В данной главе:
- Общая характеристика глагола как части речи
- Виды глагола
- Переходность
- Возвратность
- Спряжение
- Наклонение
- Время
- Лицо
- Род
- Число
- Проба сил. Итоговый тест
§1. Общая характеристика глагола как части речи
Глагол – это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.
Обсуждаем проблему толкования
Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия — это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:
- начальную форму — неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
- спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
- склоняемую форму – причастие,
- неизменяемую форму – деепричастие.
А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.
Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.
1. Грамматическое значение: «действие».
К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать?, что сделать?
2. Морфологические признаки:
- постоянные – вид: совершенный–несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
- изменяемые
- у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
- у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
- у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) — нет.
Внимание:
Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме.
3. Синтаксическая роль в предложении:
Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.
Примеры:
Я люблю Петербург.
Светает.
Неопределённая форма глагола – сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже — главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.
Примеры:
Я люблю гулять по Петербургу.
Гулять по Петербургу – огромное удовольствие.
Быть дождю!
Дети просили нас поехать в Петербург.
У нас возникло желание поехать в Петербург.
Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.
Внимание:
Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола.
Причастия бывают: полные – определением, краткие — сказуемым.
Петербург – город, основанный Петром I.
Петербург основан Петром I.
Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.
Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.
§2. Виды глагола
Вид – это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:
- СВ – для глаголов совершенного вида,
- НСВ – для глаголов несовершенного вида.
Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? — отражают деление глаголов по видам.
Образование видов
Большинство непроизводных русских глаголов – это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать.
От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:
есть → поесть, доесть, переесть,
жить → пожить, дожить, пережить,
любить → полюбить,
прыгать → прыгнуть,
кричать → крикнуть.
Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:
переписать → переписывать,
сбить → сбивать,
решить → решать.
Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:
делать – сделать,
писать – написать,
прыгать – прыгнуть,
расписывать — расписать.
Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс – результат, многократное – однократное действие.
Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:
- писать (НСВ)
- дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
- переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
- списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
- исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.
Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:
- у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени,например:
- настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
- будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть, называется составной формой),
- прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
- у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы: будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
- будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
- прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.
Внимание:
В русском языке есть двувидовые глаголы. Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:
В конце концов преступников казнили (СВ).
Преступников казнили целый месяц (НСВ).
Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.
Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.
Не удивляйся:
Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.
Например:
Учить (НСВ) – выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой).
Учить (НСВ) – научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.
§3. Переходность
Переходность – это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:
любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколад
смотреть фильм, журналы, фотографии
читать книгу, доклад, записку, поздравление
есть мороженое, курицу, суп, торт
пить воду, чай, кофе, сок
Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.
В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не, существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:
Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.
Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.
Внимание:
Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий.
§4. Возвратность
Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Формальным показателем является формообразующий суффикс –ся (-сь), стоящий в конце слова. Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс –ся -сь следует за ним, например:
одевал ся, одевалась, одевалось, одевались.
Внимание:
- суффикс –ся бывает после согласных, например: купался, купается,
- суффикс -сь — после гласных: купалась, купались.
Значения возвратных глаголов может быть разным, например:
- Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя),
- встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой),
- удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта),
- ткань мнётся, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта),
- смеркается — безличность.
Запомните:
Возвратные глаголы непереходные.
§5. Спряжение
Спряжение глагола — это характер изменения глагола в форме настоящего времени по лицам и числам. Спряжений два, отнесённость к одному из двух видов производится по набору окончаний. Это означает, что глаголы не изменяются по спряжениям, они относятся к ним. Спряжение, таким образом, постоянный морфологический признак глаголов.
Образцы спряжений
1 спряжение | 2 спряжение | |||
---|---|---|---|---|
Лицо | Единственное | Множественное | Единственное | Множественное |
1 | знаю, пью | знаем, пьём | строю, сплю | строим, спим |
2 | знаешь, пьёшь | знаете, пьёте | строишь, спишь | строите, спите |
3 | знает, пьёт | знают, пьют | строит, спит | строят, спят |
Внимание:
Если окончания ударные, то определение спряжения не вызывает проблем. Не нужно ставить глаголы в неопределённую форму: окончания ясно слышны, поэтому вы не ошибётесь ни в написании, ни в разборе.
Проблема может возникнуть лишь с глаголами, у которых окончания в безударном положении.
Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол на -ить, то это глагол 2 спряжения.
Исключение: брить, стелить и устаревшее слово зиждиться. Также ко 2 спряжению относятся
- 7 глаголов-исключений на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть,
- 4 глагола-исключения на -ать: гнать, держать, слышать, дышать.
Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.
Внимание:
Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1 спряжения, а в других — 2. Проспрягаем эти глаголы:
хотеть — хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1 спр., во мн. — 2).
бежать — бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. — окончание 2 спр.)
чтить — чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. — окончание 2 спр.)
Внимание:
Глаголы есть и дать не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний.
Есть — ем, ешь, ест, едим, едите, едят,
Дать — дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.
Так же изменяются глаголы, являющиеся производными от есть и дать, например: поесть, доесть, съесть, передать, подать и т.п.
Знать спряжение глаголов нужно, поскольку это знание позволяет правильно писать личные окончания глаголов, а также суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Умение определять спряжения глаголов нужно и при выполнении морфологического разбора.
§6. Наклонение
Наклонение — это изменяемый морфологический признак. Он выражает отношение действия к реальности. Наклонений в русском языке три:
- изъявительное,
- повелительное,
- условное (также распространён термин «сослагательное»).
Изъявительное наклонение
Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.
Времён в русском языке три: настоящее, прошедшее и будущее. Формы настоящего и будущего времени могут совпадать. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Окончания, таким образом, служат не только показателем лица и числа, но и времени и наклонения. В прошедшем времени глаголы изменяются по числам и в единственном числе по родам. Окончания служат показателями числа и рода, а формообразующий суффикс -л — показателем времени и наклонения.
Повелительное наклонение
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:
- пойдём, пойдёмте, давай пойдём, давайте пойдём — формы 1 лица выражают побуждение к совместному действию;
- иди, идите — формы 2 лица выражают побуждение к действию;
- пусть (пускай) идёт, идут, да здравствует — побуждение относится к 3 лицу.
Формы повелительного наклонения со словами давай, давайте, пусть, пускай, да называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.
Условное наклонение
Глаголы в условном наклонении могут выражать:
- условие,
- действие, возможное при каких-либо условиях.
Примеры:
Если бы ты позвонил, мы бы встретились. Если бы мы встретились, я бы вернула тебе книгу.
Форма глаголов в условном наклонении такая же, как в прошедшем времени изъявительного наклонения*, но с частицей бы. Если форма выражена двумя словами, то считается аналитической. Значит, показателем условного наклонения является формообразующий суффикс -л и частица бы.
* Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.
§7. Время
Время — это изменяемый признак. Время, как и наклонение, глагольная категория. Они не свойственны другим частям речи.
Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи. Формы времени различаются только в изъявительном наклонении. Времён три:
- прошедшее,
- настоящее,
- будущее.
Не у всех глаголов есть формы всех трёх времён. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.
Реальное время и грамматическое время могут не совпадать. Например:
Вчера он приходит и говорит: — Сегодня я пришёл вовремя
(действие в прошедшем выражено формами настоящего времени).
Будущее время может быть выражено аналитически, двумя словами: глаголом быть в нужной форме и глаголом несовершенного вида в неопределённой форме, например:
Завтра мы будем читать, потом я уеду, а ты будешь писать сочинение
(будем читать — 1 л., мн.ч., будешь писать — 2 л., ед.ч.).
У глаголов совершенного вида образуется только простое будущее время, например: уеду, напишешь, посмотрим.
По-русски нельзя сказать: будешь написать, будем посмотреть. Это грубое нарушение морфологической нормы.
§8. Лицо
Лицо — это изменяемый признак у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и глаголов повелительного наклонения. Лицо обозначает производителя действия.
Если действие совершается говорящим, то глагол ставится в форму 1 лица.
Если действие совершается слушающим, то глагол ставится в форму 2 лица.
Если действие совершается другими лицами, не участвующими в разговоре, то глагол ставится в форму 3 лица.
Я люблю апельсины. (1 л., ед.ч.)
Мы любим апельсины. (1 л., мн.ч.)
Ты любишь апельсины. (2 л., ед.ч.)
Вы любите апельсины. (2 л., мн.ч.)
Он любит апельсины. (3 л., ед.ч.)
Они любят апельсины. (3 л., мн.ч.)
Будем читать! (пов. накл., 1 л. мн.ч.)
Люби читать! Любите читать! (пов. накл., 2 л. ед. и мн.ч.)
Пусть читает! Пусть читают! (пов. накл., 3 л. ед. и мн.ч.)
В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.
Безличные глаголы
Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.
Темнеет.
Смеркалось.
Меня тошнит.
Мне нездоровится.
Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.
§9. Род
Род — это изменяемый морфологический признак глагола. Глаголы имеют формы рода в ед.ч. прош. времени изъявительного наклонения и формы ед.ч. условного наклонения.
Урок прошёл, лекция прошла, собеседование прошло, встречи прошли (в прош. времени изъявит. накл. род различается только в ед.ч.).
Если бы урок прошёл (лекция прошла, собеседование прошло), мы бы ушли домой (в усл. накл. род различается только в ед.ч.).
§10. Число
Число — морфологический признак, свойственный всем глагольным формам, кроме неопределённой формы глагола и деепричастия.
Формы глагола
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
-
Верно ли считать, что глагол — это знаменательная часть речи?
- Да
- Нет
-
Какие морфологические признаки объединяют все глагольные формы?
- Постоянные (неизменяемые) признаки
- Непостоянные (изменяемые) признаки
-
Глаголов какого вида больше среди русских производных глаголов?
- СВ
- НСВ
-
Формы какого времени нет у глаголов СВ?
- Настоящего
- Прошедшего
- Будущего
-
Могут ли непереходные глаголы управлять существительными в В.п.?
- Да
- Нет
-
Верно ли считать, что переходные глаголы невозвратные?
- Да
- Нет
-
Как называются глаголы, имеющие в одних формах окончания 1-го спряжения, а в других — 2-го?
- Безличные
- Переходные
- Разноспрягаемые
-
Как изменяются глаголы в настоящем времени?
- По лицам и числам
- По числам и родам
-
Могут ли безличные глаголы быть сказуемым в двусоставных предложениях?
- Да
- Нет
-
Является ли время постоянным (неизменяемым) признаком глагола?
- Да
- Нет
-
Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
- По лицам и числам
- По числам и в единственном числе по родам
-
Являются ли однокоренные глаголы с разными приставками и разным значением видовой парой: переписать — дописать?
- Да
- Нет
Правильные ответы:
- Да
- Постоянные (неизменяемые) признаки
- СВ
- Настоящего
- Нет
- Да
- Разноспрягаемые
- По лицам и числам
- Нет
- Нет
- По числам и в единственном числе по родам
- Нет
Смотрите также
- Морфология. Глагол
Глагол как часть речи
Глагол
—
это самостоятельная знаменательная
часть речи, обозначающая
действие (читать),
состояние
(болеть),
свойство
(хромать),
отношение
(равняться),
признак
(белеться).
Грамматические
признаки глагола неоднородны у разных
групп глагольных форм. Глагольное
слово объединяет:
-
неопределенную
форму (инфинитив); -
спрягаемые (личные
и безличные) формы;
-
неспрягаемые
формы — причастные и деепричастные; в
ком
плексе
2 и в последних изданиях комплекса 1
причастие и деепричастие
рассматриваются
как самостоятельные части речи.
Их грамматические
признаки различны:
-
спрягаемые
формы имеют морфологический признак
числа, накло
нения,
времени, в прошедшем времени и условном
наклонении — морфо
логический
признак рода, в настоящем / будущем
времени и повелитель
ном
наклонении — морфологический признак
лица, в условном и повели
тельном
наклонении у них нет морфологического
признака времени;
-
инфинитив,
деепричастие неизменяемы;
-
у
причастия есть непостоянные морфологические
признаки вре
мени,
как у спрягаемых форм глагола, и рода,
числа, падежа, одушев
ленности,
как у прилагательных.
Однако
у всех глагольных форм есть объединяющие
их грамматические
признаки:
-
у
всех форм есть постоянные признаки
вида, переходности и воз
вратности, -
все
формы обладают единым управлением —
требуют постановки
существительного
в форме одного и того же падежа: читать
/ читал /
читая
/ читающий книгу, но
чтение
книги.
Глагол
— это, наряду с существительным,
центральная часть речи в
языке и в изучении морфологии. Как уже
говорилось, довольно много
сведений о глаголе учащиеся имеют из
курса начальной школы, однако
все эти сведения повторяются и обобщаются,
а также дополняются
новыми в курсе средней школы.
Комплекс
1 изучает
глагол в 5 и 6 классах, причастие и
деепричастие
— в 7 классе.
360
Комплекс
2
изучает глагол в 6 классе, причастие и
деепричастие — в
7 классе.
Комплекс
3
изучает глагол в 5 классе до имени
существительного, причастие
и деепричастие как формы глагола — в 6
классе.
Определение
глагола как части речи имеет определенные
трудности. Первая
из них связана с тем широким спектром
значений, которые может иметь глагол:
действие, состояние, проявление и
изменение признака
и т. д. Комплексы решают вопрос о значении
глагола как части речи различно.
Так, комплекс 1 говорит о том, что глагол
обозначает действие
предмета. Комплекс 3 перечисляет комплекс
значений, которые может
выражать глагол; среди этих значений
«реальное действие», «состояние»,
«процесс речи и мысли», «проявление и
изменение признака», «взаимоотношения
людей», а также непонятные с точки зрения
основания
своего выделения «движение (шагать,
лететь), различные
звуковые
явления (мычать,
кукарекать)». Список
значений глагола по комплексу
3 необходимо подкорректировать. Комплекс
2 использует такую формулировку:
«действия, называющие различные
состояния», «действия,
называющие то, что происходит в природе»
и т. д.
Представляется,
что проблему определения значения
глагола как части
речи можно решить так: глагол обозначает
действия, признаки, состояния
как процессы, то есть как существующие
или развивающиеся во времени.
Следующая
проблема определения глагола как части
речи связана с неоднородностью
его грамматических признаков.
Комплекс
1, в
котором глагол изучается ступенчато,
приводит два разных
определения глагола: в 5 классе сказано,
что глагол изменяется по
временам, в настоящем и будущем времени
— по лицам и числам, в
прошедшем времени — по родам и числам.
В 6 классе к этому добавляется, что
глаголы бывают совершенного и
несовершенного вида. Про изменяемость
по наклонениям ни в одном из этих
определений не сказано.
Комплекс
2
просто перечисляет морфологические
признаки глагола в
одном ряду: вид, наклонение, время, лицо,
число, род, спряжение, не акцентируя
внимания на том, что не все эти признаки
проявляются в
каждой из глагольных форм.
Комплекс
3
в начале темы предлагает учащимся
вспомнить, какие морфологические
признаки имеет глагол и как он изменяется.
В середине
темы имеется параграф «Как изменяется
глагол», в котором, как и в
комплексе 2, в одном ряду перечисляются
глагольные признаки: вид, наклонение,
время, лицо, число (из соотнесения
названия параграфа с
текстом учащиеся могут сделать ошибочный
вывод о том, что по всем этим
признакам глагол изменяется, что не
так: вид в этом комплексе, как и в двух
других, рассматривается как постоянный
глагольный признак).
361
Неопределенная форма глагола (инфинитив)
Начальной формой глагола является его
неопределенная форма,
или инфинитив.
Глагол
в инфинитиве отвечает на вопросы что
делать? или
что
сделать?
и
имеет только постоянные признаки
переходности (читать
—
перех.,
спать
—
неперех.), возвратности (мыть
—
невозвр., мыться
—
возвр.)
и вида (решать
—
несов. вид, решить
—
сов. вид).
Формальными
показателями инфинитива являются
формообразующие суффиксы
-тъ (чита-ть), -ти
(нес-ти), -чь или 0 (пе-чь
или печь-0)
— об
интерпретации статуса этих морфем в
разных учебных комплексах см.
Соседние файлы в папке 1 — 121 Литневская
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая имеет характерные постоянные и непостоянные признаки, отличающие его от слов других частей речи: вид, переходность, возвратность, спряжение и т. д.
В системе частей речи русского языка существуют слова, которые обозначают действие (стелить), процесс (объяснять), состояние (чувствовать). Такие слова называют глаголами.
Глаголы в русской речи
Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи, которая обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А. Н. Толстой писал:
Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:
Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова.
Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить». В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:
Глаголом жги сердца людей.
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.
С помощью имен существительных можно назвать предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» и заставить двигаться и изменяться окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:
Определение
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (инфинитив) является исходной, начальной грамматической формой глагола и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы в неопределенной форме заканчиваются буквосочетаниями -ть, -ти и -чь:
Примеры
охранять, ползти, приберечь
Запомним неопределенную форму глагола «прийти» (ср. «зайти», «выйти», «отойти», «обойти» и пр.)
Начальная форма глагола не обозначает времени, не имеет непостоянных признаков лица или числа. Глагол в неопределенной форме имеет только постоянные грамматические признаки:
- совершенный или несовершенный вид,
- может быть переходным или непереходным,
- возвратным или невозвратным.
Синтаксическая функция неопределенной формы глагола шире, чем у других его форм. Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.
Выдать чужой секрет — предательство, выдать свой — глупость (Ф. Вольтер).
Успеха можно добиться, если приложить старания.
Искусство (какое?) говорить не каждому дано.
Отец не разрешает сыну (что?) открывать дверцу птичьей клетки.
Дети пришли (с какой целью?) посмотреть на новорожденных котят.
Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет глагол как самостоятельная часть речи.
Переходные и непереходные глаголы
В русском языке глаголы делят на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет. Грамматически это выражается в их способности управлять
- формой винительного падежа существительного (местоимения) без предлога (защитить Родину);
- формой родительного падежа, обозначающей часть от целого, либо при отрицании (попробовать сока, не дождаться известия).
Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, в том числе возвратные глаголы, являются непереходными:
- стоять на пороге;
- подойти к нему;
- сомневаться.
Возвратные и невозвратные глаголы
Возвратность является постоянным грамматическим признаком глаголов. Возвратные глаголы обозначают, что действие переносится на само действующее лицо:
- улыбается, умывается, построиться;
- нестись, пройтись.
Показателем возвратности является наличие в конце слова постфикса -ся /-сь.
Вид глагола
Вид глагола — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.
Все глаголы распределяются на две группы в зависимости от того, как протекает действие, обозначенное ими:
- глаголы совершенного вида;
- глаголы несовершенного вида.
Глаголы совершенного вида связаны с достигнутым результатом действия, его началом или концом или с однократностью действия (глаголы с суффиксом -ну-). Эти слова отвечают на вопрос что сделать?
Примеры
обозначить, заиграть, капнуть
Они имеют только две формы времени:
- прошедшее (обозначил, заиграл, капнул);
- будущее простое (обозначим, отложишь, пролает).
Глаголы несовершенного вида обозначают длительное, совершающее в данный момент или повторяющееся действие и отвечают на вопрос что делать?
Примеры
рисовать, петь, танцевать
Эти слова имеют три формы времени:
- настоящее (рисует, поешь, танцуем);
- прошедшее (рисовал, пел, танцевал);
- будущее сложное (буду рисовать, будешь петь, будут танцевать).
Спряжение глаголов
В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II спряжение глагола.
Личные окончания глаголов I спряжения |
||||
Лицо |
Окончания |
Примеры |
||
Ед. ч. |
Мн. ч. |
Ед. ч. |
Мн. ч. |
|
1-е | -у (-ю) | -ем (-ём) | иду, узнаю | идем, узнаем |
2-е | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | идешь, узнаешь | идете, узнаете |
3-е | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | идет, узнает | идут, узнают |
Личные окончания глаголов II спряжения |
||||
Лицо |
Окончания |
Примеры |
||
Ед. ч. |
Мн. ч. |
Ед. ч. |
Мн. ч. |
|
1-е | -у (-ю) | -им | славлю, научу | славим, научим |
2-е | -ишь | -ите | славишь, научишь | славите, научите |
3-е | -ит | -ат (-ят) | славит, научит | славят, научат |
Глаголы «хотеть» и «бежать» относятся к разноспрягаемым глаголам. Часть личных форм имеют окончание первого спряжения, часть второго:
Лицо | Хотеть | Бежать | ||
---|---|---|---|---|
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
1-е | я хочу | мы хотим | я бегу | мы бежим |
2-е | ты хочешь | вы хотите | ты бежишь | вы бежите |
3-е | он хочет | они хотят | он бежит | они бегут |
Глаголы «есть», «дать» имеют особые личные окончания.
Перейдем к непостоянным признакам глагола.
Наклонение
Глаголы употребляются в формах трех наклонений:
- изъявительного
- повелительного
- условного
Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен:
- стелет (наст.);
- стелил (прош.);
- будет стелить (буд.)
У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен:
- спросил (прош.);
- спросит (буд.)
Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай(те)? что сделай(те)?
Отнеси, пожалуйста, ей чашку чая.
Немедленно закрой дверь!
Присядь-ка на минутку!
Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа:
- ползти — ползут — ползи, ползите;
- сидеть — сидят — сядь, сядь те.
Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах.
Если ты не поддержала бы меня в тот момент, вся наша затея закончилась бы полным провалом.
Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам:
- обнадёжить — обнадёжил бы;
- обнадёжила бы;
- обнадёжило бы;
- обнадёжили бы.
Категории времени эти глаголы не имеют.
Время у глаголов
Время — это непостоянный признак глагола. Различают настоящее, прошедшее и будущее время только у глаголов в форме изъявительного наклонения:
- пишу, пишем, пишете;
- писал, писала, писали;
- будет писать.
Настоящее время выражается посредством личных окончаний глаголов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обозначает действие, которое совершается в этот момент или как постоянное свойство предмета:
- мальчик рисует;
- серебро плавится;
- Земля вращается.
Прошедшее время глагола указывает, что действие уже состоялось. Формы прошедшего времени образуются прибавлением суффикса -л- к основе неопределенной формы и окончаний рода и числа:
- красить — красил ;
- указать — указала;
- составить — составило;
- решить — решили.
Будущее время обозначает, что действие совершится после момента речи о нем. Формы будущего времени бывают простые и сложные. Простое будущее время имеют глаголы совершенного вида с приставкой:
- написать — напишу;
- оповестить — оповестим.
Сложное будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью вспомогательного глагола «быть» в личных формах и неопределенной формы:
- буду готовиться;
- будешь стараться;
- будет улыбаться и т. д.
Лицо у глаголов
Грамматическая форма лица обозначает отнесенность действия к определенному производителю. У глаголов различают три формы лица единственного и множественного числа.
Форма 1 лица выражает, что действие совершает сам говорящий (я рисую, мы рисуем).
Форма 2 лица показывает, что действие производит собеседник (ты поешь, вы поете).
Форма 3 лица обозначает, что действует тот, о ком идет речь (он плавает, они плавают).
Значение лица выражается с помощью личных окончаний в настоящем и будущем времени глаголов изъявительного наклонения и личных местоимений:
- я пишу, напишу;
- ты смеёшься, рассмеёшься;
- он зовет, позовет и т. д.
Безличные глаголы
В русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие или состояние человека и природы, протекающее само по себе, без непосредственного деятеля. Это безличные глаголы, которые по грамматической форме совпадают с глаголами третьего лица единственного настоящего и будущего времени или среднего рода в форме прошедшего времени.
Понаблюдаем:
- нездоровится, вечереет, смеркается;
- рассвело, подморозило, запахло.
Некоторые личные глаголы могут употребляться в роли безличных:
- дятел стучит — стучит в висках;
- лес темнеет вдали — темнеет в глазах.
Морфологические признаки глагола
Подытожив исследование глагола как части речи, укажем его грамматические признаки.
Начальная форма — инфинитив.
Постоянные признаки глагола:
I. вид совершенный или несовершенный;
II. переходность
III. возвратность
IV. спряжение
Непостоянные признаки глагола:
I. Наклонение
II. время (если есть);
III. лицо (если есть);
IV. число
V. род
Синтаксическая роль глагола
Глаголы в различных грамматических формах чаще всего являются главным членом предложения — сказуемым.
Если правильно распределить время, ты многое успеешь.
Бабушка сидит на завалинке под окном.
Лучше промолчи во время спора.
Вернулся бы домой вовремя, да заблудился в лесу.
Наконец повеяло весною.
Видео «Глагол как часть речи»
Заключение
Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Еще Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.
Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.
Важнейшая стилистическая функция глагола в речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека.
Подведем итог словами К.Г. Паустовского о русском языке:
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Тест
Что обозначает глагол, как изменяется и какие окончания нужно писать в безударном положении — эти и другие вопросы мы рассмотрим в этой статье. Приведем примеры для запоминания теории.
Содержание
- 1 Что такое глагол
- 2 История происхождения слова
- 3 Как изменяется глагол
- 3.1 Время
- 3.1.1 Примеры
- 3.2 Лицо
- 3.3 Число
- 3.1 Время
- 4 Вид
- 4.1 Примеры
- 5 Спряжение
- 6 Правописание с частицей не
- 7 Упражнение
- 8 Текст из глаголов
Что такое глагол
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы “что делать?” и “что сделать?” в неопределенной форме (по-другому ее называют начальной или инфинитивом). в предложении глагол чаще всего бывает сказуемым, подчеркивается двумя чертами.
История происхождения слова
Слово “глагол” пришло к нам из древнеславянского языка. Только значение у этого слова было совсем другое. Оно переводилось как “слово, речь”. Славянская азбука называлась “глаголица”: аз, буки, веди, глагол… “Глаголить” — говорить. “Жечь глаголом” — волновать словом.
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин)
Глагол в современном понимании ввел в язык М.Смотрицкий в своей “Грамматике”, по которой учился М.В.Ломоносов.
Как изменяется глагол
Глагол изменяется по временам, лицам, числам. Рассмотрим подробнее каждую категорию.
Время
Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.
Примеры
Женя катается на велосипеде. (Что делает сейчас?) — настоящее время
Витя катался на мотоцикле. (Что делал вчера?) — прошедшее время.
Маша будет кататься на самокате. (Что будет делать завтра?) — будущее время.
Вчера я заигралась с подружками и забыла выучить стихотворение. Сейчас я очень переживаю, что меня спросят. Завтра я буду учить два стихотворения.
Лицо
У глагола можно определить лицо. Для этого к слову подбираем подходящие по смыслу местоимения.
Я говорю, а ты слушаешь. Он читает, а мы слушаем. Вы задаете вопрос, а они отвечают.
Число
Глаголы изменяются по числам. В единственном числе они обозначают действие одного предмета, а во множественном — двух и более предметов.
Надежда испекла пирог с брусникой, запекла рыбу и приготовила салат.
Выпускники репетировали номера для концерта, подбирали фотографии для газеты, готовили сюрпризы для учителей.
Вид
На вопрос “что делать?” отвечают глаголы несовершенного вида, которые обозначают действие в его течении, не указывая на границу (окончание действия).
Настя сидела за столом и вырезала снежинки. (Что делала? — действие не окончено.)
На вопрос “что сделать?” отвечают глаголы совершенного вида. Они указывают на законченные действия, которые привели к результату (уже свершились или будут совершены).
Настя вырезала снежинку. (Что сделала? — действие завершено.)
Примеры
Аккомпанировать, агитировать, аплодировать, благословлять, боронить.
Зал дружно аплодирует маленьким артистам (что делает?).
Наташа заварила чай с травами (что сделала?).
Михаил ходил из комнаты в комнату, переставлял машинально предметы, все мысли его были заняты недавним звонком (что делал?).
Спряжение
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением. В прошедшем времени глаголы по лицам не изменяются. В русском языке два спряжения. Мы различаем спряжение глаголов по окончаниям. Если окончание ударное, то проблем в написании и определении спряжения не возникает.
При безударном окончании спряжение определяется по неопределенной форме.
Последнее время я с удовольствием слушаю аудиокниги. А как ты к этому относишься? Тоже слушаешь? А дочь моя слушает аудиосказки.
Правописание с частицей не
Орфограмму “Не с глаголами пишется раздельно”мы изучаем в начальной школе. Тем не менее, в текстах встречаются ошибки. Это можно объяснить тем, что есть еще правило: у глаголов нет предлогов. Некоторые путают частицу НЕ с предлогом и пишут слитно. Слитно с частицей Не пишутся глаголы- исключения, которые не употребляются без “не”.
Тишина. Такую тишину называют затишьем перед бурей. Ветер не шелестел листьями на деревьях. Не было слышно пения птиц. Облака не неслись по небу, обгоняя друг друга. Даже ароматы цветов не приносили радости.
Упражнение
Прочитайте текст. Найдите глаголы и посчитайте, сколько их в этом тексте.
Летним утром просыпаешься от ярких лучей солнца, заглядывающих в окна. Раннее пробуждение не раздражает, а, наоборот, радует. Поселок расположен на берегу реки, рядом пляж. Хорошо выйти ранним утром на пляж. Утренний заплыв — уже традиция в нашей семье. Это не только гимнастика, но и заряд бодрости на весь день.
После завтрака мы отправляемся в лес. Он встречает нас чудными ароматами и радостным гомоном птиц. На опушке леса мы обнаружили душистую землянку. В лесу уже поспела черника. Можно встретить грибы: лисички и подосиновики.
Вечером у нас будет вкусный ужин. А на десерт — земляника с молоком! (11 искомых частей речи)
Текст из глаголов
Глагол — удивительная часть речи. Можно составить текст, используя только глаголы. И что удивительно, мы легко понимаем, о чем идет речь. Вот пример такого текста.
Вечереет. Морозит. Выхожу гулять. Иду, любуюсь. Дышу, наслаждаюсь. Поднимаюсь. Отдышалась. Села отдохнуть. Наблюдаю, фотографирую. Решила позвонить. Поговорила. Попрощалась. Встала. Пошла. Вернулась. Согрелась. Легла спать.
В этой статье мы исследовали глагол как часть речи. У вас остались вопросы или есть предложения? Напишите нам и наши эксперты вам обязательно ответят.
На этой странице вы узнаете
- Как появились возвратные глаголы?
- Почему глагол может быть таким же неопределенным, как и наше будущее?
- Существуют ли глаголы без спряжения?
Он надевает самые модные и удобные кроссовки, чтобы всегда быть готовым «к движу». Вечно «флексит», никогда не сидит на месте. Если позвать его на вечеринку, даже самая унылая компания начнет «слэмиться». Его жизнь — действие. Про кого это? Конечно же, про глагол. Давайте чуть лучше узнаем этого крутого парня.
Определение
Глагол — часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чаще всего в предложении играет роль сказуемого.
Как и у любой самостоятельной части речи, у глагола есть постоянные и непостоянные признаки.
- Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
- Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.
О них в основном и будет рассказано дальше в статье, но мы также затронем тему образования и употребления глаголов, а еще научимся делать морфологический разбор этой части речи.
Первыми у нас на очереди они — олицетворение стабильности и непоколебимости — постоянные признаки глагола.
Постоянные признаки
Вид
Некоторые глаголы обозначают совершенное действие, а другие означают несовершенное — в этом и есть весь смысл вида глагола. А если более научным языком?
Вид глагола — это его постоянный грамматический признак, показывающий каким образом действие глагола протекает во времени.
Если суп еще не приготовлен, то глагол такого вида будет называться несовершенным. Действие еще не совершено до конца. Несовершенный глагол будет отвечать на вопрос «что делать?»
Примеры: решать, крутить, заниматься, петь.
Если же суп мы уже съели, то глагол будет отвечать на вопрос «что сделать?». Действие закончилось, супа больше нет. Такие глаголы называются совершенными.
Примеры: решить, снять, влюбиться, укутать.
Совершенные глаголы не имеют настоящего времени: ведь действие или сделано (совершено), или нет. Тут не может быть процесса, как в приготовлении супчика. Из-за этого свойства причастия настоящего времени будут образовываться только от глаголов несовершенного вида:
сделать (сов. вид) → «сделаемый» (такого причастия не существует)
делать (несов. вид) → делаемый (хоть и редко используем)
Итак, с видом глагола оказалось всё очень просто, двигаемся дальше.
Возвратность и переходность
Возвратность — это такой признак глагола, который выражает, что действие или состояние возвращается к самому действующему лицу.
Представим раннее утро. Вы сладко потягиваетесь в кровати под раздражающий звон будильника. «Надо умыть себя, одеть себя и отправить на учебу тоже любимого себя», — думаете вы.
Нет, вы абсолютно точно думаете не так, потому что вы — наши читатели — знаете, что грамотным быть модно. Но когда-то давно речь людей не была такой правильной и четко выверенной по словарю, и они вполне могли допустить подобные мысли.
Со временем дистанция между глаголом и местоимением начала сокращаться, а потом и вовсе исчезла. Местоимение себя прилипло к глаголу и превратилось в постфикс -ся.
Представляете, как обрадовались собаки?
Возвратные глаголы работают как бумеранги: они возвращают действие к лицу. Такие глаголы образуются с помощью постфиксов —СЯ и -СЬ.
Невозвратные глаголы это, соответственно, все остальные, которые не имеют -СЯ/-СЬ.
Возвратность глагола тесно связана с другим постоянным грамматическим признаком — с переходностью.
Глагол называется переходным, если:
- глагол обозначает действие, которое направлено на предмет, связано с ним (действие переходит на объект);
- глагол употребляется с существительным (местоимением) в винительном падеже без предлога.
Примеры: выпить чаю, чувствовать холод, чесать собаку, нести пургу.
Другие глаголы являются непереходными. Если глагол стоит с существительным или местоимением в винительном падеже, то связаны они будут только благодаря предлогу.
Примеры: сесть на диван, ходить на занятия, радоваться, увеличиваться.
Важно: все возвратные глаголы являются непереходными, а невозвратные могут быть как переходными, так и непереходными.
Так, многие переходные глаголы можно перевернуть, изменив вид связи в словосочетании:
выпить чаю → чай выпит
чувствовать холод → холод чувствуется
С непереходными этот трюк провернуть не получится.
Мы подготовили для вас алгоритм, который поможет без проблем определить переходность:
Спряжение
Самая важная тема — спряжение. Не путайте со склонением, так как этот термин относится к существительным, а спряжение — к глаголам.
Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени.
Типов спряжения всего два, и названы они максимально креативно — первое спряжение и второе.
При работе с глаголами нам важно знать их неопределенную форму (инфинитив). Как мы не можем определить исход футбольного матча или нашу оценку за контрольную, так и не можем определить род, время и лицо глагола в инфинитиве, так как у этой формы нет постоянных признаков. Представьте, что мы будто откатили телефон к заводским настройкам.
Именно для инфинитива и работают вопросы «что делать?» и «что сделать?».
От спряжения, которое нам помогает определять инфинитив, будут зависеть правила написания личных окончаний глаголов и правила написания суффиксов причастий. Напомним, что личное окончание глагола — это не совсем то же самое, что и окончание у других частей речи.
Личное окончание глагола — окончание в определенном лице.
Как определить букву, которую нужно писать в личном окончании?
Нужно сделать четыре шага:
Шаг 1. Определяем время глагола.
О временах глагола мы дополнительно поговорим чуть ниже.
- Если время глагола настоящее или будущее, сразу переходим к Шагу 2.
- Если глагол прошедшего времени, то смотрим на букву перед суффиксом -Л, она будет такой же, как и в инфинитиве. Гласная И — II спряжение, остальные — I спряжение.
Например, глагол «залезал». Перед -Л буква А, значит, глагол относится к 1 спряжению.
Шаг 2. Ищем приставку ВЫ.
- Если глагол настоящего и будущего времени, нужно проверить наличие приставки ВЫ.
- Если она есть, отбрасываем ее, так как она будет мешать определить ударение, забирая его на себя.
Шаг 3. Определяем ударение.
Смотрим на то, куда падает ударение:
- Если оно не падает на личное окончание, переходим к Шагу 4.
Например, глагол «спать». Он «спИт», ударное личное окончание, которое указывает на второе спряжение.
- Если в глаголе ударное личное окончание, смотрим на таблицу:
Еще эти гласные можно запомнить с помощью фразы: «Целую, милая!» Первым в предложении идет слово «целую», именно поэтому все гласные из этого слова (Е, У, Ю) мы отнесем к I-му спряжению. Вторым идет слово «милая», в котором буквы И, А, Я будут относиться ко II-му спряжению.
Шаг 4. Ударение не на личном окончании.
В этом пункте все еще проще. Окончание И означает, что перед нами II спряжение. Однако нельзя забывать про исключения.
Важно: наличие приставки не влияет на спряжение.
Дополнительно разобраться в этой теме вам поможет наша статья «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий».
Спряжение глаголов встречается на ЕГЭ в задании № 12. Попробуем решить один из вариантов этого задания.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1. (Они) мол..т (о пощаде), (пески) зыбл..тся
2. (Ледники) та..т, накле..шь
3. Напиш..шь, постав..шь
4. Разгон..шься, разлож..шь (вещи)
5. (Свитер) кол..т, перекин..шь
Решение.
Подставим в слова пропущенные буквы и определим спряжение глаголов:
1) Они молят (глагол II спряжения — молить), зыблются (глагол-исключение I спряжения — зыбиться).
2) Ледники тают (глагол I спряжения — таять), наклеишь (глагол II спряжения — клеить).
3) Напишешь (глагол I спряжения — написать), поставишь (глагол II спряжения — поставить).
4) Разгонишься (глагол-исключение II спряжения — разогнаться), разложишь (глагол II спряжения — разложить).
5) Колет (глагол I спряжения — колоть), перекинешь (глагол I спряжения — перекинуть).
Мы видим, что именно от спряжения глагола зависит написание гласной в его окончании. Поэтому для выполнения этого задания нам важно знать личные окончания глаголов и алгоритм определения их спряжения.
Ответ: 45
Также в русском языке есть разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы.
Разноспрягаемые глаголы
В русском языке существуют глаголы, которые могут изменяться частично по первому и по второму спряжению в зависимости от лица и числа. Эти глаголы называются разноспрягаемыми. Они похожи на людей, которые не могут определиться, кем они хотят стать, — программистом или художником. Поэтому они умеют немного писать код и немного рисовать, а в результате идут учиться на веб-дизайнера.
К таким глаголам относятся ЧТИТЬ, ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, БРЕЗЖИТЬ. Внимательно посмотрим на окончания глаголов. Где-то будут окончания первого спряжения, а где-то — второго:
Как можно заметить, во втором и третьем лице единственного числа у нас признаки первого спряжения. Во втором столбце мы видим абсолютно противоположную ситуацию.
А здесь у нас только формы «бегу» и «бегут» похожи на первое спряжение, остальные — явные представители второго.
Такая же ситуация у нас со словом «чтить».
Снова формы первого лица единственного числа и третьего лица множественного числа выделяются своим первым спряжением.
Важно: для глагола «брезжить» свойственны причастия I спряжения — брезжУЩий.
Особоспрягаемые глаголы
Особоспрягаемые глаголы ЕСТЬ и ДАТЬ нельзя отнести ни к одному из спряжений. Их формы настолько нестандартны, что даже нет смысла искать сходства с I или II спряжениями. Проще говоря — у них нет спряжения.
Очень жаль иностранцев, которым приходится это все учить. Представьте: сначала вам говорят, что в русском есть два спряжения с 6 разными личными окончаниями в каждом. Вы запоминаете это с болью и слезами. А потом еще сверху добавляют правила про разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы…
Нам повезло больше: такие вещи, как окончания, мы в большинстве случаев чувствуем даже без знания правил. Привилегия носителей языка.
Непостоянные признаки
Наклонение
Переходим к непостоянным признакам глагола и первым выделим наклонение.
Наклонение — особая грамматическая категория глагола. Оно показывает, в каком контексте мы используем глагол.
Например:
- хотим ли мы просто рассказать факт,
- просим ли мы кого-то сделать что-то,
- рассуждаем ли мы о том, что могло бы быть.
Поэтому у нас есть три вида наклонений:
Повелительное наклонение мы используем для приказов, просьб или выражения пожеланий. Глаголы этого наклонения отвечают на вопросы «что делай(те)?», «что сделай(те)?» и могут иметь при себе частицы пусть, пускай, да, давай(те).
Примеры: пусть отдохнет, веселитесь, любите, учите.
Условное наклонение образуется с помощью глагола прошедшего времени и частицы БЫ. У таких глаголов нет лица и времени, но они легко изменяются по родам и числам.
Примеры: танцевала бы, кутил бы, простили бы.
Все остальные глаголы относятся к изъявительному наклонению, в котором действие может происходить и в настоящем, и в будущем, и в прошедшем времени.
Примеры: танцевала, куплю, прощаю.
Глаголы этого наклонения мы используем, когда хотим сообщить какой-то факт, просто рассказать о чем-то:
Когда я пересолил борщ, то получается, что одновременно и переборщил с солью.
Время
В русском языке у нас всего три времени. Здесь, в отличие от некоторых иностранных языков, нам повезло — вспоминаем километровые таблички времен в английском.
Глагол в настоящем времени сообщает, что действие происходит в момент речи, выражается посредством личных окончаний глаголов -ет, -ю, -ишь и т.д.:
Примеры: блистаю, сверкаешь, сияет.
Глагол в будущем времени — признак того, что действие будет происходить после момента речи. Простая форма будущего времени образуется от глаголов совершенного вида с приставкой.
Примеры: пересмотрю, заработаю, проделаю.
Для образования сложной формы глагола будущего времени мы прибавляем вспомогательный глагол «быть».
Примеры: буду зажигать, будем кататься, будешь думать.
Прошедшее время указывает на то, что действие уже произошло раньше, до момента речи. Оно образуется при помощи добавления суффикса -Л- к глаголу.
Примеры: презентовал, подарили, заметила.
Лицо, род, число
Чуть раньше мы уже затрагивали лицо глагола. Оно показывает, говорим ли мы:
- о себе — «я» и «мы»,
- о наших собеседниках — «ты» и «вы»,
- или же о третьих лицах, которые не участвуют в разговоре — «он», «она», «оно» и «они».
Число определяется — внезапно — по количеству людей, о которых мы говорим. Лицо и число — самые логичные грамматические категории глагола.
Род глагола (мужской, женский или средний) появляется в третьем лице в единственном числе и только в прошедшем времени: он списал — она списала — оно списало.
Рассмотрим на примере глагола «медитировать» изменение по лицам и числам:
Теперь закрепим знания на практике. Разберем задание №5 из ОГЭ:
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.
1) (они) ДЫШАТ — в безударном окончании глагола пишется А, так как это глагол-исключение II спряжения.
2) УПУСТИШЬ — в безударном окончании глагола 2 лица множественного числа пишется буква И, так как глагол II спряжения.
3) (звезда) СИЯЕТ — в безударном окончании глагола 3 лица единственного числа пишется буква Е, так как глагол II спряжения.
4) ЛЕЛЕЮТ (ребенка) — в форме настоящего времени 1-го лица множественного числа глагола I спряжения пишется окончание -ЮТ.
5) (он) ПРЯЧЕТСЯ — в безударном окончании глагола 2 лица единственного числа пишется буква Е, так как глагол I спряжения.
Решение.
1. (они) ДЫШАТ — в безударном окончании глагола пишется А, так как это глагол-исключение II спряжения. Верно.
2. УПУСТИШЬ — в безударном окончании глагола 2 лица множественного числа пишется буква И, так как глагол II спряжения. Неверно, глагол в форме единственного числа.
3. (звезда) СИЯЕТ — в безударном окончании глагола 3 лица единственного числа пишется буква Е, так как глагол II спряжения. Неверно, СИЯТЬ – глагол I спряжения, так как оканчивается на -ЯТЬ.
4. ЛЕЛЕЮТ (ребенка) — в форме настоящего времени 1-го лица множественного числа глагола I спряжения пишется окончание -ЮТ. Неверно, это глагол 3-го лица (они лелеют).
5. (он) ПРЯЧЕТСЯ — в безударном окончании глагола 2 лица единственного числа пишется буква Е, так как глагол I спряжения. Верно.
Ответ: 15
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор — это определение постоянных и непостоянных признаков глагола. При морфологическом анализе мы указываем:
- Часть речи — что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальную форму (инфинитив).
- Постоянные признаки.
- Непостоянные признаки.
- Синтаксическую роль (то, каким членом в предложении является глагол).
Что важно помнить при морфологическом анализе глагола?
К постоянным признакам глагола относятся:
— совершенный/несовершенный вид,
— переходность/непереходность,
— возвратность/невозвратность,
— спряжение.
К непостоянным признакам глагола относятся:
— наклонение,
— время,
— лицо,
— множественное/единственное число,
— род.
В предложении глагол может выступать в роли:
— сказуемого (он рисует),
— подлежащего (жить – Родине служить),
— определения (желание (какое?) съесть тортик),
— дополнения (она попросила (о чем?) помочь),
— обстоятельства (мы поехали (зачем?) потанцевать).
Разберем для примера слово «пролетел» из предложения «И пролетел который день, я не заметил»:
Постоянные признаки:
- совершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение,
- прошедшее время,
- 3 лицо,
- единственное число,
- мужской род.
Как правило, если в школьном задании вас просят провести морфологический анализ слова, то требуется написать следующее:
Пролетел – глагол (что сделал?), начальная форма – пролететь, глагол совершенного вида, непереходный, невозвратный, I-го спряжения, изъявительного наклонения, прошедшего времени, 3-го лица, единственного числа, мужского рода, в предложении является сказуемым.
Нормативное образование и употребление глаголов
При использовании некоторых форм глаголов могут возникнуть сложности, поэтому необходимо знать ряд особенностей их образования и употребления.
1. Некоторые глаголы не имеют определенных форм лица и времени.
- Глаголы победить, убедить, пронзить, чудить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и др. не имеют форму 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени.
Мы не можем сказать «победю», «убедю», поэтому необходимо добавлять дополнительные слова, описательные обороты при употреблении таких глаголов:
Я смогу победить и убедить.
- Нет форм 1-го и 2-го лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов: кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде), закатиться (о предмете), наступить (о времени), обступить, осуществиться, произойти, получиться, родиться, раздаваться, течь, состояться, удаваться и др.
2. При образовании ряда глаголов необходимо учитывать некоторые их особенности.
- При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну: возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.
- При образовании личных форм глаголов с шипящем в основе необходимо учитывать чередование согласных (Г-Ж, К-Ч, Ч-Ж, Х-Ш): жечь — жгу — жжёт — жжём — жжёте — жгут; хотеть — хочу — хочешь — хочет — хотим — хотите — хотят; бежать — бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите — бегут.
- Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:
лечь | ляг | лягте |
ехать | поезжай | поезжайте |
разъехаться | разъезжайся | разъезжайтесь |
ездить | езди | ездите |
положить | положи | положите |
трогать | трогай | трогайте |
махать | маши | машите |
класть | клади | кладите |
бежать | беги | бегите |
высыпать | высыпи | высыпите |
прополоскать | прополощи | прополощите |
- У глаголов весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др. нет повелительного наклонения.
3. Необходимо запомнить нормативное употребление следующих глаголов:
- Глагол класть употребляется только без приставки (кладу, клали), а глаголы с корнем -лож- употребляются только с приставкой (положить, выложить).
- У непереходных глаголов на -ЕТЬ нормативными являются формы с -е- в основе: выздороветь – выздоровею, выздоровеешь, выздоровеет, обезуметь – обезумею, обезумеешь, опостылеть – опостылею, опостылеешь.
4. Запомните формы настоящего и будущего времени:
глодать | гложет |
дремать | дремлет |
колыхать | колышет |
махать | машет |
мурлыкать | мурлычет |
плескать | плещет |
полоскать | полощет |
сыпать | сыплет |
трепать | треплет |
хлестать | хлещет |
щипать | щиплет |
Глагол оказался не только крутым, но и очень разносторонним и интересным парнем — мы узнали его поближе и готовы к встрече с ним в любых заданиях ОГЭ и ЕГЭ. Теперь можно приступать к знакомству с причастиями и деепричастиями в нашей следующей статье: «Самое важное про причастия, деепричастия».
Термины
Причастие — это часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Постфикс — это словообразовательный суффикс, который в слове стоит после окончания или других морфем и служит для образования новых слов или форм одного и того же слова.
Фактчек
- Глаголы обозначают действие, а также имеют постоянные и непостоянные признаки. К постоянным признакам глагола относятся вид, переходность, возвратность, спряжение; к непостоянным – наклонение, время, лицо, род, число.
- Переходные глаголы сочетаются с существительными и местоимениями в винительном падеже без предлога.
- Глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени.
- Существуют разноспрягаемые глаголы, имеющие признаки разных спряжений.
- Глаголы ЕСТЬ и ДАТЬ не имеют спряжения.
- У глаголов в условном наклонении нет времени и лица.
- Инфинитив может выступать в роли любого члена предложения.
- Глагол класть употребляется только без приставки, а глагол положить – только с ней.
Проверь себя
Задание 1.
К какому спряжению и лицу относится глагол «повелевал»?
- I спряжение, 1 лицо
- II спряжение, 1 лицо
- I спряжение, 3 лицо
- II спряжение, 3 лицо
Задание 2.
К какому спряжению и виду относится глагол «постелю»?
- I спряжение, совершенный
- II спряжение, совершенный
- I спряжение, несовершенный
- II спряжение, несовершенный
Задание 3.
К какому спряжению и наклонению относится глагол «пишете»?
- I спряжение, изъявительное
- II спряжение, изъявительное
- I спряжение, повелительное
- II спряжение, повелительное
Задание 4.
В образовании формы какого глагола допущена ошибка?
- высохнул
- щиплет
- обезумею
- победит
Задание 5.
В образовании формы какого глагола допущена ошибка?
- жжём
- положить
- лягте
- выздоровит
Ответ: 1. – 3; 2. – 1; 3. – 1; 4. – 1; 5. – 4.