Проверочная работа по русскому языку в 6классе по теме
«Правописание причастий»
Ф.И.______________________________________________
Вариант №1
1.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите
графически причастные обороты.
Однажды Стивенсон нач..…ртил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно
раскраше…..а на ней указа..…ы широта и долгота обозначе..…ы бухты заливы. Изгибы берега
острова придума..…ого им увлекли воображение Стивенсона перенесли его на клоч…..к земли
затеря..…ой в океане. Стивенсон ок.…завш…йся во власти вымысла оч…рова..…ый бухтами
нанесе.…ыми им на карту написал названия. Он смотрел на очертания острова напом.…навшего по
контурам дракона и видел среди придума..…ых им бухт холмов героев своей будущей книги.
Сначала Стивенсон и не помышлял о создании книги рассчита..…ой на массового зрителя.
Рукопись была предназначе..…а для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима
решившего сочинить историю о плавани…. на шхуне в поисках сокровищ зарытых пиратами. С
(не) ослабевающ….м вниманием он слушал рассказ о путешестви…. по острову рожде..…ому
фантазией Стивенсона.
Выпишите любое действительное причастие прошедшего времени и разберите его по
составу______________________________________________________________
Сделайте синтаксический разбор второго предложения
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________
2. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий.
Та….щий снег, слыш…щий человек, кле….щая обои, реж….щий металл, бор….щийся за свободу,
пен….щийся квас, числ….щийся в каталоге, независ….мое поведение, движ….мый состраданием,
кле…..мые мастером, потер…..нный зонт, отча….нный лгун, размен…..нная купюра,
обещ….нный подарок, сдерж….нный ответ, постро….вший здание, откач….нный в сторону,
отстрел…..нная пулей, взлеле….нный садоводом цветок.
3. Раскройте скобки.
Совершенно (не) признанный; (не) умеющий читать; (не) работающий на заводе; (не) читающий, а
слушающий; (не ) крашеный забор; никогда (не) смеющийся; отнюдь (не) доказанный; (не)
раскрытое преступление; абсолютно (не) устроенная жизнь; продукты (не) испорчены.
4. Вставьте одну или две Н в разных частях речи.
Стреля……ыйворобей, задачареше.….а, золоче.….ое блюдо, ране.….ый в бою; нежда……ый
подарок, стари.….ая монета, смышлё……ый мальчик, нехоже..….ые тропы, беше..….о скакать,
уютная гости.….ица, достигнутая договоре..….ость, говорил взвеше……о, масло взвеше…..о и
расфасова…..о по пакетам, стекля..….ое блюдо, серебр……ый бокал, пря.….ый запах, масл.…..ое
пятно, масл.…..ый блин, близкий родстве.…..ик.
Проверочная работа по русскому языку в 6классе по теме
«Правописание причастий»
Ф.И.______________________________________________
Вариант №2
1.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите
графически причастные обороты.
Подъем к горному озеру окружё…..ому столетними соснами ок…..зался отнюдь (не)
т…..желым. Путники измуче…..ые долгим блужданием по пусты….ым местам с насл……ждением
погрузились в воды озера наполне…..ые голубым сиянием. Смывшие с себя пот и грязь туристы
распол….жились на берегу и стали с уд…вольствием смотреть на водную гладь бл….стевшую на
солнце. Гл….деть на воду особое насл….ждение. О берег б….ётся (не) умолкающая волна
плывут обл…..ка беззаботно расп…..вают птицы ( не) испытавшие бессмысле…..ой жестокости
людей. Этот уголок земли (не) тронут разрушительной деятельностью человека он сохранен для
потомков в непр…..косновенности он словно был создан для восстановления сил.Былореше…..о
заночевать под открытым небом наполне…..ым сияющими звездами.Все были очень утомле…..ы
тяжелым переходом занимавш… несколько часов и быстро стали распол….гат….ся на ночлег.
Выпишите любое действительное причастие настоящего времени и разберите его по
составу______________________________________________________________
Сделайте синтаксический разбор шестого предложения
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________
2. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий.
Ненавид…..щий ложь, наде…..щийся на удачу, движ…..мый сочувствием, пол…..щий огород,
караул…..щий мышь, гон…..щий тучи ветер, скач…..щая лошадь, знач…..мое число, независ….мое
положение, колебл…..мыйветром,подслуш……нный разговор, накач…..нные мышцы,
расстрел…..нный волк, уравн…..нный в правах, вымен…..нный на марки, услыш….нный отказ,
просе….нная мука, получ….нноеписьмо,обла….нный собакой.
3. Раскройте скобки.
Совершенно (не) понятый рассказ; (не) решенный мной; она (не) освещена; вовсе (не) принятый
закон; продукты (не) испорчены; ( не ) освещенная солнцем; (не ) составленная, а списанная
работа; абсолютно (не) работающий; (не ) светящаяся в темноте краска; (не) греющее солнце.
4. Вставьте одну или две Н в разных частях речи.
Време…..ые трудности, горящий торфя…..ик, говорил осозна…..о, прощё…..ый преступник,
Прощё……ое воскресенье, испуга…..ый заяц, сви……ая кожа, ветр……ная мельница, масл……ая
роза, заштопа…..ая юбка, чита….ый – перечита….ый роман, ю….ый зритель, асфальтирова…..е
шоссе, стадо испуга….о, воронка образова….а падением камня, она умна и образова…..а,
проветре…..ая комната, карти…..ая галерея, лимо….к, пута…ый ответ, пусты…..ый пейзаж.
Проверочная работа по русскому языку в 6 классе по теме
«Правописание причастий»
1.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите графически причастные обороты.
1. Лодка увлекаемая сильным потоком прибл..жалась к в..д..паду.
2.Небо грозно потемневшее ре…ко освещалось вспышками молний.
3.Дорога усыпа…ая разноцветными листьями казалась мне волшебной.
4.Различные травы скоше..ые летом вскоре стали кормом для скота.
5. К…сой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра.
6. Старый дуб ок…нчательно стряхнувший прошлогоднюю листву уже был полностью покрыт кучей снега.
7.Старые письма хр…нимые бабушкой находятся в укромном месте.
8.Тучи гонимые ветром прибл…жались к городу.
2. Сделайте синтаксический разбор любого предложения из задания №1
3. Раскройте скобки.
Совершенно (не) понятый рассказ; (не) решенный мной; она (не) освещена; вовсе (не) принятый закон; продукты (не) испорчены; ( не ) освещенная солнцем; (не ) составленная, а списанная работа; абсолютно (не) работающий; (не ) светящаяся в темноте краска; (не) греющее солнце.
4. Вставьте одну или две Н в разных частях речи.
Време…..ые трудности , горящий торфя…..ик, говорил осозна…..о, прощё…..ый преступник, Прощё……ое воскресенье, испуга…..ый заяц, сви……ая кожа, ветр……ная мельница, масл……ая роза, заштопа…..ая юбка, чита….ый – перечита….ый роман, ю….ый зритель, асфальтирова…..е шоссе, стадо испуга….о, воронка образова….а падением камня, она умна и образова…..а, проветре…..ая комната, карти…..ая галерея, лимо….к, пута…ый ответ, пусты…..ый пейзаж.
-
Вопрос 1 из 15
Что обозначает причастие?
-
Признак предмета
-
Действие предмета
-
Предмет
-
Признак по действию
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 95%
ответили правильно95% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуПричастие обозначает признак по действию. Оно совмещает свойства глагола и прилагательного.
-
-
Вопрос 2 из 15
Укажите словосочетание с действительным причастием:
-
засеянные поля
-
упавшие листья
-
молотый кофе
-
стены покрашены
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 78%
ответили правильно78% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуУпавшие — действительное причастие. Оно обозначает признак предмета, который сам выполняет действие.
Упавшие листья — листья сами упали. -
-
Вопрос 3 из 15
Укажите вариант, в котором дана верная характеристика причастия:
-
у идущего человека – действит.прич., прош.вр., от глагола 1 спряж., ед.ч., род.п., муж.р.
-
на прочитанной книге – страд.прич., наст.вр., от глагола 2 спряж., ед.ч., предл.п., жен.р.
-
разгадываемого кроссворда – страд.прич., наст.вр., от глагола 1 спряж., ед.ч., род.п., муж.р.
-
успевшие туристы – страд.прич., прош.вр., от глагола 1 спряж., мн.ч., им.п.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 61%
ответили правильно61% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуПричастие
«разгадываемого» охарактеризовано верно.
является действительным.
Причастие «идущего» относится к настоящему времени.
Причастие «прочитанной» относится к прошедшему времени и образовано от глагола 1-го спряжения «прочитать».
Причастие «успевшие» -
-
Вопрос 4 из 15
Укажите слово, в котором пишется Е:
-
о минувш…м времени
-
к пестреющ…м цветам
-
за скачущ…м всадником
-
за чернеющ….м лесом
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 84%
ответили правильно84% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуНа окончания причастий влияют существительные и местоимения, с которыми причастие согласуется в роде, числе и падеже.
Если причастие согласуется с существительным в предложном падеже и мужском роде, у него будет окончание «-ем» (-ом): о минувшЕМ времени. -
-
Вопрос 5 из 15
Укажите причастие с суффиксом –УЩ-(-ЮЩ-):
-
терп…щий боль
-
пил…щий дрова
-
леч…щий врач
-
хлопоч…щая хозяйка
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 68%
ответили правильно68% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуОт глаголов 1-го спряжения образуются действительные причастия с суффиксом
«-ущ-» или «-ющ-»
: хлопотать (1-е спряжение) — хлопочУЩая хозяйка. -
-
Вопрос 6 из 15
Укажите неправильный вариант написания причастия:
-
стелющийся дым
-
клеящий конверты
-
гонющиеся собаки
-
скачущий конь
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 54%
ответили правильно54% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуГнать — глагол 2-го спряжения (относится к исключениям). Образует действительное причастие при помощи суффикса «-ящ-»: гонЯЩиеся собаки.
-
-
Вопрос 7 из 15
Укажите причастие с суффиксом –ИМ-:
-
редко слыш….мый
-
раздува….мый ветром
-
отворя….мая дверь
-
освеща…мый солнцем
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 82%
ответили правильно82% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуОт глаголов 2-го спряжения образуются страдательные причастия с суффиксом «-им-». Слышать (2-е спряжение, глагол-исключение) — слышИМый.
-
-
Вопрос 8 из 15
Укажите слово с орфографической ошибкой:
-
выслушавший
-
развеянный
-
успокоив
-
заклеев
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 56%
ответили правильно56% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуЗаклеить — глагол 2-го спряжения, основа
«-заклеи-», совершенный вид. Для образования деепричастия прошедшего времени совершенного вида нужно к основе глагола добавить суффикс «-в»: заклеив. Так как основа глагола оканчивается на «и», в деепричастии тоже пишется «и»
. -
-
Вопрос 9 из 15
Отметьте ряд, в котором все слова пишутся с НН:
-
стари….ый замок, нитки запута….ы
-
заброше….ая усадьба, жаре….ая на костре
-
пута….ый разговор, маринова….ые огурцы
-
кипяче….ая вода, товары выгруже….ы
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 63%
ответили правильно63% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуПричастие пишется с
«нн», если образовано от глагола с приставкой (кроме «не-»): забросить (приставка «за-») — заброшенная.
, если употребляется с зависимыми от него словами: жаренная (Где?) на костре.
Причастие пишется с «нн» -
-
Вопрос 10 из 15
НЕ пишется слитно:
-
(не) купленный, а испеченный пирог
-
(не) имеющий границ
-
(не) распустившиеся цветы
-
рыба (не) поймана
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы ответили лучше
52% участников48% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуНераспустившиеся цветы. Причастие
«нераспустившиеся»
пишется с НЕ слитно, т.к. нет противопоставления, зависимых слов, а причастие употреблено в полной форме.
При наличии противопоставления НЕ пишется раздельно: не купленный, а испеченный.
При наличии у причастия зависимых слов НЕ пишется раздельно: не имеющий (Чего?) границ.
Причастия в краткой форме пишутся с НЕ раздельно: не поймана. -
-
Вопрос 11 из 15
НЕ пишется раздельно:
-
(не) навидя
-
(не) засеянные поля
-
(не) высушенное белье
-
(не) слушая
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы ответили лучше
54% участников46% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуНе слушая. По общему правилу НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Деепричастие
«ненавидя» пишется с НЕ слитно, т.к. слова «навидя»
не существует.
Не засеянные, не высушенное — полные причастия пишутся с НЕ слитно. У них нет зависимых слов и противопоставления. -
-
Вопрос 12 из 15
Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Ё:
-
печ…ный пирог, зажж…м огни
-
веселая собач…нка, туш…ное мясо
-
с забавным циркач….м, вооруж…нный отряд
-
огорч…нный ребенок, странный ш….рох
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 67%
ответили правильно67% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуПечёный. В суффиксе страдательного причастия прошедшего времени после шипящей
«ч» под ударением пишется гласная «ё».
.
Зажжём. В окончании глагола после шипящей «ж» под ударением следует писать гласную «ё» -
-
Вопрос 13 из 15
Укажите предложение, в котором причастный оборот выделяется запятыми:
-
Невидимые в воздухе жаворонки заливались трелями.
-
Вскоре мы увидели заросшее камышом лесное озеро.
-
В сплетенной из лозы корзине лежали свежие фрукты.
-
Дети бежали по берегу усеянному мелкой галькой.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 65%
ответили правильно65% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуДети бежали по берегу, усеянному мелкой галькой.
Причастный оборот — усеянному мелкой галькой.
Причастный оборот обособляется запятой, т.к. находится после определяемого слова «берегу». -
-
Вопрос 14 из 15
Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые: Из-за недостатка влаги в пустыне можно встретить растения (1) приспособленные для жизни (2) в таких условиях (3) и животных (4) умеющих долгое время (5) обходиться без воды.
-
1, 3, 4
-
1, 2, 4
-
2, 3, 5
-
1, 4
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы ответили лучше
55% участников45% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуИз-за недостатка влаги в пустыне можно встретить растения, приспособленные для жизни в таких условиях, и животных, умеющих долгое время обходиться без воды.
Приспособленные для жизни в таких условиях — причастный оборот. Находится после определяемого слова«растения» и обособляется запятыми (№1, 3).
и обособляется запятой (№4).
Умеющих долгое время обходиться без воды — причастный оборот. Находится после определяемого слова «животных» -
-
Вопрос 15 из 15
Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые: Уничтожая рыб (1) и птиц (2) щуки, конечно, приносят вред. Но (3) истребляя в первую очередь (4) больных и слабых рыб (5) щуки предупреждают распространение болезней среди обитателей водоема.
-
1, 4, 5
-
1, 2, 3, 4
-
3, 4, 5
-
2, 3, 5
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 59%
ответили правильно59% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуУничтожая рыб и птиц, щуки, конечно, приносят вред.
Деепричастный оборот«уничтожая рыб и птиц» обособляется запятой (№2).
в состав деепричастного оборота не входит и отделяется от него запятой. Деепричастный оборот можно переставить от союза в другое место предложения без потери смысла.
Но, истребляя в первую очередь больных и слабых рыб, щуки предупреждают распространение болезней среди обитателей водоема.
Истребляя в первую очередь больных и слабых рыб — деепричастный оборот. Обособляется запятыми (№3, 5). Союз «но» -
Правописание
причастий 1 вариант
1. Найти
предложения с причастным оборотом:
А. Струя пены
отбрасываемая кармой корабля прошла через океан белой чертой.
Б. Он непременно
будет следить за приближающимся поездом
В. Море гладко
выковано из синего металла.
Г. Шумел прилив,
медленно набегали грохочущие волны.
2. Указать
словосочетания с действительными причастиями:
1. играющий
ребенок
2. объясняющий
учитель
3. посаженное
дерево
4. посланное
письмо
5. закрывающий
книгу
3. Указать
словосочетания со страдательными причастиями:
1. ночь,
наступившая внезапно
2. разбитое кем-то
стекло
3. трава, омытая
дождем
4. дети,
посадившие деревья
5. цветы,
сорванные с клумбы
4. Образовать
от данных глаголов действительные причастия настоящего времени:
чувствовать –
скакать –
пилить –
5. Образовать
от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени:
прожить –
показать –
приготовить –
6. Вставьте
пропущенные буквы:
Та..щий снег,
ро..щий канаву, маяч..щие огни, скач..щие на лошади, се..щий пшеницу, бор..щийся
за справедливость, стро..щий замок, стреля..щий метко, стон..щий от боли,
вер..щий в добро, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый,
вспах..нный, задерж..нный, прочит..нный, обстрел..нный, зате..нный, посе..нный,
обвяз..нный, осып..нный, увеш..нный, подвеш..нный, занавеш..нный, выслуш..нный,
высме..нный, купл..нный, увид…вший паука, направ…вший пешехода, постро…вший
дом, ужал…вшего малыша, ла…вшей собаки, об отта..вшей земле, завис…вший от
обстоятельств, ненавид…вший врагов.
7. Вставьте пропущенные
буквы:
ути..ая походка,
ошибка исправле..а, высуше..ое белье, нефтя..ая скважина, предоставле..ая
работа, ледя..ой взгляд, скоше..ая трава, сделка заключе..а, штампова..ая
продукция, прочита..ые статьи, реше..ый вопрос, необоснова..ый вывод, доставле..ые
вовремя газеты, документы подписа..ы, бесчислен..ое множество, ветре…ая погода,
туман…ое утро, дискуссион…ый вопрос, глиня..ая посуда, длин…ая очередь,
оловян…ый солдатик, ледян…ой покров.
8. Графически
обозначьте причастные обороты, вставьте пропущенные знаки препинания:
1) Разлившаяся по
широкому лугу речка отражает ясное небо и легкие облака.
2) Воробьи
слетевшиеся к кормушке быстро склевали брошенные им крошки.
3) Шум машины
приближавшейся по шоссе спугнул лося.
4) Недавно
смазанные лыжи отлично скользили по снегу.
5) Сквозь пелену
тумана смутно виднелись деревья чернеющие вдали.
Правописание
причастий 2 вариант
1. Найти
предложения с причастным оборотом:
А. Гневное бурное
море раскачивает корабль.
Б. Листья пальм
колеблемые береговым ветром мирно покачивались.
В. Черное небо
чертят огнистыми полосами падающие звёзды.
Г. Сквозь
обнаженные сучья деревьев белеет неподвижное небо.
2. Указать
словосочетания с действительными причастиями:
1. смеющийся
мальчик
2. отапливаемый
дом
3. бушевавший
ураган
4. нарисованная
картина
5. крадущийся лев
3. Указать
словосочетания со страдательными причастиями:
1. цветы,
собранные в букет
2. школа,
отремонтированная за лето
3. художник,
нарисовавший картину
4. ребята,
отправившиеся в поход
5. варежки,
связанные бабушкой
4. Образовать
от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени:
участвовать –
надеяться –
везти –
5. Образовать
от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени :
приподнимать –
подставлять –
видеть –
6. Вставьте
пропущенные буквы :
Завис..мый от
обстоятельств, колебл..мый ветром, взвешива..мый продавцом, отпира..мый замок,
изготовля..мый вручную, сопровожда..мый в поездке, встреча..мый братом,
заглуша..мый шумом, увлека..мый мною, муч..мый жаждой, Хлопоч..щий,
трепещ..щий, др..мл..щий, хлещ..щий, волну..щий, плещ..щийся, стел..щийся,
ре..щий, се..щий, кол..щий, бор..щийся, ро..щий, люб..щий, знач..щий,
готов..щийся, кле..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся,
Слыш…вший шорох, прав…вший конями, обид…вший ребенка, раста…вший снег,
увид…вший паука, направ…вший пешехода, постро…вший дом, ужал…вшего малыша,
ла…вшей собаки.
7. Вставьте
пропущенные буквы :
чугун…ая ограда,
монотон…ые звуки, полотнян…ая скатерть, соломен..ая подстилка, клюквен…ое
варенье, земля..ой пол, кожан..ое пальто, серебрян…ая ложка, осен…яя погода,
карман…ые часы, безветрен…ый день, обоснова..ое выступление, заявле..ая
позиция, овся..ое печенье, закопчен…ые стены, трава подстриже..а,
обоснован…ый вывод, избалован…ый ребенок, площадь оцеплен…а,
асфальтирован…ая улица, трава подстрижен…а.
8. Графически
обозначьте причастные обороты, вставьте пропущенные знаки препинания:
1) В коробке
находился поплавок сделанный из пробки.
2) Это была
высокая четырехугольная башня возвышавшаяся над всеми окрестными зданиями.
3) Стенные часы
висящие в моей комнате иногда останавливаются.
4) Шедшие впереди
люди разговаривали о чем-то.
5) Лестница
ведущая вниз вдруг сделала резкий поворот.
Проверочная работа по русскому языку в 6 классе по теме
«Правописание причастий»
Ф.И.______________________________________________
1.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите графически причастные обороты.
Подъем к горному озеру окружё…..ому столетними соснами ок…..зался отнюдь (не) т….желым. Путники измуче…..ые долгим блужданием по пусты….ым местам с насл..ждением погрузились в воды озера наполне…..ые голубым сиянием. Смывшие с себя пот и грязь туристы распол…жились на берегу и стали с уд…вольствием смотреть на водную гладь бл….стевшую на солнце. Гл….деть на воду особое насл….ждение. О берег б….ётся (не) умолкающая волна плывут обл…..ка беззаботно расп…..вают птицы ( не) испытавшие бессмысле…..ой жестокости людей. Этот уголок земли (не) тронут разрушительной деятельностью человека он сохранен для потомков в непр…..косновенности он словно был создан для восстановления сил.Было реше…..о заночевать под открытым небом наполне…..ым сияющими звездами.Все были очень утомле…..ы тяжелым переходом занимавш… несколько часов и быстро стали распол….гат….ся на ночлег.
Выпишите любое действительное причастие настоящего времени и разберите его по составу______________________________________________________________
Сделайте синтаксический разбор шестого предложения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий.
Ненавид…..щий ложь, наде…..щийся на удачу, движ…..мый сочувствием, пол…..щий огород, караул…..щий мышь, гон…..щий тучи ветер, скач…..щая лошадь, знач…..мое число, независ….мое положение, колебл…..мый ветром, подслуш……нный разговор, накач…нные мышцы, расстрел…нный волк, уравн…нный в правах, вымен…нный на марки, услыш….нный отказ, просе….нная мука, получ….нное письмо,обла….нный собакой.
3. Раскройте скобки.
Совершенно (не) понятый рассказ; (не) решенный мной; она (не) освещена; вовсе (не) принятый закон; продукты (не) испорчены; ( не ) освещенная солнцем; (не ) составленная, а списанная работа; абсолютно (не) работающий; (не ) светящаяся в темноте краска; (не) греющее солнце.
4. Вставьте одну или две Н в разных частях речи.
Време…..ые трудности, горящий торфя…..ик, говорил осозна…..о, прощё…..ый преступник, Прощё……ое воскресенье, испуга…..ый заяц, сви……ая кожа, ветр……ная мельница, масл……ая роза, заштопа…..ая юбка, чита….ый – перечита….ый роман, ю….ый зритель, асфальтирова…..е шоссе, стадо испуга….о, воронка образова….а падением камня, она умна и образова…..а, проветре…..ая комната, карти…..ая галерея, лимо….к, пута…ый ответ, пусты…..ый пейзаж.
Комплексная контрольная работа по теме «Правописание причастий. Знаки препинания при причастном обороте». 6 класс.
-
Прочитайте текст, спишите, вставляя пропущенные буквы, озаглавьте, объясните графически орфограммы .
-
Мимо проб..жал встречный пар..ход бл..стевший разн..цветными огнями. 2.Где-то д..леко мигали ж..лтые звездочки фон..рей пр..цепле(нн,н)ых к мачтам.3 Водя(нн,н)ая гладь взбудораже(нн,н)ая пароход..м долго (не)могла успокои(ться, тся).4 Солнечные зайчики весело прыгали (по)волнам а в брызгах воды перел..валась радуга. 5Мы пр..плывали мимо густых с..сновых лесов березовых рощ п..лей. 6Стр..лой промчался быстроходный катер. 7.В зар.слях густ… камыша ст..яли на якоре рыбацкие ло..ки.
— подчеркните грамматические основы;
— обведите кружком номер сложного предложения;
— подчеркните причастные обороты, укажите определяемые слова;
— в первом предложении укажите части речи;
— выполните синтаксический разбор последнего предложения;
— выпишите слово (предложения 1-3), в котором приставка зависит от значения слова.
— выпишите сложные слова-
— из предложения 7 выпишите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв
— разберите словосочетание «стрелой промчался»
2. Распределите слова по графам таблицы :
серебря(нн,н)ый, простуже(нн,н)ый, груже(нн,н)ый, кипяче(нн,н)ый, искусстве(нн,н)ый, заинтересова(нн,н)ый.
Прилагательное Причастие Отглагольное прилагательное
-
Выполните морфемный разбор слов: ледяной, интересный, торжественный, разноцветный
-
Отметьте ряд, в котором все слова пишутся с НН.
1) стари…ый замок, нитки запута…ы;
2) заброше…ая усадьба, жаре…ая на костре;
3) пута…ый разговор, маринова…ые огурцы;
4) кипячё…ая вода, товары выгруже…ы.
-
Укажите номер предложения, в котором причастный оборот выделяется запятыми:
1) Невидимые в воздухе жаворонки заливались трелями.
2) Вскоре мы увидели заросшее камышом лесное озеро.
3) В сплетённой из лозы корзине лежали свежие фрукты.
4) Дети бежали по берегу усеянному мелкой галькой.
6. Спишите предложения, расставив знаки препинания. Затем поменяйте определяемое слово и причастный оборот в предложениях местами, запишите получившиеся предложения.
Дорога расчищенная дворником вновь усыпана листьями.
Туристы направились к сверкающей вдали блестящей лентой речке.
В конце января хорошо пахнут вишневые сады овеянные первой метелью.
-
Образуйте от глаголов причастия и употребите их в предложениях правильно(запишите в правильной форме)
Ручей (спрятаться) в траве тихо журчал.
(Стоять) по обеим сторонам березы приветливо кивали ветвями.
Черной рекой вилась между холмами (разъездить) машинами дорога.
-
Образуйте все возможные формы причастий от следующих глаголов, запишите их: смотреть, полетать, рисовать, мыть, задуматься, шелестеть.
Проверочная работа по русскому языку в 6классе по теме
«Правописание причастий»
Ф.И.______________________________________________
Вариант №1
1.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите графически причастные обороты.
Однажды Стивенсон нач..…ртил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскраше…..а на ней указа..…ы широта и долгота обозначе..…ы бухты заливы. Изгибы берега острова придума..…ого им увлекли воображение Стивенсона перенесли его на клоч…..к земли затеря..…ой в океане. Стивенсон ок.…завш…йся во власти вымысла оч…рова..…ый бухтами нанесе.…ыми им на карту написал названия. Он смотрел на очертания острова напом.…навшего по контурам дракона и видел среди придума..…ых им бухт холмов героев своей будущей книги. Сначала Стивенсон и не помышлял о создании книги рассчита..…ой на массового зрителя. Рукопись была предназначе..…а для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима решившего сочинить историю о плавани…. на шхуне в поисках сокровищ зарытых пиратами. С (не) ослабевающ….м вниманием он слушал рассказ о путешестви…. по острову рожде..…ому фантазией Стивенсона.
Выпишите любое действительное причастие прошедшего времени и разберите его по составу______________________________________________________________
Сделайте синтаксический разбор второго предложения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий.
Та….щий снег, слыш…щий человек, кле….щая обои, реж….щий металл, бор….щийся за свободу, пен….щийся квас, числ….щийся в каталоге, независ….мое поведение, движ….мый состраданием, кле…..мые мастером, потер…..нный зонт, отча….нный лгун, размен…..нная купюра, обещ….нный подарок, сдерж….нный ответ, постро….вший здание, откач….нный в сторону, отстрел…..нная пулей, взлеле….нный садоводом цветок.
3. Раскройте скобки.
Совершенно (не) признанный; (не) умеющий читать; (не) работающий на заводе; (не) читающий, а слушающий; (не ) крашеный забор; никогда (не) смеющийся; отнюдь (не) доказанный; (не) раскрытое преступление; абсолютно (не) устроенная жизнь; продукты (не) испорчены.
4. Вставьте одну или две Н в разных частях речи.
Стреля……ыйворобей, задачареше.….а, золоче.….ое блюдо, ране.….ый в бою; нежда……ый подарок, стари.….ая монета, смышлё……ый мальчик, нехоже..….ые тропы, беше..….о скакать, уютная гости.….ица, достигнутая договоре..….ость, говорил взвеше……о, масло взвеше…..о и расфасова…..о по пакетам, стекля..….ое блюдо, серебр……ый бокал, пря.….ый запах, масл.…..ое пятно, масл.…..ый блин, близкий родстве.…..ик.
Проверочная работа по русскому языку в 6классе по теме
«Правописание причастий»
Ф.И.______________________________________________
Вариант №2
1.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите графически причастные обороты.
Подъем к горному озеру окружё…..ому столетними соснами ок…..зался отнюдь (не) т…..желым. Путники измуче…..ые долгим блужданием по пусты….ым местам с насл……ждением погрузились в воды озера наполне…..ые голубым сиянием. Смывшие с себя пот и грязь туристы распол….жились на берегу и стали с уд…вольствием смотреть на водную гладь бл….стевшую на солнце. Гл….деть на воду особое насл….ждение. О берег б….ётся (не) умолкающая волна плывут обл…..ка беззаботно расп…..вают птицы ( не) испытавшие бессмысле…..ой жестокости людей. Этот уголок земли (не) тронут разрушительной деятельностью человека он сохранен для потомков в непр…..косновенности он словно был создан для восстановления сил.Былореше…..о заночевать под открытым небом наполне…..ым сияющими звездами.Все были очень утомле…..ы тяжелым переходом занимавш… несколько часов и быстро стали распол….гат….ся на ночлег.
Выпишите любое действительное причастие настоящего времени и разберите его по составу______________________________________________________________
Сделайте синтаксический разбор шестого предложения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий.
Ненавид…..щий ложь, наде…..щийся на удачу, движ…..мый сочувствием, пол…..щий огород, караул…..щий мышь, гон…..щий тучи ветер, скач…..щая лошадь, знач…..мое число, независ….мое положение, колебл…..мыйветром,подслуш……нный разговор, накач…..нные мышцы, расстрел…..нный волк, уравн…..нный в правах, вымен…..нный на марки, услыш….нный отказ, просе….нная мука, получ….нноеписьмо,обла….нный собакой.
3. Раскройте скобки.
Совершенно (не) понятый рассказ; (не) решенный мной; она (не) освещена; вовсе (не) принятый закон; продукты (не) испорчены; ( не ) освещенная солнцем; (не ) составленная, а списанная работа; абсолютно (не) работающий; (не ) светящаяся в темноте краска; (не) греющее солнце.
4. Вставьте одну или две Н в разных частях речи.
Време…..ые трудности, горящий торфя…..ик, говорил осозна…..о, прощё…..ый преступник, Прощё……ое воскресенье, испуга…..ый заяц, сви……ая кожа, ветр……ная мельница, масл……ая роза, заштопа…..ая юбка, чита….ый – перечита….ый роман, ю….ый зритель, асфальтирова…..е шоссе, стадо испуга….о, воронка образова….а падением камня, она умна и образова…..а, проветре…..ая комната, карти…..ая галерея, лимо….к, пута…ый ответ, пусты…..ый пейзаж.
Автор работы Петухова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №43 г.Архангельска
Контрольная работа предназначена для учащихся 6(7)класса.
Работу можно выполнять на КИМах или в тетрадях для контрольных работ.
В тестовых вопросах может быть один правильный ответ или несколько, в заданиях к текстам нужно выписать слово (слова).
Контрольная работа по теме «Причастие»
1. Что обозначает причастие? Выпишите номер правильного ответа.
1.Признак предмета по действию
2.Добавочное действие
3.Признак действия
4.Чувства, отношение
2.В каком причастии нужно поставить букву я? Выпишите номер правильного ответа.
1. Сте*щий
2. Кол*щий
3. Ла*щий
4. Кле*щий
3. В каком причастии нужно поставить букву е? Выпишите номер правильного ответа.
1.Чита*мый
2.Вид*мый
3.Движ*мый
4.Завис*мый
4. В каких причастиях пишется нн? Выпишите номера правильных ответов.
1.Кова*ый сундук
2.Реше*ый пример
3.Связа*ые варежки
4.Краше*ые волосы
5. Какие причастия с не пишутся раздельно. Выпишите номера правильных ответов.
1.Дорога (не)размечена
2.Виднелся (не)покрашенный дом
3.До сих пор (не)отремонтированная дорога
4.Его (не)годующий взгляд
6. Прочитайте текст и выполните задание.
1. В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. 2. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. 3. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
1.Выпишите из текста действительное причастие прошедшего времени.
2.Выпишите из текста действительное причастие настоящего времени.
3.Выпишите из текста страдательное причастие женского рода.
4. Выпишите номер предложения, в котором есть причастный оборот.
7. Прочитайте предложения, найдите составное именное сказуемое и выпишите его.
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке.
8. Сосчитайте, сколько кратких страдательных причастий в стихотворении. Ответ запишите цифрой.
Дня не проходит
Без новой придирки:
Соус без соли,
Крендель без дырки,
Кот не накормлен,
Кофе не молото,
Плохо начищены
Бронза и золото,
Лопнул стакан
И разбиты две банки…
Туго приходится
Бедной служанке!
9. В.И.Даль написал о причастии: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». Объясните, как вы понимаете слова В.И.Даля.
Ответы к контрольной работе по теме «Причастие»
1.1
2.4
3.1
4.2,3
5. 1,3
6. 1. покривившимся
6.2. скучающей
6.3. окруженная
6.4. 1.
7.Был отдан
8. 4
9. В.И.Даль написал о причастии: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». Действительно, причастия образуются от глаголов, сохраняют значение действия, могут быть совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, возвратными и невозвратными. Правописание причастий также во многом зависит от глагола. В то же время причастие очень похоже на прилагательное. Причастия склоняются, как прилагательные, изменятся по числам и падежам, а в единственном падеже по родам. Причастия, как и прилагательные, в предложениях являются определением или частью составного именного сказуемого. Причастия помогают описать признаки предмета, делают речь яркой, образной, выразительной.
Критерии оценивания.
За каждый правильный ответ в заданиях 1-8 ставится 1 балл, сочинение оценивается двумя отметками за содержание и грамотность по пятибалльной шкале, наибольшее количество баллов 11+5+5=21
2 |
3 |
4 |
5 |
0-8 |
9-14 |
15-19 |
20-21 |
Проверочная работа «Правописание причастий и деепричастий»
22.05.2020.
Тест. Русский язык, 9 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Проверка уровня сформированности знаний и умений по данным темам
Список вопросов теста
Вопрос 1
Обозначьте строчку, где пишется НН
Варианты ответов
- Слома…ый велосипед, жаре…ая рыба
- Писа…ый портрет, коше…ый луг
- Реше…ая задача, краше…ый забор
- Изране…ый солдат, подкова…ая лошадь
Вопрос 2
Обозначьте строчку, где пишется НН
Варианты ответов
- Подметё…ый пол, плетё…ая корзина
- Рва…ая куртка, варё…ый картофель
- Топлё…ое молоко, газирова…ая вода
- Высуше…ое растение, посеребрё…ая тарелка
Вопрос 3
Обозначьте строчку, где пишется Н
Варианты ответов
- Обиже…ый ребёнок, растеря…ый вид
- Несея…ые травы, варё…ое яйцо
- Опозна…ый объект, жаре…ый гусь
- Ограниче…ая ответственность, озадаче…а проблемой
Вопрос 4
Обозначьте строчку, где пишется Н
Варианты ответов
- Тяжело гружё…ые, изране…ый человек
- Лома…ая линия, очень рва…ый рукав
- Пута…ый кустарник, плетё…ая корзина
- Опрпавда…ый человек, взбешё…ый решением
Вопрос 5
Укажите слово, в котором на месте пропуска пишутся -НН:
Варианты ответов
- вещь полома…а
- слома…ый замок
- грибы собра…ы
- дорожки подмете…ы
Вопрос 6
Варианты ответов
- (не)навидя
- (не)засеянные поля
- (не)высушенное белье
- (не)слушая
Вопрос 7
Варианты ответов
- вовсе (не) освещенное окно
- (не) навидевший
- (не) закончив
- (не) покрытая снегом
Вопрос 8
Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:
Проходя (1) по залам музеев (2) люди (3) останавливаются у прекрасных картин художника И.Репина (4) восхищаясь (5) совершенством живописи.
Варианты ответов
- 1, 4, 5
- 2, 4
- 1, 3, 5
- 2, 3, 4
Вопрос 9
Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:
Из-за недостатка влаги в пустыне можно встретить растения (1) приспособленные для жизни (2) в таких условиях (3) и животных (4) умеющих долгое время (5) обходиться без воды.
Варианты ответов
- 1, 4
- 2, 3, 5
- 1, 2, 4
- 1, 3, 4
Вопрос 10
Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:
Уничтожая рыб (1) и птиц (2) щуки, конечно, приносят вред. Но (3) истребляя в первую очередь (4) больных и слабых рыб (5) щуки предупреждают распространение болезней среди обитателей водоема.
Варианты ответов
- 1, 4, 5
- 1, 2, 3, 4
- 3, 4, 5
- 2, 3, 5
Вопрос 11
Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:
Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
Варианты ответов
- 1, 2. 3
- 1, 4
- 1. 2, 3, 4
Вопрос 12
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если бы хотя один сделал свои заметки сплошь на всю книгу (1) не пропуская ни одного листа её (2) и принялся бы читать её (3) взявши в руки перо (4) и положивши перед собою лист почтовой бумаги (5) и после прочтенья нескольких страниц припомнил бы себе всю жизнь свою и все происшествия (6) случившиеся перед его глазами.
Варианты ответов
- 135
- 123456
- 12356
Вопрос 13
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он направлялся к дому секретаря уездного суда и открывал перед его окнами нечто вроде судебного заседания (1) выбрав из толпы (2) подходящих актёров (3) изображавших истцов и ответчиков; он сам говорил за них речи и сам же отвечал им (4) подражая с большим искусством голосу и манере обличаемого.
Варианты ответов
- 14
- 134
- 1234
Вопрос 14
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Он резко крутанул руль влево и свернул с выветре(1)ой ленты довое(2)ого шоссе на утрамбова(3)ую площадку перед дли(4)ым бараком.
Варианты ответов
- 1234
- 14
- 24
Вопрос 15
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперёд (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) и затем исчезала (3) в ярко зеленеющих (4) долинах.
Варианты ответов
- 13
- 12
- 14
Контрольная работа по русскому языку для 6 и 7 классов по теме «Причастие» 4 варианта заданий с ответами.
Скачать контрольную работу №1
Скачать контрольную работу №2
А1. Укажите страдательное причастие настоящего времени
1. Пускающий
2. Приделанный
3. Составляемый
4. Оставленный
А2. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?
1. Замеш..нный в преступлении человек
2. Картины развеш..ны
3. Поле засе..но
4. Измер..нное расстояние
А3. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?
1. Решё..ая задача
2. Мороже..ые овощи
3. Освещё..ая улица
4. Копчё..ая на костре рыба
А4. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?
1. Ненавид..вший
2. Ре..вший
3. Выяв..вший
4. Повыс..вший
А5. От какого глагола не образуется действительное причастие настоящего времени?
1. Давать
2. Совершаться
3. Засмеяться
4. Произрастать
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На песчаной косе (1) усеянной рыбьей чешуёй (2) возвышался шалаш (3) сделанный из прутьев ивы (4) коры и рогож.
1. 2,3,4
2. 1,3,4
3. 1,2,3
4. 1,2,3,4
А7. В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?
1. Листья развея..ы ветром
2. Девочка рассея..а
3. Страница разорва..а
4. Общество образова..о пять лет назад
А8. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?
1. (Не)работающий, а сломанный телефон
2. Посуда (не)убрана в шкаф
3. (Не)накормленная вовремя собака
4. (Не)оконченная повесть
А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1. Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе.
2. В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне?
3. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувство долга.
4. Критик сравнивал стихи Лермонтова с молитвами.
А10. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.
Извивались между деревьями (?) спускавшиеся к реке (?) тропинки.
1. Простое предложение с однородными членами. Запятые нужны.
2. Предложение с причастным оборотом. Запятые нужны.
3. Причастный оборот стоит перед определяемым словом. Запятые не нужны.
4. Предложение с причастным оборотом. Запятые не нужны.
А11. В каком причастии на месте пропуска пишется Я?
1. Защища..щий
2. Бре..щийся
3. Потряса..щий
4. Терп..щий
А12. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется А(Я)?
1. Вид..щий, сморщ..нный
2. Проща..щийся, озадач..нный
3. Стел..щийся, потрач..нный
4. Кле..щий, рассе..нный
А13. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1. О выпавш..м снег..
2. О затаивш..йся мыш..
3. О скачущ..й лошад..
4. С бьющ..мся сердц..м
А14. Какое слово является причастием?
1. Детальный
2. Тонущий
3. Могучий
4. Зелёный
А15. Укажите причастие совершенного вида
1. Вертевший
2. Помогавшая
3. Влиявший
4. Созревшая
А16. Укажите страдательное причастие
1. Причесанная
2. Маячивший
3. Нуждающийся
4. перегоревший
В17. Из данного предложения выпишите причастия, определите их разряд
Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.
В18. Из данного предложения выпишите причастия , определите их разряд
Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.
В19. Напишите, как пишется НЕ в данном предложении и почему
Книга ещё (не)прочитана.
С20. Выполните полный морфологический разбор выделенного причастия
Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.
Ответы
А1. 3
А2. 4
А3. 4
А4. 1
А5. 3
А6. 4
А7. 2
А8. 4
А9. 1
А10. 3
А11. 4
А12. 4
А13. 1
А14. 2
А15. 4
А16. 1
В17. Расстилающимися(д), парящие (д)
В18. Колеблющийся (д), зеленеющей (д)
В19. Слитно, так как без НЕ теряется значение
С20. Расстилающимся — причастие (над каким?) действительное, несов.вид, наст.вр. полное, ср.р, ед.ч, Т.п. определение
2 вариант
1. Выпишите причастия из текста, произведите их морфемный разбор. В отличие от журавлей, живущих на глухих, недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек, протекающих вдали от городов. Широкие, сплетенные из толстых прутьев гнезда цапли устроены на самых высоких вершинах вековых сосен. Однажды в бурную ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но еще не умевший летать птенец. Поднятый охотником, он жил в домашних условиях в течение трёх недель.
2. Замените действительные (обозначьте их Д) причастия страдательными (обозначьте их С) или наоборот, а затем запишите получившиеся выражения. Охотник, поймавший тигра; письмо, написанное другом; ученик, прочитавший параграф учебника; задание, выполненное ребятами в срок.
3. Спишите, расставляя знаки препинания (если это необходимо) и объясняя графически их поставку. Листья блистающие золотом укрывали дорожки осеннего сада.. Пылавшие пурпуром вершины рябин издалека видны в сумрачном лесу. Мы вернули в библиотеку взятые накануне у Киры учебники. Я остановился возле полянок усеянных брусникой.
4. Вставить пропущенные буквы в суффиксах причастий, прокомментировать свой выбор. Аппарат, посыла_мый на Луну; чутко слыш_щий; независ_мая оценка; понима_щий с полуслова; пен_щиеся волны.
5. Раскройте скобки, прокомментируйте слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Гласные, (не)проверяемые ударением. Решение (не)продумано. Еще (не)прочитанная книга. (Не)навидивший весь мир. (Не)устрашимый боец.
6. Н или НН ? Графически объясните свой выбор. Поляна освеще(н, нн)а; даль тума(н, нн)а; размеша(н, нн)ые краски; исправле(н, нн)ая работа; кожа(н, нн)ый портфель; жаре(н, нн)ая в масле рыба; вяза(н,нн)ый чулок; маринова(н,нн)ые огурцы.
7. Вставьте нужную гласную перед Н, НН в причастиях, объясните свой выбор. Пойм_нные птицы. Вырубл_нный лес. Заморож_нные продукты. Размеш_нные краски.
8. Расставьте (если необходимо) знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия. По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью тающей под рукой.