Проверочная работа по теме: «Безударные и чередующиеся гласные в корне слова» 1 вариант
Упражнение 1. Вставьте пропущенные гласные и подберите проверочные слова.
Д..лина, продв..гаться, привл..кать, прип..дать на одну ногу, м..сной, леб..диный, ощ..пать, препод..вать, гр..шовый, пол..скать, в..рона, цв..ток, к..рмить, пок..рить, тр..щать, уб..гать, т..лковать, ув..зать,
Упражнение 2. Вставьте пропущенные гласные. Обоснуйте ответ.
Выр..щенный, возр..ст, отр..сль, р..сти, прик..саться, прик..снуться, подп..рать, зап..реть, прекл..няться, подр..внять ряды, р..внение, пор..вняться, перет..реть, перет..рать, зам..реть, подб..рать, взб..раться, уб..рать, подг..рать, уг..релый, бл..стеть, отбл..стать, пл..вец, попл..вок, жук-пл..вунец, ск..чок, вск..чить, сл..гаемое, сл..жение, выск..чка, распол..житься, пл..вчиха, укл..ниться, пол..жение, пол..гать, сж..гать, з..ря, заг..релый, р..стовщик, пром..кашка, вым..кнуть, обм..кнуть, зам..чить, , разр..внять щебень, пор..вняться с домом, ур..внять в правах, соч..тание, расст..лить, расст..лать, оз..рённый, оз..рять, з..рница, тв..рец, предл..гать, предл..жение, прил..гать, прил..жение, недор..сль, р..сток, дикор..стущий, водор..сли, ск..кун, выск..чка, отд..рать, отд..ру, выж..чь, выч..тать, выч..сть, заст..лать, р..внение по росту, подр..вняться в строю, ур..внять шансы, выр..вненная площадка.
____________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по теме: «Безударные и чередующиеся гласные в корне слова» 2 вариант
прис..гать, уд..вление, п..стух, прип..ять, ул..тать, тр..пинка, привл..кательность, неопред..лённый, обл..гчение, обл..качиваться, пренебр..жение, впеч..тление, погл..тить, насл..ждение, позв..лять, скр..петь, п..лоть, тр..сина, усм..рять, ч..рстветь, вып..кать.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные гласные. Обоснуйте ответ.
Выр..щенный, возр..ст, отр..сль, р..сти, прик..саться, прик..снуться, подп..рать, зап..реть, прекл..няться, подр..внять ряды, р..внение, пор..вняться, перет..реть, перет..рать, зам..реть, подб..рать, взб..раться, уб..рать, подг..рать, уг..релый, бл..стеть, отбл..стать, пл..вец, попл..вок, жук-пл..вунец, ск..чок, вск..чить, сл..гаемое, сл..жение, выск..чка, распол..житься, пл..вчиха, укл..ниться, пол..жение, пол..гать, сж..гать, з..ря, заг..релый, р..стовщик, пром..кашка, вым..кнуть, обм..кнуть, зам..чить, , разр..внять щебень, пор..вняться с домом, ур..внять в правах, соч..тание, расст..лить, расст..лать, оз..рённый, оз..рять, з..рница, тв..рец, предл..гать, предл..жение, прил..гать, прил..жение, недор..сль, р..сток, дикор..стущий, водор..сли, ск..кун, выск..чка, отд..рать, отд..ру, выж..чь, выч..тать, выч..сть, заст..лать, р..внение по росту, подр..вняться в строю, ур..внять шансы, выр..вненная площадка.
чередование гласных в корне
DOCX / 259.37 Кб
/data/files/k1667675184.docx (чередование гласных в корне)Чередование гласных в корне слова(-лож-// -лаг-, -рос-// -раст-//-ращ-, -гор-//-гар-, -зор-//зар-, -кос-//-кас-, -плов-//-плав-, -мок-// — мак-, Е и И в корнях с чередованиями).
1.Отл_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, недор_сль, подр_сти, возр_ст, р_стения, р_стущий, выр_щенный, Р_стов, водор_сли; оз…рять, з…ренька, з…рница, подг…рать, заг…релый, заг…р, выг…реть.
2. Соб…раться, расст…лить, бл…стящий, заб…рать, зам…рать, соч…тать, приб…рет, соб…рающий, бл…стать, выд…раю, изб…ратели, соч…тание, заж…гательный, ст…реть, выт…рать.
3. К..сательная, прик..снуться, прик..саемся, прик..сновение, к..сание, пл..вательный, пл..вец, попл..вок, обм..кнуть в сметану, пром..кнуть насквозь,
4. Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания, исправьте ошибки. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните чередующиеся гласные в корне.
Снег уже л..жился на горы а туман все еще бродил по ущельям. Мы соб..рали грибы в ч..де(?)ной б..рёзовой рощ.. когда в небе пр..гр..мел гром. Наталья попр..сила не надо мне предл..гать помощ(?) ольга я и сама могу перет..реть овощи.
1.В каком слове корень с чередующейся гласной?
А. горевать, В. зареветь, С. загореться
2. В каком слове пропущена чередующаяся
гласная корня?
А. предл..жение, В. г..ристый, С. г…рный.
3.В каком корне с чередованием пишется гласная А ?
А. р…сток, В. прор…сти, С. р…стовщик.
4. В каком корне с чередованием пишется гласная О ?
А. заг…р, В. разг…рающейся, С. к…саться .
5. В каком корне с чередованием пишется гласная О ?
А. пол…гать, В. сл…гаемое, С. предпол…жить
6. В каком корне с чередованием пишется гласная А ?
А. прик…саться, В. прик…снуться, С. прик….сновение.
7. Найдите слово- исключение.
А. Выр…стут, В. отр…щивать, С. Р…стов.
8. Укажите слова, в корне которых пишется А.
А. изл…жение, р…сток, Р…стов.
В. сл…жение, заг…рел, р…стовщик.
С. сл…гаемое, ср…щение, отр…сль.
9. Выберите строку с буквой А в корне.
А. перел…жить, пол…жение.
В. изл…жение, зал…жить
С. к…саясь, изл…гать
10. В каком слове постановка буквы зависит от ударения?
А. заг…р, В. р…сти, С. к…саться
1.В каком слове корень с чередующейся гласной?
А. скосить, В. Приручу, С. расти
2. В каком слове пропущена чередующаяся
гласная корня?
А. предл..гать , В. к…са, С. г…рный.
3.В каком корне с чередованием пишется гласная А ?
А. уг…реть, В. заг…р, С. приг…реть.
4. В каком корне с чередованием пишется гласная О ?
А. прик…саться, В. г…рят, С. к …сательная.
5. В каком корне с чередованием пишется гласная А ?
А. пол…жить, В. сл…жить, С. предл…гать.
6. В каком корне с чередованием пишется гласная О ?
А. прик…сновение, В. прик…сается, С. к…сался.
7. Найдите слово-исключение.
А. р…сли, В. выр…щенный , С. р…стовщик.
8. Укажите слова, в корне которых пишется О.
А. предпол…жить, возл…жить, водор…сли.
В. сл…гаемое, ср…щение, отр…сль.
С. прил…гательное, изл…гать, р…стение
9. Выберите строку с буквой А в корне.
А. дол…жить, подл…жить.
В. к…снуться, к…снувшись
С. к…саясь, изл…гать
10. В каком слове постановка буквы зависит от ударения?
А. отр…сток, В. прил…жение, С. к…снуться.
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
р.п. Сосновоборск Пензенская область
Контрольная
работа по теме
«Правописание
корней с чередующимися гласными»
(тест)
5-6
класс
подготовила
учитель
русского языка и литературы
Зарубина
Людмила Степановна
2017 год
Цели: контроль усвоения изученных тем.
Оборудование: раздаточный материал,
тетради для контрольных работ.
Примечание: тест предлагает задания разных
уровней, возможно использовать как в 6 классе, так и в 5 классе с высоким
уровнем подготовки.
Вариант А |
Вариант Б (задания повышенной |
Задание 1. Выпишите слова, в Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл…жить Предл…жить блины. Безотл…гательное дело. |
Задание 1. Определите в Р..стущий, прор..стающий, пр..стейший, Р..скошный, р..сти, возр..стной, подр..стать. Сл..жение, пол..жение, пол..гается, Заг..раться, уг..рный, приг..рок, приг..рел |
Задание 2. Выпишите слова, Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, |
Задание 2. Выпишите слова – Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, |
Задание 4. Выписать номера 1. Солнце к…снулось края степи. 2. Человек предпол…гает, а Бог 3. Солнечные лучи еще не к…саются 4. Приятно к…снуться ароматного |
Задание 4. Продолжи Р…стислав Романович Р…стовцев решил Слова для справок: молодая пор…сль, |
Задание 3. Вставьте вместо
чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)
Наш замечательный город ____________ на
берегу реки Ишим.
Осенью мы ___________ провести слёт
туристов на берегу этой живописной речки.
Выбранное нами местечко______________
недалеко от деревни моей бабушки.
Эти места удивляют богатой
_______________.
Мы аккуратно____________ рюкзаки и
отправились по _______________ маршруту.
Быстро ___________ на берегу палатки.
Девочки ___________ в тени, а мальчики
____________ костёр.
Справа от нашей стоянки ___________
молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.
Мы углубились в _______________, чтобы
собрать________________ для гербария.
Свои мысли о слёте мы ___________ в
сочинениях.
Слова для справок: выр…сти,
предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти,
распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.
Задание 5. К сочетаниям слов
подобрать и записать синонимы.
Добавление к чему-нибудь, например, к
журналу .
Наука о разведении культурных
сельскохозяйственных растений .
То, что предложено, предлагается.
Частый кустарник, которым заросло
какое-либо место.
Догадка, предварительная мысль.
Устроиться где-нибудь на отдых .
Несколько вырасти, стать старше.
Сообщать свои мысли.
Молодой лес, побеги растений от корней,
пней или семян.
Становиться гуще, ветвистее.
Отдельная область деятельности науки,
производства.
Задание 5. Запишите слова в
два столбика:1) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой
зависит от ударения, 2) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор
которой зависит от наличия суффикса А после корня.
К…сание, неук…снительно,
прил…гательное, прил…жение, ог.рок, прил…гать, пол…житься, г.рючее,
прик…сновение, пол…жу, уг..рный, пол…гание, прик…снувшись, предл…жение,
кас…тельная, предпол…гать, выг..рать, предпол…жжение, заг.рают, отг..рел,
, сг..рать.
Вариант Б
(задания повышенной сложности)
Задание 3.
Вставьте вместо чёрточек подходящие по
смыслу слова(смотрите слова для справок)
Наш замечательный город ____________ на
берегу реки Ишим.
Осенью мы ___________ провести слёт
туристов на берегу этой живописной речки.
Выбранное нами местечко______________
недалеко от деревни моей бабушки.
Эти места удивляют богатой
_______________.
Мы аккуратно____________ рюкзаки и
отправились по _______________ маршруту.
Быстро ___________ на берегу палатки.
Девочки ___________ в тени, а мальчики
____________ костёр.
Справа от нашей стоянки ___________
молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.
Мы углубились в _______________, чтобы
собрать________________ для гербария.
Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.
Слова для справок: выр…сти, предл…жить,
распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься,
разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.
Задание 4. Продолжи рассказ,
используя слова с чередующимися гласными в корне слова.
Р…стислав Романович Р…стовцев решил
р…стить репу. Работал раз Р…тислав Романович, р…ссаживал р…ссаду и р…ссуждал:
«Р…сти, р…сти, репка. Р…спарю, ребятам раздам, р…справимся с радостью».
Слова для справок: молодая пор…сль, р…сла
быстро, маленькие р…стки, развитие р…стений, трудно р…сти, выр…сла р…скошная,
густая р…стительность, препол…гали угостить, разл…жили на кучки, р…стительная
пища.
Задание 5. К сочетаниям слов подобрать
и записать синонимы.
Добавление к чему-нибудь, например, к
журналу .
Наука о разведении культурных
сельскохозяйственных растений .
То, что предложено, предлагается.
Частый кустарник, которым заросло
какое-либо место.
Догадка, предварительная мысль.
Устроиться где-нибудь на отдых .
Несколько вырасти, стать старше.
Сообщать свои мысли.
Молодой лес, побеги растений от корней,
пней или семян.
Становиться гуще, ветвистее.
Отдельная область деятельности науки,
производства.
Ответы. Вариант А
Задание 1. Выпишите слова, в
которых пишется буква А.
Прил…гать, возл…гать, безотл…гательное,
к…саться. к…саются
Задание 2. Выпишите слова,
написание которых не подчиняется правилу о чередовании гласных О-А в корне.
отн..шения, подсл…щённый, пр…сторы,
минуты, распр…странять, г..ристый, г..рец.
Задание 3. Вставьте вместо
чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)
Наш замечательный город расположился на
берегу реки Ишим.
Осенью мы предложили провести слёт
туристов на берегу этой живописной речки.
Выбранное нами местечко располагается
недалеко от деревни моей бабушки.
Эти места удивляют богатой
растительностью.
Мы аккуратно уложили рюкзаки и отправились
по предложенному маршруту.
Быстро выросли на берегу палатки.
Девочки расположились в тени, а мальчики
разложили костёр.
Справа от нашей стоянки растут молодые
берёзки, а слева ребята увидели разросшийся шиповник.
Мы углубились в заросли, чтобы собрать
растения для гербария.
Свои мысли о слёте мы изложили в
сочинениях.
Задание 4. Выписать номера
предложений с чередующейся гласной А в корне слова в один столбик, слова с
чередующейся О — в другой столбик
А: 2, 3 О:1, 4
Задание 5. Запишите слова в
два столбика:1) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой
зависит от ударения, 2) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор
которой зависит от наличия суффикса А после корня.
1) огарок, горючее, угарный,
выгорать, загорают, отгорел, , сгорать.
2) касание, неукоснительно, прикосновение,
прикоснувшись, касательная.
Ответы. Вариант Б
(задания повышенной сложности)
Задание 1. Определите в
каждой группе слов лишнее:
простейший, роскошный, сладкий,пригорок.
Задание 2. Выпишите слова –
исключения.
полог, росток, отрасль, выгарки, Ростислав.
Задание 3. Вставьте вместо
чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)
Наш замечательный город расположился на
берегу реки Ишим.
Осенью мы предложили провести слёт
туристов на берегу этой живописной речки.
Выбранное нами местечко располагается
недалеко от деревни моей бабушки.
Эти места удивляют богатой
растительностью.
Мы аккуратно уложили рюкзаки и отправились
по предложенному маршруту.
Быстро выросли на берегу палатки.
Девочки расположились в тени, а мальчики
разложили костёр.
Справа от нашей стоянки растут молодые
берёзки, а слева ребята увидели разросшийся шиповник.
Мы углубились в заросли, чтобы собрать
растения для гербария.
Свои мысли о слёте мы изложили в
сочинениях.
Задание 4. Продолжи рассказ,
используя слова с чередующимися гласными в корне слова.
Ростислав Романович Ростовцев решил
растить репу. Работал раз Ростислав Романович, рассаживал рассаду и рассуждал:
«Расти, расти, репка. Распарю, ребятам раздам, расправимся с радостью».
Слова для справок: молодая поросль, росла
быстро, маленькие ростки, развитие растений, трудно расти, выросла роскошная,
густая растительность, преполагали угостить, разложили на кучки, растительная
пища.
Задание 5. К сочетаниям слов
подобрать и записать синонимы.
Приложение, растениеводство, предложение,
заросли, предположение, расположиться, повзрослеть, излагать, поросль,
разрастаться, отрасль.
Литература.
1. Политова И.Н. «Русский язык. 6
класс. Контрольные и проверочные работы. ФГОС». — Издательство: Экзамен,
2015 г.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6
классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: —
Просвещение 2012.
3. Тростенцова Л.А. Русский язык.
Дидактические материалы. – М.: — Просвещение, 2012
Зачёт по теме «Чередование гласных в корне слова». 5 класс
Вариант 2.
Задание 1. Списать слова, вставить пропущенные гласные.
Сл…гать, сл…жить, изл…гать, пол..г, пол…жить.
Р…стение, зар…сти, прор…стать, отр…слевой, водор…сль, Р…стислав, р…сток.
Задание 2. «Четвертый лишний». Выписать слова с чередованием гласных в корне
слова.
Р…скошный, выр…сли, возр…стной, выр…щенный.
Отл…жить, прил…гательное, л…жка, пол…г.
Задание 3. Списать текст, обозначить орфограммы.
Если сл…жить все ошибки умного, получится гора. Бывает только неправильный путь, но не
бывает безвыходного пол…жения. Прил…жите труд к справедливому делу. И тогда
маленький р…сток знаний превратится в прекрасное р…стение, которое поможет достичь
желаемое.
Задание 4. Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Самостоятельная часть речи
5. Период, ступень в развитии человека, количество лет
6. Прошедшее время от глагола предлагать в м.р.
7. Слово—исключение в корнях с чередованием рос—раст
8. Один из видов письменной работы по русскому языку
По вертикали:
2. Математическое действие
3. Слово—исключение в корнях с чередованием рос—раст
4. Растение, которое растет в воде
Правописание чередующихся гласных в корне слова
Тематический тест предназначен для проверки усвоения темы «Чередован ие гласных в корнях — лаг-/-лож-, -раст-/-ращ-/-рос- «. Работа включает в себя 10 заданий, необходимо из предложенных вариантов выбрать один правильный
Русский язык 5 класс | Автор: Плаксина Любовь Валериевна | ID: 13517 | Дата: 4.7.2021
Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться
Вопрос №
1
Укажите верное объяснение написания слова Р…СТОК
пишется О, так как проверочное слово РОСТ
пишется О,так как слово-исключение
пишется А, так как корень в безударном положении
Вопрос №
2
Укажите верное объяснение написания слова ПРЕДПОЛ…ГАТЬ
пишется А, так как стоит перед Г и есть суффикс А
пишется О, так как слово-исключение
пишется А, так как корень в безударном положении
Вопрос №
3
Укажите верное объяснение написания слова РАСТЕНИЕ
пишется А, так каккорень в безударном положении
пишется А, так как стоит перед СТ
пишется О, так как слово-исключение
Вопрос №
4
Укажите верное объяснение написания слова ПОЛ…ЖЕНИЕ
пишется О, так как это словарное слово
пишется А, так как это словарное слово
пишется О, так как стоит перед Ж
Вопрос №
5
Укажите слово , где пишется О
р…стение
отр…сли (волосы)
р…сти
Вопрос №
6
. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква
возр…ст, р…сточек
прил…жение, зар…сли
сл…гаемое, сл…жение
Вопрос №
7
В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква
подл…жить, водор…сли, предпол…жить
прил..жение, прил..гать, выр…сли
р…сток, р…стение, р…стовщик
Вопрос №
8
В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква
зар…сли, изл…жение, р…сточек
водор…сли, перел…жить, р…стительный
подр…сли, Р..стов, выр…щивать
Вопрос №
9
Укажите ряд, в котором все слова являются исключениями
предпололжение, растение, отрасль
Ростислав, росток, Ростов
Ростислав, прилагательное, наложить (запрет)
Вопрос №
10
Укажите слово или слова, где пишется А
р…сток
изл…гать
пол…жение
Проб..рались, выч..сть, разб..ру, заст..лю, выж..гаю, доч..таю, обж..чь, выб..рались, ст..реть, зап..реть, сд..ру, ст..раю, изб..ру, расп..раю, выж..чь, заб..рались, отп..раю, бл..стеть, зам..рать, бл..стательная, разд..раю, раст..реть, нат..рать, ст..раю.
Оп..реться, обт..раю, переч..таю, ст..реть, ум..реть, расст..лается, заж..гаю, поб..рались, выч..таю, уб..ру, подб..рались, пост..ли, выст..лаю, соб..рались, выб..ру, бл..стит, пост..лить, зам..рающие, заж..гательный, соб..рать, бл..стать, уп..рается.
Заст..лаю, подж..гаю, выст..лю, зам..рают, забл..стеть, разд..ру, выт..реть, разж..чь, сж..гаю, проб..рается, выт..раю, заж..чь, выд..ру, ум..рают, поч..таю, уст..лаю, обж..гаю, соб..раться, наб..рать, об..рать, обж..гающее, бл..стит, оп..реться, наст..лать.
Проверочная работа по теме
«Чередование А – О в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»
1. Напишите правило или нарисуйте схему
2. Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограмму.
Р…сти, р…сти, яблонька, |
Выр…стайте, яблоки, |
Подр…стай! |
Поскорей! |
Цвети, цвети, яблонька, |
Р…сла, р…сла яблонька, |
Расцветай! |
Подр…сла. |
Золотое солнышко, |
И наелась яблочек детвора. |
Ярче грей! |
Почему в предложениях так много запятых?
3. Запишите данные слова в два столбика:
выр…сли, р…стительный, выр…щенный, водор…сли, зар…сли, разр…статься, прор…сти, р…стение, пор…сль, выр…с, р…стовщик, отр…сль.
А О
……………………………….. …………………………………
……………………………….. ……………………………………………
……………………………….. …………………………………
……………………………….. …………………………………
……………………………….. …………………………………
……………………………….. …………………………………
4. Вспомните и запишите все слова-исключения.
………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………..
5. Догадайтесь, какие слова нужно вставить в русские пословицы.
- Дети ……………… не по дням, а по часам.
- На плохой почве трава не …………………. .
- Не беречь ………………… – не видать и цветочка.
6. Отгадайте загадку.
Что зимою вниз головою на крышах р…стет?
(Можете нарисовать ответ!)
Усложнённый уровень.
1. Прочитайте. Разберите выделенные слова по составу. (Будьте внимательны!)
В каком слове есть орфограмма «РАСТ-РОС»?
— Зачем выр…стаю? –
Снегурка спросила меня.
— Я знаю, что скоро растаю,
Растаю, по камням звеня…
Проверочная работа по теме
«Корни с чередованием I группы (раст-ращ-рос, лаг-лож)»
В словах I группы правописание зависит от ______________________________________________
Вспомните правило:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
1. Базовый уровень
Вставьте пропущенные буквы, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.
Подчеркните исключения.
1) Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, под пол…гом листвы.
2) Роскошные р…стения; гул нар…стает; зáр…сли кустов; молодой р…сток; зар…сло травой; выр…сли цветы; расчётливый р…стовщик, зелёные водор…сли; ср…щение костей; город Р…стов, строительная отр…сль, подр…стают на глазах, пальто на выр…ст.
3) Предпол…жения не осуществились; тропа зар…стает; р…стительное масло; возл…гать обязанности; изменить пол…жение; сл…гать стихи; лепестки р…стений; ж…луди прор….сли; сберечь р…стения; просека зар…сла; отр…стить волосы; прол…жить лыжню; нал…жить шов; предл…гать помощь.
2. Усложнённый уровень. (Повторяем синтаксис: подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы)
Без удобрений не будет р…стений.
Л…жился на поля туман.
Душу и сердце в работу вл…жи, каждой минутой труда дорожи.
Изл…жите содержание параграфа учебника.
В доме еще не л…жились.
Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.
Рис р…стёт на болотистых местах.
Я добрался до пихтовой зар…сли и распол…жился на крохотной полянке.
Берег моря покрылся водор…слями.
Эти места удивляют богатой р…стительностью.
3. Усложнённый уровень
Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.
Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце.
Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки.
Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)
4. Усложнённый уровень
Найдите «четвёртое лишнее»:
водор…сли, выр…с, р…са (на траве), зар…сли
изл…жение, предл…жить, сл…жение, насл…ждаться
5. Усложнённый уровень.
Составьте предложение со словом «р…стовщик» по схеме: сущ – сущ
Орфографический практикум по теме
«Корни с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР»
От чего зависит правописание корней 2 группы? ___________________________
В каком корне без ударения А? _______________Например ___________________
В каком корне без ударения О? ________________Например __________________
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
Дог…рающая з…ря, заг…релый пловец, оз…рённый светом, сг…ревшая спич…ка,
обг…реть на со…нце, д…лёкие з…рницы, оз…рить лучом, подг…релая каша, внезапное оз…рение, сг…реть дотла, приг…ревшие блины.
2. Вспомним строки великого Пушкина.
Г…рит восток зарею новой.
Сг…рел граф Нулин от стыда.
Но близок день, лампада дог…рает.
Но в нас г…рит еще желанье.
Вечерняя заря в пучине дог…рала.
3. Задание из ЕГЭ (11 кл). Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием.
1) в…дяной, р…са (на траве), выр…сти, сл…мать __________________________________
2) бер…говой, г…ристый, в…кзал, сг…реть. ______________________________________
3) т…инственный, оп…здание, осв…щать (ф…нарём), оз…рённый. ____________________
4. Вставьте буквы, подчеркните «четвёртое лишнее».
З…ря, з…ряд, з…рница, оз…рённые.
Г…ристый, приг…реть, обг…рели, г…рение.
Орфографический практикум «Корни с чередованием Е-И»
1. Распределите слова в 2 группы: заб…рать, зам…реть, соб…рёшь, сд…рать, соб…рание, отп…рает, отд…рёшь, отм…рать, ст…раешь, отт…реть, пост…лить, зап…реть, расст…лать, выж…гание, бл…стательный, выч…сть, отч…тать, выч…тание, бл…стящий, соч…тание, бл…снуть, уд…рёт.
Е И
………………… …………………. ………………… ……………………
………………… …………………. ………………… ……………………
………………… …………………. ………………… ……………………
………………… …………………. ………………… ……………………
………………… …………………. ………………… ……………………
………………… …………………. ………………… ……………………
2. Запишите несколько (4-5) слов с корнями СТЕЛ-СТИЛ. Не забудьте об удвоенных согласных! Разберите все слова по составу.
………………………………………………………………………………………
3. В чём особенность слов блес…нуть, блес…нувший?
4. Дополните каждую пару глаголом несовершенного вида.
Образец: снять-снимать.
Сжать- …………………., обнять-……………………,
понять-…………………, внять-………………….., пожать-……………………,
начать-…………………., занять-…………………, принять-……….. ………….
Материал для творческих работ
Творческая работа № 1 по теме «Корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ»
Перед тобой материал для небольшого сочинения: «На уроке» или «В походе». Внимание! Все слова перемешались. Попробуй разобраться, выбери нужные и напиши сочинение на одну из тем. Будет отлично, если добавишь слова с корнем РАСТ-РАЩ-РОС.
Предпол…гать изменения в маршруте, пол…жительная характеристика, распол…гающая улыбка, изменить пол…жение, написать изл…жение, увеличить сл…гаемое, высказать предпол…жение, найти прил…гательное, произвести сл…жение, распол…жение лагеря, пол..гаться на себя, предл..жить помощь, прохладно под пол…гом ветвей, склоняешь прил..гательное, пол..жение безвыходное, предл…гать пути решения, изл..гать точку зрения; неясно изл..жить; знать признаки прил..гательных; неизвестные сл..гаемые ; распол..житься неподалеку; распол..гаться у дома, прил..гать усилия, сл..жить вещи, отл..жить поездку, безотл..гательное дело, зал..жить фундамент, прил..жить к ране, трудное пол..жение.
Творческая работа № 2 по теме «Корни с чередованием»
Составьте небольшой текст «В лесу» или «В походе», используя предложенный материал.
Распол_гаться непод_лёку, под пол_гом ветвей, непрох_димые зар_сли, бл_стеть на со_нце, зар_сли р_машками, ум_рать от страха, соб_рать гр_бы, разл_жить еду, зам_реть от восторга, бл_стающий мир, заж_гаются звёзды , дог_рает з_ря, на утренней зорьке, бл_снул луч, ра(с,сс)т_лить на тр_ве, д_лёкие з_рницы, бл_стающие р_синки, сн_мать к_пюш_н, сж_мать в руках, нат_реться кремом от загара, выт_рать полотенцем, удастся ли отст_рать футболку, р_стут во множестве, смелый Р_стислав, прин_маться за дело, костёр дог_рел, сн_мать фильм, хорошее местопол_жение, ра(с,сс)т_лается туман ………
Творческая работа №3 по теме «Корни с чередованием»
Напишите небольшой рассказ, используя как можно больше слов, в которых есть корни с чередованием (раст-рос, лаг-лож, зар-зор, гар-гор, корни с чередованием Е-И). Может быть, это будет рассказ о художнике? Или о несчастном промокшем туристе?
Непром…каемое пальто; плащ с капюш…ном, ш…в на рук…ве, вым…кнуть под дождем; разж…гать к…стёр, пол…жить др…ва, соб…рать цветы, з…ря разг…рается, обм…кнуть кисть в краску; нам…чить рукава; подр…внять волосы, ср…внить два вида, р…внение на середину, вым…кшая рожь, м…кать сухарь в чай, сапоги пром…кают, ср…внить р…стения, дог…рающая з…ря, пост…лить на тр…ву.
Тексты детей
Ночлег в лесу
Однажды мы с семьёй решили устроить н…члег в лесу. Папа разл…жил вещи, уст…новил п…латку и подг…товил место для к…стра. Наш маленький лагерь распол…гался напод…лёку от реки. Вечером мы с…дели под пол…гом ветвей. Рядом были непрох…димые зар…сли кр…пивы. В л…су разд…вались т….инственные ш…рохи. Мы зам…рали от страха. Папа ш…потом успокаивал нас. Ноч… прошла сп…койно.
Утром мы пошли соб…рать грибы. Вдруг бл…снула молния и начался дождь. Мы вым…кли до нитки! Приб…жали к п..латке и стали выт…раться полотенцем.
Как кр…сиво вокруг! Повсюду бл…стят капли р…сы, г…рят звёздоч…ками на листьях и р…сточках. Мы не пож…лели, что выбрались в лес. 91 сл.
Текст составлен …. Анной
Смелый Ростислав
Рано утром Р…стислав пош…л в похо… . Он распол…жился на краю оврага под пол…гом в…твей огромной ели. Вокруг были непрох…димые зар…сли. На п…ляне р…сли неизвес…ные Р…стиславу р…стения. Скоро наступил вечер. Наш герой стал разж…гать к…стёр: сл…жил сухие ветки и подж…г. Потом он с…дел и слушал лесные ш…рохи. Его кл…нило ко сну.
Вдруг раздался ужас…ный рёв. Ростислав подск…чил на месте! Он чуть не ум…р от страха. Др…жащей рукой взял огромную палку и полез в овраг… Там никого не ок…залось! Кто же это был? Р..стислав сг…рал от любопытства.
Может быть, ему всё приснил….сь? 90 слов
Текст составлен ……….. Владимиром
Важные уроки
Однажды учительница ру…кого языка дала нам пр…верочную р…боту по скл…нению прил…гательных. А ещ… нас ждало изл…жение. Трудно! Мы решили предл…жить друг другу помощ… По классу пол…тели записки. Учительница сказала: «Нужно пол…гаться только на себя!»
Текст составлен ……………… Марией
За артефактом!
Как-то раз я предл…жил друз…ям отправит…ся в поход. Все согл…сились. Каждый предл…гал свой маршрут, но я пол…жился на свою интуиц… и повёл всех в непрох…димые зар…сли. Там в давние времена распол…гался лагерь кочевников.
Пора было нач…нать раскопки. Мы долго трудились и сильно заг…рели на солнце. К…лючие р…стения расцарапали нам руки. И вот нахо..ка: ст…ринный шлем! Ура! Мы были счас…ливы.
З…ря уже дог…рала, когда мы в…рнулись домой. 68 слов
Текст составлен ………………….. Фёдором
Как мы сн…мали фильм
Однажды мы п…шли в поход и р…шили снять на пам…ть короткий фильм. Вот мы распол…гаемся возле реч…ки и нач…наем готовит…ся. Смелый Р…стислав над..вает куртку с к…пюш…ном и идёт к непр…ходимым зар…слям кр…пивы. Девочки б…рут крем от к…маров и нат…рают руки. Потом накладывают бл…стящий грим и прин…маются кр…чать дикими голосами, как будто отр…вились яд…витыми р…стениями. Вдруг все зам…рли, потому что из кр…пивы выб…рается Р…стислав, весь в ож…гах от р…стков кр…пивы.
Вот какой фильм у нас получился! Просто триллер! 81 сл
Текст составлен ……………………………… Екатериной
Как Р…стислав за мёдом ходил
Р…стислав был большим любит…лем сладкого. Он с…ел в доме все к…нфеты и стал соб…раться в лес, за мёдом. Он пол…жил в рю…зак бано..чку для мёда и ложку, чтобы сразу п…пробовать. Вот Р…стислав входит в лес, заб…рается на высокую ель и пытает…ся пр…никнуть в гн…здо диких пч…л.
Тут же нач…нается что…то ужасное! Пч…лы выл…тают из гн…зда и нап…дают на мальчика. Бедный Р…стислав мгновенно сл…зает с дер…ва и бежит домой. Неудач…ный п….ход! 76 слов
Текст составлен ……………………….. Антоном.
Потерялись!
Вчера мы п…шли в п…ход. Перед нами ра(с,сс)т…лалась кр…сивая р…внина. Вокруг цв…ли неизвес…ные р…стения, пели птиц… . Сер…це зам…рало от восторга!
Вдруг нач…лась гр…за. Все поб…жали куда гл…за глядят и … пот…рялись. Где распол…гается наш лагерь? Пришлось пол…гаться на компас. Ок…залось, что никто не…умеет им пользоват…ся. Пол…жение безвыходное. Все стали предл…гать пути р…шения. Р…стислав взял ответственность на себя и вывел нас к лагерю. Ура! 64 слова
Текст составлен ……………………… Глебом
В походе
Всё лето мы с подругой пл…нировали поход с н….чёвкой в лесу. И вот мы с Катей на л…сной опушке. Лучики со…нца заг…рались в капельках р…сы. Мы распол…жились под пол…гом ветвей высокой ели. Катя разл…жила вещи, а я соб…ралась разж…гать к…стёр. Приг…товленная еда была необыкновенно вкус…ной. После завтрака мы выт…рли руки полотенцем и стали уб…рать за собой. Ведь в лесу должно быть чисто!
В поисках грибов и ягод мы заб…рались в овраги, где р…сли неизвес…ные нам р…стения. Мы не раз обж…гались о кр…пиву и очень устали. Разл…жили спальные мешки под первым же дер…вом и стали разг…варивать обо всём на свете. Ночь прошла спокойно. Ни ш…роха, ни ш…пота.
Солнце только нач…нало св…тить, и на утренней з…ре мы отравились в обратный путь. Такие походы запом…наются надолго! 125 слов
Текст составлен ……………… Стефанией
Кроссворды
5 класс. Проверочная работа №1. Корни с чередованием.
Задание.
Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, выделись корни с чередованием гласных.
1. Раскинулись зар..сли роз.
Л..жился на поля туман.
Сумерки и шум дождя распол..гали ко сну.
Озеро зар..сло камышом.
Чёрные водор..сли хрустят под ногами.
Разр..слась молодая роща.
Острые иголки новой травки прор..сли в саду.
Я ехал к городу Р..стову.
В цветочном горшке появился маленький р..сточек.
Изл..гай тему просто и ясно.
Морфологический разбор прил..гательного.
2. Вот мы в лесу. Ра..пол..жились на красивой з..лёной полянк…. Любу..мся. Разр..слась пышной листвой крона нашего старого знакомого дуба. А рядом с ним по..вилась уже молодая пор..сль. Скоро …десь выр..стет целая дубовая рощица.
Всё кругом дыш..т жизнью. Прил..жили руки к траве. Она густая, пышная и влажная.
Кивают нам голо..ками р..машки и колокольчики. «Здравствуйте!» — отвеча..м мы красивым лесным цветам и всему р…стительному миру, который окружает нас.
Ответы.
Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, выделись корни с чередованием гласных.
1. Раскинулись заросли роз.
Ложился на поля туман.
Сумерки и шум дождя располагали ко сну.
Озеро заросло камышом.
Чёрные водоросли хрустят под ногами.
Разрослась молодая роща.
Острые иголки новой травки проросли в саду.
Я ехал к городу Ростову.
В цветочном горшке появился маленький росточек.
Излагай тему просто и ясно.
Морфологический разбор прилагательного.
2. Вот мы в лесу. Расположились на красивой зелёной полянке. Любуемся. Разрослась пышной листвой крона нашего старого знакомого дуба. А рядом с ним появилась уже молодая поросль. Скоро здесь вырастет целая дубовая рощица.
Всё кругом дышит жизнью. Приложили руки к траве. Она густая, пышная и влажная.
Кивают нам головками ромашки и колокольчики. «Здравствуйте!» — отвечаем мы красивым лесным цветам и всему растительному миру, который окружает нас.