Проблема числительных как части речи
Автор: Дубровская Вероника Владимировна, ассистент кафедры основ английского языка факультета английского языка Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова
Статья подготовлена для публикации в сборнике «Актуальные вопросы переводоведения и практики перевода».
Вопрос о принципах выделения частей речи относится к числу наиболее сложных и запутанных в современном языкознании. Несмотря на то, что классификация слов по частям речи восходит к античным грамматикам, актуальность исследований в этой области сохраняется по сей день.
Расхождения в классификациях частей речи касаются трех моментов: числа выделяемых частей речи; критериев и принципов, положенных в основу классификаций (семантические, синтаксические и/или морфологические критерии), целесообразности применения только одного критерия (гомогенная классификация) или нескольких критериев (гетерогенная классификация).
В конце XIX в. А.А. Потебня и Ф.Ф. Фортунатов выдвинули разные принципы классификации частей речи. Потебня на первое место поставил семантику частей речи, указав также и на их синтаксическую роль. Фортунатов построил классификацию частей речи на последовательном проведении морфологического принципа, назвав классы слов формальными классами. Л.В. Щерба предложил классифицировать слова по совокупности морфологических, синтаксических и семантических признаков.
В современном языкознании вопрос об основах классификации частей речи остается дискуссионным. Одни лингвисты определяют части речи как лексическую категорию, лексическую классификацию слов, как инвариант предметно-логического плана (Ю.М. Скребнев, А.Е. Михневич). Другие лингвисты считают, что части речи – это логические разряды слов и поэтому решающее значение при выделении частей речи имеют их морфологические признаки. Однако этот критерий непригоден для языков со слабо развитой морфологической системой. Например, в английском языке определять части речи приходится на основании двух признаков: семантического (категориального значения) и синтаксического (сочетаемости и функции в предложении).
Наконец, части речи рассматриваются как лексико-грамматические разряды слов, которые отличаются друг от друга не только рядом грамматических черт (морфологически – изменяемостью и неизменяемостью, способом изменения, парадигматикой; синтаксически – способами связи с другими словами и синтаксической функцией), но и лексически. Эта точка зрения является наиболее принятой в современном языкознании.
Полная характеристика частей речи требует характеристики каждой части речи по всем ее признакам (морфологическим, синтаксическим и семантическим).
Статус числительных в языковых классификациях до сих пор остается дискутируемой проблемой. С одной стороны, они являют собой пример чрезвычайно монолитного в структурно-семантическом отношении участка лексики, с другой – «озадачивают» исследователя целым рядом вопросов. Общепринятые частеречные характеристики, базирующиеся на триаде «семантика – морфология / словообразование – синтаксис» в случае с числительными обнаруживают определенные противоречия. Что именуют числительные? Чем обусловлены их морфологические, словообразовательные и синтаксические свойства, в одних случаях сближающие числительные с существительными, прилагательными и местоимениями, а в других, свидетельствующие об индивидуальном своеобразии числовых наименований? Отсутствие достаточно четких ответов на эти и иные вопросы приводит в итоге к тому, что числительные, которые представляют собой универсалии и имеются практически во всех языках, становятся порой изгоями частеречных систем. Право числительных именоваться самостоятельной частью речи периодически оспаривается, вплоть до его полного отрицания. Это – парадокс, уникальный для группы лексики столь цельной и столь обширной [2, C. 6].
Отто Есперсен считал, что числительные «было бы, вероятно, правильнее рассматривать как особый подразряд внутри местоимений, с которыми они имеют несколько сходных черт» [6].
Генри Свит так же не признавал числительные в качестве самостоятельной части речи, называя их особым классом существительных и прилагательных (noun-numeral, adjective-numeral) [7, C. 37]. При этом количественные числительные могут свободно использоваться и как прилагательные, например, three men, we are seven, и как существительные – the three, all three, three of us, by twos and threes. Что касается порядковых числительных, они главным образом употребляются как прилагательные.
Неодинаковые в ряде случаев грамматические свойства, характеризующие отдельные числительные, объясняются тем, что имя числительное как особая лексико-грамматическая категория слов складывалась постепенно и на базе различных имен существительных и прилагательных. «Математическое отвлеченное мышление вторглось в общий язык и трансформировало систему числительных имен, лишив их отчетливых форм имени, оторвав их от структуры существительных и прилагательных» [1, C. 234].
Числительное – класс полнозначных слов, обозначающих число, количество, меру и связанные с числом мыслительные категории порядка при счете, кратности (повторяемости), совокупности [4, C. 582]. В соответствии с этими значениями выделяются количественные и порядковые числительные. Количественные числительные обозначают количество, число, отвлеченный результат счета; порядковые – порядковые номера, присваиваемые предметам или явлениям в процессе счета.
Выражение числительными счетно-числовых понятий целиком определяет характерное для них абстрактно-количественное значение, несвойственное другим разрядам слов. Именно это абстрактно-количественное значение и отличает прежде всего числительные от других имен.
«Категория числа (по крайней мере в пределах счета до тысячи) в западноевропейских языках освобождена от предметности. Понятие числа здесь математизировано, если можно так выразиться. Название числа является абстрактным показателем количества однородных предметов, обозначением их счета. Во многих языках, например, латинском, греческом, французском, немецком, английском, числительные имена (по крайней мере, начиная с 4) не имеют ни форм рода и числа, ни форм падежей, а следовательно, сами по себе не определяются прилагательными» [1, C. 233]. К английскому языку это положение применимо в большей мере, чем к другим языкам, так как в нем эти особенности присущи числительным, начиная с единицы. Категория предметности может присутствовать только в числительном «million», которое может принимать форму множественного числа и требует в этом случае употребления предлога of; так, наряду с three million people возможно также three millions of people [3, C. 142].
Числительные, начиная с двух, выступают в качестве своеобразного средства точного определения того недифференцированного понятия множественности, которое свойственно во множественном числе именам существительным (ср.: There were desks in the room. – There were five desks in the room.). Этим и объясняется употребление числительных (если они не употребляются отдельно) в соединении лишь с именами существительными; последние указывают в данном случае на те однородные предметы, количество которых обозначается соответствующими числительными.
Таким образом, абстрактно-количественная семантика числительных, выражающаяся в том, что они являются чистыми количественными определителями существительных, предполагает в то же время точное и конкретное указание того или иного количества в определенных счетных единицах. Именно этим числительные резко отличаются от неопределенно-количественных слов, выражающих недифференцированное большое или малое количество. Числительные – это слова, выражающие определенное числовое количество.
Специфическое абстрактно-количественное значение числительных является основным, но не единственным признаком, отграничивающим их от имен существительных и прилагательных.
Числительные обладают также и целым рядом морфологических и синтаксических свойств, совершенно нехарактерных для других имен. В основе грамматической специфики числительных лежит их особое отношение к грамматическому числу: выражая понятие числа своим лексическим значением, числительные обычно не соотносятся с категорией грамматического числа; изменение числительных по числам избыточно. В одних языках (например, в русском) происходит нейтрализация грамматического числа у числительных, в других (например, в английском) с числительными координируется одно из чисел, нередко множественное, поскольку лексическое значение числительных связывается с понятием множества.
Морфологические типы числительных, выделение которых осуществлено традиционной школой и зафиксировано в нормативных грамматиках современного английского языка, включают: простые числительные one, two, three, … eleven, twelve; производные thirteen, fourteen, … nineteen; twenty, thirty, …ninety, определяемые обычно как суффиксальные дериваты, но допускающие также их рассмотрение как сложных слов; сложные слова twenty-one, ninety-nine; несколькословные наименования синтаксического типа: one hundred and sixty-seven [2, C. 31].
У числительных есть также и ряд синтаксических особенностей, среди которых необходимо прежде всего отметить возможность модификации числового имени посредством специальной группы наречий (approximately ten, about three hundred, over sixty, up to ninety-eight, etc.), выступающих в роли «нумеральных трансификаторов», которые преобразуют значение точной суммы в значение неточной суммы частей целого. В языках с развитой морфологией существительное, сочетающееся с числительным, употребляется в родительном падеже. Кроме того следует упомянуть такие факты, как фиксированность начальной позиции числового имени в цепочке приименных определений, нехарактерность использования числительного в самостоятельной предикативной позиции и возможность согласования комплекса «числительное + существительное» с глаголом, стоящим как во множественном, так и в единственном числе [2, С. 138].
Своеобразную группу среди имен числительных представляют и с точки зрения своего словообразовательного строения. Понятие бесконечности числового ряда носит аксиоматический характер. Однако числительные обладают характерной для них строгой ограниченностью производных основ, от которых образуются все остальные слова данной части речи при помощи суффиксации и словосложения.
В области английских числительных живых суффиксов нет. Омертвевших суффиксов всего три: -teen (OE -tiene) для образования количественных числительных от 13 до 19, -ty (OE -tig) для образования количественных числительных, выражающих десятки от 20 до 90 и -th (OE Þa) для образования порядковых числительных, начиная с 4 [3, С. 294].
В словообразовании важнейшей особенностью числительных является способность при помощи небольшого числа исходных компонентов выразить неограниченное множество чисел. Так, в русском языке при помощи компонентов один/одна/одно, два/две, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять/-десят, сорок, девяносто, сто/сот/ста/сти, тысяча, -на-, -дцать, можно образовать 999 999 числительных, а введение еще одного слова – миллион увеличивает это число до 999 999 999. Подобным образом организованы системы числительных и в других языках [4, С. 583].
Имя самого большого разряда, зафиксированного в большом словаре Уэбстера, соответствует числу 1000 21 (vigitillion). Теоретически возможные более крупные разряды при наличии их цифрового знака не проименованы словесно [2, С. 122].
В результате частого повторения у числительных нередко происходит затемнение формы и значения некоторых составных компонентов, выражающих числовое значение. В германских языках числительные eleven, twelve были изначально сложными словами, обозначавшими буквально «один оставшийся» или «один лишний» (сверх десяти), а также «два оставшихся» или «два лишних» (сверх десяти). Структурное обособление их от числительных ряда «13 – 19» было обусловлено по-видимому пережитком счета по дюжинам.
В тексте числительные составляют около 1% слов. Эта величина стилистически обусловлена характером текста, но поскольку количество исходных числительных ограничено, на каждое основное приходится значительная частота, а потому числительные «один», «два», «пять», «десять» относятся к наиболее употребительным словам в языке.
Употребительность числительных способствует их сохранению в системе данного языка, хотя названия крупных чисел нередко заимствуются. В древнеанглийском не было числительного больше тысячи. Million, ME millioun, – это французская форма позднелатинского millio, acc. millionem, образованная от латинского mille «тысяча». Billion, trillion – более поздние образования, в которых латинские префиксы bi- и tri- заменили первый слог в слове million, так что слово billion рассматривалось как сокращение от слова *bimillion. Слово milliard (Modern French) было образовано от латинского million заменой окончания -on увеличительным окончанием -ard, таким образом это слово означает «big million». Cлово million первоначально означало «group of thousands». В современном английском слово milliard было вытеснено из употребления словом billion (ср. рус. миллион, миллиард, триллион) [7, С. 361].
В древнеанглийском числительные two, three изменялись по родам, числительные больше трех имели две формы conjoint (присоединенная) и absolute (независимая). Первая употреблялась, когда за числительным следовало существительное, например, fīf męnn “five men”. Вторая (обычно с окончанием -е) в предложениях без существительного: heora wœron fīfe “there were five of them” [7, С. 360]. «Одиннадцать» еleven (OE ęndleofan) и «двенадцать» twelve (OE twęlf) – лексикализованные формы. Числительные от 13 до 19 являлись сложными словами, вторым компонентом которых выступало слово tiene – десять.
One (OE ān) «один», будучи числительным, представляет собой в английском языке, как и в других языках, также неопределенное местоимение: One never knows. Для выражения понятия «первый» в современном английском употребляется форма first (др.-англ. fyrst), образованная при помощи суффикса превосходной степени -st от наречия fore «впереди».
Two (OE masc. twēgen, neut. and fem. twā). Для выражения понятия «второй» в английском употребляется слово second, заимствованное из французского. Внутренняя форма этого слова неясна ни для английского, ни для французского языкового мышления; исторически оно восходит к латинскому secundus (первоначальное значение «следующий»), причастию от глагола sequi «следовать». В древнеанглийском употреблялось слово ōÞer, которое в современном английском означает «другой» (other). В своем первоначальном значении встречается в выражении «every other day».
Three (OE Þrīe, neut. and fem. Þrēo). Для выражения понятия «третий» употребляется форма third, связанная и для современного языкового сознания с количественным числительным three. Она восходит к древнеанглийскому Þridda, которое превратилось в Þirda, среднеанглийское thirde путем так называемой метатезы (перестановки звуков i и r) [3, С. 143].
Остальные порядковые числительные образованы от соответствующих количественных при помощи суффикса -th (OE: -Þa), причем некоторые из них подвергаются при этом незначительным фонетическим изменениям.
Слова hundred (OE: hund, hundred – a noun), thousand (OE: Þūsend – a noun) могут выступать в роли существительных, например, hundreds (thousands) of people.
Для выражения дробей лишь в двух случаях применяются особые слова ½ – half, ¼ – quarter (последнее заимствовано из французского). Остальные дроби выражаются по одному установленному типу: знаменатель выражается субстантивированными порядковыми числительными (полная субстантивизация сказывается в образовании множественного числа на -s), числитель – обыкновенными количественными.
С категорией числительных связаны и счетные наречия, отвечающие на вопрос «сколько раз?». Их, однако, всего два: once и twice и в поэтическом языке еще thrice. Это старые формы, образованные при помощи адвербиального суффикса -s (из родительного падежа). Начиная с трех, эти понятия обычно выражаются сочетанием соответствующего количественного числительного со словом times. “At length her eyes were lifted up to mine, and she stood on tiptoe to give me, more thoughtfully than usual, that precious little kiss – once, twice, three times – and went out of the room.” [5, С. 521].
Эти же слова и сочетания употребляются в смысле «вдвое, втрое» (больше, меньше) и т.д.: twice as long, three times as long. Любопытно, что в английском нет слова для выражения понятия «в полтора раза», и оно выражается описательным способом: half as long again, half as much again и т.п. [3, С. 145].
Статус числительного как самостоятельной части речи нередко оспаривается учеными, тем не менее, английские числительные обладают достаточным набором семантических, морфологических и синтаксических признаков, отличающих данную часть речи от других классов слов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Виноградов, В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове, – М.: Высшая школа, 1972. – 613 с.
2) Жаботинская, С.А. Числительные современного английского языка. Автореферат, Киев, 1982. – 24 с.
3) Ильиш, Б.А. Современный английский язык, – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1948. – 347 с.
4) Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. – 682 с.
5) Dickens, Charles. David Copperfield. 2000. – 750 с.
6) Jespersen, O. A Modern English Grammar on Historical Principles. Part 2. London: George Allen and Unwin Ltd, 1936. – 512 с.
7) Sweet, H. A New English Grammar Logical and Historical by Henry Sweet, M.A., Ph.D., LL. D. Part I Introduction, Phonology, and Accidence. Oxford. At The Clarendon Press 1955 GB. – 499 с.
Школа-
лицей №16 г.Шахтинска
Коварная часть речи — имя числительное.
( Ох, уж эти
числительные!)
Автор:
Имангалиева Айсара
Карагандинская обл. г.Шахтинск
ШЛ№16, 6А класс
Научный руководитель:
Хамитова Ольга Тураровна
Учитель русского языка и литературы,
ШЛ№16
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
1.
Имя числительное как часть речи
1.1.Лексико-грамматические
характеристики имен числительных………………………………………………………………………………..4-5
2.
Понятие грамматической нормы в употреблении имен числительных
2.1.
Образование и употребление имен числительных…………………………….……….……………………………………..6-7
2.2.
Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных………………….………………………………………………………………7-8
2.3.
Склонение имен числительных……………………………………………………………………..9-10
Заключение……………………………………………………………………11
Список
литературы
…………………………………………………………….………..…..12
Аннотация
В наше время очень актуален
вопрос о грамотности нашей речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки
в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической
сочетаемости числительных с другими словами в тексте.
Уникальная
особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их
всего около 50). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные,
глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари.
А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых
огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.
Частые ошибки в употреблении
имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.
Гипотеза: регулярные
тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают
исправить их неправильное употребление в речи.
Цель нашей работы: выявить
типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их
устранения.
Задачи исследования:
рассмотреть
особенности имени числительного как части речи;
выявить специфику
грамматических норм склонения имени числительного;
проанализировать
причины ошибок в употреблении имен числительных;
помочь одноклассникам
научиться правильно употреблять числительные в речи.
Методы исследования:
— сбор и анализ
литературных данных;
— сбор статистических
данных;
— анализ и обобщение
информации;
Итог нашей работы — буклет,
в котором даны рекомендации по употреблению числительных, представлены
таблицы с разными типами склонения этой части речи, собран занимательный
языковой материал (лингвистические миниатюры, грамматические сказки, стихи о
числительном, задачи, шарады, загадки, игры-упражнения для развития интереса)
для тренировочных занятий с одноклассниками.
Введение
В наше время очень актуален вопрос о
грамотности речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в
произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической
сочетаемости числительных с другими словами в тексте.
Вот и на уроках математики пора
задуматься, грамотно ли мы говорим.
Удивительная тема: «Имя числительное»! С числами мы каждый день встречаемся на
уроках математики, а на уроках русского языка мы закончили изучение этой темы
в 6 классе.
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они
могут быть перечислены (их всего около 50). А можно ли перечислить все
существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова
появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже
появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди
придумали названия.
Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи
обусловили актуальность данной работы.
Гипотеза: регулярные
тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить
их неправильное употребление в речи.
Цель нашей работы: выявить
типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их
устранения.
Задачи исследования:
§ рассмотреть особенности имени числительного как части
речи;
§ выявить специфику грамматических норм склонения имени
числительного;
§ проанализировать причины ошибок в употреблении имен
числительных;
§ помочь одноклассникам научиться правильно употреблять
числительные в речи.
Методы исследования:
—
сбор и анализ литературных
данных;
—
сбор статистических
данных;
—
анализ и обобщение
информации;
1. Имя
числительное как часть речи
1.1.
Лексико-грамматические характеристики имен числительных
Грамматическая категория — это свойственные словам значения
обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений
этих слов. Грамматические категории обладают различной степенью
абстрагирования. Например, грамматическая категория падежа в сравнении с
грамматической категорией рода является более абстрагированной категорией.
Термин «грамматическая категория» используется и в
другом, более широком значении — в значении класса слов, объединенных общими
грамматическими признаками. В таком смысле мы говорим о категории
существительного и т.д. Однако при этом добавляется уточняющее прилагательное лексический, т.е. речь идет о лексико-грамматических категориях
слов, или частях речи.
Имя числительное — разряд слов, которые служат названиями
отвлеченных чисел (два плюс три — пять), или определенного количества однородных предметов,
выраженного в целых или дробных числах (два рубля, три пятых тонны),
или порядка предметов по счету (третий
этаж).
Со стороны семантической имя
числительное является названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо
иными значениями. Например, слова три и тройка
обозначают количество, однако к именам числительным относится лишь слово три, а
слово тройка входит в разряд имен существительных.
Слово три — числительное, так
как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение
исчерпывается указанием числа в определенных счетных таблицах. Слово тройка — название количества, совмещающее это значение с
названиями предметов: цифры три, школьной отметки,
игральной карты, трех лошадей, запряженных рядом, трех самолетов, образующих
звено и т.д.
Обозначение количества в слове тройка
лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому
относится к именам существительным.
Со стороны морфологической
числительное характеризуется следующими свойствами:
1) почти все числительные лишены категории числа,
2) большинство числительных не имеет категории рода
(род имеют числительные один, два, оба, полтора, тысяча, миллион
и др.),
3) многие числительные отличаются особенностями в
склонении.
Со стороны синтаксической
числительные отличаются следующими особенностями:
1) сочетаются только с именами существительными; такие
словосочетания синтаксически неделимы и выступают как один член предложения (два дня, две ночи, двое суток);
2) не могут определяться именем прилагательным.
Разряды имен числительных
Соответственно семантическим особенностям,
грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды
числительных:
1) количественные (один, два)
2) собирательные (трое, четверо)
3) дробные (три пятых, ноль целых две десятых)
4) неопределенно-количественные (мало, несколько)
5) порядковые (первый, второй)
Первые четыре разряда числительных обозначают
абстрактное количество, последний ряд — порядок предметов по счету.
Трудности в употреблении имен числительных
нередко связываются с возможностями их сочетаемости с другими словами.
Так, собирательные числительные обычно
сочетаются:
1. с существительными мужского и общего рода,
называющими лиц: пятеро друзей, встретила пятерых однокурсников; на улице
стояло семеро зевак; но допустимо и: пять друзей, пятерых однокурсников:
семь зевак;
2. с существительными дети, ребята, люди,
лица в значении «человек»: у главного бухгалтера пятеро детей,
встретила троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц; но допустимо
и: пять детей, трех ребят, шесть действующих лиц;
3. в значении субстантивированных числительных
и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в желтых майках, нас пятеро;
4. с неодушевленными существительными,
употребляющимися только во множественном числе и названиями парных предметов: пятеро
ножниц, пятеро щипцов, но в косвенных падежах используется количественное
числительное: пяти ножниц, пятью щипцами.
2. Понятие грамматической нормы в употреблении
имен числительных
2.1. Образование
и употребление имен числительных
Трудности
представляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок
«1 100 000 000-й гражданин», бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждый
испытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письме
словами.
Собирательные числительные в косвенных падежах
имеют окончания полных прилагательных множественного числа. В косвенных падежах
при неодушевленных существительных собирательные числительные обычно заменяются
на количественные.
В сочетании с одушевленными существительными
собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных
падежах. Неопределенно-количественные слова (сколько, столько, несколько, мало,
много и т.п.) сочетаются с существительными как обычные количественные
числительные, а склоняются по типу собирательных числительных.
В сочетании с предлогом по
неопределенно-количественные слова употребляются в двух падежных формах.
Отдельными правилами определяются правописание
сложных слов, в состав которых входят числительные, а также особенности
согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входит числительное.
Порядковые числительные обозначают порядок
предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и
падежа и имеют падежные окончания прилагательных. Это происходит путем
прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного
прилагательного (шесть — шестой), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200
до 900) изменяется и первая часть основы (например, триста — трехсотый и т.п.).
Составные числительные при образовании
порядковых преобразуют только последнюю часть (двадцать пять — двадцать пятый).
В числительном сороковой и тысячный выделяются словообразующие суффиксы
прилагательных -ов и -н.
Порядковые числительные, оканчивающиеся на
-тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно.
Числительные девяносто и сто сохраняют свою
начальную форму.
2.2. Типичные
ошибки одноклассников в употреблении числительных
Трудно слушать человека, который произносит много
цифровых данных, а если прибавить к этому еще и частые ошибки в употреблении
имен числительных, то восприятие такой речи становится сложным.
Ошибки такого рода
объясняются нарушениями правил образования различных форм слова. В нашей школе
проблема неправильного употребления и произношения числительных также имеет
место. Учащимся 7-8 классов было предложено выполнить следующее задание.
Какие из данных словосочетаний употреблены
правильно, а какие неправильно? Распределите примеры по столбикам (правильное употребление — неправильное
употребление).
С шестьюдесятью пирожными, шестидесятью пирожными;
с
двумястами рублями, с двумястами рублей;
с
шестьюстами семьюдесятью двумя рублями, с шестьсот семьдесят двумя рублями;
массой
в тысячу пятьсот тонн, массой в тысяча пятьсот тонн;
на
двадцать два дня, на двадцать двое суток;
в
полутораста километрах от цели, в полутораста километров от цели;
с
полутора десятками человек, с полутора десятком человек.
Результаты
нашего опроса таковы:
Классы |
Всего опрошено |
Справились с заданием |
Допустили 1-2 ошибки |
Допустили 3-5 ошибки |
Допустили 5 ошибок и более |
7 классы |
64 |
8 |
21 |
21 |
9 |
8 классы |
57 |
11 |
25 |
19 |
7 |
Итого |
121 |
19 |
46 |
40 |
16 |
16% |
38% |
33% |
13% |
Из данных
таблицы видно, что владеют нормами употребления числительных в речи только
16% учащихся 7-8
классов.
В приведенных далее примерах, записанных нами, ошибки
объясняются незнанием склонения слов этой части речи. Классифицировать эти
речевые недочеты можно так:
1.
Ошибки в склонении количественных числительных
На
это потрачено около четыреста – пятьсот рублей (вм. около четырехсот – пятисот)
В
стах метрах (вм. в ста)
Ехали
двадцать два суток (ненормативное употребление)
С
шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью)
2.
Ошибки в склонении составных порядковых числительных
…до
тысячи девятьсот пятого года (вм. тысяча)
3.
Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба – обе)
По
обоим сторонам дороги (вм. по обеим)
Ампутация
обоих ног (вм. обеих)
4.
Ошибки в употреблении собирательных числительных (двух – двоих)
Троих
дочерей, двоих девушек (вм. колич. числит. две, три)
2.3. Склонение имен числительных
В составном
количественном числительном изменяется каждое слово.
Пример склонения количественного числительного
3892 человека.
Имен. – Три тысячи восемьсот девяносто два человека.
Родит. – Три тысячи восьмисот девяноста двух человек.
Дат. – Трем тысячам восьмистам девяноста двум людям.
Вин. – Три тысячи восемьсот девяносто два человека.
Твор. – Тремя тысячами восьмьюстами девяноста двумя людьми.
Предл. – (о) Трех тысячах восьмистах девяноста двух людях.
При склонении
дробных числительных изменяются обе части.
Имен. – Три пятых.
Родит. – Трех пятых.
Дат. – Трем пятым.
Винит. – Три пятых.
Твор. – Тремя пятыми.
Предл. – (о) Трех пятых.
При смешанном
числе (целое и дробь) существительным управляет дробь, а не целое число.
При употреблении
слов «с половиной», с «четвертью», «с третью», существительным управляет целое
число.
«Десять и пять
десятых процента» (существительное «процент» употребляется в единственном
числе).
«Десять с половиной
процентов» (существительное ставится во множественном числе).
Особенности в
склонении имеют слова «полтора», «полторы», «полтораста», относящиеся к
дробным числительным.
При склонении они
имеют формы только двух падежей.
Имен. – Полтора метра, полторы тонны.
Родит. – Полутора метров, полутора тонн.
Дат. – Полутора метрам, полутора тоннам.
Винит. – Полтора метра, полторы тонны.
Твор. – Полутора метрами, полутора тоннами.
Предл. – (о) Полутора метрах, (о) полутора тоннах.
Собирательные
числительные употребляются: –
с существительными мужского и общего рода, называющими лиц;
−
с существительными мужского рода на «а» сочетаются только собирательные
числительные;
— с существительными
«дети», «ребята», «люди» и с существительным «лицо» (в значении «человек»);
−
с существительными имеющими форму только множественного числа;
−
с личными местоимениями;
−
с названиями детенышей животных;
−
в качестве числительных, перешедших в разряд существительных;
−
с существительными, называющими парные предметы;
−
с существительными, относящимися к официально-деловой лексике.
Собирательные
числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных
множественного числа. В косвенных падежах при неодушевленных существительных
собирательные числительные обычно заменяются на количественные.
В сочетании с
одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в
именительном, так и в косвенных падежах.
Порядковые
числительные обозначают порядок
предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и
падежа и имеют падежные окончания прилагательных.
Это происходит путем
прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного
прилагательного («шесть» – «шестой»), у сложных числительных (от 50 до
80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, «триста» –
«трехсотый» и т.п.).
Составные
числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть («двадцать
пять» – «двадцать пятый»).
В числительном «сороковой»
и «тысячный» выделяются словообразующие суффиксы прилагательных «ов»
и «н».
Порядковые
числительные, оканчивающиеся на «тысячный», «миллионный», «миллиардный»,
пишутся слитно.
Числительные «девяносто»
и «сто» сохраняют свою начальную форму.
Речевой ошибкой является любое отступление от
современной языковой нормы. Под языковой нормой понимается общепринятое и
формализованное (в словарях и учебниках русского языка) употребление слов,
словообразований и синтаксических конструкций
Включенная в словесный текст, цифра подчиняется
законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. «Увидев
цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим ее в именительном падеже и лишь
при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить.
Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы – процесс восприятия
замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных –
камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов» [3].
Несмотря на то, что в устной речи существует явная
тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока
остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо
так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном
падеже.
Заключение
В проведенном нами исследование рассмотрены
особенности имени числительного как части речи, выявлена специфика
грамматических норм склонения имени числительного, проанализированы причины
ошибок в употреблении имен числительных.
В ходе анкетирования учащихся 7-8 классов
выявлено, что 84% опрошенных не владеют нормами употребления числительных в
речи, что недопустимо для специалиста с высшим образованием, да и для любого
современного человека.
Итог нашей работы —
буклет, в котором даны рекомендации по употреблению числительных,
представлены таблицы с разными типами склонения этой части речи, собран
занимательный языковой материал (лингвистические миниатюры, грамматические
сказки, стихи о числительном, задачи, шарады, загадки, игры-упражнения для
развития интереса) для тренировочных занятий с одноклассниками.
Список литературы
1.
Валгина Н.С., Современный
русский язык, М., 2002 г.
2.
Введенская Л.А. и др.,
Русский язык и культура речи, Ростов н/ Д, 2003 г.
3.
Верещагин Е.М., Костомаров
В.Г., Язык и культура, М.,1990г.
4.
Виноградов В.В.,
Современный русский язык, М., 1990 г.
5.
Головин Б.Н., Основы
культуры речи, М., 1988 г
6.
Голуб И.Б., Стилистика
русского языка, М.. 2001г.
7.
Граудина Л.К., Ицкович
В.И., Катлинская Л.П., Грамматическая правильность русской речи, М., 2001 г.
8.
Граудина Л.К., Ширяев
Е.Н., Культура русской речи, М., 2001 г.
9.
Земская Е.А.
Словообразование как деятельность. — М., 1992.
10.
Кожина М.Н., Стилистика
русского языка, М., 1977 г.
11.
Кочергина В.А., Современные
задачи исследования частей речи, М., 1989г.
12.
Лекант П.А., Современный
русский язык, М., 1998 г.
13.
Медведева С.Ю., Специфика
языка печати как средства массовой коммуникации, М., 1986 г.
14.
Новикова В.И.,
Употребление числительных в современной речевой практике, М., 2001г.
Имя числительное как часть речи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1727.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1727.
В русском языке часть речи, обозначающая число предметов, количество или порядок, называют числительным. В данной статье подробно описаны особенности числительных, их структура, склонение по падежам, значение и основные проблемы. Для лучшего усвоения материала приведены наглядные примеры.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Числительное в русском языке
Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы который? сколько? и обозначает число предметов, порядок или количество называется числительным
Примеры:
пятый
,
восьмой
,
семнадцать
,
двадцать пять
.
Обозначать количество могут разные части речи, но записать с помощью цифр можно только эту часть речи (Пятёрка лошадей – пять (5) лошадей).
История возникновения системы числительных уходит в далёкое прошлое формирования праиндоевропейского языка, где использовалась десятинная система исчисления.
Проблематика числительных
В современном русском языке, по мнению учёных-лингвистов, нет чёткого понятия, какие словесные формы относить к данной части речи. Дело в том, что по своему происхождению все они относятся к разным основам. Условно все точки зрения можно разделить на две основные группы – изучение форм в широком или узком понимании.
ТОП-5 статей
которые читают вместе с этой
При узком рассмотрении и изучении данной части речи дробные и порядковые разряды исключаются как отдельный вид. В широком изучении к видам числительных относят:
- три группы, обозначающие количество (дробные, собирательные, целые);
- порядковые;
- слова неопределённо-количественные (мало, много, сколько).
Нет однозначного мнения по поводу форм, обозначающих порядок при счёте. Ряд учёных (Виноградов, Тихонов, Пешковский и др.) относят их к относительным прилагательным, так как они имеют такие же категории. В предложении они выступают определением. Другие же учёные (Гвоздев, Шахматов и прочие) относят такие слова к отдельному разряду числительных.
Проблема существует и в отношении словесных форм миллион, тысяча, миллиард и т.д., они имеют признаки не только числительных, но и существительных.
Структура данной части речи
По составу различают такие виды:
- Простые числительные состоят из одной основы и описывают только одну цифру (четыре, восемь, один).
- Сложные – описывают две цифры, которые соединяются в одно слово (двенадцать, пятнадцать, шестьдесят).
- Составные – состоят из нескольких слов, которые пишутся раздельно (одна тысяча восемьдесят восемь).
Для чего нужны числительные?
-
Для обозначения (называния) чисел – десять, сорок пять, девятнадцать;
-
Для указания предметного количества – пять котят, четыре яблока;
-
Для определения счётного порядка – седьмой, второй, двадцать первый.
В предложении они могут выступать в качестве любого члена.
Склонение по падежам
Имя числительное как часть речи имеет категорию падежа, а слова, обозначающие счётный порядок, изменяются по числам и родам. Склонение по падежам имеет различные виды в зависимости от типа числительного. «Русская грамматика» от 1990 года указывает на существование двух разновидностей – субстантивные и адъективные.
Субстантивные:
- от пяти до десяти и на –дцать, -десят (шесть, семнадцать, пятьдесят);
- числительные на –сто (двести, шестьсот и пр.);
- сорок, девяносто, сто, полтораста, полтора.
Адъективные склоняются как прилагательные и имеют две разновидности:
- Слова два, три, четыре;
- Слова оба, обе и неопределённо-количественные (мало, много, немного и др.).
При изменении падежных окончаний возникают сложности при образовании форм слов и их употреблении в устной речи. Нормой литературного языка является изменение всех частей сложных и составных форм (пятьюстами семьюдесятью двумя рублями). Для порядковых числительных составной формы существует правило, которое предусматривает изменение в таких словах только последней части по принципу прилагательного (тысяча девятьсот шестьдесят первый год – в тысяча девятьсот шестьдесят первом году.)
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алина Ковалева
8/10
-
Женя Иванов
8/10
-
Сергей Невдах
10/10
-
Татьяна Храпицкая
10/10
-
Ярослав Художник
9/10
-
Светлана Киселева
10/10
-
Егор Кондратьев
9/10
-
Алихан Бичоев
9/10
-
Газинур Низамиев
9/10
-
Серега Бажанов
6/10
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1727.
А какая ваша оценка?
Числительное как часть речи
Имя
числительное —
это самостоятельная знаменательная
часть речи, объединяющая слова, которые
обозначают числа, количество предметов
или порядок предметов при счете и
отвечают на вопрос сколько?
или который?.
342
Числительное
является частью речи, в которую объединены
слова на основании
общности их значения — отношения к
числу. Грамматические признаки
числительных неоднородны и зависят от
того, к какому разряду по значению
принадлежит числительное.
Разряды числительных по значению
Выделяют количественные и порядковые
числительные.
Количественные
числительные
обозначают отвлеченные числа (пять)
и
количество предметов (пять
столов) и
отвечают на вопрос сколько?.
Количественные
числительные бывают целые (пять),
дробные
(пять
седьмых)
и
собирательные (пятеро).
Целые
количественные
числительные обозначают целые числа
или количества. Целые количественные
числительные сочетаются со счетными
существительными, то есть с такими
существительными, которые обозначают
предметы, которые можно посчитать
штуками.
Дробные
количественные
числительные обозначают дробные числа
или
количества и сочетаются как со счетными
существительными (две
третьих
конфет), так
и с несчетными существительными (две
третьих воды),
но
не могут сочетаться с одушевленными
существительными.
Собирательные
числительные
обозначают количество предметов как
целое. К собирательным числительным
относятся слова оба,
двое, трое,
четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро,
девятеро, десятеро. Собирательные
числительные имеют ограниченную
сочетаемость; они
сочетаются не со всеми существительными,
а только с некоторыми:
-
с
существительными, которые называют
лиц мужского пола (двое
мужчин);
числительное
оба
сочетается
также и с существитель
ными,
обозначающими лиц женского пола (обе
женщины); -
с
существительными
человек,
лицо, ребенок (пятеро людей, лиц,
детей); -
с
названиями детенышей животных (семеро
козлят); -
с существительными, имеющими
формы только множественного
числа
(двое
саней); с
этими существительными сочетаются
пре
имущественно
числительные двое,
трое и
четверо; -
с существительными,
называющими парные предметы (двое
нос
ков);
два носка —
это два носка, а двое
носков —
это четыре нос
ка, то есть две пары
носков;
6) с
личными местоимениями мы,
вы, они (не было их двоих).
Порядковые
числительные
обозначают порядок предметов при
счете
(первый,
второй, пятый, сто двадцать пятый) и
отвечают на вопрос
который?,
какой по счету?.
343
Разряды
числительных по структуре
По структуре
выделяют числительные простые и
составные.
Простые
числительные
однокомпонентны (два,
двое, второй).
Составные
числительные
неоднокомпонентны, то есть пишутся с
пробелами (пятьдесят
пять, пять десятых, пять тысяч пятьдесят
пятый).
Комплексы
2 и 3 выделяет также сложные
числительные,
которые однокомпонентны, но имеют два
или несколько корней (пять-сот,
пят-и-сот-тысяч-н-ый).
В
комплексе 2 в эту группу почему-то попали
также
числительные, оканчивающиеся на -надцать
(пят-надцатъ), к
которых
элемент -надцать
является
не вторым корнем, а суффиксом.
Выделение
сложных числительных в этих учебных
комплексах связано
с методическими целями — обучением
склонению сложных числительных
со вторыми корнями -десят
и
-сот
(пят-и-десят-и, пят-и-сотО).
Грамматические
признаки количественных числительных
Единственным
«полноценным» морфологическим признаком
количественных числительных является
признак падежа.
Числительные
не имеют морфологического признака
числа (о словах один,
тысяча, миллион, миллиард см.
далее). Морфологический признак рода
представлен только
у числительных два,
оба, полтора, причем
у них противопоставлены
две родовые формы, одна — для мужского
и среднего рода (два
стола,
окна), другая
— для женского рода (две
парты):
Падеж |
Два |
Полтора |
Оба |
|||
м., |
ж. |
м., |
ж. |
м., |
ж. |
|
И. |
дв-а |
дв-е |
полтор-а |
полтор-ы |
об-а |
об-е |
Р. |
дв-ух |
полутор-а |
обо-их |
обе-их |
||
Д. |
дв-ум |
полутор-а |
обо-им |
обе-им |
||
В. |
= |
/Р. |
полтор-а |
полтор-ы |
об-а |
об-е |
Т.п. |
дв-умя |
полутор-а |
обо-ими |
обе-ими |
||
П. |
дв-ух |
полутор-а |
обо-их |
обе-их |
Как
мы видим, у слов два
и
полтора
родовые
различия проявляются только в И. п. и
В. п., у слова оба
родовые
различия прослеживаются во всех падежах,
причем в И. п. и В. п. они выражаются
окончанием, а в остальных
падежах — основой (если принять такое
разделение на морфемы, которое
приведено в таблице).
Изменение
числительных по падежам называется
склонением.
У
числительных представлены особые типы
склонения (называемые в
лингвистике
нумеративными) и субстантивные типы
склонения. ,
Особым
образом склоняются числительные два,
полтора (см.
выше), три,
четыре, сорок, девяносто, сто, полтораста:
Падеж |
Три |
Четыре |
Сорок |
Девяносто |
Сто |
Полтораста |
И. |
три |
четыре |
сорок |
девяносто |
сто |
полтораста |
Р. |
трех |
четырех |
сорока |
девяноста |
ста |
полутораста |
Д. |
трем |
четырем |
сорока |
девяноста |
ста |
полутораста |
В. |
=И. |
сорок |
девяносто |
сто |
полтораста |
|
Т.п. |
тремя |
четырьмя |
сорока |
девяноста |
ста |
полутораста |
П. |
трех |
четырех |
сорока |
девяноста |
ста |
полутораста |
Как
мы видим, числительные три
и
четыре
склоняются
одинаково, а
у слов сорок,
девяносто, сто, полтора и
полтораста
различаются
только
две формы — одна для И. п. и В. п., другая
— для Р. п., Д. п., Т. п. и П. п.
Числительные
пять
—
двадцать
и
тридцать
склоняются
по III
склонению,
то есть как слово нжочь,
причем
у числительного восемь
представлены
вариативные формы Т. п. — восемью
и
восьмью.
У
числительных пятьдесят
—
восемьдесят
и
двести
—
девятьсот
(то
есть названия десятков на -десят
и
сотен на -сот)
склоняются
обе части:
первая как соответствующее простое
числительное, вторая у числительных
на -десят
по
III
склонению, а у числительных на -сот
(-сти, -ста) по
мн. числу субстантивного склонения (за
исключением форм И. и В. п.).
Количественные
числительные характеризуются особой
сочетаемостью
с
существительными.
Целые
и собирательные числительные
сочетаются с существительными
следующим образом: в И. п. (В. п.) числительное
является
главным словом и управляет существительным,
требуя его постановки в Р. п. ед. числа
для слов два,
три и
четыре
и
в Р. п. мн. числа для слов пять
и
далее. В остальных падежах главным
является существительное,
а числительное с ним согласуется,
например:
трй~(И-
п.)
^тЗла
(Р.
п. ед. ч.); пять
(И.
п.) столов
(Р.
п. мн. ч) трех
(Р.
п.) столов
(Р.
п. мн. ч.); пяти
(Р.
п.) столов
(Р.
п. мн. ч.) трем
(Д.
п.) столам
(Д.
п. мн. ч.); пяти
(Д.
п.) столам
(Д.
п. мн. ч.) три
(В.
п.) стола
(Р.
п. ед. ч.); пять
(В.
п.) столов
(Р.
п. мн. ч.) тремя
(Т.
п.) столами
(Т.
п. мн. ч.); пятью
(Т.
п.) столами
(Т.
п. мн. ч.) (о)
трех (П.
п.) столах
(П.
п. мн. ч.); пяти
(П.
п.) столах
(П.
п. мн.ч.)
344
345
Дробные
количественные
числительные всегда управляют Р. п.
существительного,
а число этого существительного зависит
от смысла конструкции,
ср.: одна
вторая конфеты —
одна
вторая конфет.
В
грамматическом отношении среди
количественных числительных выделяются
слова один,
тысяча, миллион, миллиард, триллион и
др. названия
больший чисел.
Слово
один
изменяется
по родам, числам и падежам, в которых
согласуется с существительным (один
стол, одна парта, одно окно, одни сани).
Форма
множественного числа одни
для
обозначения одного предмета
сочетается с существительными, имеющими
форму только множественного
числа (одни
сани, ворота, ножницы). Склоняется
слово один
по
смешанному склонению: в И. (В.) п. имеет
субстантивные окончания
(одинО,
одн-а, одн-о, одн-и), в
остальных падежах — адъективные
склонения. Другими словами, числительное
один
грамматически
ведет
себя как относительное прилагательное.
Слова
тысяча,
миллион, миллиард и
др. имеют постоянный морфологический
признак рода (перв-ая
тысяча —
жен. род, перв-ый
миллион —
муж.
род), изменяются по числам и по падежам
(перв-ые
тысяч-и, первых тысяча). Склоняются
эти слова по субстантивным склонениям
(тысяча
— по I
склонению, миллион и
др. — по II
склонению). При сочетании
с существительными эти слова всегда
управляют существительным, требуя
его постановки в форме Р. п. мн. числа:
И.
п. тысяча
тонн Р.
п. тысячи
тонн Д.
п. тысяче
тонн В.
п. тысячу
тонн Т.
п. тысячей
тонн П.
п. (о)
тысяче тонн.
Иначе
говоря, эти слова грамматически ведут
себя как существительные.
Их отнесение к числительным происходит
только на основании
их значения.
В
предложении количественное числительное
вместе с существительным,
к которому оно относится, является одним
членом предложения:
Я
купил пятъ_книг. Грамматические
признаки порядковых числительных
Грамматические
признаки порядковых числительных сходны
с относительными прилагательными.
Порядковые числительные изменяются
по родам, числам и падежам и во всех
формах согласуются с существительными,
к которым относятся. Склоняются порядковые
числительные
как прилагательные (по адъективному
склонению, а слово третий
—
по
смешанному: третий-0,
треть-его, треть-ему, треть-им, треть-ем,
346
как
притяжательное прилагательное). В
составных порядковых числительных
склоняется только последняя часть:
И. п.
две
тысячи пятый год
Р. п.
две
тысячи пятого года
Д. п.
две
тысячи пятому году
В. п.
две
тысячи пятый год
Т. п.
две
тысячи пятым годом
П. п.
(о)
две тысячи пятом годе.
Числительное
как часть речи имеет следующие особенности
представления
в учебных комплексах.
Все три
комплекса изучают числительное в один
этап в 6 классе и представляют материал
с небольшими отличиями. Во всех комплексах
основное внимание уделяется вопросу о
разрядах числительных по значению
и структуре и склонению числительных.
Собственно морфологические
особенности числительных рассматриваются
очень кратко, что не
позволяет сформировать у учащихся
четкое понимание грамматической
разнородности числительных разных
разрядов и некоторых слов внутри
разряда количественных числительных.
Комплекс
2
выделяет 4 разряда числительных по
значению: количественные,
собирательные, порядковые и дробные
(причем предлагает именно такой порядок
их изучения) и отмечает, что «количественные
числительные
изменяются по падежам, но не имеют рода
(кроме слов один,
два) и
числа (кроме слова один)».
Формулировка
«не имеют рода» требует
разъяснения: числительные один,
два, а
также почему-то не включенные
в этот список при рассмотрении
соответствующих разрядов
оба
и
полтора
имеют
непостоянный признак рода, то есть
изменяются по родам, в то время как
количественные числительные тысяча,
миллион,
миллиард и
другие названия больших чисел имеют
постоянный
признак рода. О грамматических особенностях
слова тысяча
и
др. не сказано ни в одном из комплексов,
что значительно затрудняет их
морфологический
разбор. Только в комплексе 2 сказано об
особенностях
синтаксической сочетаемости количественных
числительных с существительными
и о том, что грамматически «порядковые
числительные
похожи на прилагательные».
Комплекс
3,
как и комплекс 1, подразделяет числительные
на количественные
и порядковые и уже внутри количественных
выделяет под-разряды целых, дробных и
собирательных числительных. В связи с
речевой направленностью комплекса
основной упор комплекс 3 делает на
употреблении числительных: их склонении,
избирательной лексической сочетаемости
собирательных числительных, употреблению
слова оба
/ обе, причем
числительные оба
и
обе
поданы
как отдельные слова, в то время как два
и
две
поданы
как формы одного слова.
Соседние файлы в папке 1 — 121 Литневская
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Посевнинская средняя общеобразовательная школа»
Проект
Трудности употребления
числительных в речи
Выполнила: ученица 9 «Б» класса
МКОУ «Посевнинскя СОШ» Немкова Алина
Научный руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Пахомова Н.А
р.п. Посевная 2019 год
Содержание:
-
Введение…………………………………………………………………………………………3
-
Изучение проблемы употребления числительных……………………….5
-
Примеры речевых ошибок в СМИ..……………………………………………….6
-
Ошибки, допущенные в передачах на радио..……………………………..7
-
Правила склонения имен числительных……………………………………….8
-
Типичные ошибки в употреблении имён числительных и пути решения проблемы…………….………………………………………………………….14
-
Навыки правильного склонения имён числительных…………….…..16
-
Анкетирование………………………………………………………………………………12
-
Пути решения проблемы……………………………………………………………..18
-
Заключение……………………………………………………………………………………19
-
Литература…………………………………………………………………………………….20
Введение.
Миром правят цифры! Именно так в 6 веке до н.э. говорил древнегреческий ученый Пифагор Самосский. Нас действительно всюду окружают цифры: возраст человека, рост, вес, номер дома, в котором он живет, его номер телефона, суммы наличных и виртуальных денег… Вокруг каждого человека – цифры, цифры…
Несмотря на то, что имена числительные играют важную роль в нашей жизни, мы допускаем много ошибок при употреблении их в устной и в письменной речи. Ошибки делают и ученики, и взрослые, и даже чиновники и дикторы радио и телевидения.
Допускаю ошибки в употреблении этой части речи и я. Но я хочу внимательно и глубоко изучить данный раздел морфологии и разобраться со всеми «подводными камнями» темы.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в обществе часто не соблюдаются нормы русского литературного языка, в том числе в использовании числительных.
Цель: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации по их устранению.
Задачи:
1. Выявить особенности имени числительного как часть речи.
2. Рассмотреть грамматические нормы склонения имен числительных.
3. Проанализировать причины ошибок в употреблении имен числительных.
4. Создать буклет.
Объект исследования: трудные случаи склонения имен числительных.
Предмет исследования: ошибки в употреблении числительных в речи окружающих.
Методы исследования:
-
Изучение теоретического материала по данной теме.
-
Тестирование
-
Анализ речевых ошибок
-
Анализ результатов анкетирования
-
Обобщение и выводы по теме исследования
Изучение проблемы употребления числительных.
Приступая к изучению проблемы речевых ошибок, в частности, склонения имен числительных, я попыталась выяснить, как к данному вопросу относятся ученые-лингвисты.
В лекции Члена-корреспондента РАН Владимира Плунгяна «Портится ли русский язык?» прочитала: «На первый взгляд кажется, что предмета для разговора нет — ясно же, что русский язык портится, и это непоправимая катастрофа. Между тем разговоры о порче языка сопровождают человечество на протяжении всей истории. Это касается не только русского языка: и китайцы, и японцы, и древние египтяне, и особенно французы всегда любили порассуждать о том, что язык становится не тот, что раньше.»
Далее Владимир Плунгяна отметил, что ученые-лингвисты совершенно спокойно относятся к проблеме неправильного склонения имен числительных и лишь посмеиваются.
В свою очередь, Максим Анисимович Кронгауз, советский и российский лингвист, доктор филологических наук, говорит, что числительные плохо склоняются уже минимум лет 50, а то и все 100. Это процесс давний. Причем, как отмечает лингвист, путаются в склонении длинных числительных даже вполне образованные люди.
Мнение, конечно, интересное, но это не повод не обращать внимание на существующую проблему, не повод делать ошибки в речи, особенно образованным людям – политикам, чиновникам, учителям, врачам. А уж редакторам журналов и газет, дикторам радио и телевидения это вообще непозволительно как представителям правильной, образцовой речи. Однако такие ошибки порой встречаются в наших СМИ.
Примеры речевых ошибок в СМИ.
Самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении различных форм имени числительного. В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенностей склонения слов этой части речи.
Вот несколько примеров из электронных СМИ:
«Вчера еще здесь… было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться с пятидесятью процентами акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами»). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров»).
Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. Редко склоняют журналисты числительное «полтора». Например, «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).
Нередки ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»).
Не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «… к две тысячи третьему году»), так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово).
Ошибки, допущенные в передачах на радио.
Известный адвокат, выступая по радио, сказал, что за нарушение порядка взимается «штраф в размере пятиста долларов». На что некий защитник русского языка совершенно справедливо заметил: «Не пятиста долларов, а пятисот». В ответ же этому защитнику некоторые граждане ехидно возразили, что адвокат, мол, – не филолог и ему таких тонкостей языка знать не обязательно. Конечно, не обязательно. Но хотелось бы, чтобы и адвокат выражался правильно.
С долларами вообще происходят всякие недоразумения. Так, один из дикторов, рассказывая о цене Бог весть какого предмета, заявил, что этот предмет стоит «от доллара до полтора». Следовало бы сказать «до полутора». Цена предмета от этого не изменилась бы, зато диктор мог бы гордиться тем, что он постиг тонкости русского языка.
Правила склонения имен числительных.
Склонение числительных не имеет единого образца. В «Русской грамматике» 1990 г. оно представлено двумя типами: субстантивным и адъективным. К первому отнесены:
-
склонение числительных от одного до десяти и числительных на — дцатъ (одиннадцать, двенадцать и т.д.), — десят (пятьдесят, шестьдесят и т.д.);
На уроке не было одного ученика.
-
склонение числительных двести, триста, и всех числительных на — сот;
Двести машин стоят в пробке.
-
склонение числительных сорок, девяносто, сто и числительных полтора (полторы) и полтораста.
Не хватало ста рублей.
Ко второму типу отнесено склонение числительных по образцу прилагательных с двумя разновидностями:
-
склонение собирательных числительных двое, трое, четверо;
Четверым ребятам достались шоколадные конфеты.
-
склонение собирательных (включая слова оба, обе) и неопределенно-количественных числительных.
Обоим парням нужно было решить три задачи.
Субстантивный тип.
Числительное один
Цифра «1» склоняется в зависимости от рода и числа. Окончание в винительном падеже зависит ещё от одушевлённости/неодушевлённости предмета.
Числительные типа 50—80, 200—400, 500—900
Сложные по структуре слова склоняются так:
Склонение составных числительных.
В составной форме числительного склоняется каждое слово отдельно
Склонение дробных числительных.
Если в числителе стоит цифра 1, то для его обозначения употребляется форма ж.р. одна; в знаменателе стоит порядковое числительное в И.п. ж.р.: 1/2 — одна вторая, 1/8 — одна восьмая.
падеж |
1 2/7 |
2 5/9 |
И.п |
одна целая и две седьмых |
Две целых и пять девятых |
Р.п |
одной целой и двумя седьмыми |
Двумя целыми и пятью девятыми |
Д.п |
одной целой и двумя седьмыми |
Двум целым и пяти девятым |
В.п |
одну целую и две седьмых |
Две целых и пять девятых |
Т.п |
одной целой и двумя седьмыми |
Двумя целыми и пятью девятыми |
П.п |
(об) одной целой и двух седьмых |
(о) двух целых и пяти девятых |
Адъективный тип.
Собирательные числительные двое, трое, четверо
Склонение данного вида происходит по аналогии с прилагательными во множественном числе. Окончание винительного падежа зависит от одушевлённости/неодушевлённости предмета
Собирательные числительные оба, обе .
Числительное оба сочетается с существительными мужского рода, а обе – с существительными женского рода.
Анкетирование.
Для того чтобы узнать, как школьники относятся к проблеме неправильного склонения имен числительных, я решила создать анкету, в которую вошли три вопроса:
1. Хотите ли вы научиться грамотно употреблять имена числительные?
— да
— скорее да, чем нет
— скорее нет, чем да
— нет
2. Согласны ли вы с тем, что в современном мире существует проблема склонения имен числительных?
— да
— скорее да, чем нет
— скорее нет, чем да
— нет
3. Волнует ли вас проблема неправильного склонения числительных?
— да
— скорее да, чем нет
— скорее нет, чем да
— нет
Я задавала эти вопросы ученикам 9-10 классов. По окончании анкетирования я получила следующие результаты:
-На первый вопрос «Хотите ли вы научиться грамотно употреблять имена числительные?» 100% опрошенных (20 человек) ответили «да»
-На второй вопрос «Согласны ли вы с тем, что в современном мире существует проблема склонения имен числительных?» 90% опрошенных (18 человек) выбрали ответ «да», остальные 10% ответили «скорее нет, чем да»
-На третий вопрос «Волнует ли вас проблема неправильного склонения числительных?» 100% опрошенных (20 человек) ответили «да»
Вывод:
В основном все опрошенные мною учащиеся считают, что в речи окружающих людей существует проблема склонения имен числительных, соглашаются, что проблема эта требует своего решения.
Роль педагогов в привитии навыков правильного склонения имён числительных.
Педагоги на протяжении всех лет обучения в школе оказывают решающее влияние на речевую культуру детей.
В повседневной речи ученики стараются не склонять имена числительные. Для этого они используют разные «хитрости», которые помогают обходить трудности. Одной из таких «хитростей» является прибавление к числительному слова «число» («число сто шесть меньше числа двести тринадцать»).
Учителя математики отмечают, чтобы не склонять числительные при чтении записи математического выражения, дети употребляют слова «прибавляем», «получаем» («к двадцати пяти прибавляем тридцать шесть и получаем шестьдесят один»- вместо «сумма чисел двадцати пяти и тридцати шести равна шестидесяти одному»).
Употребление таких уловок не дают опыта верного склонения числительных.
Учителя русского языка отмечают, что тема «Имя числительное» изучается только в 6 классе и на её изучение отводится очень мало часов, а это совершенно недостаточно, чтобы досконально изучить весь материал.
Неоценимую помощь учителю русского языка в школе могут оказать учителя других предметов: физики, химии, географии, истории. Но, в первую очередь, помощниками в привитии навыков правильного склонения числительных являются учителя математики. Ведь они каждый урок встречаются со склонением числительных.
Отсюда я делаю вывод, что:
1.Проблема склонения имен числительных возникла давно и волнует не только ученых, но и школьников, педагогов, представителей СМИ.
2.По итогам анкетирования видно, что учеников моей школы волнует проблема неправильного склонения имен числительных, а также школьники хотят научиться правильно употреблять числительные в повседневной речи, однако все они нуждаются в помощи и в определенных знаниях и навыках.
Пути решения проблемы в употреблении имён числительных.
Для выявления проблем при склонении числительных в речи учеников МКОУ «Посевнинская СОШ» я предложила им ряд заданий. В тестировании приняло участие 25 человек. Ребятам я предложила 9 заданий.
1. Замените цифры именем числительным:
А) альбом с 768 __________________иллюстрациями
Б) продано около 400_____________ мешков
В) на 642 ___________________растениях
2. Замените цифры именами числительными:
А) груз весом в 2600______________ тонн.
Б) в 1982___________________ году
3. Замените цифры именами числительными:
А) в 2008______________ году
Б) к 2018________________ году
4. Раскройте скобки, в правильной форме употребляя числительные, результат запишите:
А) в течение (полтора)____________ суток
Б) около (полтораста) _______________тысяч рублей
5. Допишите окончания:
А) Я беседовал с полутора десятк____ учеников
Б) В демонстрации участвовало свыше полутора миллион___ человек
6. Укажите допустимое(-ые) в речи сочетание(-ия) слов:
трое волков
трое медвежат
трое портних
трое друзей
7. Найдите предложение(-я) с ошибкой(-ами) и, исправляя ошибку(и), выпиши его(их).
А) У нее пять сестер, но, к сожалению, все они живут не в Москве.
Б) Такое положение характерно для обоих стран.
В) Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трех – одинаковые новенькие ранцы.
Г) Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками.
8. Замените число именем числительным:
Учитель опросил 22 ____________ ученик___
Данное тестирование я проводила в своем классе (9 класс) Опрошенных было 20 человек.
Результаты показаны в круговой диаграмме:
Тестирование показало, что склонение имен числительных в речи вызывает у ребят немало трудностей.
Пути решения проблемы правильного употребления числительных.
Ян Амос Коменский ещё в 17-ом веке сформулировал «Золотое правило дидактики», суть которого можно выразить в трёх словах: «Всё зримое – глазу!». Опираясь на это правило можно попытаться помочь учащимся научиться правильно склонять имена числительные.
Именно поэтому, я предлагаю ученикам школы буклет «Склонение имён числительных», в котором в виде таблиц даны основные правила склонения имён числительных. Надеюсь, это поможет ребятам правильно использовать числительные в устной и письменной речи.
Заключение.
Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее:
1) проблема употребления числительных в устной речи возникла давно и волнует не только учёных-лингвистов, но учеников и педагогов моей школы;
2) все опрошенные в ходе анкетирования хотят правильно склонять имена числительные;
3) большинство учеников испытывают трудности при склонении имён числительных;
4) применение наглядных пособий и таблиц поможет решить проблему правильного склонения числительных.
Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что соблюдение грамматических и речевых норм в употреблении имён числительных поможет сохранению «живого великорусского языка».
Правильное склонение имён числительных – проблема многих школьников. Способы решения проблемы существуют, нужно прилагать усилия, чтобы не допускать ошибок. Уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех будет обеспечен.
Литература:
-
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1994.
-
Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
-
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 1, 2 части. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; — 5-е изд — М. : Просвещение, 2015-2019г.