Слайд 1
Урок русского языка 2 класс Правописание безударной гласной в корне слова.
Слайд 2
На уроках русского языка мы Размышляем … Учимся … Решаем … Доказываем … Открываем … Наблюдаем …
Слайд 3
Девиз урока Хочешь альпинистом стать — иди в горы. Хочешь грамотным быть — учись думать и мыслить.
Слайд 4
Минутка чистописания
Слайд 5
Словарная работа Тематическая группа слов «Живая природа» (5 слов)
Слайд 6
Какое слово лишнее? Нос, носик, носовой, переносица
Слайд 7
Тема урока : правописание безударных гласных в корне слова
Слайд 8
Что? безударные а,о,и,е,я Где ? в корне Как ? подбирать однокоренные слова с ударным проверяемым гласным Н А Д О П Р О В Е Р Я Т Ь !
Слайд 9
ПРОЧИТАЮ СЛОВО НАПИСАНИЕ СЛОВА ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ? ПОСТАВЛЮ УДАРЕНИЕ ВЫДЕЛЮ КОРЕНЬ ИЗМЕНЮ СЛОВО ИЛИ ПОДБЕРУ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО НАЙДУ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО ПИШУ СЛОВО НЕТ ДА
Слайд 10
Способы проверки безударных гласных в корне слова Изменяю слово Подбираю однокоренное 2. Мн.ч. – ед.ч. (много – один) п а руса — п а рус 1. Ед.ч. – мн.ч. (один – много) в о лна — в о лны Большой – маленький к о вёр — к о врик 2. Маленький – большой пл о щадка — пл о щадь 3. Уменьшительно- ласкательное : з и ма — з и мушка
Слайд 11
Работа в парах. Запиши проверочное слово. Вставь безударную гласную. Укажи способ проверки. Л … сты, ч … сы , г … ра, п … ро, р … ды, отв … рить (картофель)
Слайд 12
ПРОВЕРКА Л и сты — лист, ч а сы- час г о ра- горы, п е ро -перья, р я ды – ряд, отв а рить (картофель) – варит, отвар
Слайд 13
Работа в группах. В предложения вставьте пропущенные безударные гласные. В скобках надпишите проверочное слово. В л е су зв е рьки готовятся к з и ме. Белка сушит на в е твях д е ревьев гр и бы. Мышка зап а сает з е рно. Ёжик ут е пляет гн е здо. Зм е я нашла укромное м е стечко под бр е вном. Ул е тают в теплые кр а я ласточки и стр и жи.
Слайд 14
План работы в группах 1. Решите орфографические задачи в словах, устно подбирая проверочные слова. 2 . Выберите способы подбора проверочных слов для составления схемы на доске. 3. Подготовтесь к отчету о работе группы.
Слайд 15
Закончи предложения Своей работой на уроке я… Мне больше всего удалось… Теперь я могу… Было интересно… Знания, полученные на уроке помогут мне … Я хочу поблагодарить одноклассников . Мое настроение…
Тема урока: «Способы проверки безударной гласной в корне слова»
2 класс
Учитель: Склокина Оксана Юрьевна
школа №1434 г. Москва
10 ноября.
10 ноября.
Классная работа.
К, Р, О,Н ,Ь, Е
Минутка чистописания
ое ео
К, Р, О,Н ,Ь, Е
К О Р Е Н Ь
Смотри в корень!
Минутка чистописания
ое ео
Я смотрю в корень слова.
«Вырастим словесное дерево»
Что
Где
Как
П
Р
О
В
Е
Р
Я
Т
Ь
?
Что проверять?
Этих гласных ровно
ПЯТЬ,
Нам их надо проверять!
А, О, Е, И, Я —
ошибаться в них нельзя!
Как проверять?
Один — много
Сова
Один — много
Много — один
Бобры
Много — один
Как проверять?
Изменяю слово так:
2. Много – один
слоны — слон
1. Один – много
сова — совы
чтобы безударный гласный стал ударным
Маленький — большой
Тигрята
Маленький — большой
Назови ласково
Коза
Назови ласково
Подбираю
однокоренное слово со значением:
1. Маленький – большой
тигрята — тигр
2. Назови ласково
коза — козочка
Как проверять?
чтобы безударный гласный стал ударным
?
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
Морская
звезда
Что
Где
Как
П
Р
О
В
Е
Р
Я
Т
Ь
Безударные гласные
А, О, Е, И, Я
В КОРНЕ
ИЗМЕНИТЬ СЛОВО ИЛИ ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
1.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F&img_url=http%3A%2F%2Ftvori-dizain.ucoz.ru%2F_ph%2F30%2F39630388.jpg&pos=8&rpt=simage
2.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B7%D1%83%D0%B1%D1%8B%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA
3.https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8
4.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA 5.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA
6.https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8
7.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8
8.https://yandex.ru/images/search?text=%D1%82%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8
9.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8
10.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8
11. Письмо с «секретом» ( по методике Илюхиной ), Автор работы: Поддубская Н.Н
Использованные источники
Цели урока:
- усвоение особенностей проверочных и
проверяемых слов; - овладение способами проверки безударных
гласных в корне слова.
Цели урока будут достигнуты путём решения
задач по формированию универсальных учебных
действий.
Задачи урока:
- Личностные УУД:
- формирование ценностно-смысловой ориентации;
- развитие собственной самооценки усваиваемого
на уроке материала.
- Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи с учётом имеющихся
знаний и знаний, полученных в процессе урока; - умение планировать свою работу;
- учиться прогнозировать, контролировать,
корректировать и оценивать свою
деятельность.
- постановка учебной задачи с учётом имеющихся
- Познавательные УУД:
- формирование логических действий анализа,
сравнения, установления причинно-
следственных связей; - постановка и формулирование проблемы,
самостоятельный поиск её решения.
- формирование логических действий анализа,
- Коммуникативные УУД:
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и
сверстниками в поиске и сборе информации; - формирование умения слаженно работать в группе,
паре; - формирование умения полно и чётко выражать свои
мысли, владея умело речью.
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и
Оборудование: учебник «Русский язык»
(авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), тетради,
ноутбук, экран, проектор, орфографические
словари, сигнальные круги, конверты с
заданиями для групп, листы самооценки,
магнитная доска с карточками.
ХОД УРОКА
1. Организация класса на работу
Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо. Ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
Подравнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись.
– А теперь поприветствуем друг друга. (Слайд
2)
Если хочешь много знать, надо потрудиться!
А сейчас посмотрите друг на друга,
поприветствуйте с улыбкой, как это солнышко!
Удачи вам!
2. Актуализация знаний
– Ответьте на вопросы!
1) Как называется главная часть слова? (Корень)
2) Что необходимо сделать, когда уравнение
решено? (Проверка)
3) Продолжите фразы. а) Буквы русского языка
делятся на согласные и … (гласные)
4) Слова, противоположные по значению,
называются… (антонимы)
5) Как называются гласные буквы, на которые падает
ударение? (Ударные)
Ответы детей фиксируются на магнитной доске. На
ней появляются слова: корень, проверка, гласные,
антонимы, ударные.
– А какое слово на доске лишнее? (Антонимы)
– Но если оно появилось на уроке, значит, это
слово нам пригодится.
– Давайте, ребята, найдём антонимы к слову
ударные (Безударные)
– Теперь заменим слово «ударные» на
«безударные».
3. Определение темы и цели урока
– Кто догадается, над какой темой мы будем
сегодня работать?
– Да, мы будем исследовать безударные гласные в
корне слова.
– А какую цель мы поставим, чтобы решить главную
проблему урока? (Научиться правильно писать
слова с безударной гласной в корне слова)
– А чтобы научиться правильно писать эти слова,
мы должны различать формы слова и однокоренные
слова, видеть орфограмму в слове, рассуждать,
доказывать своё мнение, думать, читать, проверять
безударные гласные в корне.
4. Формирование новых навыков
а) Алгоритм выявления безударной гласной и
способы проверки.
– Чтобы написать правильно нечёткую
гласную, надо сделать её чёткой, т.е. из слабой
позиции перевести в сильную, из безударной
сделать ударную. (Способы проверки). (Слайд
3)
б) Попробуем сформулировать способ проверки
безударной гласной в корне слова с помощью
этой схемы:
антонимы | |
ударная | безударная |
сильная | слабая |
чёткая | нечёткая |
в) Повторяем правило. (Слайд 4) О чём
гласит правило?
г) Устный диктант. (Слайд 5)
гр…бник
(гриб)
в…сёлый
(весел)
в…дичка (воды)
п…тнистый
(пятна)
хр…брец
(храбрый)
к…дровый (кедр)
д…ждевой
(дождь)
л…дяной (лёд)
д) Физминутка. (Слайд 6)
Учащиеся под тихую музыку выполняют движения,
которые им показывает дежурный по классу.
е) Ребята, я приготовила вам кроссворд, в
котором «спрятались» слова с безударной гласной,
которые нужно проверить. Одним словом, мы ещё
раз потренируемся и будем развивать
нашу орфографическую зоркость (Слайд 7)
– Слова будете узнавать сами по его
лексическому значению и вопросу, и записывать в
тетрадь.
– послание в конверте, с адресом (конверт);
– у дятла – дупло, у бобра – хатка, у волка –
логово, а у лисы – … (нора);
– лечебное учреждение (больница);
– сигнал окончания и начала урока (звонок);
– что вылетает при стрельбе из лука (стрела);
– территория, имеющая границы и столицу (страна);
– высокое место, где обычно начинается река (гора);
– свет дневной – свет … (ночной);
– какого цвета растения летом? (зелёный);
– бывают электронные, настенные, наручные,
песочные (часы);
– что делает птица в воздухе? (летит).
По слайду – самопроверка.
5. Словарная работа. (Слайд 8)
Определяются слова, которые нельзя проверить.
Учитель демонстрирует ученикам
рисунки-ассоциации к вышеуказанным словарным
словам. Параллельно можно посмотреть и в
учебнике.
6. Закрепление новых знаний
а) Работа в парах. Устный подбор проверочных
слов. (Слайд 9)
д…ревья –
дерево
хвосты (белок)
–
хвост
л…сник – лес
т…ропа –
тропы
сп…ина (волны) – спины
б) Работа над предложениями. (Слайд 10).
Задание: спиши, разделив текст на предложения,
вставляя пропущенные буквы. В скобках запиши
проверочные слова.
«Пришла з…ма (________) в
п…лях (_________) и л…сах (_______) л…ж…т (_______)
глубокий сне… (________) трудно птицам и
зв…рям (______) найти корм в сн…гу
(________)
Правильный текст. (Слайд 11). «Пришла
зима (зимы). В полях (поле) и лесах (лес) лежит (лёжа)
глубокий снег (снега). Трудно птицам и зверям
(зверь) найти корм в снегу (снег)».
7. Итог урока. Рефлексия
– Вы хорошо потрудились. Давайте вспомним, чем
мы на уроке были озадачены?
– У вас на парте у каждого есть «Лист
самооценки» (Слайд 12). Выберите ответы
к каждому вопросу.
1. На уроке я работал | активно – пассивно |
2. Своей работой на уроке | доволен – не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким – длинным |
4. За урок я | не устал – устал |
5. Моё настроение | стало лучше – стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен – не понятен полезен – бесполезен интересен – скучен лёгким – трудным |
– Я хочу пожелать вам, чтобы зоркими у вас были
не только глазки. Есть такая сказка «Маленький
принц». Мне очень нравятся слова из этого
произведения: «Зорко одно лишь сердце. Самого
главного глазами не увидишь». (Слайд 13)
8. Домашнее задание
Учебник. Упражнение 151.
Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 29 лет, учитель начальных классов.
Россия, Тюменская обл., Тюмень
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
Русский язык
Презентацию выполнила: Маршова Е.В.,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 25»
Как наши слова определяют нас.
В одной небольшой деревне жил крестьянин. Вечером, после трудового дня он сидел на крыльце своего дома, наслаждаясь тишиной и прохладой.
Мимо его дома проходила дорога в город, по которой перемещалось множество людей.
Сначала мимо прошел старичок и подумал: «Какой бездельник. Сидит на крыльце и ничего не делает. Нет чтобы делом каким заняться». Поворчал он про себя, да и дальше пошел.
Следом за ним шла молодая женщина. Посмотрев на человека у дома, она подумала: «Чего это он в дом не идет. Видно высматривает что-то. Потом всем расскажет, кого увидит, станет сплетни распускать, кто куда мимо его дома шел». Фыркнула и ускорила шаг.
Еще позже, по дороге прошел дровосек, который подумал: «Должно быть этот человек много трудился и теперь заслуженно отдыхает. Ведь так приятно после тяжелого рабочего дня просто сидеть и наслаждаться природой». После этого он заторопился к себе домой, за своим заслуженным отдыхом.
Кем же на самом деле был тот крестьянин? Да кто его знает. Мало ли какая причина может быть у человека для того, чтобы вечером сидеть на крыльце у своего дома, и наслаждаться спокойствием. О нем мы ничего не можем сказать.
Зато, можно сказать кем были люди, проходившие мимо.
Пожилой мужчина, первый заметивший крестьянина, сам является лентяем и бездельником. К тому же любящим поворчать.
Женщина, идущая по дорого после него, только и занимается тем, что глазеет на окружающих и сплетничает.
Наши слова и мысли говорят о нас очень много. Человек видит в других то, чем наполнен он сам. Каждый из нас делает внешний мир отражением внутреннего. Не судите других, и следите за своими словами. Пусть ваш мир будет наполнен добром и мудростью.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
15 н оя бря.
Кла сс ная р а бота.
Сижу правильно,
пишу красиво!
Отгадайте ребусы и запишите слова.
С оро ка
В оро бей
В оро на
Послушайте сказку и определите тему урока.
Жили – были в стране Орфографии дружные между собой гласные.
Однажды отправились гласные а и о гулять по лесу. Любовались цветами, собирали ягоды. Вдруг налетел
забияка ветер, принес с собой ссору. Раскричались гласные на весь лес, да так, что звери разбежались, птицы
разлетелись, деревья поникли, ведь ссора никого не красит.
В чем причина, почему поссорились гласные?
Стали они выяснять, кто из них главнее, кто из них важнее в словах. Когда гласные а и о стоят без ударения, место
хочет занять и одна, и другая.
Прослышала про эту историю сорока – белобока, полетела новость по лесу разносить.
Жил в лесу в ту пору добрый волшебник Ударение. Поспешил он к ним на помощь. Был у него волшебный
невидимка –молоток, стоило ему волшебным молоточком ударить в безударный слог по гласной: -Тук! – как она
стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть.
Помирил волшебник Ударение гласные а и о , а также е – и .
Давайте и мы попросим волшебника Ударение нам помочь определять,
когда в словах встречаются езударные гласные.
Тема урока:
«Безударные гласные
в корне слова.»
Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять.
Вы запомните, друзья,
Буквы А, О, Е, И, Я !
Верно ли?
Если гласный
в слабой позиции,
то его надо проверять.
На какие вопросы будем учиться отвечать?
Что?
Где?
Как?
безударные а,о,и,е,я
в корне
подбирать однокоренные слова
с ударным проверяемым
гласным
с. 93
Упражнение 141. (Работа в парах.)
Прочитайте четверостишие. Что обозначает выражение скучная пopal Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах. Какие гласные называются ударными?
Проверь себя :
Гусей кр и кливых к а р а ван
Т я нулся к югу: пр и бл и жалас ь
Д о вольн о скучная п о ра;
Ст о ял н о ябрь уж у дв о ра.
Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным.
Упражнение 142.
Сам р Упр. 142 (с. 93).
Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? Чем отличаются слова во второй паре? Это формы одного и того же слова. Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок — это одно и то же слово? Береза и березовый — это формы одного слова или однокоренные слова? Что записано в первом столбике? Что записано во втором столбике? Прочитайте вывод.
Проверь себя :
Однокоренные слова
Формы слова
тигр-тигры
тигр-тигрята
берёза- берёзы
берёза-берёзовый
Упражнение 143. ( по вариантам)
Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки? Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах? Какой вывод можете сделать? Найдите среди предложений пословицу. Объясните ее смысл. Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
Проверь себя :
Древние города окружали земляные валы. Повозки с грузом тянули волы.
Проверь себя :
Над котлом клубятся пары воды. До поры до времени не сеют семени.
Упражнение 144.
Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? Где записаны однокоренные слова? Запишите слова так же, как в учебнике. Поставьте ударение. Выполните задания по учебнику. Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится. Прочитайте, на что нужно обратить внимание. Прочитайте правило. Что такое проверяемое слово Что такое проверочное слово?
Проверь себя :
Формы
Однокоренные слова
слова
Упражнение 146.
Как узнать, какую букву нужно проверять в слове? Назовите проверочные слова к каждому слову. В каких словах для проверки вы изменяли форму слова? В каких словах для проверки вы подбирали однокоренные слова? Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое. Сделайте вывод: как подобрать проверочное слово? Прочитайте правило и скажите, верный ли вывод вы сделали.
Запомни правило!
Упражнение 148.
Что изображено на рисунках? Запишите слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова.
Объясните, как проверить букву, вставьте букву в слово. Вы проверяли слово, подбирая однокоренные слова или другую форму слова?
Подведём итог урока :
Продолжите утверждение:
Безударный гласный звук в однокоренных словах и формах одного и того же слова обозначается …
разными буквами
одинаковой буквой
с. 96 упр. 146
- Какие слова надо проверять, изменяя форму слова?
- Какие слова надо проверять, подбирая однокоренное слово?