить часть речи, чтобы правильно написать орфограмму:
А)
(не)желая Б) (не)летающий В) (не)правда Г) (не)ловко
6.В каком примере
нет частицы:
А) Как тебе не
стыдно!
Б) Тебе разве уже
шесть лет?
В) Либо в
седьмом, либо в восьмом классе мы читали рассказ «Юшка».
Г)Где-то в Африке
или Австралии жил раньше этот жираф.
7.В каком ряду все
слова пишутся слитно:
А) (не)взирая ни на
что; (ни)что меня не мучит; можно быть и (не)смелым, но терпеливым;
Б) (не)попробовав
компота; (ни)кого это не волновало; (не)затейливая штука;
В) (не)истовствует
буря; (не)рад твоему прибытию; это (не)лось;
Г) (не)годяй есть
(не)годяй; во что бы то (ни)стало; ничуть (не)громко;
8.В каком ряду
допущены ДВЕ ошибки:
А) кое-где,
сколько-то, неуже ли, нисколько не мучаясь, не смотря по сторонам
Б) ни у кого; не
правда, а ложь; ушёл всё-таки; поехать, несмотря на дождь
В) это тоже самое;
всё-таки он хороший человек; невсегда весело; кое с кем поговоришь
Г) а чтобы ты
сделал? ; был-ли он в деревне?; он недолжен никому; только он и приехал
9. в каком примере
нет слова с усилительным значением:
А) очень
(не)веселый парень Б) нисколько (не)удобно В) вовсе (не)смешно Г)
совершенно (не)адекватный
10.В каком ряду
слова написаны без ошибок:
А) кое-чему
научиться; невысокий, зато крепкий; нечего и говорить; сколько ни ездил, всё
без толку;
Б) лиш только
солнце выйдет; кое-с-кем поздороваться; где-нибудь лечь; немного погодя;
В) ни рыба ни
мясо; не ходили девушки за ягодами; нечуть не заметно; не с кем переговорить;
Г) сколько то взял
с собой; толко у Ивана и было; где-небудь остановишься; не был-бы дураком
2 вариант
1.Какой ответ не соответствует
теории частиц:
А) Частицы имеют
свои разряды по значению. Б) Частица – служебная часть речи. В)Некоторые
частицы образуют формы слов. Г) Частица – знаменательная часть речи.
2.В каком примере
неверно обозначен разряд частицы:
А)
разве – условие Б) только — усиление В) кое — неопределенность Г) ни —
отрицание
3.Какая частица
всегда пишется раздельно: А) ЛИ Б) НИ В) КОЕ Г) НИБУДЬ
4. Какая частица
всегда пишется через дефис: А) ЖЕ Б) БЫ В) КА Г) НИ
5. В каком примере
недостаточно определить часть речи, чтобы правильно написать орфограмму:
А)
(не)работая Б) (не)нарушали В) (не)отправленная Г) сегодня (не)холодно
6.В каком примере
нет частицы: А) Ни мне, ни тебе не достанется. Б) Что за прелесть!
В)Он делал всё так же, как и инженер Соловьёв. Г)Что за десять рублей тебе
продали?
7.В каком ряду все
слова пишутся слитно:
А) (не)смотря на
плохую погоду; (ни)кто меня не ждёт; речка хоть и (не)глубокая, но холодная;
Б) (не)используя
средств защиты; (не)(с)кого и взыскать; (не)критический уровень;
В) (не)годовала
старуха долго; (не)должен приехать; это (не)воробьи;
Г) (не)ряшливый
вид; в (не)которых городах ; (ни)сколько (не)тихо;
8.В каком ряду
допущены ТРИ ошибки:
А) кое-когда;
сколько-то; также, как и вчера; дал не много денег; невзирая на чины;
Б) не у кого не
спросил; не быстро, а медленно; ушёл всё-же; всё-бы ничего;
В) этоже самое;
всё-таки она неплохая; не завидуешь никому; кое с кем повздорить;
Г) желаю, чтобы
был здоров; ; неужели это произошло? ; он не должен ни рубля; лишь один
студент остался.
9. в каком примере
нет слова со значением усиления:
А)
немного (не)здоров Б) нисколько (не)красивое В) совершенно (не)старый
Г)отнюдь (не)перспективный
10.В каком ряду
слова написаны без ошибок:
А) кое с кем
болтать; некрасивая, зато добрая; ничего и говорить; сколько не просил, так и
не добился ничего;
Б) лишь только
появятся скворцы; кое-для-кого подготовить; где-либо устроиться; пройдя
несколько сотен метров;
В) ни то ни сё;
не ездила бы ты в город; ничуть не видно; не с чего обижаться;
Г) Неужели взял с
собой; только у Ивана и небыл; слетайка до Магадана; не было-бы печали.
Тест по русскому языку Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы 7 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).
1 вариант
A1. Найдите правильное утверждение
1) частицы служат для связи слов в предложении
2) частицы не изменяются
3) частицы являются членами предложения
4) частицы не выражают оттенки значения в предложении
А2. Укажите предложение с формообразующей частицей
1) Пусть мальчики помогут в уборке территории.
2) Именно этот студент был победителем конкурса.
3) Я не могу ответить на это письмо.
4) Едва ли она справится с этой задачей.
А3. Укажите предложение с отрицательной частицей
1) Вот и старая осина с облетевшими листьями.
2) Даже он отказался от такого предложения.
3) Он не может выполнить это задание.
4) Вряд ли он закончит доклад за вечер.
А4. Укажите предложение с частицей БЫ
1) Что(бы) понять правило, надо его прочитать несколько раз.
2) Я пришёл(бы) на вечер, но меня не пригласили.
3) Постарайся, что(бы) проект получился интересным.
4) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду влезть.
А5. Укажите формообразующую частицу
1) не
2) пускай
3) даже
4) только
Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.
Был бы он самый высокий, его взяли бы в команду.
B1. Выпишите частицу, которая служит для образования условного наклонения глаголов.
В2. Выпишите частицу, которая служит для образования степеней сравнения прилагательных и наречий.
C1. Напишите небольшое сочинение на тему «Если бы я был директором школы…».
2 вариант
A1. Найдите неправильное утверждение
1) частица — служебная часть речи
2) частицы служат для образования наклонений глаголов
3) частицы изменяются
4) частицы служат для выражения различных оттенков значения в предложении
А2. Укажите предложение с формообразующей частицей
1) Неужели в самом деле все сгорели карусели?
2) Вряд ли эта новость понравится коллегам.
3) Да здравствуют музы, да здравствует разум!
4) Как раз сегодня нам звонили по этому вопросу.
А3. Укажите предложение с отрицательной частицей
1) Он не знает, что есть ложь и обман.
2) Вот моя деревня, вот мой дом родной.
3) Прилетел бы ты к нам на праздники!
4) Ты же обещал выполнить задание.
А4. Укажите предложение с частицей БЫ.
1) Что(бы) руководить, надо уметь предвидеть.
2) Приятели расстались, что(бы) больше никогда не встретиться.
3) Что(бы) получить хороший урожай, надо хорошо потрудиться.
4) Что(бы) вам еще дать почитать?
А5. Укажите формообразующую частицу
1) лишь
2) разве
3) вот
4) давайте
Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.
Давайте споём самую лучшую песню.
B1. Выпишите частицу, которая служит для образования повелительного наклонения.
В2. Выпишите частицу, которая служит для образования степени сравнения прилагательного.
C1. Напишите небольшое сочинение на тему «Если бы я был директором школы…».
Ответы на тест по русскому языку Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы 7 класс
1 вариант
А1-2
А2-1
А3-3
А4-2
А5-2
В1. бы
В2. самый
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-1
А4-4
А5-4
В1. давайте
В2. самую
Контрольное тестирование по теме «Частица» 7 класс
Вариант 1.
Часть. А
1. Найдите неправильное утверждение.
А) Частицы являются служебными словами.
Б) Некоторые частицы служат для образования наклонений глаголов.
В) Частицы изменяются.
Г) Частицы вносят в предложение различные оттенки значения.
2. Укажите предложение, в котором нет частицы.
А) Что за прелесть эти сказки! Б) У тебя такие руки, что сбежали даже брюки!
В) Говорю это только тебе. Г) Но только что сумрак на землю упал, по корням
упругим топор застучал.
3. Укажите предложение с формообразующей частицей.
А) Неужели в самом деле все сгорели карусели?
Б) Вряд ли эта новость понравится коллегам.
В) Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Г) Он все—таки прав!
4. Укажите предложение с ограничительной частицей.
А) Лишь только затеплится вечер, как сильно и сладко начинает пахнуть шиповник.
Б) Все—таки наш праздник удался.
в) Давайте говорить друг другу комплименты.
Г) Именно сегодня и приходите.
5. Укажите пример, в котором частица со словом пишется раздельно.
А) (Не) ужели Б) Скажи(ка) В) Такой(же) Г) Семья(то) большая
6. Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис.
А) Всё те(же) мы, но время уже не то.
Б) На безлюдной барже не слишком(то) уютно.
В) Всё вроде(бы ) отлично и здорово.
Г) Он вряд(ли) будет сегодня выступать.
7. Найдите указательную частицу.
А) же Б) вот В) ведь Г) ли
8. В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?
Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, по скрытым снегом (1)н..ровностям, (2)н..чего (3)н..
видя (4)н.. под ногами, (5) н.. впереди.
А) 2,4,5 Б) 1,3,4 В)1,2,3
9. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И (НИ).
А) Вдали показался н.. то наездник, н.. то повозка. Б) Н.. огня, н.. чёрной хаты…
В) Он н.. мог н.. проведать друга.
Часть. В Прочитайте текст и выполните задания В1—В3
(1) Первенство в постройке парового двигателя принадлежит русскому мастеру
Ивану Ивановичу Ползунову . (2) Он хотел построить сначала небольшую опытную
машину, с тем чтобы всесторонне изучить её в действии, обучить рабочих и лишь
затем приступить к созданию больших паровых двигателей. (3) Но рабочих—
специалистов, которые могли бы помочь, Ползунову не дали, необходимого
инструмента не нашлось, приходилось всё делать самому. (4) Благодаря таланту и
настойчивости мастера к середине 1765 года паровая машина, поражавшая своими
размерами, всё же была создана.
В1. Запишите цифрой номер предложения, в котором нет частиц.
В2. Выпишите из текста формообразующую частицу.
В3. Выпишите из текста смыслоразличительные частицы.
Контрольная работа по теме «Частица»
Вариант 1
Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А,В,С).
Первая часть А состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.
Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Часть 1.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. Не с весны ли начинается все в природе и в людях?
Б. Вот и пришла долгожданная весна.
В. Разве можно ее нелюбить?
Г. Как приятно подышать свежим воздухом послушать музыку капели!
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
1. А,В,Г,Б 2. Б, Г,А,В 3.Б,А,В,Г 4. В, Г, Б,А
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1.А 2. Б 3. В 4. Г
А3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
1.А 2. Б 3. В 4.Г
А 4. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
1. Пришла – глагол
2. Ее – местоимение
3. Разве – наречие
4. С — предлог
А 5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Г?
1. Подышать воздухом
2. Подышать, послушать
3. Послушать музыку
4. Приятно подышать
А 6. В какой строке все слова являются частицей?
1. Вон, из-за, бы
2. Вот, ли, не
3. Словно, вряд ли, но
4. Как, то, также
А 7. Укажите предложение с частицей, выражающей ограничение: 1. Писатель включил в роман элемент расследования, именно это привлекло читателей. 2. Только у одного Павлика были свои, особые мысли. 3. Вон теперь в овраг толкает одичалого коня. 4. Вряд ли эта книга заинтересует читателей.
А 8.Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис.
1. Знал(бы) ты, как красив был закат!
2. Ну(ж) был денѐк!
3. Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спалѐнная пожаром, французу отдана?
4. Едва(ли) он закончит доклад за вечер.
А 9. Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ.
1. Я увидел н.. большое, а миниатюрное строение.
2. На небе нет н.. облачка.
3. Он стоял н.. жив н.. мертв.
4. В комнате н.. души.
А10. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно?
1. (Ни)кто не обратил внимания, (ни)когда на жалел
2. (Ни)в чѐм не обвинял, (ни)как не возьму в толк.
3. (Ни)ответа (ни)привета.
4. (Ни)кого не вижу, (не)у кого спросить
А 11. В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?
Рисовать Егор (1)н.. умел и (2)н.. разу в жизни (3)н.. видел (4)н.. одной картины.
1. 1, 2, 4 2. 1, 3 3. 2, 4 4. 1,2,3,4
А 12. В каком ряду НЕ со словами пишется раздельно?
1. Афиши (не)расклеены, (не)изъяснимая радость
2. (Не)обладающий знаниями, задача (не)решена
3. (Не)во что верить, (не)зыблемый
4.(Не) мог(не) верить, (не)куда идти
А 13. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1. Среди ещѐ (не)одетых деревьев черѐмуха была зелѐная.
2. При проверке они (не)дополучили необходимых документов.
3. Задача далеко (не)проста.
4. Он шѐл по дороге, (не)смотря под ноги.
А 14. Какая частица употреблена в предложении
Я не могу ответить на это письмо.
1. Формообразующая
2. Модальная отрицательная
3. Модальная усилительная
4. Модальная вопросительная
Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А15-А17 , В1-В6
(1)Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.(2) Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
(3) Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
(4) Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.
(5) Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.
(6) Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
(7) Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
(8)Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
А15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1. Настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
2. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он воспитанный человек.
3. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими.
4. Воспитанный человек – это тот, кто в равной степени вежлив со всеми.
А 16. Определите стиль и тип данного текста.
1. Публицистический, рассуждение
2. Художественный, описание
3. Художественный, повествование
4. Научный, описание
А 17. В каком значении употреблено слово «считаться» в предложении 7?
1. Принимать в расчет, во внимание, уважать кого-(что)-нибудь.
2. Числиться, полагаться.
3. Слыть, быть известным в качестве кого-нибудь.
4. Производить расчеты, расплачиваться.
В1. Из предложения 5 выпишите частицу.
В2.Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
В3. Из предложения 4 выпишите краткое прилагательное.
В4. Из предложения 1 выпишите сочинительный составной союз.
В5.Из предложения 3 выпишите прилагательное в значении существительного.
Часть 3
Еще раз внимательно прочитайте текст. Напишите сочинение- рассуждение «Воспитанный ли я человек? ».(5-6 предложений)
Вариант2
Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А,В,С).
Первая часть А состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.
Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Часть 1.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. Если бы показался какой-либо параход!
Б. Стаю ласточек застал ураган над морем.
В. Пусть люди помогут вам!
Г. Птицы опустились бы на палубу прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
1. А,В,Г,Б 2. Б, Г,А,В 3. Б,А,Г,В 4. В, Г, Б,А
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1.А 2. Б 3. В 4. Г
А3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
1.А 2. Б 3. В 4.Г
А 4. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
1. Какой-либо – местоимение
2. Над – предлог
3. Пусть – союз
4. Бы — частица
А 5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Г?
1. Птицы опустились
2. Птицы опустились бы, спрятались.
3. Птицы опустились бы, спрятались бы
4. Птицы опустились бы, прижались бы, спрятались бы.
А 6. В какой строке все слова являются частицей?
1. Ли, бы, но
2. Пусть, же, -ка
3. Неужели, не, в
4. Ни, или, без
А 7. Укажите предложение с формообразующей частицей.
1. Он не приехал сегодня.
2. Неужели это правда?
3. П у с к а й станет больше новоселий.
4. Для тебя нет ни письма, ни посылки, ни телеграммы.
А 8.Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис..
1. Что(то), кто(нибудь), (кое)(о)чѐм, неужели(ли).
2. Почему(то), где(либо), (кое)(с)кем, где (бы) то ни было.
3. Скажи(ка); так (же), как и; (кое)(к)кому, чей(нибудь).
4. Послушай(ка), (кое)кто, какой(то), сколько(нибудь).
А 9. Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ.
1. На душе н.. весело, н.. грустно.
2. Человек должен трудиться, кто бы он н.. был.
3. На другой день, н.. свет н.. заря, Лиза уже проснулась.
4. Помощь никому н.. требуется.
А10. В каком предложении частица НЕ пишется раздельно?
1. В классе стоял (не) умолкающий гул, напоминающий жужжание пчелиного роя.
2. Васильев (не) годующе посмотрел на старика.
3. Это было (не) ласкающее дуновение, а сухой, горячий ветер.
4. По сырой мягкой земле (не) торопливо и почти бесшумно продвигалась крестьянская подвода.
5.
А 11. В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?
Она всѐ сидела в головах милых сыновей своих, н(1) на минуту н(2) сводила с них глаз своих и н(3) думала о сне.
1. 1,2,3 2. 1 3. 1,2 4. 1,3
А 12. В каком предложении НЕ пишется слитно?
1. Вовремя письмо (не) отправили.
2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
А 13. В каком предложении частица пишется раздельно?
1. Хотелось б, что(бы) счастье пришло, как заслуга.
2. Надо верить в возможность счастья, что(бы) быть счастливым.
3. Что(б) уснули дети, дом качает ветер.
4. Стрелок поискал глазами, во что(бы) прицелиться.
А 14. В каком предложении неверно употреблена частица?
1. Ни косточкой нигде не мог я поживиться.
2. В белую, белую ночь мне ни уснуть никогда.
3. Ни одна птица не подавала голоса.
4. Не побывав воде, плавать не научишься.
Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А15-А17 , В1-В6.
(1)Слово, пожалуй, самая удивительная вещь на свете. (2)Смотрите, какие удивительные результаты достигнуты благодаря речи. (3)Попробуйте представить себе. (4)Что осталось бы вокруг нас, если бы не было речи. (5)Не было бы общения между людьми, то есть не было бы общества, не существовали бы письмо и печать, а с ними литература и наука; не было бы мысли, не было бы культуры, не было бы человека!
(6)Слово может ранить больнее, чем нож, отравить смертельнее, чем яд. (7)Оно может потрясти массы людей, побудить к действию целые народы.
А15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1. Слово, пожалуй, самая удивительная вещь на свете.
2. Если не было бы речи, то не было бы литературы и науки.
3. Если бы не было бы культуры, то не было бы речи.
4. Словом можно ранить и отравить.
А 16. Определите стиль и тип данного текста.
1. Публицистический, рассуждение
2. Художественный, описание
3. Художественный, повествование
4. Научный, описание
А 17. В каком значении употреблено слово «потрясти» в предложении 7?
1. Заставить дрожать, сотрясаться.
2. Сильно взволновать.
3. Сильно тряхнуть.
4. Тряхнуть несколько раз.
В1. Из предложения 4 выпишите частицы.
В2. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
В3. Из предложения 5 выпишите формообразующую частицу.
В4. Какой частью речи является слово достигнуты (предложение 2)?
В5. Из предложения 5 выпишите противительный союз.
Часть 3
Еще раз внимательно прочитайте текст. Напишите сочинение- рассуждение «Что стало бы, если бы исчезла речь?». (5-6 предложений).
Контрольная работа по теме «Частица». Ответы.
Вариант 1 А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
А13 |
А14 |
А15 |
А16 |
А17 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
В1 |
не |
В4 |
не только, но и |
|||||||||||||
В2 |
2 |
В5 |
родными |
|||||||||||||
В3 |
вежлив |