Предмет: русский
язык
Класс: третий
Тема: «Корень
слова. Однокоренные слова»
Продолжительность
урока: 45 минут
Тип урока:
урок открытия нового знания.
Цель урока:
уточнение представления о признаках родственных слов, формирование умения
выделять корень в словах.
Задачи: научить находить корень в слове и графически обозначать,
формировать умение подбирать и образовывать однокоренные слова, обогащать
словарный запас детей посредством изучения нового материала, формировать умения
сотрудничать друг с другом.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
— знать понятие корень слова;
— уметь находить корень слова и графически обозначать;
— уметь подбирать и образовывать однокоренные слова.
Метапредметные:
Познавательные:
— умение применять свои знания при выполнении заданий.
Регулятивные:
— самостоятельно формулировать тему урока;
— принимать и сохранять учебную задачу;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей.
Коммуникативные:
— умение согласовывать позиции и находить общее решение,
сотрудничать друг с другом.
Личностные результаты:
— определять
правила поведения при совместной работе.
Оборудование:
учебник “Русский язык. 3 класс” В.П.Канакина,
В.Г.Горецкий; мультимедийный проектор; доска,
экран; карточки с заданиями; тетради; бумага
А5 – 4 листа, карточки, фломастеры.
Ход урока
Этап 1.
Мотивационный момент (1 мин)
Учитель:
Доброе
утро!
А
что это значит?
Значит,
день был по-доброму начат,
Значит,
день был по-доброму прожит.
Он
умножит счастливые дни.
Ребята,
закройте глаза. Представьте себе улыбку. Улыбнитесь. Раз на лице улыбка –
значит, есть настроение, если есть настроение, значит, есть вера в себя, а если
есть вера в себя, значит будет результат! Вы согласны со мной? Надеюсь, что мы
с вами сегодня очень дружно и активно поработаем!
Этап
2. Актуализация знаний (3 мин)
Учитель:
А для того, чтобы у нас всё получилось, нужно быть внимательными.
Давайте
поработаем в парах и определим тему нашего урока. Возьмите карточки и выполните
задание.
Прочитайте группы
слов.
В какой группе (1, 2
или 3) находятся однокоренные слова?
Обведите нужную
цифру.
1 группа – ягода,
ягодка, ягодный;
2 группа – город,
города, городом;
3 группа – товарищ,
друг, приятель.
— Назовите группу
родственных слов. (1-я)
— Почему вы так
считаете? Докажите. (Слова имеют общую часть — корень и сходны по смыслу)
— Как называется
общая часть родственных слов? (Корень)
Этап 3. Постановка
темы урока. (2 мин)
Учитель:
— Как вы думаете, о
чем пойдет речь на нашем уроке?
(Об однокоренных
словах, о корне слова)
— Правильно,
ребята. На уроке мы будем работать над темой «Корень слова. Однокоренные
слова».
— А что вы уже знаете об однокоренных словах?
(Однокоренные слова
– это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Корень в
однокоренных словах обычно пишется одинаково).
— А теперь давайте
продолжим работу по карточке.
— Что вы можете
сказать о второй группе слов? Почему эти слова не являются однокоренными? (Формы
одного и того же слова).
— Что вы можете
сказать о третьей группе слов? Это родственные слова? (Нет. Только близкие по
значению)
Этап
4. Открытие нового знания. (6 мин)
Учитель: Откройте
тетради. Перед тем как писать вспомним стихотворение.
Учащиеся
хором:
Я
тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу (показываем).
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь. (Выполняют
задание)
Учитель: Запишите
дату.
Минутка
чистописания.
Учитель:
Давайте оценим своё настроение в начале нашего урока с помощью букв русского
алфавита.
Если у
вас грустное настроение, вы пишите всю строчку буквы Г г
Если у
вас весёлое настроение, то вы пишите всю строчку буквы В в
Если у
вас просто хорошее настроение, то вы пишите всю строчку буквы Х (Ха) х
(образец
на доске)
Однако,
несмотря на то, какое у вас настроение, пишем буквы красиво и правильно.
Учитель:
Словарная работа:
—
Запишем слова первой группы в тетрадь.
Ягода, ягодка,
ягодный.
— Поставьте
ударение, подчеркните безударные гласные, выделите корень в словах.
— Как пишется
корень в однокоренных словах?
Учитель:
Давай выясним, какое же значение еще имеет слово «Корень».
— Какое лексическое значение имеет слово «корень»?
Работа
по слайду.
•
— подземная
часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ;
•
—
внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя;
•
— начало,
источник чего-либо;
•
В языкознании: основная, значимая часть слова.
— Какое значение корня будет интересовать нас на уроках
русского языка? (Основная, значимая часть слова)
4.1
Первичное закрепление. Работа по учебнику. (7 мин)
Учитель:
— Откройте
учебник на стр.74.
— Найдите
упражнение 130
— Прочитайте
задание.
(Читает хорошо
читающий ученик)
— Найдите в тексте
однокоренные слова.
— ОсИновый,
осИнник, осИнки, осИны, подосИновики.
— Как вы
определили, что это родственные слова?
— Чем похожи
эти слова? (Имеют общую часть и значение.)
— Как
называется общая часть? (Корень.)
— Все ли
слова вам понятны?
— Выполните
письменное задания к упражнению.
4.2.
Изучение новой темы (продолжение) (2 мин)
Работа с
правилом.
Откройте
учебник на стр. 74. Прочитайте правило.
— Чтение правила
про себя.
— Чтение
хорошо читающим учеником.
— Дополните
предложение.
— Корень –
это главная … значимая часть слова.
— В корне
заключено общее …лексическое значение всех
однокоренных слов.
Физминутка
(2мин.)
ОСЕНЬ
Ветер
по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.
Ветер
листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот
дубовый,
Вот
кленовый,
Вот
рябиновый резной,
Вот с
берёзки – золотой,
Вот
последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони на стол.
Ветер
бросил на тропинку.
4.3.
Продолжение работы по теме урока. Работа в группах. (5 мин)
Учитель: Сейчас
мы с вами распределимся по группам и выполним задание. Но для начала
вы должны ответить на мой вопрос и отгадать загадку.
— Скажите, ребята,
какое сейчас время года? (Осень)
— А теперь
отгадайте загадку.
Желтые
крылья осины, березы,
Красные — ясеня, дуба и розы
В воздухе кружат и шелестят
Это осенний идет.
Отгадка
(ответ): Листопад
Распределение
по группам по цвету.
Учитель: — У нас в классе, как вы заметили, тоже листопад. (На
шторах, стенах заранее развешиваются осенние листочки). Каждый из вас по моей
команде должен будет снять один листик и пересесть за другой стол в
соответствии с выбранным цветом.
(Дети снимают
листики и пересаживаются).
(На столах
выставляются литеры соответствующего цвета)
Итак, у нас
получилось 4 группы.
1 группа: группа
зелёных листиков.
2 группа: группа
жёлтых листиков.
3 группа: группа
красных листиков.
4 группа: группа
оранжевых листиков.
(Уберите
листики в лоток, чтобы они вам не мешали).
Учитель:
Перед началом работы, давайте вспомним правила работы в группах.
Ученики
совместно с учителем формулируют правила работы в группах:
•
уважать
мнение товарищей;
•
обращаться
друг к другу только по имени;
•
один
говорит, другие слушают;
•
не обижать
и не обижаться;
•
если
не понял, переспроси;
•
участвовать
всем.
Учитель:
— Давайте
выполним задание, которое называется «Сажаем деревья». (5 мин.)
Первое дерево мы
«посадим» коллективно, а затем вы будете самостоятельно работать в группах.
( На доске
вывешивается плакат с изображением дерева. Там, где нарисован корень, написано лес.
Вокруг дерева находятся карточки со словами: лесник, лесной, лесоруб, леска, лесок, ельник. Дети подбирают однокоренные слова к слову лес, распределяют
их на ветках и выделяют корень. Лишние слова убирают).
Учитель:
— Сейчас
я вам раздам конверты со словами и лист с изображением дерева. Вам необходимо
отобрать однокоренные слова, выделить корень, наклеить их в виде веток.
(Образец
уже есть на доске)
1
группа:
Гриб —
грибок, грибник, грибница, гребёт, осина, грибной.
2 группа:
Бел — белка,
бельчонок, белый, белочка, беличий, заяц, грибок.
3
группа:
Вод – вода,
водяной, водичка, водитель, речка.
4
группа:
Сор — сор, сорвать, соринка, сорный,
трава.
Учитель:
— Когда группа
готова отвечать – возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
Проверка
(выходят ведущие или желающие, объясняют, что выбрали).
Этап 5.
Релаксационная пауза. (2 мин)
Учитель:
— Давайте немного отдохнём и поиграем.
Сейчас я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов,
то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то сидите
тихо….
лес – лесник
стена – степь
сад – садовый
гриб – грибной
река – озеро
дом – домашний
дом – дым
кот – котик
обед – стол
чистота – чистый
Этап 6. Закрепление.
(5 мин.)
Учитель:
— Поработаем снова в парах. Возьмите
карточку розового цвета.
— На ней три разных по сложности задания.
Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по
одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.
Можно пользоваться словарем на стр. 149
при выполнении 3-го задания.
1.Соедините
слова левого столбика с однокоренными словами из правого:
лес вода море садовый боль дерево |
сад больной деревянный лесной водичка |
2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.
Лес,
лесок, лестница, лесник, лесной
Мед,
медик, медведь, медовый, сладкий.
3
Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.
Цвет
— _______________________________________________________
Боль
— ______________________________________________________
Проверка. (На доске или
слайде правильные ответы)
Учитель:
— Проверьте, правильно ли вы выполнили
задания.
— Поднимите руку, кто все выполнил
правильно? Молодцы!
Этап 6. Работа с
электронным приложением к учебнику. (3 мин)
Этап 9.
Итог урока. Рефлексия (3 мин)
ИТОГ: (на слайде). Найди правильное определение:
•
Корень – это главная
часть предложения.
•
Корень – это общая
часть однокоренных слов.
•
Корень – это общая часть всех слов.
— Назовите
признаки однокоренных слов.
Рефлексия:
Учитель: Наш урок подошёл к концу.
Давайте оценим своё
настроение с помощью пейзажа. Определим, какая картина соответствует вашему
настроению. (грустная или весёлая)
Встаньте те ребята,
чье настроение соответствует этой картине.
Слайд: Пейзаж грусти
Встаньте те ребята,
чье настроение соответствует этой картине.
Слайд: Пейзаж
радости
Как изменилось твоё
настроение по сравнению с началом урока? Почему? =
Этап 10. Домашнее
задание на слайде. (2 мин)
Выбери
для себя задание 1 или 2, выполни его:
1)
напиши по 2-3 слова с корнями берёз- и дуб-;
2)
напиши текст на тему «Осень», употребив, любые однокоренные слова.
Слово учителя
Время урока истекло.
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло,
За ваши мысли и молчанье
План – конспект урока по русскому языку в 3 классе по учебнику В. П. Канакина и В. Г. Макеева Горецкий (Чачть 1,c.74-78)«Школа Росссии»
Тема «Что такое корень слова»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создание благоприятных условий для ознокомления с частью слова-«корень», научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о новой части слова «корень» в русском языке, обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Развивающие: содействовать развитию у детей умения выделять корень в словах и уметь находить однокоренные слова, способствовать развитию орфографической зоркости при написании однокоренных слов, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, анализировать, сравнивать и обобщать ранее изученный материал.
Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой и фронтальной работы; для воспитания трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, за продукты собственной деятельности, аккуратности, настойчивости, силы воли, самостоятельности и активности на уроке.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток, гимнастики для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «трудолюбие», «уважение окружающих», «взаимопонимание», «дисциплина», «справедливость»; проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение использовать усвоенные приемы работы для решения орфографических и пунктуационных учебных задач; осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознавать необходимость самосовершенствования; выражать желание осваивать новые действия; достигать положительных результатов учебного труда.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение; ориентироваться в учебнике, определять понятия, которые будут сформированы на основе изученной темы; представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, следовать инструкциям; выполнять правила работы в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассников.
Предметные: учить умению правильно определять корень слова, находить и различать однокоренные слова, применять их в речи и обосновывать свой ответ; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; соблюдать умения правила правописания и пунктуации в письменной речи.
Основные понятия: часть слова, корень, однокоренные слова, устная речь, письменная речь, цель высказывания.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Оксана Дмитриевна.
2. Проверка готовности к уроку.
— Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать-отметку «пять»!
У:Кто готов начать урок?(Поднимите руки)
У.: Кто готов учиться? Поднимите руки.
У.: Кто готов помогать друг другу?
У.: Кто готов размышлять и узнавать новое?
У.: Молодцы! Все это нам понадобится, чтобы хорошо учиться и познавать новое и интересное.
II. Актуализация умений и знаний.
Повторение пройденного материала
- Фронтальный опрос
У: Ребята, с чем вы познакомились на предыдущем уроке?
Д: Мы познакомились с понятием «разделительный мягкий знак»
У: Что же такое «разделительный мягкий знак»? Какие вы можете привести примеры слов, в которых есть разделительный мягкий знак?
Д: Компьютер, мышь, несчастье, друзья, нельзя, ателье, семья, вьюга, ручьи.
У: — Молодцы, вы хорошо работали на предыдущем уроке и хорошо усвоили тему.
III. Каллиграфическая минутка
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, сегодня четвертое октября.
Сегодня мы будим писать заглавную и строчную буквы «У, у»
У-начинаю писать чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки, пишу начальное закругление, вправо не доводя до линии, дины пишу короткую наклонную линию с закруглением внизу влево касаясь верхней линии рабочей строки, довожу до высоты первого элемента, пишу удлинённую наклонную линию с закруглением влево касаясь нижней линии рабочей строки до её середины.
у- начинаю писать от верхней линии рабочей строки, пишу короткую наклонную линию с закруглением внизу вправо касаясь нижней линии рабочей строки, довожу до верхней линии рабочей строки не отрывая руки пишу удлинённую наклонную линию с петлей внизу чуть ниже середины дополнительной строки, пересечение на нижней линии рабочей строки до её середины.
IV. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
У: На какую тему все эти слова?
Д: Все эти слова относятся к времени года – зима.
У: И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
У: А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме — родственные слова)
V. Открытие новых умений, знаний.
Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
У: Пишем с большой, через запятую. ( Дети делают запись ). В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными?
Д: Родственные слова -это близкие слова по смыслу.
У: Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
У: -Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
У: Что увидели
Д: в некоторых словах есть общая часть.
У: Назовите эту общую часть.
Д: зим-.
У: Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).
У: А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов?
Д: корень
У: Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.
Д: Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
У: Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. Д: Зима, зимушка, зимовать, зимний.
У:Какое новое понятие вы сейчас еще узнали?
Д: корень слова.
У: Какие слова называются родственными ?
Д: Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.
У: А теперь посмотрим правило в учебнике на с.74, как там сформулированы эти понятия.
Правильно мы все сформулировали правила. Значит мы молодцы.
У: Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках?
Д: Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.
Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».
Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас — это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.
1 ряд — — лис-
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 ряд — — мор-
Морской, моряк, море, мороз.
3 ряд — — вод –
Вода, водичка, водный, водитель.
— Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)
— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 и 3 рядов )
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .
VI. Физминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
VII. Открытие новых умений, знаний (продолжение).
1.Выполнение упражнений
Алгоритм выполнения упражнения
1-Откройте учебник на с. 30. Прочитайте задание из упр. № 2.
2-прочитайте задание.
3-как вы поняли задание.
4-выполните задание устно.
5-выполните задание в тетради письменно самостоятельно.
6-проверьте как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ и проверка учителем).
7-оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.
Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.
Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 130 из учебника на странице 74.
Проверяем выполненное задание .
Групповая работа.
Делимся на группы и выполняем упражнение№ 132 на странице 74.
Самостоятельная работа
Упражнение № 137 на странице77.
VIII. Закрепление открытых умений, знаний.
У: Закройте свои учебники, отложите их на край парты. Сейчас я вам раздам листочки, где написаны слова, ваша задача распределить их в 2 колонны.
Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
1-Однокоренные слова.
2-Два и более корня.
Носорог, творог, стеклорез, ледоход, зимний, пешеход, рыболов, водопад, ветер, ветерок, водомер, цветок, голубок.
IX. Итог урока. Рефлексия.
У: Какую цель ставили сегодня на уроке?
У: Достигли эту цель? Докажите.
У: Посмотрите на карту успеха и поставьте себя на «Лестницу достижений»: если удалось выявить причину затруднения, закрепил без затруднений новые знания, без ошибок выполнил самостоятельную работу, без ошибок выполнил задание из учебника, поставьте себя на верхнюю ступеньку; если допустили ошибки в самостоятельной работе и в упражнении из учебника – на вторую ступеньку; если осталось еще много затруднений – выберете другую ступеньку.
У: Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (Потренироваться)
У: Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет?
Домашняя работа:
У: Выполнить упражнение № 139на странице 78.
Конспект урока.
Русский язык. 3 класс
№ 30
Раздел. Состав слова. Корень слова.
Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое корень;
Научимся:
- находить корень в слове;
- приводить примеры однокоренных слов.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?
Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.
Сегодня на уроке
Узнаем:
- что такое корень;
Научимся:
- находить корень в слове;
- приводить примеры однокоренных слов.
Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Рассмотрим еще одно дерево из слов.
Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.
И это еще не все!
На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:
- обводнить – обеспечить водой степи, пастбища;
- обезводить- «лишить» воды;
- наводнить- — «наполнить» слишком большим количеством воды;
- приводниться – о летательном аппарате (опуститься на воду);
А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:
- водопровод;
- водопад;
- водоросль;
- водоснабжение;
- водохранилище;
- водоём;
- водопой:
- водолечебница;
- водомер;
- водоочистительный;
- водораздел;
- полноводный;
- водоплавающий;
- водоотталкивающий.
Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!
У Максима Горького (известного русского писателя) герой, одного из его произведений, произносит такие слова: «Слова, дружище, — это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться!»
Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:
Слова, как деревья, ветвисты.
Возьми хоть бы слово любовь.
Войди в этот мир многолистный
И в музыку вслушайся вновь,
Любовь моя, Любонька, Люба.
Любляна, Любань, Люблино.
В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.
Приведем пример таких слов из словаря:
биле’т-ик
биле’т-ец
билет-ѐр → билетѐр-ш-а
биле’т → биле’т-н-ый
без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а
о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)
Как найти корень в слове?
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.
Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».
- Найдите в этом стихотворении родственные слова (однокоренные).
- Определите, какой корень будет в этих словах.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».
Корнем этих слов будет являться –смех-.
Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.
Обратим внимание!
При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:
[г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский
[з//з’//ж] – воз, возить, вожу
[г//ж] – дорога, дорожный
[к//ч’] – яблоко, яблочко
[х//ш] – орех, орешек
[ц//ч’] – отец, отеческий
[з//ж] – вязать, вяжу
[с’//ш] — просить, прошу
Разбор заданий
Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).
Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.
Правильный ответ
Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.
Прочитайте. Распределите слова на три группы.
Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.
Правильный ответ
- Чистота, чистить, чистый, чистенький.
- Масло, масляный, маслить, маслице.
- Сказывать, сказка, сказочный.
Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»
- Горевать
- Горный
- Огородить
Правильный ответ
Горевать.
Повышенный уровень
Установите соответствие.
Модельер |
Пишет |
Писатель |
Строить |
Переводчик |
Мода |
Строитель |
Переводить |
Правильный ответ
Модельер |
Мода |
Писатель |
Пишет |
Переводчик |
Переводить |
Строитель |
Строить |
Этап
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I этап. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
-Давайте настроимся на работу, зарядим наш организм положительной энергией. Вспомним нашу дыхательную гимнастику (дыхание на счет: на 6 вдыхаем, на 6 задержка дыхания, на 6 медленный выдох).
Приветствуют учителя.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
II этап. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
На минутке чистописания мы сегодня вспоминаем нижнее соединение в слияниях ОМ, НЯ, АЛ
Маленькие берёзки тянулись к свету в густом березняке.
Самостоятельно записать предложение, разобрать по членам и, если встретились в нём наши соединения, их подчеркнуть.
-Ребята, я предлагаю вам разделить на две группы данные слова. На какие две группы можно разделить слова:
Сказка, чистый, сказать, чистота, почистить, сказочный, подсказка, чистюля.
-Почему вы так сделали?
-А какие слова называются однокоренными?
— Приведите пример своих однокоренных слов.
— А что такое корень слова?
— Итак, что же мы сегодня повторили?
2) Пробное действие.
-Ребята, а какие признаки осени вы знаете?
На доске предложение «Перелетные птицы потянулись в теплые края.»
Я предлагаю вам найти корень в слове потянулись.
— Итак, у кого появилось затруднение?
— А у кого есть варианты ответа? (Урок показал, что ребята неправильно нашли корень, учитель говорит об этом и спрашивает:)
Самостоятельно записывают предложение, разбирают по членам предложения. Один работает у доски.
Учащиеся распределяют данные слова на две группы.
Это однокоренные слова.
Слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Приводят примеры.
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Однокоренные слова, корень слова.
Ответы детей.
Учащиеся пробуют находить корень в слове.
Учащиеся поднимают руки.
Учащиеся выходят к доске, записывают слово, выделяют корень и объясняют полученный результат
Коммуникативные
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
III этап. Этап выявления места и причины затруднения.
-Что же нужно делать?
— В чем возникло затруднение?
-Почему же возникло затруднение?
Нужно остановиться и подумать.
Мы не можем выделить корень.
У нас нет способа нахождения корня слова.
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в условиях затруднения)
IV этап. Этап построения проекта выхода из затруднения.
— Какова цель вашей дальнейшей деятельности?
-А кто сформулирует тему урока?
Найти способ нахождения корня в слове
Как найти корень в слове.
Регулятивные: устанавливать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока).
V этап. Этап реализации построенного проекта.
-Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах.
-Давайте обратимся к учебнику.
-Откройте страницу 75. Прочитайте правило.
-Какие вопросы можно составить к этому правилу? Обсудите в группе.
-Какие вопросы вы составили?
-А теперь каждая группа получает разрезанную на части карточку с планом нахождения корня.
-Прочитай слово и пойми его смысл.
-Подбери к слову родственные (однокоренные) слова.
-Проверь, близки ли они по смыслу.
-Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
-Это и будет корень слова. Выдели его знаком.
-Лес, лесник, лесной
Учитель сравнивает с планом на доске, что и будет являться эталоном к уроку .
Что позволяет делать этот план?
— А теперь вернемся к нашему пробному заданию и выделим корень в слове потянулись.
Один из учащихся озвучивает правила работы в группах.
Читают правило.
Составляют вопросы к правилу.
Что надо сделать, чтобы найти корень в слове? Как пишется корень в однокоренных словах?
Работа в группе.
Учащиеся наклеивают готовый план на лист бумаги, и командиры групп представляют свои проекты.
Находить корень слова.
— тя – (тягать , растяжка)
Регулятивные
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные (выполнение действий по алгоритму, установление причинно-следственных связей, доказательство).
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
VI этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Теперь приступим к выполнению упражнения 133, стр. 75.
-Объясните лексическое значение этих слов.
-Выделите в однокоренных словах корень.
Корень -ДАЛ-: Далекий, далеко, даль, издалека, дальний, удалить.
Корень -ДОЛ-: дол, долинный, долина.
Корень -МИР-: мир, мирный, мирить, помирить.
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
VII этап. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать?
Найдите в тексте однокоренные слова и выделите в них корень:
В лесу растёт кедр. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью на нем созревают кедровые шишки.
— Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.
— У кого есть ошибки? В чем они?
— Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать?
— У кого нет ошибок, сделайте вывод.
Проверить себя, как мы научились находить корень слова.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Проверка своих работ по эталону.
Ответы детей.
Нужно еще тренировать.
Мы умеем находить корень слова.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
VIII этап. Включение в систему знаний и повторение.
Где нам может пригодиться сегодняшнее умение находить корень слова?
Разбор слова по составу, проверка безударных гласных в корне слова
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи
IX этап. Рефлексии УД на уроке.
Какова была цель сегодняшнего урока?
— Достигли ли вы цели? Докажите.
— Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа?
-Где вы можете поработать над трудностями?
Домашнее задание: упражнение 135.
Научиться находить корень в слове.
Ответы детей.
При выполнении домашнего задания.
Личностные (самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности).
Познавательные (рефлексия способов и условий действия)
МКОУ «Чапаевская СОШ№2» МО «Новолакский район»
Открытый урок русского языка в 3-м классе по теме
«Корень слова» УМК «Школа России»
Разработала урок
учитель начальных классов
Рашкуева М.А.
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень
знаний детей по данной теме.
Задачи:
1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой
части;
2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от
слов с корнями—омонимами;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание,
умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
Отрабатывать каллиграфию письма;
Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку
Ход урока
1.Организация класса. Эмоциональный настрой
—Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам
внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
—Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием
отдохнут.
—Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего
настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
—Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю — у вас всё получится!
2. Актуализация знаний:
1. Каллиграфическая минутка.
Работа в тетрадях:
1) Записываем число – 14 ноября – это какой день недели? (пятница)
2) ря, ор, на
3) Загадка:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Много птичек здесь снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)
(( пояснение)
(Рябина – это дерево с гладкой серой корой, с перистыми листьями и ярко—красными
ягодами. Ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков.)
Составьте предложение с этим словом.
Рябчики клюют ягоды рябины. ( записать, найти главные члены предложения)
2.Словарная работа: (в тетради, проверка осуществляется по презентации).
—А теперь ветер отправляется в своё путешествие, а мы отправляемся вместе с ним.
—Какое первое место он посетит, мы узнаем, выполнив словарную работу.
Ягода, помидор, ветер, урожай, малина, земляника, горох.
—Поднимите руку, кто не сделал ошибок.
—Прочитаем слова.
—На какие 2 группы их можно разделить? По какому признаку? (съедобное –
несъедобное)
—Какое слово может быть лишним? Почему? (Ветер – явление природы ).
—Какое же место посетил ветер? (огород – сад – лес).
3.Письмо по памяти.
—А насколько силён ветер, мы сейчас узнаем.
—Откроем блокноты для письма по памяти.
Ветер рушит горы, а слово – дружбу. (7—10 секунд для запоминания)
(Чтение – запись – взаимопроверка – оценка).
3. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
— Какие части растения вы знаете? (корень, ствол, ветви.)
—Послушайте загадку:
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
— О каких значениях корня говорится в загадке?
Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать?
Слово корень — многозначное:
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
— Как вы думаете, какое значение имеет корень для растения, для зуба ?
— Это важная, необходимая часть.
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Обозначим проблемные вопросы:
1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова
5) Признаки однокоренных слов
2. Работа на доске.
— (На доске появляется “дерево”, на нем — однокоренные слова.)
Много лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с
ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое
дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти. Много родственников появилось,
все они похожи. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая
часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева
образуются (растут) новые слова — родственники. Корень как сердце в слове.
Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (садовник,
высадка, садок, рассада). Как в сказке называются эти слова?(родственниками).
Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – сад—) Как
называется эта часть? (корнем).
Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.
Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
— Однокоренные те слова, у которых есть одна общая часть – корень.
— Теперь посмотрите, как обозначается корень (Показать обозначение корня –
таблица).
4. Работа по теме урока
1. Работа в парах
Образование однокоренных слов.
Учащиеся получают карточки с изображением дерева, а вместо корневой системы
записан корень слова (сад, лес, дом, мор, лёт, гор, стрел, глаз).
Задача каждой пары образовать от этого корня однокоренные слова и записать их на
веточках дерева.
Проверка работы: Пара представляет свою группу слов, а остальные ученики
определяют, нет ли в ней «лишнего» слова.
2. Работа с текстом (индивидуальная)
Учащиеся получают карточки с текстом.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с
Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с
Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам
Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Задания.
— Что можно сказать об этой записи? Поясни свою точку зрения.
(Это текст, так как предложения связаны между собой по смыслу. Текст
повествование, так как рассказывается о том, как все герои истории дожидались
старуху Воду. Он похож на сказку.)
— Выпишите из этого текста однокоренные слова и выделите в них корень.
— Назовите группу однокоренных слов. Какое слово ввело вас в заблуждение? Почему
оно не является родственным?
Работа со сложными словами.
— Найдите среди однокоренных слов сложные слова.
— Каким образом они образовались? Объясните свою точку зрения.
— Какое правило мы должны помнить при написании сложных слов?
Задание.
— Хлопните в ладоши, если услышите пару однокоренных слов, а если слова будут не
однокоренными, то нужно будет встать.
Нос — носатый, циркуль – цирк, дом — домишко, луна— луноход, слеза – слезать, обед –
стол, дом – дым, кот – котик, врач – доктор.
Работа по карточкам (в парах)
— Определите признак, по которому данные предложения можно разбить на пары.
Запишите одну пару в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.
В реке тёплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
5. Физминутка.
Из—за парт все выходите
И лопаточки берите.
Мы копаем, мы копаем,
В почву семена сажаем.
Разрастётся в почве корень,
Урожая будет “море”.
Вот морковка, вот редис,
Окопали барбарис.
Поливали, удобряли,
Славный урожай собрали!
Составляем алгоритм определения корня слова:
1-й шаг. Подумай над значением слова.
2-й шаг. Подбери родственные слова.
3-й шаг. Выдели общую часть.
6. Закрепление изученного материала.
Вернёмся к слову рябина.
Как вы думаете, какой корень в слове рябина? Докажите.
Рябина, рябинка, рябинушка, рябиновый, рябинник (заросль деревьев рябины)
1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
Упр. 159 с.101
— Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти
общую часть)
2. Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах. Упр. 160.
— Вам нужно из этих пар слов найти «лишнее». Записать эти слова, кроме лишнего и
выделить в них корень. Когда выполните задание, развернетесь, сядете ровно на свои
места.
7.Итог урока.
—Сегодня мы говорили об однокоренных словах и учились находить корень в словах.
Вернемся к проблемным вопросам, которые мы ставили вначале урока, и вспомним…
— Что же такое корень? (общая часть родственных слов)
— Роль корня в слове. (Образовывает новые – родственные слова)
— Как выделить корень в слове? (подобрать однокоренные слова)
— Какие слова называются однокоренными? (те, у которых есть одна общая часть –
корень).
8. Домашнее задание.
Правило с.102 упр. 161
9. Рефлексия.
Я не очень доволен собой, потому что…
Для меня было самым интересным…
Я могу похвалить себя за…
Директор МКОУ «Чапаевская СОШ№2» ___________ Ахмедов К.А.
Зам. директора по УВР МКОУ «Чапаевская СОШ№2» ________Алилова М.Р.
МКОУ «Чапаевская СОШ№2» МО «Новолакский район»
Отзыв коллег
об уроке русского языка в 3-м б классе по теме
«Корень слова»
МКОУ «Чапаевская СОШ№2» Рашкуевой М.А.
Это первый урок в разделе « Состав слова». На нём происходит освоение предметных
знаний (базовые понятия): корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных
слов, словообразовательный разбор слова.
На уроке использовался учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий для 3
класса, презентация по теме урока, компьютер, мультимедийный проектор;
интерактивная доска
Урок организуется в форме учебного сотрудничества (беседы, дискуссии),
осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Учитель
готов внести в свою работу с классом соответствующие методические коррективы: по—
иному сформулировать вопрос или познавательную задачу, чтобы направить в верное
русло анализ, попросить учащихся составить свои примеры. Неправильные ответы, не
соответствующие плану урока, не игнорируются и не отбрасываются. При
необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения.
На организационном этапе было проведено быстрое включение обучающихся в
деловой ритм; созданы условия для дальнейшей работы.
Минутка чистописания. Словарная работа. На этих этапах урока был актуализирован
субъективный опыт детей. Через анализ языкового материала была выведена тема
урока, поставлена цель.
«Открытие» нового знания,
Цель: открытие детьми нового знания и формирование способности к его
выполнению.
— новое знание было открыто детьми посредством решение проблемной ситуации.
Первичное закрепление,
(понимание, структурное оформление нового знания).
— выполнение детьми типовых упражнений на новое знание.
— проговаривание способа выполнения в громкой речи.
Первичное закрепление во внешней речи произошло через анализ схем учебника
посредством продуктивного диалога. В итоге новое знание фиксируется в речи и
знаково.( вербализируем, фиксируем новое знание, возвращаемся к заданию,
вызвавшему затруднение).
На этапе контроля обучающимся была предложена самостоятельная работа,
задания которой позволили проверить уровень усвоения знаний(теоретические
знания, практические умения):
— самостоятельное выполнение детьми упражнения на новый способ действия.
— самостоятельная работа маленькая по объёму способствовала созданию ситуации
успеха у детей и развитию интереса к уроку русского языка.
— самопроверка по эталону.
На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и
практическую деятельность частично—поискового и репродуктивного характера, детям
надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ
выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды
деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практические.
Для каждого ребёнка была создана ситуация успеха, что также способствовало
повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При
постановке вопросов и определении заданий на уроке Мариян Алибеговна учитывала
индивидуальные особенности учеников, давала только положительную
характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало
их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу использования в обучении
игровых методов, принципу доступности и был посилен для учеников второго класса.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности
содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников
в достижении поставленных задач на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока
выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и
психологических особенностей второклассников.
Директор МКОУ «Чапаевская СОШ№2» ___________ Ахмедов К.А.
Зам. директора по УВР МКОУ «Чапаевская СОШ№2» ________Алилова М.Р.
МКОУ «Чапаевская СОШ№2» МО «Новолакский район»
Отзыв коллег
об уроке русского языка в 3-м б классе по теме
«Корень слова»
МКОУ «Чапаевская СОШ№2» Рашкуевой М.А.
На уроке была создана приятная психологическая и эмоциональная атмосфера. Урок
начала со стихотворения, призывающего учеников серьёзно отнестись к работе на
уроке (работаем старательно, слушаем внимательно). Затем учащиеся
поприветствовали друг друга улыбкой. Такое приветствие приучает детей к
взаимному уважению, симпатии и желанию добра друг другу, а солнышко на слайде
подняло настроение. Дети пришли в школу опрятные и аккуратные, настроенные на
серьезную работу. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения
проведена физминутка. Поддерживались доброжелательные отношения с учениками,
использовались разнообразные задания. Поддерживался темп урока. Урок проходил в
деловой атмосфере. Весь материал был построен так, что подготовил учеников к
восприятию и вводу нового понятия «однокоренные». На протяжении всего урока
дети говорили, что у родственных слов один и тот же корень, поэтому легко смогли
запомнить что такое «однокоренные слова». Ученики не только должны были знать,
что такое родственные слова, не только знать два способа доказательства родственных
слов, но и смотреть на лексическое значение слов.
Ребята работали быстро и дружно. Ответы учеников были полные с доказательством.
Для детей с низкими учебными возможностями составлены памятки ответа, поэтому
они практически не испытывали затруднений при ответе.
Все задания «работали» на прочное усвоение материала и развитие устной речи.
Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли
задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно
воспринимать всю информацию. Была создана эмоциональная атмосфера,
побуждающая к активному мышлению учащихся.
Учитывались санитарно – гигиенические требования. Соблюдалась правильность
рабочей позы учащихся.
Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной
структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности.
Использование на уроке ТСО способствовало более осмысленному понимания
проблем урока.
На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Урок проведён с
доминирующей деятельностью обучающихся. Все поставленные мной цели и задачи
достигнуты.
Родители 3б класса