Проверочная работа по русскому языку для 3 класса по теме «Корневые орфограммы»
Цель: проверить уровень усвоения обучающимися учебного материала по теме «Корневые орфограммы»
Первая часть проверочной работы – диктант. Затем учащиеся получают карточки с заданиями по вариантам.
Цветы.
Пришла ранняя весна. Солнце разбудило лес и растопило снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб и сухую травку. На проталинах показались зелёные стрелы травы. А вот и первые подснежники.
Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся ландыш. Он издаёт нежный запах. Как красивы его белые колокольчики! Цветы – подарки весны. Сохрани их!
Слова для записи на доске: разбудило, растопило, наступает
Вариант 1.
- Выписать из текста 5 слов с безударной гласной в корне и подобрать проверочные слова.
Стояла сильная жара. Мы шли лесами. Пахло сосновой корой и земляникой. На сухих полянах стрекотали кузнечики. Над верхушками сосен висели в небе ястребы. Мы отдыхали в тенистых чащах осин и берёз. Там дышали запахом трав и цветов. К вечеру мы вышли на берег большого озера. На небе уже блестели первые звёзды.
- Выписать из текста 5 слов с парной по звонкости-глухости согласной и подобрать проверочные слова.
Осенью деревья готовились спать привычным порядком. Крепкий дуб сначала снял шапку и рубашку, а тополь – штаны. Берёзки сняли лёгкие золотые блузки и юбки. Робкие осинки – мягкие кофточки. Разделись, пошептались, поёжились под осенним холодком и задремали.
- Вставить пропущенные буквы.
Окрес_ность, прелес_ный, тес_ный, звёз_ный, гиган_ский, бесполез_ный, капус_ный, чу_ство, чес_ный, глас_ный, ус_ный, парус_ный.
Вариант 2.
- Выписать из текста 5 слов с безударной гласной в корне и подобрать проверочные слова.
Солнце осветило моховое болото. По краям оно поросло частым березняком. Среди берёз темнели молодые сосенки. Земля в низинах покрылась зелёным мхом. На буграх видны кустики брусники и черники. В воздухе стоит запах болотной травы. Земля и деревья искрились огоньками росы.
- Выписать из текста 5 слов с парной по звонкости-глухости согласной и подобрать проверочные слова.
Очень хорош лес в осенние дни. Солнечные лучи золотят верхушки деревьев. С берёзки опадают лёгкие жёлтые листочки. От дерева к дереву тянутся нитки липкой паутинки. Под ногами шуршит мягкий ковёр из опавших листьев. Вот показали свои шляпки запоздалые грибки. Свистит рябчик. Красиво в осеннем лесу!
- Вставить пропущенные буквы.
Сер_це, ненавис_ный, глас_ный, серьёз_ный, небес_ный, облас_ной, грус_ный, лес_ница, вкус_ный, опас_ный, праз_ник, ужас_ный.
Вариант 3.
- Выписать из текста 5 слов с безударной гласной в корне и подобрать проверочные слова.
Красив русский лес зимой! Пушистый снежок повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синички пищат в сучьях сосны. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот перебежала через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль.
- Выписать из текста 5 слов с парной по звонкости-глухости согласной и подобрать проверочные слова.
Стоял ясный зимний денёк. Лёгкий снег тихо падал на землю. Выбежали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали строить снежную крепость и играть в снежки. Девочки слепили снежную бабу. Вместо глаз угольки, вместо носа – длинная морковка. Рот и бровки ветками выложили. Красиво получилось!
- Вставить пропущенные буквы.
Извес_ный, со_нце, парус_ный, чес_ный, ужас_но, поз_ний, опас_ный, напрас_но, интерес_ный, капус_ный, трос_ник, доблес_ный.
Вариант 4.
- Выписать из текста 5 слов с безударной гласной в корне и подобрать проверочные слова.
Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята, стали кричать. Молчит зимний лес. Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Её следы всегда приведут к жилью. Ребятишки направились по следам и вышли к лесной сторожке.
- Выписать из текста 5 слов с парной по звонкости-глухости согласной и подобрать проверочные слова.
Мы с братом пошли в поход. Взяли с собой ложки, кружки, миски, нож и котелок. В лесу поставили палатку. Брат нашёл сыроежку, много опят и белый гриб. Я собрал сладкие ягодки земляники и черники. Мы присели на опушке отдохнуть и ощутили голод. Пора было готовить обед.
- Вставить пропущенные буквы.
Вес_ник, грус_ный, чудес_но, учас_ник, тес_ный, чес_ный, прекрас_ный, напрас_но, влас_ный, здра_ствуй, звёз_ный, любез_ный.
Проверочная работа по теме «Орфограммы корня слова»
3__ класс ФИ________________________________
1. Вставь пропущенную букву; среди однокоренных слов подчеркни проверочные слова:
С__нева – синька, синеть, синяк, синий.
М__сной – мясник, мясо, мясорубка.
Н__чевать – ночной, ночка, ночлег, ночёвка, ночь.
2. Подчеркни слова с безударными гласными, которые надо проверять. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.
хв_сты – с_д —
д_жди – гл_за —
л_с – п_ле —
ст_лб – ш_ги —
гр_чи — п_ля –
3. Вставь пропущенную букву; среди однокоренных слов подчеркни проверочные слова:
голу__ь (б/п) – голубка, голубок, голубиная.
воло__ки (з/с) – волосатый, волоски, нет волос, волосок.
4. Найди и исправь ошибки:
Лебеть назван цорём всей вадяной птицы. Он белый, как снех с небольшими гласками и чёрным клювом. У него длиная, гипкая и кросивая шея.
5. Поставь, где нужно букву «т»:
Тор…, са…, кана…, пара… .
6.Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова»
П..сьмо, пч..ла в..сна, пр..мой, л..сник, св..сток, зв..зда.
6. Подчеркни парные согласные, требующие проверки.
Олег, пляж, парус, берег, рыбка, краб, улитка, островки, гребцы, лодка, близко, скользко.
Проверочная работа по теме «Орфограммы корня слова»
3__ класс ФИ________________________________
1. Вставь пропущенную букву; среди однокоренных слов подчеркни проверочные слова:
С__нева – синька, синеть, синяк, синий.
М__сной – мясник, мясо, мясорубка.
Н__чевать – ночной, ночка, ночлег, ночёвка, ночь.
2. Подчеркни слова с безударными гласными, которые надо проверять. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.
хв_сты – с_д —
д_жди – гл_за —
л_с – п_ле —
ст_лб – ш_ги —
гр_чи — п_ля –
3. Вставь пропущенную букву; среди однокоренных слов подчеркни проверочные слова:
голу__ь (б/п) – голубка, голубок, голубиная.
воло__ки (з/с) – волосатый, волоски, нет волос, волосок.
4. Найди и исправь ошибки:
Лебеть назван цорём всей вадяной птицы. Он белый, как снех с небольшими гласками и чёрным клювом. У него длиная, гипкая и кросивая шея.
5. Поставь, где нужно букву «т»:
Тор…, са…, кана…, пара… .
6.Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова»
П..сьмо, пч..ла в..сна, пр..мой, л..сник, св..сток, зв..зда.
6. Подчеркни парные согласные, требующие проверки.
Олег, пляж, парус, берег, рыбка, краб, улитка, островки, гребцы, лодка, близко, скользко.
Проверочная
работа.
1 вариант.
1. Выписать
из текста 5 слов с безударной гласной в корне и подобрать проверочные слова. Обозначить
орфограмму.
Стояла
сильная жара. Мы шли лесами. Пахло сосновой корой. На сухих полянах стрекотали
кузнечики. Над верхушками сосен висели в небе ястребы. Мы отдыхали в тенистых
чащах осин и берёз.
2.
Выписать из текста 5 слов с парной по звонкости-глухости согласной и
подобрать проверочные слова. Обозначить
орфограмму.
Осенью
деревья готовились спать привычным порядком. Крепкий дуб сначала снял шапку и
рубашку, а тополь – штаны. Берёзки сняли лёгкие золотые блузки и юбки. Робкие
осинки – мягкие кофточки.
3. Записать
слова. Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.
Обозначить орфограмму.
Прелес_ный,
звёз_ный, гиган_ский, бесполез_ный, капус_ный.
Проверочная
работа.
2
вариант.
1.Выписать
из текста 5 слов с безударной гласной в корне и подобрать проверочные слова. Обозначить
орфограмму.
Шли
ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по
звериным следам и заблудились. Испугались ребята, стали кричать. Молчит зимний
лес. Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака.
2.
Выписать из текста 5 слов с парной по звонкости-глухости согласной и
подобрать проверочные слова. Обозначить орфограмму.
Очень
хорош лес в осенние дни. С берёзки опадают лёгкие жёлтые листочки. От дерева к
дереву тянутся нитки липкой паутинки. Под ногами шуршит мягкий ковёр из опавших
листьев. Вот показали свои шляпки запоздалые грибки.
3. Записать
слова. Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.
Обозначить орфограмму.
Извес_ный, со_нце,
парус_ный, чес_ный, поз_ний.
Тест по русскому языку
1. В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо
подобрать такое проверочное слово,
…
1)
чтобы на согласный падало ударение.
2)
чтобы после согласного стоял гласный.
3)
чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [Н].
4)
чтобы на гласный падало ударение.
2. В какой строке во всех словах в корне пишется
проверяемая безударная гласная «я»:
1) ст.пной, кр.вой, пр.мой
2) ч.тать, пл.сать, м.чтать
3) м.сной, загл.нул, р.бой
4) п.тёрка, мес.ц, гр.да
3. В какой строке во всех словах пишется буква о.
а) з…дача, к…стёр, к…стрюля
б) обл…ко, м…роз, упр…жнение
в) б…лото, л…пата, м…рковь
4.Какое слово лишнее?
а) л…нейка,
б) з…ленный
в)
п…сать
5.Найди слово с безударной гласной О?
а) вр…чи
б)
к…готок
в)
кр…сивый
6.Какое слово является проверочным для слова «сторожка»?
а) сторожевой
б) сторожить
в) сторож
7. В каком ряду
верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить
парный согласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …
1) чтобы на гласный
падало ударение
2) чтобы после
согласного стоял гласный
3) чтобы после
согласного стоял гласный или согласный звук [Н].
4) чтобы на
согласный падало ударение.
8. В какой строке все слова пишутся с
буквой д?
1)
кле…ка, моне…ка, сосе…
2)горо…, яго…ка, прово…
3) салю…, верблю…, гу…ки
4) ве…ка, парашю…, дож…ь
9. В какой строке все слова пишутся с буквой ш?
1) гребе…ки, речу…ка, пе…ком
2) эта…, муравьи…ки, бабу…ка
3) ло…ка, подру…ка, мы…ка
4)кни…ка, малы…, бука…ка
10. В какой строке все слова пишутся с буквой в?
1) голо…ка, дрессиро…ка, шка…
2) ноче…ка, тра…ка, клю…
3) сли…ки, шар…, нер…
4) голодо…ка, штра…, зимо…ка
11. В какой строке все слова пишутся с буквой к?
1)индю…, кула…, фла…
2)зоопар…, переуло…, хомя…
3) звоно…, универма…, кули…
4) кло…, носоро…, кроли…
12. В какой строке все слова пишутся с бук¬вой с?
1) барка…, выре….ка, бли…кий
2)поко…, вопро…, пару…
3)поло…, автобу…, троллейбу…
4)перево…, зама…ка, сно…
13. В какой строке все слова пишутся с буквой б?
1) оши…ка, хру…кий, полушу…ки
2)тру…ка, поги…, ры…ка
3) мясору…ка, коро…, кре…кий
4) ре…ка, прору…ь, про…ка
14. Как проверить правописание слов с
непроизносимыми согласными?
1) составить предложения с данными словами.
2) подчеркнуть главные члены предложения.
3) подобрать однокоренное слово, где звук
произносится.
4) выучить все слова с непроизносимыми согласными.
15. В каком слове на месте пропуска не пишется буква
Т?
1)
ярос…ный
2)
ненас…ный
3)
интерес…ный
4) мес…ный
16. В каком слове на месте пропуска не пишется буква
Т?
1)
гиган…ский завод
2) горес…ный взгляд
3) доблес…ный труд
4) русская словес…ность
17. Найди слово с ошибкой.
1) счастливый.
2) доблесный.
3) прекрасный.
4) яростный.
18. В каком ряду все
непроизносимые согласные в словах можно проверить?
1) чувства, лестница, праздник.
2) устный, находка, улыбка,
мастерить.
3) морозный, молоток, мороженое,
магазин.
4) поздно, капустный, тростник,
радостный.
19. В какой строке во всех словах
пропущена одна и та же буква?
1) доблес…ный, мес…ность,
свис…нуть, влас…ный.
2) интерес…ный, яс…ный, вкус…ный,
чудес…ный.
3) поз…ний, счас…ливый, звёз…ный,
яс…ный.
4) ус…ный, праз…ничный,
прелес…ный, опас…ный.
20. В каком слове на месте пропуска пишется буква Т?
1) окрес…ный
2) чудес…ный
3) небес…ный
4) напрас…ный
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Беломечётская средняя общеобразовательная школа»
Кочубеевского района Ставропольского края
Контрольно-измерительные материалы
В соответствии с ФГОС
Русский язык
3 класс
Итоговый контроль знаний по программе «Школа России»
Подготовила
учитель начальных классов
Дементьева Наталья Владимировна
ст. Беломечётская
2013
Тест «ОРФОГРАММЫ КОРНЯ СЛОВА»
Выбери и отметь () правильный ответ.
1. Правописание каких парных звонких и глухих согласных в корне нужно проверять?
а) в – ф б) ч – щ в) ж – ш г) л – м
2. Если в корне звонкие и глухие согласные стоят перед звонкой согласной н,нужно ли проверять их правописание?
а) да б) нет
3. В каких словах нужно проверять правописание парных согласных?
а ) соседка |
г ) веревка |
ж ) морковь |
б ) взгляд |
д ) морозный |
з ) морковный |
в ) крепкий |
е ) ребятки |
и ) пирожки |
4. Правописание каких безударных гласных нуждается в проверке?
А) а – о б) е – и в) у – ю г) ы – э
5. Выбери слова для проверки правописания безударных гласных в корне.
а ) летать |
г ) взглянет |
ж ) висит |
б ) подлетит |
д ) покатилось |
з ) повиснет |
в ) разгляжу |
е ) катится |
и ) пронеслась |
6. Сколько слов с проверяемыми безударными гласными в корне в тексте загадки?
В лесу на поляне в зеленом кафтане
Стоит кудрявый Ваня. Богач невелик, а орешками наделит.
А) 1 б) 5 в) 6 г) 7
7. Укажи слова с буквой е.
а ) м…сной |
в ) св…щенник |
д ) ув…дающий |
ж ) дов…рять |
б ) т…нуть |
г ) т…плица |
е ) по…снил |
з ) по…вился |
8. В каких опасных сочетаниях могут быть непроизносимые согласные?
а) стн б) стр в) вст г) здн
9. В каких словах нужно писать букву т?
а ) ужас…ный |
д ) ненас…ный |
б ) ярос…ный |
е ) опас…ный |
в ) доблес…ный |
ж ) чудес…ный |
г ) интерес…ный |
з ) небес…ный |
10. Соедини слова стрелками.
местность |
с безударными гласными |
свистнет |
удивляется |
с парными согласными |
дорогой |
потерять |
с непроизносимыми согласными |
медведь |
Список использованной литературы
Лисицина Т.В. Русский язык. 3 – 4 классы: итоговый контроль знаний по программе «Школа России». Волгоград – Изд.»Учитель», 2012.
Захарова В.М., Скляр С.В. Русский язык. 1-4 классы: мониторинг качества знаний. Волгоград – Изд. «Учитель», 2011.
Щеглова И.В. Русский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы. М. «Экзамен», 2011.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/14874-russkij-jazyk-test-orfogrammy-kornja-slov-3-k