Проблема служебных частей речи

  1. Проблема знаменательных и служебных частей речи.

Наиболее
крупное подразделение частей речи.

Знаменательные
– (notional)
те единицы и слова, которые имеют
лексическое значение, называют понятия
и обозначают постоянные денотаты. В
предложении занимают определенные
синтаксические позиции, могут являться
ядром словосочетания. Могут являться
ядром словосочетания. Также обладают
морфологическими свойствами. Могут
словоизменяться.
Однако среди знаменательных частей
речи не все имеют парадигму словоизменения;
поэтому морфологический признак не во
всех случаях
является ограничительным.

Служебные
– (functional)не
обладают лексическим значением и не
называют понятий. Назначение в языке –
указывать на отношения между знаменательными
частями речи, между предложениями,
словосочетаниями и на отношения в
словосочетаниях между словами.
Фактически
и служебные слова могут выражать нечто
экстралингвистическое. Сравним 2
предложения:

The
letter is on the table. The letter is in the table.

Предлоги
in
и on
выражают 2 различных вида отношений
между двумя предметами, письмом и столом.

Таким
же образом союзы выражают связь между
экстралингвистическими явлениями.
Например, в предложении The
match
was
postponed
because
it
was
raining
союз because
обозначает некую причинную связь,
которая существует независимо от слов
в реальной жизни. В предложении It
was
raining
but
the
match
took
place
all
the
same
союз but
выражает противопоставление между
двумя явлениями, дождем и матчем, которое
также существует в реальной жизни
независимо от того, упоминаем мы об этом
или нет.

Выделение
тех или иных частей речи, как знаменательных,
так и служебных, является дискуссионным;
есть такие «основные» части речи, в
существовании которых не сомневается
ни один лингвист (например, имя
существительное, глагол, имя прилагательное,
наречие); среди служебных частей речи
не вызывает сомнения существование
таких разрядов, как предлоги, союзы. С
другой стороны, многое остается
сомнительным в отношении правомерности
выделения слов категории состояния и,
отчасти, модальных слов в знаменательных
частях речи; не совсем ясны границы
частиц в группе служебных частей речи.

Хаймович
и Роговская
считают,
что различия между З и С, что З могут
заменятся другими словами: сущ.-one;
гл.-
to
do

Другие
авторы

считают, что З обозначают предметы,
действия, качества и т. д., которые
являются экстралингвистическими
явлениями, а С указывают на отношения
между ними.

Ильиш
практикует
эту точку зрения. Считает, что С также
выражают некую экстралингвистическую
идею. Ex
The match was postpones because
it was raining

  • because
    – обозначает некую причинную связь,
    которая существует независимо от слов
    в реальной жизни

Он
выделяет 12 частей речи. Отделяет частицы
и модальные слова от наречий, слова
категории состояния. Считает, что yes/no
– слишком мало слов для выделения в
классификации. Хаймович и Роговская
выделяют 14 частей речи (артикль, response
words).
А в традиционной грамматике yes/no
рассматриваются как наречия.

Brown,
Bailey
относят к служебным словам только
вспомогательные глаголы, предлоги и
артикли; Zhigadlo,
Ivanova,
Iofic
– предлоги, союзы, частицы и артикли.
Fries
выделяет 15 групп служебных слов, в тоже
время остальные слова, по его мнению,
составляют 4 класса частей речи.

некоторые грамматисты
упоминают о служебном использовании
некоторых знаменательных частей речи,
например, глагола. Такие слова относятся
к знаменательным частям речи, но в
определенных условиях утрачивают свое
лексическое содержание. Например,
рассмотрим 2 предложения:
He grows roses. He grows old.

В первом случае
grows
выражает действие. What
does he do? He
grows
roses.
Во втором предложении значение действия
сильно ослабевает. В этом предложении
глагол grows
употребляется скорее в качестве
глагола-связки. Grows
связывает местоимение he,
которое обозначает человека, со словом
old,
характеризующее этого человека. В этом
случае grows
напоминает ряд других глаголов с
ослабленным лексическим значением и
ярко-выраженной связующей функцией:
become,
turn,
get.
Более того, grows
легко может заменяться одним из этих
глаголов: He
becomes
old.
Наконец, слово grows
в функции служебного слова не может
становиться полноценным предложением.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Шевыряловская основная общеобразовательная школа

имени Д.В.Русинова

Учебный
проект

«Нужны
ли служебные части речи?»

Выполнили:
Полонянкина Ксения, ученица 7 класса,.

Коротков
Илья, ученик 7 класса,

Дулесов
Максим, ученик 7 класса,

Петров
Андрей, ученик 7 класса

руководитель:
учитель русского языка

Юсупова
Алла Анатольевна

с.
Шевырялово

2018

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..

3

2. Основная часть.

2.1.Служебные части речи……………………………………….……….

4

2.2.Как часто встречаются в текстах  служебные части речи?………………………………………………………………………….

9

2.3.Анализ текстов……………………………….…………………………

10

3.Заключение……………………………………………………………….

13

4.Список литературы……………………………………………………..

14

1. Введение

Служебные части речи отличаются от знаменательных
(самостоятельных) тем, что не имеют конкретного лексического или грамматического
значения. Между тем около 25% речи составляют именно служебные слова и части
речи.

Служе́бные слова́ —
лексически несамостоятельные слова[1], не имеющие в языке номинативной
функции[2] (не называют предметов, свойств или отношений) и выражающие
различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и
частями предложений. Противопоставляются знаменательным,
или самостоятельным, словам, отличаясь от них, помимо значения,
отсутствием морфологических категорий. Приближаясь к словоизменительным
морфемам, служебные слова находятся на грани словаря и грамматики и фактически
относятся к сфере грамматических средств языка. Они превосходят знаменательные
слова частотностью употребления, но уступают им по численности, составляя список,
близкий к закрытому[1].

Казалось бы, служебные части речи – маленькие слова, не
имеющие отдельного смысла и самостоятельности, без других слов они ни о чем не
скажут. Но попробуйте убрать 
их из текста, и мы увидим, что связь в предложении нарушена, а
понять мысль автора стало гораздо сложнее. В своей речи мы употребляем
служебные слова, даже не замечая, настолько плотно они вплетаются между
остальными словами. Зачем нужны 
служебные части
речи
, какую роль они играют в предложении и
можно ли без них обойтись?
         Цель: Осознание важности служебных частей речи в
предложениях и текстах.

Задачи: объяснить
особенности служебных частей речи;

 Провести анализ предложений и текстов с использованием служебных
частей речи;

Доказать важность служебных частей речи в предложениях и текстах.

2. Основная часть.

2.1.Служебные части речи

Служебные части речи — это предлоги, союзы и частицы. Они не
изменяются по роду или времени, не являются отдельными членами предложения. У
каждой служебной части речи своя функция.

Предлоги помогают
выразить отношение имени существительного, местоимений или числительного к
другим словам в предложении. Они уточняют смысл высказывания, связывают слова в
предложении и создают обстоятельственные значения. Предлоги всегда находятся
перед словом, с которым употребляются. В предложении «Возвращаюсь Красноярска четыре
дня задержки рейса» нет предлогов. Но в целом можно расставить их по смыслу.
«Из» — выражает пространственные отношения. «В» — временные отношения, «из-за»
— причину или обстоятельство. Именно грамотное употребление предлогов делает
речь грамотной.

Предлог — служебная часть
речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и
местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.
           Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.
Предлоги выражают различные отношения:

1.    
пространственные;

2.    
временные;

3.    
причинные.

Предлоги делятся
на непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по,
под, пред, при, про, с, у, через.
          Производные предлоги образованы от самостоятельных частей
речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.
Следует
различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.

1.    
Предлоги:

o    кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию;

o    вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, 

o    в
течение суток, в продолжение ночи, сказать в
заключение, 

o    в
силу обстоятельств;

o    благодаря дождю, несмотря
на болезнь.

2.    
Самостоятельные части речи:

o  Наречие: живу напротив,
идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом,
наклеить вдоль, не было вблизи, жить согласно,
оглянулся вокруг, иметь в виду

o    Имя
существительное
: положить на счет банка, в
следствии по данному делу, в течении реки, в
продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу.

o    Деепричастие: благодаря хозяйку, не
смотря по сторонам.

Производные предлоги
обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги
могут употребляться с разными падежами.
          Предлоги, состоящие из одного слова,
называются простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и
др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов,
называются составными (несмотря на, в заключение и др.).

Морфологический раз бор предлога

I. Часть речи. Общее
значение.
II. Морфологический признак: Неизменяемость
III. Синтаксическая роль.

Такие служебные части речи, как союзы, связывают между
собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Союзы бывают
подчинительные и сочинительные. «И», «ни-ни», «также», «тоже», «зато», «но»,
«или», «однако», «то-то», «либо» — связывают части сложносочиненного предложения.
Они делятся по функциям на: соединительные, противительные и разделительные.
Примером использования противительного союза будет предложение: «Я приехал к
ней, но она уже улетела».«Что», «чтобы», «потому что», «как будто» – все это
примеры подчинительных союзов. Они соединяют части сложноподчинен- ного
предложения. По значению их разделяют на: изъяснительные, причинные, временные,
целевые, условные, следственные, уступительные и сравнительные. Например, в
предложении «Они небрежно пнули дверь, как будто сюда не ходят приличные люди.»
Функция у союза «как будто» — объяснить, пояснить, указать на то, о чем
говорят. Также функции служебной части речи может выполнять служебное слово.
Так, в сложноподчиненных предложениях, это относительные местоимения и наречия.
«Который», «где», «кто», «что», «куда», «откуда» и др. — их отличие от союзов в
том, что они являются членами предложения.

Союз — служебная
часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и
простые предложения в составе сложного предложения.
           Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

           Сочинительные союзы связывают
однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного
(сложносочиненного).

Подчинительные союзы связывают
в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно
подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно
поставить вопрос.
Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а,
и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто
 и др., а союзы,
состоящие из нескольких слов, составными: ввиду того что, в
то время как, вследствие того что, несмотря на то что
 и др.
          Сочинительные союзы
Сочинительные союзы делятся на три группы:

1.    
Соединительные: и; да (в значении и); не только… но и;
как так и;

2.    
Противительные: а; но; да, однако же; зато;

3.    
Разделительные: или; или… или; либо.

4.    
Части некоторых союзов (не только… но и, и др.)
находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного
предложения.

           Подчинительные
союзы

Подчинительные
союзы делятся на следующие группы:

1.    
Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того
что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;

2.    
Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и
др.;

3.    
Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;

4.    
Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;

5.    
Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;

6.    
Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;

7.     Уступительные: несмотря на то
что; хотя; как ни и др.
          Морфологический разбор союза
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Сочинительный или подчинительный;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Частицы также
являются служебной частью речи.      Они выражают разные оттенки значения в
предложении и служат для образования форм слов. Например, «Пусть всем будет
весело!». Здесь частица «пусть» образует повелительное наклонение глагола
«быть». Это формообразующая частица. Также частицы бывают модальными, они могут
выражать: отрицание, усиление, вопрос, восклицание, сомнение, уточнение,
ограничение и указание.

    Частица —
служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения
или служит для образования форм слов.

Частицы не изменяются и не являются членами
предложения.

По значения и роли в предложении частицы делятся
на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.

        Формообразующие частицы:
        К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования
условного и повелительного наклонения глагола.
Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому
относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами.
         Отрицательные частицы:
        К отрицательным относятся частицы не и ни.
Частица не может придавать предложения или отдельным словам не
только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.

Значение частицы не

1.    
Отрицательное значение.

o    всего предложения: Не спешите
с ответом. Не бывать этому.

o    отдельного слова:
Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.

2.    
Положительное значение.

o    Товарищ не мог не помочь
мне.

Отрицательная частица ни может
иметь, кроме отрицательного, другие значения.

Значение частицы ни

1.    
Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
Ни с места! Вокруг ни души.

2.    
Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и
со словом нет.
Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.

3.     Обобщающее
значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
Что ни (=всё) делал бы, всё у него получалось.
Куда ни (=всюду) посмотришь, везде поля и поля.
         Модальные частицы:
         К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные
смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.
Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по
значению:

1.    
Вопрос: ли, разве, неужели

2.    
Указание: вот (а вот), вон (а вон)

3.    
Уточнение: именно, как раз

4.    
Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти

Частицы, выражающие чувства и отношение
говорящего, также делятся на группы по значению:

1.    
Восклицание: что за, как

2.    
Сомнение: вряд ли, едва ли

3.    
Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё,
всё-таки

4.    
Смягчение, требование: -ка

         Морфологический
разбор частицы
I.
 Часть
речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Разряд;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

2.2.Как часто встречаются в
текстах  служебные части речи?

Термин «служебные слова»
(«служебные части речи») характерен прежде всего для русской грамматической
традиции, в истории которой объём данного понятия колебался:
Ф. И. Буслаев относил к ним местоимения, числительные, предлоги,
союзы, местоименные наречия и вспомогательные глаголы,
А. М. Пешковский — только предлоги и союзы,
Л. В. Щерба — глагольные связки (быть, являться), предлоги,
союзы, союзные слова. В академической грамматике закрепилась точка зрения
В. В. Виноградова, согласно которой к служебным словам относятся
«частицы речи»: частицы, предлоги и союзы[1].

В зарубежной лингвистике
обычно не противопоставляются служебные и знаменательные части речи, хотя
иногда выделяется категория относительных слов, включающая артикли, предлоги
(послелоги) и союзы; Французская лингвистическая традиция относит к служебным
словам и местоимения[1].

Служебные части речи, или, как их называют, » частицы
речи», немногочисленны, но необыкновенно важны и находятся в первой
десятке по частоте употребления: предлог занимает четвертое место, союз-
седьмое, роль частиц также велика. Но при этом служебные части речи не называют
ни предметов, ни признаков, ни действий, и не могут быть членами предложения.
Они «прислуживаю» самостоятельным частям речи, выражая различные
отношения между словами (предлог), или связывая слова в словосочетания и
предложения (союз), или внося различные смысловые оттенки в предложения
(частицы). 

2.3.Анализ текстов

Составьте предложение

Зачем нужны предлоги

Мы видим, что в каждом
предложении используются предлоги. Они помогают
выразить различные отношения:
пространственные – за, на, в, над,  временные, причинные – к, для.

Проанализируем
текст, выделив в нем все служебные част речи разными цветами: зеленый –
предлоги, желтый – частицы, сиреневый – союзы.

***

Как ни вслушивайся, не
услышишь ни одного постороннего звука. Ни чайки не
кричат, ни пароходы, проходящие мимо, не нарушают безмолвия. Даже ветер, весь день раскачивавший кроны деревьев, затих. Лишь шумит прибой, не смолкая ни на минуту. Вправо и
влево стелется ровная гладь, и нет ей ни конца ни
края. Волны, обгоняя одна другую, стремительно накатываются на берег и
так же быстро убегают прочь.

Невозможно не залюбоваться этой величественной панорамой.
Шафранный полумесяц выглянул из-за туч и осветил морскую гладь. Свет серебряных
звезд зажигает миллионы вспыхивающих и
тут же гаснущих искр. Как прекрасно вокруг, как загадочно! Именно эта загадочность привлекает и завораживает.

Не раз
задумывался я над тем, в чем очарование моря, и не смог найти ответа.
Кто только не
пишет о море, не поет о нем! не один художник брался за кисть, чтобы
передать неповторимость морской стихии. Много поэтов и композиторов пытались постичь тайны моря, но не
один гений не проник в них до
конца. Разве есть на свете что-нибудь более величественное и прекрасное, чем
эта движущаяся, дышащая, сверкающая громада?!

Анализ:

В данном тексте встречаются все служебные части речи.

Союз и – сочинительный соединительный — повторяется
чаще других союзов, его роль – соединение однородных членов предложения, а
также для соединения простых предложений в составе сложного. Соединительный
противительный – но.  Встречаются подчинительные союзы: изъяснительный –
чтобы, сравнительный – чем.

Предлоги в тексте встречаются
непроизводные, которые выражают различные отношения
пространственные на,
из-за, в; временные — до; причинные – над.

Частицы чаще всего
встречаются отрицательные НЕ и НИ, которые выражают отрицательное
или положительное значение,
усиление отрицания в предложениях с
частицей ни и со словом нет. Также встречаются
частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки — разве,
только, же, лишь, а также выражают чувства и отношение говорящего – как, даже.

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном
воздухе. Еще не спустились на землю
сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не
успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в
лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О
чем-то неведомом зашепчут они между собой, не
обращая внимания на одинокого путника. На что ни
кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает
вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все
новые неяркие звезды. Далекие и
непонятные, тихо застыли они в необъятной
выси, и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на
земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной
природы.

В данном тексте встречаются все служебные части речи.

Союз и – сочинительный соединительный, его роль –
соединение однородных членов предложения, а также для соединения простых
предложений в составе сложного. Соединительный противительный – а

Предлоги в тексте встречаются
непроизводные, которые выражают различные отношения
пространственные на, за,
в, над.

Частицы чаще
всего встречаются отрицательные НЕ и НИ, которые выражают
отрицательное или положительное значение
. Также встречаются
частицы, которые
вносят в предложение различные смысловые оттенки – еще, а также
выражают чувства и отношение говорящего – как хорош, всё.

Служебные части
речи помогают сделать текст более эмоциональным, мы лучше чувствуем автора, как
он относиться к природе.  

3.Заключение

Может показаться,
что предлоги, по своей сути в отрыве от контекста ничего не сообщающие,
абсолютно не нужны в речи. Однако стоит попытаться убрать из разговора эти
маленькие слова, как нарушится связь в предложении. Фраза просто рассыплется,
словно бусы на порванной нити, на отдельные составляющие! Да и утверждать тот
факт, что служебные части речи не несут никакой информации, по меньшей мере,
нелепо. Частицы оживляют текст, помогают нам понять, что чувствует автор. Союзы
делают предложения белее красивыми, помогают понять главное и второстепенное,
связывая однородные члены предложения или части сложного предложения.

Роль служебных
частей речи в русском неоценима и очень важна, так как без предлогов, частиц
 и союзов нашей речи просто бы не было. У каждого из них есть своя
особенность роль и место в русской речи. Служебные части речи вносят
дополнительные смысловые оттенки, выражают разные отношения между
знаменательными частями речи, служат для связи слов и простых предложений в
составе сложного. А разве этого мало? 

4.Список литературы

1.           
«Русский язык. 7 класс» Под
редакцией М. М. Разумовской. «Дрофа», Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова,
В. И. Капинос, В. В. Львов. Москва, 2014. 5-е издание, переработанное.

2.           
Васильева Н. В. Служебные слова // Лингвистический энциклопедический словарь
/ Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — ISBN
5-85270-031-2

3.           
Вентцель Т. В. Служебные слова —
slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00072/10600.htm // Большая советская
энциклопедия.

4.           
 Служебные слова —
slovari.yandex.ru/dict/rges/article/rg3/rg3-1142.htm // Российский
гуманитарный энциклопедический словарь.

5.           
Зачем нужны предлоги https://www.kakprosto.ru/kak-89592-zachem-nuzhny-predlogi#ixzz5EkMYH6Fr

6.           
Какого значение предлогов http://fb.ru/article/143923/predlog-kak-chast-rechi-kakovo-znachenie-predlogov-v-russkom-yazyike 

Библиографическое описание:


Макаренко, Ф. Д. Роль, место и частота употребления самостоятельных и служебных частей речи в тексте / Ф. Д. Макаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 908-912. — URL: https://moluch.ru/archive/106/22311/ (дата обращения: 18.05.2023).

В настоящее время остается еще нерешенной проблема снижения грамотности обучающихся школы, падение интереса к изучению русского языка. А поэтому заявленная нами тема статьи актуальна.

Целью нашей статьи является выявление частотности употребления самостоятельных и служебных частей речи, а также определение роли самостоятельных частей речи в художественном тексте. Для реализации цели поставлены следующие задачи: изучить примеры использования самостоятельных и служебных частей речи в текстах разных типов, сопоставить данные «Частотного словаря русского языка» и результаты исследования текстов разных типов речи и проранжировать части речи по частоте употребления, закрепить знания, полученные на уроках русского языка, пробудить интерес к изучению русского языка как науки.

Язык — одна из мировых загадок. Мы не всегда осознаём роль языка в нашей жизни, а воспринимаем его как воздух, как дыхание, как что-то само собой разумеющееся.

Язык живёт и развивается в речи. В современном русском языке слова «язык», «речь» и «слово» употребляются как синонимы. Так, например, С. Н. Сергеев-Ценский в стихотворении «Наш язык» употребляет все три слова:

В век темноты самодержавья

Тургенев к Родине приник

И взял, как меч, против бесправья,

Наш златокованный язык

Народу русскому величье

По языку он предсказал.

И слово вещее мы ценим,

И слово русское мы чтим…

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь!

Язык представляет собой систему фонетических, лексических и грамматических единиц. Обратимся к морфологии — разделу науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Слова — это обозначения, названия, имена всего того, что мы видим, чувствуем, воспринимаем в окружающем нас мире.

Слова обозначают предметы, людей, животных, птиц (журнал, сосна, ворона), явления природы (оттепель, гололедица), семейной и общественной жизни (праздник, именины), различные действия (читать, решать, смотреть), качества (робкий, неторопливый) и многое другое.

Общее грамматическое значение существительного — значение предмета. В зависимости от значения выделяют несколько групп существительных: конкретные (дерево, дом, жаворонок), вещественные (масло, сахар, вода), отвлечённые (чтение, храбрость, доброта), собирательные (детвора, молодёжь, студенчество).

Общее грамматическое значение прилагательного — признак предмета. Имена прилагательные могут иметь лексическое значение цвета (синий, белый, коричневый), размера (большой, маленький), материала (кожаный, деревянный), формы (круглый, квадратный), а также обозначать качества характера человека, признаки и свойства его духовного мира (благородный, умный, честный, душевный).

В текстах-описаниях места (пейзажных описаниях) преобладают имена существительные и прилагательные. Они позволяют нам увидеть картину, в которой каждый предмет занимает своё место.

Общее грамматическое значение глагола — обозначает действие, состояние предмета. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, умываться, плыть, качаться), звучания (петь, говорить, кричать), состояния (синеть, золотиться, болеть), процесса (впитываться, нагреваться), существования (жить, находиться), речи (говорить, отвечать), мысли (думать, размышлять) и другие.

Много глаголов в повествовании, так как этот тип речи характеризуется тем, что его тема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий.

Общее грамматическое значение местоимения — указывает на предметы, признаки, количество, не называя их. Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют в предложении. Чаще всего бывают подлежащим, дополнением — как существительное, определением — как прилагательное, обстоятельством — как наречие.

Местоимения являются важнейшим средством связи частей текста. Местоименные слова позволяют не допустить неоправданного повтора слов.

Предлог как название части речи встречается уже в «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского (1890–1912 гг.). По происхождению это калька с греческого языка (prothesis), буквальный перевод значит «перед словом».

Предлогов не так много: около 200 слов. Однако свой незначительный состав предлог восполняет частотой употребления, по которой он занимает 4-е место (после имени существительного, глагола и местоимения). 36 предлогов входят в общий частотный список, 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов, причем два из них возглавляют весь частотный список (в — на первом месте, на — на четвером).

Предлог — это служебная часть речи («частица речи»). В чём же состоит её роль, если учесть её высокую частотность? По меткому определению видного лингвиста В. А. Богородицкого, предлоги — это «словечки отношений». Такое определение полностью соответствует роли, отводимой в языке предлогам. Они наравне с окончаниями участвуют в установлении отношений между словами.

Союз — древнее название части речи, отмеченное в словаре И. И. Срезневского. По происхождению является калькой с греческого языка.

Количественно это сравнительно небольшая группа. По частоте употребления союз занимает седьмое место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относятся и (второе место), а (десятое место) и но.

Союз, как и предлог, является служебной частью речи («частицей речи»). Его задача — соединять однородные члены предложения (брат и сестра; читать и писать; не день, а ночь) или части сложного предложения (Наступила осень, и птицы улетели в тёплые края).

Соединяя слова или предложения, союзы указывают на отношения, существующие между ними, поэтому союзы, как и предлоги, относятся к «словечкам отношений».

В «Частотном словаре русского языка» части речи располагаются по частоте употребления в такой последовательности:

1)     существительное — 26,65–1 место

2)     глагол — 17,12–2 место

3)     прилагательное — 9,37–5 место

4)     наречие — 8,096–6 место

5)     числительное — 1,17

6)     местоимение — 13,27–3 место

7)     союз — 7,39–7 место

8)      предлог — 11,1–4 место

9)     частица — 1,002

В качестве примера для исследования мы взяли 100 слов из рассказа И. А. Бунина «Косцы».

Косцы

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось …

Далее распределили изученные части речи в следующую таблицу:

Имя сушествительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Предлог

Союз

дороге

большой

шли

мы

по

а

лесу

молодом

косили

они

в

и

жизнь

полный

пели

неё

от

и

время

берёзовом

не вернётся

то

в

и

густоты

серединной

откликался

наших

перед

и

свежести

исконной

жили

это

в

и

цветов

предвечернее

косили

это

и

запахов

июньского

пели

та

потому что

поля

старая

были

мы

глушь

кудрявой

было

они

России

давней

уходила

им

время

бесконечную

склонялось

нас

дня

русскую

было

весь

дорога

большая

было

наших

муравой

берёзовый

нами

колеями

следами

жизни

отцов

дедов

даль

солнце

Как видно из таблицы, на первом месте — имена существительные (их в тексте 22), на втором месте — имена прилагательные и местоимения (их 15), на третьем — глаголы (в текте Бунина их 14). Так как это текст-описание места, то и преобладают имена существительные и прилагательные.

Как отмечено выше, среди союзов высокочастотным является союз И, в данном тексте он употреблён 6 раз, а среди предлогов высокочастотный предлог В в исследуемом тексте встречается 3 раза.

С целью получения более полной информации по исследуемой проблеме обратимся к тексту А. Платонова «Маленький солдат» (этот небольшой рассказ предназначен для дополнительного чтения на уроках литературы).

Маленький солдат

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год, он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата… и оставил у немцев свой склад с боезапасом…

Распределяем изученные части речи в таблицу:

Имя сушествительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Предлог

Союз

Сергей

военного

был

его

в

и

Лабков

немецкого

служили

своего

к

и

сыном

единственного

взяли

они

при

и

полковника

жил

себе

в

и

врача

рос

он

к

чтобы

отец

шел

них

для

и

мать

принимал

он

при

и

полку

начал

он

в

и

сына

понимать

его

с

и

армии

говорил

этого

о

что

Сереже

заботился

свой

при

и

год

взорвут

до

сердцу

вышел

из

войну

оставил

у

дело

с

отца

война

услышал

отец

блиндаже

офицером

немцы

отходе

боезапас

полка

полк

охвата

немцев

склад

боезапасом

Как видно из таблицы, на первом месте — имена существительные (их в тексте 30), на втором месте — глаголы (их 14), на третьем — местоимения (11). Так как это текст-повествование, то и преобладают имена существительные и глаголы.

Среди служебных частей речи высокочастотный союз И в данном тексте употреблён 9 раз, высокочастотный предлог В в исследуемом тексте встречается 3 раза.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что частота употребления изученных нами в 5 классе частей речи в основном совпадает с данными «Частотного словаря русского языка».

В заключение хочется сказать, что те задачи, которые были поставлены нами в работе, в основном были решены, однако, данная работа не претендует на исчерпывающий анализ заявленной проблемы, и исследование будет нами продолжено в процессе дальнейшей практической работы с текстами разных типов и стилей речи.

Литература:

 

  1. Бунин, И. А. Избранная проза. «Косцы». — М.: АСТ Олимп, 1997.
  2. Великий и могучий… Художественные тексты и педагогические советы. Педагогическая литература. — М., 2008.
  3. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку 6 класс. ФГОС УМК Зайцева О. Н. Издательство «Экзамен», М., 2013.
  4. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 6 класс. Малюшкин А. Б. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  5. Платонов, А. П. Маленький солдат. — М.: Эксмо, 2008.
  6. Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы. В 2 кн. Кн. 2 / Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. — М.: Баласс, 2010.
  7. Русский язык. Учебник для 6 класса основной школы. В 2 кн. Кн. 1 / Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. — М.: Баласс, 2011.
  8. «Частотный словарь русского языка» — М., 1977.

Основные термины (генерируются автоматически): место, частота употребления, слово, русский язык, имя, часть речи, союз, служебная часть речи, предлог, общее грамматическое значение, прилагательное, отец, существительное, текст, местоимение, Частотный словарь, глагол, язык.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: