Проверочная работа по темам правописание суффиксов прилагательных написание сложных прилагательных

Тест по теме «Правописание суффиксов прилагательных.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Вариант 1

А1. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

1) оловя..ый                        2) нефтя..ой

3) пусты..ый                        4) име..ой

А2. В каком прилагательном пишется НН?

1) лебеди..ый                        2) румя..ый

3) тыкве..ый                        4) осли..ый

А3. В каком прилагательном пишется суффикс -К-?

1) матрос..ий                        2) англий..ий

3) турец..ий                        4) француз..ий

А4. Какое прилагательное пишется слитно?

1) (северо)восточный        2) (кисло)сладкий

3) (ярко)зелёный                4) (древне)русский

В1

Напишите способ образования имени прилагательного из данного предложения.

Правда светлее солнца.

С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы, приведённой в задании В1.

Тест по теме «Правописание суффиксов прилагательных.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Вариант 2

А1. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

1) деревя..ый                        2) време..ый

3) ути..ый                        4) безветре..ый

А2. В каком прилагательном пишется НН?

1) тума..ый                        2) масля..ый

3) ветре..ый                        4) ю..ый

А3. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?

1) рез..ий                        2) француз..ий

3) рыбац..ий                        4) турец..ий

А4. Какое прилагательное пишется слитно?

1) (стале)литейный                2) (тёмно)синий

3) (юго)западный                4) (русско)английский

В1

Напишите, чем в данном предложении выражены сказуемые.

Мал золотник, да дорог.

С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы, приведённой в задании В1.

Цели: проверить знания, умения и навыки по темам “Пра­вописание суффиксов прилагательных”, “Дефисное и слитное написание сложных прилагательных”; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: владение орфографическими на­выками, навыками лингвистического разбора; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятель­ности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Актуализация знаний

Словарный диктант

Беспредельный простор, румяный Колобок, январская стужа, ис­кусный ремесленник, талантливый режиссёр, иссиня-чёрные крылья, ветряная мельница, юный возраст, обыкновенная история, свиное сало, безмятежные мысли, забавная физиономия, пригласить в го­стиную.

Грамматическое задание

— Сделать морфемный разбор прилагательного беспредельный.

— Сделать словообразовательный разбор слова гостиную.

III. Работа по теме урока

Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 19.)

  1. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 55—66, контрольные вопросы и задания (с. 39), упр. 387.

Зачет. Прилагательные. Орфография1 вариант

Образуйте от данных словосочетанийсущ. + прил. словосочетаниесущ. + сущ. в Р.п. с предл. ИЗ. Запишите исходное словосочетание и вновь образованное. Определите разряд прилагательных.

Кожаный чемодан, шерстяные носки, мраморная лестница, бронзовая статуя, серебряное колечко, соломенная крыша, глиняная посуда.

Выпишите вначале слова, в которых НЕ является частью корня, затем слова с приставкой НЕ-. Обозначьте ее.

(Не)вероятный, (не)взрачный, (не)приглядный, (не)заметный, (не)приметный, (не)примечательный, (не) видный, (не)винный, (не)виноватый, (не)повинный, (не)добросовестный, (не)радивый.

Вставьте пропущенный суффикс (-К- или –СК-), обоснуйте свой выбор. Спишите, выделите суффикс.

Факультет…ий, дамас…ий, читатель…ий, шеф…ий, немец…ий, осетин…ий, мор…ой, половец…ий, тунгус…ий, колорад…ий, уз…ий, дат…ий.

Найдите ошибки в написании суффиксов прилагательных, исправьте их. Запишите все прилагательные без ошибок, выделите суффиксы, объясните графически их написание.

Ежёвый, дрожжевой, сланцивый, замшовый, кварцевые, пунцёвый, глянцевая.

Спишите. Графически объясните написание сложных прилагательных.

(Вагоно)ремонтный, (бледно)голубой, (северо)западный, (Западно)Сибирская равнина, (паро)ходный, (русо)волосый, (декоративно)прикладное, (красно)коричневый.

Спишите. Обоснуйте выбор написания Н или НН в суффиксах прилагательных. Выделите суффиксы.

Беспочве…ый, заветре…ый, маши…ый, оси…ый, деревя…ый, витами…ый, безветре…ый, ко…ый, оловя…ый, звери…ый, водя…ой, ветре…ый.

Выполните морфологический разбор прилагательного.

Лимонный (вкус).

Зачет. Прилагательные. Орфография 2 вариант

Образуйте от данных словосочетанийсущ. + прил. словосочетаниесущ. + сущ. в Р.п. с предл. ИЗ. Запишите исходное словосочетание и вновь образованное. Определите разряд прилагательных.

Овсяное печенье, чесночная закуска, яблочный пирог, деревянная лестница, стеклянная фигурка, золотая цепочка, фарфоровая чашка.

Выпишите вначале слова, в которых НЕ является частью корня, затем слова с приставкой НЕ-. Обозначьте ее.

(Не)сладкий, (не)брежный, (не)дальновидный, (не)смешной, (не)сомненный, (не)радивый, (не)людимый, (не)выразительный, (не)компетентный, (не)возможный, (не)слабый, (не)зависимый.

Вставьте пропущенный суффикс (-К- или –СК-), обоснуйте свой выбор. Спишите, выделите суффикс.

Рез…ий, румын…ий, чемпион…ий, якут….ий, январ…ий, вяз…ий, япон…ий, скольз…ий, россий…ий, мерз…ий, свидетель…ий, океан…ий.

Найдите ошибки в написании суффиксов прилагательных, исправьте их. Запишите все прилагательные без ошибок, выделите суффиксы, объясните графически их написание.

Беживый, берцовая, маршовый, лицивой, межевой, отцовский, ситцовый.

Спишите. Графически объясните написание сложных прилагательных.

(Научно)медицинский, (дально)видный, (буро)жёлтый, (водо)сточный, (северо)восточный, (шахматно)шашечный, (дальне)восточный, (физико)математический.

Спишите. Обоснуйте выбор написания Н или НН в суффиксах прилагательных. Выделите суффиксы.

Стекля…ый, ветре…ый, слома…ый, отме…ый, гуси…ый, бритве…ый, заветре…ый, деревя…ый, глиня…ый, витри…ый, карто…ый, око…ый.

Выполните морфологический разбор прилагательного.

Большая (страна).

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/370047-russkij-jazyk-zachetnaja-rabota-po-teme-prila

Зачётные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. — Е. В. Селезнева 2020

Вариант 1

1. Распределите слова с пропусками букв на две группы: 1) в суффиксе пишется о; 2) в суффиксе пишется е. Какое слово нельзя распределить ни в первую, ни во вторую группу?

Деш..вые товары, пищ..вой блок, ситц..вый платок, грош..вый подарок, холщ..вый мешок, кумач..вый пояс, плюш..вый медвежонок, морж..вый клык, камыш..вые заросли.

Ответ:

1) в суффиксе пишется о: грошовый подарок, холщовый мешок, кумачовый пояс, моржовый клык, камышовые заросли.

2) в суффиксе пишется е: дешевые товары, пищевой блок, ситцевый платок, плюшевый медвежонок.

2. Образуйте от имён существительных имена прилагательные при помощи суффиксов -ск-, -к-.

  Ноябрь — …

  пассажир — …

  Прага — …

  немец — …

  черкес — …

  казак — …

  матрос — …

  молодец — …

  Ответ:

  Ноябрь — ноябрьский

  пассажир — пассажирский

  Прага — Пражский

  немец — немецкий

  черкес — черкесский

  казак — казацкий

  матрос — матросский

  молодец — молодецкий.

3. Вставьте н или нн; выделите суффиксы. Подчеркните первообразное прилагательное (не образованное от имени существительного).

Каме..ый столб, карма..ые часы, чугу..ая решётка, дли..ая верёвка, кожа..ый портфель, ю..ые натуралисты, це..ая находка, серебря..ый подстаканник, соломе..ая крыша.

Ответ:

Каменный, карманные, чугунная, длинная, кожаный, юные, ценная, серебряный, соломенная.

4. Раскройте скобки.

(Велико)душный, (северо)западный, (древне)русский, (сине)зелёный, (фабрично)заводской, (судо)ремонтный, (светло)голубой, (тёмно)розовый, (русско)немецкий.

Ответ:

Великодушный, северо-западный, древнерусский, сине-зелёный, фабрично-заводской, судоремонтный, светло-голубой, тёмно-розовый, русско-немецкий.

5. Работа с текстом.

  (1) Ч..рный дым большими клубами ш..л (из)под дли(н,нн)ых k..мыш..вых крыш. (2) М..ла (не)большая п..зёмка день был вет- ре(н,нн)ый. (3) (Изжёлта)красные к..мен..стые склоны в..летали к голой о..ветре(н,нн)ой в..ршин.. .

(По Д. Житенёву)

  Выполните задания

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Выпишите из текста прилагательное, правописание которого определяется правилом: «В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, под ударением после шипящих пишется буква о».

  4. Найдите прилагательное, которое является исключением из правила: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -они, -енн, пишутся две буквы н». Выпишите это слово.

  Ответ:

  (1) Черный дым большими клубами шел из-под длинных kамышовых крыш. (2) Мала небольшая позёмка день был ветреный. (3) Из жёлта красные каменистые склоны вылетали к голой обветренной вершине.

Работа над ошибками

Вариант 2

1. Распределите слова с пропусками букв на две группы:

  1) в суффиксе пишется о; 2) в суффиксе пишется е. Какое слово нельзя распределить ни в первую, ни во вторую группу?

Сторож..вой пункт, кольц..вая линия, образц..вый порядок, кварц..вый песок, перц..вый пластырь, ландыш..вые капли, замш..вый чехол, свинц..вая пуля, ч..рная земля.

Ответ:

1) в суффиксе пишется о: образцовый порядок, перцовый пластырь, свинцовая пуля,

2) в суффиксе пишется е: сторожевой пункт, кольцевая линия, кварцевый песок, ландышевые капли, замшевый чехол, черная земля.

2. Образуйте от имён существительных имена прилагательные при помощи суффиксов -ск-, -к-.

  Волга — …

  богатырь — …

  Кавказ — …

  ткач — …

  француз — …

  тунгус — …

  бурлак — …

  секретарь — …

  Ответ:

  Волга — Волжский

  богатырь — богатырский

  Кавказ — Кавказский

  ткач — ткацкий

  француз — французский

  тунгус — тунгусский

  бурлак — бурлацкий

  секретарь — секретарьский

3. Вставьте н или нн. Подчеркните первообразное прилагательное (не образованное от имени существительного).

Революцио..ые настроения, недюжи..ый ум, полотня..ая скатерть, моното..ая речь, оловя..ая ложка, сви..ое сало, румя..ые щёки, клюкве..ый морс, глиня..ый кувшин.

Ответ:

Революционные настроения, недюжинный ум, полотняная скатерть, монотонная речь, оловянная ложка, свиное сало, румяные щёки, клюквенный морс, глиняный кувшин.

Румяные — первообразное прилагательное (не образовано от имени существительного), т.к. корень: румян.

4. Раскройте скобки.

(Слабо)волие, (често)любие, (целе)устремлённость, (госте) приимство, (друже)любие, (трудо)способность, (светло)зелёный, (юго)восточный, (шахматно)шашечный турнир.

Ответ:

Слабоволие, честолюбие, целеустремлённость, гостеприимство, дружелюбие, трудоспособность, светло-зелёный, юго-восточный, шахматно-шашечный турнир.

5. Работа с текстом.

(1) Но вот по ж..лтой ржи и по овся..ому полю пр..б..жала первая в..лна камыш..вые зар..сли заволновались и (из)за поворота з..кружилась пыль. (2) Лес оживал стряхивал (бесшумно)дремотное оцепенение весело свивал стекля..ые жгуты руч..ёв.

(По Д. Житенёву)

  Выполните задания

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Выпишите прилагательное, правописание которого определяется правилом: «В суффиксе прилагательного под ударением после шипящего пишется буква о».

  4. Найдите прилагательное, которое является исключением из правила: «В суффиксах -ан-(-ян-) прилагательных, образованных от существительных, пишется одна буква к».

  Ответ:

(1) Но вот по желтой ржи, и по овсяному полю пробежала первая волна, камышовые заросли заволновались, и из-за поворота закружилась пыль. (2) Лес оживал, стряхивал бесшумно-дремотное оцепенение, весело свивал стеклянные жгуты ручьёв.

Работа над ошибками

Проверочная работа «Правописание суффиксов имен прилагательных»

Вариант 1

1. Образуйте от имён существительных имена прилагательные при помощи суффиксов

ск, к.Запишите слова, выделив суффиксы.

Ноябрь, январь, пассажир, Прага, немец, черкес, казак, матрос, молодец.

2. Вставьте Н или НН; выделите суффиксы.

Каме..ый столб, карма..ые часы, чугу..ая решётка, дли..ая верёвка, кожа..ый портфель,

ю..ые натуралисты, це..ая находка, серебря..ый подстаканник, соломе..ая крыша, лу..ая ночь

3. Раскройте скобки.

(Велико)душный, (северо)западный, (древне)русский, (сине)зелёный, (фабрично)заводской,

(судо)ремонтный, (светло)голубой, (тёмно)розовый, (русско)немецкий, северо(восточный).

4. Работа с текстом.

(1) Ч..рный дым большими клубами ш..л (из)под дли(н,нн)ых крыш. (2) М..ла

(не)большая п..зёмка день был ветре(н,нн)ый.(3) (Изжёлта)красные к..мен..стые склоны

в..летали к голой обветре(н,нн)ой в..ршины.

(По Д. Житенёву)

Выполните задания:

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Выпишите из текста прилагательное, правописание которого определяется правилом: «НН в

суффиксах прилагательных, образованных от существительных».

4. Найдите прилагательное, которое является исключением из правила: «В прилагательных,

образованных от существительных при помощи суффиксов онн, енн, пишутся две буквы н».

Выпишите это слово.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: