Я ЗНАЮ «Части речи» Фамилия, Имя___________________1вариант
- Соотнеси часть речи и её вопрос (соедини линией):
Имя прилагательное Сколько? Который?
Имя существительное Что делать? Что сделать?
Глагол Какой? Какая? Какие?
Имя числительное Кто? Что?
2. Соотнеси часть речи и то, что она обозначает (соедини линией):
Имя прилагательное действие
Имя существительное порядок при счёте, количество
Глагол предмет
Имя числительное признак предмета
- Зачеркни лишнее:
К самостоятельным частям речи относятся:
Глагол, союз, имя существительное, имя прилагательное, частица, местоимение, предлог, имя числительное.
- Вместо какой части речи может употребляться местоимение (подчеркни):
Имя существительное, глагол, имя числительное
- Отметь правильное высказывание: Служебные части речи:
а) Имеют лексическое и грамматическое значение.
б) Употребляются самостоятельно
в) Не употребляются без самостоятельных частей речи.
г) Не изменяются.
д) Не являются членами предложения.
Я УМЕЮ
6. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи:
синий пятый красный чёрный
лапоть думать льёт красить
- К данным прилагательным запиши подходящие по смыслу существительные.
Полезная, умная, весёлая __________________________. Раннее, хмурое, весеннее _________________________. Верный, преданный, грозный _______________________.
8. Выбери предлог. Дикие козлы живут ( на, в ) горных лесах. У них ( в, на ) голове большие острые рога. Они ищут корм ( в, на ) склонах высоких гор.
9. Запиши по 2 слова, обозначающие действие данного предмета.
кузнечик ____________________________________________
дождь _______________________________________________
10. Прочитай внимательно предложения. Выбери и подчеркни правильный вариант.
Пруд был прямо (задачей, за дачей).
Петя потел над (задачей, за дачей).
11. Укажи все части речи
Она десятого октября участвует в олимпиаде по русскому языку.
Я ЗНАЮ «Части речи» Фамилия, Имя___________________2 вариант
- Соотнеси часть речи, её вопрос и то, что она обозначает (соедини линией):
Имя прилагательное Сколько? Который?
Что делать? Что сделать?
Имя существительное Действие
Кто? Что?
Имя числительное Признак предмета
Порядок при счёте, количество
Глагол Какой? Какая? Какие?
Предмет
2. Подчеркни служебные части речи :
Глагол, союз, имя существительное, имя прилагательное, частица, местоимение, предлог, имя числительное.
3. Какая часть речи указывает на предмет, но не называет его? ______________
4. Отметь правильное высказывание: Самостоятельные части речи:
а) Имеют лексическое и грамматическое значение.
б) Употребляются самостоятельно
в) Не употребляются без самостоятельных частей речи.
г) Не изменяются.
д) Не являются членами предложения.
Я УМЕЮ
5. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи:
Лил, она, пью, шить
Быстрый , скорый, третий, проворный
6. К данным прилагательным запиши подходящие по смыслу существительные
Родной, понятный, сложный ________________________.
Умная, ласковая, добрая _____________________.
Красное, спелое, вкусное _____________________.
- Выбери предлог( обведи в кружок)
В болоте вывелись утята. Скоро утка поведёт их (по, к) озеру. Малыши хорошо плавают, ныряют и даже бегают (в,по) воде . Услышат утята лай собак – и все ( в,к ) маме.
8. Запиши по 2 слова, обозначающие действие данного предмета
врач ______________________________________
снег _______________________________________
9. Прочитай внимательно предложения. Выбери и подчеркни правильный вариант.
Пожелай мне (удачи, у дачи).
Старый дуб (удачи, у дачи) сбросил листву.
10. Укажи все части речи.
Я сделал сто фотографий в московском зоопарке и цирке.
Проверочная
работа по теме «Части речи»
Вариант 1
Ф.И……………………………………………………………
1.Найди и
подчеркни (одной чертой) имена существительные.
Рисует,
прекрасный, я, не, вечер, хорошо, язык, прыгать, холод, счастливый, он, дует,
танец, цирк, за, в, дождь
Найди и
подчеркни (волнистой линией) имена прилагательные.
Светлый, ворона,
лопата, ты, весенний, вчерашний, вы, яркий, у, от, дождаться, зелёный, вкусный,
трепетать, мечтать.
Допиши
глагол к каждому существительному.
Дуб
…………………………………………………….
Книгу___________________________________.
Варенье _________________________________.
Слова для
справок: прочитать,
сварить, связать, посадить, убрать, нарисовать.
2. Указать
какой частью речи являются слова.
Я, ты, мы, вы, он,
она, оно, они- это ___________________________________________.
В, на, за, у, от,
к, по- это_____________________________________________________.
А, и, но-
это_______________________________________________________________.
Солнце, дружба,
часы, школа-это_____________________________________________.
Тёплый, дружный,
морской-это_______________________________________________.
Выполнять,
рассказать, приехать, подарить-это_________________________________.
3. Выпиши
из 5-9 предложения все :
Падают
листья.
Пришла в парк волшебница
осень. Чуть сыровато. На лёгких паутинках висят листочки. Как хороши они! Долго
падают кленовые листья. Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть
люди ходят по золотому ковру. Я провожаю глазами листок. Он падает на скамью.
а) имена существительные:___________________________________________________
__________________________________________________________________________
б) имена
прилагательные:____________________________________________________
__________________________________________________________________________;
в)
глаголы:_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
г)
местоимения:____________________________________________________________;
д)
предлоги:_______________________________________________________________;
4.Подчеркните
числительные.
1) Старый друг
лучше новых двух.
2) Учиться и в
шестьдесят лет не поздно.
3) За ученого двух
неученых дают, да и то не берут.
Проверочная работа по теме «Части речи»
Вариант 2
Ф.И……………………………………………………………
1.Найди и
подчеркни (одной чертой) имена существительные.
Рисует,
прекрасный, я, не, вечер, хорошо, язык, прыгать, холод, счастливый, он, дует,
танец, цирк, за, в, дождь.
Найди и
подчеркни (волнистой линией) имена прилагательные.
Светлый, ворона,
лопата, ты, весенний, вчерашний, вы, яркий, у, от, дождаться, зелёный, вкусный,
трепетать, мечтать.
Допиши
глагол к каждому существительному.
Картину
___________________________________.
Комнату___________________________________.
Носки
_____________________________________.
Слова для
справок: прочитать, сварить, связать, посадить, убрать,
нарисовать.
2. Указать
какой частью речи являются слова.
Я, ты, мы, вы, он,
она, оно, они- это ___________________________________________.
В, на, за, у, от,
к, по- это_____________________________________________________.
А, и, но-
это_______________________________________________________________.
Солнце, дружба,
часы, школа-это_____________________________________________.
Тёплый, дружный,
морской-это_______________________________________________.
Выполнять,
рассказать, приехать, подарить-это_________________________________.
3. Выпиши
из 1-5предложения все:
Падают
листья.
Пришла в парк
волшебница осень. Чуть сыровато. На лёгких паутинках висят листочки. Как хороши
они! Долго падают кленовые листья. Хотелось сказать садовнику, чтобы не
подметал. Пусть люди ходят по золотому ковру. Я провожаю глазами листок. Он
падает на скамью.
а) имена
существительные:___________________________________________________
__________________________________________________________________________
б) имена
прилагательные:____________________________________________________
__________________________________________________________________________
в)
глаголы:_________________________________________________________________
г) местоимения:____________________________________________________________;
д)
предлоги:_______________________________________________________________;
4. Подчеркните
числительные.
1) Старый друг
лучше новых двух.
2) Учиться и в
шестьдесят лет не поздно.
3) За ученого двух
неученых дают, да и то не берут.
Проверочная работа по русскому языку
УМК «Школа России» 2 класс
Тема «Части речи»
1.Прочитай, вставь пропущенные слова.
А) Слова, которые называют предметы и отвечают на вопросы кто? что? называются _______________________.
Например: _______________________________________
Б) Слова, которые называют признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются _______________________.
Например: _______________________________________
В) Слова, которые называют действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? называются ________________.
Например: _______________________________________
2.Запиши слова в три столбика.
Дышит, тропинка, облако, золотой, веселится, школьный, свежий, пирог, спит.
Сущ. Прил. Гл.
3. Прочитай предложения. Подчеркни главные члены предложения. Подпиши части речи над словами.
1. Светит яркое солнце.
2. Ручьи веселые звенят.
3. Дворник подгребает опавшую листву.
4.Подбери к существительному прилагательное и глагол.
_______________ книга ______________
______________ воробей _________________
______________ заяц ___________________
5.Вставь в слова пропущенные буквы.
Дев_чка, т_варищ,с_рока, п_суда, яг_да, п_нал, т_традь, к_ньки, в_рона, с_поги, д_журный, уч_ник, б_рёза.
Самостоятельная работа «Части речи». Вариант I
1. Подчеркни главные члены предложения. Над каждым словом напиши часть речи (сущ., прил., гл., пр.)
В прозрачной воде отражаются звёзды.
По небу плыли лёгкие облака.
Широкая радуга раскинулась по небу.
2. Распредели слова по столбикам.
Трактор, добрый, ответ, висят, серебряный, девочка, свет, смеётся, расписной, светят, бежит, чёрный, конь, Ирина, смотрит, храбрый, горький, пахнет.
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
3. Поставь существительное во множественное число:
Дорога – ___________________________
Город – ____________________________
Прыжок – __________________________
Кольцо — ___________________________
Воробей — _____________________________
Самостоятельная работа «Части речи». Вариант II
1. Подчеркни главные члены предложения. Над каждым словом напиши часть речи (сущ., прил., гл., пр.)
По широкому лугу прыгал зайчик.
Весной аисты ищут новые гнёзда.
В еловой чаще прячутся поздние грибы.
2. Распредели слова по столбикам.
Снег, идёт, зернистый, школьники, звёздный, радовать, говорить, деревья, бежать, Анжелика, снежный, Дружок, сторожить, мягкий, яблоко, сладкое, висит, дождь, весенний, льёт.
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
3. Поставь существительное во множественное число:
Конфета – ___________________________
Книга – ____________________________
Ручей – __________________________
Дрозд — ___________________________
Пень — _____________________________
Ф. И. ученика ____________________________________________
Проверочная работа «Части речи».
1. Дополни правила названиями частей речи.
Часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предметы, — это
_______________________________________ .
Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает
признак предмета, — это ____________________________________ .
Часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что
сделают? и обозначает действия предметов, — это _________________________ .
2. Прочитай. Определи часть речи каждого слова. Запиши слова, распределяя их на
три группы.
Ч…дес…ный, б…гут, футб…лист, м…рской, принё…, зел…нь.
3. Определи число и род у имён существительных.
Б…льница, озера, голу…ь, пастбище, кастрюли, урожай, ягода, герой, богатство.
4. Образуй от имени существительного имя прилагательное и глагол. Обрати
внимание на образец. Укажите части речи над словами.
Чернота – чёрный – чернеет.
Желток – _______________________________________________________________.
Темнота – ______________________________________________________________.
Доброта — _______________________________________________________________.
5. Из слов каждой строки образуй словосочетание, определи у прилагательного число
и род, запиши в скобках, подчеркни прилагательное волнистой линией. Обрати внимание
на образец.
Учебники, школа – школьные (мн.ч) учебники.
Весна, день — _________________________________________.
Дети, веселье — ________________________________________.
Лес, зелень — __________________________________________.
Солнце, жара — ________________________________________.
6. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Найди границы предложений, расставь
знаки препинания. Спиши получившийся текст.
Наступила б…льшая засуха пыль ст…яла над п…лями руч…и и р…чушки
выс…хли на тр…ве нет р…сы сухие ветки тр…щ…т от ж…ры м…л…дые ду…ки и
б…рё…ки опустили св…и л…сточ…ки вдру… по…вилась т…жёлая туч… ударил гром
н…ч…лась гр…за.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
В любых трёх предложениях подчеркни главные члены, укажи части речи.