Проверочная работа по теме: «Корень –
главная часть слова».
Фамилия и имя
___________________________________________________
Корень – это ______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________.
1.
Подчеркните
в стихотворении родственные слова. Выделите у них корень.
Поплясали по снегам
Белые метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели. (С.
Погореловский)
2.
Подчеркните
однокоренные слова. Выделите корень.
Кот бежал к своим котятам,
Крот спешил к своим кротятам.
3.
К
кому торопятся звери?
Допишите однокоренные слова
так, чтобы получился стишок в рифму. Выдели корень в родственных словах.
Белка прыгала к
__________________________________________,
Лось шагал к своим
_______________________________________,
Торопился волк к
_________________________________________,
А лиса неслась к __________________________________________.
4.
Выберите
и отметьте галочкой ряд с родственными словами.
Метель, вьюга, заметать,
метёлка, отметить.
Снежок, комок, снежинка,
снежный.
Лёд, ледяной, ледышка,
ледянка.
Мороз, холод, изморозь,
морозный.
5.
Допишите
в каждый ряд по 3-4 родственных слова. Выделите корень.
Лиса,
_______________________________________________________________.
Скрип,
______________________________________________________________.
Снег,
________________________________________________________________.
Река,
________________________________________________________________.
6.
Вставьте
пропущенные буквы. Напишите проверочное слово. Выделите в словах корень.
Стр
_ на — _____________________ гла _ ки — ____________________
В _
дичка — ___________________ ду _ ки — _____________________
К _
рмить — ___________________ берё _ ка — ___________________
Д _
ждливый — ________________ ло _ ка — _____________________
Тр _
винка — _____________________ моро _ — ____________________
7.
Вставь
пропущенные буквы. В скобках пиши проверочное слово.
В н _ ре (______________)
играли г _ лодные (_________________) в _ лчата (________________). Малыши
таскали палочку. Вдруг палочка сломалась. Но тут пришли родители. Они
притащили в _ лчатам (_____________) окуньков. В _ лчиха (_________________)
начала к _ рмить (__________________) д _ тёнышей (__________________). Отец
– волк охр _ няет (___________________) н _ ру (_______________) от вр _ гов
(___________________).
8. Выпиши из текста однокоренные
слова. Выдели корень.
1. Подчеркните в стихотворении родственные слова. Выделите у них корень.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
(С. Погореловский)
2. Выберите и отметьте галочкой ряд с родственными словами.
[ ] Метель, заметать, метёлка, отметить.
[ ] Вьюга, вьюжный, завьюжило, замело.
[ ] Снежок, комок, снежинка, снежный.
[ ] Лёд, ледяной, ледышка, ледянка.
[ ] Мороз, холод, изморозь, морозный.
3. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.
________________________
На завтр_к Шумок с_ел три хл_пка, два стука, один скрип. И запил всё это тонким писком. Мама-Шумиха сжевала лязг тр_мвая, тарахтенье тр_ктора и гуденье паровоза.
Папа-Шум прогл_тил гул самолёта и гр_хотанье грома.
А потом им всем зах_телось чего-нибудь сладенького. Смеха, например.
И они отправились в кинотеатр на в_сёлые мультики.
(К. Драгунская)
Подчеркните родственные слова. В какую тематическую группу можно включить все слова, которые съел Шумок? ______________________
4. Выпишите из текста задания 3 слова с разделительным мягким знаком (ь).
Включите в эти ряды по одному родственному слову из текста задания 3.
Смешной, смеяться, ___________________, смешинка, смешно.
Скрипеть, скрипучий, скрипнуть, ___________________.
Гудок, гудеть, ___________________, гудящий, гуделка.
Сладости, сладкое, ___________________, сладко, сладкая.
5. Допишите в каждую строчку родственные слова.
Скрипучий, скрипеть, поскрипывать, ________________________________________________.
Сладости, сладкое, подсластить, ________________________________________________.
Смешить, смешной, смешинка, ________________________________________________.
Будут ли родственными слова гул и грохот? Отметьте галочкой правильный ответ.
[ ] Да
[ ] Нет
Моя оценка
Оценка учителя
по теме: «Корень . Однокоренные слова»
Фамилия___________________________________Имя______________________________-
Карточка №1
1.Образуй однокоренные слова по заданным вопросам. Выдели корень
что? крик,
какой? …
что делать? …
2.Подбери однокоренные слова и выдели корень
гусиный, ______________________
садовник, ______________________
рыбный, __________________________
3. Замени сочетание слов одним словом. Выдели корень в однокоренных словах.
Суп из рыбы – рыбный,
шкаф для книг -______________
дом из кирпича — ________________
сок сливы — _____________________
Карточка№2
1.Какое слово здесь лишнее? Спиши только однокоренные слова. Выдели корень.
Поставь ударение. Подчеркни слово с ударным гласным в корне.
Гора, горит, горняк, пригорок. _____________________________________________-
Вода, водяной, водитель, водный.____________________________________________
Лето, летать, полёт, лётчик._________________________________________________
Смех, смешить, смешать, смешинка.
2.Подбери пару однокоренных слов. Соедини пары, выдели корень.
буква зимний
ходить букварь
зима поход
3.Какое слово является проверочным для безударной гласной? Спиши. Проверочное слово пиши первым. Поставь ударение. Выдели корень в однокоренных словах.
Звонить, звонок, звонкий._____________________________________________
Светлячок, светлый, светлеет._________________________________________
Лежать, лежанка, лёжа.__________________________________________________
Сидя, сиденье, сидеть.___________________________________________________
4.Запиши безударную гласную в словах по образцу: дома – домик. Выдели корень в однокоренных словах.
Дома,_______________ мячи__________________
мосты,_______________ дворы__________________
сады, __________________, шары, _____________________
Карточка№3
1.Спиши. Рядом припиши однокоренное слово, которое отвечает на вопрос какой? Обозначь ударение и корень.
Полёт в космос — космический,
берег моря — …,
костюм для спорта — …,
нож из стали — …,
труд с пользой — … ,
блюдо из мяса — … .
2.Запиши, как называют человека, который:
строит дом_______________________
кладет печи_____________________
убирает двор_____________________
учит детей_________________________
работает на тракторе.___________________
Используй слова для справок: тракторист, печник, строитель, дворник, учитель.
В родственных словах выдели корень.
3.Прочитай, вставляя слова грачиное, грачата, грачонка.
Вдруг на кота налетел грач и клюнул его прямо в нос. Там пищали __________ .Кот так и
свалился на землю. Залез кот на дерево и хотел схватить________________ . Кот увидел на
дереве_____________ гнездо.
Озаглавь текст. Спиши предложения так, чтобы получился связный рассказ. Найди однокоренные слова, выдели корень.
Вариант -1
1.Однокоренные слова – это:
а слова, у которых общий корень.
б слова, у которых общий корень и общее значение.
в слова, которые пишутся и произносятся одинаково.
2.Выдели корень в словах:
Лесник, лес, лесной, перелесок, пролесок.
3. Определи группу слов, которые являются
однокоренными.
а Гусь, гусыня, гусеница
б Ходить, походка, переход.
в Гореть, горе, горелый.
4. Подбери однокоренные слова, выдели в них корень.
Вода,________________________________________
____________________________________________
5. Подчеркни слово, в котором два корня.
Земля, самолет, ученик, школа.
6. Найди и подчеркни в тексте однокоренные слова.
Выдели в них корень.
Дедушка Матвей с внуком рано утром пошли на
рыбалку. Они рыбачили до самого обеда. Вечером семья
ела вкусный рыбный суп.
Вариант -2
1. Корень – это:
а общая часть родственных слов.
б слова, близкие по значению.
в слова, которые пишутся и произносятся одинаково.
2. Выдели корень в словах.
Садовник, сад, садовый, садик.
3. Определи группу слов, которые являются
однокоренными.
а Горный, гора, горе.
б Школа, школьный, школьник.
в Грач, грачиха, гречка.
4. Подбери однокоренные слова, выдели в них корень.
Ночь,________________________________________
____________________________________________
5. Подчеркни слово, в котором два корня.
Снегопад, зима, снежинка, лед.
6. Найди и подчеркни в тексте однокоренные слова.
Выдели в них корень.
В пришкольном саду работают ученики. Здесь
посадили яблони, абрикосы, вишни. Садовый урожай
используют для приготовления компота для ребят.
Проверочная работа
Корень слова. Однокоренные слова
1 вариант
1. Укажи строчку, в которой записаны однокоренные слова (нужную букву обведи карандашом):
а) конь, конкурс, коньки;
б) лес, лесенка, лесник;
в) двор, дворник, дворовый.
2. Подбери и напиши однокоренные слова, выдели в них корень.
Дом — ________________________________________________________
Звон — ________________________________________________________
Двор — ________________________________________________________
Гриб — ________________________________________________________
3. Запиши от каких слов образованы данные слова. Выдели корень.
Сосняк — _____________________
грибник — ____________________
тракторист — __________________
моряк — ______________________
росинка — ____________________
4. К данным именам существительным запиши однокоренные имена прилагательные и глаголы. Выдели корень.
Свет — ___________________________________________________
Ласка — __________________________________________________
Холод — __________________________________________________
Проверочная работа
Корень слова. Однокоренные слова
2 вариант
1. Укажи строчку, в которой записаны однокоренные слова (нужную букву обведи карандашом):
а) пол, половник, польза;
б) сад, садовод, садик;
в) ручка, ручей, ручник.
2. Подбери и напиши однокоренные слова, выдели в них корень.
Рыба — ________________________________________________________
Гора — ________________________________________________________
Море — ________________________________________________________
Вода — _________________________________________________________
3. Запиши от каких слов образованы данные слова. Выдели корень.
Моряк — _____________________
кормушка — ____________________
субботник — __________________
рядок — ______________________
братишка — ____________________
4. К данным именам существительным запиши однокоренные имена прилагательные и глаголы. Выдели корень.
Звон — ___________________________________________________
Соль — __________________________________________________
Скрип — __________________________________________________
Русский язык — Тесты 2 класс — С. Ю. Михайлова 2016
Корень — главная часть слова. Однокоренные слова
Тест 35
1. Отметьте ряд, в котором все слова однокоренные.
1) мёд, сладкий, медовый
2) тепло, теплица, теплота
3) улица, уличный, угловой
4) сюрприз, подарок, дарить
Ответ: 2
2. Отметьте ряд, в словах которого есть корень -бок-.
1) колобок, грибок
2) бокал, дубок
3) боковой, сбоку
4) зубок, боксёр
Ответ: 3
3. Отметьте значок корня.
Ответ: 1
4. Отметьте загадку, в которой есть родственные слова.
1) Стеклянный домик с прозрачною водой.
2) Тонна в ротище землищи войдёт, если кротище откроет свой рот.
3) Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звёзд.
4) Сидит дед, во сто шуб одет.
Ответ: 2
Тест 36
1. Отметьте слово, которым можно дополнить данный ряд.
Рисунок, рисовать, нарисовано, … .
1) художник
2) картина
3) рис
4) рисование
Ответ: 4
2. Отметьте ряд, в котором все слова начинаются с корня.
1) город, городской, загородный
2) горох, горошек, гороховый
3) сахар, засахариться, сахарный
4) скорость, скорый, наскоро
Ответ: 2
3. Отметьте ряд слов с безударным гласным звуком в корне, который можно проверить ударением.
1) к_рмить, к_рмушка, к_рмилица
2) т_пор, т_порище, т_порная
3) яг_да, яг_дка, яг_дный
4) _бед, по_бедать, _беденный
Ответ: 1
4. Отметьте слово, в котором только один корень.
1) луноход
2) пароход
3) грузовик
4) тепловоз
Ответ: 3
1 Вариант
Проверочная работа по теме корень, однокоренные слова.
1.Вставь пропущенные слова и закончи предложения.
Общая часть ______________________ слов называется
________________. Корень словаэто___________________
___________________________________________________
2.Подчеркни только однокоренные слова. Выдели в них корень.
Слеза, слезла, прослезился, слезинка, слизывать.
3.Найди слова, в которых три слога. Выпиши их разделяя для
переноса.
Сорока, подоконник, машина, компот, суббота, деревья.
____________________________________________________
_____________________________________________________
4. Подбери и запиши однокоренные слова, выдели в них корень.
Зверь _________________________________________
Слон __________________________________________
Цвет __________________________________________
5. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень.
Козлик, к_за, к_зёл, к_злёнок. Мёд, м_довый, м_док,
м_довик.
6. Прочитай, спиши. Найди однокоренные слова, выдели корень.
Подчеркни главные члены в 1 и 2 предложениях.
Кот увидел на дереве грачиное гнездо. Там пищали
грачата. Залез кот на дерево и хотел схватить грачонка. Вдруг
на кота налетел грач и клюнул его прямо в нос. Кот так и
свалился на землю.
Проверочная работа по теме корень, однокоренные слова.
2 Вариант
1.Вставь пропущенные слова и закончи предложения.
Общая часть ______________________ слов называется
__________________. Корень слова –это________________
____________________________________________________
2.Подчеркни только однокоренные слова. Выдели в них корень.
Вода, водяной, водитель, водный, водит.
3. Найди слова, в которых три слога. Выпиши их разделяя для
переноса.
Майка, молоток, булка, веселье, девочки, Татьяна.
_____________________________________________________
_____________________________________________________
4. Подбери и запиши однокоренные слова, выделить в них корень.
Лес ________________________________________________
Зима _______________________________________________
Море ______________________________________________
5. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень.
Звон, зв_нит, зв_нок, зв_нарь. Снег, сн_говик, сн_гирь,
сн_гурочка.
6. Прочитай, спиши. Найди однокоренные слова, выдели корень.
Подчеркни главные члены в 1 и 2 предложениях.
Кот увидел на дереве грачиное гнездо. Там пищали
грачата. Залез кот на дерево и хотел схватить грачонка. Вдруг на кота налетел грач и клюнул его прямо в нос. Кот так и
свалился на землю.
______________________________________________________
(Фамилия, имя)
Проверочная работа по теме «Корень слова»
1.Выпиши однокоренные слова группами, выдели корень.
Масло, звон, белый, маслице, звонкий, звонок, белизна, масляный, звонить, побелка.
____________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
2. Прочитай. В каждой строчке вычеркни лишнее слово.
Гусь, гусак, гусеница, гусята.
Боль, большой, больничная, болит.
Вода, водитель, водичка, водная, водичка.
3. Прочитай сложные слова. Выдели в словах корни.
Рыболов, носорог, пылесос, сталевар, ледокол, змеелов, трубочист, водолаз.
4. Спиши предложения, подчеркни главные члены. Выдели корни в тех словах, которые подчёркнуты.
Наступила холодная снежная зима. С неба летели белые пушистые снежинки. Вода в реке замёрзла. Лес сменил рыжий наряд на белоснежные шубы.
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
(Фамилия, имя)
Проверочная работа по теме «Корень слова»
1.Выпиши однокоренные слова группами, выдели корень.
Масло, звон, белый, маслице, звонкий, звонок, белизна, масляный, звонить, побелка.
____________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
2. Прочитай. В каждой строчке вычеркни лишнее слово.
Гусь, гусак, гусеница, гусята.
Боль, большой, больничная, болит.
Вода, водитель, водичка, водная, водичка.
3. Прочитай сложные слова. Выдели в словах корни.
Рыболов, носорог, пылесос, сталевар, ледокол, змеелов, трубочист, водолаз.
4. Спиши предложения, подчеркни главные члены. Выдели корни в тех словах, которые подчёркнуты.
Наступила холодная снежная зима. С неба летели белые пушистые снежинки. Вода в реке замёрзла. Лес сменил рыжий наряд на белоснежные шубы.
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Проверочная
работа по теме: «Корень . Однокоренные слова»
Фамилия___________________________________Имя______________________________-
Карточка №1
1.Образуй
однокоренные слова по заданным вопросам. Выдели корень
что?
крик,
какой?
…
что делать?
…
2.Подбери однокоренные слова и выдели
корень
гусиный, ______________________
садовник, ______________________
рыбный, __________________________
3. Замени сочетание слов одним
словом. Выдели корень в однокоренных словах.
Суп из рыбы – рыбный,
шкаф для книг -______________
дом из кирпича — ________________
сок сливы — _____________________
Карточка№2
1.Какое слово здесь
лишнее? Спиши только однокоренные слова. Выдели
корень.
Поставь
ударение. Подчеркни слово с ударным гласным в корне.
Гора, горит, горняк, пригорок. _____________________________________________-
Вода, водяной, водитель, водный.____________________________________________
Лето, летать, полёт, лётчик._________________________________________________
Смех, смешить, смешать, смешинка.
2.Подбери пару
однокоренных слов. Соедини пары, выдели корень.
буква
зимний
ходить
букварь
зима
поход
3.Какое слово является проверочным для безударной
гласной? Спиши. Проверочное слово пиши первым. Поставь ударение. Выдели корень в
однокоренных словах.
Звонить, звонок, звонкий._____________________________________________
Светлячок, светлый, светлеет._________________________________________
Лежать, лежанка, лёжа.__________________________________________________
Сидя, сиденье, сидеть.___________________________________________________
4.Запиши безударную
гласную в словах по образцу: дома
– домик. Выдели корень в однокоренных словах.
Дома,_______________ мячи__________________
мосты,_______________ дворы__________________
сады, __________________, шары, _____________________
Карточка№3
1.Спиши. Рядом припиши однокоренное слово, которое
отвечает на вопрос какой? Обозначь ударение и корень.
Полёт в космос — космический,
берег моря — …,
костюм для спорта — …,
нож из стали — …,
труд с пользой — … ,
блюдо из мяса — … .
2.Запиши, как
называют человека, который:
строит дом_______________________
кладет печи_____________________
убирает двор_____________________
учит детей_________________________
работает на
тракторе.___________________
Используй слова для справок: тракторист, печник, строитель, дворник, учитель.
В родственных
словах выдели корень.
3.Прочитай, вставляя слова грачиное, грачата, грачонка.
Вдруг на кота налетел грач и клюнул его прямо в
нос. Там пищали __________ .Кот так и
свалился на землю. Залез кот на дерево и хотел
схватить________________ . Кот увидел на
дереве_____________ гнездо.
Озаглавь
текст. Спиши предложения так, чтобы получился связный рассказ. Найди
однокоренные слова, выдели корень.