Найди верный ответ на вопрос ✅ «Даю 99 б вставьте правильно пропущенные буквы (не проверяемые ударением) Д_з_ртир, д_зинфекция, д_кл_мация, д_кл_рация. д_к_рация, д_л_гат, …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Новые вопросы по русскому языку
Главная » Русский язык » Даю 99 б вставьте правильно пропущенные буквы (не проверяемые ударением) Д_з_ртир, д_зинфекция, д_кл_мация, д_кл_рация.
Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных»
Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных»»
Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных»
1. Вставь безударные гласные. Подбери проверочное слово:
Цв. точки-_______________, в…лна-______________,
2. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
По берегам речки растут осины.
3. Поставь ударение в словах.
лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник
4. Спиши слова, разделяя для переноса.
Чайник, пальто, деревья, узкий, степной, яйцо, хлеб.
5. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова с непроверяемой безударной гласной (словарные слова).
В…сёлые р…бята, р…ч(?)ные камыш…, м…рская в…лна, б…льшая щ…ка, с…сновая ш…шка, л…сные гр…боч(?)ки, ж…вёт в ч…ще, з…лёное п…льто.
Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных»
1. Вставь безударные гласные. Подбери проверочное слово:
Цв. точки-_______________, в…лна-______________,
бл…ны-________________, пч…ла-_______________, дв..ры-_______________, р…ды-________________
2. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
По берегам речки растут осины.
3. Поставь ударение в словах.
лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник
4. Спиши слова, разделяя для переноса.
Чайник, пальто, деревья, узкий, степной, яйцо, хлеб.
5. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова с непроверяемой безударной гласной (словарные слова).
В…сёлые р…бята, р…ч(?)ные камыш…, м…рская в…лна, б…льшая щ…ка, с…сновая ш…шка, л…сные гр…боч(?)ки, ж…вёт в ч…ще, з…лёное п…льто.
Проверочная работа по русскому языку «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по русскому языку для 2 класса по теме
«Правописание слов с проверяемым и непроверяемым
безударным гласным звуком в корне слова»
1. Как проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова?
подобрать однокоренное слово так, чтобы на этот безударный звук падало ударение
изменить форму слова, поставить ударение
изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на этот безударный звук падало ударение
2. В каком слове необходимо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова?
3. В каком слове необходимо вставить букву о в корне слова?
4. В каком слове необходимо вставить букву а в корне слова?
5. Какое слово является проверочным по отношению ко всем остальным?
лесник 2) лес 3) лесной 4) лесок
6. Подбери проверочное слово к слову «лентяйка: ___________________________
7. Подчеркни слова, являющиеся проверочными для слова « ледянка »:
ледяной, подлёдная, ледник, льдинка, лёд, заледенел.
8. Подбери и запиши в таблицу проверочное слово к указанным слова, поставь ударение.
9. Вставьте пропущенные гласные. Запишите проверочное слово.
сн…..жки — ________________________ гн….. здо — __________________
зв…..рёк — _________________________ м…..рской — _________________
м…..ряк — _________________________ ул…..тели — __________________
к…..рмушка — ______________________ л…..сица — __________________
б…..льной — ________________________к…..тёнок — _________________
в…..дитель — _______________________зв…..нок — ___________________
10. В одну колонку выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, а в другую – с непроверяемыми безударными гласными.
Л…сица, з…рно, к…пуста, п…нал, св…тить, за…ц, т…варищ, м…дведь, м…локо, зв…рёк, м…ряк, тр…пинка.
Проверяемые гласные в словах Непроверяемые гласные в словах
3)________________________________________3)_______________________________ 4)________________________________________4)_______________________________ 5)________________________________________5)_______________________________ 6)________________________________________6)_______________________________
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 758 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 325 человек из 61 региона
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 328 человек из 67 регионов
Проверочная работа для учащихся 2 класса, работающих по системе «Школа России». Подходит для закрепления знаний после изучения безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением. Работа рассчитана на 45 минут., состоит из заданий разного уровня: тестовая часть и письменная часть.
- Тапсиева Алина ОлеговнаНаписать 5116 21.12.2018
Номер материала: ДБ-318659
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 18.12.2018 192
- 17.12.2018 123
- 17.12.2018 155
- 14.12.2018 189
- 11.12.2018 126
- 10.12.2018 123
- 09.12.2018 243
- 09.12.2018 125
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проверочная работа безударные гласные непроверяемые ударением дезертир дезинфекция
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
горизонт (непроверяемая гласная корня)
полагаться (чередующийся корень — ЛАГ- — -ЛОЖ-)
подрастать (чередующийся корень — РАСТ- (-РАЩ-) — -РОС-)
затирать (чередующийся корень — ТИР- — -ТЕР-)
полемизировать — полЕмика (проверяемая гласная корня).
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Общее понятие о корне как части слова
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
— уметь определять тип корня;
— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Например: в корне слова пот. плело будет писаться буква е, так как в однокоренном слове тЁплый под ударением слышится и пишется ё (для проверки корней е и ё равнозначны); в корне слова прит. рм..зить будут писаться две буквы о, так как в однокоренных словах тОрмоз и затормОженный под ударением слышится и пишется о
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерять (ме́ра) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).
Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний ( вёсны), гнездиться ( гнёзда)
Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.
Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.
источники:
http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-proveryaemie-i-neproveryaemie-bezudarnie-glasnie-3463869.html
http://rus-ege.sdamgia.ru/test?pid=9303
Даю 99 б
вставьте правильно пропущенные буквы (не проверяемые ударением)
Д_з_ртир, д_зинфекция, д_кл_мация, д_кл_рация. д_к_рация, д_л_гат, д_ректор, д_версант, д_кт_тура, д_р_жёр, д_ссертация, д_станция, дисц_плина, драм_тург, др_ссировать, еж_вика, ж_лет, ж_раф, ж_кей, ж_нглёр, ж_ри, игн_рировать, иде_логия, ижд_венец, инв_нтарь, инд_катор, инг_ляция, ин_й, инж_нер, инт_ллект, инт_лл_генция, инц_дент, ипп_дром, каб_нет, к_в_лерия, к_вычки, к_зарма, к_лейд_скоп, к_литка, к_муфляж, к_нд_лябр, к_морка, к_нистра, к_п_шон, к_рди_грамма, к_р_катура, к_рн_вал, к_русель, к_стрюля, к_т_строфа, к_т_гория, кашл_ть, кв_л_фикация.
Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры
В ряде слов русского языка существуют непроверяемые гласные в корне. Их невозможно проверить ударением. Такие слова называют словарными.
Разноместность ударения в словах
При произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:
- река́ — ре́ки
- барсу́к — барсучо́нок
- приня́ть — приня́л , приня́ла.
Гласный в корне слова, оставшись без ударения, искажается и слышится неясно.:
Примерыволна́, вода́, соли́ть, закрепи́ть, возду́шный, весе́лый, зелене́ть
Способы проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один — много волна — во́лны |
1. Большой — маленький ковёр — ко́врик |
2. Много — один паруса — па́рус |
2. Маленький — большой площадка — пло́щадь |
3. По вопросу: Где? моря — в мо́ре Что делал? Что делает? писал — пи́шет |
3. Назови ласково зима — зи́мушка |
4. Какой? — Что? зелёный — зе́лень |
|
5. Что делал? — Что? плясал — пля́ска |
К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной позиции — под ударением.
Существует два способа проверки безударных гласных в корне:
1. подбор родственных слов:
- соли́ть — соль,
- закрепи́ть — кре́пкий,
- возду́шный — во́здух,
- весёлый — ве́село,
- зелене́ть — зе́лень, зелёный,
2. изменение формы слова:
- волна́ — во́лны,
- вода́ — во́ды,
- трава́ — тра́вы,
- окно́ — о́кна,
- гора́ — го́ры,
- носи́ть — но́сит,
- держа́ть — де́ржит,
- накорми́ть — нако́рмит.
Непроверяемые безударные гласные в корне
Но не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением, так как ни один из вышеуказанных способов не может помочь. В таких словах ударение, как правило, статично, то есть не перемещается на безударный корневой гласный при изменении формы слова или при подборе однокоренных слов, например:
- соба́ка — соба́чка, соба́чища, соба́чий, (плыть) по-соба́чьему,
- крова́ть — крова́тка, крова́тный, прикрова́тный,
- компо́т — компо́тик, компо́тный,
- упражне́ние — упражня́ть, упражня́ться.
Тогда говорят, что эти безударные гласные являются непроверяемыми. Написание таких слов, имеющих непроверяемые безударные гласные в корне, рекомендуется запоминать или справляться в случае затруднения в орфографическом словаре.
Правописание гласных в корне
Непроверяемые безударные гласные
Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, определяется по орфографическому словарю . Их содержат как русские, так и заимствованные слова:
ант а гонизм, ап а ртеид, а бр а к а дабра, б а дминтон, бр а вада, в а лидол, в а трушка, возр а жать, ди а п а зон, к а морка, к а р а катица, к а т а клизм, к а т а строфа, к а т а васия, к а б а ла, л а мпас, м а д а полам, м а кака, м а кул а тура, м а стодонт, нав а ждение, н а фт а лин, п а негирик, п а лисадник, п а литра, п а норама, п а нтеон, п а р а пет, п а ртитура, пл а стилин, тр а ф а рет, фил а телист, эст а када, эск а лация;
аб о рдаж, аб о риген, аф о ризм, б о рдюр, в о яж, д о ск о нально, к о бура, к о горта, к о либри, к о мп о новать, к о нгл о мерат, к о рдебалет, к о рифей, к о щей, н о в о каин, н о тация, об а яние, о б о няние, п о нтон;
в е нтиляция, в е стибюль, д е ликатес, дег е н е рат, инт е ллигент, кл е птоман, кр е тин, м е нингит, м е гера, м е ц е нат, п е ликан, п е риферия, п е скарь, пр е зидиум, р е зюме, сн е гирь, сн е ток, тр е панг, ув е ртюра, фюз е ляж, энц е фалит, эксп е римент, эсп е ранто;
б и фштекс, бр и олин, в и негрет, в и ртуоз, д и абет, д и ф и рамб, д и апазон, д и зентерия, д и в и денд, д и верт и смент, д и орама, ижд и вение, ин и ц и атива, кр и м и нология, конт и нгент, кор и фей, ман и пуляция, м и л и тарист, н и г и лизм, н и велировать, прив и легия, ут и л и тарный, ф и л и гранный, эк и пировать, эл и ксир.
Примечание:
1. Устаревшими являются написания т у ннель, экспл о атация, н у мер . Следует писать т о ннель, экспл у атация, н о мер ; слова н у меровать, н у мерация, н у меровка, н у мератор пишутся только через у .
2. Адекватными по значению являются слова н о ль и н у ль , но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у , в остальных падежах — написание только у : равняться н у лю, свести к н у лю, держаться на н у ле . Производные слова образуются от основы нул’- : н у левая температура, н у левой цикл, н у ллифицировать, н у ллификация . Только с о : н о ль-н о ль (в пять ноль-ноль), н о ль внимания, н о ль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).
http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/neproveryaemye-glasnye-v-korne-slova-primery.html
http://gramma.ru/RUS/?id=4.2
Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры
В ряде слов русского языка существуют непроверяемые гласные в корне. Их написание невозможно проверить ударением. Такие слова называют словарными.
Узнаем, что такое непроверяемые безударные гласные в корне слов. Приведем примеры слов с непроверяемыми безударными гласными.
Разноместность ударения в словах
При произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:
приня́ть — приня́л , приня́ла
Гласный в корне слова, оставшись без ударения, в слабой фонетической позиции искажается и слышится неясно:
Примеры
волна́, вода́, соли́ть, закрепи́ть, возду́шный, весе́лый, зелене́ть
Способы проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один — много река — ре́ки |
1. Большой — маленький тропа — тро́пка |
2. Много — один колосья — ко́лос |
2. Маленький — большой площадка — пло́щадь |
3. По вопросу: О чём? в лесу — о ле́се Что делал? Что делает? катил — ка́тит |
3. Назови ласково звезда — звёздочка |
4. Какой? — Что? зелёный — зе́лень |
|
5. Что делал? — Что? платил — пла́та |
К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной фонетической позиции — под ударением.
Существует два способа проверки безударных гласных в корне:
1. подбор родственных слов:
- соли́ть — соль;
- закрепи́ть — кре́пкий;
- возду́шный — во́здух;
- весёлый — ве́село;
- беле́ть — бе́лый;
2. изменение грамматической формы слова:
- волна́ — во́лны;
- вода́ — во́ды;
- трава́ — тра́вы;
- окно́ — о́кна;
- гора́ — го́ры;
- число́ — чи́сла;
- большо́й — бо́льше;
- просто́й — про́ще;
- коси́ть — ко́сит;
- держа́ть — де́ржит;
- прокорми́ть — проко́рмит.
Как видим, у некоторых имен существительных достаточно образовать форму множественного числа по типу взаимоотношений «один- много» (гроза́ — гро́зы), и безударная гласная окажется под ударением. У глаголов проверить сомнительную гласную в корне поможет форма 3 лица единственного числа (броди́ть — он бро́дит).
Непроверяемые безударные гласные в корне
Но не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением, так как ни один из вышеуказанных способов не может помочь. В таких словах ударение, как правило, статично, то есть не перемещается на безударный корневой гласный при изменении формы слова или при подборе однокоренных слов, например:
- соба́ка — соба́чка, соба́чища, соба́чий, (плыть) по-соба́чьему;
- крова́ть — крова́тка, крова́тный, прикрова́тный;
- компо́т — компо́тик, компо́тный;
- упражне́ние — упражня́ть, упражня́ться.
Тогда считают, что эти безударные гласные являются непроверяемыми. Как поступить, если гласный в корне слова не проверяется с помощью ударения? Написание слов, имеющих непроверяемые безударные гласные в корне, рекомендуется запоминать или справляться в орфографическом словаре в случае затруднения в их написании. Чтобы запомнить такое слово с «трудной» гласной в корне, можно выполнить ряд упражнений.
Как запомнить слово с непроверяемой безударной гласной?
В написании слов с непроверяемой безударной гласной может помочь зрительная память. Всматривайтесь в то, как написано слово, особенное внимание уделяя «трудной» гласной. Подчеркните её или выделите другим цветом.
Представляйте слова «в уме». Таким образом они запоминаются. Увидеть слово можно по-разному: таким, как оно написано в книге, и выделенным белыми буквами на чёрном фоне, и изображенным разноцветными светящимися буквами.
Проговорите слово отчетливо вслух так, как оно пишется, и вам поможет в его написании слуховая память.
Запишите правильно трудное слово несколько раз. Этим способом вы связываете воедино внутреннее произношение слова и механическую работу руки. Так можно воспользоваться моторной памятью.
Понять и запомнить непроверяемые написания гласных помогает происхождение слова. Так, слово «ровесник» восходит к словосочетанию «ровный по вёснам». Его синоним «сверстник» произошло от древнерусского слова «сверст» — «одинаковый по возрасту».
Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова
- аванга́рд, автомоби́ль, агроно́м, актёр, арома́т;
- багро́вый, балко́н, база́р, бара́н, бато́н, библиоте́карь;
- ваго́н, вестибю́ль, винегре́т, вокза́л, ветера́н;
- делега́ция, дива́н, дире́ктор, дисципли́на;
- гармо́ния, гарнизо́н, гастроно́м, горизо́нт;
- инжене́р, и́ней;
- кабине́т, кала́ч, капита́н, карма́н, карни́з, карти́на, карто́фель, кастрю́ля, катало́г, ко́мната, конду́ктор, констру́ктор, кора́бль, коры́сть, крапи́ва;
- ладо́нь, лазу́рь, лорне́т;
- машини́ст, матро́с, меда́ль;
- нота́риус, натюрмо́рт;
- обая́ние, о́блако, обоня́ние, огуре́ц, ора́нжевый, офице́р;
- пали́тра, палиса́дник, пейза́ж, плане́та, поликли́ника, портфе́ль, проспе́кт, проце́нт;
- сапо́г, сковорода́, стака́н, стадио́н, столя́р;
- таре́лка, трактори́ст, тре́нер, тротуа́р;
- фане́ра, фиоле́товый, флома́стер, фонта́н;
- шофёр.
Видео «Безударные гласные в корне»
Словарь с непроверяемыми гласными в корне слова
А | Б | В |
абажур абсолютно агроном аккордеон аккомпанемент акробат альпинист артиллерия аромат аплодировать аплодисменты атмосфера | багряный багровый бакалея баллада балкон баррикада барон бархат батарея батальон бахрома бечевка, но бичевать (порок) билет бинокль бидон бетон бобровый бокал бордюр брошюра | велосипед веранда ветеран вереница вернисаж вермишель вестибюль ветчина винегрет виолончель викторина витрина вокзал волейбол |
Г | Д | И |
галерея галантерея галоши гараж гардероб гармония гарнизон гегемония гениальный гербарий герань гирлянда гримаса говядина горизонт | дезертир дезинфекция декада декламировать делегация десант десерт демонстрация диверсия дивизия диковина дирижер директор дискуссия дистиллированный дрессировка | идеал иждивенец иллюминация индеветь (покры- ваться инеем) иней инженер интеллект инцидент испещренный испокон веков исполин истина истязать |
К | Л | М |
кавалерия кавычки калач каллиграфия каморка кампания (мероприятие) компания (общество) канал канонада карикатура карнавал каприз кастрюля кобура коврижка (коврига) ковыль коленкор коллектив комод комплимент композитор конопляник контрабанда контролер кошелек кошелка кропотливый | лабиринт лаборатория лазарет лаконичный лауреат лачужка лачуга лелеять лиловый лимонад линолеум лоскут лотерея | мавзолей магистраль манера манифест мемуары меридиан меценат миниатюра мораль мошенник |
Н | О | П |
наваждение нивелировать новелла | оазис обаяние обоняние облако одолеть оккупация олимпиада оранжерея ореол орхидея осязание оптимизм оцепенеть ошеломить | павильон палисадник панорама папоротник паркет патриот перископ периферия пескарь полемика поликлиника постамент президент прекословить преткновение привередливый привилегия приоритет пролетариат пропеллер продюсер прототип пьедестал |
Р | С | Т |
режиссер резиденция рекорд репертуар репетиция репортаж | саботаж саксофон салат салфетка свирель сентиментализм сирень солдат спираль стадион стипендия смятение снегирь | тавтология талант тасовать таможня тенденция терраса трапеция тренер (но тренировка) трибуна тротуар |
Х | Ц Ш Щ | Ф Ч |
хамелеон халат хижина холера хомут хомяк хризантема хронология | целлофан цивилизация шершавый шеренга шпингалет щавель щекотать |
фаланга фантазия фасад фаэтон фаянсовый фейерверк фестиваль фиалка филармония чемодан чемпион чечевица |
Э | Ю | Я |
эволюция экзаменатор экскаватор эскалатор эмигрант | юбилей ювелир | ябедничать якорь ярмарка яхонт ящерица |
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 119
Проверочная
работа по теме «Правописание безударных гласных»
1. Вставь безударные гласные. Подбери
проверочное слово:
Цв…точки-________________,
скв…рцы-______________, бл…ны-________, пч…ла-__________, дв..ры-_____________,
р…ды-_____________
2. Выдели
грамматическую основу предложения:
По
берегам речки растут осины.
3.
Поставь ударение в словах.
лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник
4. Найди
в предложении ошибки. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Лена и дима
купаются в речьке.
5. Раздели
слова для переноса. Чайник, пальто, деревья, узкий, степной, яйцо, хлеб.
6. Вставь
пропущенные буквы.Подчеркни слова с непроверяемой безударной гласной.
В…сёлые
р…бята, р…ч(?)ные камыш…, м…рская в…лна, б…льшая щ…ка, с…сновая ш…шка,
л…сные гр…боч(?)ки, ж…вёт в ч…ще, з…лёное п…льто.
Проверочная
работа по теме «Правописание безударных гласных»
1. Вставь безударные гласные. Подбери
проверочное слово:
Цв…точки-________________,
скв…рцы-______________, бл…ны-________, пч…ла-__________, дв..ры-_____________,
р…ды-_____________
2. Выдели
грамматическую основу предложения:
По
берегам речки растут осины.
3.
Поставь ударение в словах.
лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник
4. Найди
в предложении ошибки. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Лена и
дима купаются в речьке.
5. Раздели
слова для переноса. Чайник, пальто, деревья, узкий, степной, яйцо, хлеб.
6. Вставь
пропущенные буквы.Подчеркни слова с непроверяемой безударной гласной.
В…сёлые
р…бята, р…ч(?)ные камыш…, м…рская в…лна, б…льшая щ…ка, с…сновая ш…шка,
л…сные гр…боч(?)ки, ж…вёт в ч…ще, з…лёное п…льто.
Тест по теме: «Безударные гласные не проверяемые ударением. Словарные слова »
УМК «Школа России», 2 класс
Разработчик: Драпалюк Марианна Владимировна
Пояснительная записка.
Предмет: русский язык, УМК« Школа России», 2 класс.
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Цель: тематический контроль.
Время проведения теста: 35 мин. —40 мин.
Форма: индивидуальная работа.
Тест составлен на основе требований ФГОС основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ. И примерной
программы по русскому языку В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А.
Стефаненко, М.В. Бойкиной. «Русский язык» («Школа России». Сборник рабочих
программ 1—4 классы. Москва, «Просвещение», 2012 г.)
Инструктаж: 5 минут
Тест. Впишите номера верных ответов в таблицу.
I. Найдите слова с безударными гласными непроверяемыми ударением .
1)коньки
2)располнеть
3)лесник
4) иней
II.Выберите слова , в которых допущены ошибки.
1)нород
2)торелка
3) лопата
4)сорока
III.Выберите строку в которой надо поставить в каждом слове букву А
1)…прель, гор…д, к…р..ндаш
2)м…лина, пл…ток, сп…сибо
3)яг…да, щ…вель, сах…р
IV. Выберите букву, которую нужно поставить в слова.
вес…ло, вет…р, б…рёза, ин…й, д…кабрь
1)И
2)Е
V.Выберите слова, где нужно поставить букву Я .
1)мес…ц
2)б…рёза
3)за…ц
4)р…бина
VI.Выберите слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением .
1)катать
2) шоссе
3) колючая
4)хоккей
VII. Какие , безударные гласные в корне слова требуют запоминания.
1) У, И, Е, Э, А
2) А, О, И, Е, Я
3) Ё, А, И, Е, Я
4) Ы, О, И, Я, У
VIII. Как проверить безударный гласный звук в корне слова?
1)Проверить нельзя, надо запомнить правописание.
2)Изменить форму слова.
3)Подобрать проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласный звук.
IX. Выберите слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением.
1)яблоко
2)небеса
3)берёза
4)певец
X. Выберите слова, в которых допущена ошибка.
1)земляника
2)кортина
3)мидведь
4)Москва
Ключ.
За два правильный ответа – 2б
За один правильный ответ— 1б
За два правильных ответа – 2б
За один правильный ответ— 1б
За один правильный ответ – 1б
За три правильных ответа— 3б.
За два правильных ответа – 2б
За один правильный ответ – 1 б
За два правильных ответа – 2б
За один правильный ответ – 1 б
За один правильный ответ – 1 б
За один правильный ответ – 1 б
За два правильных ответа – 2 б.
За один правильный ответ – 1 б
.За два правильных ответа – 2 б.
За один правильный ответ – 1 б
Источник: учебник «Русский язык», 2 класс, 1 часть с. 136— 137, В.П.Канакина, В.Г.
Горецкий, Москва, «Просвещение», 2012 г.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вызв..лить, вым..кнуть, вып..лоть
2) г..ена, г..гиена, г..потеза
3) дез..ртир, дет..ктив, д..легация
4) р..стовая (кукла), оп..здать, (болезнь) разв..вается
5) щ..лкнуть, *трущ..ба, тяж..лый
*труднопроходимое место (напр., лесные трущобы)
Спрятать пояснение
Пояснение.
Вставим пропущенные буквы:
1) вызволить (ПГ вОЛя), вымокнуть (ЧГ), выполоть (ПГ пОлет) о
2) гиена, гигиена, гипотеза (все НГ) и
3) дезертир, детектив, делегация (все НГ) е
4) ростовая (кукла) (ЧГ, искл), опоздать (ПГ пОздно), (болезнь) развивается (ПГ развИТие)
5) щёлкнуть, (щелчок) *трущоба, тяжёлый (тяжело)
Ответ: 123.
Источник: РЕШУЕГЭ
Проверочная работа по темам:
- безударная проверяемая/непроверяемая гласная в корне,
- проверяемая/непроверяемая согласная в корне,
- непроизносимая согласная.
Задание 1. Запишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. К словам с проверяемой гласной в корне подберите проверочное слово.
1 вариант
2 вариант
зв…зда,
гр…за,
в…дяной, к…ртофель,
б…нан,
к..рмить,
бр…дить,
разг…дать, изд…лека,
к…пуста,
в…ренье,
пл…довый,
р..дной,
д…ревянный
с…дой,
хр…зантема
Задание 2. Распределите слова в 2 колонки: 1 – проверяемая согласная в корне слова, 2 – непроверяемая согласная в корне слова и слова с удвоенной согласной.
1 вариант
2 вариант
горо…ской
баске…бол
фу…бол
во…зал
иску..тво
тру…ка
моро…
селе…ка
оши…ка
ре…кий руба…ка
сала…ки
шу…ка
кни…ка
коло..а
а…ея
Задание 3. Выпишите ТОЛЬКО ТЕ СЛОВА , в которых пропущена непроизносимая согласная.
1 вариант
2 вариант
напрас…ный
мес…ность прелес…ный
со…нце
поз…ний
окрес…ность
опас…ный
грус…ный
счас…ливый
чудес…ный
ненас…ный
вкус…ный
мес…ный
неизвес…ный
напрас..ный
прекрас…ный
Задание 4. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки .
1 вариант
2 вариант
1. (На)пож..лтевшей тр..ве и оп..вшей л..стве блестела утр..нняя изм..ро(з,с)ь.
1. Кос(?)ными ш..гами вышел я из к..б..нета.
2. Мама попр..сила пропол..скать белье.
2. Я поднял гол..ву (к) небу, и (по) л..цу моему зак..лола мелкая изморо(с,з)ь.
3. Кос(?)ная ткань –пр..ч(?)нейшая в орг..низме ч..ловека.
3. Мальчик ост..новился и ладо..кой пол..скал мал..нького к..тенка в тр..ве.