Проверочная работа по русскому языку 7 класс частица как служебная часть речи

Тест по русскому языку Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы 7 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).

1 вариант

A1. Найдите правильное утверждение

1) частицы служат для связи слов в предложении
2) частицы не изменяются
3) частицы являются членами предложения
4) частицы не выражают оттенки значения в предложении

А2. Укажите предложение с формообразующей частицей

1) Пусть мальчики помогут в уборке территории.
2) Именно этот студент был победителем конкурса.
3) Я не могу ответить на это письмо.
4) Едва ли она справится с этой задачей.

А3. Укажите предложение с отрицательной частицей

1) Вот и старая осина с облетевшими листьями.
2) Даже он отказался от такого предложения.
3) Он не может выполнить это задание.
4) Вряд ли он закончит доклад за вечер.

А4. Укажите предложение с частицей БЫ

1) Что(бы) понять правило, надо его прочитать несколько раз.
2) Я пришёл(бы) на вечер, но меня не пригласили.
3) Постарайся, что(бы) проект получился интересным.
4) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду влезть.

А5. Укажите формообразующую частицу

1) не
2) пускай
3) даже
4) только

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Был бы он самый высокий, его взяли бы в команду.

B1. Выпишите частицу, которая служит для образования условного наклонения глаголов.

В2. Выпишите частицу, которая служит для образования степеней сравнения прилагательных и наречий.

C1. Напишите небольшое сочинение на тему «Если бы я был директором школы…».

2 вариант

A1. Найдите неправильное утверждение

1) частица — служебная часть речи
2) частицы служат для образования наклонений глаголов
3) частицы изменяются
4) частицы служат для выражения различных оттенков значения в предложении

А2. Укажите предложение с формообразующей частицей

1) Неужели в самом деле все сгорели карусели?
2) Вряд ли эта новость понравится коллегам.
3) Да здравствуют музы, да здравствует разум!
4) Как раз сегодня нам звонили по этому вопросу.

А3. Укажите предложение с отрицательной частицей

1) Он не знает, что есть ложь и обман.
2) Вот моя деревня, вот мой дом родной.
3) Прилетел бы ты к нам на праздники!
4) Ты же обещал выполнить задание.

А4. Укажите предложение с частицей БЫ.

1) Что(бы) руководить, надо уметь предвидеть.
2) Приятели расстались, что(бы) больше никогда не встретиться.
3) Что(бы) получить хороший урожай, надо хорошо потрудиться.
4) Что(бы) вам еще дать почитать?

А5. Укажите формообразующую частицу

1) лишь
2) разве
3) вот
4) давайте

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Давайте споём самую лучшую песню.

B1. Выпишите частицу, которая служит для образования повелительного наклонения.

В2. Выпишите частицу, которая служит для образования степени сравнения прилагательного.

C1. Напишите небольшое сочинение на тему «Если бы я был директором школы…».

Ответы на тест по русскому языку Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы 7 класс
1 вариант
А1-2
А2-1
А3-3
А4-2
А5-2
В1. бы
В2. самый
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-1
А4-4
А5-4
В1. давайте
В2. самую

Контрольная
работа по теме «Частица»   7 класс

1 вариант

1.Какой ответ не
соответствует теории частиц:

  А) Частица –
служебная часть речи  

 Б) Частица –
часть речи, которая служит для соединения слов  в словосочетании.

 В) Частицы
образуют формы слова и новые слова.

 Г)  Частицы
придают слову, выражению и предложению новый смысл.

2.В каком примере
неверно обозначен разряд частицы:

А) бы — условие  
Б) лишь — усиление   В) нибудь — неопределенность  Г) неужели — восклицание 

3.Какая частица
всегда пишется раздельно:     

 А) НЕ     Б) НИ  
В) Б    Г) ТО

4. Какая частица
всегда пишется через дефис:   

 А) ЖЕ      Б)
ЛИ   В) ЛИБО  Г) КАК

5. В каком примере
достаточно определить часть речи, чтобы правильно написать орфограмму:

А)
(не)желая  Б) (не)летающий   В) (не)правда  Г) (не)ловко

6.В каком примере
нет частицы:

 А) Как тебе не
стыдно! 

 Б) Тебе разве уже
шесть лет? 

 В) Либо в
седьмом, либо в восьмом классе мы читали рассказ «Юшка».  

Г)Где-то в Африке
или Австралии жил раньше этот жираф.

7.В каком ряду все
слова пишутся слитно:

А) (не)взирая ни на
что; (ни)что меня не мучит; можно быть и (не)смелым, но терпеливым;

Б) (не)попробовав
компота; (ни)кого это не волновало; (не)затейливая штука;

В) (не)истовствует
буря; (не)рад твоему прибытию; это (не)лось;

Г) (не)годяй есть
(не)годяй; во что бы то (ни)стало; ничуть (не)громко;

8.В каком ряду
допущены ДВЕ ошибки:

А) кое-где,
сколько-то, неуже ли, нисколько не мучаясь, не смотря по сторонам

Б) ни у кого; не
правда, а ложь; ушёл всё-таки; поехать, несмотря на дождь

В) это тоже самое;
всё-таки он хороший человек; невсегда весело; кое с кем поговоришь

Г) а чтобы ты
сделал?  ; был-ли он в деревне?;  он недолжен никому;  только он и приехал

9. в каком примере
нет слова с усилительным значением:

А) очень
(не)веселый парень   Б) нисколько (не)удобно   В) вовсе (не)смешно  Г)
совершенно (не)адекватный

10.В каком ряду
слова написаны без ошибок:

А) кое-чему
научиться; невысокий, зато крепкий; нечего и говорить; сколько ни ездил, всё
без толку;

Б) лиш  только
солнце выйдет; кое-с-кем поздороваться; где-нибудь лечь; немного погодя;

В) ни рыба ни
мясо;  не ходили девушки за ягодами; нечуть не заметно; не с кем переговорить;

Г) сколько то взял
с собой; толко у Ивана и было; где-небудь остановишься; не был-бы дураком

2 вариант

1.Какой ответ не соответствует
теории частиц:

А) Частицы имеют
свои разряды по значению. Б) Частица – служебная часть речи. В)Некоторые
частицы образуют формы слов.  Г) Частица – знаменательная часть речи.

2.В каком примере
неверно обозначен разряд частицы:

А)
разве – условие   Б) только — усиление   В) кое — неопределенность  Г) ни —
отрицание

3.Какая частица
всегда пишется раздельно:     А) ЛИ   Б) НИ   В) КОЕ   Г) НИБУДЬ

4. Какая частица
всегда пишется через дефис:     А) ЖЕ    Б) БЫ   В) КА  Г) НИ

5. В каком примере
недостаточно определить часть речи, чтобы правильно написать орфограмму:

А)
(не)работая  Б) (не)нарушали   В) (не)отправленная  Г) сегодня (не)холодно

6.В каком примере
нет частицы:    А) Ни мне, ни тебе не достанется.  Б) Что за прелесть!  
В)Он делал всё так же, как и инженер Соловьёв.  Г)Что за десять рублей тебе
продали?

7.В каком ряду все
слова пишутся слитно:

А) (не)смотря на
плохую погоду; (ни)кто меня не ждёт; речка хоть и (не)глубокая, но холодная;

Б) (не)используя
средств защиты; (не)(с)кого и взыскать; (не)критический уровень;

В) (не)годовала
старуха долго; (не)должен приехать; это (не)воробьи;

Г) (не)ряшливый
вид; в (не)которых городах ; (ни)сколько (не)тихо;

8.В каком ряду
допущены ТРИ ошибки:

А) кое-когда;
сколько-то; также, как и вчера; дал не много денег; невзирая на чины;

Б) не у кого не 
спросил; не быстро, а медленно; ушёл всё-же; всё-бы ничего;

В) этоже самое;
всё-таки она неплохая; не завидуешь никому; кое с кем повздорить;

Г) желаю, чтобы
был здоров;  ; неужели это произошло?  ;  он не должен ни рубля;  лишь один
студент остался.

9. в каком примере
нет слова со значением усиления:

А)
немного (не)здоров   Б) нисколько (не)красивое   В) совершенно (не)старый 
Г)отнюдь (не)перспективный

10.В каком ряду
слова написаны без ошибок:

А) кое с кем
болтать; некрасивая, зато добрая; ничего и говорить; сколько не просил, так и
не добился ничего;

Б) лишь только
появятся скворцы; кое-для-кого подготовить; где-либо устроиться; пройдя
несколько сотен метров;

В) ни то ни сё; 
не ездила бы ты в город; ничуть не видно; не с чего обижаться;

Г) Неужели взял с
собой; только у Ивана и небыл; слетайка до Магадана; не было-бы печали.

Контрольное тестирование по теме «Частица» 7 класс

Вариант 1.

Часть. А

1. Найдите неправильное утверждение.

А) Частицы являются служебными словами.

Б) Некоторые частицы служат для образования наклонений глаголов.

В) Частицы изменяются.

Г) Частицы вносят в предложение различные оттенки значения.

2. Укажите предложение, в котором нет частицы.

А) Что за прелесть эти сказки! Б) У тебя такие руки, что сбежали даже брюки!

В) Говорю это только тебе. Г) Но только что сумрак на землю упал, по корням

упругим топор застучал.

3. Укажите предложение с формообразующей частицей.

А) Неужели в самом деле все сгорели карусели?

Б) Вряд ли эта новость понравится коллегам.

В) Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Г) Он всетаки прав!

4. Укажите предложение с ограничительной частицей.

А) Лишь только затеплится вечер, как сильно и сладко начинает пахнуть шиповник.

Б) Всетаки наш праздник удался.

в) Давайте говорить друг другу комплименты.

Г) Именно сегодня и приходите.

5. Укажите пример, в котором частица со словом пишется раздельно.

А) (Не) ужели Б) Скажи(ка) В) Такой(же) Г) Семья(то) большая

6. Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис.

А) Всё те(же) мы, но время уже не то.

Б) На безлюдной барже не слишком(то) уютно.

В) Всё вроде(бы ) отлично и здорово.

Г) Он вряд(ли) будет сегодня выступать.

7. Найдите указательную частицу.

А) же Б) вот В) ведь Г) ли

8. В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?

Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, по скрытым снегом (1)н..ровностям, (2)н..чего (3)н..

видя (4)н.. под ногами, (5) н.. впереди.

А) 2,4,5 Б) 1,3,4 В)1,2,3

9. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И (НИ).

А) Вдали показался н.. то наездник, н.. то повозка. Б) Н.. огня, н.. чёрной хаты…

В) Он н.. мог н.. проведать друга.

Часть. В Прочитайте текст и выполните задания В1В3

(1) Первенство в постройке парового двигателя принадлежит русскому мастеру

Ивану Ивановичу Ползунову . (2) Он хотел построить сначала небольшую опытную

машину, с тем чтобы всесторонне изучить её в действии, обучить рабочих и лишь

затем приступить к созданию больших паровых двигателей. (3) Но рабочих

специалистов, которые могли бы помочь, Ползунову не дали, необходимого

инструмента не нашлось, приходилось всё делать самому. (4) Благодаря таланту и

настойчивости мастера к середине 1765 года паровая машина, поражавшая своими

размерами, всё же была создана.

В1. Запишите цифрой номер предложения, в котором нет частиц.

В2. Выпишите из текста формообразующую частицу.

В3. Выпишите из текста смыслоразличительные частицы.

7 класс. Тест по теме «Частица»

1. Укажите неверное утверждение.

а) Частица — это служебная неизменяемая часть речи.

б) Частицы всегда пишутся раздельно.

в) Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, сомнение, уточнение.

2. Укажите выражение с отрицательной частицей.

а) Служить бы рад — прислуживаться тошно.

б) Только человек украшает жизнь.

в) Не ветер бушует над бором.

3. Укажите предложение с модальной частицей.

а) Закат давно угас.

б) За дождём не видно было ни моря, ни неба.

в) Пусть на всей планете радуются дети.

г) Как прекрасна земля!

4. Укажите случай написания частицы через дефис.

а) (Не)увидел

б) захотел(бы)

в) (пусть)сделал

г) принеси(ка)

5. Укажите случай неверного написания частицы.

а) Кое-где видны облачка.

б) Ты таки слово сдержал.

в) Едва ли удастся увидеться.

г) Взгляните-ка на эту вещь.

6. Укажите, когда не со словом пишется раздельно.

а) постигла (не)удача

б) (не)жалеет

в) (не)ряшливый

г) (не)кого

7. Укажите случай, когда не является частицей и пишется раздельно.

а) (Не)забудем героев

б) (не)ожиданный поворот

в) (ни)с чем

г) стоять (не)подвижно

8. Укажите частицу, которая может употребляться в побудительном предложении.

а) даже

б) только

в) пусть

г) бы

9. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу ни.

а) Час был … слишком поздний.

б) Кто … посмотрит на эту работу, всякий залюбуется.

в) … работа сушит, а забота.

г) Кто только … хотел купить этот сувенир!

10. Из каждой группы слов выпишите указательную частицу.

а) такой, так, вон, около, от;

б) все, вот, под, все, туда;

в) он, ни, это, где, да.

11. Укажите предложение, в котором выделенное слово является частицей.

а) Пускай дежурные вытрут доску.

б) Не пускай козла в огород.

в) Коля хочет яблок? Пускай его в сад!

г) Не пускай в своё сердце кого попало.

12. Укажите предложение с ошибкой в употреблении формообразующих частиц.

а) Давайте напишем заметку в газету.

б) Вряд ли я смог бы ответить на это письмо вовремя.

в) Только сейчас я понял причину неудачи.

г) Как бы мне хотелось бы увидеть это своими глазами!

7 класс. Тест по теме «Частица»

1. Укажите неверное утверждение.

а) Частица — это служебная неизменяемая часть речи.

б) Частицы всегда пишутся раздельно.

в) Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, сомнение, уточнение.

2. Укажите выражение с отрицательной частицей.

а) Служить бы рад — прислуживаться тошно.

б) Только человек украшает жизнь.

в) Не ветер бушует над бором.

3. Укажите предложение с модальной частицей.

а) Закат давно угас.

б) За дождём не видно было ни моря, ни неба.

в) Пусть на всей планете радуются дети.

г) Как прекрасна земля!

4. Укажите случай написания частицы через дефис.

а) (Не)увидел

б) захотел(бы)

в) (пусть)сделал

г) принеси(ка)

5. Укажите случай неверного написания частицы.

а) Кое-где видны облачка.

б) Ты таки слово сдержал.

в) Едва ли удастся увидеться.

г) Взгляните-ка на эту вещь.

6. Укажите, когда не со словом пишется раздельно.

а) постигла (не)удача

б) (не)жалеет

в) (не)ряшливый

г) (не)кого

7. Укажите случай, когда не является частицей и пишется раздельно.

а) (Не)забудем героев

б) (не)ожиданный поворот

в) (ни)с чем

г) стоять (не)подвижно

8. Укажите частицу, которая может употребляться в побудительном предложении.

а) даже

б) только

в) пусть

г) бы

9. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу ни.

а) Час был … слишком поздний.

б) Кто … посмотрит на эту работу, всякий залюбуется.

в) … работа сушит, а забота.

г) Кто только … хотел купить этот сувенир!

10. Из каждой группы слов выпишите указательную частицу.

а) такой, так, вон, около, от;

б) все, вот, под, все, туда;

в) он, ни, это, где, да.

11. Укажите предложение, в котором выделенное слово является частицей.

а) Пускай дежурные вытрут доску.

б) Не пускай козла в огород.

в) Коля хочет яблок? Пускай его в сад!

г) Не пускай в своё сердце кого попало.

12. Укажите предложение с ошибкой в употреблении формообразующих частиц.

а) Давайте напишем заметку в газету.

б) Вряд ли я смог бы ответить на это письмо вовремя.

в) Только сейчас я понял причину неудачи.

г) Как бы мне хотелось бы увидеть это своими глазами!

Частица как часть речи

Avatar

Автор скрыт

27.04.2020.
Тест. Русский язык, 7 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест предназначен для проверки знаний учащихся по теме «Частица как служебная часть речи. Правописание частиц».Тест состоит из 20 вопросов. Вопросы предполагают знание теоретического материала о значении частицы как служебной части речи, о разрядах частиц.Также предполагается решение орфографических задач :правописание дефиса, правописание отрицательных частиц не и ни.Тест предполагает несколько вариантов ответа. Система оценки 5-балльная. Порядок заданий обычный.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Найдите верное определение функции частицы как служебной части речи

Варианты ответов
  • Частица -самостоятельная часть речи,которая служит для связи слов в предложении
  • Частица обозначает признак предмета
  • Частица служит для образования наклонений глагола и для выражения различных оттенков значения в предложении
  • Частица связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного

           Грамматика.  Морфология. Служебные части речи.       7 класс

                                          Контрольная работа по теме «Частицы»

  1. Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы. Определите вид и значение частиц.

                1) «А видел ли слона? Каков собой на взгляд?

                    Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —

                   «Да разве там он?» — «Там». —

                   «Ну, братец, виноват:

                    Слона-то я и не приметил».

               2)   «Послушай-ка, дружище.  Хотел бы очень я

                      Сам посудить,  твоё услышав пенье,

                      Велико ль подлинно твоё уменье?»

               3)   «Расселись,  начали квартет,    он все-таки на лад нейдёт».

  1. Соедините простые предложения в сложные  с помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо. Запишите предложения.
  1. Путники шли безостановочно. Дорога была утомительна. ( как ни)
  2. Он не отказывался помочь мне. Я обращался к нему за помощью. (когда бы ни)
  1.  Укажите номер предложений, в которых ТО частица.

     1)   Какая (то) сила бесшумно влекла его куда (то).    (А. П. Чехов).

     2)   Песня над домом смолкла, за (то) над прудом соловей заводил свою.

     3)   Порой не (то) дрёма, не (то) забытье овладевали ими  (А.П. Чехов).

     4)   А зачем же было самой (то) трудиться?

     5)   Кайся, да опять за (то) не принимайся   (Поговорка).

  1. В каких случаях БЫ  и  ЖЕ являются частицами? Укажите такие предложения.

    1)   Дождь сейчас (же) перестал, и снова засмеялось весеннее непостоянное солнце.   (А. Куприн).

    2)   Мать  усмехнулась, Николай то (же) сконфуженно улыбнулся.     (М. Горький)

    3)   Ветер неожиданно начинал шуметь в голых акациях и так (же) неожиданно   затихал.     ( К. Паустовский).

    4)   Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды.

    5)   Как (бы) ни был мал дождь,  он всегда вымочит до нитки.

  1. Закончите предложения:

   1)   Узнают (ли) меня   друзья, когда ……

   2)   Этот пример  решается так (же), как ……

   3)   Что (бы) такое сделать, что (бы) порадовать….

  1. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства. Запишите полученные предложения.
  1.  Скоро придёт долгожданная весна.      (вопрос, сомнение)
  2.  Весна – чудесное время года.              (усиление, радость)
  3.  Ели кажутся лиричными.                 (выделение, отрицание)

7.  Укажите, в каком примере нет частицы:

А) Как тебе не стыдно!

Б) Тебе разве уже шесть лет?

В) Либо в седьмом, либо в восьмом классе мы читали рассказ «Юшка».

Г) Где-то в Африке или Австралии жил раньше этот жираф.

8. В каком ряду все слова пишутся слитно:

А) (не)взирая ни на что; (ни)что меня не мучит; можно быть и (не)смелым, но терпеливым;

Б) (не)попробовав компота; (ни)кого это не волновало; (не)затейливая штука;

В) (не)истовствует буря; (не)рад твоему прибытию; это (не)лось;

Г) (не)годяй есть (не)годяй; во что бы то (ни)стало; ничуть (не)громко;

9. Выполните синтаксический разбор предложения.

Какая-то сила бесшумно влекла его куда-то.

Категория: Русский язык.

Служебные части речи. Частицы. Контрольная работа №6, 7 класс

Вариант 1

  1. 1. Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). Определите значение частиц.

1) «А видел ли слона? Каков собой на взгляд?

Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —

«Да разве там он?» – «Там». —

«Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не приметил».

2) «Послушай-ка, дружище. Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?»

3) «Расселись, начали квартет, он все-таки на лад нейдёт».

  1. 2. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.
    1. Родители радуются спортивным успехам сына.
    2. Мы гордимся своей школой.
    3. Я несколько раз улыбнулся, читая это письмо.
    4. 3. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу.
      1. Цветы (не, ни) поливали, и они засохли. – Увядшие розы вновь (не, ни) расцветут, как (не, ни) поливай их.
      2. Кто (не, ни) принимал участия в читательской конференции. Все остались довольны. – Кто (не, ни) принимал участие в конференции, очень сожалел об этом.
  2. 4. Соедините простые предложения в сложные помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо.
    1. Путники шли безостановочно. Дорога была утомительна. ( как ни)
    2. Он не отказывался помочь мне. Я обращался к нему за помощью. (когда бы ни)
  3. 5. В каких случаях ТО является частицей? Запишите такие предложения, определяя значение частицы.

1) Какая (то) сила бесшумно влекла его куда (то). (А. П. Чехов).

2) Песня над домом смолкла, за (то) над прудом соловей заводил свою.

3) Порой не (то) дрёма, не (то) забытье овладевали ими (А. П. Чехов).

4) А зачем же было самой (то) трудиться?

5) Кайся, да опять за (то) не принимайся (Поговорка).

  1. 6. В каких случаях БЫ и ЖЕ являются частицами? Запишите такие предложения.

1) Дождь сейчас (же) перестал, и снова засмеялось весеннее непостоянное солнце. (А. Куприн).

2) Мать усмехнулась, Николай то (же) сконфуженно улыбнулся. (М. Горький)

3) Ветер неожиданно начинал шуметь в голых акациях и так (же) неожиданно затихал. ( К. Паустовский).

4) Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды.

5) Как (бы) ни был мал дождь, он всегда вымочит до нитки.

  1. 7. Закончите предложения:

1) Узнают (ли) меня друзья, когда __

2) Этот пример решается так (же), как __

3) Что (бы) такое сделать, что (бы) порадовать .

  1. 8. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства.
    1. Скоро придёт долгожданная весна. (вопрос, сомнение)
      1. Весна – чудесное время года. (усиление, радость)
      2. Ели кажутся лиричными. (выделение, отрицание)
      3. 9. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение.
        1. Бабушка говорила убедительно и просто.
        2. Я просто ослеп от весеннего солнца.

Вариант 2

  1. 1. Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). Определите значение частиц.
    1. «Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» – Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

  1. «Какой-то смолоду Скворец так петь щеглёнком научился,

Как будто бы щеглёнком сам родился?»

  1. «Пусть сохнет, – говорит Свинья, – ничуть меня то не тревожит . »
  2. «И тут же выпустил на волка гончих стаю».
  3. 2. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.
    1. Ребята восхищаются видом падающих звезд.
    2. Собеседник согласился с моим мнением.
    3. Я отвечу на это письмо.
    4. 3. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу.
      1. Сколько бы (не, ни) читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое. – Сколько я еще (не, ни) прочитал Пушкина!
  4. Все хвалили бригадира, кто бы с ним (не, ни) работал. – Кто (не, ни) работал с бригадиром, тот не имеет представления о его умении общаться с людьми.
  5. 4. Соедините простые предложения в сложные помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо.
    1. Нельзя злоупотреблять спортивными упражнениями. Спорт полезен. (как ни)
    2. Всюду восхищались игрой наших артистов. Они выступали за рубежом. (где ни)
    3. 5. В каких случаях ТО является частицей? Запишите такие предложения, определяя значение частицы.

1) Не видали вы настоящих-то плясуний. (М. Горький)

2) Соня то (же) держалась за его руку и вся сияла. (Л. Толстой)

3) На заре Петя почувствовал, что кто (то) тянет его холодной рукой. (В. Катаев)

4) Что не складно, то и не ладно. (Пословица)

5) То ветер поднимется буйный, то вал зашумит штормовой. (А. Прокофьев).

  1. 6. В каких случаях БЫ и ЖЕ являются частицами? Запишите такие предложения.
    1. Дней через пять мы с отцом пришли опять на то (же) место. (И. Тургенев)
    2. Охота не удалась. Обед в поле под палаткою так (же) не удался. (А. С. Пушкин)
    3. Что (бы) домоседы мне не пели, я все равно за город укачу. (С. Васильев)
    4. На то и щука в море. Что (бы) карась не дремал. (Пословица)
    5. Как (же) мне быть?
    6. 7. Закончите предложения:
      1. Как (бы) не растеряться, когда .
      2. Могу (ли) я отказаться, если сам . .
      3. Все были в окопах, командир так (же) .
      4. 8. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства.

1) Скоро придет долгожданная весна. (усиление, радость)

2) Быстро растет снег. (сомнение, вопрос)

3) Небо какое голубое, высокое. ( указание, усиление)

  1. 9. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение.
    1. Маленькие дети значения многих слов воспринимают буквально.
    2. От усталости путники буквально валились с ног.

Вариант 3

  1. 1. Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). Определите значение частиц.
    1. «Сенюша, знаешь ли, покамест, как баранов,

Опять нас не погнали в класс,

Пойдем-ка да нарвем саду себе каштанов!»

  1. «В дальний путь пускайтеся не вдруг, что б ни сулило вам воображенье ваше».
  2. «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!»

  1. 2. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.
    1. Болельщики видели старания команды.
    2. Широта его взглядов изумляла меня.
    3. 3. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу.
      1. Чтобы он (не, ни) говорил на эту тему, мы старались отвлечь его. – Что бы он(не, ни) говорил, никто ему (не, ни) верил.
      2. Кто (не, ни)) приезжал в город, тот ничего не знал о событиях. – Кто (не, ни)) приезжал в эти места, все мечтали посетить их снова.
      3. 4. Соедините простые предложения в сложные помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо.
        1. Я напрягал слух. Ничего не мог расслышать за треском пожара. (как ни)
        2. Кормят родители маленьких скворцов. Они всегда голодны. (сколько ни)
        3. 5. В каких случаях ТО является частицей? Запишите такие предложения, определяя значение частицы.

1) Кот весь день у батареи то бока, то лапы греет. (Л. Ладонщиков)

2) Сразу (то) мне не понять. (А. Куприн)

3) Хватается за (то) иной, в чем он совсем не годен. (И. Крылов)

4) Какой (то) зверек слабо и жалобно пискнул между камне. (И. Тургенев)

  1. 6. В каких случаях БЫ и ЖЕ являются частицами? Запишите такие предложения.

1) То (же) слово, да не так молвить. (Пословица)

2) Землю то (же) можно измерить. (А. Дорохов)

3) Если (бы) гармоника умела все говорить не тая. (А. Фатьянов)

4) Что (бы) не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (К. Паустовский)

  1. 7. Закончите предложения:
    1. Что (бы) такое придумать, что(бы) новогодний вечер
    2. Было еще темно, в то (же) время .
    3. 8. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства.
      1. Мы поедем на дальний Восток. (усиление, сомнение, вопрос)
      2. Ты прочитал эту книгу? (недоумение, отрицание)
      3. 9. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение.
        1. Вопрос был решен положительно.
        2. Теперь девочка положительно ничего не понимала.

Вариант 4

  1. 1. Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). Определите значение частиц.
    1. «Соседка, перестань срамиться. —

Ей шавка говорит, —

Тебе ль с Слоном возиться».

  1. «Пускай же говорят собаки:

«Ай, моська! Знать, она сильна,

Что лает на Слона!»

3) «Ни косточкой нигде не мог я поживиться».

  1. 2. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.
    1. Мать заметила успехи сына.
    2. Путешественники обратили своё внимание на ухудшение погоды.
    3. 3. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу.
      1. Как он (не, ни) понукал лошадь, ехали мы медленно. – Он (не, ни) понукал лошадь, она шла сама.
      2. Кто (не, ни) смотрел этот фильм, советуем посмотреть его. – Кто (не, ни) смотрел этот фильм, все им восхищались.
      3. 4. Соедините простые предложения в сложные помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо.
        1. Петя щурился, напрягал зрение. Он ничего не видел в пустынном море. (как ни)
        2. Я оглядываюсь. Я всюду вижу пробуждение весны. (как ни)
        3. 5. В каких случаях ТО является частицей? Запишите такие предложения, определяя значение частицы.
          1. Как будто кто (то) постучал осторожно в окно.
          2. Мальчик получил медаль за (то), что спас ребёнка.
          3. К полёту готов молодой капитан. Ему (то) лететь не впервые. (С. Маршак)
          4. Маяк то вспыхивал, то погасал беззвучно. (Соколов-Микитов)
          5. 6. В каких случаях БЫ и ЖЕ являются частицами? Запишите такие предложения.
            1. Брат мой так (же) любит читать книги.
            2. Что (же) замолкли песни звонкие?
            3. Я торопился, что (бы) успеть на последнюю электричку.
            4. Если (б) я поэтом не был, я стал бы) звездочётом. (В. Маяковский)
    4. 7. Закончите предложения:
      1. Во что (бы) мне поиграть, что(бы) .
      2. Эта задача решается так(же), как __________
      3. 8. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства.
        1. Мы успеем на вокзал к отходу поезда. (вопрос, отрицание, усиление)
        2. Прекратите разговоры. (выразить просьбу настойчиво и в смягчённой форме)
        3. 9. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение.
          1. Держался он просто.
          2. Он просто садовод-любитель.

Спецификация контрольной работы по теме «Частицы»

1. Назначение работы – оценить знания и умения учащихся 7-х классов по теме «Частицы».

Данная итоговая работа позволяет

  1. измерить уровень знаний, сформированности умений, навыков, компетенций учащихся 7 класса по изученной теме;
  2. привить обучающимся навыки работы с тестовыми материалами различного типа.

Разработка инструментария по оценке качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее – инструментарий) осуществляется в рамках развития РСОКО.

2. Разработка основана на следующих документах, определяющих ее нормативные правовые рамки и концептуальные позиции:

  1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании»;
  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования от 05. 03. 2004 №1089);
  3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17. 04. 2000 №1122 «О сертификации качества педагогических тестовых материалов»;
  4. Постановление администрации Тамбовской области от 30. 05. 2008 №660 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования».

3. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить

элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским

языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь в письменной форме, умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственное высказывание на её основе.

В итоговую работу по теме «Частицы» включено 9 за­даний. 9-е задание – задание повышенной трудности.

4. Распределение заданий контрольной работы по содержа­нию и видам деятельности.

Данная контрольная работа предполагает три уровня сложности: 1-2 варианты рассчитаны на высокомотивированных учащихся и учащихся со средним уровнем знаний, 3-4 варианты – для слабо успевающих учащихся.

Варианты контрольной работы равноценны по трудности,

одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним

и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание,

проверяющее один и тот же элемент содержания. Различаются варианты по количеству анализируемых дидактических единиц, кроме того, 3 – 4 варианты на две трети построены на материалах учебника Русский язык: Практика. 7 кл. /С. Н. Пименова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. ; под ред. С. Н. Пиминовой. – М. : Дрофа, 2010.

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебной темы «Союз» представлено в таблице 1.

Таблица 1

Номер задания Элементы содержания, проверяемые заданиями Макси­мальный первичный балл
1-2 в-ты 3-4 в-ты
I Нахождение частиц в тексте. Классификация частиц. Разряды частиц. 5 3
II Конструирование предложений с двойным отрицанием 2 2
III Употребление частиц НЕ и НИ. Различение частиц НЕ и НИ. 2 2
IV Конструирование предложений с утвердительным смыслом 2 2
V Нахождение частиц среди слов-омонимов. 3 2
VI Правописание частиц ЖЕ, БЫ. Различение частиц и омонимичных им слов других частей речи. 3 2
VII Конструирование предложений заданного типа 3 2
VIII Культура речи. Употребление частиц разных смысловых разрядов. 6 5
IX* Определение морфологической принадлежности слова к той или иной части речи. 4 4
Итого 30 24

* задание повышенной сложности, невыполнение которого не должно влиять на итоговую оценку за работу.

5. Время выполнения работы

На выполнение итоговой работы отводится 45 минут.

Л. А. Манешина, МБОУ Уваровский кадетский корпус. , Тамбовская область

Метки: Русский язык

Тест по теме: «Частица»

2 вариант

1.Найдите неправильное утверждение

А) Частицы являются служебными словами.

Б) Некоторые частицы служат для образования наклонений глаголов.

В) Частицы изменяются.

2.Укажите предложение с формообразующей частицей.

А) Неужели в самом деле все  сгорели карусели?

Б) Вряд ли эта новость понравится коллегам.

В) Да здравствуют музы, да здравствует разум!

3.Найдите предложение с частицей ограничения.

А) Лишь только затеплится вечер, как сильно и сладко начинает пахнуть  шиповник.

Б) Всё-таки наш праздник удался.

В) Давайте говорить друг другу комплименты.

4.Укажите предложение, в котором частица  пишется через дефис.

А) Всё те(же) мы, но время уже не то.

Б) На безлюдной барже не слишком(то)  уютно.

В) Всё вроде(бы) отлично и здорово.

5.Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ.

А) Весь вечер старик был н.. в духе.

Б) Когда бы я н..  шёл, они всегда тут лазали.

В) Во что бы то н..  стало надо перейти эту дорогу.

6. Укажите предложение, в котором пишется частица НИ.

А) Коль грозить , так н.. на шутку.

Б) Он поступил со мной н..  по-дружески.

В) Откуда н..  возьмись, появился всадник.

7. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И (НИ).

А) Вдали показался н..  то наездник, н..  то повозка.

Б) Н..  огня, н..  чёрной хаты…

В) Он н.. мог н..  проведать друга.

8. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НЕ пишется раздельно.

А) (н..)свет (н..)заря, (н..)рыба (н..)мясо

Б) на небе (н..)облачка, (н..)кого спросить

В) (н..)мог (н..)подумать, (н..)у кого поинтересоваться

9.В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно.

А) (н..)больше (н..)меньше, (н..)два (н..)полтора

Б)(н..)чуть (н..)бывало, его (н..)ждали

В) (н..)кем заменить, (н..)сколько (н..)опасно

10. В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?

Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, по скрытым снегом (1)н..ровностям, (2)н..чего (3)н..  видя (4)н.. под ногами, (5) н.. впереди.

А) 2,4,5

Б) 1,3,4

В)1,2,3

Тест по русскому языку Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы 7 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).

A1. Найдите правильное утверждение

1) частицы служат для связи слов в предложении
2) частицы не изменяются
3) частицы являются членами предложения
4) частицы не выражают оттенки значения в предложении

А2. Укажите предложение с формообразующей частицей

1) Пусть мальчики помогут в уборке территории.
2) Именно этот студент был победителем конкурса.
3) Я не могу ответить на это письмо.
4) Едва ли она справится с этой задачей.

А3. Укажите предложение с отрицательной частицей

1) Вот и старая осина с облетевшими листьями.
2) Даже он отказался от такого предложения.
3) Он не может выполнить это задание.
4) Вряд ли он закончит доклад за вечер.

А4. Укажите предложение с частицей БЫ

1) Что(бы) понять правило, надо его прочитать несколько раз.
2) Я пришёл(бы) на вечер, но меня не пригласили.
3) Постарайся, что(бы) проект получился интересным.
4) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду влезть.

А5. Укажите формообразующую частицу

1) не
2) пускай
3) даже
4) только

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Был бы он самый высокий, его взяли бы в команду.

B1. Выпишите частицу, которая служит для образования условного наклонения глаголов.

В2. Выпишите частицу, которая служит для образования степеней сравнения прилагательных и наречий.

C1. Напишите небольшое сочинение на тему «Если бы я был директором школы…».

2 вариант

A1. Найдите неправильное утверждение

1) частица — служебная часть речи
2) частицы служат для образования наклонений глаголов
3) частицы изменяются
4) частицы служат для выражения различных оттенков значения в предложении

А2. Укажите предложение с формообразующей частицей

1) Неужели в самом деле все сгорели карусели?
2) Вряд ли эта новость понравится коллегам.
3) Да здравствуют музы, да здравствует разум!
4) Как раз сегодня нам звонили по этому вопросу.

А3. Укажите предложение с отрицательной частицей

1) Он не знает, что есть ложь и обман.
2) Вот моя деревня, вот мой дом родной.
3) Прилетел бы ты к нам на праздники!
4) Ты же обещал выполнить задание.

А4. Укажите предложение с частицей БЫ.

1) Что(бы) руководить, надо уметь предвидеть.
2) Приятели расстались, что(бы) больше никогда не встретиться.
3) Что(бы) получить хороший урожай, надо хорошо потрудиться.
4) Что(бы) вам еще дать почитать?

А5. Укажите формообразующую частицу

1) лишь
2) разве
3) вот
4) давайте

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Давайте споём самую лучшую песню.

B1. Выпишите частицу, которая служит для образования повелительного наклонения.

В2. Выпишите частицу, которая служит для образования степени сравнения прилагательного.

C1. Напишите небольшое сочинение на тему «Если бы я был директором школы…».

Ответы на тест по русскому языку Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы 7 класс
1 вариант
А1-2
А2-1
А3-3
А4-2
А5-2
В1. бы
В2. самый
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-1
А4-4
А5-4
В1. давайте
В2. самую

7 класс.

Контрольная работа по теме «Частица».

1 часть (теоретическая). Тестирование.

1.Неверное высказывание о частице

А) служебная часть речи

В) не является членом предложения

С) изучаются в разделе «Синтаксис»

Д) вносят д/п оттенки и образуют наклонение глагола

2. Укажите строку с частицами

А) давай, чтобы, не

В) именно, пусть, вот

С) как раз, почти, когда

Д) даже, и, потому что

3. Формообразующие частицы служат для образования

А) изъявительного и условного наклонения

В) изъявительного и повелительного наклонения

С) повелительного наклонения

Д) условного и повелительного наклонения

4.Предложение, в котором употреблена частица бы

А) Я думал, что(бы) мне подарить сестре необычное.

В) Алексею пришлось уйти, что (бы) успеть на электричку.

С) Нужно бороться с собой, что (бы) любить друг друга.

Д) Пришлось срочно остановиться, что(бы) заменить колесо.

5. Словосочетание, в котором частица пишется через дефис

А) сумеете (ли) достать

В) говорил (же) тебе

С) взял (то) и отпустил

Д) узнать (бы) о главном

6.Словосочетание, в котором употребляется частица не

А) не видел (н…) разу коршуна

В) побывал (н…) раз в горах

С) (н…) разу не поднимался

Д) не ответил (н…) разу правильно

7.Укажите частицу со значением усиления

А) почти весь чёрный

В) неужели обознался

С) подойди-ка ко мне

Д) даже ты не знаешь

8.Неверное высказывание об отрицательных частицах

А) частица не придаёт отрицательное значение слову или предложению

В) слово нет усиливает отрицание частицы ни

С) частица ни придаёт положительный смысл предложению без подлежащего

Д) частица не придаёт положительный смысл при двойном отрицании

9. В русском языке существует разрядов частиц

А) 8

В) 5

С) 3

Д) 4

10.Найдите предложение с частицей.

А) Озеро то(же) замёрзло за ночь.

В) Люблю Новый год (так)же, как и в детстве.

С) Мне то(же) хочется побывать в Риме.

Д) Я думал и его (так) же застать у вас

2 часть (практическая).

1 Вставьте частицы Не и Ни. Укажите + и – смысл.

1.Н.. цвести цветам поз..ней осенью! 2. Куда (н..) приеду, всюду меня р..душно встречают. 3.На небе нет (н..) облачка. 4.(Н..) море топит к..р..бли, а ветер. 5. Сколько я (н..) стучал, никто не открыл дверь. 6. Дед (н..) мог (н..) ост..новит..ся у старого полкового друга.7. На площ..д.. в этот утре..ий час (н..) души.

2 Определите разряды частиц.

Всё-таки проверь ответ. Только одно решение. Что за роскошь в доме! Неужели сам решил? И ты веришь ему? Повернись-ка к свету. А вот здесь и поворот. Как светло стало!

3. Спишите словосочетания, раскройте скобки.

(Не)нарушая режима; (не)законченная вовремя работа; (не)просечены линией; (не)замёрзшая река; (не)был в школе; ещё (не)проснувшийся город; (не)дорогой, а красивый ситец; прыгнул (не)высоко, а низко; (не)глубокий, а рыбный пруд; долго (не)заживающая рана; (не)проснувшийся вовремя.

4. Спишите, вставьте нужную букву Е или И.

1) побывал там н.. раз

2) н..чем не заменишь

3) не мог н.. позвонить

4) вокруг н.. деревца

5) н.. с кем не поговорил

6) н.. один не пришёл

7) н.. рыба н.. мясо

8) пока н.. ушёл

9) н..где н.. пылинки

10) откуда н.. возьмись

11) н.. разу н.. позвонил

12) во что бы то н.. стало

13) н.. у кого попросить

Проверочная работа (тестирование)
Частица
1. Неверное высказывание о частице
А) служебная часть речи
Б) не является членом предложения
В) изучается в разделе «Синтаксис»
Г) вносит дополнительные оттенки и образует наклонение глагола
2. Формообразующие частицы служат для образования
А) изъявительного и условного наклонений
Б) изъявительного и повелительного наклонений
В) повелительного наклонения
Г) условного и повелительного наклонений
3. Предложение, в котором употреблена частица бы
А) Я думал, что (бы) мне подарить сестре.
Б) Алексею пришлось уйти, что (бы) успеть на электричку.
В) Нужно бороться с собой, что (бы) любить друг друга.
Г) Пришлось срочно остановиться, что (бы) заменить колесо.
4. Словосочетание, в котором частица пишется через дефис
А) сумеете (ли) достать
Б) говорил (же) тебе
В) взял (то) и отпустил
Г) узнать (бы) о главном 5. Словосочетание, в котором употребляется частица НЕ А) не видел (н…) разу коршуна Б) побывал (н…) раз в горах В) (н…) разу не поднимался Г) не ответил (н…) разу правильно 6. Укажите частицу со значением усиления А) почти весь чёрный Б) неужели обознался В) подойди-ка ко мне Г) даже ты не знаешь 7. В каком примере неверно обозначен разряд частицы А) разве – восклицание Б) же — усиление В) кое — неопределенность Г) ни — отрицание 8. Найдите предложение с частицей А) Озеро то (же) замёрзло за ночь. Б) Люблю Новый год (так) же, как и в детстве. В) Мне то (же) хочется побывать в Риме. Г) Я думал его (так) же застать у вас. 9. Какая частица всегда пишется раздельно А) ли Б) ни В) кое Г) нибудь 10. В каких предложениях пишется частица НЕ, в каких — НИ 1.Н… цвести цветам поздней осенью! 2.Куда н… приеду, всюду меня радушно встречают. 3.На небе нет н… облачка. 4.Н… море топит корабли, а ветер. 5.Дед н… мог н… остановиться у старого полкового друга.

Контрольный  тест
по русскому языку в 7 классе
 по теме «Частицы»
1. Найдите верное утверждение:
А) Частица ­ служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов 
предложения и простых предложений в составе сложного.
Б) Частица ­ служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значений в 
предложение и служит для образования форм слов.
В) Частица – служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетаниях и 
предложениях и служит для выражения зависимости одних слов от других.
2. Выберите ряд, в котором все частицы относятся к одному разряду:
А) б, пусть, более
Б) самый, менее, что за
В) ли, пускай, неужели
3. Исключите лишнюю частицу в каждом ряду:
А) даже, лишь, точно
Б) почти, как раз, вон
В) вряд ли, ли, едва ли
4.  Найдите неправильный ответ:
А) пусть, пускай, давай – формообразующие частицы
Б) не, ни – отрицательные частицы
В) неужели, разве, ли – частицы, выражающие сомнение
5. Найдите верное суждение:
А) что за, как – вопросительные частицы
Б) только лишь, исключительно – выделительно­ограничительные частицы
В) даже, лишь – указательные частицы

Понравилась статья? Поделить с друзьями: