7
класс
Контрольная
работа по теме «Служебные части речи»
1
вариант
Часть
А
1. Выберите ошибочное утверждение.
1) Частица – служебная часть речи, которая
придает смысловые оттенки словам и предложениям.
2) Частица – второстепенный член предложения
со значением признака предмета
2. В каком
предложении все слова пишутся СЛИТНО?
1) Имейте
(в)виду: правила дорожного движения (не)обходимо соблюдать (не)укоснительно.
2) (В)связи с
(не)прибытием самолёта рейс откладывается.
3) (В)следствие
обильного снегопада на улицах образовались автомобильные пробки.
4) (По)середине
дороги двигался снегоочиститель.
3. Укажите сочинительный союз
1) словно 2) зато 3) потому что 4)
хотя
4. В каком предложении есть частица
1) Даже солнце сегодня светит ярче.
2) Из окон мне было видно море.
3) Бабушка крепко держала меня за руку.
4) Я люблю смотреть, как падает снег.
5. Укажите ошибку в употреблении служебных
частей речи.
1) Благодаря дождя 2) наперекор
обычаю 3) согласно графику 4) вопреки предсказанию
6. В каком предложении выделенное слово
пишется раздельно.
1) Он перевел деньги (на) счет в
банке.
2) Изменить ( в) роде, числе,
падеже.
3) Дождь продолжался (в) течение
недели.
4) (В) следствие какой-то задержки
мы отстали от группы.
7. В каком ряду
все частицы пишутся РАЗДЕЛЬНО?
1) Посмотрел(бы),
больно(же), скажи(ка)
2) Дай(ка),
хорошо(ли), объяснил(бы)
3) Напугал(то),
угадай(ка), замолчи(же),
4) Встретить(бы),
далеко(ли), страшно(же)
8. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся
раздельно
1) (не)мог сделать, враг (не)доумевал
2) (не) написанное мною письмо, (не)
зная бедности
3) (не)кем заменить, (не) благодаря за
угощение
4) ему (не)спалось, (не)здоровый вид
9. В каком
предложении во всех словах пишется НЕ?
1) Н.. дождь,
н.. снег, н.. склонять н.. способны испортить мне настроение.
2) Где бы я
н.. бывал, всегда тосковал по дому.
3) Где я
только н.. бывал!
4) Он н.. ризу
н.. был в Петербурге.
Часть
Б
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Река шла причудливыми изгибами. (2) Над
бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в
вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы, перемытые речной
водой и перевеянные ветром, поросли цветами. (4) Сосновые сухие леса по берегам
перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи.
(5)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной
водой, как будто медные литые мосты.(6) Лес тянулся почти на двести километров,
и не было поблизости никакого жилья. (7)Лишь кое-где на берегах стояли шалаши и
изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья. (По К.Паустовскому)
1. Определите стиль текста.
2. Из предложения 2 выпишите предлоги с
существительными.
3. Напишите номер предложения с
подчинительным союзом
4. Выпишите все частицы из этого текста.
5. Укажите номер предложения с
пунктуационной ошибкой.
7
класс
Контрольная
работа по теме «Служебные части речи»
2
вариант
Часть
А
1. Выберите ошибочное утверждение.
1) Предлог – служебная часть речи,
служащая для связи слов в словосочетании и предложении.
2) Предлог – служебная часть речи,
служащая для связи однородных членов предложения.
2. В каком
предложении используется не производный предлог, а существительное с предлогом?
1) Мы хотели
бы поговорить (на)счёт оформления реферата.
2) (В)виду
болезни преподавателя уроки отменяются.
3) (На)встречу
выпускников старался прийти каждый.
4) Купи,
пожалуйста, ряженку (в)место кефира.
3. Укажите подчинительный союз
1) тоже 2) что 3) или 4) однако
4. В каком предложении нет частицы.
1) Вот уже кое-где мелькают деревья.
2) Понравилась ли тебе музыка?
3) Бежит и бежит вдаль дорога.
4) Ты же сам написал мне письмо.
5. Укажите ошибку в употреблении служебных
частей речи.
1) оплатить за билет 2) указать на
недостатки 3) вера в правоту 4) согласно графику
6. В каком предложении выделенное слово
пишется слитно.
1)На лыжах (по) этому полю мы шли
впервые.
2) Что (бы) подарить другу на день
рождения.
3) (В)начале апреля к нам вернутся
птицы.
4) Это событие нас то(же)
удивило.
7. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся
слитно.
1) ничем (не) нарушаемая тишина,
(не)большое озеро
2) (не)легко решить, (не)смотря на
предсказания
3) путь (не) окончен, (не)стерпимая боль
4) (не) на кого надеяться, (не) знакомец
8. В каком
предложении ТАК(ЖЕ) пишется раздельно?
1) Мы долго
гуляли по городу, заходили в Эрмитаж и Русский музей, так(же) в Казанский
собор.
2) Так(же),
как и моя подруга, я хочу поехать в Прагу.
3) На
празднике дети пели, танцевали, играли, а так(же)читали стихи.
4) Миша,
Вова, а так(же) Коля приняли участие в городской олимпиаде по литературе.
9. В каком
предложении перед союзом И должна быть запятая?
1) Тем утром
было тепло и солнечно и мы решили пойти купаться на наше озеро.
2) На
школьных праздниках и концертах всегда выступают старшеклассники и малыши.
3) Они
посмотрели все фильмы с участием этого актёра и прочитали все интервью, которые
он давал в различных журналах и газетах.
4) Снег
плотно укрыл землю своим белоснежным одеялом, накинул пушистые муфты на ветви
деревьев и кустарников и надел снежные шапки на крыши домов.
Часть
Б
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Я люблю северный лес за торжественную тишину
которая царит в нем.(2) Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на
дне глубокого лога. (3) Лишь между древесными стволами, обросшими в течение
десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья
голубого неба. (4)Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то
гигантскими руками.(5) Сказочно фантастический характер придают картине леса
громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями.(6) Мягкий
желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру.
(7)Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
1. Определите стиль текста.
2. Из предложения 3 выпишите предлоги с
существительными.
3. Напишите номер сложного предложения с
сочинительным союзом
4. Выпишите все частицы из этого текста.
5. Укажите номер предложения с
пунктуационной ошибкой.
Ответ
1 вариант |
2 вариант |
Часть А 1 -2 2- 3 3-2 4-1 5-1 6-3 7-4 8-2 9-3 |
Часть А 1-2 2-3 3-2 4-3 5- 1 6-4 7-2 8-2 9-1 |
Часть Б 1-художественный 2- над водой, с берега, на берег, в вышине 3- 5 4 почти, не, лишь 5 — 7 |
Часть Б 1-художественный 2-между стволами, в течение десятилетий 3- 6 4- лишь. точно 5 -1 |
Комментарии по выполнению заданий и критерии их оценки.
На выполнение работы дается 2 академических часа (90 минут). Работа состоит из 3 частей (А,В,С).
Часть А – задания базового уровня, к каждому заданию дается четыре варианта ответа, только один правильный.
Часть В – задания более сложные. К каждому заданию предполагается дать ответ в виде одного или двух слов, словосочетания, цифр.
Часть С – задание повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется развернутый ответ в объеме 60-70 слов
В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания. За каждый правильный ответ части А насчитывается по 1 баллу. Задание для осложненного списывания части В оценивается по пятибальной шкале. Задания к тексту части В оцениваются по 2 балла за каждое правильно выполненное задание. Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу. За каждый критерий части С учащийся получает баллы (всего 8 баллов).
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий части С:
Критерий |
Баллы |
а) дан прямой связный ответ на вопрос, и при необходимости сформулирована своя точка зрения. |
2 |
б) ответ не соответствует заявленной теме, нет прямого ответа на вопрос. |
0 |
|
|
а) соблюдена смысловая и речевая связность, в работе присутствует логика суждения |
2 |
б) в работе нарушена связность речи, отсутствует логика |
0 |
|
|
а) орфографические нормы соблюдены |
2 |
б) допущена 1 ошибка |
1 |
в) допущено 2 и более ошибок. |
0 |
г) пунктуационные нормы соблюдены |
2 |
д) допущены 1-2 ошибки |
1 |
е) допущено более 2 ошибок |
0 |
Максимальное количество баллов за работу части С |
8 |
Максимальное количество баллов за контрольную работу – 38 баллов
% от макс. балла оценка
91-100% «5»
71-90% «4»
50-70% «3»
Менее 50% «2»
7 класс, III четверть (итог)
Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
I вариант
А1. Найдите ошибку в построении словосочетания.
-
отзыв о книге
-
обратите внимание на ошибки
-
оплатите проезд
-
предостеречь от неверного выбора
А2. Какое предложение содержит ошибку, связанную с неправильным построением словосочетания?
-
Благодаря стойкости и мужеству ленинградцев, блокадный город выстоял и победил.
-
Согласно указа директора нашей школы, все отличники освобождены от выпускных экзаменов.
-
Вопреки всем приложенным усилиям, сдать работу вовремя так и не удалось.
-
Наперекор общему мнению о невозможности её возвращения в спорт, гимназистка продолжала усиленные тренировки.
А3. В каком ряду представлены соединительные союзы?
-
а, но, однако
-
или, либо, не то.., — не то
-
и, как…, — так и, не только.., — но и
-
зато, то.., — то, или.., — или
А4. В каком ряду представлены причинные союзы?
-
для того чтобы, с тем чтобы
-
ввиду того что, потому что
-
как будто, точно
-
когда, пока, лишь только
А5. Какое из слов не является частицей?
-
будто 3) даже
-
неужели 4) не
А6. Какая частица является формообразующей?
-
даже 3) неужели
-
бы 4) лишь
А7. В каком предложении все слова пишутся СЛИТНО?
-
Имейте (в)виду: правила дорожного движения (не)обходимо соблюдать (не)укоснительно.
-
(В)связи с (не)прибытием самолёта рейс откладывается.
-
(В)следствие обильного снегопада на улицах образовались автомобильные пробки.
-
(По)середине дороги двигался снегоочиститель.
А8. В каком предложении используется не производный предлог, а существительное с предлогом?
-
Мы хотели бы поговорить (на)счёт оформления реферата.
-
(В)виду болезни преподавателя уроки отменяются.
-
(На)встречу выпускников старался прийти каждый.
-
Купи, пожалуйста, ряженку (в)место кефира.
А9. В каком предложении ТАК(ЖЕ) пишется раздельно?
-
Мы долго гуляли по городу, заходили в Эрмитаж и Русский музей, так(же) в Казанский собор.
-
Так(же), как и моя подруга, я хочу поехать в Прагу.
-
На празднике дети пели, танцевали, играли, а так(же)читали стихи.
-
Миша, Вова, а так(же) Коля приняли участие в городской олимпиаде по литературе.
А10. В каком ряду все частицы пишутся РАЗДЕЛЬНО?
-
Посмотрел(бы), больно(же), скажи(ка)
-
Дай(ка), хорошо(ли), объяснил(бы)
-
Напугал(то), угадай(ка), замолчи(же),
-
Встретить(бы), далеко(ли), страшно(же)
А11. В каком предложении во всех словах пишется НЕ?
-
Н.. дождь, н.. снег, н.. склонять н.. способны испортить мне настроение.
-
Где бы я н.. бывал, всегда тосковал по дому.
-
Где я только н.. бывал!
-
Он н.. ризу н.. был в Петербурге.
А12. В каком предложении перед союзом И должна быть запятая?
-
Тем утром было тепло и солнечно и мы решили пойти купаться на наше озеро.
-
На школьных праздниках и концертах всегда выступают старшеклассники и малыши.
-
Они посмотрели все фильмы с участием этого актёра и прочитали все интервью, которые он давал в различных журналах и газетах.
-
Снег плотно укрыл землю своим белоснежным одеялом, накинул пушистые муфты на ветви деревьев и кустарников и надел снежные шапки на крыши домов.
А13. В каком предложении не должно быть запятой?
-
Мал золотник, да дорог.
-
Летом в лесу можно найти малину, да землянику.
-
Антон заходил к нам в гости не то в субботу, не то в воскресенье.
-
Имя А.С.Пушкина известно не только в России, но и во многих странах мира.
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.
-
2, 4, 5 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 4, 5
А15. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно.
-
Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.
-
(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.
-
Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.
-
Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.
А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.
-
2,3 2) 1, 2, 4 3) 2, 4 4) 1, 3, 4
А17. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами ( ) и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.
-
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
-
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
-
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
-
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А18. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
-
Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот канонады.
-
По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
-
В художественном промысле используются традиционные образы и символы приёмы и краски.
-
Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.
А19. В каком предложении на месте пропуска пишется ИИ?
-
Впоследств… всё выяснилось, и с него сняли ложные обвинения.
-
В течен… целой недели у Анфиски держалась высокая температура.
-
Вследств.. . затянувшихся дождей подниматься в горы было опасно.
-
В продолжен… всего разговора она упорно молчала.
Часть В
Спишите текст , вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Выполните задания к тексту.
1. Это была маленькая пёстрая рыбка, очень похожая своей золотисто(палевой), в красных пятн..шках расцветкой на гольянов — самую нарядную рыбёшку северных мест. 2. Вот только голова у Красавки была большая, (не)померно толстая, и, наверно, из(за) этого те(же) самые гольяны, которые жили в тихой зав..ди у берега, (ни)когда (не)загляд..вали к ней на быстринку.
3. Быстринка — самая маленькая веточ..ка-протока, оторвавшаяся от пен..стого порога. 4. От главной реч..ной дороги, по которой гуляют большие рыбы, её отделяет серый ноздр..ватый валун. 5. (С)верху валун густо забрызган белыми пяти..ми: на нём постоянно вертят..ся трясогу..ки, а под валуном — пр..моины, спасительные промоины с холодной ключ..вой водой. 6. Жарко — ныряй в пр..моины, разр..зилась буря-(не)погода и опять выручают промоины 7. А главное — где бы она укрывалась от врагов?
8. Врагов много. 9. Враги со всех сторон. 10. Зубастые щуки, разбойники окуни, налимы пр..творщики и даже ерши. 11. Ужасные нахалы! 12. Подойдут скопом к быстринке, разв..рнутся, как для нападения, и стоят, (не)смотря на время, выж..дают.
13. (В)виду этого Красавка (ни)на шаг от своей быстринки. 14. С утра она ловила букашек и пауков, которых пр..носило течением, а затем, если было солнечно, играла: то по..талкивала нос..ком искромётные камешки на дне, то прыгала за изумрудными стрекозами, а иногда, забавы ради, даже кидалась на какого-нибудь зазевавшегося малька.
15. В общем, ей нравилось жить на весёлой быстринк.. . (По Ф.Абрамову)
Задания
1. Из второго предложения выпишите частицы, определите их разряд по значению.
2. Из предложений 12—15 выпишите предлоги и сделайте их морфологический разбор.
3. Сделайте разбор по составу слов, имеющих приставки, из 5-го предложения.
Часть С.
Напишите сочинение-описание внешности по картине В.А. Тропинина «Портрет сына» (см. репродукцию картины) Помните, что настоящий художник стремится увидеть и отобразить в портрете личность человека, его характер, а не просто создать его «фотографию». Постарайтесь и вы в своем сочинении передать те мысли и чувства, которые вложил в портрет художник.
7 класс, III четверть (итог)
Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
II вариант
А1. Найдите ошибку в использовании предлога.
-
в школу – со школы
-
в отпуск – из отпуска
-
на работу – с работы
-
на каникулы – с каникул
А2. Какое предложение содержит ошибку в употреблении предлога БЛАГОДАРЯ?
-
Благодаря маме я научилась плавать.
-
Благодаря теплу в апреле начали цвести тюльпаны.
-
Благодаря туману нам удалось скрыться.
-
Благодаря туману поход в горы был отменён.
А3. В каком ряду представлены условные подчинительные союзы?
-
если, если бы, раз
-
когда, едва, лишь
-
как, словно, точно
-
что, чтобы, как
А4. В каком ряду представлены разделительные союзы?
-
а, но, однако
-
или, либо, не то.., — не то
-
и, как…, — так и, не только.., — но и
-
зато, то.., — то, или.., — или
А5. Какая частица является усилительной?
-
даже 3) давай
-
пусть 4) более
А6. Какая из частиц не является вопросительной?
-
ли 3) как
-
неужели 4) разве
А7. В каком предложении используется не производный предлог, а существительное с предлогом?
1Мы хотели бы поговорить (на)счёт оформления реферата.
2(В)виду болезни преподавателя уроки отменяются.
3(На)встречу выпускников старался прийти каждый.
4Купи, пожалуйста, ряженку (в)место кефира.
А8. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
-
Петя пришёл посоветоваться (НА)СЧЁТ домашнего задания.
-
(В)НИЗ сумки бабушка уложила яблоки и груши.
-
(НА)ВЕК наших бабушек и дедушек выпало немало испытаний.
-
(В)ДАЛИ туманной едва просматривались очертания противоположного берега.
А9. В каком предложении ТО(ЖЕ) пишется слитно?
-
Сегодня на уроке математики мы делали то(же) самое, что и вчера.
-
Надень то(же) платье, в котором ты была на дне рождения.
-
Я то(же) искренне рада нашей встрече.
-
Вы снова сделали ошибку на то(же) правило.
А10. В каком предложении все частицы пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?
-
Подумай(ка), известно(ли) тебе, каково расстояние от Земли до Солнца?
-
Посмотри(ка), снег(то) за ночь весь растаял!
-
Говори(же), привёз(ли) подарки?
-
Решали(бы) вместе эту задачу, ведь (по)одному трудно(же).
А11. В каком предложении пишется НИ?
-
Кого сегодня к доске н.. вызывали, тот будет отвечать завтра.
-
Кого н.. спрашивали об Иване, все говорили о нём только хорошо.
-
Он н.. мог н.. знать об этом.
-
Миша был н.. хорошим, а лучшим другом.
А12. В каком предложении перед союзом И не должно быть запятой?
-
Он рассказывал о морях и дальних странах, об айсбергах и акулах, и все мальчишки мечтали вырасти и стать капитанами.
-
И Миша, и Саша, и даже Наташа уже сделали уроки и пошли гулять.
-
Он старался и играл на фортепьяно каждый день, и первые успехи не заставили себя долго ждать.
-
Пока бабушка готовила ужин, и накрывала на стол, мы помогали дедушке собирать красную смородину.
А13. В каком предложении ПРОПУЩЕНА запятая?
-
Жди меня, и я вернусь, только очень жди!
-
Если жизнь тебя обманет не печалься, не сердись.
-
Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.
-
Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Сколько н(1) просили Митю сходить за хворостом, он н(2)произнёс н(3) единого слова и даже н(4)чем н(5) показал, что слышит своих спутников.
-
1, 3, 4 2) 2, 3, 4, 5 3) 1, 2, 5 4) 3, 4
А15. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
-
Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.
-
Иной писатель кажется великаном (ПО)ТОМУ, что стоит (В)РОВЕНЬ с читателем.
-
К родителям относись ТАК(ЖЕ), как ты желал бы, ЧТО(БЫ) твои собственные дети относились к тебе.
-
ПО(ТОМУ), как он замолчал, а ТАК(ЖЕ) по его виноватому взгляду, Серпилин почувствовал, что перед ним стоит человек, не умеющий защитить себя.
А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.
-
1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3
А17. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
По ночам земля быстро выхолаживалась ( ) и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.
-
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
-
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
-
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
-
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А18. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
-
Много желал однако ничего не поймал.
-
Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
-
Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
-
Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
А19. В каком предложении на месте пропуска пишется ИИ?
-
Впоследств… всё выяснилось, и с него сняли ложные обвинения.
-
В течен… целой недели у Анфиски держалась высокая температура.
-
Вследств.. . затянувшихся дождей подниматься в горы было опасно.
-
В продолжен… всего разговора она упорно молчала.
Часть В
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
Лицейские годы
1. Когда юн..ый Пушкин поступил в Лицей он с головой ушёл в повседневные заботы нового житья. 2. У каждого лиц..иста была своя комната-келья, как остр..умно назвал её буду..щий поэт. 3. В комнате — железная кровать, к..мод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. 4. На конторке — ч..рнильница, гуси..ые перья, подсве..ник и щипцы что(бы) снимать нагар с трескучей сальной свечи.
5. Лиц..исты вставали в шесть часов утра, одевались, шли в зал на молитву потом в класс. 6. Учились с семи до девяти, пили чай и шли на прогулку. 7. С десяти до двенадцати (с)нова учились, обедали, (с)нова гуляли, (с)нова учились, а вечером, в пол..вине девятого, ужинали и до десяти часов каждый зан..мался своим делом. 8. Лицеисты бегали по кор..дору, кто(то) играл в мяч а кто-то зат..вал новые игры. 9. В десять часов вечера расходились по своим комнатам ложились спать.
10. Пушкин (с)начала не нравился товарищам потому(что) он был (само)любивым, раздр..жительным, вспыльчивым. 11. Дома он не привык доверять (ни)кому, (н..)ра..крывал душу (на)распашку и при малейшем намёке на обиду, насмешку мгновен..о пускал в ход свой острый языч..к. 12. Таким(же) он приш..л и в Лицей. 13. Товарищи этого (не)знали и он казался им злым, зад..ристым, (не)приятным.
14. Но (в)скоре пылкое сердце поэта, искрен..ость, чес..ность, весёлость, предан..ость друзьям, бл..стяший ум, талант завоевали любовь всех лиц..истов. 15. Они полюбили его на всю жизнь. 16. Эта дружба возникшая в Лицее сохранялась (в)течени.. всей (не)долгой жизни поэта.
(По Б. Шатилову)
Задания
1. Выпишите союз из первого предложения и сделайте его морфологический разбор.
2. Из предложений 10—13 выпишите союзы и определите их вид.
3. Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
Часть С
Напишите сочинение-описание внешности по картине В.А. Тропинина «Портрет сына» (см. репродукцию картины) Помните, что настоящий художник стремится увидеть и отобразить в портрете личность человека, его характер, а не просто создать его «фотографию». Постарайтесь и вы в своем сочинении передать те мысли и чувства, которые вложил в портрет художник.
7 кл. Ответы Контрольной работы по теме «Служебные части речи.
№ варианта |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
А13 |
А14 |
А15 |
А16 |
А17 |
А 18 |
А 19 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
1 |
1 |
I вариант.
1. Выберите предложение в котором производный предлог образован от наречия.
а) Благодаря заботам друзей он быстро окреп
б) Несмотря на сильную загруженность, линия работала бесперебойно
в) В течение зимы мать сильно болела
г) Впереди меня стояла какая-то девочка+
2. Какой предлог пишется слитно?
а) (б) целях безопасности
б) (со) стороны друзей
в) (б) место друга+
г) (по) причине неуспеваемости
3. В каком предложении «бы» является частицей?
а) Старушка пошла в магазин, что(бы) сделать покупки
б) Скажи, что(бы) ты посоветовал+
в) Я хочу, что(бы) ты мне посоветовал, как поступить
г) Проверь решение, что(бы) убедиться в правильности ответа
4. Какой из данных союзов является подчинительным следственного значения?
а) лишь только
б) если
в) словно
г) так что+
5.Какой предлог пишется слитно?
а) (б)течение дня
б) (б)следствие отъезда+
в) (из)за них
г) (б)продолжение повести
6. Отметьте предложение с формообразующими частицами.
а) Да здравствует солнце, да скроется тьма+
б) Уж луна вверху сияла и одна лишь тучка кралася за ней
в) Как прекрасен чудный запах цветов Жасмина
г) Вот моя деревня, вот мой дом родной
7. Определите сколько служебных частей речи в предложении:
Главное не то, где мы находимся, а то, в каком направлении мы движемся
а) 3
б) 7
в) 5
г) 4+
8. В каком предложении содержится подчинительный союз:
а) Скрипнула дверь, и кто-то прошел по коридору
б) Наука спасает молодые поколения от невежества, а искусство – пошлости и грубости
в) То светит солнце, то льет дождь
г) Лермонтов глубоко убежден, что в смерти великого поэта виновато светское общество.+
9.В каком варианте НЕ пишется слитно:
а) (Не)чувствовать
б) (Не)годовать+
в) (Не)опасаться
г)(Не)читать
10.На какие разряды делятся сочинительные союзы?
а) Соединительные и подчинительные
б) Соединительные, противительные, разделительные+
в) Соединительные, сравнительные, противительные
г) Соединительные, изъяснительные, уступительные
11.Какой предлог употребляется с существительным в родительном падеже:
а) Благодаря совет…
б) Вопреки прогноз…
в) Ввиду болезн… +
г) Согласно приказ…
12.Какая частица пишется через дефис?
а) зачем (же)
б) буд(то)
в) такой(то) +
г) что(ж)
13. Что делают служебные части речи?
а) Называют действия
б) Выражают отношения между словами+
в) Называют качества предметов
г) Называют признаки предметов
14. В каком предложении частицы пишутся через дефис?
а) Умный знает и все(таки) спрашивает, а невежда не знает и не спрашивает.+
б) Я за вами на коне поскакал бы то(же).
в) Была(бы) охота, заладится любая работа.
г) Он шел (не) торопясь.
15. Какой из данных предлогов выражает объектные отношения?
а) Машина остановилась вследствие поломки.
б) Диктант написан без ошибок.
в) Мама пошла в магазин за подарками.+
г) Ученики записали в тетради новую тему.
16. Какое значение частица имеет в предложении?
Что за прелесть эти сказки!
а) усиления
б) сомнения
в) восклицания+
г) указания
17.В каком предложении нет предлога?
А ) Необычная тишина стояла в лесу.
б) Вдруг под ногами раздаётся звонкий хруст сухих сучьев.
в) Зачарован лес последними погожими днями.+
г) Осенние листья с тихим шорохом падают на землю
18.Сколько служебных частей речи в предложении:
Когда Аню провожали домой, уже светало и кухарки шли на рынок.
а) 2
б) 3 +
в) 4
г)5
19.В каком словосочетании есть частица НЕ:
а) (Не)большая, а ценная посылка
б) (Не)красивое, но чем-то привлекательное лицо
в) (Не)далекое, а близкое село+
г) (Не)глубокая ,но рыбная речушка
20.Выберите верный вариант:
а) Частица не является членом предложения.+
б) Частица является именной частью составного сказуемого.
в) Частица является подлежащим.
г) Частица является обстоятельством.
II вариант.
1. В каком предложении предлог пишется слитно?
а) Он оставил записку (б)месте, о котором договорились заранее.
б) Охотники шли след(б)след.
в) (б)продолжение месяца шла подготовка к концерту.
г) (б)следствие разлива реки разрушился мост.+
2. Отметьте предложение, в котором нет предлога.
а) Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
б) Свято берегу я перстень, подаренный тобой.+
в) Ноги глубоко проваливались в снег.
г) В окнах сиял яркий свет.
3.В каком предложении «же» пишется раздельно?
а) В сети запуталось много скумбрий, так(же) попался один налим.
б) Вчера то(же) прошел дождь.
в) Я так(же) прочитал книгу.
г) Жить и учиться- одно и то(же).+
4.Какой разряд у частицы ДАЖЕ:
а) формообразующая
б) указательная
в) усилительная +
г) отрицательная
5. Выберите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении: Как (н..) старались китайцы сохранить тайны бумаговарения, их раскрыли.
а) ни (слитно),
б) ни (раздельно),+
в) не (раздельно),
г) не (слитно),
д) не (через дефив).
6. Выберите предложение, в котором есть отрицательная частица НЕ.
а) Нельзя было (н..)почувствовать сурового великолепия северной природы.+
б) Скучен день до вечера, коли делать (н..)чего.
в) Олжас сохранял спокойствие (н..)возмутимое.
г) Как (н..)старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение.
7. Слитно пишутся предлоги:
а) (б)продолжение занятий, (б)течение суток,
б) (б)силу обстоятельств, (б)заключение выступления,
в) работать (б)течение года, (б)целях повышения урожайности,
г) (б)следствие снегопада, (на)счет подписки,+
д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости.
8. Выберите вариант с написанием слова через дефис:
а) не было ни(у)кого,
б) рассказать кое(про)кого,
в) были(же) случаи,
г) (кое)какой товар,+
д) пришел ни(в)чем.
9. Определите предложение, в котором частица пишется раздельно:
а) Тебе(ль) с ним тягаться!+
б) «Точно так(в),» — промолвил Петр.
в) В последние дни погода была довольно(таки) сырая.
г) Книгу(то) ты прочел?
д) А роман все(таки) хорош!
10. Выберите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно:
а) Помириться с ним он все(таки) не захотел.
б) Необходимо прийти (во)время.
в) Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу.+
г) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
11. Выберите сложносочиненное предложение с противительным союзом:
а) Мы собирались ехать за город, наши родственники, гостившие у нас в это лето, также захотели ехать с нами.
б) На реке было холодно и ветрено, зато рыба клевала.+
в) Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
г) То птица из-под ног у них вспорхнет, то краснобокая лисица в кусты цветущие нырнет.
д) Раздался треск, да стон перенесся через поле.
12. Выберите сложносочиненное предложение с разделительным союзом:
а) Еще напор, и враг бежит.
б) Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.+
в) Вздрагивали оконные рамы, а в печных трубах дико завывало.
г) Его не тянуло к подушке, однако ж он уперся локтем в нее.
д) Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.
13. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:
а) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (б)роде серенькой.
б) (б)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.
в) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.
г) (б)продолжение ночи я не спал ни минуты.+
д) Дальнейший наш путь был утомителен и (б)следствие этого малоинтересен.
14. Какие частицы пишутся через дефис?
а) –бы, -ли, -же, -нибудь,
б) –бы, -ли, -ка, -то,
в) -нибудь, -ка, либо-, -то,+
г) –бы, -ка, кое-, -нибудь,
д) –же, -либо, -бы, -ка.
15. Выберите предложение с частицей НИ
а) Герасим ничего (н..) слыхал.
б) Звезды (н..) озаряли трудный путь.
в) (Н..) одной тучки не было на небе. +
г) (Н..) верьте словам, верьте только делам.
д) Мать (н..) сводила глаз с милых сыновей своих.
16. Выберите пример, в котором правильным является раздельное написание.
а) Молод, (за)то талантлив.
б) Может, птица какая-нибудь (б)роде цапли.
в) Его ценят (за)то, что умен.+
г) Предмет (на)подобие куба.
д) (По)утру я всегда чувствую себя лучше.
17. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
а) (не)прерывное (не)домогание
б) мне это вовсе (не)интересно+
в) (не)вежда
г) это было (не)избежно
18. НИ пишется в предложении
а) Он не знал н.. правил, н.. простейших теорем.+
б) Он не мог н.. слышать своего собеседника.
в) На вид он казался ничуть н.. моложе брата.
г) Выбирай подарок н.. по цене, а по ценности.
19. В каком предложении «бы» является частицей?
а) Старушка пошла в магазин, что(бы) сделать покупки
б) Скажи, что(бы) ты посоветовал+
в) Я хочу, что(бы) ты мне посоветовал, как поступить
г) Проверь решение, что(бы) убедиться в правильности ответа
20. Какой из данных союзов является подчинительным следственного значения?
а) лишь только
б) если
в) словно
г) так что+
Тестовые задания по русскому языку для 7 класса по теме: «Служебные части речи»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Выберите правильное утверждение:
А) Служебные части речи имеют лексическое значение.
+ Б) Служебные части речи не выполняют самостоятельно никакой роли в предложении
В) Служебные части речи называют предмет
Г) Служебные части речи называют признак предмета
2. Сколько в русском языке служебных частей речи?
А) 2
+ Б) 3
В) 6
Г) 7
3. Какие морфологические признаки имеют служебные части речи?
А) Род и число
Б) Наклонение и время
В) Род, число, падеж
+ Г) Не изменяются
4. На какие вопросы отвечают служебные части речи?
А) Кто? Что?
Б) Какой? Какая?
В) Как? Где? Куда?
+ Г) Не имеют вопроса
5. Какаю функцию выполняет предлог?
А) Связывает однородные члены предложения
+ Б) Выражает зависимость одних самостоятельных частей речи от других
В) Связывает простые предложения в составе сложных
Г) Придает дополнительные оттенки словам и предложениям
6. Какую функцию выполняет частица?
А) Связывает однородные члены предложения
Б) Выражает зависимость одних самостоятельных частей речи от других
В) Связывает простые предложения в составе сложных
+ Г) Придает дополнительные оттенки словам и предложениям
7. Какую функцию союз не выполняет?
А) Связывает однородные члены предложения
Б) Связывает слова
В) Связывает простые предложения в составе сложных
+ Г) Придает дополнительные оттенки словам и предложениям
8. Какими бывают предлоги?
+ А) Производными и непроизвольными
Б) Простыми и сложными
В) Возвратными и невозвратным
Г) Совершенными и несовершенными
9. Каким способом образуются производные предлоги?
А) Суффиксальным
Б) Приставочным
В) Сложение основ
+ Г) Переход других частей речи в служебные
тест 10. Каких по структуре предлогов не бывает?
А) Сложные
Б) Простые
В) Составные
+ Г) Краткие
11. Чем отличаются сложные предлоги от составных?
+ А) Составные состоят из двух слов, а сложные из двух частей
Б) Сложные состоят из двух слов, а составные из двух частей
В) Сложные имеют вопрос, а составные нет
Г) Составные предлоги имеют морфологические признаки, а сложные нет
12. Выберите сложный предлог:
А) Под
Б) Из
+ В) Из-за
Г) Несмотря на
13. Какой предлог выражает целевое отношение?
А) Про
Б) Об
В) Несмотря на
+ Г) Для
14. Какой предлог выражает пространственное отношение?
А) Ради
+ Б) Под
В) Вопреки
Г) После
15. Какое отношение выражает предлог наподобие?
+ А) Сравнительное
Б) Временное
В) Пространственное
Г) Объектное
16. Какими бывают союзы по структуре?
А) Производными и непроизвольными
+ Б) Простыми и составными
В) Сложными и простыми
Г) Полными и кратким
17. Выберите составной союз:
А) Но
+ Б) Как будто
В) Зато
Г) Или
18. Какие союзы равноправно соединяют слова и предложения?
+ А) Сочинительные
Б) Подчинительные
В) Указательные
Г) Определительные
19. Выберите подчинительный союз:
А) Именно
+ Б) Когда
В) Зато
Г) Либо
тест-20. Выберите сочинительный союз:
А) Словно
+ Б) Как-то
В) Точно
Г) Пока
21. Какая часть речи придаёт словам и предложениям дополнительные смысловые оттенки?
А) Союз
Б) Предлог
+ В) Частица
Г) Категория состояния
22. Для образования форм какой части речи служит частица?
А) Имя существительное
Б) Имя прилагательное
В) Наречие
+ Г) Глагол
23. Каким членом предложения может быть частица?
А) Дополнением
Б) Обстоятельством
+ В) Может входить в состав членов предложения
Г) Никаким
24. Какие частицы образуют новые слова?
А) Модальные
Б) Сложные
+ В) Словообразовательные
Г) Суффиксальные
25. Укажите формообразующую частицу:
+ А) Бы
Б) Пускай
В) Нибудь
Г) Либо
7 кл. Контрольная работа по теме «Служебные части речи.
I вариант
А1. Найдите ошибку в построении словосочетания.
-
отзыв о книге
-
обратите внимание на ошибки
-
оплатите проезд
-
предостеречь от неверного выбора
А2. Какое предложение содержит ошибку, связанную с неправильным построением словосочетания?
-
Благодаря стойкости и мужеству ленинградцев, блокадный город выстоял и победил.
-
Согласно указа директора нашей школы, все отличники освобождены от выпускных экзаменов.
-
Вопреки всем приложенным усилиям, сдать работу вовремя так и не удалось.
-
Наперекор общему мнению о невозможности её возвращения в спорт, гимназистка продолжала усиленные тренировки.
А3. В каком ряду представлены соединительные союзы?
-
а, но, однако
-
или, либо, не то.., — не то
-
и, как…, — так и, не только.., — но и
-
зато, то.., — то, или.., — или
А4. В каком ряду представлены причинные союзы?
-
для того чтобы, с тем чтобы
-
ввиду того что, потому что
-
как будто, точно
-
когда, пока, лишь только
А5. Какое из слов не является частицей?
-
будто 3) даже
-
неужели 4) не
А6. Какая частица является формообразующей?
-
даже 3) неужели
-
бы 4) лишь
А7. В каком предложении все слова пишутся СЛИТНО?
-
Имейте (в)виду: правила дорожного движения (не)обходимо соблюдать (не)укоснительно.
-
(В)связи с (не)прибытием самолёта рейс откладывается.
-
(В)следствие обильного снегопада на улицах образовались автомобильные пробки.
-
(По)середине дороги двигался снегоочиститель.
А8. В каком предложении используется не производный предлог, а существительное с предлогом?
-
Мы хотели бы поговорить (на)счёт оформления реферата.
-
(В)виду болезни преподавателя уроки отменяются.
-
(На)встречу выпускников старался прийти каждый.
-
Купи, пожалуйста, ряженку (в)место кефира.
А9. В каком предложении ТАК(ЖЕ) пишется раздельно?
-
Мы долго гуляли по городу, заходили в Эрмитаж и Русский музей, так(же) в Казанский собор.
-
Так(же), как и моя подруга, я хочу поехать в Прагу.
-
На празднике дети пели, танцевали, играли, а так(же)читали стихи.
-
Миша, Вова, а так(же) Коля приняли участие в городской олимпиаде по литературе.
А10. В каком ряду все частицы пишутся РАЗДЕЛЬНО?
-
Посмотрел(бы), больно(же), скажи(ка)
-
Дай(ка), хорошо(ли), объяснил(бы)
-
Напугал(то), угадай(ка), замолчи(же),
-
Встретить(бы), далеко(ли), страшно(же)
А11. В каком предложении во всех словах пишется НЕ?
-
Н.. дождь, н.. снег, н.. склонять н.. способны испортить мне настроение.
-
Где бы я н.. бывал, всегда тосковал по дому.
-
Где я только н.. бывал!
-
Он н.. ризу н.. был в Петербурге.
А12. В каком предложении перед союзом И должна быть запятая?
-
Тем утром было тепло и солнечно и мы решили пойти купаться на наше озеро.
-
На школьных праздниках и концертах всегда выступают старшеклассники и малыши.
-
Они посмотрели все фильмы с участием этого актёра и прочитали все интервью, которые он давал в различных журналах и газетах.
-
Снег плотно укрыл землю своим белоснежным одеялом, накинул пушистые муфты на ветви деревьев и кустарников и надел снежные шапки на крыши домов.
А13. В каком предложении не должно быть запятой?
-
Мал золотник, да дорог.
-
Летом в лесу можно найти малину, да землянику.
-
Антон заходил к нам в гости не то в субботу, не то в воскресенье.
-
Имя А.С.Пушкина известно не только в России, но и во многих странах мира.
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.
-
2, 4, 5 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 4, 5
А15. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно.
-
Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.
-
(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.
-
Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.
-
Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.
А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.
-
2,3 2) 1, 2, 4 3) 2, 4 4) 1, 3, 4
А17. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами ( ) и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.
-
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
-
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
-
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
-
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А18. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
-
Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот канонады.
-
По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
-
В художественном промысле используются традиционные образы и символы приёмы и краски.
-
Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.
А19. В каком предложении на месте пропуска пишется ИИ?
-
Впоследств… всё выяснилось, и с него сняли ложные обвинения.
-
В течен… целой недели у Анфиски держалась высокая температура.
-
Вследств.. . затянувшихся дождей подниматься в горы было опасно.
-
В продолжен… всего разговора она упорно молчала.
7 кл. Ответы Контрольной работы по теме «Служебные части речи.
№ варианта |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
А13 |
А14 |
А15 |
А16 |
А17 |
А 18 |
А 19 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
1 вариант
Часть А
1. Выберите ошибочное утверждение.
1) Частица – служебная часть речи. которая придает смысловые оттенки словам и
предложениям.
2) Частица – второстепенный член предложения со значением признаки предмета
2. Укажите ряд с производными предлогами.
1) насчет, в течение, вместо
2) из, по, в
3) в отличие от, до, из—за
4) в продолжение, из—под, на
3. Укажите сочинительный союз
1) словно 2) зато 3) потому что 4) хотя
4. В каком предложении есть частица
1) Даже солнце сегодня светит ярче.
2) Из окон мне было видно море.
3) Бабушка крепко держала меня за руку.
4) Я люблю смотреть, как падает снег.
5. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.
1) Благодаря дождя 2) наперекор обычаю 3) согласно графику 4) вопреки предсказанию
6. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно.
1) Он перевел деньги (на) счет в банке.
2) Изменить ( в) роде, числе, падеже.
3) Дождь продолжался (в) течение недели.
4) (В) следствие какой—то задержки мы отстали от группы.
7. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся раздельно
1) (не)мог сделать, враг (не)доумевал
2) (не) написанное мною письмо, (не) зная бедности
3) (не)кем заменить, (не) благодаря за угощение
4) ему (не)спалось, (не)здоровый вид
Часть Б
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Река шла причудливыми изгибами. (2) Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег
сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы,
перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами. (4) Сосновые сухие леса по берегам
перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны,
поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты.(6) Лес
тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. (7)Лишь кое—где на берегах
стояли шалаши и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья. (По К.Паустовскому)
1. Определите стиль текста.
2. Из предложения 2 выпишите предлоги с существительными.
3. Напишите номер предложения с подчинительным союзом
4. Выпишите все частицы из этого текста.
5. Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой.
2 вариант
1. Выберите ошибочное утверждение.
1) Предлог – служебная часть речи, служащая для связи слов в словосочетании и
предложении.
2) Предлог – служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения.
2. Укажите ряд с производными предлогами.
1) из—за, в течение, вследствие
2) для, над, через
3) в продолжение, вокруг, благодаря
4) об, под, у
3. Укажите подчинительный союз
1) тоже 2) что 3) или 4) однако
4. В каком предложении нет частицы.
1) Вот уже кое—где мелькают деревья.
2) Понравилась ли тебе музыка?
3) Бежит и бежит вдаль дорога.
4) Ты же сам написал мне письмо.
5. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.
1) оплатить за билет 2) указать на недостатки 3) вера в правоту 4) согласно графику
6. В каком предложении выделенное слово пишется слитно.
1)На лыжах (по) этому полю мы шли впервые.
2) Что (бы) подарить другу на день рождения.
3) (В)начале апреля к нам вернутся птицы.
4) Это событие нас то(же) удивило.
7. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся слитно.
1) ничем (не) нарушаемая тишина, (не)большое озеро
2) (не)легко решить, (не)смотря на предсказания
3) путь (не) окончен, (не)стерпимая боль
4) (не) на кого надеяться, (не) знакомец
Часть Б
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Я люблю северный лес за торжественную тишину которая царит в нем.(2) Особенно хорошо в самом
густом ельнике, где—нибудь на дне глубокого лога. (3) Лишь между древесными стволами, обросшими в
течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое—где проглядывают клочья голубого неба.
(4)Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими—то гигантскими руками.(5) Сказочно
фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся
перистыми листьями.(6) Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру.
(7)Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху. (По Д. Мамину—
Сибиряку)
1. Определите стиль текста.
2. Из предложения 3 выпишите предлоги с существительными.
3. Напишите номер сложного предложения с сочинительным союзом
4. Выпишите все частицы из этого текста.
5. Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой.
Часть А
1 -2
2- 1
3-2
4-1
5-1
6-3
7-2
Часть А
1-2
2-3
3-2
4-3
5- 1
6-4
7-2
Часть Б
1-художественный
2- над водой, с берега, на берег, в вышине
3- 5
4 почти, не, лишь
5 — 7
Часть Б
1-художественный
2-между стволами, в течение десятилетий
3- 6
4- лишь. точно
5 -1
-
ГДЗ
- /
7 класс
- /
Русский язык
- /
Груздева тесты
- /
2
Автор:
Е. Н. Груздева
Издательство:
Экзамен 2015
Серия: УМК
Тип книги: Тесты
Рекомендуем посмотреть
Подробное решение тема 3 (Служебные части речи) / контрольный тест (вариант) № 2 по русскому языку тесты для учащихся 7 класса УМК , авторов Груздева 2015
Авторизуйтесь для полного доступа
Решить моё задание
Сообщить об ошибке
Решить моё задание
Сообщить об ошибке
Решить моё задание
Сообщить об ошибке
Расскажите об ошибке
ГДЗ по русскому языку 7 класс Груздева тесты тема 3 (Служебные части речи) / контрольный тест (вариант) — 2
Сообщение должно содержать от 10 до 250 символов
Спасибо! Ваше сообщение успешно отправлено!
This site is protected by reCAPTCHA and the Google
Privacy Policy and
Terms of Service apply.
Решения из этого учебника доступны авторизованным пользователям
Нажмите кнопку “Войти”, чтобы посмотреть решение
Решения из этого учебника доступны авторизованным пользователям
Нажмите кнопку “Войти”, чтобы посмотреть решение
Рубрика: Русский язык
Тестовые задания по русскому языку для 7 класса по теме: «Служебные части речи»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Выберите правильное утверждение:
А) Служебные части речи имеют лексическое значение.
+ Б) Служебные части речи не выполняют самостоятельно никакой роли в предложении
В) Служебные части речи называют предмет
Г) Служебные части речи называют признак предмета
2. Сколько в русском языке служебных частей речи?
А) 2
+ Б) 3
В) 6
Г) 7
3. Какие морфологические признаки имеют служебные части речи?
А) Род и число
Б) Наклонение и время
В) Род, число, падеж
+ Г) Не изменяются
4. На какие вопросы отвечают служебные части речи?
А) Кто? Что?
Б) Какой? Какая?
В) Как? Где? Куда?
+ Г) Не имеют вопроса
5. Какаю функцию выполняет предлог?
А) Связывает однородные члены предложения
+ Б) Выражает зависимость одних самостоятельных частей речи от других
В) Связывает простые предложения в составе сложных
Г) Придает дополнительные оттенки словам и предложениям
6. Какую функцию выполняет частица?
А) Связывает однородные члены предложения
Б) Выражает зависимость одних самостоятельных частей речи от других
В) Связывает простые предложения в составе сложных
+ Г) Придает дополнительные оттенки словам и предложениям
7. Какую функцию союз не выполняет?
А) Связывает однородные члены предложения
Б) Связывает слова
В) Связывает простые предложения в составе сложных
+ Г) Придает дополнительные оттенки словам и предложениям
8. Какими бывают предлоги?
+ А) Производными и непроизвольными
Б) Простыми и сложными
В) Возвратными и невозвратным
Г) Совершенными и несовершенными
9. Каким способом образуются производные предлоги?
А) Суффиксальным
Б) Приставочным
В) Сложение основ
+ Г) Переход других частей речи в служебные
тест 10. Каких по структуре предлогов не бывает?
А) Сложные
Б) Простые
В) Составные
+ Г) Краткие
11. Чем отличаются сложные предлоги от составных?
+ А) Составные состоят из двух слов, а сложные из двух частей
Б) Сложные состоят из двух слов, а составные из двух частей
В) Сложные имеют вопрос, а составные нет
Г) Составные предлоги имеют морфологические признаки, а сложные нет
12. Выберите сложный предлог:
А) Под
Б) Из
+ В) Из-за
Г) Несмотря на
13. Какой предлог выражает целевое отношение?
А) Про
Б) Об
В) Несмотря на
+ Г) Для
14. Какой предлог выражает пространственное отношение?
А) Ради
+ Б) Под
В) Вопреки
Г) После
15. Какое отношение выражает предлог наподобие?
+ А) Сравнительное
Б) Временное
В) Пространственное
Г) Объектное
16. Какими бывают союзы по структуре?
А) Производными и непроизвольными
+ Б) Простыми и составными
В) Сложными и простыми
Г) Полными и кратким
17. Выберите составной союз:
А) Но
+ Б) Как будто
В) Зато
Г) Или
18. Какие союзы равноправно соединяют слова и предложения?
+ А) Сочинительные
Б) Подчинительные
В) Указательные
Г) Определительные
19. Выберите подчинительный союз:
А) Именно
+ Б) Когда
В) Зато
Г) Либо
тест-20. Выберите сочинительный союз:
А) Словно
+ Б) Как-то
В) Точно
Г) Пока
21. Какая часть речи придаёт словам и предложениям дополнительные смысловые оттенки?
А) Союз
Б) Предлог
+ В) Частица
Г) Категория состояния
22. Для образования форм какой части речи служит частица?
А) Имя существительное
Б) Имя прилагательное
В) Наречие
+ Г) Глагол
23. Каким членом предложения может быть частица?
А) Дополнением
Б) Обстоятельством
+ В) Может входить в состав членов предложения
Г) Никаким
24. Какие частицы образуют новые слова?
А) Модальные
Б) Сложные
+ В) Словообразовательные
Г) Суффиксальные
25. Укажите формообразующую частицу:
+ А) Бы
Б) Пускай
В) Нибудь
Г) Либо
Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
17.05.2020.
Тест. Русский язык, 7 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Проверка ззнаний и умений по темам «Предлог», «Союз», «Частица»
Список вопросов теста
Вопрос 1
Найдите слова, которые пишутся раздельно.
Варианты ответов
- (в) следствие сильных дождей
- подняться (в) верх
- повесил (на) конец мачты
- мог рассказать то (же) самое
- шёл, (не) смотря по сторонам
Вопрос 2
Укажите слова, которые пишутся через дефис.
Варианты ответов
- (по)другому пути
- бывал (кое)где
- скажи(ка) об этом
- (по)осеннему хмурое небо
- относиться (по)внимательнее
- заметил(ли) он
Вопрос 3
Укажите словосочетания, в которых НЕ пишется слитно.
Варианты ответов
- мусор (не) убран
- (не) скошенная трава
- (не) варёные овощи
- не) завершённая, а начатая работа
- написано ничуть (не) аккуратно
- (не) решённая учеником задача
Вопрос 4
В каком предложении на месте точек пишется НИ?
Варианты ответов
- 1) Кто н.. смотрел этот фильм, должен его посмотреть.
- 2) Когда н.. придёшь к подруге, она болтает по телефону.
- 3) Отроду н.. выезжал он на охоту без Дубровского.
- 4) Н.. раз выходил он победителем из боя.
Вопрос 5
Найдите сложное предложение, части которого связаны сочинительным союзом. Знаки препинания не проставлены.
Варианты ответов
- 1) Грибы составляют питательную вкусную и здоровую пищу если они употребляются не в излишестве.
- 2) В небе первые звезды повисли в окнах тоже горят огоньки.
- 3) А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.
- 4) Он улыбается то приветливо и недоверчиво то презрительно и простодушно.
Вопрос 6
Укажите предложение, в котором выделенное слово не является предлогом.
Варианты ответов
- 1) Ты, конечно, понимаешь, что я имею (В)ВИДУ. (Проскурин П.)
- 2) К планёрке он был не готов (В)ВИДУ абсолютного отсутствия идей. (Арсенов Я.)
- 3) Корнилов, (В)ВИДУ опасного положения на Юго-Западном фронте, приехать не смог. (Понизовский В.)
- 4) (В)ВИДУ сложности и ответственности дела разрешите мне ехать немедленно. (Булгаков М.)
Вопрос 7
Укажите предложение, в котором выделенное слово является предлогом.
Варианты ответов
- 1) Струящаяся зелень берёз, как неохватная, необозримая зелёная река в неровно шевелящихся солнечных пятнах, стремилась, текла в одном направлении СОГЛАСНО и ровно. (Проскурин П.)
- 2) Где-то в отдалении, внизу, стучали и перекатывались шаги торопливо расходившихся, СОГЛАСНО приказу, новоявленных артиллеристов. (Булгаков М.)
- 3) Хор пел СОГЛАСНО и чинно. (Нагишкин Д.)
- 4) Оба моряка СОГЛАСНО кивнули головами. (Тренев В.)
Вопрос 8
Укажите предложение, в котором есть производный предлог.
Варианты ответов
- 1) Едигей встал и пошёл вдоль берега. (Айтматов Ч.)
- 2) Кругом до самого горизонта тянулась степь. (Вересаев В.)
- 3) Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжёлая. (Бунин И.)
- 4) Этой весной снег в густых ельниках ещё держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. (Пришвин М.)
Вопрос 9
Укажите подчинительный союз:
Варианты ответов
- 1) вследствие
- 2) вследствие того что
- 3) несмотря на
- 4) впоследствии
Вопрос 10
Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом (знаки препинания не расставлены).
Варианты ответов
- 1) Сотников ОДНАКО в то время был далеко отсюда и едва ли помышлял о партизанах. (Быков В.)
- 2) Футболист устоял на ногах ОДНАКО был ошеломлен. (Астафьев В.)
- 3) Чаще и чаще ОДНАКО у главного входа показывались господа в пальто и шубах офицеры и целые семейства с детьми родственниками и гувернантками. (Григорович Д.)
- 4) На этот раз всё прошло ОДНАКО ж благополучно. (Григорович Д.)
Вопрос 11
Укажите предложение, в котором выделенное слово является противительным союзом.
Варианты ответов
- 1) Сад желтел и пестрел плодами ДА поздними цветами. (Сологуб Ф.)
- 2) Старшина для верности еще раз выстрелил в него, хотел было вскочить, ДА чудом уловил воронёный блеск ствола в щели перекошенной двери и замер. (Васильев Б.)
- 3) У солнечного бора, у ласковой реки, в крапиве косогоры ДА жёлтые пески. (Крюков И.)
- 4) Слышим лишь ключей постылый скрежет ДА шаги тяжелые солдат. (Ахматова А.)
Вопрос 12
Укажите предложение, в котором выделенное слово не является союзом.
Варианты ответов
- 1) Сам он [Иван] не участвовал в пьесе, ЗА(ТО) посмотреть на других было интересно. (Быков В.)
- 2) Неходко, мешковато топает пехота по земле, ЗА(ТО) податливо.( Астафьев В.)
- 3) В общем шуме речь победителя не выделялась, ЗА(ТО) каждый из друзей Электроника отчетливо слышал его голос.( Велтистов Е.)
- 4) Я должен перед вами извиниться ЗА(ТО), что напугал вас утром.( Гайдар А.)
Вопрос 13
Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения:
Варианты ответов
- 1) Генка ушел домой обедать, а Мишка бродил по горластому украинскому базару.(Рыбаков А.)
- 1) Генка ушел домой обедать, а Мишка бродил по горластому украинскому базару.(Рыбаков А.)
- 3) В Ревске становилось все тревожней, и мама торопилась с отъездом. (Рыбаков А.)
- 4) Шли летчики ловить рыбу, а поймали мертвого шпиона.(Гребенюк И.)
Вопрос 14
Укажите предложение, в котором слово И является частицей.
Варианты ответов
- 1) Дождик прошёл, И в воздухе пахло весной, влажной землёй И стройкой. (Устинова Т.)
- 2) Человек усмехнулся И швырнул в котлован окурок. (Устинова Т.)
- 3) Для них он никто, они его И не замечают даже. (Устинова Т.)
- 4) Две с половиной тысячи лет прошло, никто И никогда ничего толком не узнает о том, что было тогда, а запах не изменился. (Устинова Т.)
Вопрос 15
Укажите предложение, в котором выделенное слово не является частицей.
Варианты ответов
- 1) Шалые сыновья Левковича били диких уток из ружей ПРЯМО с террасы во время вечернего чая. (Паустовский К.)
- 2) А он ПРЯМО на улице стоит, меня ждёт. (Булгаков М.)
- 3) Опять полетел Комар Комарович и впился медведю ПРЯМО в глаз. (Мамин-Сибиряк Д.)
- 4) Лесков ПРЯМО говорил: «Не хорошие порядки, а хорошие люди нужны нам». (Громов П.)
Вопрос 16
Укажите формообразующую частицу.
Варианты ответов
- 1) не
- 2) пусть
- 3) ведь
- 4) только
Вопрос 17
Укажите ряд, в котором все слова являются смыслоразличительными частицами.
Варианты ответов
- 1) ли, неужели, бы
- 2) же, исключительно, и
- 3) не, разве, пускай
- 4) почти, б, даже
Вопрос 18
Укажите слово, которое с НЕ пишется раздельно.
Варианты ответов
- 1) (не)утихающий шум
- 2) (не)навидя ложь
- 3) (не)кого попросить
- 4) (не)умолкающий ни на минуту
Вопрос 19
Укажите предложение, в котором есть частица, выражающая сомнение.
Варианты ответов
- 1) Долетят к тебе едва ли // Из сухой саванны ветры. (Городницкий А.)
- 2) Было очень тихо, только где-то монотонно капала вода. (Устинова Т.)
- 3) Прожектора по всему периметру стройки разбивали прямо-таки с маниакальным упорством. (Устинова Т.)
- 4) Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором, который представил его тут же губернаторше. (Гоголь Н.)
Вопрос 20
В каком предложении нет частицы?
Варианты ответов
- 1) Если Генка не знает, пусть не говорит. (Рыбаков А.)
- 2) Клуб состоял из одного только зрительного зала. (Рыбаков А.)
- 3) В марте 1945 года почти вся бригада торпедных катеров сосредоточилась в районе Клайпеды. (Платов Л.)
- 4) Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. (Грин А.)
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5