Провели тридцать опытов часть речи

Задание
1.
Охарактеризовать
имена существительные по схеме: а)
собственное или нарицательное, б)
одушевленное или неодушевленное; в)
конкретное, абстрактное, вещественное
или собирательное. Определить род имен
существительных.

Россия,
человек, человечество, таинственность,
камень, лист, листва, ощущение, стая,
чай, красота, тополь, писатель, Онтарио,
тишина, тишь, сумерки, мед, слово, поэзия,
лед, Яссы, домишко, старичок, пушту,
жизнь, осинник, мех, солома, соломина,
пение, песня, зодчий, зодчество, пехота,
Ростов, Сочи, Николай, врач, атташе,
задира, время, Кузнецов, мальчик, леди,
кукла, визави, Миссури, бацилла, голубь,
персонаж, Марс (планета), Марс (мифологическое
существо).

Задание
2.
Решить
тест.

1.Укажите
неверное или неполное утверждение:

а)
существительные бывают одушевленными
и неодушевленными;

б)
все существительные относятся к одному
из трех родов;

в)
склонение – это изменение слова по
числам и падежам;

г)
не все существительные изменяются по
числам и падежам;

д)
существительные могут быть любым членом
предложения: подлежащим, сказуемым,
дополнением, определением, обстоятельством.

2.Найдите
конкретные существительные:

а)
доброта

в)
вечер

д)
сливки

б)
человечество

г)
телефон

е)
жалюзи

3.Укажите
одушевленные существительные:

а)
молодежь

в)
страшилище

д)
кукла

б)
учительство

г)
народ

е)
солнце

4.Укажите
соответствие между существительными
и прилагательными по родовому признаку:

1)
Сухуми

а)
красивый

2)
какаду

б)
красивая

3)
кашне

в)
красивое

4)
рагу

5.Укажите,
какого пода выделенное существительное
в предложении: а) мужского, б) женского,
в) общего:

Наш
Кирилл – сластена.

6.Выберите
правильный ответ. Укажите столбик: а),
б), в), г) или д), в котором последовательно
расположены буквы, соответствующие
пропущенным в словах буквам:

а)

б)

в)

г)

д)

О
хорошей вест…

е

и

е

е

и

По
прямой лини…

е

и

и

и

и

У
летней беседк…

и

е

и

е

и

В
горном аул…

е

и

е

и

е

Прыгать
по ветк…

и

е

и

е

е

7.Укажите
строчку, все слова которой пишутся без
мягкого знака на конце:

а)
шалаш_, багаж_, чертеж_, брош_;

б)
ковш_, ерш_, ландыш_, мыш_;

в)
сторож_, крыш_, грош_, трельяж_;

г)
стаж_, этаж_, лаваш_, суш_;

д)
бородач_, смерч_, глуш_, мяч_.

8.Укажите,
в каких словосочетаниях существительные
относятся к женскому роду (устно поставьте
их в форму единственного числа):

а)
старинные рояли

в)
много повидла

д)
белые лебеди

б)
заказные бандероли

г)
ваши фамилии

е)
вагонные рельсы

9.В
каком предложении выделенное
существительное имеет окончание
–у
(-ю)
:

а)
В области налажено производство сыр…;

б)
Возьмите головку репчатого лук…;

г)
Я думаю, что чашка ча…
вам не повредит;

д)
Сладость сахар…
всем извества.

10.Выберите
правильный ответ. Укажите столбик: а),
б), в), г) или д), в котором последовательно
расположены буквы, соответствующие
пропущенным в словах ед. ч., им. п. буквам:

а)

б)

в)

г)

д)

арбузищ…

е

а

е

а

е

бородищ…

е

а

а

е

е

волчищ…

а

а

е

е

е

дружищ…

е

а

е

а

е

домищ…

е

а

е

а

е

11.Укажите
существительные, которые во множественном
числе именительного падежа имеют
окончание –ы (-и):

а)
вексел…

в)
лектор…

д)
вензел…

б)
кител…

г)
адрес…

е)
боксер…

12.Найдите
существительные, которые в форме
родительного падежа множественного
числа имеют нулевое окончание:

а)
табор цыган…

в)
несколько вольт…

д)
пять апельсин…

б)
группа сапер…

г)
образ жизни чукч…

е)
пара рельс…

13.Укажите
собственные имена, окончание которых
в форме творительного падежа единственного
числа
–ом:

а)
соглашаться с Нерасов…

в)
зачитываться Булгаков…

д)
смотреть спектакль с Соломин…

б)
жить под Псков…

г)
спорить с Дарвин…

14.Определите,
в каком предложении находится
существительное со следующими
морфологическими признаками: в вин. п.,
ед. ч.:

а)
Хлеб – всему голова;

б)
Хорошие речи приятно и слушать;

в)
Худые вести не лежат на месте;

г)
Знаем мы вашего брата;

д)
И днем с огнем не сыщешь.

15.Укажите,
каким членом предложения является
каждое из выделенных слов в предложениях:
подлежащее, б) сказуемое, в) дополнение,
г) определение, д) обстоятельство, е) не
является членом предложения:

а)
Железо
сильно раскалено;

б)
Привычка – вторая натура;

в)
В ступе воду
не толкут;

г)
Душа в пятки
ушла.

Задание 1.
Определите
лексико-грамматические разряды
прилагательных.

Короткая шуба,
шерстяной платок, крепкий мороз, январские
каникулы, ватная обертка, красное яблоко,
пахучие цветы, пастуший рожок, птичьи
глазки, дедовы слова, пушкинский праздник,
лисьи следы, лисий воротник, золотое
кольцо, золотые слова.

Задание 2. Решите
тест.

1.Укажите
неверное утверждение:

1)
любое слово, обозначающее признак,
является прилагательным;

2)
только качественные прилагательные
образуют степени сравнения;

3)
прилагательные изменяются по родам,
числам и падежам;

4)
краткие прилагательные не изменяются
по падежам;

5)
в предложении прилагательное может
быть определением или сказуемым.

2.В
каком предложении выделенное слово –
имя прилагательное?

1)
Для детей каждый взрослый
кажется существом немного таинственным
(К. Пауст.).

2)
Двойное небо
кончилось дождем на два дня (М. Пришвин).

3)
Взволнованный
и раздраженный этими мыслями, князь
Андрей вошел в комнату (Л.Н.Т.).

4.Ветер
свистит тише
(М.Г.).

3.В
каком ряду в словосочетаниях приведены
только качественные прилагательные?

1)
картинная галерея, клюквенный кисель,
звонкий согласный;

2)
золотая осень, звонкий голос, золотая
брошь;

3)
прямой угол, грубые корма, грубые слова;

4)
тяжелая ноша, железная воля, сиреневое
платье.

4.Все
прилагательные какого ряда не имеют
синтетической формы сравнительной
степени?

1)
талантливый, горький, дорогой;

2)
дружеский, деловой, пушистый;

3)
жестокий, трагический, дерзкий;

4)
близкий, убедительный, деловой.

5.От
всех прилагательных какого ряда
невозможно образование краткой формы?

1)
деловой, низкий, глубокий;

2)
большой, дружеский, передовой;

3)
черный, яркий, голубой;

4)
спелый, боевой, красивый.

6.Найдите
ошибки в образовании краткой формы имен
прилагательных:

1)
живой – жив, светлый – светел;

2)
братский – братск, змеиный – змеин;

3)
плохой – плох, бледный – бледен;

4)
близкий – близок, таинственный –
таинственен (таинствен).

7.В
каком ряду все прилагательные относятся
к собственно-адъективному типу склонения?

1)
Володин, большой, красивый;

2)
отцовский, мамин, девичий;

3)
отцов, лисий, чужой;

4)
молодой, домашний, горячий.

8.Определите,
в каком предложении находится
прилагательное со следующими
морфологическими признаками: качеств,.
м.р., вин.п., ед.ч.:

1)
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

2)
Вечер чёрные брови насопил.

3)
Я слушал её и невольно оглядывал стройный
лик.

4)
Словно белою косынкой подвязалася сосна
(С. Есенин).

Задание 3.
Образуйте
от прилагательных краткие формы.
Объясните причины отсутствия краткой
формы у некоторых прилагательных.

Больной, грустный,
искренний, сладкий, разносторонний,
бледный, боевой, маленький, мягкий,
вражеский, редкий, интересный, склонный,
пламенный, черный, геройский, умелый,
бедовый, родной, дальний, умный, хитрый,
светлый, достойный, высокий.

Задание 4. Образуйте
от прилагательных все возможные формы
степеней сравнения. Объясните причины
отсутствия степеней сравнения у некоторых
прилагательных.

Здоровый, здоровущий,
полный, печальный, целый, умный,
убедительный, хороший, глазастый,
коренастый, гибкий, жидкий, узкий,
комичный, комический, отлогий, молодой,
пустой, слепой, карий, русый, глиняный.

Задание 5.
Определите
способ образования прилагательных
субъективной оценки.

Кругленький,
сухонький, смирнехонький, легошенький,
хитрющий, распроклятый, пренеприятный,
пренеприятнейший, милый-милый,
темный-претемный, широченный.

Задание 6.
Определите
вариант склонения прилагательных.

Городской, собачий,
дедушкин, дорогой, осенний, слабый,
крутой, близкий, верблюжий, Володин,
хороший, плохой, отцов.

Задание 1. Выполните
тест.

1)
слова, обозначающие количество, не
всегда являются числительными;

2)
собирательные числительные могут
сочетаться с существительными, называющими
лиц женского пола и животных;

3)
сложные и составные числительные
склоняются по одному и тому же принципу;

4)
у числительных нет единой системы
склонений;

5)
числительные могут быть любым членом
предложения.

2.Определите,
какой частью речи являются слова: 1 –
числительное, 2 – другая часть речи
:

1)
пятерня

3)
пятеро

5)
пятерка

2)пятая

4)пятый

6)
впятером

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного оба:

1)
Оба рояля рояли на сцене.

2)
На обоих террасах стояли цветы.

3)
Обоим такси путь был открыт.

4)
Мы остались довольны обоими вестибюлями.

4.Укажите номер ответа, где числительное триста сорок четыре стоит в дательном и творительном падежах.

1)
триста сорок четырем, триста сорок
четырьмя;

2)
тремстам сорока четырем, тремястами
сорока четырьмя;

3)
тремстам сорока четырем, тремястами
сорок четырьмя;

4)
тремстам сорока четыре, тремястами
сорока четырьмя;

5)
триста сорок четыре, тремястами сорока
четыре.

5.Выберите правильный ответ, как нужно писать слова (пяти)тысячный, (ста)(двадцати)литровый:

1)
1-е слово нужно писать слитно, 2-е –
раздельно;

2)
1-е слово – через дефис, 2-е – раздельно;

3)
оба слова слитно;

4)
оба слова через дефис;

5)
оба слова раздельно.

6.Укажите,
каким членом предложения являются
выделенные слова: 1 – подлежащее, 2 –
сказуемое, 3 – дополнение, 4 – определение,
5 – обстоятельство, 6 – не является
членом предложения
.

1)
Провели тридцать опытов.

2)
Разделите пять на две целых три десятых.

3)
В классе – человек двадцать.

4)
Было забито пять голов.

7.Укажите неверное утверждение:

1)
местоимения могут указывать на предмет,
признак или количество, но не называть
их;

2)
местоимения могут замещать слова любой
части речи;

3)
в зависимости от лексического значения
местоимения делятся за 8 (9) разрядов;

4)
признаки местоимений зависят от того,
какую часть речи они замещают;

5)
в предложении местоимения обычно бывают
подлежащим, дополнением, определением.

8.Найдите, в какой строчке есть местоимение другого разряда:

1)
я, мы, моего, к ним, оно

4)
самый, любой, иной, другой

2)
столько, таков, тот, этот

5)
никто, ничто, никакой, ничей

3)
мой, твой, наш, ваш, каждый

9.Укажите, где допущена речевая ошибка, связанная с употреблением местоимений:

1)
У его сестры очень красивый почерк.

2)
Тургенев приводит героя к постепенному
осознанию своих ошибок.

3)
Слух об этом происшествии молниеносно
разнесся по всему городу.

4)
Все только и говорили, что об их предстоящей
свадьбе.

Задание 2.
Перепишите,
раскрывая скобки. Цифры замените словами.

235 (учитель), 117
(книга), 281 (карандаш), 64 (стол), 83 (дом).

Задание 3.
Определите,
с группами каких существительных
сочетаются собирательные числительные
двое,
семеро.

Составьте словосочетания.

    1. Друзья, человек,
      ребенок, лицо (незнакомое); 2) женщина,
      девушка, хозяйка; 3) медвежата, лисята,
      щенята; 4) сапоги, ножницы, брюки; 5)
      прохожий, больной.

Задание 4.
Просклоняйте
числительные.

Шесть, сорок, пятьдесят
восемь, тысяча девятьсот семьдесят
девять, пять целых три десятых, две
седьмых, оба, полтора.

Задание 5. Поставьте
местоимения в нужной форме, укажите их
разряд по значению.

У (он), за (они), кроме
(они) книг, с (он), от (она) сестры, навстречу
(он), через (он), с (он) сестрой.

Задание 6.
Просклоняйте
местоимения.

Столько, сколько,
сам, самый.

Задание 1.
Переписать
предложения. Выписать из них выделенные
глаголы, определить у них основу, от
которой образованы, постоянные признаки:
вид, возвратность, переходность, залог,
класс, спряжение; непостоянные признаки:
наклонение, время (если есть), лицо (если
есть), число (если есть), род (если есть).

  1. Короткие сумерки
    быстро сменились
    ласковой, чудной тропической ночью
    (Ст.). 2. Отечество, работа и любовь – вот
    для чего и надобно родиться,
    вот три сосны, в которых – заблудиться,
    и, отыскавшись, заблудиться вновь
    (Каз.). 3. Как бы они были рады, если бы
    ты повидалась
    с ними (Ч.). 4. Ржавеет
    золото, и истлевает сталь. Крошится
    мрамор… (Ахм.). 5. …Пора, красавица,
    проснись:
    открой
    сомкнуты негой взоры навстречу северной
    Авроры, звездою севера явись! (А.С.П.).
    6. По вечерам мечтаю
    я (мечтают все, кому не
    спится
    ). (П.).

Задание 2.
Переписать причастия. Выделить у них
формообразующие суффиксы. Определить
начальную форму (инфинитив), основу, от
которой образовано причастие, вид,
залог, время.

Выкачанный, выкаченный,
выставленный, вытертый, гонимый,
закрепленный, защищенный, оглушенный,
погруженный, привлекший, развешанный,
развешенный, смеющийся, сплавленный,
сплетенный, стерегущий, тающий, убежденный,
удавшийся, возвращающийся, вяжущий,
заглушивший, проникший, пекущий.

Задание 3. Образуйте
деепричастия несовершенного или
совершенного вида. Выделите формообразующие
суффиксы. Отдельно выпишите глаголы,
от которых деепричастия не образуются,
укажите причину.

Отдавать, видеть,
бить, шуметь, идти, создать, поесть,
прибежать, быть, захотеть, отдать, молоть,
колоситься, ждать, ехать, лить, есть,
увязать, брить, пробудить, махать, пахать,
очутиться, печь, удвоить, прилечь,
возвращаться, увлечься, пришить, осветить,
освещать.

Задание 4. Ответить
на вопросы теста.

4.     Найдите
прилагательные, в которых пишется
–нн-  и
подчеркните.

Масл…ный голос, кожа…ый
портфель, стекля…ые бусы, ветре…ая девушка, безветре…ый день, ю…ый возраст, песча…ый
пляж, журавли…ый крик.

5.     Сделайте
морфологический разбор имен прилагательных в следующих предложениях.

Вечер черные брови
насупил. Комендант отвечал небрежным кивком. Закружилась листва золотая в
розоватой воде на пруду. Колесом за сини горы солнце тихое скатилось._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имя числительное.

1.     Дайте
определение
«Имя числительное» — _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.     Найдите
числительные и подчеркните
: два, двойня, двойной,
двойка, второй, вдвоем.

3.     В
каких случаях пропущен Ь, вставьте
: восем…надцать,
пят..десят, сем…сот, трид…цать, четыр…мя.

4.     Просклоняйте
числительное
сто сорок восемь по падежам.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.     Укажите,
каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях
:

Провели тридцать
опытов
. Разделите пять на две целых три десятых. В классе – человек двадцать.
Было забито пять голов.

Местоимение.

1.    
Дайте определение
«Местоимение» —
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.    
Напишите разряды местоимений:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.     Найдите
в предложениях местоимения, распределите их по разрядам, укажите их
синтаксическую роль в предложении.

1.Все хорошо, что хорошо кончается. 2. Кто
любит труд, того люди чтут. 3. Кому вершки, а кому и корешки. 4. Своя ноша не
тяжела. 5. Я его выучил, а он меня выучил. 6. Что припасешь, то и понесешь. 7.
Чем богаты, тем и рады. 8. Что не родится, то и не умирает. 9. Что посеешь, то
и пожнешь.10. Там хорошо, где нас нет. 11.За чем пойдешь, то и найдешь.12.
Плакали мои денежки.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глагол.

1.     Дайте
определение
«Глагол»
-_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.     Найдите
глаголы совершенного вида и подчеркните
:
сосредоточивать, разжечь, раскалывать, уничтожать, накапливать, подзадорить.

3.     Укажите
глаголы
I
спряжения
: выходить, выпить, узаконить,
отправиться, задержаться, бриться.

4.     Определите
спряжение глаголов и подпишите
, укажите вид.

Смотришь,
вид…шь, рису…те, катат…ся, ненавид…шь, вымо…шь, наряд…те, терп…те, переходить,
увенча…шь, завис…те, ск…льзить.

5.     Найдите
глаголы несовершенного вида и подчеркните:

обезболивать,
прополоть, разрушить, подытожить, разбросать, разносить.

6.     Определите,
в какой строке находится глагол со следующими морфологическими признаками:
непереходн., сов. в., 1-е лицо, мн. ч.,
II
спр.

А.
Был тихий час. У ног шумел прибой.

Б.
Ты улыбнулась, молвив на прощанье:

В.
«Мы встретимся. До нового свиданья…»

Г.
То был обман. И знали мы с тобой…(А. Белый).

7. Найдите
предложение, в котором находится причастие со следующими    признаками:
страдат., прош. вр., м. р.

А. Не
остывшая от зноя ночь июльская блистала…

Б. Синеет даль с
её угрюмым лесом, окутанным синей мглой.

В. Гроза прошла –
ещё курясь, лежал высокий дуб…

Г. Смотри, как
облаком живым фонтан сияющий клубится.

8. Укажите, где
надо обособлять деепричастный оборот.

А. Нельзя жить
сложа руки.

Б. Говоря это я
принял воинственную позу.

В. Он ушел не
солоно хлебавши.

Г. Он шел бодро и
не уступая дорогу встречным людям.

Наречие. Служебные части речи.

1.     Укажите
неверное утверждение
:

А.
наречие – самостоятельная часть речи;

Б.
наречие может присоединяться к прилагательному;

В.
в предложении наречия связаны с другими словами грамматически;

Г.
в предложении наречие бывает обстоятельством.

 2.  Укажите
предложение, в котором не с наречиями пишется раздельно
.

А. Девочка пишет
(не)ряшливо.

Б. (Не)ожиданно
раздался выстрел.

В. (Не)торопливо,
а медленно шли под палящим солнцем верблюды.

Г. Докладчик
говорил (не)громко, но отчетливо, и все его хорошо слышали.

3. Укажите,
какие наречия пишутся через дефис:

(за)границу,
бок(о)бок, (во)вторых, (на)веки, (кое)куда, (по)многу,
(по)просту,(в)рукопашную.

4.     Найдите
предложения, в которых выделенное слово – наречие.

А.
Я пришел (за)тем, что вы мне обещали.

Б.
(В)начале июня начнутся экзамены.

В.
Самолет стрелой взмыл (в)верх.

Г. 
Мы (по)многу беседовали, засиживаясь до ночи.

Д.
Молния ударила (в)верх сосны.

         
5. Образуйте наречия с суффиксами -ски, -цки, -ически, -ому (-ему), -ых
(-их), где необходимо добавьте приставку.

Друг,
брат, артист, романтик, факт, теория, зверь, хищник, мастер, критика, царь,
новый, первый, приятельский, осенний.                              

6. Укажите, где
выделенные слова – предлоги и пишутся слитно.

А. (В)виду
сильных морозов занятий не было.

Б. Оправдывался, (не)смотря
в глаза.

В. Выйти (на)встречу
гостям.

Г. Мы обошли дом (во)круг.

Д. Обратить
внимание (на)подобие фигур.

7. Укажите,
каким членом предложения являются выделенные слова в предложении
.

Маша, не
заметившая сослепу вошедшего
, испугалась.

Раздел 5. Синтаксис и пунктуация.

1.     Что
изучает синтаксис
?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.     Назовите
основные виды связи словосочетаний. Приведите примеры
.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.     В
чем отличие простого предложения от сложного
?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.      Определите
и подпишите тип словосочетаний:

а) глагольное, б)
именное,  в) наречное.

Сформулировать тезис,
желанный финиш, светлое солнце, охотно командовать, справа от меня, куда-нибудь
подальше.

5.     Подпишите
вид связи в словосочетаниях:

а) согласование, б)
управление, в) примыкание.

Туманным утром, тормозить
движение, очень милый, сказал волнуясь, в новом доме, нарушение правил.

6.     Определите,
простое предложение или сложное
:

1)    Брат
мой отказался от помощи и хотел все сделать сам.

2)    Тебе
не спится, и мне не уснуть.

3)    Облетают
с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

4)    В
воздухе чувствуется запах весны, и в школах готовятся к экзаменам.

7.     Укажите,
чем выражено подлежащее:

существительным,
местоимением, числительным, глаголом, причастием, междометием, словосочетанием.

1.     Мы
с Аликом принялись за работу.

2.     Подойти
к зверю было страшно.

3.     Пять
не делится на два.

8.     Определите
вид сказуемого:

простое глагольное,
составное глагольное, составное именное.

1.     Я
буду долго гнать велосипед.

2.     Всем
хотелось принять участие в вечере.

3.     Осень
пришла дождливая и холодная.

4.     В
вагоне оказалось пусто и темно.

9.     Определите
тип простого предложения:

а) односоставное

б) двусоставное.

1. Открой нам, отчизна,
просторы свои.

2. Шесть лет войны
запомнил шар земной.

3. Каких только звуков не
услышишь в песне скворца!

4. Героя в бой водила
песня.

    
10. Укажите вид односоставного предложения

а)
определенно-личное;

б)
неопределенно-личное;

в)
обобщенно-личное;

г)
безличное;

д)
назывное.

1.
Люблю грозу в начале мая.

2.
Нас угостили ужином.

3.
Начало смеркаться.

4.
Цыплят по осени считают.

5.
Приятная прохлада.

    
11. Определите, полное или неполное предложение:

1. В простоте слова – самая великая
мудрость.

2. Литературу люблю дор самозабвения.

3. Перед нами небывалые пути.

4. Перед боем на рассвете тишина.

    12. Расставьте знаки препинания и
укажите, сколько в предложениях однородных членов.

1. Сила свет красота ночи стали
ослабевать.

2. Я хочу быть твоею силой свежим ветром
насущным хлебом над тобою летящим небом.

3. Жизнь моя судьба моей державы каждый
сущий день её.

4. Только в зрелом возрасте мы постигаем
удивительное сочетание простоты и сложности прозрачности и глубины в пушкинских
стихах.

   13. Определите, сколько запятых
нужно поставить в предложении с однородными членами, соединенными союзом
(союзами):

1. На горе стоят очень редкие сосны и
очень частые сосновые и еловые пни.

2. Далеко гулы повторяют и рев и треск и
шум и гром.

3. Маяк то вспыхивал то погасал беззвучно.

4. На земле как-то тихо и голо без пшеницы
и ржи и овса.

Обращение. Вводные слова.

1.     Определите,
подлежащим или обращением являются выделенные слова (знаки препинания не
расставлены):

а)
подлежащим;             б) обращением.

1. С чего начинается Родина!

2. Я вернусь к тебе Россия.

3. Пусть для вас сияет солнце.

4. Жизнь моя
ничуть не стала тише.

     2. Укажите, сколько запятых нужно
поставить в предложениях с обращениями
:

1. Учили в детстве мы друзья весь алфавит
от А до Я.

2. Милый север ночью белой ты такой обман
таишь?

3. Ты царевич мой спаситель мой могучий
избавитель.

4. Здравствуйте сосновые леса солнечные
чистые сухие.

     3. Определите, является ли
выделенное слово (сочетания слов) вводным (знаки препинания не расставлены)
:

1. Погода была ветреная ветер однако
не совсем был попутный.

2. Однако ж пора было вернуться к деревне.

3. Кроме них разумеется был и Петр.

4. Одни только звезды как будто
обрадовались первому морозу.

     4. Расставьте недостающие знаки
препинания в предложениях с вводными словами
.

1. Они ехали по переулкам и видимо, дорога
была хорошо известна водителю.

2. Солнце и кажется, само небо прятались
за скалы.

3. Он любил жизнь и видимо, жизнь его
любила.

4. Я сел за стол и пожалуй, в первый раз
за долгое время почувствовал усталость.

Обособленные члены предложения.

1.     Расставьте
знаки препинания в следующих предложениях
:

Дождь размыл тропинку
круто поднимающуюся на курган. Дон взлохмаченный ветром кидал на берега
гребнистые частые волны. Дорога вся изрытая глубокими колеями шла темным лесом.
Андрей в шляпе, в коротком пальто смотрел неодобрительно.

2.     Укажите,
нужно ли поставить запятую на месте вопроса
(?):

1.    
Увы (?) мне не повезло.

2.    
О (?) Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен
долгий путь.

3.    
Нет (?) никогда я зависти не знал.

4.     Ах
(?) ты, мерзкое стекло.

Сложное предложение. Сложносочиненное
предложение.

1. Назовите
основные виды сложных предложений:________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Укажите
тип предложения
:

1. У Марьи Моревны вдруг загорелись глаза
и брови раскинулись птичьими крыльями.

2. Мы ехали шагом, мы мчались в боях.

3. очень русское было все то, среди чего я
жил в мои отроческие годы.

4. Ветер гонит облако с дождями, листья
перевертывает скопом.

3. Определите,
сколько запятых нужно поставить в сложных предложениях
:

1. Восход поднимался и падал опять и
лошадь устала степями скакать.

2. Тяжелые гроздья сирени дышали росою
горя а сад перепутавший тени уже заливала заря.

3. В то время в непроглядной тени оврага
блеснуло несколько вспышек и раздался гром.

4. Под берегом в березняке любовно
насвистывал веселую песенку рябчик а где-то в небе чуть слышно гоготали гуси.

5. Туча пролилась ушла и солнце снова
засияло над нашим маленьким садом.

4. Укажите, где
нужно поставить запятые в сложносочиненных предложениях
:

1. Пробилась зелень полевая навстречу
свету и настежь окна раскрывая, весна приходит.

2. Мне в первый раз пришлось
путешествовать по льду и признаюсь, нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия.

3. Подул ветер и словно вспугнутая им,
пара гоголей вылетела на нас из серой мглы.

4. Улыбка была слабая. Чуть заметная и
несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.

5. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Выполните задания
.

Со..нце
на зап..де стр..мительно кл..нилось к г..р..зонту и (по)этому

мы
приняли решение остановит..ся и зан..ч..вать в д..лине (не)дож..даясь

кр..мешной
темноты

1.
Подчеркните грамматические основы
предложения. Расставьте знаки

препинания.

2.
Составьте схему предложения.

3.
Дайте грамматическую характеристику
предложения
.

4.
Составьте синонимичное сложное
предложение, используя подчини-

тельные
союзы ТАК КАК или ПОТОМУ ЧТО______
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составьте
схему нового предложения
_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сложноподчиненное предложение.

1.     Назовите
основные виды придаточных предложений
: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.     Укажите,
сколько запятых нужно поставить в сложноподчиненных предложениях
:

1.     Ночь
была такая черная что вплотную столкнувшись лицами нельзя было видеть друг
друга.

2.     Хочу
приносить хотя бы ничтожную пользу.

3.     При
мысли великой что я человек всегда возвышаюсь душою.

4.     Животные
наверняка видели как мы ломали ветки и вероятно слышали наши голоса.

5.     В
комнате стояли серые сумерки сквозь которые ясно вырисовывались печка и спящая
девочка.

3.     Составьте
сложноподчиненные предложения различных видов. Дайте их графические схемы
._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.     Определите
вид связи придаточных предложений с главным
:

а) последовательное
подчинение;

б) однородное подчинение;

в) параллельное
подчинение
.

1. Пока я ходить умею,
пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперед.

2. Дети рассказали, что
нарвали тех цветов, которые любила мама.

3. Когда поднялось
солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

4. Коль жить да любить,
все печали растают, как тают весною снега.

5. Если бы каждый человек
на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля
наша.

6. Когда от горя
тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес.

       5. Расставьте знаки препинания:

         Как только солнце начинает греть
по- летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится дома и мы отправляемся
путешествовать. В одну из весенних ночей на рассвете старик услышал наконец как
в воздухе далеко и протяжно пронеслось печальное курлыканье журавлей. Время
стояло самое благоприятное то есть было темно слегка морозило и совершенно
тихо. Я никогда не забуду того ужаса и восторга какие я испытывал когда парус
надувшись накренил шлюпку так низко что вода поднялась на уровне борта.

Бессоюзное сложное предложение.

     1. Как знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении зависят от смысловых отношений между его частями
?

2.Укажите, где
поставлено двоеточие:

а) в простом предложении
с однородными членами;

б) в бессоюзном сложном
предложении
.

         
1. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

2.
Самое главное было сделано: мы переправились через реку.

3.
Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

4.
Я ценю свой прочный дом, ясную мудрость в народе и естественность во всем: в
жизни, в женщине, в природе.

5.
Погода стояла прекрасная: белые облака тихо неслись над нами, тростник шушукал
кругом, и пруд сверкал на солнце.

6.
В окно проникал свет: то ли сияние неба, то ли сияние озера.

      3. Укажите, какой знак нужно
поставить между частями бессоюзного сложного предложения
:

1.     Неподвижный
воздух был наполнен какой-то прозрачной пылью становилось нестерпимо жарко.

2.     На
стене ни одного образа дурной знак.

3.     Вы
попросили меня я сделал это за неделю.

4.     Наступят
каникулы поедем в деревню.

5.     Метель
не утихала небо не прояснялось.

6.     Души
у вас нет вот что я вам скажу.

Сложное
предложение с разными видами связи
.

1. Укажите, какой знак препинания нужно
поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?).

1.     В
одно и то же время разлюбить и полюбить (?) значит полюбить вдвое сильнее, чем
прежде.

2.     Не
знаю, солнышко ли её пригрело, или она (бабочка) брала сок из травки (?) только
видно было, что ей очень хорошо.

3.     Все
вокруг золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось под тихим дыханием
ветерка (?) гуляли грачи, они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей.

4.     И,
сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый (?) он тронут, и она
тронута.

2. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с
бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.

(1)
Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие
озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В
омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но
навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы
разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю.
(Берёзко Г.)_______________________________________________________________________

3.
Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной
сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения
.

(1)
Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому.
(2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями
толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей
тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и
отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, — три тягача
тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий — высокий,
тучный, в просторном пальто — смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и
малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко
Г.)_______________________

4.
Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной
сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.

(1)
На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды.
(2) С напряженными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. (3) Все
понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в
любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе
появиться фашистский самолет. (4) Собранность моряков передалась ребятам: все
стали сдержаннее, серьёзнее. (5) Десятки глаз следили за поверхностью
беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками. (Вурдов Н.)____________

Министерство
образования, науки и молодежной политики  Забайкальского края

ГОУ
СПО «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

Рабочая
тетрадь

по
дисциплине___________________________________

студента____курса,
специальность_______________________

Могойтуй,
2013

Приложение.

По
горизонтали:
1. Знак препинания. 4. Служебная часть
речи, не употребляется самостоятельно, всегда относятся к какому-нибудь
существительному 6. Группа слов, которая выражает законченную мысль. 7.
Центральная единица языка, служащая для именования и сообщения о предметах,
признаках, процессах и отношениях. 8. Фонетическая форма письменности. Состоит
в русском языке из 33 знаков – букв. 10. Один из знаков препинания. В русскую
письменность было введено писателем и историком Н. М. Карамзиным. Первоначально
знак назывался «черта». 11.Основная часть слова.

По вертикали: 2. Способ изменения частей речи, склонение. В русском языке их
шесть. 3. Второстепенный член предложения. 4. Главный член предложения. 5.
Часть слова, образующая его материальное, лексическое значение и состоящая из
корня, а также суффикса и приставки. 9. Знак препинания, обозначающий полную
законченность повествовательного предложения

http://neparsya.net/sites/default/files/files/referats/elementary_school/krossvord.jpg

В каких словах парная
согласная проверяется путем изменения формы слова, а в каких – путем подбора родственного
слова?

http://nsc.1september.ru/2009/12/12.gifПодберите к данным
именам прилагательным антонимы с парными согласными в корне – и прочтете в
столбике ключевое слово:

1. Прочный. 2. Смелый.
3.Твердый.

4. Широкий. 5. Высокий.
6.Горький. 7. Далекий.

Цель
данного пособия
– помочь старшеклассникам всесторонне подгото-

виться
к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку. Рабо-

чая
тетрадь предназначена и для работы в классе под руководством учителя

(которому
адресовано методическое пособие автора
Русский язык. Подготов-

ка
к ЕГЭ. Поурочное планирование для учителей. М.: Дрофа, 2010
), и для

самостоятельной
подготовки к экзамену.

В
рабочей тетради экзаменационный материал разделен на блоки, рас-

положенные
в наиболее рациональной последовательности (в зависимости

от
количества вопросов, связанных с конкретной темой на экзамене, и сложно-

сти
самой темы). Стержнем курса является изучение синтаксиса, на который

постепенно
нанизываются орфографические, грамматические, «сочинитель-

ские»
и «редакторские» задания, и в последнюю очередь – непосредственно

перед
экзаменом – задания на знание грамматических и орфоэпических норм.

Наибольшую
трудность при сдаче ЕГЭ по русскому языку представляет

необходимость
удерживать в памяти большой объём материала из разных раз-

делов
лингвистики, со всеми исключениями, каверзными случаями и грам-

матическими
нюансами. Чтобы помочь ученику справиться с этим объёмом,

материал
рабочей тетради разбит на отдельные уроки, и в риз них обязательно сочетаются
несколько элементов работы из разных блоков,

циклически
повторяются все пройденные разделы. Таким образом, последова-

тельно
выполняя задания, учащийся будет постоянно в тонусе и не оправдает

известную
русскую поговорку: «Хвост вытащил – нос увяз».

Как
работать с пособием
. Так как в рабочую тетрадь включены и необхо-

димые
теоретические сведения в виде таблиц, алгоритмов, списков словарных

слов,
и рубежные контрольные работы, и тексты для анализа, и тренировоч-

ные
упражнения, она может стать одним из эффективных пособий для под-

готовки
к экзамену. Все задания выполняются прямо на страницах рабочей

тетради.
Упражнения в форме теста можно проверить по ответам, приведён-

ным
в конце пособия. Начиная с урока 33 ответы на тестовые задания можно

заносить
в бланк, воспроизводящий бланк ЕГЭ. Это сделано в первую очередь

для
облегчения проверки самостоятельных работ больших групп учащихся:

в
таких случаях соответствующий бланк просто вырезается из книги, подпи-

сывается
учеником и сдаётся учителю на проверку. При этом рабочая тетрадь

остаётся
у ученика, который может продолжать выполнять другие задания,

а
учитель, не обременённый огромной пачкой тетрадей, может быстро прове-

сти
экспресс-диагностику. С другой стороны, очень важно заранее привыкнуть

к
правилам оформления экзаменационных бланков, чтобы досадные техни-

ческие
ошибки не испортили блестящий результат.

Желаем
вам интересной и плодотворной работы и успешной сдачи экзамена!

{{ word.morphem }}
{{ word.word }}

Характеристика

По цели высказывания: {{ purpose[syn.purpose] }}

По интонации: {{ emotionalColoring[syn.emotionalColoring] }}

Простое

Сложное

По наличию главных членов: {{ mainMembers[syn.mainMembers] }}

По наличию второстепенных членов: {{ minorMembers[syn.minorMembers] }}

Не осложнено обращениями, вводными словами и однородными членами

Осложнено однородными членами

Осложнено вводными словами

Осложнено обращениями

Сложносочинённое предложение. Количество простых предложений: {{ syn.countRoot }}.

Cложноподчиненное предложение.

  • {{ error }}


{{ infoService }}

Онлайн программа «Части речи в предложении Текстовод» бесплатно осуществляет помощь в определении частей речи в вашем предложении.

Гости нашего сайта, не прошедшие регистрацию, могут разобрать до 10 000 символов.

Обратите внимание на PRO-версию.

Оформив её, вам становятся доступны для проверки 100 000 знаков, в то время, как обычным зарегистрированным пользователям открыт доступ к 15 000 символов.

Также, для PROдвинутых пользователей выделяется индивидуальная очередь, что ускоряет выполнение задач.

Немаловажным является то, что выбирая PRO-версию, для вас отключается показ рекламы.

Чтобы воспользоваться сервисом, нужно ввести в рабочее поле ваше предложение и нажать кнопку «Выполнить».

Результатом является анализ каждого слова по-отдельности, схема слов с указанием части речи и их выделением как на письме.

Расшифровку аббревиатуры частей речи вы можете посмотреть, нажав на кнопку «словарь сокращений» (под разбором).

Разберём понятие частей речи.

Когда несколько слов имеют единые морфологические признаки, одинаковое грамматическое и лексическое значение, а также выполняют общие синтаксические функции — их можно считать частями речи.

В 1757 г. М.В. Ломоносов первый раз описал части речи русского языка.

На сегодняшний день лингвисты до конца не определились с их количеством.

Выделяют 3 основные группы частей речи:

  • самостоятельные (имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, причастия, деепричастия, наречия),

  • служебные (предлоги, союзы, частицы),

  • междометия.

Забавные факты о частях речи.

Имя cyщecтвитeльнoe – «xлeб» pyccкoгo языкa. Оно является основной частью речи. «Все танцы с бубнами» происходят вокруг существительного. Хлебом не только утоляют голод, он считается символом благополучия. B имени cyщecтвитeльнoм находится вcя вaжнocть выcкaзывaния, eгo нaличиe определяет единство вceгo пpeдлoжeния.

Известно около 250 союзов, а в основном используют три: А, И, ИЛИ.

В русском языке всего 3 формы глагола (настоящее, прошлое и будущее), а в английском языке их 6!

Во Вьетнаме существует восемь местоимений для 1 л в ед. числе, в то время как в России используют универсальное «Я». Применение местоимений во вьетнамском языке зависит от пола человека, а также его социального положения.

Морфологический разбор «провели»

На чтение 2 мин. Опубликовано 01.06.2020

В данной статье мы рассмотрим слово «провели», являющееся глаголом. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

«Провели» (глагол)

Значение слова «провести» по словарю С. И. Ожегова

  • Ведя, сопровождая или направляя, помочь, дать возможность пройти
  • Выполнить, осуществить, произвести (какие-нибудь действия, работу)
  • Добиться осуществления, утверждения
  • Обмануть, перехитрив
  • Обозначить, определить линией
  • Оформить с соблюдением всех необходимых правил
  • Прожить, пробыть где-нибудь или каким-нибудь образом
  • Прокладывая, построить, проложить
  • Сделать движение чем-нибудь к поверхности

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: провести — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • совершенный вид
      • невозвратный
      • переходный/непереходный глагол
      • I спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
      • множественное число, изъявительное наклонение, прошедшее время
  • IV Синтаксическая роль:

Наклонения

Изъявительное наклонение Сослагательное наклонение Повелительное наклонение
провести провел бы, провела бы, провело бы, провели бы проведи, проведите

Совершенный вид

Род / Число 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
Мужской род (ед. число) Что сделал?провел
Что сделаю?проведу
Что сделал?провел
Что сделаешь?проведешь
Что сделал?провел
Что сделает?проведет
Женский род (ед. число) Что сделала?провела
Что сделаю?проведу
Что сделала?провела
Что сделаешь?проведешь
Что сделала?провела
Что сделает?проведет
Средний род (ед. число) Что сделало?провело
Что сделаю?проведу
Что сделало?провело
Что сделаешь?проведешь
Что сделало?провело
Что сделает?проведет
Множественное число Что сделали?провели
Что сделаем?проведем
Что сделали?провели
Что сделаете?проведете
Что сделали?провели
Что сделают?проведут

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:Найти

К I спряжению относятся:

  • глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
  • 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: