Проверочная работа по теме «Части речи»
Ф.И.___________________________
1.Подчеркни в предложениях главные члены,надпиши
над словами части речи.
Светит яркое солнце. Маленький мальчик
играет в мяч. Весело поют птички.
2.Запиши слова в 3 столбика: грозить, бегун,
ветер, смелый, лиловая, повязка, повязать, весёлое, завязать.
сущ.___________прил.______________гл._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Выделите корень в однокоренных словах.
Подчеркни имена существительные, прилагательные, глаголы.
Свистеть, свистулька, свистящий, свистун.
Любимый, любовь, Люба, люблю.
4.Определи число глаголов и имён прилагательных.
Громкий (_________)
голос, голубые (___________) облака, бегут (____________) ручьи, свистит
(___________) соловей.
Проверочная работа по теме «Части речи»
Ф.И.___________________________
1.Подчеркни в предложениях главные члены,надпиши
над словами части речи.
Светит яркое солнце. Маленький мальчик
играет в мяч. Весело поют птички.
2.Запиши слова в 3 столбика: грозить, бегун,
ветер, смелый, лиловая, повязка, повязать, весёлое, завязать.
сущ.___________прил.______________гл._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Выделите корень в однокоренных словах.
Подчеркни имена существительные, прилагательные, глаголы.
Свистеть, свистулька, свистящий, свистун.
Любимый, любовь, Люба, люблю.
4.Определи число глаголов и имён прилагательных.
Громкий (_________)
голос, голубые (___________) облака, бегут (____________) ручьи, свистит
(___________) соловей.
5.Вставь
пропущенные буквы,спиши текст.
Лесной
ручей
Наступил
ден_. Тёплый и солнеч_ный. Я сп_шил к л_сному руч_ю. Осен_ю дни короткие. Сла_кой
тр_вой пахла в_да. В ней был голос лесных озёр, долгих д_ждей и летних гроз ⃰.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Вставь
пропущенные буквы,спиши текст.
Лесной
ручей
Наступил
ден_. Тёплый и солнеч_ный. Я сп_шил к л_сному руч_ю. Осен_ю дни короткие. Сла_кой
тр_вой пахла в_да. В ней был голос лесных озёр, долгих д_ждей и летних гроз ⃰.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я ЗНАЮ «Части речи» Фамилия, Имя___________________1вариант
- Соотнеси часть речи и её вопрос (соедини линией):
Имя прилагательное Сколько? Который?
Имя существительное Что делать? Что сделать?
Глагол Какой? Какая? Какие?
Имя числительное Кто? Что?
2. Соотнеси часть речи и то, что она обозначает (соедини линией):
Имя прилагательное действие
Имя существительное порядок при счёте, количество
Глагол предмет
Имя числительное признак предмета
- Зачеркни лишнее:
К самостоятельным частям речи относятся:
Глагол, союз, имя существительное, имя прилагательное, частица, местоимение, предлог, имя числительное.
- Вместо какой части речи может употребляться местоимение (подчеркни):
Имя существительное, глагол, имя числительное
- Отметь правильное высказывание: Служебные части речи:
а) Имеют лексическое и грамматическое значение.
б) Употребляются самостоятельно
в) Не употребляются без самостоятельных частей речи.
г) Не изменяются.
д) Не являются членами предложения.
Я УМЕЮ
6. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи:
синий пятый красный чёрный
лапоть думать льёт красить
- К данным прилагательным запиши подходящие по смыслу существительные.
Полезная, умная, весёлая __________________________. Раннее, хмурое, весеннее _________________________. Верный, преданный, грозный _______________________.
8. Выбери предлог. Дикие козлы живут ( на, в ) горных лесах. У них ( в, на ) голове большие острые рога. Они ищут корм ( в, на ) склонах высоких гор.
9. Запиши по 2 слова, обозначающие действие данного предмета.
кузнечик ____________________________________________
дождь _______________________________________________
10. Прочитай внимательно предложения. Выбери и подчеркни правильный вариант.
Пруд был прямо (задачей, за дачей).
Петя потел над (задачей, за дачей).
11. Укажи все части речи
Она десятого октября участвует в олимпиаде по русскому языку.
Я ЗНАЮ «Части речи» Фамилия, Имя___________________2 вариант
- Соотнеси часть речи, её вопрос и то, что она обозначает (соедини линией):
Имя прилагательное Сколько? Который?
Что делать? Что сделать?
Имя существительное Действие
Кто? Что?
Имя числительное Признак предмета
Порядок при счёте, количество
Глагол Какой? Какая? Какие?
Предмет
2. Подчеркни служебные части речи :
Глагол, союз, имя существительное, имя прилагательное, частица, местоимение, предлог, имя числительное.
3. Какая часть речи указывает на предмет, но не называет его? ______________
4. Отметь правильное высказывание: Самостоятельные части речи:
а) Имеют лексическое и грамматическое значение.
б) Употребляются самостоятельно
в) Не употребляются без самостоятельных частей речи.
г) Не изменяются.
д) Не являются членами предложения.
Я УМЕЮ
5. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи:
Лил, она, пью, шить
Быстрый , скорый, третий, проворный
6. К данным прилагательным запиши подходящие по смыслу существительные
Родной, понятный, сложный ________________________.
Умная, ласковая, добрая _____________________.
Красное, спелое, вкусное _____________________.
- Выбери предлог( обведи в кружок)
В болоте вывелись утята. Скоро утка поведёт их (по, к) озеру. Малыши хорошо плавают, ныряют и даже бегают (в,по) воде . Услышат утята лай собак – и все ( в,к ) маме.
8. Запиши по 2 слова, обозначающие действие данного предмета
врач ______________________________________
снег _______________________________________
9. Прочитай внимательно предложения. Выбери и подчеркни правильный вариант.
Пожелай мне (удачи, у дачи).
Старый дуб (удачи, у дачи) сбросил листву.
10. Укажи все части речи.
Я сделал сто фотографий в московском зоопарке и цирке.
Проверочная работа «ЧАСТИ РЕЧИ» 3 класс 1 вариант фамилия___________________________
-
Подчеркни части речи:
корень, точка, имя существительное, приставка, имя прилагательное, местоимение, подлежащее, глагол.
-
Выпиши слова в 4 столбика.
Ягода, высокие, и, читает, бегает, вкусная, школа, а, озеро, прилежный, интересная, дом, он, дерево, она, парта, я, горе.
Сущ. Прил. Глагол Местоим.
……………….………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. От имён прилагательных образуй однокоренные имена существительные.
ЧЕСТНЫЙ-………………………………… РАДОСТНЫЙ……………………………
МЕСТНЫЙ …………………………………… ЛЕНИВЫЙ…………………………………
4. Заполни таблицу: « ЧАСТИ РЕЧИ»
ЧАСТЬ РЕЧИ |
ОБОЗНАЧАЕТ |
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ |
ПРИМЕР |
|
1 |
Имя существительное |
|||
2 |
Имя прилагательное |
|||
3 |
Глагол |
5. Прочитай предложение. Найди главные члены, определи части речи.
На улице стоит холодная погода.
Школьники идут в школу.
Проверочная работа «ЧАСТИ РЕЧИ» 3 класс 2 вариант фамилия___________________________
-
Подчеркни части речи:
точка, имя существительное, приставка, имя прилагательное, местоимение, подлежащее, корень, глагол.
-
Выпиши слова в 4 столбика.
Берёза, добрые, и, рисует, прыгает, сладкая, площадка, но, река, примерный, занимательный, гора, они, слушает, она, книга, мы, дует.
Сущ. Прил. Глагол Местоим.
……………….………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. От имён прилагательных образуй однокоренные имена существительные.
ОПАСНЫЙ…………………………………… ДЕРЕВЯННЫЙ…………………………….
ШКОЛЬНЫЙ………………………………. СОЛНЕЧНЫЙ……………………………….
4. Заполни таблицу: « ЧАСТИ РЕЧИ»
ЧАСТЬ РЕЧИ |
ОБОЗНАЧАЕТ |
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ |
ПРИМЕР |
|
1 |
Имя прилагательное |
|||
2 |
Глагол |
|||
3 |
Имя существительное |
5. Прочитай предложение. Найди главные члены, определи части речи.
В лесу дует сильный ветер.
Ребята гуляют в парке.
Фамилия Имя ______________________________________________________________
Проверочная работа в 3 кл. по теме «Части речи»
1 вариант
1.Запиши вопросы, на которые отвечают данные слова:
спортсмен_________________________
улыбался__________________________
цветок____________________________
добрый___________________________
заснул___________________________
высокая__________________________
2.Раздели слова на группы по частям речи
Крокодил, почтовые, и, квартира, взлетел, пробежал, а , чудесная, в, лестница,
строительный, с, желтеть, но
3.Спиши предложение, подчеркни в нём грамматическую основу, выпиши
словосочетания (пары слов), указав главное и зависимое слово.
Осенние листья падают на землю.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Фамилия Имя ______________________________________________________________
Проверочная работа в 3 кл. по теме «Части речи»
2 вариант
1.Запиши вопросы, на которые отвечают данные слова:
картина_________________________
добрый__________________________
полоть____________________________
зелёная___________________________
исполнил___________________________
собачка__________________________
2.Раздели слова на группы по частям речи
Светлячок, малиновые , а, песенка, выбежала, срисовал, но , красивые, у, колхоз,
спелый, в, петь, и
3.Спиши предложение, подчеркни в нём грамматическую основу, выпиши
словосочетания (пары слов), указав главное и зависимое слово.
Перелётные птицы улетают на юг.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
1 вариант
Зачеркните лишнее.
В русском языке есть такие части речи: глагол, имя прилагательное, сказуемое, предлог, имя существительное, местоимение, омонимы.
Соедини часть речи и её вопрос:
Имя прилагательное Кто? Что?
Имя существительное Что делать? Что сделать?
Глагол Какой? Какая? Какие?
3. Укажите имя существительное.
1) веселье 2) веселить 3) весёлый 4) веселиться
4. Укажите имя прилагательное.
1) снег 2) снежный 3) снежок 4) снеговик
5. Укажите глагол.
1) дружный 2) друг 3) дружить 4) дружба
6. В какой строчке записаны только собственные имена существительные?
Москва, машина, лес .
Корова, коньки, мальчик.
Москва, Россия, Красная площадь.
7. Какими частями речи являются данные слова? Заполни таблицу. В каждый столбик допишите своё слово.
Существительное |
прилагательное |
глагол |
числительное |
предлог |
союз |
Книга, возле, жёлтый, пишет, крик , листья, белое, к, льёт, четыре, высокий, рисовать, за, и, восемь, а.
8. Сколько в данном тексте имён прилагательных?
Воздух чистый и свежий. Весело щебечут маленькие птицы. Над полем в небесной лазури жаворонки поют весёлые песни. Утро обещает ясный и тёплый день.
А) 7 Б) 5 В) 4 Г) 6
9. От имён прилагательных образуй однокоренные имена существительные.
Вкусный_____________________ радостный _____________________
Огуречный ___________________солнечный______________________
10. Подчеркни в словосочетаниях глаголы
Бежит быстро , написала книгу, поливает грядку
2 вариант
Зачеркните лишнее.
В русском языке есть такие части речи: числительное, имя прилагательное, подлежащее, союз, имя существительное, синоним, предлог.
Соедини часть речи и её вопрос:
Имя числительное Что делать? Что сделать?
Глагол Какой? Какая? Какое?
Имя прилагательное Сколько? Который?
3. Укажите имя существительное.
1) бежать 2) бег 3) беговая 4) пробежаться
4. Укажите имя прилагательное.
1) дом 2) домашняя 3) домик 4) домовничать
5. Укажите имя числительное.
1) мы 2) второй 3) лесной 4) двоится
6. В какой строчке записаны только нарицательные имена существительные?
Красная площадь, пальто , снег .
Жираф, мел , девочка.
Самара, Россия, «Дюймовочка».
7. Какими частями речи являются данные слова? Заполни таблицу. В каждый столбик допишите своё слово.
Существительное |
прилагательное |
глагол |
местоимение |
числительное |
предлог |
союз |
Три, белка, но, кино, прыгать, родной, по, я, при, родиться, шесть, мелки, дорожный, он, и, рисовать.
8. Сколько глаголов в тексте?
Наступила ранняя весна. В овраге журчит ручей. Прилетели весёлые жаворонки. Появились первые подснежники.
3 2) 4 3) 5 4) 6
9. От имён существительных образуй однокоренные имена прилагательные.
Капуста __________________ дружба______________________
Арбуз____________________ кирпич _____________________
10. Подчеркни в словосочетаниях имена прилагательные:
Томатный сок, важный гость, красная лента.
Проверочная работа по теме «Части речи»
1 вариант.
1)Имя существительное обозначает______________________ и отвечает на вопросы__________________________________
2) Имя прилагательное обозначает_________________________ и отвечает на вопросы___________________________________________
3) Глагол обозначает_________________________________ и отвечает на вопросы___________________________________________
4 )Имя числительное обозначает___________________________________
и отвечает на вопросы_____________________
5)Определи части речи. Подпиши сверху карандашом.
Наступила ранняя весна. Яркое весеннее солнце освещает землю. Зажурчал в овраге один говорливый ручеек.
6)Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
На берегу реки Москвы раскинулся красивый парк. Стройные сосны, кудрявые липы, высокий дуб… Я часто гуляю там с собакой Булькой. По ветвям скачут рыжие белки. Белочки знают нас. Взяли еду из рук и скрылись.
7.Составь и запиши предложение с местоимением. Подпиши местоимение.
____________________________________________________________
8.Составь и запиши предложение с предлогом. Укажи предлог.
____________________________________________________________
9. Определи части речи
кричат |
ты |
карандаш |
третий |
||||
спешить |
южный |
у |
защитить |
||||
рысь |
к |
польза |
над |
||||
майский |
словарь |
узкий |
мы |
||||
десять |
спокойной |
тонкие |
ровный |
||||
записал |
букварь |
путь |
розетка |
Проверочная работа по теме «Части речи»
2 вариант.
1)Имя прилагательное обозначает______________________ и отвечает на вопросы__________________________________
2) Глагол обозначает__________________________________ и отвечает на вопросы___________________________________________
3)Имя числительное обозначает___________________________________
и отвечает на вопросы________________________________
4) Имя существительное_________________________________ и отвечает на вопросы___________________________________________
5)Определи части речи. Подпиши сверху карандашом.
Затрещал на реке синий лед. Появились первые клейкие листочки на березках. Прилетели шумные грачи.
6)Подчеркни глаголы.
На берегу реки Москвы раскинулся красивый парк. Стройные сосны, кудрявые липы, высокий дуб… Я часто гуляю там с собакой Булькой. По ветвям скачут рыжие белки. Белочки знают нас. Взяли еду из рук и скрылись.
7.Составь и запиши предложение с местоимением. Подпиши местоимение.
____________________________________________________________
8.Составь и запиши предложение с предлогом. Укажи предлог.
____________________________________________________________
9)Определи части речи
бодрый |
северный |
смешить |
принёс |
||||
лениться |
за |
ручки |
лисички |
||||
четыре |
матросы |
они |
юбка |
||||
опасность |
буквы |
конские |
обиделся |
||||
вагонный |
второй |
я |
снял |
||||
шить |
из |
мыльный |
кости |
ТЕМА «ЧАСТИ РЕЧИ»
1. Выпишите
сначала имена существительные, потом глаголы, затем имена прилагательные.
Бежать, зима,
окно, голубой, нарисовать, красивый, ученик, петь, большой, морковь, учить,
красный, сахарный, воробей, ребята, дежурить, хороший, капуста, работать,
одежда, старый, говорить, молния.
2. Спишите
текст. Укажите форму числа имён существительных и имён прилагательных.
Позвал царь рыбаков. Велел
разыскать тихий пруд и закинуть в него шёлковые сети. Закинули удалые рыбаки
сети. Попался им чудесный ёрш. У этого ерша был золотой хвост.
3. Спишите
тексты. Укажите форму числа глаголов.
•
Ветер на́
море гуляет
И кораблик
подгоняет;
Он бежит себе в
волнах
На раздутых парусах.
•
Корабельщики
дивятся,
На кораблике
толпятся,
На знакомом
острову
Чудо видят наяву.
(А. Пушкин)
4. Спишите
отрывок из русской народной сказки, вставляя подходящий по смыслу предлог.
… одном доме
жили две девочки — Рукодельница да Ленивица. Рукодельница … постели
вставала и … дело принималась. А Ленивица … постельке лежала, … боку
… бок переворачивалась.
5. Составьте и запишите предложения
из групп слов. Подчеркните имена собственные.
Лето. Саша. Жить.
В. Село. Дубки.
На. Река. Ока.
Стоит. Город. Серпухов.
Лето. Тётя. Лиза.
Ездить. Отдыхать. На. Чёрное. Море.
Николай. Петрович.
Жить. В. Москва.
Тест по русскому языку для 3 класса по теме « Части речи».
Цель: проверить знания обучающихся по теме «Части речи».
Фамилия_____________________ Имя ____________
1 вариант
.1Зачеркните лишнее.
В русском языке есть такие части речи: глагол, имя прилагательное, сказуемое, предлог, имя существительное, местоимение, омонимы.
2.Соедини часть речи и её вопрос:
Имя прилагательное Кто? Что?
Имя существительное Что делать? Что сделать?
Глагол Какой? Какая? Какие?
3. Укажите имя существительное.
1) веселье 2) веселить 3) весёлый 4) веселиться
4. Укажите имя прилагательное.
1) снег 2) снежный 3) снежок 4) снеговик
5. Укажите глагол.
1) дружный 2) друг 3) дружить 4) дружба
6. В какой строчке записаны только собственные имена существительные?
Москва, машина, лес .
Корова, коньки, мальчик.
Москва, Россия, Красная площадь.
7. Какими частями речи являются данные слова? Заполни таблицу. В каждый столбик допишите своё слово.
Существительное |
прилагательное |
глагол |
числительное |
предлог |
союз |
Книга, возле, жёлтый, пишет, крик , листья, белое, к, льёт, четыре, высокий, рисовать, за, и, восемь, а.
8. Сколько в данном тексте имён прилагательных?
Воздух чистый и свежий. Весело щебечут маленькие птицы. Над полем в небесной лазури жаворонки поют весёлые песни. Утро обещает ясный и тёплый день.
А) 7 Б) 5 В) 4 Г) 6
9. От имён прилагательных образуй однокоренные имена существительные.
Вкусный_____________________ радостный _____________________
Огуречный ___________________солнечный______________________
10. Подчеркни в словосочетаниях глаголы
Бежит быстро , написала книгу, поливает грядку
Фамилия_____________________ Имя ____________
2 вариант
1.Зачеркните лишнее.
В русском языке есть такие части речи: числительное, имя прилагательное, подлежащее, союз, имя существительное, синоним, предлог.
2.Соедини часть речи и её вопрос:
Имя числительное Что делать? Что сделать?
Глагол Какой? Какая? Какое?
Имя прилагательное Сколько? Который?
3. Укажите имя существительное.
1) бежать 2) бег 3) беговая 4) пробежаться
4. Укажите имя прилагательное.
1) дом 2) домашняя 3) домик 4) домовничать
5. Укажите имя числительное.
1) мы 2) второй 3) лесной 4) двоится
6. В какой строчке записаны только нарицательные имена существительные?
Красная площадь, пальто , снег .
Жираф, мел , девочка.
Самара, Россия, «Дюймовочка».
7. Какими частями речи являются данные слова? Заполни таблицу. В каждый столбик допишите своё слово.
Существительное |
прилагательное |
глагол |
местоимение |
числительное |
предлог |
союз |
Три, белка, но, кино, прыгать, родной, по, я, при, родиться, шесть, мелки, дорожный, он, и, рисовать.
8.Сколько глаголов в тексте?
Наступила ранняя весна. В овраге журчит ручей. Прилетели весёлые жаворонки. Появились первые подснежники.
3 2) 4 3) 5 4) 6
9.От имён существительных образуй однокоренные имена прилагательные.
Капуста __________________ дружба______________________
Арбуз____________________ кирпич _____________________
10.Подчеркни в словосочетаниях имена прилагательные:
Томатный сок, важный гость, красная лента.
Шкала оценок
36 — 40 балла – отметка «5»
29 – 35 баллов – отметка «4»
21 — 28 баллов – отметка «3»
20 баллов и менее – отметка «2»
Рекомендации по оцениванию.
№ задания |
Кол-во баллов |
Правильный ответ |
1 |
Максимально – 2 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б |
1вариант – сказуемое, омонимы 2 вариант – подлежащее, синоним. |
2 |
Максимально – 3 б 2 правильных ответа -2 б 1 правильный ответ – 1б Неправильный ответ – 0 б |
1вариант Имя прилагательное Какой? Какая? Какие? Имя существительное Кто? Что? Глагол Что делать? Что сделать? 2вариант Имя числительное Сколько? Который? Глагол Что делать? Что сделать? Имя прилагательное Какой? Какая? Какое? |
3 |
Правильный ответ – 1 б Неправильный ответ – 0 |
1вариант -1 2вариант -2 |
4 |
Правильный ответ – 1 б Неправильный ответ – 0 |
1вариант -2 2вариант -2 |
5 |
Правильный ответ – 1 б Неправильный ответ – 0 |
1вариант -3 2вариант -2 |
6 |
Правильный ответ – 1 б Неправильный ответ – 0 |
1вариант -3 2вариант -2 |
7 |
Максимально – 23 — 22б За каждый неправильный ответ – минус 1 б |
1 вариант 1.Книга, крик, листья. 2. Жёлтый, белое, высокий. 3. пишет, рисовать, льёт 4. , четыре, восемь 5. возле, к , за, 6. и, а. 2вариант 1.белка, мелки, кино 2. родной, дорожный 3. прыгать, родиться, рисовать. 4. я, он 5. Три, шесть 6. по, при 7. но, и. |
8 |
Правильный ответ – 1 б Неправильный ответ – 0 |
1вариант – А 2вариант — 2 |
9 |
Максимально – 4 б По 1 б за каждый правильный ответ |
1вариант – вкус, радость, огурец, солнце 2 вариант – капустный , дружный, арбузный, кирпичный |
10 |
Максимально – 3 б 2 правильных ответа -2 б 1 правильный ответ – 1б Неправильный ответ – 0 б |
1 вариант – бежит, написала, поливает 2 вариант – томатный, красная, важный. |