Технологическая карта урока. Босова
Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 7 класс. ФГОС.
Дата __________________________________
Урок 21. Обработка текстовой информации. Текстовый редактор. Проверка
правописания. Словари.
Цели урока:
предметные – систематизация
представлений о технологиях подготовки текстовых документов;
метапредметные – формирование широкого
спектра умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для создания текстовых документов; умения критического
анализа;
личностные – развитие
понимания социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков
квалифицированного клавиатурного письма.
Решаемые учебные задачи:
1)
сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий подготовки текстовых
документов;
2)
систематизация представлений о компьютерных инструментах создания текстовых
документов.
3)
формирование навыков компьютерной обработки текстов.
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
|
1 |
Организационный |
Дети |
Личностные — формирование |
|
2 |
Запись домашнего задания. |
§. 4.1.2-4.1.3 РТ. №174, №175, |
Работа с |
|
3 |
Анализ контрольной работы |
Учитель |
— |
Познавательные — развитие |
4 |
Формулирование темы и целей урока (по |
— Найди общее: Документ, — Выбери из списка действия с текстовой — Подбери слово, которым можно назвать все эти действия. — — Из ключевых слов составь тему урока: «текстовая информация» «обработка» «текстовый редактор» Назовите — — учиться: |
— В основном, содержат текстовую информацию. — — обработка; — текстовый редактор — «Обработка текстовой информации. Текстовый -о современных способах обработки текстовой -обрабатывать текстовую информацию с помощью |
Регулятивные — умение |
5 |
Объяснение темы |
— Узнай — Краткий |
— — Программы для обработки текстовых |
Познавательные — развитие Коммуникативные — Личностные — формирование |
6 |
Работа в |
Распредели |
— |
|
7 |
Компьютерный ( по 1 баллу) |
Выполни |
— работа |
|
8 |
Итоги урока, |
Можете — Вам — Что у — Какое — Как бы |
• Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова « Информатика 7 класс». Бином. 2014.
• Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.
Методическое пособие. 7 класс
•
Материалы
Интернета http://www.rhapsody.ru/compositions/petr1.html
Способы проверки правописания в текстовом процессоре
1) Выделить весь текст документа (ctrl+a)
2) Кликнуть на язык в левом нижнем углу в строке состояния:
3) Выделить нужный язык (например, Русский (Россия)) Убрать выделение со строки «Не проверять правописание» нажать ОК:
Если это не помогает, необходимо включить функцию проверки правописания в принципе.
1) Нажать круглую кнопку в левом верхнем углу экрана Параметры Word:
2) Зайти в раздел «Правописание», проставить необходимые галочки, нажать ОК:
Сервис проверки орфографии и пунктуации онлайн — это уникальный бесплатный сервис поиска ошибок и опечаток.
Эффективный алгоритм TEXT.RU находит множество ошибок, среди которых:
-
опечатки;
-
лишние пробелы;
-
повтор слов;
-
строчная буква в начале предложения;
-
правописание через дефис;
-
и многое другое.
-
непарные скобки и апострофы;
-
две запятые или точки подряд;
-
выделение запятыми вводных слов;
-
ошибки в согласовании;
-
грамматические и логические ошибки;
Ссылки:
https://text.ru/spelling
http://online.orfo.ru/
https://advego.ru/text/
Источники:
-
http://linguacontact.com/spellcheck/
-
https://text.ru/spelling
I. Орг момент.
Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Ввод и редактирование документа».
Сегодня на уроке, мы узнаем, как редактируется документ.
II. Актуализация знаний
Но сначала несколько вопросов по предыдущим темам.
Что такое текстовый редактор?
Что можно назвать стандартными компонентами среды ТР?
Порядок создания документа?
Какие параметры страниц необходимо задать перед началом создания документа?
Какие ориентации страниц существуют?
Что определяет формат страниц документа?
Что определяют размеры полей?
III. Новый материал
Профессионалы, знакомые с Word давно, умеют выполнять работу с минимальным количеством манипуляций. Их действия не просто умелые, а эффективные, особенно при выполнении повторяющихся задач. Овладев этими способами, вы сможете ускорить свою подготовку документов.
На прошлом уроке вы создавали документ в текстовом редакторе, а сегодня мы научимся вводить и редактировать док-т.
Вспомним, что называется документом?
Ввод текста
Ввод-редактирование – это основной режим работы текстового редактора.
Основой большинства документов явл-ся текст.
Что такое текст в информатике?
Существуют правила ввода текста (распечатано на листах).
При работе с текстовым редактором в режиме ввода-редактирования по экрану дисплея перемещается курсор, который указывает текущую позицию для ввода. Символ, соответствующий нажатой клавише, помещается в позицию курсора, который после этого перемещается на один шаг вправо или, если достигнут конец строки, в начало следующей строки.
Что вы понимаете под редактированием текста?
В процессе редактирования текста пользователь может выделять фрагменты и манипулировать ими (переносить, удалять, копировать), вставлять какие либо объекты (формулы, изображения, таблицы, диаграммы и т.д.).
Редактирование документа производится путем копирования, перемещения или удаления выделенных символов или фрагментов документа.
Выделение производится с помощью мыши или клавиши управления курсором на клавиатуре при нажатой клавише{Shift}.
Работа с фрагментами текста
Большинство текстовых редакторов позволяют выделять в тексте куски, которые называют фрагментами (блоками). Чаще всего блок на экране отмечается изменением цвета фона и символов.
С выделенным блоком могут быть выполнены следующие действия:
-
удаление;
-
перенос;
-
копирование.
Эти три операции связаны с использованием специальной области памяти, которую называют буфером обмена.
Копирование:
-
После выделения фрагмента документа и ввода команды копировать выделенная часть док-та помещается в буфер обмена (спец. обл. памяти).
-
С помощью мыши или клавиш управления курсором на клавиатуре курсор устанавливается в определенное место документа и вводится команда вставить.
-
Для многократного копирования фрагмента достаточно несколько раз повторить команду вставить.
Перемещение:
1. Выделить копируемый фрагмент в тексте.
2. Выбрать команду «Вырезать».
3. Установить курсор в позицию вставки.
4. Выбрать команду «Вставить».
Удаленный из текста по команде «Вырезать» фрагмент не исчезает совсем, а только перемещается в буферную область. Затем из буферной области он копируется в указанное курсором место. Такое копирование можно производить многократно.
Удаление:
Позволяет удалить выделенный фрагмент.
Поиск и замена.
В процессе работы над документом иногда бывает необходимо заменить одно многократно встречающееся слово на другое.
Существует операция Найти и заменить.
В меню команд выбрать ПРАВКА – НАЙТИ.
Проверка правописания.
В процессе создания документа могут быть допущены орфографические ошибки в написании слов и грамматические ошибки в построении предложений.
МЕНЮ КОМАНД — СЕРВИС – ПРАВОПИСАНИЕ
Красной волнистой линией – орфографические ошибки.
Зеленой волнистой линией – синтаксические ошибки.
Сохранение документа.
В процессе работы, в документ могут вноситься изменения, поэтому необходимо сохранять документ.
Документы, создаваемые с помощью текстового редактора, сохраняются в файлах на внешних носителях. Значит, работая с текстовым редактором, пользователь должен иметь возможность выполнять основные файловые операции:
-
создать новый файл;
-
сохранить текст в файле;
-
открыть файл (загрузить текст из файла в оперативную память).
В системе команд текстового редактора имеется команда включения режима работы с файлами. Обычно она так и называется: ФАЙЛ. Затем пользователь отдает одну из команд: СОЗДАТЬ, СОХРАНИТЬ, ОТКРЫТЬ. Обращение к конкретному файлу происходит путем указания его имени.
IV. Закрепление нового материала
Практическая работа
Прилагается к конспекту.
V. Итог урока.
-
Что понимается под редактированием текста?
-
Что такое фрагмент текста? Какие действия с ним можно выполнять?
-
Как осуществляется в текстовом редакторе поиск и замена?
Урок окончен.
Д/З параграф 15.
Алгоритмы работы с фрагментами текста (копирование, удаление, перемещение). Знать правила ввода текста и клавиши быстрого перемещения по тексту.
Ученики рассаживаются по местам.
Записывают тему и число.
ТР – это прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ.
Рабочее поле, текстовый курсор, строка состояния, меню команд.
-
Создать документ
-
Ввод текста
-
Редактирование.
В начале работы над документом необходимо задать параметры страницы: формат, ориентацию и размеры полей.
Книжная и альбомная.
Формат страниц документа определяет их размеры.
Размеры полей определяют расстояния от краев страницы до границ текста.
Документом называется любой файл, обрабатываемый с помощью приложений.
Текст — последовательность различных символов: прописных и строчных букв русского и латинского алфавитов, цифр, знаков препинания, математических символов и др.
Раздаю ученикам правила ввода текста.
Записывают в тетрадь.
Под редактированием понимается внесение любых изменений в набранный текст (т.е. меняется содержимое, а не внешний вид). Например, стереть ошибочный символ, слово, строку; заменить один символ на другой; вставить пропущенные символы, слова, строки.
Что можно делать с фрагментом текста?
Удалять, копировать, перемещать.
БО – область оперативной памяти для временного хранения информации.
Показать в word на компьютере.
Спрашиваю учащихся.
Записывают в тетрадь.
Показываю на экране телевизора, через компьютер. Показываю на компьютере в word.(гиперссылка).
Конспект урока
Информатика
7 класс
Урок № 14
Создание текстовых документов на компьютере
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Научиться создавать текстовые документы, редактировать их и форматировать.
- Узнать, как можно работать с фрагментами текста, каким образом можно форматировать символы, абзацы, страницы документа.
- Познакомиться со способами визуализации текстовых документов.
- Научиться создавать таблицы и графику в текстовых документах.
Тезаурус:
Правила при вводе текса:
- не следите за концом строки: курсор автоматически перейдёт на следующую строку;
- для того, чтобы начать новый абзац, нажмите на клавишу Enter;
- там, где нужно, используйте прописные буквы (Shift + буква);
- соседние слова отделяйте пробелом один раз;
- знаки препинания пишите слитно с предшествующим словом и отделяйте пробелом от следующего слова;
- кавычки и скобки пишите слитно с соответствующими словами;
- тире выделяйте пробелами с двух сторон;
- дефис пишите слитно с соединяемым им словом.
Фрагмент – произвольное количество следующих друг за другом символов текста: один или несколько символов, слово, строка, предложение, абзац или даже весь документ.
Форматирование текста – процесс его оформления.
Основная литература:
1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.
Дополнительная литература:
- Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
- Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
- Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
- Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Текстовый документ – это информация, которую можно представить на бумажном, электронном или другом носителе в текстовой форме. Существуют разные виды текстовых документов: это статьи, рассказы, объявления, инструкции, ведомости, стихи и другие. Сегодня на уроке мы научимся создавать текстовые документы, а также оформлять его, редактировать, если это необходимо, дополнять чем – либо.
Ввод текстового документа на компьютере осуществляется с помощью клавиатуры. Чтобы научиться быстро набирать текст на клавиатуре, нужно запомнить расположение клавиш. Клавиатуру мысленно можно разделить на две части – для правой и левой рук. Каждый палец «закрепляется» за определёнными клавишами, как показано на рисунке.
При вводе текста нужно выполнять следующие правила:
- не следить за концом строки: курсор автоматически переходит на следующую строку;
- для того, чтобы начать новый абзац, нужно нажать на клавишу Enter;
- там, где нужно, использовать прописные буквы;
- соседние слова отделяются пробелом один раз;
- знаки препинания писать слитно с предшествующим словом и отделять пробелом от следующего слова;
- кавычки и скобки пишутся слитно с соответствующими словами;
- тире обособляется пробелами с двух сторон;
- дефис пишется слитно с соединяемым им словом.
При редактировании текса его просматривают, чтобы убедиться, что всё правильно или исправить обнаруженные ошибки и внести необходимые изменения. Все ошибки, допускаемые при вводе текста, можно разделить на три типа:
Лишний символ, пропущенный символ и неверный символ. Все эти ошибки можно устранить. Например, чтобы вставить пропущенный символ, можно установить курсор на месте вставки символа и нажать на нужный символ.
При редактировании текст можно просматривать несколькими способами: с помощью полос прокрутки, специальных комбинаций клавиш, а также с помощью функции проверки правописания.
Текстовый редактор всегда находится в одном из двух режимов – вставки или замены. Чтобы их переключить, используется клавиша Insert.
Выполнять редактирование можно не только со всем текстом, но и с отдельными его фрагментами, например, символов, строк, предложений, слов, абзацев. Чтобы выполнять какие–либо действия с фрагментом текста, его нужно выделить.
Выделенный фрагмент можно:
- удалить из текста,
- вырезать, то есть поместить в специальный раздел памяти, называемый буфером обмена,
- копировать в буфер обмена,
- вставить из буфера обмена.
Выполнить все перечисленные действия можно и с помощью кнопок панели инструментов: вырезать, копировать, вставить.
Просматривая различную литературу, можно заметить, что текст оформлен по-разному. Процесс оформления текста называется форматированием. Основная цель форматирования – сделать восприятие готового документа простым и приятным для читателя. Делается это, в первую очередь, за счёт одинакового оформления однотипных структурных элементов текста.
К способам форматирования относятся: прямое форматирование и стилевое форматирование.
При прямом форматировании текста применяют такие действия, как выбор вида шрифта, его размер, начертание, цвет.
К основным свойства абзаца относятся: выравнивание, междустрочный интервал, интервалы до и после абзаца, отступы слева и справа, красную строку.
При работе с большими текстами используют, как правило, стилевое форматирование. Смысл этой операции заключается в том, чтобы придать структурным элементам текста, например заголовкам, одинаковый набор параметров форматирования: шрифт, его начертание, размер, междустрочный интервал и так далее.
Приёмы форматирования можно применить и к страницам, предназначенным для печати на принтере. Здесь роль играет ориентация страниц: альбомная или книжная, поля: верхнее, нижнее, левое, правое, размещение номера страницы или колонтитула.
К преимуществам стилевого форматирования относятся: экономия времени, единообразие в оформлении текстового документа, быстрое изменение вида отдельных элементов во всём документе.
Как правило, текстовая информация воспринимается лучше, если она визуализирована, то есть, снабжена иллюстрациями, списками, таблицами и прочее. Современные текстовые процессоры позволяют включать в текст различные графические изображения. Сделать это можно несколькими способами: вставить изображения из файла, из коллекции Microsoft Office, из коллекции встроенных схем и диаграмм, а также создать из векторных примитивов. Изображения в документе также можно редактировать.
Все возможные перечни в документах оформляются с помощью списков. Списки могут быть нумерованными и маркированными. Элементы нумерованного списка обозначаются с помощью чисел или букв.
Элементы маркированного списка обозначаются с помощью значков-маркеров.
По своей структуре списки могут быть одноуровневыми и многоуровневыми.
Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, часто используют таблицы, состоящие из столбцов и строк. Каждая таблица имеет общий заголовок, верхний и боковой заголовки, а на пересечении столбцов и строк образуются ячейки. Ячейки таблицы могут состоять из слов, картинок, чисел.
Вставка таблицы выполняется через меню: «вставка – таблица».
Также через «меню вставка» можно в текст вставить формулы, дроби, корни и специальные знаки.
Итак, сегодня мы узнали, как создавать текст, какие операции можно с текстом выполнять. Познакомились с понятием визуализация информации в текстовых документах.
Материал для углубленного изучения темы.
Клавиатурный тренажёр «Руки солиста»
Руки солиста ‑ это клавиатурный тренажер для школьников средних классов. Он разработан для выработки навыков слепого десятипальцевого метода набора на клавиатуре. Тренажер разработан по методике В. В. Шахиджаняна и применяется на уроках информатики в школах России.
Программа включает 3 курса обучения слепой печати ‑ для 7, 8, 9 классов. Есть многопользовательский режим, что позволяет использовать программу в классах для обучения (в школах и высших учебных заведениях). Программа позволит обучиться слепой печати за 3 учебных года (в программе 100 упражнений разделенных на 3 части), но, при желании, процесс обучения можно ускорить.
Программа является бесплатной, легко скачивается на компьютер. Далее её нужно установить. Устанавливается клавиатурный тренажёр также легко, нужно лишь следовать за установщиком.
Далее на рабочем столе появляются значки:
Открываем любой файл и видим:
Вводим свои данные с указанием класса и курса. Если вы ранее создали пользователя, то после запуска программы вам будет показано это окно.
Здесь можно:
- Редактировать пользователя (можно поменять только Ф.И.О.).
- Создать нового пользователя.
- Экспортировать результаты пользователя в таблицу Exel (будет полезно для анализа результатов).
- Кнопка «Удалить выделенную учётную запись» в режиме клиента не доступна.
- Вызвать справку (программа имеет подробную справку по работе с клавиатурным тренажером).
- Приступить к обучению.
В программе «Руки солиста» не предусмотрено тонкой настройки.
Возможности настроек:
- Выбор размера шрифта (средний и мелкий).
- Включение метронома и настройка его частоты.
- Отключение раскраски зон клавиатуры, расстановки пальцев и показ следующей клавиши.
- В «кабинете» программы можно увидеть пройденные уровни и оценки за их прохождение. Справа можно посмотреть краткую статистику.
- После того как выбрали нужное задание — предстоит прочитать вступительный текст.
- Вступительный текст состоит из методических указаний (правильная посадка, расстановка пальцев, правила слепого десятипальцевого метода), содержания задания и советов, которые помогут стать волевым, целеустремленным, активным, умеющим добиваться поставленной цели.
В окне выполнения занятия можно увидеть:
- Фразы известных людей (будут полезны для самомотивации и общего развития).
- Панель управления (здесь можно закончить выполнение задания, начать задание заново и включить/отключить метроном).
- Окна с набираемым и набранным текстом.
- Справа расположена шкала прогресса.
- Ошибки: допущено ошибок и лимит ошибок в задании.
- Время выполнения задания.
- Ритмичность показана на шкале и в цифрах.
- В окне вывода результатов помогут бороться с ошибками, покажут результаты, и похвалят, либо немножко поругают.
Программа «Руки солиста» имеет 100 уровней, в 7-м классе ‑ 20 уровней, в 8-м ‑ 50 уровней и в 9-м классе ‑ 30 уровней.Разбор решения заданий тренировочного модуля
№1. Тип задания: Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Три учительницы: Инга Петрова, Татьяна Михайлова, Светлана Андреева преподают: ботанику, музыку и черчение в школах Москвы, Ужгорода и Твери. Известно что: Инга Петрова работает не в Москве, а Татьяна Михайлова не в Ужгороде; та, которая живет в Москве, преподает не черчение; работающая в Ужгороде учитель ботаники; Татьяна Михайлова преподает не музыку; кто в каком городе живет, какой предмет преподает?
Решение:
Чтобы решить эту задачу, нужно составить таблицу и заполнить её «+» или «–» согласно условию задачи.
ботаника |
музыка |
черчение |
Москва |
Ужгород |
Тверь |
|
И. П |
+ |
– |
‑ |
‑ |
+ |
‑ |
Т. М |
– |
‑ |
+ |
‑ |
– |
+ |
С.А |
‑ |
+ |
– |
+ |
‑ |
– |
Таким образом:
Татьяна Михайлова живёт в Твери и преподаёт черчение.
Светлана Андреева живёт в Москве и преподаёт музыку.
Инга Петрова живёт в Ужгороде и преподаёт ботанику.
Ответ: Татьяна Михайлова живёт в Твери и преподаёт черчение. Светлана Андреева живёт в Москве и преподаёт музыку. Инга Петрова живёт в Ужгороде и преподаёт ботанику.
№2. Тип задания: множественный выбор.
В компании трудятся специалисты (С), тренеры (Т) и финансисты (Ф). Каждый сотрудник имеет определенный уровень достижений – не меньше второго и не больше пятого; На диаграме отражено а) распределение уровней достижений, б) распределение сотрудников по специальностям. Каждый сотрудник имеет один уровень достижений и одну должность.
Варианты ответов:
В компании трудится 100 человек
Все тренеры могут иметь третий уровень достижений
Все специалисты могут иметь второй уровень достижений
В компании трудится 50 специалистов
Решение:
Текст задачи визуализирован диаграммами. Читаем каждый вариант ответа и определяем верный он или нет. Исходя из диаграмм, получаем, что в компании трудятся 100 человек (слева количество достижений, если все их сложить получится общее число сотрудников) и все специалисты могут иметь второй уровень достижений (его могут иметь и все финансисты, но такого в ответах нет).
Ответ: В компании трудится 100 человек. Все специалисты могут иметь второй уровень достижений.
УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ( УТВ . УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 14.12.93 № 2140 )
Дежурный по роте
303. Дежурный по роте назначается из сержантов и, как исключение, из числа наиболее подготовленных солдат . Он отвечает за точное выполнение распорядка дня и соблюдение других правил по поддержанию внутреннего порядка в роте ,за сохранность оружия, ящиков с боеприпасами, имущества роты , личных вещей солдат и сержантов и за правильное несение службы дневальными. Дежурный по роте подчиняется дежурному по полку и его помощнику , а в порядке внутренней службы в роте –командиру роты и старшине роты.
304. Перед разводом новый дежурный по роте проверяет состав назначенного суточного наряда роты , осматривает его и представляет старшине роты . После осмотра , проверки знания обязанностей и проведения практических занятий старшиной роты он принимает от старого дежурного сведения о наличии и расходе людей и ведет суточный наряд на развод. После развода новый дежурный вместе со старым дежурным проверяет и принимает оружие, ящики с боеприпасами и печати на них, имущество по описям ,проверяет наличие и исправность средств пожаротушения и оповещения, после чего дежурные расписываются в книге приема и сдачи дежурства ( Приложение 12 ) .
Оружие принимается поштучно , по номерам и в комплектности .При этом проверяется исправность замков, охранной сигнализации, шкафов, печатей и другого оборудования. Приняв дежурство, новый дежурный вместе со старым прибывают к командиру роты, а в его отсутствие –к заместителю командира роты, если и он отсутствует, к старшине роты с докладом о сдаче и приеме дежурства. Например : « Товарищ капитан. Сержант Степанов дежурство по роте сдал » . « Товарищ капитан. Младший сержант Казаков дежурство по роте принял» . Затем новый дежурный по роте сообщает о всех сделанных замечаниях и отданных дежурным по полку на разводе указаниях , а также о неисправностях или недостаче, обнаруженных при приеме дежурства.
305. Дежурный по роте обязан :
- при объявлении тревоги производить подъем личного состава, оповещать военнослужащих , проходящих военную службу по контракту, до прибытия в роту офицеров роты или старшины роты выполнять указания дежурного по полку ;
- следить за точным выполнением распорядка дня в роте ,в установленное время производить общий подъем личного состава ;
- знать местонахождение роты и порядок ее вызова, наличие в роте людей, количество находящихся в наряде, больных, арестованных ( заключенных под стражу) , уволенных из расположения полка или отправленных в составе команд, а также наличие и точный расход оружия ;
- выдавать оружие , кроме пистолетов, только по приказу командира или старшины роты, делая об этом запись в книге выдачи оружия и боеприпасов (Приложение 10 );при приеме оружия проверять номера и комплектность его ; постоянно иметь при себе и никому не передавать ключи от комнаты для хранения оружия ;
- в случае каких-либо происшествий в роте и нарушения установленных уставами правил взаимоотношений между солдатами или сержантами роты принимать неотложные меры к наведению порядка; немедленно докладывать об этом дежурному по полку и командиру роты или его заместителю, а в отсутствие последних – старшине роты;
- следить за наличием и исправным состоянием средств пожаротушения роты и охранной сигнализации комнат для хранения оружия, выполнением требований пожарной безопасности в роте (курение разрешать только в специально отведенных местах, просушку обмундирования – только в сушилках, наблюдать за выполнением правил топки печей и пользования лампами);
- по команде дежурного по полку закрывать двери казармы на запоры, а допуск посетителей осуществлять по звонку сигнализации после предварительного ознакомления;
- при возникновении пожара вызвать пожарную команду, принять меры по его тушению и немедленно доложить дежурному по полку и командиру роты, а также принять меры по выводу людей и по выносу оружия и имущества из помещений, которым угрожает опасность;
- своевременно сменять дневальных; по приказу старшины роты отправлять подразделения, назначенные на работы, и различные команды, а также отправлять всех заболевших и подлежащих осмотру врачом в медицинский пункт;
- в назначенный час выстраивать увольняемых из расположения полка, докладывать об этом старшине роты и по его приказу представлять их дежурному по полку;
- отлучаясь из помещения роты по делам службы, а также на время своего отдыха, передавать исполнение своих обязанностей одному из дневальных свободной смены;
- получить от старшины роты после вечерней поверки сведения об отсутствующих, а при наличии самовольно отлучившихся – список этих военнослужащих с указанием воинского звания, фамилии, имени и отчества, предполагаемого места нахождения и доложить дежурному по полку. Например: «Товарищ капитан. В 1-й танковой роте вечерняя поверка произведена, все люди налицо, за исключением двух человек, находящихся в отпуске, трех человек – в наряде. Дежурный по роте сержант Сергеев»;
- после утреннего осмотра докладывать дежурному по полку по техническим средствам связи о наличии и расходе личного состава роты, о происшествиях за ночь, а при наличии опоздавших из увольнения и самовольно отлучившихся представить их список;
- следить за тщательной уборкой и содержанием помещений роты, за поддержанием в них установленной температуры воздуха, соблюдением порядка освещения, отоплением, проветриванием помещений, наличием питьевой воды в бачках и воды в умывальниках, а также за уборкой участка территории, закрепленного за ротой;
- поддерживать порядок при приеме пищи личным составом роты; по указанию старшины роты своевременно подавать дежурному по столовой заявки на оставление пищи лицам, находящимся в наряде или отсутствующим по другим служебным делам;
- по прибытии в роту прямых начальников от командира роты и выше, дежурного по полку, а также инспектирующих (проверяющих) лиц подавать команду «Смирно», докладывать им и сопровождать их по расположению роты. Например: «Товарищ майор. Во время моего дежурства происшествий не случилось (или случилось то-то). Рота занимается на войсковом стрельбище. Дежурный по роте сержант Смирнов». Другим офицерам, прапорщикам и старшине роты дежурный не докладывает, а только представляется. По прибытии офицеров не своей роты дежурный по роте также представляется им и сопровождает их к командиру роты. В том случае, когда прибывшего командира (начальника) встречает командир роты и докладывает ему, присутствующий при этом дежурный по роте не докладывает, а только представляется.
306. При расположении в населенном пункте дежурный по роте, кроме того, наблюдает, чтобы солдаты и сержанты не выходили из района расположения роты, не заходили в места, посещение которых запрещено, при нахождении на улице были по форме одеты и соблюдали общественный порядок. Замеченных в нарушении порядка дежурный по роте задерживает и направляет к старшине роты.
Дневальный по роте
307. Дневальный по роте назначается из солдат. Он отвечает за сохранность находящихся под его охраной оружия, шкафов (ящиков) с пистолетами, ящиков с боеприпасами, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов. Дневальный по роте подчиняется дежурному по роте.
308. Очередной дневальный по роте несет службу внутри казарменного помещения у входной двери, вблизи комнаты для хранения оружия. Он обязан:
- никуда не отлучаться из помещения роты без разрешения
- дежурного по роте; постоянно наблюдать за комнатой для хранения
- оружия;
- не пропускать в помещение посторонних лиц, а также не допускать выноса из казармы оружия, боеприпасов, имущества и вещей без разрешения дежурного по роте;
- немедленно докладывать дежурному по роте о всех происшествиях в роте, о нарушении установленных уставами правил взаимоотношений между солдатами или сержантами роты, о замеченных неисправностях и нарушениях требований пожарной безопасности, принимать меры к их устранению;
- будить личный состав при общем подъеме, а также ночью в случае тревоги или пожара; своевременно подавать команды согласно распорядку дня;
- следить за чистотой и порядком в помещениях и требовать их соблюдения от военнослужащих;
- не позволять военнослужащим в холодное время, особенно ночью, выходить из помещения неодетыми;
- следить за тем, чтобы военнослужащие курили, чистили обувь и одежду только в отведенных для этого помещениях или местах;
- по прибытии в роту прямых начальников от командира роты и выше и дежурного по полку подавать команду «Смирно»; по прибытии в роту других офицеров роты, а также старшины роты и военнослужащих не своей роты вызывать дежурного. Например: «Дежурный по роте, на выход».
Очередному дневальному запрещается садиться, снимать снаряжение и расстегивать одежду. Дневальный свободной смены обязан поддерживать чистоту и порядок в помещениях роты и никуда не отлучаться без разрешения дежурного по роте, оказывать ему помощь в наведении порядка в случае нарушения установленных воинскими уставами правил взаимоотношений между солдатами или сержантами роты; оставаясь за дежурного по роте, выполнять его обязанности.
309. При расквартировании роты в населенном пункте один из дневальных должен безотлучно находиться на улице, на месте, установленном командиром роты и оборудованном навесом для защиты от непогоды.
Дневальный обязан всегда знать, где находится дежурный по роте, и наблюдать за соблюдением военнослужащими общественного порядка и правил ношения военной формы одежды. О всех замеченных нарушениях он докладывает дежурному по роте.
Дежурный по столовой
310. Дежурный по столовой назначается из прапорщиков или сержантов. Он отвечает за правильность получения продуктов со склада, полноту закладки их в котел, своевременную раздачу пищи по установленным нормам, за сохранность кухонного инвентаря и посуды, а также за санитарно-гигиеническое состояние столовой и поддержание порядка в ней. Дежурный по столовой подчиняется дежурному по полку, его помощнику и заместителю командира полка по тылу. Ему подчиняются суточный наряд, назначенный для работы в столовой, и повара.
311. Новый дежурный по столовой в установленное время прибывает на инструктаж к заместителю командира полка по тылу, а в его отсутствие – к начальнику продовольственной службы. Перед разводом новый дежурный по столовой проверяет состав наряда, заполняет ведомость суточного наряда по столовой и представляет его на медицинский осмотр. После развода он принимает по описи документы (Приложение 10), кухонный инвентарь и посуду, проверяет исправность технологического оборудования, распределяет работу между солдатами расчетов наряда по столовой, проводит их инструктаж по требованиям безопасности.
О сдаче и приеме дежурства старый и новый дежурные по столовой докладывают заместителю командира полка по тылу и дежурному по полку.
312. Дежурный по столовой обязан:
- знать число людей, состоящих на довольствии, и меню-раскладку;
- контролировать получение инструктором-поваром (старшим поваром) продуктов со склада: их массу и доброкачественность (для определения качества продуктов при необходимости вызывать врача или фельдшера);
- следить за обработкой продуктов, а также за тем, чтобы обработка мяса и рыбы, выдача готовой пищи производились только поварами;
- присутствовать при закладке продуктов в котел и наблюдать за тем, чтобы все положенное по раскладке было вложено в котел точно по массе;
- присутствовать при делении мяса и рыбы на порции, проверять их массу, а также правильность записей инструктора-повара (старшего повара) в книге учета контроля за качеством приготовленной пищи;
- не допускать к работе в столовой солдат, которые не прошли медицинского осмотра, следить, чтобы во время работы соблюдались правила гигиены;
- поддерживать чистоту и порядок в столовой, не допускать приема пищи в столовой личным составом в головных уборах, шинелях и специальной (рабочей) одежде;
- следить за своевременной сервировкой и уборкой столов; организовывать выдачу столово-кухонной посуды и прием ее от подразделений, а также качественное мытье посуды, не разрешать ее выноса из столовой;
- не допускать выдачи пищи без проверки ее качества врачом (фельдшером) и разрешения на ее выдачу дежурного по полку, следить за своевременной и правильной раздачей пищи и точным соблюдением очередности в ее выдаче подразделениям;
- требовать, чтобы запасы продуктов хранились в чистоте и порядке и обеспечивалась их надежная сохранность;
- оставлять расход пищи по заявкам старшин рот или дежурных по ротам (по батальонам, подразделениям обеспечения), не допуская ее хранения более установленного срока;
- организовывать своевременную уборку отходов после обработки продуктов и следить за чистотой территории, примыкающей к столовой;
- не допускать в столовую посторонних лиц;
- обеспечивать выполнение требований пожарной безопасности и безопасности при эксплуатации технологического оборудования;
- о всех недостатках докладывать дежурному по полку или его помощнику;
- при посещении столовой прямыми начальниками от заместителей командира полка и выше, а также дежурным по полку и его помощником представляться им. Например: «Товарищ полковник. Дежурный по столовой прапорщик Иванов».