Дисграфией называется особое нарушение психических функций человека, которые отвечают за контроль и реализацию письменной речи. В результате развития таких нарушений и происходит формирование нарушений письма различного характера. Дисграфики не могут самостоятельно составлять и выражать письменную речь.
Чаще всего дисграфия возникает у младших школьников. Однако, патология вполне может формироваться и у взрослых. Примерно 10% всех случаев расстройств письменных функций возникают во взрослом возрасте в результате различных факторов, нарушающих функционирование психики.
Почему у взрослых возникает дисграфия?
Толчком к возникновению нарушений письменной речи у взрослых могут послужить множество внешних и внутренних факторов. Оказывая отрицательное влияние на функционирование мозговых структур, такие факторы вызывают дисграфию и прочие психические дисфункции.
Среди основных причин, вызывающих проблемы с корректным письмом у взрослых, специалисты выделяют:
- травмы головы;
- нейрохирургические операции;
- разрастание опухолей мозга;
- инфекционное поражение головного мозга (менингококковые инфекции);
- воспалительные процессы, поражающие головной мозг (менингит);
- инсульты;
- травмы при родах;
- соответствующие социальные условия;
- недостаточная насыщенность крови кислородом (асфиксия).
Читайте также: Семантическая дислексия: сущность и причины
Как проявляется дисграфия у взрослых?
Нарушения письменной речи имеют достаточно характерные проявления. Человек с дисграфией совершает достаточно характерные ошибки при написании слов и предложений. Ошибки имеют устойчивый типичный характер и повторяются каждый раз при письменной передаче информации. Достаточно важным является тот факт, что взрослый человек хорошо знает правила грамматики и орфографии.
Дисграфия у взрослых проявляется в виде классических ошибок, таких как:
- замена или смешение схожих по написанию букв (например, ш и щ, л и п, ъ и ь);
- подмена при написании похожих по звучанию букв (п и б, к и х);
- нарушение слитности или раздельности при написании отдельных слов;
- неправильное согласование слов в предложении;
- слишком медленное написание букв;
- искажение расположения букв, слогов, их неправильная расстановка или пропуск;
- неясный почерк (неодинаковая высота букв, различный наклон символов, неуместное написание больших и маленьких знаков и др.).
Помимо обозначенных проявлений, специалисты выделяют характерную симптоматику, не связанную с письмом, которая включает:
- неврологические отклонения;
- расстройства когнитивной сферы;
- сложности с восприятием информации;
- нарушения памяти;
- легкую отвлекаемость;
- отклонения в моторике;
- сниженную работоспособность;
- временную или пространственную дезориентацию.
Данные проявления являются свидетельством нарушений связей между мозговыми отделами. При этом следует учитывать, что дисграфия совершенно никак не воздействует на уровень интеллекта либо качество образования человека.
Обозначенные симптомы не исчезнут сами по себе. Необходимо целенаправленное обучение и систематическая работа над коррекцией дисграфии.
Читайте также: Упражнения для взрослых при дисграфии
Выявление дисграфии у взрослых
Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:
- списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
- написание диктанта;
- составление описаний к картинкам;
- чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.
В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:
- оценку правильности произношения звуков;
- изучение словарного запаса;
- анализ умений определять звуки на слух.
После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.
Лечение дисграфии у взрослых
Все работы логопеда по устранению дисграфии во взрослом возрасте разрабатываются исходя из формы нарушения и особенностей ее возникновения. Важно помнить, что простое механическое исправление ошибок не будет иметь результата, ведь проблема кроется гораздо глубже – в искаженном анализе и синтезе мозговыми структурами письменных символов, слогов, слов и предложений.
Сегодня существует значительное количество прогрессивных коррекционных программ лечения дисграфии, которые состоят из комплексных реабилитационных циклов. Такие программы помогают корректировать письменные нарушения и формировать правильные навыки.
Ключевые направления логопедического исправления дисграфии предусматривают:
- восполнение дефектов в произношении звуков;
- расширение запаса используемых в речи слов;
- правильное формирование грамматических знаний и навыков;
- развитие связной устной речи;
- повышение аналитических способностей;
- формирование умений восприятия информации на слух;
- улучшение мыслительных способностей и развитие памяти.
Коррекционная работа предусматривает выполнение письменных упражнений различного характера, призванных восполнить и развить различные письменные навыки.
Помимо этого, взрослым людям с диагностированной дисграфией дополнительно могут быть назначены:
- успокоительная терапия с помощью медикаментозных препаратов;
- физиотерапия;
- курсы массажа;
- водное лечение;
- лечебная физкультура.
Систематическая и правильная работа с логопедом, а в некоторых случаях – и с неврологом, помогает дисграфику улучшить письменные навыки, исправить недочеты в устной речи и развить память. При этом существенно повышается самооценка человека, улучшаются его коммуникативные навыки и решается значительное количество личностных проблем. В зависимости от причин развития дисграфии, коррекция может быть направлена на эффективное восстановление психического здоровья человека.
Дата публикации: 13.03.2019. Последнее изменение: 14.07.2022.
Дислексия – одна из наиболее распространенных проблем с обучением, освоением родного языка. Проблема затрагивает чтение, орфографию и обработку информации, в той или иной мере возникая примерно у 10% населения. Дислексия часто возникает в сочетании с другими состояниями, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ), дисграфия и дискалькулия. Дислексия обычно диагностируется, когда ребенок впервые идет в школу и испытывает трудности с этими навыками. Но как пожизненное состояние симптомы могут сохраняться или впервые развиваются в зрелом возрасте.
Дислексия у взрослых может проявляться разными и неожиданными вариантами. Симптомы дислексии у взрослых могут затруднить достижение успехов в таких сферах, как карьера и отношения, и приводят к заниженной самооценке, особенно если диагноз не поставлен в детстве и лечение не проводилось много лет.
Дислексия – это нарушение способности к чтению, которое возникает у людей с нормальным интеллектом. Это нарушение чтения, несмотря на интеллект, мотивацию и образовательные возможности, которое возникает, когда мозг не распознает и не обрабатывает определенные символы должным образом. «Dys» означает «трудность», а «lexia» означает «слова», таким образом, «дислексия» означает проблемы со словами.
Дислексия – это заболевание, от которого страдают миллионы людей во всем мире. Приблизительно 5 — 17% населения мира страдают дислексией различной степени. Дислексия возникает из-за нарушения способности мозга переводить изображения, полученные от глаз или ушей, на понятный язык. Это пожизненное состояние, поэтому проблема может по-разному влиять на человека на разных этапах жизни. Даже если ребенок-дислексик с большим трудом справляется с обычной школьной работой, он может интересоваться другими аспектами, такими как спорт или внеклассные занятия. Именно здесь ребенка нужно сильно воодушевить, чтобы он смог преодолеть заниженную самооценку и тогда он реализуется в жизни. Если проблему не обнаруживают в начальных классах, дети с дислексией вырастают и становятся взрослыми, страдающими дислексией. От этой болезни нет лекарства, и они должны научиться компенсировать свои проблемы.
Среди людей с дислексией и необычайным интеллектом выделяются Альберт Эйнштейн, Александр Грэм Белл, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Бенджамин Франклин, Вольфганг Амадей Моцарт и Джон Леннон.
Причины дислексии у взрослых
Выделены нейроанатомические особенности людей с этой проблемой. Дислексия возникает из-за нарушения способности мозга переводить изображения, полученные от глаз или ушей, на понятный, родной язык. Было доказано, что мозг человека с дислексией структурно и функционально отличается от мозга других людей. Исследования показали, что врожденная структура нервной системы мозга, связанная с развитием умственных способностей, у дислексиков отличается, и это основная причина патологии.
Система проводки мозга или нервные пути – это структуры, которые кодируют информацию, получаемую органами чувств. Они сохраняет ее в мозге для дальнейшего усвоения. Эта информация позже используется для оценки ситуаций и разработки моделей реакции на ситуации, улучшения мышечной координации в соответствии с ситуациями или даже для помощи в понимании и осмыслении постоянных потоков информации, которые мозг получает в отношении повседневной деятельности, работы и т.п. У человека с дислексией даже эти незначительные акты понимания и использования могут потребовать гораздо больше времени и навыков, чем у обычного взрослого.
Также дислексия была связана с генетическими причинами. Согласно исследованию, проведенному М. Нотеном и другими, неспособность выучить написанное может быть связана с генами на хромосомах 6 и 15.
Симптомы дислексии у взрослых
Есть три основных типа дислексии. У большинства людей отмечаются признаки всех трех типов, обычно на разных уровнях.
Диснемкинезия – данный тип связан с моторикой и с трудностями в понимании того, как нужно правильно писать буквы. Люди с этим типом обычно пишут буквы задом наперед.
Дисфония – этот тип включает проблемы слушания или расстройства слуховых навыков. Она также вызывает трудности с произношением слов или пониманием незнакомых слов.
Дизедезия – этот тип затрагивает формирование визуальных навыков, вызывает трудности или неспособность распознать либо понимать написанные слова. Это также формирует трудности при распознавании слов по звуку.
Некоторые симптомы дислексии у детей старшего возраста и взрослых включают проблемы:
- с чтением;
- с решением математических задач;
- с запоминанием.
Взрослые с дислексией также не могут внятно составить краткое изложение истории, которую они слышали или читали, могут быть проблемы с пониманием шуток и идиом. Иногда проблемы с чтением у взрослых с дислексией незаметны, поэтому это состояние могло не быть диагностировано в детстве.
Помимо этих симптомов, мешать повседневной работе могут другие проблемы:
- человек с трудом может сосредоточиться на одной задаче;
- старается избегать встреч, которые касаются планирования;
- испытывает затруднения или ступор, если его попросят заполнить длинную форму;
- остро реагирует на свои ошибки, навязывая себе строгие правила;
- лучше учится визуально или через тактильный опыт, повторение;
- легко подвержен стрессу;
- имеет низкую самооценку.
В целом, для дислексии типичны:
- сложность речевых навыков, абстрактное мышление;
- нарушение зрительно-моторной координации;
- плохая концентрация, восприятие и память;
- нарушение социальной адаптации.
Эти проблемы приводят к тому, что ребенок получает плохие оценки и классифицируется как не успевающий. Из-за этого ребенка с дислексией часто называют ленивым, с низким интеллектом и немотивированным. В конце концов, это влияет на личность, что приводит к заниженной самооценке уже у взрослых.
Лечение дислексии у взрослых
После того, как врач-невролог или логопед, психолог оценят тяжесть дислексии, они составят план лечения, который поможет человеку управлять своим состоянием.
Диагностика
Врачи общей практики не диагностируют дислексию. Обычно это не считается заболеванием или физическим дефектом, но требует оценки и оказания помощи у психолога, невролога или логопеда. Специалист проведет оценку и поставит диагноз. Дислексия у взрослых имеет множество симптомов, которые обычно требуют личной консультации, поэтому не стоит ставить диагноз по интернет-тестам.
Специалист может провести несколько видов тестов, чтобы определить уровень или серьезность дислексии. Эти тесты могут включать:
- проверку зрения и слуха;
- тест по чтению;
- психологические тесты;
- анкеты об образе жизни или работе.
Другие состояния и проблемы, которые часто встречаются у людей с дислексией, включают:
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
- проблемы с организацией;
- диспраксия или проблемы с базовой координацией;
- краткосрочные проблемы с памятью.
Современные методы лечения
План лечения может включать:
- обучение или репетиторство для улучшения навыков чтения, что очень важно при дислексии в любом возрасте;
- трудотерапия поможет научиться обходить и решать проблемы, которые вызывает дислексия на рабочем месте;
- просьба произносить инструкции, а не писать их текстами, которые помогут распознать информацию и запомнить ее;
- дополнительное обучение предметам или задачам, которые доставляют дискомфорт.
Технологии также могут быть важной частью лечения дислексии, особенно для работающих взрослых. Вот некоторые вещи, которые могут помочь:
- запись встреч или важных разговоров, чтобы послушать их позже, если вы пропустили важную информацию;
- помощь приложений и программного обеспечения для преобразования речи в текст, чтобы вам не приходилось писать или вводить все;
- использование корпоративных приложений или электронных органайзеров, чтобы держать вас в курсе и свести к минимуму отвлекающие факторы.
Профилактика дислексии у взрослых в домашних условиях
Дислексия – это пожизненное состояние, поэтому первым шагом в лечении является раннее распознавание и вмешательство, за которым следует мультисенсорный подход к обучению и эмоциональная поддержка.
Популярные вопросы и ответы
Мы обсудили проблему с врачом-неврологом высшей категории Евгением Мосиным.
Если дислексия не распознана в детстве — это плохо?
Чем раньше у ребенка с дислексией будет диагностировано состояние, тем легче психологам помочь им. При надлежащем руководстве ребенок с дислексией может в значительной степени преодолеть свои трудности и добиться лучшей жизни. Это делается в двухэтапном подходе. Первый этап – обучение ребенка с использованием процедуры мультисенсорного обучения. Второй этап – эмоциональная поддержка со стороны консультанта и родителей.
Чем можно помочь людям с дислексией?
На рынках доступны некоторые вспомогательные технологии, которые могут помочь людям с дислексией в чтении, письме, математике и организации. Примеры:
● компьютерное программное обеспечение для написания или чтения текстов;
● приложения на портативных электронных устройствах для чтения текстов, общения и организации работы и обучения;
● специализированные устройства, такие как ручки и сканеры, калькуляторы или говорящие словари, для решения повседневных задач;
● программа распознавания голоса, в которой вы можете диктовать свои идеи, и они будут переведены на экран компьютера.
Каковы осложнения дислексии?
Проблемы адаптации и беспокойства. Люди, страдающие дислексией, часто ведут себя непоследовательно. То, что они могут делать хорошо сегодня, им трудно повторить в другой день. Даже если они делают ошибки в своих выводах, природа ошибок может каждый раз меняться, сбивая с толку как людей с дислексией, так и их наставников. Следовательно, часто человек с дислексией в течение дня испытывает большее беспокойство, чем любой другой человек с ограниченными возможностями.
Социальные и эмоциональные проблемы. Было замечено, что люди с дислексией менее зрелы в социальном и эмоциональном плане, чем их сверстники. Это может привести к ухудшению самооценки и меньшему принятию со стороны сверстников. Человек с дислексией может по-разному реагировать на социальные ситуации из-за своей социальной незрелости, вызывая смущение у других. Позже, когда язык становится одним из важных способов выражения, человек с дислексией может чувствовать себя неспособным устанавливать эмоциональную связь и социальные отношения.
Некоторые другие эмоции, которые чаще всего испытывают люди с дислексией, – это гнев на себя и других, депрессия из-за неспособности приспособиться к окружению и разочарования из-за невозможности выполнять свои функции так, как им нравится.
Лечение дисграфии у взрослых
Дисграфия – это расстройство письма, характеризующееся повторяющимися ошибками. Причина кроется не в незнании орфографии, а в несформированности психических функций. Дисграфия наблюдается в основном у учеников начальных классов, но может встречаться и у взрослых. Так как чтение и письмо связаны, отклонение часто сопровождается дислексией.
Проявления дисграфии у взрослых
При дисграфии люди, не имеющие умственной отсталости или проблем со слухом, могут переставлять местами слоги, пропускать буквы, ошибаться при соотнесении звука с графическим символом. Дети в основном путают визуально похожие буквы, например прописные «т» и «ш», но ошибки взрослых связаны преимущественно с неверным применением грамматических, синтаксических правил, а также затрудненным изложением мыслей на бумаге. Другие возможные признаки дисграфии:
• неразборчивый почерк;
• сильный нажим на ручку;
• слишком медленное письмо;
• снижение памяти и внимания;
• повторяющиеся ошибки на письме;
• нарушение структуры предложений;
• буквы разной высоты, выходящие за строчку;
• слитное написание слов или их перестановка;
• сложности с определением мягких согласных;
• подмена похожих по звучанию или написанию букв;
• замена, смешение или пропуски слогов при произношении;
• аграмматизмы (например, «Саша сидели на деревянными стулья»).
Если дисграфия не была выявлена в начальной школе, он может негативно сказаться на развитии личности. Взрослые часто страдают от низкой самооценки, неуверенности в себе, с трудом налаживают отношения с коллективом.
Сама по себе дисграфия не влияет на интеллект человека, однако часто сопровождается дефектом связей между отделами мозга. В этом случае у взрослого могут наблюдаться неврологические отклонения, когнитивные расстройства, нарушения моторики, дезориентация во времени или пространстве. Некоторые отмечают сниженную работоспособность, ухудшение памяти, отвлекаемость, трудности с восприятием информации.
Причины дисграфии у взрослых
Проявления и способы коррекции отклонения будут отличаться в зависимости от причины его возникновения. Выделяют следующие виды дисграфии:
1. Оптическая. Вызвана несформированностью зрительно-пространственных связей. Характеризуется лишними или недостающими элементами букв (палочками, штрихами), их неверным написанием, подменой схожих символов.
2. Акустическая. Взрослый неверно распознает звуки, из-за чего путает похожие по звучанию буквы.
3. Артикуляторно-акустическая. Нарушена слуховая дифференциация. Человек ошибается не только при написании слов, но и при произношении.
4. Аграмматическая. Возникает из-за неполноценных процессов синтеза и анализа. Для нее свойственна подмена окончаний, предлогов, появление лишних слогов и слитное написание.
В основном нарушение возникает еще в детском возрасте, но есть некоторые внешние и внутренние факторы, из-за которых дисграфия внезапно развивается у взрослого. К наиболее частым причинам относят поражения мозга: операции, удары головой, асфиксию, инсульты, опухоли. У женщины дисграфия может появиться после родов. Также опасность представляют менингит и менингококковые инфекции.
Методы коррекции и лечения
В первую очередь нужно провести диагностику. Используются такие задания как списывание текста, сочинение по картинке, диктант. Логопед изучает материалы и определяет, чем вызваны ошибки: неграмотностью или дисграфией. Дополнительно оценивается речь клиента и навыки чтения текста, слов, слогов. Специалисту важно убедиться в умении правильно определять на слух и произносить различные звуки. Для постановки точного диагноза и определения вида дисграфии потребуется консультация отоларинголога, офтальмолога, невролога и психолога.
Если подозрения подтвердились, начинается процесс коррекции дисграфии. Лечение направлено на:
• тренировку памяти;
• исправление почерка;
• повышение самооценки;
• обогащение словарного запаса;
• снятие психологических барьеров;
• стимуляцию мыслительных процессов;
• формирование связной речи, грамматики;
• развитие слухо-произносительных навыков.
Коррекционная программа составляется индивидуально с учетом типа дисграфии. Специалист восполняет пробелы в механизмах, необходимых для грамотного письма.
Наиболее эффективным способом лечения дислексии и дисграфии считается методика Дейвиса. Она подходит как для детей, так и для взрослых, так как Рональд Дейвис самостоятельно справился с проблемой в возрасте 38 лет. Лечение непродолжительное, в 99% случаев у клиентов наблюдается улучшение навыков чтения и правописания.
Дополнительно специалист может порекомендовать курсы йоги, массажа, физиотерапии.
Центр Дислексии в Москве
Центр коррекции дислексии и дисграфии в Москве работает с 2012 года на основании лицензии Британской ассоциации Р. Дейвиса. Логопеды-дефектологи проводят занятия для детей и взрослых. Коррекционная программа длится 5 дней (30 часов). По окончанию курса клиенты приобретают уверенность в себе и овладевают способами управления дисграфии. Записаться на консультацию стоит каждому взрослому, имеющему хотя бы несколько признаков расстройства письма. Специалисты проводят диагностику и составляют индивидуальную программу лечения по методике Дейвиса.
Для получения первичной консультации и записи на прием звоните по номеру телефона +7(495) 683-31-82 или заполните форму обратной связи на странице сайта. Так же Вы можете связаться с нами в социальных сетях Телеграм и Вконтакте.
Тест на дислексию
Логопед-дефектолог в Москве
Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.
Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.
Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:
- нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
- серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
- черепно-мозговые травмы;
- осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.
Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.
Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.
Виды дислексии
Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.
- Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
- Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
- Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
- Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
- Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
- Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.
При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.
Симптомы по возрастам
Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.
Общие симптомы дислексии:
- проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
- сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
- трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
- изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
- неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
- нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.
Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.
Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.
В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.
В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.
В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.
В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.
Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.
Диагностика
Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.
Лечение, коррекция дислексии в Москве
Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.
Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.
Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.
Профилактические меры
Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.
Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.
Распространенные вопросы и ответы на них
Можно ли вылечить дислексию полностью?
Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.
Кто лечит дислексию?
Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.
Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?
Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.
Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:
Дислексия у взрослых – серьезная проблема, которая может привести к различным эмоционально-мотивационным последствиям, в частности, к депрессивным расстройствам. Она же – распространенная причина того, что человек неспособен реализовать себя полностью, испытывает сложности с личностным и карьерным ростом
Дислексия – это специфическое когнитивное расстройство обучения. Оно имеет нейробиологическую основу и характеризуется трудностями в правильном и/или быстром распознавании слов при чтении или письме.
По оценкам специалистов, каждый десятый школьник в той или иной степени страдает дислексией. Масштабы этой проблемы у взрослых трудно оценить из-за отсутствия общих исследований. Многие взрослые, испытывающие трудности с чтением и письмом, даже не слышали о таком расстройстве. На протяжении всей своей жизни они пытаются скрыть свое состояние, чаще всего приписывая это своим низким интеллектуальным способностям.
Наш мир, наполненный цифровыми технологиями, всевозможными шифрами и PIN-кодами, становится большим испытанием для людей, страдающих дислексией. Зачастую в стремлении интегрироваться в общество они выбирают профессии, в которых их проблемы не являются карьерными барьерами, используют техническую поддержку или компенсируют свои дисфункции любыми другими способами.
Природа дислексии
Дислексия бывает либо врожденной, либо приобретенной. Расстройства восприятия могут возникать уже в пренатальной фазе. Основной причиной дислексических затруднений является неравномерное психомоторное развитие. Некоторые функции развиваются нормально или даже ускоренно, другие медленнее, а иногда с большой задержкой.
Приобретенная дислексия – это потеря уже имеющихся навыков чтения и письма, как правило, взрослыми вследствие повреждения мозга или поражения нервной системы. Серьезная болезнь или травма – частые причины дислексии у взрослых.
Типы дислексии
Различают три основных типа этого расстройства:
• зрительный – возникают нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти
• слуховой – в его основе лежат нарушения слухового восприятия и слуховой памяти, часто связанные с языковыми расстройствами
• интегративный – нарушается координация, то есть возникают проблемы перцептивно-моторной интеграции.
У большинства взрослых дислектиков отмечаются признаки всех трех типов, имеющие разную степень выраженности.
Как проявляется
Симптомы дислексии у взрослых аналогичны ее проявлениям у детей:
• затруднения при чтении, в том числе при чтении вслух
• орфографические расстройства (в частности, большое количество ошибок при письме)
• нарушения арифметических навыков
• проблемы с решением математических задач
• трудности с определением левой и правой стороны
• непонимание шуток и идиом.
Как распознать дислексию у взрослых? Взрослые дислексики испытывают трудности не только с чтением и письмом, но и с планированием работы, распорядком дня, организацией встреч и поездок, составлением официальных писем, а также использованием инструкций по эксплуатации и получением водительских прав. Такие люди обычно избегают публичных выступлений, поскольку боятся, что не смогут построить связные предложения.
Как бороться
Это расстройство может существенно ограничивать личностное развитие. Следовательно, данную проблему нельзя игнорировать. Признаки дислексии у взрослых могут быть разными, поэтому для постановки точного диагноза необходима личная консультация у специалиста – психолога, невролога или логопеда.
К сожалению, избавиться от дислексии невозможно, она сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Однако нарушения можно значительно уменьшить, если своевременно начать лечение. Чем раньше дислексия будет диагностирована, тем лучше. Если не лечить, болезнь может привести к серьезным проблемам, таким как заниженная самооценка, поведенческие расстройства, тревога, агрессия или депрессия.
Положительные моменты
Существует и другая сторона медали. Поскольку расстройство связано не с интеллектом, а с тем, как мозг обрабатывает информацию, люди с дислексией зачастую обладают стратегическим видением и творческими способностями. Взрослые дислектики, которым приходилось систематически преодолевать свои зрительно-слуховые и моторные дисфункции в детстве, бывают более настойчивыми в достижении поставленных целей и очень амбициозными.
Многочисленные исследования показывают, что наш мозг обладает пластичностью и способностью адаптироваться к различным изменениям в любом возрасте. Даже поздняя диагностика дислексии приводит человека к пониманию причин собственных неудач, позволяет овладеть компенсационными стратегиями и обрести контроль над своей жизнью. Кроме того, достигается чувство когерентности, то есть когнитивной, эмоциональной и мотивационной согласованности, которая дает возможность эффективно адаптироваться в обществе.